Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Литературно-интерактивный проект


Информационный Канал Subscribe.Ru

    Выпуск 29.

   Этот выпуск нашей рассылки можно назвать юбилейным. Нашему проекту – год. Главный итог этого года – мы нашли много друзей и среди авторов, и среди читателей, а что может быть лучше этого? Мы рады, что число наших единомышленников и друзей продолжает расти. Уверены, что у нашего камина всегда будет уютно и тепло доброму, честному и искреннему человеку.

*     *     *

     Вас интересуют детективы? Посетите наш фирменный магазин: www.ukamina.com/publisher/shop.html

*     *     *

Содержание выпуска:

- Ирина Негина Давай поговорим негромко у камина...
- Евгений Добрушин Он умер легко
- Ольга Бэйс Виктория
- Виталий Актов Ох, уж это Искусство!
- Александр Гукс К вопросу о пользе критики в социальной сфере
- Нат Талыпов А что если
- Илья Шифман Исповедь
- Леонид Шифман Ништяк (Почти сказка)
- Александр Бэйс Встретимся
- Иосиф Ольшаницкий Загадки русского Заполярья (продолжение)

*     *     *

Ирина Негина

 

         *    *     *

         Давай поговорим негромко у камина
         О чём-нибудь хорошем... Может быть, о нас?
         О том, как мучил май и не пьянили вина,
         Как много обещала близость губ и глаз,

         Что были ни к чему тогда слова и позы
         И музыкой казался тот полночный бред,
         Что пахнут до сих пор на книжной полке розы,
         А слоник на трюмо ещё хранит от бед...

         Давай поговорим спокойно, без надрыва,
         Без пышных фраз и лести, слёз и суеты.
         Сегодня я почти по-прежнему красива.
         По-прежнему почти любим сегодня ты.

         В камин подбросим дров, за окнами ненастье.
         В хрусталь нальём вина и выпьем за весну,
         И я тебе спою, наверное, о счастье,
         Настроив на любовь неверную струну.

         Давай поговорим. Пусть это не изменит
         Ни параллельность вех, ни бесконечность зим
         И пусть от нас с тобой остались только тени,
         Сегодня у огня давай поговорим...

*     *     *

Евгений Добрушин


ОН УМЕР ЛЕГКО


     Ольга, как всегда, ехала на электричке на работу. За окном мелькали привычные ландшафты – оливковые рощи, поля, виноградники, домики фермеров, небольшие стада коров и овец. Ей захотелось послушать музыку, и она закрыла глаза.
     Сегодня в программе был джаз тридцатых.
     Потрясающей красоты отель на берегу теплого моря, ресторанчики, пляжи, прогуливающиеся по набережной парочки.
     Пронзительное вечернее небо, солнце, алым шаром опускающееся за горизонт… Небольшой негритянский джаз-бенд на открытой танцплощадке импровизирует.
     Вообще-то Ольга не любила джаз. Но игра этих ребят была настолько виртуозна и захватывающа, что она невольно увлеклась мелодией.
     Такой музыки она еще не слышала! Саксофон переходил от темы к теме, ударник выдавал на барабанах такие пассажи, что просто дух захватывало, гитары, скрипка и виолончель были просто бесподобны. Это был настоящий «черный джаз», но такого высочайшего уровня, такой чистоты и мелодичности, что казалось, эту музыку сочиняет сам негритянский бог. Ольга целиком окунулась в эту атмосферу, и вот она уже идет по набережной в длинном вечернем платье, на ее голове шляпа из страусиных перьев, в руке маленькая сумочка. Рядом бежит на поводке белая пушистая собачка, иногда останавливаясь и преданно заглядывая в глаза хозяйке черными бусинами зрачков.
     «Какой вечер подарил нам сегодня Волшебник!» - думала она. – «Жаль, что его никто никогда не видел… Сколько людей он сделал счастливыми!»
     Над морем еще полыхало зарево заката, а в гостинице и на набережной уже зажглись фонари. К ближайшему казино стали подъезжать шикарные экипажи…
     Ольга прекрасно понимала, что все это иллюзия, своеобразное телепатическое кино, и стоит открыть глаза, как все исчезнет. Но как стильно, как изящно все было сделано! Это был настоящий сон, пусть и искусственный, но такой красивый, такой добрый, и музыка эта чудесная, запахи апельсиновых деревьев и тропических цветов – все как наяву! Даже Оле Лукойе Андерсена вряд ли смог бы придумать такую замечательную сказку!
     Впрочем, Волшебник (так его все называли) всегда был на высоте. Каждый день он давал новый концерт. Люди всей планеты смотрели его сны. В любое время суток, если только он этого хотел, каждый мог, только закрыв глаза, увидеть прекрасную сказку, музыкальную, красочную, с полетами и фейерверками, невиданными пейзажами и запредельными мирами. Музыка в этих снах завораживала и очаровывала. Один раз это были электронные симфонии, другой раз – диско. Волшебник радовал и любителей рока, классики, кантри, этнической музыки. Всегда эти мелодии отличала оригинальность и новизна. Волшебник никогда не повторялся. Вся планета потом распевала его песни, по его сюжетам ставились фильмы, парфюмеры выпускали новые духи с запахами, услышанными во сне, он вдохновлял модельеров и скульпторов, архитекторов и дизайнеров. Вот уже без малого сто лет на планете Земля люди просыпались с улыбкой на устах и музыкой в сердце.
     Ольга могла выйти из сеанса в любой момент, но до Иерусалима было еще десять минут поездки, так что спешить не хотелось.
     Она любовалось густой синевой небес, легкими перистыми облаками, окрашенными в нежно-розовый цвет фламинго, вдыхала аромат чудесных цветов, музыка вела ее за собой, и она шла за ней в сказочную страну любви и тепла.
     И вдруг словно молния ударила с неба! Все погасло, музыка смолкла, сказочный мир исчез…
     Девушка открыла глаза.
     Поезд по-прежнему бесшумно скользил на магнитной подушке по стальной эстакаде, за окном мелькали дома и деревья, яркое полуденное солнце сияло в зените.
     Неясная тревога проникла в душу Ольги. Крайне редко случалось, чтобы сны Волшебника так резко прерывались.
     Остаток пути она провела за повторением лекции по биологии. Дочитать ее она не успела – поезд прибыл на станцию.
     Ее пациент жил в хостеле для бедных в двух кварталах от железной дороги. Он был инвалидом. Детский церебральный паралич на всю жизнь приковал его к постели, пособие от Национального Страхования не позволяло сделать дорогую операцию. Это был замкнутый круг – инвалидность лишала его возможности заработать, а нищета исключала всякую надежду на выздоровление и нормальную жизнь.
     Ольга работала у него сиделкой. Это была небольшая подработка к ее стипендии – она училась в Тель-Авивском университете на врача.
     Старик был тихим, молчаливым и не доставлял практически никаких хлопот. Обычно он спал или просто сидел с закрытыми глазами. Когда он просыпался, она кормила его с ложечки, читала ему книжки, а остальное время надо было просто быть рядом и присматривать за ним.
     У хостеля стояла машина скорой помощи. Когда девушка подошла ближе, она увидела, как два санитарных робота грузят в машину тело, завернутое в белый мешок. Зайдя внутрь здания, она подошла к администратору.
     - Кто это у вас умер? – спросила она его после дежурного приветствия.
     - Ваш подопечный, Авраам Блюмфельд. Инсульт. Что ж вы хотите – 97 лет прожил дед! Он умер легко...
     - Отмучался, несчастный, - грустно сказала девушка. – У него есть родственники?
     - Нет. Есть друг, такой же горемыка, как и он. Моше Фридлянд. Комната 516. Зайдите к нему. Только постарайтесь сообщить эту новость как-нибудь помягче. У него ведь тоже никого не осталось на этом свете.
     Ольга поднялась на пятый этаж.
     - Здравствуйте, Ольга! – приветствовал ее Моше, как только она вошла в квартиру. – Я уже в курсе.
     - А, вам уже сообщили?
     - Я это сразу понял.
     - Каким же образом?
     - Когда сегодняшний сеанс прервался.
     - Вы имеете в виду, сон Волшебника?
     - Этим Волшебником был Авраам.
     - Кто?!
     Ольга внезапно побледнела, как полотно.
     - Создателем сновидений был Авраам Блюмфельд. Это он спас человечество от войн и ненависти, он научил нас любить друг друга и жизнь, он подарил нам чудесную музыку и сказочные миры. И больше этого не будет.
     - Но откуда вы это знаете?
     - Я был его другом. Мне единственному он открыл свою тайну. Я вначале не поверил, но он привел веские доказательства. Авраам был гений. Такие, как он, рождаются раз в миллион лет…
     Старик замолчал.
     - А теперь идите. И никому об этом не рассказывайте. Впрочем, теперь это уже не важно. Мессия умер.
     На безоблачном небе полыхало солнце, пели птицы. Ольга шла по пыльным иерусалимским улицам, и по ее щекам катились слезы. И только в памяти все еще звучали мелодии из снов Волшебника.
     «Он умер легко, - повторяла она. – Он умер легко…»

     19.11.2003

*     *     *

Ольга Бэйс


ВИКТОРИЯ


     Бывают такие жизненные ситуации, которые вовсе не нужно описывать, когда хочешь о них рассказать, достаточно их назвать, и все понятно любому человеку. Вот говорю я: был мой последний рабочий день перед отпуском – и вы уже прекрасно понимаете, как я себя чувствовала. А если я вам еще скажу, что мне 29 лет, и я впервые выхожу замуж? Нужны вам красочные описания моих эмоций?
     Именно так и было в тот день, о котором я хочу рассказать. Передав ключ от кабинета секретарше и обменявшись с ней несколькими фразами по поводу предстоящих событий, я села в машину, и все мои мысли теперь были только в будущем!
     Знаете, в позднем браке есть своя прелесть. Я не слишком паниковала по поводу своей семейной неустроенности, но в моем возрасте одинокое существование создает некоторые проблемы. Поэтому переход из положения старой девы в положение супруги дает значительно более богатую гамму приятных переживаний, чем банальная свадьба вчерашней школьницы.
     Если кто-то подумал, что мое будущее замужество результат моих титанических трудов во имя достижения желанного статуса, то он ошибся.
     Я просто дождалась своего принца, так уж мне повезло. В процессе этого ожидания я достигла еще кое-каких результатов: закончила университет, получила диплом, давший мне возможность сделать карьеру. Начав с работы в качестве репортера, я прошла путь до должности заместителя главного редактора журнала «Палитра». Я не считаю свою жизнь примером для подражания. Если честно, еще полгода назад считала себя стопроцентной неудачницей, а затем появился Фил. Не буду о нем слишком распространяться, боюсь сглазить. Скажу главное: он – мой друг, мой мужчина и лучшее, что подарила мне судьба.
     Именно его звонок и оторвал меня тогда от приятных мыслей о будущем.
     - Привет Лео! – это он меня так называет, считая, что мое настоящее имя Элеонора – слишком скучное и совсем мне не подходит.
     - Привет! Я уже в пути. Минут через 15 буду дома.
     - Слушай, ты можешь чуть отклониться и заехать в Сент-Стоун?
     - Могу, это по пути, но зачем?
     - У нас есть шанс сразу после нашего свадебного путешествия вселиться в очень симпатичный коттедж, его продают очень недорого, он почти не нуждается в ремонте, но я хочу, чтобы ты сама его посмотрела. Хозяева сейчас дома, если ты поедешь, я их предупрежу.
     - Нет проблем, с удовольствием заеду посмотрю этот домик, а ты уверен, что мы в состоянии его купить?
     - Мне обещали кредит на очень выгодных условиях, главное, чтобы тебе там понравилось.
     - Хорошо, говори адрес, я уже подъехала к повороту...

     Для тех, кто никогда не был в Сент-Стоуне, я хочу сказать, что городок этот небольшой, но расположен всего в пятнадцати минутах езды от столицы. Расположен он в очень живописном месте на берегу маленького, но достаточно глубокого озера. Я ехала и думала, что если действительно посчастливится купить здесь коттедж, то это будет нам прекрасным свадебным подарком.

     Дом снаружи выглядел маленьким и уютным. Я поднялась на крыльцо, и, позвонив в дверь, довольно долго ждала, любуясь хорошо ухоженным палисадником. Но вот мне, наконец, открыли. В дверях стоял мужчина, по-видимому, хозяин, я уже начала говорить что-то по теме своего визита, но прервала свою речь на полуслове...

     - Элен? – Сколько лет никто не называл меня так! – Ты совсем не изменилась!
     - Здравствуй, Джоржи. – Ответила я, узнавая, хоть и не без труда, стоящего передо мной человека. Наверное, следовало бы ответить: «ты тоже», но это было бы такой неправдой, что у меня не повернулся язык.
     - Как ты здесь оказалась?
     - Ты действительно продаешь этот дом?
     - А... Так ты и есть невеста этого парня?
     - Да.
     - Думаю, нужно тебя поздравить... – глаза Джоржи каким-то жадным взглядом ощупывали мое лицо.
     - Спасибо, действительно, это повод...

     Я вдруг почувствовала себя словно виноватой, но на самом деле более неуместного в данных обстоятельствах чувства нельзя было и придумать. Десять лет назад этот полнеющий и лысеющий мужчина взял да и разбил мое глупое любящее сердце. Это был первый урок любви, предательства и страданий, который преподнесла мне жизнь. Я оказалась хорошей ученицей, второго урока не потребовалось.

     - Не жаль продавать? – Вернулась я к более подходящей теме.
     - Жаль?
     - Место здесь замечательное, да и коттеджу, наверное, не больше пяти лет...
     - Мы построили его всего два года назад.
     - Тем более.
     - Нам он просто не нужен, мы получили в наследство большой дом в Сент-Ривере. Детей у нас нет, - он грустно улыбнулся, - так что... Ну, ты сама понимаешь.
     - Конечно.

     Пока мы вели этот светский разговор, моя несговорчивая память прокручивала события десятилетней давности, заставляя меня заглянуть мысленно туда, куда я давно запретила себе возвращаться.

     Мы познакомились на вечеринке в доме у моих родственников. У меня впервые появился такой красивый и взрослый поклонник. Джоржи умел обращаться с женщинами. Я чувствовала себя такой счастливой, когда он предложил мне стать его женой.

     Свадьбу назначили через два месяца, и две недели из них были самым счастливым временем моей тогда еще очень короткой жизни. А потом умер мой папа. Внезапно, от сердечного приступа. Понятно, пришлось пересмотреть наши планы.
     Прошло еще шесть месяцев, прежде чем мы вернулись к вопросу о нашем браке. Но к этому времени произошло еще одно событие.
     Мы обедали с Джоржи в небольшом ресторанчике на старой набережной. Вдруг я почувствовала аромат дорогих духов и услышала знакомый голос:

     - Элен! Привет! Сто лет тебя не видела! Можно мне присесть за ваш столик?
     - Конечно, - коротко ответила я, узнав в шикарной женщине, стоящей рядом, свою бывшую одноклассницу.
     - Может, ты познакомишь меня со своим другом, - продолжила она, устраиваясь на свободном стуле.
     - Это Джоржи,.. а это Виктория, мы учились вместе в школе.

     Это было начало конца моей волшебной сказки, которая превратилась в весьма банальную историю. Разве я могла соперничать с такой женщиной.
     Виктория была наделена таким количеством женских достоинств, что мне следовало бы сразу сложить оружие, как только я поняла, что ей понравился мой жених.
     К тому же я оказалась еще и глупее ее... Я пыталась убедить Джоржи, что моя соперница вовсе не та женщина, которая способна подарить ему счастье, Виктория говорила ему то же самое, но не обо мне, а о себе, выглядело так, что она пытается не разрушать мое счастье. Ее тактика была умнее, и она победила.

     Два года назад я получила письмо от своей счастливой соперницы, но не стала его читать. Сейчас я почему-то пожалела об этом.

     - Извини, я задумалась...
     - Я говорю, проходи. Ты ведь приехала, чтобы посмотреть дом.
     - Да, конечно.

     Я вошла в небольшую квадратную комнату на первом этаже. Навстречу мне из кресла перед телевизором поднялась женщина в элегантном домашнем костюме, выгодно подчеркивающем все достоинства и скрывающем все недостатки ее слегка располневшей фигуры. Она вдруг как-то театрально всплеснула руками, на лице ее отразилось что-то среднее между удивлением и радостью.
     - Элен! Ты здесь? – Вдруг она тихо добавила, – Ты простила меня?
     - Оставь свой пафос, Виктория, Элен приехала, чтобы посмотреть дом, - неожиданно грубо прервал ее Джоржи.
     - Здравствуй, Виктория, - ответила я, не обращая внимания на реплику ее мужа, - за что мне тебя прощать? Я тебе благодарна. Если бы не ты, я не была бы счастлива.

     В моих словах прозвучала такая пронзительная правда, что я не удержалась и добавила.
     - Мне нравится твой дом, если нам действительно повезет его купить...
     - Считай, что он уже твой, - грустно прервала меня Виктория.
     - Тогда его двери всегда будут открыты для тебя, - твердо закончила я, и, не глядя больше на хозяев, направилась к выходу.

*     *     *

Виталий Актов


ОХ, УЖ ЭТО ИСКУССТВО!

 

     Почтовый ящик…Если бы я был поэтом, то посвятил бы длинную оду этому великолепному изобретению человечества. Связующее звено, сюрреалистический (кубический) Дед Мороз, круглый год приносящий подарки в твой дом. Причем подарки эти материальны и не материальны одновременно. Это слова. Страница текста в незамысловатой оправе - это всегда сюрприз. Порой ожидаемый, порой неожиданный, но почти всегда желанный. И почти всегда непредсказуемый.
     Но я не поэт. Я художник. Работаю в рекламном агентстве. Художник, наверное, неплохой, потому что работаю уже пятый год и начальство мной довольно. Заказов хоть отбавляй, но в этой рутине всегда легко завязнуть, время летит, и усталость накапливается, как слой пыли на полотнах в запасниках, и непонятно, отчего вдруг начинаешь чувствовать себя тяжелым и неповоротливым. А для отпуска никак не найдешь подходящий повод. Поэтому я очень обрадовался, когда получил письмо от Клода. Он живет в Париже. Я – в Лос-Анджелесе, город замечательный, но мне не хватает Парижской безмятежности, его, если хотите, безответственности.
     Клод – свободный художник. Признаться, я всегда слегка ему завидовал. Особенно будучи студентом. Я помню, он всегда отличался от остальных. Это был не искусственно созданный имидж оригинальности, чем баловались тогда многие. Он действительно был необычен.
     Мы часто спорили с ним о творчестве. Я научился относиться к творчеству, как к слуге, с капризами которого приходится мириться. Для Клода творчество было не слуга, а друг. Соавтор, собеседник, он не мирился с ним, он его любил. Он питался им, дышал.
     Ему не нужно было, подобно мне, приступая к тому или иному заказу, будить его, вызывать из себя, как джинна из бутылки. Творчество постоянно было с ним двадцать четыре часа в сутки. Оно было его вечным собутыльником в славном кафе на площади Сен-Мишель. И глядя на его полотна, я часто видел разницу между нами. Между ремесленником и творцом.
     Но, сознавая в себе подобный дар, Клод никогда не кичился этим в нашей дружбе. Более того, он искренне ценил наши отношения, и мне это несколько льстило.
     Одно время Клод был одержим идеей найти рецепт приготовления красок бессмертного Вермера. Лично мне это было непонятно. Его не устраивало качество заводских красок, и некоторые из них он создавал сам, радуясь, как ребенок, удачно найденному колору.
     Он был ищущей натурой, но то, что он находил, было настолько редко и штучно, что он часто говорил, мол, на Земле нет того, что он ищет. И поэтому я был более чем рад, когда прочитал в письме, что он наконец нашел то, что искал, и теперь безмерно счастлив. Это была… его невеста. Они были знакомы полгода, и полгода проживали, что называется, в гражданском браке. И вот теперь решили пожениться. Не трудно догадаться, что меня приглашали в качестве свидетеля. Не долго думая, я собрался и поехал.

*    *     *

     Клод был необычайно доволен собой. Розовощекий, подтянутый, с сияющей улыбкой на лице, он являл собой пример достойного семьянина в самый расцвет счастливой семейной жизни.
     - Джули уехала за покупками. Скоро будет. Располагайся. – Сказал Клод и проводил меня в дом.
     На что я сразу обратил внимание - это то, что внутри, во всей обстановке как-то сразу чувствовалась женская рука. Это та неуловимая метаморфоза, которую не можешь объяснить, но всегда ощущаешь. Это не просто удивительная чистота, порой пугающая своей стерильностью. Во всем чувствовалась какая-то любовь. Она была во всем. Как была расставлена посуда, мебель и прочее. Все как бы дышало этой женской опекой и…
     - А вот и радость моя! А мы тебя заждались.– Воскликнул Клод и я повернулся, чтобы засвидетельствовать свое …
     Дело в том, что в комнату никто не вошел… Клод подошел к пустоте в дверном проеме, обнял ее, проводил к стулу, чмокнул в предполагаемую щечку и сел на свое место.
     - А вот и моя Джули. Ну, как тебе она? - Клод смотрел на меня взглядом, который не замечаешь до определенного момента.
     - Да ты что, Клод! Она просто прелесть…
     Теперь до меня дошло то, что смутило еще на вокзале, но чему я не придал тогда значения. Он постоянно улыбался. Сначала я отнес это к радости от предстоящей женитьбы. Но это было не так. Улыбка была искусственно впечатана в лицо и, опять же, приглядевшись, можно было понять, что какой-то нездоровой судорогой навечно и намертво свело скулы.
     К счастью, Клод как бы не замечал моей, несомненно, видимой реакции, как бы тщательно я ее не скрывал. Он нырнул в омут светской беседы по поводу моей работы и я, как мог, поддерживал разговор. Потом, сославшись на усталость после переезда, я поблагодарил за ужин и поспешно удалился.
     - Оставляю вас наедине, – промямлил я, кивнув стулу напротив.
     Поднявшись к себе в комнату, я предался размышлениям. Первым порывом было позвонить куда следует, но что-то меня удержало.
     В дверь постучали. Надев маску безмятежности, я пригласил войти. Это был Клод.
     - Мы собираемся съездить за город. Не присоединишься к нам?
     - Да нет, ты знаешь, я действительно очень устал. Отдохну часок-другой.
     - А! – протянул Клод – Ну, приятного сна… Кстати, - он заговорщицки подмигнул. – Ты не видел моей последней работы? Будешь первым критиком. И мы поднялись в мастерскую.
     Портрет… Я сразу понял, кто был изображен на портрете. Белокурые волосы с Боттичелливскими глазами …
     - Это Джульета? – спросил я.
     - Хороша, не правда ли? – то ли о портрете, то ли о невесте сказал Клод.
     Да, портрет был действительно хорош. Краски были не просто живыми, они были бесконечно живыми. Такую палитру можно наблюдать, только глядя на подлинники Рафаэля и Да Винчи.
     Была в них какая-то плотская основа. Как будто Клод нашел-таки пресловутый рецепт красок и портрет был… Лицо на холсте дышало.
     Когда я смотрел, ко мне пришло решение просто уехать.
     - Ты знаешь, Клод. Это удивительная работа. Но мне звонили с работы. Завтра я должен срочно уехать. Вернусь через два дня. - Ну что ж, очень жаль. Джульете ты очень понравился.
     Ночь я провел беспокойно, но в восемь утра был на ногах и усталой походкой отправился бриться. Решительно настроенный, я заканчивал утренний туалет…
     В дверь постучали, и незнакомый голос прощебетал:
     - Доброе утро, м-е Рено. Спускайтесь завтракать. Мы с Клодом ждем вас внизу.
     Я открыл дверь…
     Оживший портрет проскользнул мимо меня, остановился в дверном проеме и улыбнулся улыбкой Боттичелли.

*     *     *

Александр Гукс


К ВОПРОСУ О ПОЛЬЗЕ КРИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ


     И пришла осень. То была ранняя осень, когда неугомонное озорство жизни и теплое дыхание летнего ветерка мирно уживаются с монументальной пышностью умирания (Два в одном, но не Шолдерс, так сказать).
     Именно в это время легкой грусти и смятения чувств на белый свет в поисках вдохновения из своих уютных келий появляется особый творческий народ. Словно сказочные эльфы, они вдруг возникают повсюду, где есть хоть чуточку нектара вдохновения и пьют его жадными глотками, превращая в особый вид совершенства – произведение искусства, заполняя им, словно соты, многочисленные нотные станы, мольберты, подрамники, блокноты и прочие носители.
     Но сразу же за легкокрылыми ценителями нектара к месту событий с тяжелым и недовольным видом (увы, как правило, недовольным), подтягиваются уважаемые граждане творческого (и не только) сообщества – критики .
     И пришла ранняя осень. В один из таких осенних погожих дней по полупустым аллеям парка прогуливался человек с серьезным видом, в серьезной одежде и годах средней серьезности. Он придирчиво осматривал окрестности, но серьезных нарушений не наблюдалось. Все вокруг было относительно неплохо, и этот факт немного настораживал серьезного человека. Как Вы уже догадались, уважаемый читатель, серьезный человек был критиком. И когда притихшие под строгим взглядом окрестности, казалось, полностью дискредитировали себя, критик увидел художника. Тот стоял в самом конце аллеи, сосредоточенно колдовал над подрамником.

     - Здравствуйте, - вежливо поздоровался он.

     Художник мельком оглянулся и, буркнув что-то неразборчивое, вновь уткнулся в холст. Критик упустил это мелкое нарушение без внимания, потому что не хотел скандала, а хотел лишь помочь.

     - По-моему, современное изобразительное искусство, - начал он издалека, - потеряло самое главное.
     - Угу. - согласился художник.
     - Вот и в вашей картине перспектива явно не доработана, - как можно мягче отметил критик, оказывая художнику посильную помощь.
     - Вот тут, например, - и критик для наглядности протянул к холсту указательный палец.

     Художник проворно перехватил его руку.
     - На вкус и цвет, - отшутился он.
     - Кстати о цвете, - в голосе критика царило миролюбие, - не слишком ли ярко?
     - Такова осень, - все еще пытаясь рисовать, ответил художник.
     - Ну где же Ваше творческое облагораживающее начало? - Немного повысив голос от волнения, вскричал критик.
     - Послушайте! – улыбаясь, сказал художник. - Если Вы так любите живопись и громкую речь, я нарисую вам мегафон. Потом. А сейчас не мешайте. Вы знаете, сколько всего я еще должен сегодня написать?
     - Вот-вот, - грустно перебил критик.- Поток, халтура, сейчас так везде. Вот тут, посреди аллеи, у вас человек с зонтиком. Лето, жара, а у него зонтик.

     Художник внимательно посмотрел на критика, что-то обдумал и сказал:

     - Давайте сделаем так: Вы сейчас посидите тут рядом на скамейке, а когда я дорисую, мы с Вами подробно все обсудим.
     Критик обиженно хмыкнул и, развернувшись, пошел к скамейке. «А ведь и правда, - подумал художник, снова занявшись холстом, - зонтик здесь лишний. Хорошо все-таки, что есть критики... и... и валерьянка». С этой мыслью он двумя отточенными движениями закрасил зонт. «Вроде все», - подумал он, - глядя то на аллею, то на картину, то на критика, но немного искоса и испуганно. Оценив ситуацию, он быстро собрал мольберт и юркнул в заросли.
     А тем временем критик осматривал аллею удивленным растерянным взглядом. «Куда же он мог деться? Только что ведь он был здесь... Мой любимый черный зонтик...»

*     *     *

Нат Талыпов


А ЧТО ЕСЛИ

 

     - Пап, а что будет, если в нашу стиральную машину засунуть сухое бельё? – спросил маленький Тимми своего отца, и глаза его жадно загорелись.
     - Ну, пожалуй, - сказал тот, немного подумав, - скорее всего, произойдёт резкое уменьшение объёма, а поскольку его состав однороден, то это произойдёт сравнительно легко и очень быстро.
     - А дальше? Дальше что будет? – нетерпеливо спросил Тимми.
     - Дальше? – переспросил папа.- Дальше произойдёт взаимное отталкивание всех молекул, и оно резко увеличит свой объём и массу в результате высвободившейся энергии. Вот что будет.
     Тимми довольно улыбнулся. Он так и думал! А школьный учитель ещё возражал ему!
     - Надеюсь, ты это не серьёзно? – обеспокоено спросил отец.
     - Нет, что ты! Конечно же, нет! – воскликнул Тимми, и, когда успокоенный родитель ушёл в свою комнату вздремнуть, возбуждённо подумал: ну, конечно же, серьёзно! Разве не он это первый придумал? Все ребята просто лопнут от зависти!
     Итак, на первый раз надо ограничиться совсем небольшими размерами. Скажем, одного носка будет достаточно. Потом, если он всё правильно рассчитал, произойдёт «эффект Тимми», как он его назвал, то есть резкое уменьшение, а потом ещё более быстрое расширение, которое пропорционально пространственному кубу его переменной для сорокатрёхмерного пространства и – бабах! – результат налицо.
     Высвободившаяся энергия даст увеличение массы, а всё остальное пара пустяков. Немного фантазии, и можно сотворить кое-что достаточно интересное. Скажем, целую кучу шариков, которые, если придать им определённый заряд, будут вращаться по эллиптической орбите, спрыснуть маминым аэрозолем, и полученная реакция вызовет взаимодействие аминокислот, из которых можно слепить кучу забавных зверюшек, скажем, на двух ногах и всего с одной парой рук. А потом наделить их умственной и эмоциональной активностью, но только в ограниченных пределах, а потом… Скажем, можно организовывать между ними целую кучу игрушечных войн. Например, Троянская война – чем плохое название? Или, предположим, монголо-татарское нашествие? Просто потрясающе!
     Тимми торжественно зарядил стиралку грязным носком, предназначенным для стирки, и включил пульт управления. Итак, через десять секунд эффект Тимми начнёт действовать, а в его распоряжении целых 1,5 часа. После обеда папа любит крепко поспать, и он много чего ещё успеет сделать до того, как он проснётся. Ну, а потом… Потом будет легко уничтожить все результаты эксперимента, и никто ничего не узнает. Можно даже назвать финальный этап Конец Света. В принципе, не такое уж и плохое название…
     Раздался небольшой хлопок, и из машины вылетел первый оранжевый шарик, а восторженный Тимми уже орудовал аэрозолью. Гениально!...
     Папа Тимми отдыхал после сытного обеда и лениво думал о том, что его малыш, пожалуй, в последнее время чересчур уж развился. Он вспомнил горящие глаза сына и с некоторым удовлетворением подумал, что в них не меньше миллиарда рентген. В своё время у него было гораздо меньше.
     Надо будет посмотреть потом, что он там ещё задумал, сонно подумал он и спустя несколько мгновений крепко заснул, раскинув по сторонам все свои 625 пар плазматических щупалец.
     А в это время Тимми играл в новую игру и думал, а что, если….

*     *     *

Илья Шифман


ИСПОВЕДЬ

    
     Родители Толика приехали в Израиль за два года до его рождения. Как люди образованные, они высоко ценили возможность знания дополнительного языка, и поэтому уделяли немало времени занятиям с Толиком русским языком. Ивриту, как справедливо решили они, он научится сам, в садике. Толик рос смышленным парнем, почти как Володя Ульянов. К шести годам он не просто умел читать, а уже самостоятельно одолел «Чипполино» Родари и подбирался к книжкам Астрид Линдгрен и Туве Янссон.
     Приехав из пятимиллионного мегаполиса в достаточно крупный, разве что по израильским меркам, город на холмах Нижней Галилеи, родители Толика, даже после восьми лет жизни на исторической родине, испытывали острую ностальгию по родным ленинградским улицам. Каждый год строились планы, и каждый год поездка откладывалась: то не получается взять отпуск одновременно, то какие-то незапланированные расходы, то Толик болеет. На этот раз, однако, долгожданная поездка должна была состояться. Уже были куплены билеты, получены паспорта, а на почетном месте в гостиной восседали два новеньких полусобранных чемодана.
     Толика, разумеется, брали с собой. Ностальгии, по понятным причинам, он не испытывал, но, тем не менее, был чрезвычайно возбужден предстоящим путешествием. Он пытался принять активное участие в сборах и постоянно мешался под ногами, пока ему не был выдан отдельный рюкзачок, который он немедленно принялся собирать, весь надувшись от чувства собственной важности.
     Всю ночь накануне вылета Толик проворочался с боку на бок, поэтому, едва лишь самолет оторвался от взлетной полосы, он задремал. Прилетев в Пулково, поймали частника и поехали на Петроградскую сторону, к родственникам, у которых планировали остановиться...

     Анна Семеновна сидела на скамейке в скверике на Кронверкской. Всю неделю шли дожди, она застудила поясницу, да и суставы давали о себе знать, все-таки уже восьмой десяток пошел. Теперь же, когда, наконец, выдался солнечный, по-настоящему летний денек, она выбралась на улицу «погреть свои старые кости», как она сама говорила. Вот уже несколько лет, как она осталась одна: мужа похоронила давным-давно, а дочка с мужем и детьми уехали в Штаты. Ее звали с собой, но она отказалась наотрез. Для себя она твердо решила, что похоронена будет рядом с мужем, а не где-то на чужбине. Из Америки регулярно приходили письма, а также деньги, только благодаря которым она кое-как сводила концы с концами. Внуки росли на фотографиях, и каждый раз она с болью ощущала, насколько ей их не хватает. Единственной отрадой в ее жизни были церковные службы. Как-то, на автопилоте, она забрела в храм, где не была ни разу уже десятки лет, и с тех пор не пропускала ни одной службы. В молитве она забывала про свои беды и болячки, Иисус воистину был для нее Спасителем...
     - Бабушка, почему ты такая грустная?

     Из глубины своих мыслей она не сразу сообразила, что к ней обращаются...
     - Бабушка, почему ты такая грустная? – повторил Толик, и она окончательно очнулась. Перед ней стоял мальчик лет шести, вылитый ангелок. Одет, оценила она, явно не с барахолки, но и не так вызывающе ярко и нарядно, как часто одевают своих детей представители сливок общества. Почему-то вспомнились собственные внуки на фотографиях.
     - Ножки у меня болят, внучек, - ответила она, и тут ее прорвало. Она минут десять изливала все, что накопилось в ее душе за эти годы, всю боль своего одиночества.
     Наконец она, всхлипнув, прервалась, чтобы достать из сумки платок.
     - Не плачь, бабушка, все у тебя будет хорошо, и ножки пройдут, - сказал Толик. Добрая душа, он с детской непосредственностью пытался утешить ее, так же, как утешали его взрослые в минуты обиды.
     Анна Семеновна утерла глаза, растроганная его участием.
     - Спасибо тебе, внучек. Откуда ты?
     - Из Назарета, - ответил Толик, не смутившись.
     - Господи, Иисусе! – ахнула Анна Семеновна, перекрестившись, и погрузилась в счастливый обморок.

*     *     *

Леонид Шифман


НИШТЯК (Почти сказка)


     Воспитательница нашего детского сада сказала, что на праздник у нас будет КВН. Мы с ребятами долго думали, что же это такое, и в конце-концов решили, что это по-взрослому ништяк. Воспиталка добавила, что придут взрослые.
     В праздник мы убрали столы и расставили стулья в игровой комнате. Когда воспиталке удалось усадить нас всех, вошли приглашенные. Нам их представили. У них у всех были необычные смешные фамилии. К нам на праздник прибыли Аркадий Холод, Михаил Голод, Юрий Мороз и Джеймс Мор. Как радостно сообщила воспиталка, последний, узнав, что приглашен на КВН, и что будет интересно, оставил свои дела в Лондоне и примчался к нам. Гости мило улыбались, но никто из них не подумал ни кивнуть головой, ни сделать шаг вперед, когда называли их имена.
     - А теперь, - сказала воспиталка, вы должны определить, кто есть кто. Можете делать с гостями, что хотите, и задавать им любые вопросы!
     Мы стали думать, что же их такое спросить, а Юлька предложила их потрогать, кто самый холодный, тот Мороз! Воспиталка подозвала Юльку, и та по-очереди потрогала лоб каждому из гостей, а заодно и воспиталке. Все лбы были одинаково теплыми, о чем Юлька нам и доложила. Тогда Борька сказал, что тот, кто самый худой, тот и есть Мор. Но все гости были как на подбор одинаково стройными, только воспиталка.... Но ее фамилию мы знали - Сдобина.
     И тут Машуте пришла в голову гениальная мысль. Она выскочила вперед и спросила: "А сколько вам лет?". Все ответили, только один молчал.
     - Say "двадцать пять", - подсказал ему сосед.
     - Двацать пать - с трудом произнес он, и все засмеялись. Ясно было, что это Джеймс Мор!
     Но гениальная Маша на этом не остановилась.
     - А тот, кто пытался помочь Мору - Голод! - закричала она и оказалась права.
     Остались Холод и Мороз. Идей не было. Даже у Маши. Но тут уже отличился я.
     - Выйдете на минуту, а потом вернитесь! - предложил я Холоду и Морозу.
     Когда те вышли, я сообщил ребятам свою идею.
     - Холод приходит раньше мороза. Кто войдет первым, тот и есть Холод!
     Через минуту мы уже знали всех! Воспиталка радовалась больше нас.
     - А теперь ваша очередь дать нам задание. - Обратился к нам Юрий Мороз.
     Мы посовещались и выставили вперед брата и сестру Мишку и Ольку и попросили гостей определить, кто из них Мишка Рабинович, а кто Олька Рабинович. Гости, кроме Мора, засмеялись.
     - Конечно, вот Оля, а вот Миша. - Сказал за всех Юрий Мороз.
     Мы зааплодировали.
     - Это была разминка, - сказала Маша, - а теперь настоящее задание.
     Вперед вышли Серега и Костя, братья-близнецы.
     - Одного зовут Сергей, а другого Костя. Определите, кто есть кто! - победно прокричала Машута.
     Вопрос был что надо! Отличить близнецов было невозможно, можно было лишь попробовать отгадать. Но и этого нельзя было сделать. Дело в том, что Серега и Костя, еще когда были маленькими, перепутались, и теперь каждый день договаривались, кто из них кто. Впрочем, это не имело никакого значения - их всегда звали Серега и Костя. Только мама их отличала, но не рассказывала как, чтобы они и ее не запутали.
     Надо ли говорить, что гости не справились с заданием. Мы выиграли. Было ништяк!

*     *     *

Александр Бэйс


ВСТРЕТИМСЯ


     - Привет, Ник!:-) Как дела?
     - Привет, Мэри! Теперь уже лучше...
     - Соскучился?
     - А как же...
     - Я тоже...:-)
     - Мы ж всего пять часов назад расстались.
     - Всего?! Целых пять часов!...
     - …:-)
     - Я тебе снюсь?...
     - ...Иногда. А что?
     - Ты мне сегодня снился...:-)
     - Ну и как я тебе?... во сне...
     - ...Не знаю...
     - Не понравился?:-(
     - Что ты говоришь? Как ты можешь не нравиться?:-)))

     - Странные у нас отношения... да? Но мне нравится.:-)
     - Мне тоже... Не знаю, что бы я без тебя делала... Ты мне всегда так помогаешь...
     - Не смущай меня, я уже краснею...:-)
     - Это хорошо. Лучше, чем бледненький.:-) Ладно! Мне пора бежать на занятия.:-( Встретимся вечером...:-)
     - Ок! До вечера.:-)))))
     - Целую.
     - Падаю...

*    *     *

     Я вышел на улицу в приподнятом... Нет! В отличном настроении. Все было ярким и радостным. А вот и она... Как всегда красива и необыкновенно обворожительна...

     - Привет, Маша!
     - ...

     М-да… Прошла и даже не заметила... Ладно. Встретимся вечером...

                 В аське.

*     *     *

 

Иосиф Ольшаницкий


ЗАГАДКИ РУССКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ (продолжение)

     В названии СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ этимология первых двух слов уже рассмотрена в одной из заметок этой серии. Теперь займемся третьим словом.
     Удивительны открытия еврейского происхождения географических названий, обозначенных на картах и на глобусе самыми крупными буквами, в самых, казалось бы, неподходящих районах Земного Шара, например, в Российском Заполярье. Рассматривая их в случайном порядке, например, подряд по их расположению, почему-то обнаруживаем (тоже в случайном порядке, но тематически подряд) еврейское происхождение корней самого ядра основного словарного фонда русского и славянских языков и, что еще важнее, еврейское происхождение приемов русского словообразования, построения фраз, особенностей грамматики и алфавита. Так слово НИЗ почему-то случайно следует тематически за словами ВЫСЬ, ШИРЬ, ДАЛЬ, БЛИЗЬ, СРЕДЬ, ОКОЛО, уже рассмотренными в предыдущих заметках. За ними слова РОВНО, РАВНО, БОЛЬШЕ и т.д. в какой-то странной закономерности появятся сами собой.
     Есть причины того, почему Этимологический словарь русского языка в 4-х толстых томах убористым шрифтом с немыслимо сложным набором всех типографских знаков любых языков был подготовлен в Гитлеровской Германии, а не в Советском Союзе и не в царской РОССИИ.
     Но и фашисты не решились публиковать материалы ни о еврейском происхождении славянских (и не только) языков, ни о еврейском происхождении неисчислимого множества самых известных географических названий по всему глобусу, включая слово ГЕРМАНИЯ.
     Идеологическое обоснование грядущего истребления славянских (и не только славянских) «индейцев» (как «низшей расы») вслед за евреями было поручено кое-кому из лингвистов. «Индейцами» нацисты называли восточные народы. Архив Макса Фасмера, составителя упомянутого словаря, по его заверениям, в конце войны совершенно случайно пострадал. «Когда значительная часть словаря уже была подготовлена, попадание бомбы (1944г.) лишило меня не только этой и других рукописей, но и всей моей библиотеки». Иначе его бы повесили в связи с тем, чем он занимался по заданию известного ведомства. Не он один освободился от опасных бумаг. «Вышедшая после 1949 года литература по этимологии была столь обширна, что я, к сожалению, не смог использовать ее полностью». (М.Фасмер. Послесловие к 1т. Словаря). Быстро же он восстановил то, что даже переписать кажется трудом неподъемным.. И во время войны, и позже с размахом немцы занимались тем, чем почему-то не занимались сами русские.

 

  www.ukamina.com - ВСЕГДА ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ!

  ukamina@ukamina.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное