Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как писать стихи. Учебник стихосложения Стихосложение. Как писать стихи. Глава 1.


Стихосложение.
Введение.



В жизни, наверное, каждого нормального подростка рано или поздно появляется
желание писать стихи. Иногда это может произойти раньше, иногда позже. Но статистика говорит о том, что 70% людей цивилизованного мира хоть раз пробовали писать хоть какие-то условно рифмованные строчки.
Обычно это страшно читать. И не удивительно. Ведь стихотворение – это же какая-то структура, конструкция. Я думаю, вы прекрасно представляете, какой мост может сконструировать человек без специальных знаний и опыта. На ум приходит прилагательное на букву ”х” не правда ли? Так и со стихотворениями. Прежде чем выйдет что-то стоящее вы напишите очень много опусов и другого пути нет. Известные поэты тоже не сразу писали шедевры.
Данный цикл статей рассчитан для знакомства с основами духа стихосложения и никоим образом не может претендовать на звание “универсального учебника” или статей о теории поэзии. Немного теории, конечно, будет. Но основной акцент я ставлю именно на моральную подготовку поэта к стихосложению и критике.
В первой главе вы узнаете об основных характеристиках стихотворений.



Глава 1. Основы. Ритм и метр.


Наверняка у вас в жизни была ситуация, когда вы идете по улице, и у вас в голове рождаются стихи. Приходите домой, берете карандаш, листок, пишите первую строчку: ”Те, кто шли по притихшим аллеям”, и…. И мысли заканчиваются. Все, полный тупик.
Поэт – это, прежде всего, душа, твердят многие. Нет, позвольте мне не согласится. Поэт – это сытый желудок, мозги и душа. Именно в такой последовательности. Основное умение поэта заключается в возможности черпать “вдохновение” изнутри, из себя. Тогда у вас будут получаться стихи. Если ваш внутренний мир беден, сер и мал, словарный запас ограничивается 10000 слов, но очень хочется писать стихи – то, наверное, вы где-то в чем-то ошиблись в жизни.
Итак, чтобы писать хорошие стихи необходимо сначала прочесть чужие.

Нужно помнить, что стихотворение - это ритм. Рифмы – они не так важны. Рифмами можно пренебречь. Но если вы пренебрегаете ритмом - получается свалка предложений.
К примеру, вот в этих строках А. С. Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

можно определить ритм, некий напев. То есть, каждое четверостишье можно напеть определенной ”поэтической” мелодией. Постоянный ритм – это когда мелодия в четверостишиях не “ломается”. В самом простом литературном определении ритм - это периодические повторения соизмеримых частей стихотворения.
А теперь позвольте привести пример без ритма, для сравнения:

Ты взглядом душу кольнула мне
Иглой пропитанной любовью,
Но ключ от сердца лежит на дне
В твоем озере залитою слезою.

Он очень силен этот твой яд судьбы
Этот плен, с которого мне не уйти
Я тот самый всадник без головы
Потерявший голову во имя любви.

Чувствуете разницу между ритмом и нагромождением слов? В теории стихосложения существует целое течение учений о ритме, называющееся ритмикой. Есть еще одно важное учение – метрика, занимающаяся, по сути, размерностью стиховых рядов. Метр – стержневая характеристика стихотворения, компонент ритмической системы. Т.е. – это частотная характеристика ритмических частей текста (ударений, тихих гласных, пауз, ударных или безударных глазных). Чаще всего под слово метр понимают размер стихотворения.

Основные cтихотворные метры (размеры):

1. Хорей – двуслоговая (или как еще называют двухдольная) стопа с ударением на первом слоге.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

(А. Пушкин)

2. Ямб – двуслоговая (двухдольная) стопа с ударением на втором слоге.

Я знаю - город будет,
Я знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть.

(В. Маяковский)

3. Дактиль – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на первом слоге.

Славная осень! Здоровый, ядреный!
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.

(Н. Некрасов)

4. Амфибрахий – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на втором слоге.

Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз,
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н. Некрасов)

5. Анапест – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на третьем слоге

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

(А.Фет)

6. Белый стих – название метрически стихов без рифм, обычно в литературе вообще не позиционируется как размер или метр. Белые стихи могут иметь любой размер. Часто в стихотворениях переплетаются разные размеры, но в определенном порядке, что создает четкий, но зачастую сложный, ритм. Качества такой экспериментальной поэзии могут достигнуть только опытные поэты, иначе – гора строк. Отличием от обычных стихов также является полное или частичное отсутствие ритмы.

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…

(А. Пушкин )

[примечание. Часто белых стих путают с верлибром. верлибр - это безразмерный стих, а белый стих - это размерный стих без рифм]

Казалось бы, свобода от рифмы дает поэту большую свободу для слов. Однако, на самом деле, проблемы со словарным запасом особо остро бьют по “белостишцам”. Более того, часто в белом стихе пишут именно начинающие поэты, даже не подразумевающие о своем злодеянии. Результат – исковерканные фразы, отсутствие ритма, рифмы, смысла, стиля и вкуса. То есть – [цензура]. Да правильно именно это слово. По собственному опыту могу сказать, что в поисках себя я пришел именно к белой поэзии. Мои первые белые стихотворения были пересыщены экспрессивными нецензурными словами и фразами. Позже я ушел от грубостей. Мат в стихотворениях часть имеет огромную силу и не зачем ей раскидываться. Слово “пиздец” в конце вежливого и возвышенного стихотворения может оказать сильнейшее воздействие на читателя. Экспериментируйте. А почему лучше на незнакомых – узнаете в следующей главе.

В избранное