Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Литературно-интерактивный проект У камина


Информационный Канал Subscribe.Ru

    Выпуск 38.

    Если вы хотите хотя бы изредка отдохнуть от повседневных проблем и побыть в мире добрых и честных людей, где удача приходит к тем, кто ее заслуживает, приходите на наш сайт www.ukamina.com.
    В нашем уютном кресле у жарко пылающего камина давайте немного помечтаем. Мы убеждены, что, встретившись с вами однажды, удача и вдохновение уже не покинут вас...

*     *     *

Наше издательство "У камина" с криком, как это принято, появилось на свет. Оно прокричало: "Тривселенная"! Посетите сайт, посвященный нашей первой книге: www.ukamina.com/3vselennaya/.

*    *     *

     Вас интересуют детективы? Посетите наш фирменный магазин: www.ukamina.com/publisher/shop.html

*     *     *

Содержание выпуска:

- Андрей Буторин Глава №…
- Дора Карельштейн Легенда о чуде
- Михаил Полищук Я напишу о любви
- Стихи Володи Каденко
- Иосиф Ольшаницкий 6 букв вместо 34-х (продолжение)

*     *     *

Андрей Буторин


ГЛАВА №…

 

     Глава № 8.8.8.8.8.
    
     Такая серость кругом... О чем это я? Мысли, словно чужие... Серость... Все как-то серо вокруг — вот, наверное, что. Голый серый стол. Лист бумаги, ручка. Что я тут делаю? Ах, да — пишу! Зачем? И о чем?
     По-моему, я просто болен. Зачем же я тогда продолжаю писать? Потому что надо! Только это я знаю наверняка. И пишу, пишу, пишу... Не могу почему-то даже перечитать написанное. О чем я пишу? Буквы сливаются в стройные ряды, скрывая от меня смысл. Может, потом... Когда спадет эта серая пелена.
    
     Глава № 8.8.8.8.
    
     Сегодня я — явно не в лучшей форме, хотя точно помню, что вчера уберегся от всяких там соблазнов. Да-да, определенно и точно! Я ведь писал вчера весь вечер и половину ночи! Хотя, ночь — это уже сегодня. Хорошо хоть это я понимаю!
     Что же все-таки со мной не так? Как будто чего-то не хватает... Да нет — вот бумага, вот ручка. Сижу, пишу. Интересно, что пишу я про того, который тоже пишет. Правда, интересно. Словно про себя. Только вот про себя я что-то ничего особенного вспомнить не могу... Да и не особенного тоже. Как хоть меня зовут-то? Ого! Тяжелый случай!
     — Саня, сходи за хлебом! — говорит появившаяся рядом женщина. Странно, я даже не заметил, как она вошла. Зато знаю теперь, что меня зовут Саня. Это уже хорошо! Плохо, что я не знаю, как зовут эту женщину... И кто она вообще такая?
     Я иду под противным осенним дождем, серым и нудным, как все вокруг. Иду и злюсь на Евгению, оторвавшую меня от книги. Самой, конечно же, под дождем мокнуть лень!
     Так, я, оказывается, откуда-то узнал, что “пославшая” меня женщина — не кто иная, как законная моя жена Евгения. То есть, как “откуда-то”? Мы живем с ней без малого пятнадцать лет! Не, это она здорово сделала, что под холодный дождь меня выгнала — мозги хоть маленько проветрились. А то ведь с этими бессонными ночами можно совсем ошалеть... Пишу, пишу, пишу... И ведь почти ничего не помню, о чем написал! Правда, об этом помню, который тоже пишет за столом... Странную я выбрал тему. Не могу вспомнить, зачем мне это понадобилось.
     Наверное, надо сделать перерыв, развеяться. Что-то я за себя волноваться начал! Вот и сейчас уже с хлебом иду назад, а как в магазине был — не помню!
    
     Глава № 8.8.8.
    
     Я сижу с инопланетянином Лекером за кучу парсеков от Земли и жду конца света. Вот уж никогда бы не подумал, что со мной, писателем-фантастом, случится подобное! Кривая ухмылка судьбы... Или же этих, как сказала странная Девочка, Хозяев?
     Хорошая Девочка, добрая. Пришла и предупредила дядей, что им скоро — кранты. И что никуда им теперь не деться, не выкарабкаться... Уж лучше бы помалкивала! Дожили бы себе спокойно до конца, ни о чем не ведая! А теперь вот мучайся! Может, соврала? Пошутила? Хотя, Хозяева, похоже, шутить не любят, а врать не умеют. А Девочка ведь тоже Хозяйка, хоть и маленькая.
     Странно лишь то, что Девочка набрела на нас случайно. Она о нас попросту не знала — это ясно. А разве Хозяева могут что-то не знать?
     Похоже, и Лекер думает о том же... Ах, да! Он же читает мысли! Он и сказал-то это мысленно:
     — Алексей, я очень надеюсь, что девочка действительно не знала о нашем нахождении здесь... Значит, никакие они не Хозяева... Не настоящие Хозяева, те, которые знают ВСЕ.
     — А ты думаешь есть и такие? — поддерживаю я разговор.
     — Должны быть! — уверенно отвечает Лекер. — Иначе как же?
     — Что “как же”? — удивляюсь я.
     — Ну, как все существует? Если этот мир создали Хозяева... ну, те, где Девочка, то кто тогда создал их?
     — Так можно рассуждать до бесконечности: кто создал этих, а потом кто создал тех, в свою очередь тех-то кто создал?.. И зачем? Зачем, по большому счету, возник мир?! Впрочем, Девочка обмолвилась, что мира, в принципе, нет вообще...
     — Ну, это я принять не могу! Как это нет? А мы? Мы ведь — вот они! Мы дышим, общаемся, мыслим наконец!
     — Я мыслю — стало быть, существую!
     — Во-во! — обрадовался Лекер. — Здорово ты сказал, Алексей!
     — Это не я — это дядька один земной сказал.
     — Умные же вы, земляне! — похоже, что искренне восхищается Лекер.
     — Только я вот что тебе скажу, — “не замечаю” я лести. — У вас есть книги?
     — Есть, конечно!
     — Ну так вот, подумай, литературные герои — они ведь тоже в книгах дышат, общаются и мыслят. Но разве они существуют реально?
     — Как же они дышат? — грустно смеется Лекер. — Это все придумка писателей!
     — Неважно, чья придумка! Когда ты читаешь книгу, если это настоящая книга, а не макулатура, то ведь ее герои живут, разве не так? Они любят, страдают, совершают подвиги и глупости... Ведь ты читаешь и видишь их, переживаешь за них!
     Лекер задумывается.
     — Да, есть такие книги... Мне попадались... Читаешь — и забываешь, что это вымысел, что это просто значки на бумаге...
     — Вот видишь! А ведь на самом деле ни этих героев, ни их мира не существует.
     — Но мы ведь не в книге!
     — Откуда ты знаешь? Почему ты так в этом уверен? И потом, книгу я привел тебе для примера. На самом деле это может быть что-то более сложное, но похожее по сути.
     — Но тогда нам ничего не изменить! — Лекер в отчаянье машет длинными руками. — Тогда все-все-все напрасно! Все предопределено! Ведь тогда все уже написано! А писатели — это и есть Хозяева!
     — Не обязательно написано, — возражаю я. — А что, если наша “книга” только и пишется как раз в этот момент? И ничего еще не предопределено! Конечно, писатель задумал определенный сюжет, но он ведь может его еще и изменить! А что, если мы, “книжные герои”, тоже можем в какой-то мере повлиять на решение “писателя”? Я ведь тоже, кстати, пишу иногда... Так вот, когда я пишу книгу, порою случается, что герои начинают вести себя очень “непослушно”. Они словно бы начинают жить своей собственной жизнью, ломая зачастую придуманный мною сюжет... Я поделился как-то этим с одной журналисткой, писавшей заметку о моей новой книге. Она вряд ли поверила, подумала, что мужик просто рисуется перед ней, выпендривается, но условия игры приняла, даже назвала статью: “Когда герои автору перечат”. И вот сейчас я думаю: а вдруг это правда?
     — И что тогда?
     — Тогда у нас есть шанс!
    
     Глава № 8.8.
    
     Сначала я воспринял эту идею исключительно в качестве литературного приема, сюжетного хода. Герой моего нового романа, писатель-фантаст Алексей, оказывается в странном и страшном мире и встречает там товарища по несчастью — инопланетянина Лекера. Еще им повстречалась там очень необычная Девочка, имеющая отношение к не менее необычным Хозяевам, то да се — это все сюжет, фигли-мигли... Главная моя идея состояла в том, что Алексей оказался втянут во всю эту передрягу во время написания романа, причем, герой его книги, Саня, — тоже писатель и, разумеется, также что-то пишет. А суть идеи — каждый описываемый мир — это мир настоящий, он живет в тот момент, когда перо писателя касается листа бумаги. И во вновь созданных мирах тоже есть свои писатели, которые ваяют свои вселенные — кто лучше, кто хуже... Остается открытым вопрос: кто же создает самый первый мир? Зачем и почему возник он?
     И вот мой герой-писатель Алексей предполагает, что он существует в таком же точно придуманном и написанном кем-то мире; причем, он выдвигает гипотезу, что пишет о нем книгу кто-то из тех, о ком пишет он сам! И, чтобы избежать неминуемой гибели — собственной и этого инопланетного чудика Лекера, — он решает в своем романе изменить ход событий, заставить своих героев-писателей написать о нем самом по-другому. В общем — идея достаточно бредовая, я чуть не запутался в этих “матрешках”...
    
     Кстати, о матрешках. Не люблю их с детства. Просто не выношу! Очень яркое воспоминание: мне года три-четыре, я впервые увидел матрешку и расплакался. Меня просто напугала своей нелепой формой эта уродливая деревянная кукла — ни рук, ни ног... Когда же я узнал, что внутри их — целый выводок, испугался еще больше. А когда матрешки выстроились передо мной в ряд, я совсем разрыдался — никак не мог взять в толк: если все они входят друг в друга, то почему самая первая никуда не помещается, и почему в самой последней ничего нет? По моей детской логике первая и должна была скрываться в последней! Но это никак не получалось и казалось мне очень нелепым и донельзя обидным! Мне казалось, что матрешки издеваются надо мной. Играют.
     — Зачем сделали этих матрешек?! — размазывал я по щекам горькие слезы.
     — Как зачем? — удивилась мама. — Чтобы ими играть! Смотри, какие они разноцветные, красивые, яркие! Погляди, как они улыбаются!
     — Нет, — не унимался я. — Ты неправильно сказала, мама! Не чтобы ИМИ играть! Они тоже играют НАМИ! И они не улыбаются — они смеются!
     Нелюбовь к матрешкам непроизвольно перенеслась позднее, уже в начальной школе, к цифре 8, своей формой, видимо, напоминавшей мне матрешку. Я всегда ожидал от этой цифры какого-нибудь подвоха, а когда в более старших классах узнал, что лежащей “на боку” восьмеркой обозначают бесконечность — убедился, что мои наихудшие ожидания оправдались. Бесконечность я ни понять, ни принять не могу и по сию пору!
    
     Вот и теперь матрешки сыграли со мной злую шутку. Я писал роман, а меня подспудно что-то тревожило... Наконец я понял, что. В романе-то у меня получилось все гладко: один из писателей-матрешек “нижнего ранга” написал-таки хорошую концовку приключениям Алексея и Лекера, — так сказать, спрятал в себя самую большую матрешку. Но... До меня вдруг дошло, что на самом-то деле написал это я! Стало быть, я и есть эта самая большая, первая матрешка? Или... Вот тут-то мне и стало по-настоящему страшно, как тогда, в детстве!
    
     Глава № 8.
    
     Наконец-то серость немного развеялась... Или так нельзя сказать: “Развеялась серость?” Может быть так: “Серость заиграла красками?” Впрочем, особых красок я что-то по-прежнему не замечаю. Просто все стало более четким. Вот и буквы я уже вижу, и цифры. Вижу восьмерку в номере главы... Или я держу лист боком?
    

*    *     *

Дора Карельштейн


Легенда о чуде

    
     Почти все сказки начинаются так:
     в некотором царстве в некотором государстве…
    
     Но у нас не сказка – у нас маленькая древняя легенда.
     И мы начнём её так:
     В одном из Миров, на Прекрасной Планете создал БОГ в далёкие, незапамятные времена одно маленькое Сокровище.
     Оно было невзрачное, как лотерейный билет, но хранило в себе Большую тайну….
     Оно несло с собой Вознаграждение….
     Но Сокровище нельзя было выиграть в лотерее жизни, как выигрывают лотерейный билет.
     Потому, что выиграв его, нельзя было получить Вознаграждение….
     И в этом была тайна.
     Только Мастер мог увидеть в невзрачном камушке замечательное содержание.
     Надо было обладать воображением, добротой, самоотверженностью, терпением и мастерством Художника-Поэта.
     Надо было сердцем почувствовать, догадаться своей глубиной о Тайне…
     и слиться с глубиной Сокровища…
     Для того, чтобы невзрачный камушек стал Сокровищем,
     Мастер должен был создать ему замечательное обрамление, посвятить своё время, талант и любовь на шлифовку и освобождение из камня его Души.
     Тогда Мастер стал бы самым боготым в Мире человеком,
     он получил бы Сокровище, которое невозможно купить ни за какие деньги.
    
     Камушек открыто и незащищённо лежал на поверхности и был доступен для любого…кто был Мастером.
     Но шло время, сменяя поколения.
     Люди жили, старели, проклиная свои неудачи и жалуясь на несчастья….
     проходя мимо Сокровища.
     Им казалось, что только то счастье, что блестит и открыто-откровенно манит.
     За этим они устремлялись в погоню,
     продираясь через густые толпы себе подобных, и потеряв свои силы, годы, веру, убеждались, что в руках у них пустое стёклышко, блестевшее в лучах отражённого света.
     И тогда они снова жаловались на жизнь, на Бога, на невезение, на неудачных попутчиков и на весь окружающий мир.
     Но никто из них так никогда и не узнал, что много раз проходил мимо Волшебного Сокровища, созданного Богом невзрачным, но способного осветить их жизнь Божественным Светом, озарить её радостью труда и творчества, любви и богатства…
    
     Оглядитесь вокруг себя!
     Может быть Сокровище рядом с Вами? Оно не стареет! Оно попрежнему невостребовано… потому что упрятано Богом в неврачную оболочку.
     Чудо даётся не каждому!
     Чуду надо создавать, прекрасное обрамление.
     ЧУДО НЕЛЬЗЯ ПОДГОНЯТЬ ПОД СЕБЯ!
     ЧУДУ НАДО ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ!
     И тогда Вас ждёт чудесное
     ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ!
    
     Да поможет Вам БОГ прозреть!
     Аминь!
    

*     *     *

Михаил Полищук


Я напишу о любви

 
 
 

    
    
    
     Но уже вскочила, во весь рост на носу закачавшейся лодки, Маруся и заявила:
     – Теперь я. Жила-была одна девушка и любила играть с водою; и однажды была чудесная ночь на море, и она решила купаться прямо с лодки. Мальчики, не сметь оглядываться! Самоило, убирайся с кормы и сядь спиною.
     - Вы... не простудитесь? – робко спросила Нюра, мать Нюты; а больше никто ничего не сказал, даже Самойло молча пересел и закурил папиросу. Что думали другие, не знаю; но у меня было странное чувство – как будто и эта ее выдумка в порядке вещей, так и должна кончиться такая ночь, и Марусе все можно. Я сидел на передней перекладине, ближе всех к носу плоскодонки, прямо надо мной шуршали ее батисты; ничего стыдного нет признаться, что пришлось закусить губу и сжать руками колени от невнятной горячей дрожи где то в душе. Говорят, теперь ни одного юношу из новых поколений это бы не взволновало, он просто сидел бы спиной к девушке и спокойно давал бы ей деловые советы, как удачнее прыгнуть в воду; но тогда было другое время. Ни одному из нас четырех и в голову не могло прийти говорить с нею в эту минуту – это бы значило почти оглянуться, это не по дворянски. Белоподкладочник, сидевший со мною, вдруг опять запел; я понял, что это он бессознательно хочет заглушить шорох ее платья, и он в ту минуту сильно поднялся в моем уважении. Молчали тоже Нюра и Нюта, а лиц их я не видел, только заметил, что они для защиты ближе прильнули друг к дружке, словно марусина дерзость и с них срывала какие-то невидимые чадры.
     – Аддио навсегда! – крикнула Маруся, и меня обдало брызгами, а вдоль лодки с обеих сторон побежали бриллиантовые гребни. Слышно было, что она уплывает по мужски, на размашку: хороший, видно, пловец, почти бесшумный; по ровным ударам ладоней можно было сосчитать, сколько она отплыла. Десять шагов – пятнадцать – двадцать пять.
     – Маруся, – тревожно позвала Нюра или Нюта, – зачем так далеко…
     Оттуда донесся ее радостный голос:
     – Нюра, Нюта, глядите, я вся плыву в огне; жемчуг, серебро, изумруд – Господи, как хорошо! – Мальчики, теперь можете смотреть: последний номер программы – танцы в бенгальском освещении!
     Что-то смутно-белое там металось за горами алмазных фонтанов; и глубоко под водою тоже переливался жемчужный костер, и до самой лодки и дальше добегали сверкающие кольца.
     Нюра спросила, осмелев: – не холодно?
     – Славно, уютно, рассказать нельзя… – Она смеялась от подлинного игривого блаженства. – Теперь отвернитесь: я лягу на спину – вот так – и засну. Не сметь будить! – Через минуту тишины она добавила, действительно сонным сомлевшим голосом:
     – Я бы рассказала, что мне снится, только нельзя…
     А когда подплыла обратно к носу лодки и ухватилась за борт, у нее не хватило мускулов подняться, и она жалобно протянула:
     – Вот так катастрофа.
     – Мы вас вытащим, – заторопились Нюра и Нюта, подымаясь: но еще больше заторопилась Маруся:
     – Ой нет, ни за что, да у вас и силы не хватит. Не вы…
     Она не сказала, кто; но Самойло молча поднялся, бросил папиросу в море и пошел к ней, переступая через сиденья и наши колени. Он сказал отрывисто: «возьми за шею»; плоскодонка резко накренилась вперед, корма взлетела высоко; он вернулся обратно и сел на прежнее место на дне.
     Владимир Жаботинский. "Пятеро"
    
    
    
    
    
    
     Но наконец-то вдвоем на желанном любовники ложе:
     Муза, остановись перед порогом Любви!
     И без тебя у них потекут торопливые речи,
     И для ласкающих рук дело найдется легко.
     Легкие пальцы отыщут пути к потаенному месту,
     Где сокровенный Амур точит стрелу за стрелой...
     Но не спеши! Торопить не годится Венерину сладость:
     Жди, чтоб она, не спеша, вышла на вкрадчивый зов.
     Есть такие места, где приятны касания женам;
     Ты, ощутив их, ласкай: стыд - не помеха в любви.
     Сам поглядишь, как глаза осветятся трепетным блеском,
     Словно в прозрачной воде зыблется солнечный свет,
     Нежный послышится стон, сладострастный послышится ропот,
     Милые жалобы жен, лепет любезных забав!
     Но не спеши распускать паруса, чтоб отстала подруга,
     И не отстань от нее сам, поспешая за ней:
     Вместе коснитесь черты! Нет выше того наслажденья,
     Что простирает без сил двух на едином одре!
    
     Овидий: Наука любви (Пер. М. Гаспарова),
     Книга вторая. - М., 1990
    
    
    
    
    
    
    
     Глава 1
     Август в Москве
    
     "Сегодня уже не умирают от любви", - убеждала входивших в салон самолета известная израильская песня. Через полчаса мои глаза уже щурились сквозь иллюминатор в направлении бесконечной воздушной голубизны, блестевшей от ослепительных солнечных лучей, на которых повис «Боинг», чей экипаж совсем недавно оторвал его от земли в «Шереметьево» с намерением посадить в Лоде под Тель-Авивом. Пытаясь разобраться с завладевшими мной непривычными ощущениями автора будущей повести, я разыскивал в памяти тот конкретный миг, когда окончательно решился хотя бы на время расстаться с моими научными интересами и обратиться к литературной теме. Попытка оказалась неудачной, и тогда мои мысли вернулись к последним дням, чтобы еще раз напомнить обстоятельства случайного обнаружения заинтриговавшего меня сюжета.
    
     Я смотрел сквозь большое окно, наблюдая за прохожими, спешившими укрыться от дождя. Было уютно и беспричинно грустно. Уют углового столика и кофейный аромат внушали иллюзию причастности к изолированному прибежищу покоя, отделенному сухостью и тишиной от городского шума, серого простора и пелены дождя. Недалеко от окна, под балконом, притаились парень и девушка. Он задумчиво смотрел в одну точку. Девушка оживленно говорила.
    
     Внезапно дождливый поток прервался. Пространство кафе и уличного мира заполнили солнечные лучи, объединив два мира теплым обволакивающим светом. Лицо юноши оживилось, и одновременно девушка замедлила свою речь. Они отошли от окна и переместились в мой мирок, заняв соседний столик. Я был одинок, и мне трудно было оторвать от них взгляд. Молниеносные взгляды тонкогубой брюнетки в мою сторону не оставляли у меня сомнения в том, что мое назойливое проникновение в их искусственный островок чрезвычайно ее раздражало. Ее спутник, который оказался вблизи молодым мужчиной лет тридцати, внешне был невозмутим.
     Я был увлечен поиском прототипа литературного героя и, цепляясь за любую возможность, искал повод для знакомства. Когда девушка удалилась в сторону туалета, я неожиданно для самого себя заговорил, с усилием подыскивая тему.
     - Извините, Вы москвич?
     - Да-а, - задумчиво протянул он. – Вы что-то ищете?
     - Как я могу добраться до... Арбата? – произнес я экспромтом первое пришедшее на ум название знаменитой улицы.
     - Это совсем рядом. Поверните сразу же направо и через несколько минут окажетесь на Арбате.
     Мой собеседник проявил ко мне интерес.
     - Вам можно позавидовать: Вы только открываете Москву, а мне здесь уже давно очень тоскливо.
     Его открытый взгляд располагал к доверию. И тогда я произнес ключевое в нашей беседе слово "Израиль".
     - Я здесь работал десять дней в архиве, собирал материал для статьи. На днях возвращаюсь туда. Неожиданно глаза моего собеседника быстро замигали, и слегка замявшись, он произнес:
     - Там живет моя девушка вот уже... шесть лет.
     Слово "девушка" было произнесено с очень заметной теплотой. Он посмотрел на соседний стул будто это она сидела недавно на месте его сегодняшней спутницы.
     - Вы никак не можете ее забыть? – поощрял я его к откровенности.
     - Да, ностальгирую... Вы случайно мне ее снова напомнили. Вы же живете там, - по-детски улыбался он своим мыслям.
     Мы познакомились и перешли на "ты". Женя пристально посмотрел на меня.
     - Не сможешь ли ты встретиться с ней?
     - Хорошо, я постараюсь. А что, вы поддерживаете связь друг с другом?
     Женя вдруг стушевался и пересел ко мне. Я же вспомнил о его спутнице, но она пока не возвращалась.
     - Я даже не знаю сможешь ли ты... Найти ее просто. У меня есть ее рабочий телефон, но...
     Его приветливое лицо исказила гримаса.
     - Понимаешь, она работает в массажном кабинете, - выпалил он. – Ты, конечно, знаешь, что это означает. Ее там случайно обнаружил наш однокурсник. Мы же вместе с ней учились... Скажи, удобно ли тебе прийти сюда завтра?
     Я согласился, и мы договорились о вечерней встрече. Женя поблагодарил и пересел за свой более освещенный столик. Он, казалось, раздваивался в солнечном потоке, прерывая воспоминания взглядами на дверь, из которой должна была появиться его спутница-брюнетка. Прошло примерно пять, а может, семь минут со времени ее ухода. Вскоре она уже приближалась к нам. Я встал, кивнул моему новому знакомому и вышел.
    
     Назавтра я появился в кафе точно в назначенное время. Женя уже сидел за моим вчерашним столиком. Он посмотрел в мою сторону, но его лицо оставалось хмурым. После моей улыбки он расслабился и виновато улыбнулся.
     - Мне видно суждено ностальгировать по ней всю жизнь. Вот дурак, - рассердился Женя на себя, - я же повзрослел, возмужал, научился спонтанно знакомиться с девушками, мне оказывают знаки внимания обалденные красавицы. А я после удачного соблазнения теряю к ним интерес. И вообще мне надоели краткосрочные отношения!.. Некоторые же возвращаются из Израиля, - продолжил он после краткой паузы, - но Алина не вернулась.
     - Как же ваш однокурсник ее нашел?
     - В это трудно поверить, но он ее нашел случайно.
    
     Оказалось, что однокурсник Алины и Жени, устроившись со временем в Израиле на работу, соответствовавшую его диплому, затосковал по женскому теплу. Его чрезмерная скромность стояла на пути самостоятельного знакомства; и когда гормоны не на шутку взбунтовались, он раскрыл газету на определенной странице и, выбрав телефонный номер, позвонил. Ему ответил искусственно нежный голосок. Через несколько мгновений ему вдруг почудились знакомые нотки в звучавшем из трубки голосе, но он не придал этому значения. Они договорились на следующий день, на самое начало ее смены. Подходя к указанному дому, он вдруг увидел впереди Алину, входившую в указанный ему подъезд. Ему стали понятны вчерашние сомнения по поводу голоса собеседницы. Он вспотел от жары и напряжения. От неожиданности сексуальные заботы оставили его, и он решил уйти. Дома его снова охватили сомнения: да мало ли какие бывают совпадения! Может, она там живет. Нет, эту загадку нужно было срочно разгадать! Его русскоязычный коллега по работе с удовольствием согласился посетить массажный кабинет и выведать правду, предварительно взглянув на фотографию Алины в окружении однокурсников. Проверка подтвердила опасения. Там действительно работала она под именем Николь. Печальная новость была передана Жене в Москву.
    
     - Я потребовал номер ее рабочего телефона и в тот же день позвонил в Тель-Авив. Мне ответила другая девушка, сообщившая, что ее напарница Николь будет на следующий день в одиннадцать часов. После ночной бессонницы я решил повременить со звонком. В тот день мне предстояло знакомство с девушкой, которую мне представили как чуть ли не самое идеальное создание на земле.
     Девушка, напоминавшая Алину внешним видом и веселым характером, вскружила Жене голову, и он постарался позабыть свою затею со звонком. Они встречались целый год. Именно тогда он нашел постоянную высокооплачиваемую работу, и они вместе заговорили о женитьбе. Но...
     - В моей жизни не раз возникало это проклятое "но" в самый неподходящий момент, - печально улыбаясь сказал Женя.
     Один из его друзей увидел девушку в ресторане в сопровождении немолодого респектабельного мужчины. Отношения с девушкой завершились громким скандалом. К идее о звонке Женя так и не вернулся. А когда он решил уговорить однокурсника встретиться с Алиной, чтобы узнать все подробности о ее жизни в другой стране, оказалось, что тот переехал в Канаду.
     - Почему же ты сам не позвонишь ей? – допытывался я. – Твой звонок может многое решить: или же ты сможешь уговорить ее вернуться, или же разочаровавшись, излечишься от нее полностью.
     - Я опасаюсь навредить. Она очень самостоятельный человек. Мне никогда не удавалось ее уговорить ни в чем. В наших отношениях все решала она.
     - Может, ты мне расскажешь о ней? – Но, посмотрев на часы, я вынужден был отказаться от просьбы. Рано утром я обязан был успеть выполнить несколько важных дел, а затем мне нужно было спешить в аэропорт.
     Женя передал мне фотографию, на которой в центре группы молодых людей в белом свитере задорно улыбалась черноволосая девушка, На мгновение мне показалось, что я физически почувствовал теплую энергию, которую излучали ее глаза. Получив после этого московский номер телефона Жени и тель-авивский номер Алины, я в который раз пообещал все разузнать о ней и сообщить ему.
    
     Мы вышли из кафе вместе. Лицо Жени отражало его переживания. Казалось, он был очень расстроен. Чтобы приободрить его, я спросил:
     - А что твоя вчерашняя девушка, у тебя нет к ней никаких чувств?
     - Она любит мою зарплату, мою квартиру, мои ласки, но только не меня. Попробуй отыщи в сегодняшней Москве, в сегодняшнем мире девушку, которой можно доверять!
     Мне, прирожденному романтику и идеалисту, эти слова пришлись не по вкусу.
     - Это не так. Ты плохо ищешь.
     Женя грустно махнул рукой:
     - Да Бог с ними со всеми!
     И вдруг он снова оживился:
     - А что если она там больше не работает? – Женя застыл на месте. По-видимому он ужаснулся от мысли, что представленная им ситуация могла различить его с Алиной навсегда. – Казалось, я должен радоваться этому... Но как же ее в таком случае найти? Постой, там у вас наверное есть справочные бюро? Ее фамилия Спивакова... Алина Борисовна, - произнес он так, как-будто расставался с последней тайной, которую ревниво хранило его сердце.
     - Я не слышал там о справочных бюро. Но можно позвонить в справочную телефонной компании или же воспользоваться поисковой системой на ее сайте в интернете. Я постараюсь приложить максимум усилий.
     Мое обещание было искренним: мне хотелось помочь ему и одновременно найти еще один литературный прототип. Женя приободрился, и мышцы на его лице расслабились.

Окончание на сайте: ukamina.com/books/yanapishu.html

*     *     *

         Володя Каденко

         Знаешь, как проходит осень

        
         Знаешь как проходит осень
         По листве уснувших просек,
         Вдоль реки - павлиньи перья.
         Неужели ты не веришь?

         Знаешь как проходит осень
         Первой коркой льда по лужам,
         Как октябрь с собой приносит
         На траву сплетенье кружев.

         Знаешь как проходит осень,
         Тихим ветром тронув ветки,
         На рога усталых лосей
         Сполз закат в туман одетый.

         Знаешь как проходит осень,
         Ливень сонный, искры клёнов...
         Неужели ты не спросишь ?
         Как же так -... проходит осень.
         1973

 

*     *     *

Иосиф Ольшаницкий


6 БУКВ ВМЕСТО 34-х (продолжение)

    
     В латинском алфавите на 8 букв меньше, чем в русском. Это составляет почти треть латинского алфавита. При транслитерации русского текста значительную часть букв в нём приходится условно обозначать двумя латинскими буквами, читающимися по русской привычке как самостоятельные и совсем непохожие на произношение обозначенных русских букв. Трудно читать такой текст, не наловчившись во время замечать пары латинских букв обусловленного обозначения.
    
     Возможность в русском тексте заменить апострофом буквы Ъ, Ь, Й, Ы, И и кроме того заменить ещё буквы
     Ю, Ё, Я, Е, обозначающие по два звука , буквами Йу, Йо, Йа, Йэ, в которых букву Й обозначим тем же апострофом, сокращает до 24-х число необходимых букв русского алфавита для записи русского текста.
    
     Буква Щ обозначает буквосочетание ШЧ, никогда не встречающееся в русских словах. В принципе Щ - излишняя буква в русском алфавите, уродливый пережиток в сумбурной истории русского письма. Лишь привычка к этому уродству мешает нам обходиться без этой буквы. То же самое относится к буквам Ю, Ё, Я, Е, обозначающим никогда не встречающиеся в русских словах буквосочетания Йу, Йо, Йа, Йэ, то есть различные огласовки буквы Й, согласной.
    
     25-и латинских букв (плюс апостроф!) вполне достаточно , чтобы, не прибегая к способу условного обозначения некоторых русских букв двумя латинскими, обеспечить транслитерацию русского текста из 23-х букв русского алфавита, остающихся после компьютерной обработки обычного
     В принципе ( с приобретением достаточного навыка ) без всякой связи с транслитерацией, читать текст из 23-х букв русского алфавита вместо обычного окажется существенно легче по ряду причин.
     Маленький апостроф, торчащий из строки, заметнее любой буквы алфавита. Этим он же привлекает рефлексивное внимание глаз, как ориентир, к соседним буквам. Чем больше апострофов, тем менее изнурительно скользки строки текста.
    
     Позаботимся о соразмерностях в таком тексте для распределения рефлексивного внимания глаз, подсознания и психики. Пусть компьютер ставит апостроф из шрифта более крупного, чем основной, а буквы У, О, А, Э по возможности мелкого ( например, из специального мелкого шрифта, размером меньше, чем 8 ).
     Апостроф и гласную около него нужно набрать петитом. Тогда гласная окажется под апострофом, что облегчит рефлексивно восприятие этой пары знаков, занимающих как бы одну буквенную позицию, как обозначение одной буквы, а не двух.
     Гласная без апострофа над ней печатается тоже петитом и того же размера, что и под ним. В качестве заглавной буквы гласная должна быть размером с заглавную букву основного шрифта.
     Если заглавную букву заменяет апостроф, то он должен быть взят из шрифта ещё более крупного, чем апостроф вместо строчной буквы основного размера шрифта в тексте. Если "заглавный" апостроф в паре с гласной под ним ( в значениях Ю, Ё, Я, Е ), то и в этом случае гласная У, О, А, Э может быть мелкой ,как внутри слова.
     Гласные буквы обычно всегда предугадываются ещё до прохождения по ним сосредоточенного беглого взгляда, который их не разглядывает для распознания образа, а проскакивает, лишь убеждаясь в ожидаемом наличии буквы в положенном ей месте. Всматриваться в то, какая там именно гласная, если нет обнаружения странностей, не приходится.
     Согласные буквы, разделённые буквами гласными ( более мелкого шрифта ), оказываются торчащими из слов по одному, по два, иногда по три. Поэтому они становятся более заметными в строке и характерными пятнами ещё только предугадываемыми в слове.
     В предугадываемых продолжениях слов и фраз ( напрашивающихся из грамматических согласований или из привычных оборотов речи и типичных манер ) подмеченные лишь только боковым зрением, ещё нераспознанные пятна торчащих согласных подмечаются в их взаиморасположении относительно буквенных позиций, ещё тоже пока неопознанных гласных в слове (отличающихся от согласных своим мелким шрифтом ).
     Если подсознание улавливает совпадения с предполагаемым ( взаиморасположение мест гласных и согласных с напрашивающимся продолжением ), то подсознательное предположение всё более подтверждается.
     При малейшем несовпадении растущей совокупности признаков ( подтверждения предположения ) внимание сосредоточенного взгляда увеличивается к возникающему противоречию с предположением.
     Подсознание корректирует предположение до устранения ошибки в предположении, то есть до устранения противоречия.
     Пока между ожидаемой совокупностью неисчислимых признаков предполагаемого продолжения и совокупностью подмеченных признаков ( тоже неисчислимых и словами неописуемых ) нет расхождений, сосредоточенный взгляд скользит по строке, не разглядывая буквы, а лишь убеждаясь в наличии букв и в отсутствии каких-либо странностей, то есть несовпадений с предполагаемой совокупностью, имеющих значение подробностей. Это - компьютерная работа мозга невообразимой скорости,- в сравнении с техническими суперкомпьютерами.
     Упрощённая графика письма облегчает распознавание мозгом тех неисчислимых мельчайших признаков, которые фиксируются лишь подсознанием и неописуемы словами. Непонятно, как узнают знакомых хоть в лицо, хоть со спины. Наука не может объяснить, как отличить кошку от собаки. Удивительно, как опытный пастух в тысячеголовом стаде узнаёт каждую скотинку не только по чемто характерной морде, но и в любом её положении?
    
    
    
    
    
     ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
    
    

 

  www.ukamina.com - ВСЕГДА ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ!

  ukamina@ukamina.com


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное