Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "В мире идей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Литературно-интерактивный проект У камина
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Если вы хотите хотя бы изредка отдохнуть от повседневных проблем и побыть в мире добрых и честных людей, где удача приходит к тем, кто ее заслуживает, приходите на наш сайт www.ukamina.com.
В нашем уютном кресле у жарко пылающего камина давайте немного помечтаем. Мы убеждены, что, встретившись с вами однажды, удача и вдохновение уже не покинут вас...
* * *
Наше издательство "У камина" с криком, как это принято, появилось на свет. Оно прокричало: "Тривселенная"! Книгу уже можно купить в Украине,Израиле и США. В ближайшее время к ним присоединится Россия.Посетите сайт, посвященный нашей первой книге: www.ukamina.com/3vselennaya/.* * *
Сказавши "А"... А вот наша вторая книга: Д.Клугер "Сатанинская пристань" www.ukamina.com/sp/, она тоже уже продается в Украине, США и Израиле!* * *
Эти книги вы уже можете заказать в крупнейшем Интернет-магазине "ОЗОН":
П.Амнуэль "Тривселенная"
Д.Клугер "Сатанинская пристань"
* * *
Вас интересуют детективы? Посетите наш фирменный магазин: www.ukamina.com/publisher/shop.html
* * *
Содержание выпуска:
- Павел Амнуэль Дождливый вечер в Баку
- Леонид Шифман Средство от любви
- Алексей Кузнецов Сказ про Ивана-дурака, избы и нечистую силу
- Юлия Рудакова Серый Камень (сказка)
- Иосиф Ольшаницкий 6 букв вместо 34-х (продолжение)
* * *
<
Хорошо иметь память, с детства приспособленную для грядущего писания мемуаров. Или иметь склонность к дневниковым записям. Я не вел в детстве дневник, да и в последующие годы не испытывал желания вести летопись происходивших событий. На память не жалуюсь, но все равно не помню, каким взглядом посмотрел известный писатель-фантаст Генрих Саулович Альтов, когда мой школьный приятель Боря Островский по прозвищу Борчака привел меня в старый одноэтажный дом
и объявил, что я - тот самый младенец, который опубликовал в «Технике-молодежи» фантастический рассказ, не делающий чести советской фантастике.
Впрочем, наверняка Борчака таких слов не произносил, хотя и любил изъясняться витиевато. За неделю до описываемых событий (именно такими словами, насколько я могу судить, должен мемуарист отображать то, чего не мог помнить) Борчака подошел ко мне на перемене и сказал с видом заговорщика (это я могу утверждать точно, потому что вид заговорщика у Борьки был всегда - даже когда он выходил к доске, не зная ни слова из заданного на дом доказательства теоремы):
- Читал «Литературку»? Альтов тебя так приложил...
В одном из ноябрьских номеров «Литературной газеты» за 1959 год известный уже в то время писатель-фантаст Генрих Альтов опубликовал статью где, в частности, говорилось о том, как неправильно поступают некоторые издания, публикуя слабые, а порой просто беспомощные опусы. Вот, например, «Техника-молодежи» напечатала рассказ пятнадцатилетнего школьника из Баку – плохой рассказ, и для чего уважаемый журнал погнался за этой дешевой сенсацией?
Боря принес в школу газету, и я прочитал статью. Возможно, я прочитал ее дважды. Возможно, не дочитал до конца. Сейчас я этого не помню. В статье упоминалось мое имя, и это было ужасно.
Первый мой опубликованный рассказ «Икария Альфа» был слепком с очень мне понравившегося рассказа Георгия Гуревича «Инфра Дракона». Отличие было одно - у Гуревича наши астронавты летели к инфракрасной звезде, расположенной неподалеку от Солнечной системы, а в моем рассказе речь шла о том, что жители холодной звезды прилетают к нам, в Солнечную систему. Весь набор штампов тогдашней фантастики в рассказе, разумеется, присутствовал, включая самый распространенный - убеждение в том,
что передовые ученые Запада мечтают переехать в Страну Советов, чтобы здесь двигать вперед передовую науку и служить прогрессу на благо человечества...
Ясно, что не качеством текста привлек рассказ редактора фантастики в журнале «Техника-молодежи» Владимира Келера. И не идеей - Келер наверняка помнил рассказ Гуревича, хотя опубликован он был в конкурирующем издании - журнале «Знание-сила». Полагаю, - как полагал и Альтов, - что единственным поводом для публикации стало то обстоятельство, что рассказ был написан учеником девятого класса. По мнению Альтова, это не давало автору никакой форы. Литература - не детский сад. Взялся писать
- пиши без скидок на младенческий возраст. Скидки никогда не ведут к прогрессу в чем бы то ни было. Литература не исключение.
Несколько месяцев спустя после публикации в «Литературке» Борчака подвалил ко мне на перемене и спросил:
- Хочешь я тебя с Альтовым познакомлю?
Сам Боря познакомился с известным фантастом, как я понимаю, не намного раньше. У Борьки никогда не возникало проблем, чтобы с кем-то познакомиться - общался он легко.
- С Альтовым? - испуганно переспросил я. - А он согласен?
Можно подумать, что Боря его об этом спрашивал!
То ли в тот же вечер, а может, несколько дней спустя мы с Борчакой отправились на Апшеронскую улицу. Это был старый бакинский район неподалеку от колхозного рынка, где дома были по преимуществу одноэтажными, а улицы - горбатыми, с побитыми тротуарами и давно не чиненным асфальтом. Я не мог допустить даже в мыслях, что автор замечательных рассказов о морских и межзвездных капитанах живет в неказистом, будто даже кривом домишке, куда мы попали через типичный бакинский дворик, где
жили еще несколько семей, на веревках сушилось белье, а соседские дети орали, будто пресловутые ракопауки с планеты Пандора, в то время еще не описанные братьями Стругацкими.
- Вот, - сказал Боря, когда нас впустили в светлую прихожую - это была типичная бакинская застекленная веранда, где хозяева хранили все, что не помещалось в комнатах, и где зимой было холодно, как в Арктике, а летом жарко, как на экваторе. - Вот, это про него вы писали в «Литературке».
Известный писатель Генрих Альтов оказался человеком невысокого роста, чуть сутулым, он смотрел на меня, как мне тогда показалось, с иронией и недоверием.
Мы прошли в комнату, где стояли старый диван, несколько стульев, письменный стол с пишущей машинкой и книгами. Не только на столе, но на диване и любой плоской поверхности - кое-где на полу тоже - лежали книги, книги, книги... Собственно, моя память только это впечатление и сохранила от первой встречи: много книг.
Вошла молодая (это я теперь понимаю, что молодая, а тогда она показалась мне чуть ли не пожилой) светловолосая женщина, смотревшая на нас с Борей гораздо приветливее известного писателя, и Генрих Саулович представил мне свою жену:
- Валентина Николаевна. Журавлева.
И только тогда я ее узнал - видел на фотографиях в «Технике-молодежи», где публиковались ее рассказы. Не помню, что я ответил - наверняка стоял столбом и переживал второй шок. Шел знакомиться с писателем-фантастом, а познакомился сразу с двумя, да еще с самыми лучшими, каких я только мог себе представить!
Не думаю, что я в тот вечер произнес хотя бы одно слово. Я вообще был скованным, молчаливым, с множеством комплексов. Но, должно быть, в моем молчании Альтов усмотрел нечто большее, чем тупое незнание и неспособность сказать умное слово. Во всяком случае, после того вечера мы с Борей стали приходить к Альтову регулярно - раз в неделю, иногда чуть реже, иногда чаще.
Я набрался смелости и принес Альтову один из своих неопубликованных рассказов. В то время мои отношения с редакцией «Техники-молодежи» испортились окончательно: после публикации «Икарии Альфы» я возомнил себя опытным автором и посылал в журнал по рассказу в месяц - разумеется, такие же подражательные и невразумительные, как первое «произведение». Даже хуже, если такое вообще возможно. Не получая ответа, я отправлял в редакцию письма с вопросами типа: «Как вам понравилось то, что
я прислал, и почему вы не отвечаете, когда рассказ будет напечатан?» Наконец от Келера пришло письмо, которое давно затерялось, но помню я его практически текстуально.
«Если Вы будете заваливать редакцию своими письмами, - писал Келер, - это ничего не изменит в нашем решении публиковать Ваши рассказы. И не нужно в каждом письме указывать, что Вы учитесь в девятом классе и что Вам пятнадцать лет. Об этом знаем не только мы, но с нашей помощью и десять миллионов наших читателей. Один раз Вам была сделана скидка на возраст. Однако писать Вы стали хуже и хуже. Или Вы начнете работать над собой и тогда действительно сможете войти в число наших авторов,
или...»
Не помню, что сказал Альтов, прочитав мой новый опус. Помню ощущение: все очень плохо. Текст был исчеркан красными чернилами, как после отвратительно написанной контрольной по литературе.
- В фантастике главное - новая интересная идея, - говорил Генрих Саулович. - Нет идеи - нет рассказа. Есть вата. Вы любите есть вату? Нет? Вот и рассказ без идеи читать неинтересно.
Я перечитал свои прежние опусы и увидел, что все идеи – если они вообще там были – заимствованы из чужих произведений, теперь-то я мог признаться в этом хотя бы себе. А уж как это было написано… «Горный хребет здесь сворачивал перпендикулярно своему предыдущему направлению»… Это в повести, описывавшей приключения на Титане, спутнике Сатурна, том самом Титане, на который почти полвека спустя высадилась исследовательская автоматическая станция «Гюйгенс».
* * *
Собираясь дома у Генриха Сауловича, мы обсуждали, конечно, не только фантастику, но и новости науки и техники, и собственные идеи, и вообще все прочитанное, увиденное и узнанное. Как-то говорили о методах инквизиции, и Боря выразил сомнение в том, что пресловутая «пытка каплями» может заставить человека «расколоться» и подписать любое признание.
- Подумаешь, - горячился Боря, - капля камень точит! Ну да, точит, но дырку в нем сделает за миллион лет. Люди столько не живут! Если человеку на голову капать хоть десять лет подряд, он только мокрым станет.
- Может, проверим? – предложил Альтов.
- Я готов, - немедленно согласился Боря. – Когда начнем?
Решили тщательно подготовиться, чтобы все было строго по-научному. Собрались на следующий день. К люстре Генрих Саулович подвесил обычную резиновую клизму, в которой проделали дырочку с таким расчетом, чтобы каждую секунду падала большая капля. Под капельницей поставили стул, усадили Борю, измерили высоту клизмы – почему-то решили, что капля должна была пролететь расстояние, равное метру. Поспорили о том, привязывать ли «реципиента» к стулу, и решили лишь «зафиксировать» голову,
чтобы капли падали точно в одно и то же место. Дело было летом, и потому Боря с удовольствием снял рубашку и майку – не мочить же одежду, в чем потом домой идти?
Начали в восемь вечера. Полчаса прошли в обычных разговорах, Боря сидел спокойно, старался не шевелиться, «пытка» не производила на него ни малейшего впечатления. В половине десятого (на полу уже растекалась большая лужица) решили подождать еще полчаса и прекратить испытание.
Минут через пять Боря, отвечая на реплику Генриха Сауловича, брякнул какую-то чепуху, на которую мы сначала не обратили внимания. Через минуту он сказал что-то, что заставило нас переглянуться.
- Шутишь? – спросил я.
Боря бросил на меня такой свирепый взгляд, что стало ясно: не только не шутит, но и вообще ни о какой провокации с его стороны и речи быть не может.
Еще через несколько минут Боря начал читать стихи. В принципе, в этом не было бы ничего удивительного, если бы не два обстоятельства. Во-первых, он терпеть не мог поэзию, а во-вторых, это были стихи или никому не известного автора, или собственного сочинения, причем, похоже было, что Боря просто говорил в рифму, как отшельник в повести Роберта Шекли «Обмен разумов», которую мы, впрочем, тогда еще не читали, поскольку молодогвардейский сборник произведений американского фантаста
вышел из печати несколько лет спустя.
Ровно в десять мы решили «прекратить этих глупостей», признать опыт удавшимся, сняли «прибор для пыток» и обтерли реципиента сухим полотенцем. Боря был задумчив и продолжал что-то бормотать себе под нос. На улице он быстро пришел в себя – во всяком случае, никаких отклонений в его поведении я больше не замечал.
История эта на том, однако, не закончилась. Пока шел эксперимент, Альтов отснял несколько кадров, а на другой день напечатал фотографии. Когда мы с Борей пришли с очередным визитом (телефонов в то время ни у кого из нас – в том числе и у Альтова – не было, так что согласовать время посещений мы не могли и либо договаривались заранее, либо являлись, когда возникало желание), то не застали Альтова дома. Генрих и Валя пошли погулять – об этом нам сообщила мать Валентины Николаевны
(семья Альтовых жила с Валиными родителями). Разумеется, она прекрасно знала нас обоих, поэтому, когда мы вновь пришли на следующий день, рассказ Альтова нас потряс:
- Возвращаемся мы с прогулки, и Валина мама говорит: «К вам тут двое приходили». Имен ваших она не помнит, но видела каждого много раз. Поэтому я не стал спрашивать: кто приходил? У меня была отпечатанная фотография нашего эксперимента: Боря под капельницей. Но получился дефект – два кадра на одном, и в результате на снимке Боря получился дважды. «Да, - сказала Валина мама. – Они и приходили. Этот и этот».
Видимо, что-то сдвинулось в мировом пространстве в результате нашего опыта…
* * *
Мы знали, конечно, что Альтов в сталинские времена сидел в лагерях, и выпустили его лишь после смерти вождя. О том времени Генрих Саулович рассказывать не то чтобы не хотел, но сам на эту тему разговоров не заводил, а спрашивать мы считали неприличным – и не спрашивали.
Как-то я пришел к Альтову один; то ли принес почитать новый свой опус, то ли, наоборот, хотел узнать, что думает Генрих Саулович по поводу уже прочитанного. Погода была плохая, лил дождь, дул ветер – типичная бакинская осенняя погода. Может, из-за погоды, а может, по иной какой-то причине, но Генрих Саулович начал вспоминать – чего никогда прежде не делал – годы своей отсидки. В тот вечер я вернулся домой поздно – кажется, за полночь. Разумеется, рассказ был подобен пунктиру – Альтов
подробно останавливался на каких-то, возможно, не очень важных эпизодах, а важное пропускал, я не перебивал, но не уверен, что запомнил все. То есть, наверняка уверен, что всего не запомнил. А больше такого случая не представилось.
* * *
Генрих Альтшуллер (Альтов – литературный псевдоним, придуманный, когда Генрих Саулович начал писать фантастику) и его друг Рафик Шапиро окончили Бакинский индустриальный институт, было это вскоре после войны. У них уже были свои изобретения – например, паровой катер, который молодые люди испытывали в одном из бассейнов. О том, как это происходило и чем закончилось, Генрих Саулович рассказал в одном из немногих своих опубликованных воспоминаний. И еще они изобрели газотеплозащитный
скафандр, в котором можно было находиться даже в самом центре пожара. Они прочитали все, что могли найти, о психологии изобретателей, изучили состояние изобретательского дела в Советском Союзе и поняли, что дела обстоят не лучшим образом. Проанализировав проблему изобретательства, Генрих и Рафик обобщили свои соображения в большом письме, которое направили лично вождю всех народов и отцу всех изобретателей Иосифу Сталину. А на тот, видимо, случай, если вождь не найдет времени или желания ответить, они отпечатали
сорок (!) копий этого письма и разослали в сорок газет – начиная с самой главной: «Правды».
Оба, кстати, по образованию были химиками и придумывали разные химические соединения: смесь для дыхания под водой, а еще смесь, ингредиенты которой можно купить в любой аптеке и получить вещество огромной взрывной мощности. Такой, что даже сказать страшно. Если эта смесь попала бы в руки врага, то враг этот запросто сумел бы (о ужас!) взорвать парад на Красной площади.
Почему-то именно это – взрыв парада на Красной площади – запомнилось мне тогда больше всего. Позже я много раз просил Генриха Сауловича раскрыть секрет и сказать, какие препараты нужно купить в аптеке, чтобы получить «сверхдинамит». Альтов на этот вопрос не ответил – одно время я даже думал, что отвечать ему было нечего, и ужасная смесь являлась плодом его фантазии. Но – вряд ли. Ведь именно попытка взорвать парад на Красной площади стояла первым пунктом в обвинительном заключении
против Альтшуллера Г.С.
Друзья написали письмо и стали ждать ответа – если не от вождя, то хотя бы из газет. Представьте себя на месте редактора газеты «Правда» (не говорю о прочих 39 изданиях), на стол которого ложится письмо, начинающееся словами: «И.В.Сталину, копия в газету…». Ответить автору? Невозможно: надо знать, что по этому поводу думает главный адресат. Не отвечать? А если главный адресат узнает, что газеты не реагируют на сигналы читателей? В общем, незавидное было положение у тогдашних редакторов
– особенно если учесть, что не одни только Альтшуллер с Шапиро писали Самому (копия в газету) письма с разного рода идеями и предложениями. Ответить авторам ни один редактор, тем не менее, не решился.
Может, на том эта странная история и закончилась бы – вряд ли редакторы газет стали бы отправлять письмо в МГБ, поскольку, опять же, не могли предсказать реакцию Иосифа Виссарионовича. А донес на молодых людей – как это обычно и бывало – их общий знакомый, фамилию которого Генрих Саулович мне не назвал, а если бы и назвал, это не имело бы никакого значения, поскольку имена друзей его молодости ничего мне не говорили. Однажды, сидя в курилке Публичной библиотеки, Генрих и Рафик беседовали
все о том же письме и все о том же страшном препарате, и все о том же возможном взрыве парада, который могли бы организовать враги – конечно, вести подобные беседы в публичном месте было по меньшей мере неосмотрительно, но это стало им понятно позже. А тогда неподалеку крутился их знакомый, который этот разговор слышал.
Арестовали обоих одновременно несколько дней спустя: Генриха – в Баку, а Рафика – в Тбилиси, куда он поехал в командировку. Генриха отправили в Москву сразу после ареста, а Рафика чуть позже, после нескольких допросов. О своем пребывании в тюрьме и лагерях Рафаил Борисович Шапиро написал много лет спустя небольшую по объему, но чрезвычайно емкую по содержанию книгу «Опять двадцать пять», увидевшую свет, к сожалению, уже после смерти автора. Генрих Саулович книги о своей жизни написать
не успел…
* * *
Когда арестовали Рафика Шапиро, в Тбилиси стояла удушающая жара. Первые допросы проводили в местном отделении МГБ, а содержали в КПЗ, откуда доставляли каждый день в самое жаркое время. К тюрьме подъезжал «воронок», Рафика запихивали в душегубку и куда-то долго везли. На жаре кабина раскалялась так, что дышать становилось невозможно, и, когда подъезжали, наконец, к месту назначения, узник был уже в полуобморочном состоянии.
Открывалась дверь, конвоир давал команду: «Быстрее! Вперед!», и Рафика, терявшего сознание, подгоняя пинками, заставляли взбегать (не подниматься, а именно взбегать) по крутой лестнице. Допрос начинался, как только совершенно обессилевшего и ничего не соображавшего арестанта вталкивали в кабинет следователя.
Не били, даже не очень кричали – считали, видимо, лишним: и без того подпишет все, что дадут.
Рафик не подписал. Не поверил, в частности, и утверждению следователя: мол, нечего кочевряжиться, Альтшуллер вот все уже подписал и во всем сознался, пора и тебе…
Генриха привезли в Москву, в Бутырку, и поместили в двухместную камеру. Сосед оказался человеком приличным – в тюрьму попал за то, что хотел (заметьте – хотел, но не сделал, видимо, не успел, вовремя «взяли») развалить советское сельское хозяйство. Я не запомнил имени «разрушителя», фамилия же его была Заседский, это был молодой человек, немногим моложе Генриха, студент-математик. Естественно, кому еще разваливать сельское хозяйство, если не математику?
С соседом Генрих быстро нашел общий язык – было о чем поговорить с интеллигентным человеком. Если бы не допросы…
На первом же допросе следователь предложил сделку:
- Все равно подпишете что надо, и потому, во-первых, лучше не тратить зря времени, а во-вторых, назовите того, кто вас, молодого и неопытного, втянул в гнусную политическую интригу против советской власти. Если большая часть вины лежит на ком-то, то на вас, соответственно, меньшая. Надо только выбрать человека, которого…
Предать?
- Это не предательство, - говорил следователь. - Допустим, человек уже умер, ему все равно, а вам будет облегчение участи. - И уточнил: - Отец ваш скончался, верно? Допустим, он вас в антисоветскую деятельность и втравил…
Не знаю, каким взглядом посмотрел на следователя Альтшуллер, когда услышал это предложение. Не знаю, какие в точности слова сказал. На мой вопрос Генрих Саулович ответил коротко:
- Я отказался.
И принялся рассказывать о том, как проводились допросы. Впоследствии мне много раз приходилось слышать об этой методике, впоследствии мне вообще много чего довелось читать о сталинских застенках и лагерях (от А.Солженицына до В.Шаламова и В.Разгона), но в тот вечер (еще не был опубликован даже «Один день Ивана Денисовича»!) многое я узнал впервые, и потому впечатления были подобны взгляду в неожиданно разверзшуюся перед глазами пропасть.
* * *
«Отбой в тюрьме давали в десять вечера. В камере выключали свет и включали ровно в шесть утра, когда была побудка. Ночью полагалось лежать на нарах и спать, а днем лежать не разрешалось, спать – тем более, только сидеть, стоять или ходить по камере. Без десяти десять, когда мы с соседом начинали готовиться ко сну, дверь распахивалась, появлялся вертухай и спрашивал:
- На букву «А» есть?
- Есть, - отзывался я.
- Фамилия!
- Альтшуллер.
- На выход.
В десять вечера в камере выключали свет, а в кабинете следователя начинался допрос, продолжавшийся всю ночь. Без четверти шесть допрос заканчивался, меня отводили в камеру, я без сил валился на нары, и сразу же включался свет, звучал сигнал побудки, в глазок заглядывал вертухай и кричал:
- Подъем!
Сколько может жить человек без сна и не сойти с ума?»
* * *
Допросы продолжались из ночи в ночь, и через несколько суток усталость стала невыносимой. Человек может прожить месяц без пищи, две недели – без воды, но без сна не больше нескольких дней, в психике происходят необратимые изменения, можно сойти с ума, но прежде подписать любую бумагу, что подсунет следователь.
Нужно было придумать способ хоть немного спать днем, но так, чтобы надзиратели этого не заметили. Лежать нельзя. Стоя не уснешь – человек все-таки не лошадь. Значит, надо было спать сидя, но вертухай заглядывал в глазок каждые четверть часа и, если бы увидел заключенного, сидевшего с закрытыми глазами, немедленно его разбудил бы. Значит, надо было спать сидя, но – с открытыми глазами.
Типичная изобретательская задача: спать нужно, но спать нельзя. Как разрешить противоречие? Генрих придумал. Заключенным позволяли курить, и у Генриха была пачка «Беломора». Ножницы заключенным не полагались – пришлось аккуратно оторвать от пачки два кусочка, размерами и формой похожие на глазницы. Писать тоже было нечем, поэтому воспользовались обгоревшей спичкой и изобразили в центре каждой «глазницы» черные точки-зрачки. Генрих сел на нары, прислонился к стене, закрыл глаза и
приложил к каждому глазу по бумажке. Издалека это выглядело так, будто человек сидит на нарах и внимательно смотрит перед собой. Если всмотреться, то можно было, наверно, понять: что-то не в порядке. Но надзиратель обычно бросал беглый взгляд: заключенный спит? Не спит, сидит на нарах, глаза открыты…
Генрих спал, а сосед ходил перед ним по камере, что-то говорил, жестикулировал – изображал беседу. Вечером, когда Альтшуллера в очередной раз вызвали на допрос, он был далеко не таким уставшим, как надеялся следователь. На следующий день удалось еще немного поспать, и на следующий – тоже…
Шли дни, заключенный почему-то не «ломался», хотя, как докладывали надзиратели, не спал ни минуты. Но Генрих начал понимать, что следователь его все равно «дожмет» - не сейчас, так через две недели. Надо было как-то от этого следователя избавиться, другой мог оказаться хуже или лучше, но, скорее всего – так, во всяком случае, утверждало «тюремное радио», - методы допроса будет использовать другие.
Опытные зэки утверждали также: бессмысленно требовать, чтобы поменяли следователя, начальство никогда этого не сделает. Но следователя заменят обязательно, если между ним и заключенным произойдет конфликт с применением физической силы: не следователь ударит заключенного (это в порядке вещей), а наоборот, заключенный поднимет руку на следователя. Правда, после такого инцидента заключенного отправят в карцер, но зато после отбытия наказания назначат другого следователя.
Этим советом Генрих и решил воспользоваться. Но не успел. Случай сделал это за него. Хотя днем и удавалось немного поспать, но этих минут было недостаточно, и Генрих видел мир, как в тумане, не всегда понимал, что с ним происходит. Когда его привели на очередной допрос и посадили на табурет, привинченный к полу возле двери, Генрих увидел на столе у следователя стакан воды. Пить хотелось неимоверно, он встал, хотя это было строжайше запрещено, и медленно пошел к столу, что было следователем
тут же интерпретировано, как попытка физического насилия.
- Куда! – закричал он. – Сесть!
Генрих продолжал идти, подобно сомнамбуле. В комнату вбежали охранники, заключенного скрутили…
Неделю он провел в сыром карцере, но – выспался. А следователя действительно заменили. И ночные допросы прекратились. Видимо, новый следователь не любил спать днем…
* * *
Начальство Бутырки изощрялось, выдумывая экстравагантные способы, чтобы «сломать» заключенных. Однажды под окна камеры во внутреннем дворе тюрьмы подогнали компрессор, и с тех пор почти весь день – с утра до вечера – эта машина грохотала так, что в двух шагах невозможно было расслышать собеседника. Шум утомляет, постоянный грохот может довести человека до исступления. Самодельные бумажные затычки для ушей помогали мало. Опять возникла изобретательская задача: как обратить вредный
фактор в полезный? Решение было найдено: когда включали компрессор и разговаривать становилось невозможно, Генрих и его сокамерник начинали распевать все антисоветские песни, какие знали. Горланили в полный голос, не опасаясь, что их услышит охрана.
И все бы хорошо, но однажды у компрессора среди дня то ли испортился двигатель, то ли кончилось горючее. Совершенно неожиданно грохот прекратился, а Генрих, который ничего вокруг не слышал, кроме самого себя, продолжал во весь голос выкрикивать антисоветчину. И лишь когда в камеру ворвалась охрана, до него дошло, что вокруг тишина.
И опять был карцер…
* * *
Несколько недель спустя следствие завершилось, и Альтшуллера вызвали на суд.
- Я думал, - рассказывал Генрих, - точнее, надеялся на то, что будет хотя бы видимость судебного заседания: обвинитель, судья, заседатели… Без защитника, но защищать я собирался себя сам. Понимал, что получу срок – ну, сколько мне могли дать? Пять лет, семь?.. Все оказалось проще и стремительней: в маленькой комнате сидели за столом три человека в форме, меня ввели, один из них встал и огласил приговор: двадцать пять лет лагерей. Я сначала не понял и переспросил: сколько, пять?
Мне все еще мерещилась эта цифра. «Двадцать пять», - повторил человек во френче. И тогда я потерял сознание…
* * *
Альтшуллера отправили в Воркутлаг и поселили в барак к уголовникам. Расчет был простым: шпана быстро собьет спесь с «политического» или вовсе, не признав за своего, сунет перо под ребро. Нет человека – нет проблемы.
Главенствовали в бараке воры в законе, и основная экзекуция, скорее всего, предполагалась после отбоя. Возможно, это действительно была бы последняя ночь в жизни Генриха, если бы кто-то из главарей не спросил «приговоренного»: кто такой? Откуда?
Генрих ответил: инженер, мол, изобретатель.
- Истории знаешь? – был следующий вопрос.
Истории Альтшуллер знал – книг он прочитал немало, да и сам мог придумать много чего, но откуда мог знать, какие истории интересовали зэков? Расскажешь не о том – и кранты, не станут даже ночи дожидаться. Терять, впрочем, было нечего, небольшая разница – вечером или ночью… И Генрих принялся рассказывать ворам в законе Гриновскую «Золотую цепь», одно из своих любимых произведений.
В бараке стало тихо. К слушавшим подтянулось «пополнение», рассказывал Генрих долго, не торопился, тянул время, но всякому рассказу приходит конец. И что дальше?
- Еще, - услышал он. – Еще знаешь?
- Знаю, - сказал Генрих и приступил к «Бегущей по волнам».
Рассказывал до утра и поражался: у привыкших ко всему зэков, в которых, как он думал, не осталось ничего человеческого, на глазах стояли слезы, и чем сентиментальнее была история, тем больший восторг она вызывала. Когда Генрих пересказал «Алые паруса», многие откровенно плакали.
Александр Грин спас Альтшуллеру жизнь.
- Спать будешь здесь, - сказал «пахан», и Генриху освободили нары на нижнем ярусе.
Так для Генриха Сауловича началась лагерная жизнь. На работу не ходил – как и все воры в законе, к которым теперь он был волею судьбы причислен.
Несколько недель Генрих обдумывал и записывал кое-какие идеи из области методики изобретательства, но ему наскучило валяться целыми днями на нарах и по вечерам пересказывать зэкам в сотый раз одни и те же произведения (они, как дети, любили по много раз слушать понравившиеся истории). Кончилось тем, что его перевели в другой барак – к политическим, и послали работать: к счастью, не в шахту, а в шахтоуправление, назначив руководить производственным процессом. «Но я понятия не имею,
как это делать! – протестовал Генрих. – Никогда не читал книг по угледобыче». «Тебя не спрашивают, умеешь или нет, - было ему сказано. – Говорят – делай!»
Наступила воркутинская зима – морозы под сорок. В комнате шахтоуправления, где работал Генрих, стояла печка-буржуйка, дрова для которой носил старичок-зэк, из политических. Как-то вечером, когда старик принес вязанку дров и принялся разжигать огонь, они с Генрихом разговорились. Естественно, Генрих спросил: за что? Откуда? Кем был на воле? Ответ его потряс: старичок оказался бывшим заместителем наркома угольной промышленности, одним из крупнейших в СССР специалистов по добыче угля.
- Но послушайте! – воскликнул Генрих. – Как же так? Вы знаете о добыче все, я не знаю ничего. Вы должны сидеть на этом стуле и руководить, а я – носить дрова! Завтра же пойду к начальству…
- Нет, - твердо сказал бывший замнаркома. – Если вы это сделаете, мы оба попадем в карцер.
- Тогда, - не менее твердо сказал Генрих, - вы будете принимать решения, а я - учиться и делать все, как вы скажете.
Так они и поступили, о чем лагерное начальство, к счастью, не догадалось.
* * *
В 1953 году умер Сталин, в том же году был расстрелян Берия, из лагерей выпустили уголовников, до политических очередь дошла не сразу, в 1954 году Альтшуллер все еще «руководил» угольной шахтой в Воркутлаге, а его мать, ничего не знавшая о судьбе сына, продолжала – вот уже пятый год – добиваться справедливости, ездила в Москву, где получала из разных инстанций одни отписки.
Она покончила с собой за несколько месяцев до того, как дело ее сына было пересмотрено, и он вернулся домой, в Баку, после пятилетнего отсутствия.
Одновременно с Альтшуллером вернулся и его друг Рафаил Шапиро, так же, как Генрих, получивший свои двадцать пять.
На последний суд, отменивший приговор, Генриха Сауловича везли через всю страну: Воркута-Москва-Ростов-Баку. В родном городе на вокзале его ждал «черный ворон». Была такая же жара, как тогда, в сорок девятом. В «воронке» были две камеры, два металлических «шкафа», в один из которых посадили Альтшуллера, а в другой – беременную женщину. Женщине было плохо, она просила открыть двери, а потом, чувствуя, что больше не выдержит, начала страшно кричать…
- За все годы лагерной жизни, - вспоминал Генрих Саулович, - я ни разу не плакал. Но тогда… Я слышал ее крики и думал: «Какого черта я тратил ум и энергию, изобретая газотеплозащитный скафандр? Нужно было изобрести что-нибудь, что не позволяло бы сажать беременных женщин в шкаф и пытать жарой». И я поклялся, что, если выживу, брошу методику изобретательства, потому что все это человечеству ни к черту не нужно…
Он еще не знал о том, как пытали жарой его друга – об этом Рафаил Шапиро рассказал Генриху потом, когда они, наконец, встретились.
* * *
Клятвы своей Генрих не сдержал. Он выжил и создал ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Сегодня ТРИЗ известна во всем мире, тысячи изобретателей пользуются этой теорией, десятки тысяч изучают ее по книгам Генриха Сауловича Альтшуллера.
Почти полвека назад мы сидели в теплой комнате в квартире Альтшуллера на Апшеронской улице в Баку, за окном лил дождь, время было позднее, надо было уходить, а я не мог подняться. Я и спрашивать ни о чем был не в состоянии – только слушать.
После того вечера я стал гораздо строже относиться к собственным фантастическим опусам – невозможно было показывать Генриху Сауловичу тексты, в которых не было СОБСТВЕННОЙ и обязательно НОВОЙ идеи или мысли.
Несколько месяцев спустя я все-таки набрался смелости и принес на суд рассказ, прочитав который Генрих Саулович сказал:
- Это на четыре головы лучше того, что ты писал раньше.
Рассказ назывался «Все законы Вселенной», он был опубликован несколько лет спустя в молодогвардейском ежегоднике «Фантастика-68». Наверно, если бы не было того дождливого вечера и того потрясения, я не смог бы придумать идею, по тому времени радикальную и для марксистско-ленинской науки невозможную:
«Мы говорим: материя первична, а вторичны формы ее проявления. Законы движения материи, которые, собственно, и представляют собой всю совокупность законов природы, есть неотъемлемое СВОЙСТВО материи, и как всякое свойство, они могут быть изменены.
Нужно, чтобы все поняли… Фундамент у нас один - материя, а строить на этом фундаменте мы можем все что угодно».
* * *
Законами природы мы пока управлять не умеем. Но созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером наука о сильном мышлении – шаг в правильном направлении.
* * *
Откуда я все это знаю? А как же! Ведь мы с Мишкой были лет пять «не разлей вода». Все друг другу рассказывали. Учились вместе. Мед-пиво пили. Мед знаний и пиво развлечений, или наоборот, как на это дело посмотреть. «По усам текло, а в рот не попало» - это не про нас, кое-что попало.
Мишка Рабинович появился в нашей группе на втором курсе. Перевелся с вечернего. Симпатичный, улыбчивый и скромный парень быстро вписался в нашу небольшую студенческую компанию, в которую кроме меня входили Володька Уханов (по кличке Вальдец) и Женька Стройнов (по кличке Женечка), но о них расскажу как-нибудь в другой раз.
Была у Мишки одна странная особенность или особенная странность: он был необычайно влюбчив. Когда его спрашивали, верит ли он в любовь с первого взгляда, он смеялся до коликов, спазмов и полного прободения. Нашли кого спросить! А разве бывает другая любовь?
Когда Мишка учился в школе, это случалось с ним по нескольку раз на день. С этим надо было что-то делать, и Мишка, увлекавшийся в то время бионикой, решил позаимствовать у лошади шоры. Он сделал даже несколько чертежей, но мысль о том, как он предстанет в таком наряде перед одноклассниками, заморозила этот проект навсегда.
Тогда Мишка выработал иную манеру поведения: он старался на девочек не глядеть, всегда смотрел только себе под ноги, производя впечатление скромного стеснительного мальчика, каким, собственно, и был.
Когда Мишка достиг солидного возраста и превратился в Михаила Георгиевича Рабиновича, прочитавшего и одобрившего Юнга с его анимой, анимусом и теорией любви с первого взгляда, на него перестал действовать закон Мэрфи «Привлекательные женщины привлекают», и он целиком оказался под его следствием «Непривлекательные женщины не привлекают». Теперь он мог смотреть на женщин ничего не боясь. Первый взгляд, второй, ну третий в крайнем случае.... И ничего. Ровно ничего не происходило. Это было счастье! Хотя от других оно тщательно скрывалось. Мишка всегда любил рассказывать анекдоты о Рабиновиче. Вот его любимый анекдот тех времен:
« - Скажите, Рабинович, какие времена лучше, сейчас или раньше?
- Конечно, раньше! Раньше бабы были моложе.»
Но вернемся в нашу незабываемую студенческую пору, и я расскажу вам изумительную историю, произошедшую с Мишкой, когда бабы были моложе.
Итак, как вы помните, Мишка появился у нас на втором курсе. На первом же занятии преподаватель, делая перекличку, запнулся, поднес список ближе к глазам, подслеповато прищурился и нараспев прочитал: «Розенблюменталь». Кто-то из ребят выкрикнул «Отсутствует!», преподаватель сделал пометку и продолжил. Мишка был очарован. Такой фамилии он никогда не слышал. Ее музыкальное звучание действовало на него, как на других – «Лунная соната». Он вознесся ввысь и витал в облаках. Когда же очередной доцент произнес «Розенблюменталь Юлия», все было кончено – Мишка влюбился! Наше знакомство началось с того, что Мишка спросил меня, что из себя представляет Юля Розенблюменталь. Я пожал плечами и сообщил ему, что считал самым главным: это девчонка из Черновиц, наверно, еще не приехала.
Несколько дней Мишка, затаив дыхание, ждал, когда прозвучит мелодия его души, в надежде лицезреть предмет своего воздыхания. И вот счастливый день настал. На занятиях по теории вероятности на призыв «Розенблюменталь» поднялась пышная прыщавая блондинка на пол головы выше Мишки и пробасила «Я!». Но Мишка ничего не замечал – он был влюблен!
Мишка безуспешно ухаживал за Юлей целый семестр, но добился лишь приглашения помочь подготовиться к экзамену по математике. Эта подготовка привела к тому, что оба экзамен завалили. Но Мишка наконец понял, что Юля не просто полная, но и полная дура, а Юля поняла, что он понял, и дала ему отставку.
Следующий семестр, как и положено, начался с перекличек.
- Петраков!
- Я.
- Петрова!
- Я.
- Рабинович! Рабинович, вы меня слышите? Рабинович, выньте вату из ушей!
* * *
* * * * * *
www.ukamina.com - ВСЕГДА ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ!
Бабушка выглядывает из окошка с резными наличниками и расписными ставенками.
Было это в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Задумал Иван-дурак избы людям рубить, набрал ватагу добрых молодцев. Да пошел в район за лицензией. В отделе по работе с предпринимателями сидел, а точнее нежился под солнцем кот- баюн.
-Дело ты конечно задумал доброе, жилищное строительство, Да откуда в нашем районе у людей деньги возьмутся?
-Ипотека, старую избу заложат, немного добавят новую избу поставят. Опять же город рядом, дачи многим нужны.
-Ладно собирай справки потом ко мне зайдёшь.
И пошёл Иван справки собирать. Только он за порог кот к телефону. «Люцифер Андреевич, конкурент объявился, Иван-дурак взялся избы рубить.
-Что уже рубит?
-Да нет. Пока справки собирает.
- Ничего, в разрешительных органах свои люди.
И пошёл Иван сначала в пожарную инспекцию.
Змей-горыныч работал пожарным инспектором. Мундир налазил на тело, а вот с головами была проблема: на той что справа одевал фуражку, на центральную голову надевал пожарную каску, на третью форменное кауфляжное кепи. Устроил его на работу Люцифер Андреевич-учредитель «архарстроя».
Пришёл Иван в пожарную инспекцию. Горын Сергеич попрыскал в среднюю глотку из огнетушителя, принял озабоченный вид:
- Чем обязан?
-Да вот, дело хочу открыть ,ваше разрешение требуется.
-Что же делать вознамерились?
-Избы ставить.
-Деревянные?
-Ну не металлические же.
- Так они же, стоит на них дохнуть, загораются; сам проверял.
-Оно конечно, если вы дохнёте и негорючие предметы загораются, а в обычных условиях стоят. Почитай вся наша деревня в таких избах живёт, я тоже в такой проживаю. Мне изба отца досталась, ему от деда перешла. Уже почитай век в ней живём и ничего, не сгорели.
-Такой рассадник пожаров разрешить не могу.
Повесив голову идёт Иван через приёмную на выход Секретарша участливо спрашивает:
- Что, Горын Сергеич бумагу не подписал?
И разъяснила Ивану кому и сколько за положительную резолюцию.
Получив наконец подпись пожарных, отправился Иван в санэпидемнадзор.
Главным санитарным врачом в данном районе работала баба-Яга. Не только по внешности, но и по сути. Раньше Яга Альбертовна действительно жила в лесу, в избушке на курьих ножках, но потом лес где она жила вырубили и пришлось Яге начинать новую жизнь. Сначала торговала на рынке ягодами, грибами. Потом открыла свой магазинчик, появились деньги. Она купила диплом санитарного врача. С помощью своего старого знакомого, Люцифера Андреевича Бессовестного она устроилась в Тьмутараканский
центр санэпиднадзора. Благодаря своему характеру она «сьела» начальство и сама стала главным санитарным врачом.
Пришёл Иван в санэпидемнадзор, когда он зашёл в кабинет главврача – Яга Альбертовна беседовала с волшебным зеркалом:
-Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее
- Ты хозяйка спору нет(говорила так, потому что не хотело быть опять разбитым( в третий раз пожалуй не склеят)).
-Яга Альбертовна, мне бы вашу подпись на разрешении на регистрацию.
- Чую русским духом пахнет. То ли у меня нос чувствительный, то ли ты плохо мылся.
-Так угля не завезли, а дрова после вырубки леса дефицит .
-Из чего людям избы рубить?
- Так я договорился у соседей в лукоморском районе их артель «Елки палки» подрядились нам строительный лес поставлять.
- Кому это нам?
- Нашей артели «Ивандомстрой».
- А воевода в курсе?
(Она узнала, что у бизнеса постройки элитных котеждей объявился конкурент, и так как она тоже была в доле, пыталась ему помешать).
-Конопатить небось мхом будешь?
- Можно паклей.
-Насекомые заведутся, будут заразу всякую переносить.
- Мы в нашей деревне в таких избах живём, никто кроме тараканов не завёлся. И то, только в некоторых избах, в умеренных количествах.
-Не могу допустить такой антисанитарии.
И ушел Иван из кабинета, так и не подписав документа. Один из его ватаги вспомнил, что один из его одноклассников сейчас работает в лекарском приказе. Отписал ему грамоту. Через пару недель подписала Яга Альбертовна разрешение на регистрацию.
И пошёл Иван в налоговую инспекцию(наученный горьким опытом он позвонил своему другу в погрануправлении- Илье Муромцу. У его сослуживцев были знакомства в налоговой инспекции).
Налоговый инспектор Кощей Силверстович Бессмертный- после вырубки леса в окрестностях замка стали появляться посторонние, когда недалеко от замка обьявилась милиция, пришлось Кощею переселяться в Тмутаракань. Стал торговать палёной водкой, местные бандиты пробовали обложить его данью, зря! Он созвал своих бойцов, те что служили ему в замке остались преданны хозяину. В результате дань ему платили те же бандиты. Когда его старый друг помог ему устроиться в районную администрацию,
он занялся знакомым делом: собирал дань.(т.е. стал налоговым инспектором).
Кощей Силверстович сидел в своем кабинете и играл в Country strike на своём компьютере когда Иван попробовал зайти к нему в кабинет. «У меня неотложное дело, зайдите через полчаса» Через полчаса к нему зашел наш Иван. «Мне бы разрешение на регистрацию подписать. В налоговой вопрос решился быстро. Подписывая документ он сказал: «Петру Степановичу привет передавайте» Когда он ушёл тот позвонил Бессовестному: «Люцифер Андреич, у вас конкурент объявился – Иван-Дурак.
-Кто таков?
-Сам-то он простой мужик. Но связи у него… Мне по поводу него из опричнины звонили».
Пошёл Иван за последней подписью- в райадминистрацию.
Когда Иван пришёл в терем райадминистрации кот-баюн спал после сытного обеда, когда он увидел на документе все нужные подписи его чуть не вырвало от удивления. «Зайдите к концу рабочего дня, ваше дело будет рассмотрено в рабочем порядке». Только Иван скрылся в двери, кот потянулся к телефону: «Люцифер Андреич..Это кот-баюн – Иван все подписи собрал. Не сегодня завтра строить начнет»
- Впереди ещё конкурс. А покровители у него весьма влиятельные. Придется подписывать.
К концу рабочего дня выдали Ивану свидельство о регистрации «Ивандомстроя». На участок был назначен конкурс. Коротко сказывается, да не скоро дело делается. Подошёл день конкурса.
Декорации «кто хочет стать миллионером» ведущий кто-то вроде Угольникова, против него сидит кто-то вроде Семчева.
-Кому достанется участок для застройки возле реки Смородины
Варианты ответа:
A) АОЗТ «лихие люди»
B) ОАО «ивандомстрой»
C) ООО «калина красная»
D) ЧП «Загорулько»
-Можно звонок другу?
-Пожалуйста, ваше право, кому звоним?
-Я со своего мобильника.
-Люцифер Андреевич, здравствуйте…узнали…кому участок возле Смородины отдавать… фирме «лихие люди»?...Спасибо. …До свидания.
Ведущий: «по итогам аукциона право на застройку участка достаётся ЧП «Загорулько». Звонок в студию, трубку снимает ведущий- «Да босс» …. «Нет, работа нравится»… «но правила аукциона?»… «хорошо,будет сделано»
«Неожиданно победила АОЗТ «лихие люди».
И приуныл Иван, распустил свою ватагу, им тоже надо кормить семьи. И позвонил Ивану Люцифер Андреич: «Сидел бы ты Иван на печи и ел калачи, а в районе я хозяин».
Возле самой дороги давным-давно жил-был камень, ну не камень, а так себе - камушек, размером чуть больше сосновой шишки. Был он самый обыкновенный серый и пыльный, по характеру тоже серый как грозовая туча. Жил один одинешенек и только дорожная пыль от мчавшихся мимо на огромной скорости машин окружала его, да еще кто-нибудь изредка пробежит, стараясь не смотреть в его сторону, потому что казалось всем будто это очень мрачный тип, не наградила матушка природа мягким и добрым нравом.
Солнце нещадно жгло его спину летом, осенью холодные дожди сурово обходились с ним, от этого мучил ревматизм и артрит, зима укутывала пуховым одеялом, под которым было тяжело дышать. Кажется, весной самое время оттаять, прекрасная пора, когда все вокруг оживает, журчат ручьи и мир молодеет. Ну, нет! Он лежал, ворчал и не давал спокойно пробегать веселым ручейкам. От журчания, дребезжания, чириканья у него болела голова, он вздрагивал и охал, жалуясь на свою неудавшуюся судьбу. Вот такой это был Серый Камень!
И при всех обстоятельствах Серый Камень никак не пытался изменить свою жизнь в лучшую сторону, хотя все вокруг кипело, бурлило, клокотало, все куда-то бежало, двигалось, ползло, летело, торопилось, запиналось об камень, от чего на нем откалывались кусочки, показывая острые края. Да, жизнь двигалась, но почему-то мимо, он же только иногда с завистью наблюдал и говорил себе: "Вот если бы у меня были крылья, вот если бы у меня были лапы, вот если бы, вот если бы..."
Все эти слова возникали, время от времени в его голове, так как вдалеке ему слышался шум, так не похожий на те, что он слышал постоянно, и это не давало Камню покоя. От пролетавших высоко в небе птиц он слышал, как они называли шум прибоем, плеском волн, шелестом воды на песке. Доносившиеся звуки, почему-то заставляли сердце Серого Камня биться сильнее. Впервые за всю свою длинную каменную жизнь он задумался над тем, что его жизнь проходит день за днем, и нет ни друзей, ни знакомых,
никого и ничего. Не переставал удивляться маленьким желтым листикам, даже они такие легкие на подъем. Малейшее дуновение ветерка звало их в путь, на поиски приключений. Перешептываясь между собой, листочки торопились посмотреть мир. Ведь в мире столько всякого интересного, маленькие муравьишки тоже удивляли своей любовью к жизни. Эти милые создания сутками бегали, туда-сюда перетаскивая на маленьких спинках огромный багаж.
Ох уж этот шум волн! Он волновал душу Серого Камня каждый раз все сильнее и сильнее. Первый раз в жизни ему захотелось не просто подслушивать чужие разговоры, а самому все увидеть.
Однажды в один из июльских дней переборов страх и скромность Серый Камень извиняясь и запинаясь от волнения заговорил с пробегающим мимо муравьем, чем очень сильно удивил муравья, ведь все считали ,что этот серый и говорить-то не умеет.
-Простите, пожалуйста, за мою наглость. Я понимаю, что отрываю Вас от важных дел, но не могли бы Вы уделить мне несколько минут Вашего драгоценного времени?
Муравьишка был добрый малый и поэтому охотно вступил в беседу, вскарабкавшись на теплую серую спину камня.
- Милый друг, - продолжал Серый Камень немного осмелев, уняв дрожь в голосе, - Ведь ты много бегаешь и многое повидал за свою жизнь?
Муравьишка напустил на себя важности и кивал головой:
- Да! Поверь мне, мой Серый друг, мир такой огромный и прекрасный, в нем столько чудес, что нескольких минут будет не достаточно! Это просто не возможно!
Они долго болтали обо все на свете, Муравей рассказывал о звездах на небе, о бабочках, о цветах, ночь перевалила давно за половину, а они все говорили и говорили. С той минуты Муравей стал приходить к Серому Камню каждый день, забираться на его теплую спину, греться на солнышке и рассказывать, что интересного сегодня увидел. Рассказывал о разных чудесах и красотах. Он рассказал об удивительных растениях с нежным ароматом, о могучих деревьях, под кронами которых можно было устроить
шикарный дом, о пение птиц и об их изумительных перьях. Серый Камень слушал своего рассказчика очень внимательно, затаив дыхание.
- Дорогой, Муравьишка, если ты все знаешь, то ответь на один мой вопрос, я давно собираюсь его задать. Меня так волнует то ласкающий душу и слух шум. Мимо пролетающие птицы называли его прибоем. Но что ж это такое?
Серый Камень смотрел на собеседника серыми полными грусти глазами и тяжело вздыхал. Муравей даже уловил, как часто забилось в каменной груди сердечко.
- А ты совсем не такой страшный, каким казался все эти годы. Хорошо, расскажу что знаю! - и он начал свой рассказ.
- То, что так сильно тебя беспокоит - это море! Большое и безграничное! Только Солнце знает, где оно заканчивается, где его край! Каждый вечер оно прячется за горизонт. Когда солнце прячется, то на глади моря появляется золотая дорожка, в ней плещутся рубки, плавают огромные корабли. Днем там отражается небо, облака глядят как в зеркало, и поправляют свои кудрявые прически. Море доброе, ласковое и щедрое, правда, иногда у него портится настроение, и оно начинает капризничать. Моря
хватает на всех - и на людей, и на зверей. Оно рядом, стоит только перебежать дорогу. В свободную минутку не пропущу момент погреться на горячем песочке.
Всю следующую ночь Серый Камень не мог уснуть, а если засыпал, то ему снился один и тот же сон - огромное море с золотистой дорожкой в волнах. Ничто и никогда не завораживало воображение камня как рассказы муравья о чудесах на земле, но еще больше его влекло в море.
Как только забрезжил рассвет, Серый Камень стал ждать своего рассказчика, он долго думал и решил, что сегодня, наконец-то, увидит море, чего бы это ему не стоило.
Муравьишка не заставил себя долго ждать, и как только он подошел Серый Камень обратился к нему за помощью:
- Мой, добрый друг, ты столько дней рассказывал мне все эти удивительные истории, что полностью изменил меня. Спасибо, ты вселил веру в собственные силы, я стал уверенным и не сгибаемым! У меня каменная воля и я ничего не боюсь! Никто не относился ко мне, так как ты за всю мою жизнь. Ты стал моим самым лучшем другом! Послушай, я открою тебе свою тайну. У меня есть мечта - увидеть море своими глазами! Помоги мне ее осуществить ведь ты такой сильный, ты переносишь тяжести на много
тяжелее самого себя. Может у нас получится сдвинуть меня поближе к дороге?
Муравей не мог отказать другу, не смотря на размеры и острые края, попытался помочь. Он двигал его задними лапами, передними упираясь в землю и наоборот, но муравьишка только сползал, начиная все с самого начала, чихая и кашляя, задыхаясь в придорожной пыли. В конце концов, обессилев, свалился от усталости. Даже пытался длинным шестом подтолкнуть, но полочка треснула, как тростинка, а может, это она и была.
Тут пришла идея муравью, позвать на помощь знакомую ворону. При этом он удивлялся сам себе, и как эта светлая мысль не пришла к нему раньше. Благо эта подруга всегда находилась где-нибудь поблизости. Она легко подхватила его лапами и поднялась высоко - высоко, только не учла тот факт, что края-то острые и как не пытался камень удержаться, ничего не вышло, он выскользнул и полетел вниз, приземлившись возле самой воды.
О, заветная цель была так близка!
Рядом пробежала веселая ватага ребятни, они прибегают покидать камушки в воду. Одному рыжеволосому мальчугану попался под руку наш Серый Камень, и он запустил его с такой силой, что у Серого Камня дух перехватило, он даже на мгновение зажмурился, но потом страх прошел, перед его глазами открылось бескрайнее море с золотой дорожкой! Восторг переполнял серую душу камня, но это еще не конец. Серый Камень так же узнал и подводный мир, о котором ему никто не рассказывал, его острые края
пообточились и рыбки любят играть возле него в прятки, а старый кальмар рассказывает о других морях и океанах.
Имея всего уже только 4 знака: верхний штрих (ВШ), нижнюю точку (НТ), нижний штрих (НШ) и верхнюю точку (ВТ), мы имеем возможность обозначать наши 33 или 34 буквы русского алфавита (подразумевая при желании и букву h ещё одной, 34-ой, буквой русского алфавита) 8-ю обозначениями, каждое из которых занимает не более одной буквенной позиции. Четыре первых обозначения уже названы – это те, что имеют по одному знаку: ВШ, НТ, ВШ и НТ. Ещё четыре обозначения имеют по два знака
– один под (или над) другим, поскольку в этой нашей системе имеется лишь два уровня размещения наших знаков. Получается всего 8 таких обозначений:
ВШ,
НТ,
НШ,
ВТ,
ВШ над НШ,
ВШ над НТ,
ВТ над НТ,
ВТ над НШ.
Пусть наши знаки будут отличаться от знаков препинания или величиной (жирностью), или высотой расположения в строке, или характерным шрифтом.
Не следует путать обычное двоеточие или точку с запятой в обозначениях знаков препинания с комбинациями наших знаков, которые должны чем-нибудь отличаться графически от этих знаков препинания.
Написание наших одного знака над (или под) другим, например, ВШ над НТ не следует считать теперь тем же самым, что и последовательное написание тех же знаков (то есть в две буквенные позиции).
Из 8-ми обозначений мы пока использовали только 2 первые: ВШ и НТ. Этого уже оказалось достаточно для обозначения 13 из 33 букв алфавита. Оставшиеся 20 букв - все согласные - обозначим остальными 6-ю обозначениями. Получается четыре раза по 3 и два раза по 4 буквы алфавита на каждое одно из остальных 6-ти наших обозначений. Любой человек может и сам себе выбрать удобное ему распределение букв алфавита по этим обозначениям – для личного простенького шифра ради защиты записей
только непосредственно от глаз любопытных. Компьютером такие шифры легко можно менять. Каждому желающему его компьютер сможет мгновенно и сменить личный шифр, и мгновенно зашифровать, расшифровывать и перешифровывать любой текст. Помнить стоит только лишь один, свой личный шифр, чтобы и без помощи компьютера читать текст в таком виде было не только лишь в принципе возможно, но и, в чем основной смысл такого письма, чтобы читать тексты стало несопоставимо легче, чем текст, отпечатанный явными буквами обычного
шрифта.
Нужно надеяться на договоренность в будущем о стандартном распределении букв алфавита по упомянутым 8-ми обозначениям (так же, как имеется всеобщая договоренность о знаках азбуки Морзе, о семафорной азбуке, об общепринятых обозначениях звуков речи в виде латиницы, кириллицы и т.п. букв).
В качестве примера распределения букв алфавита по восьми группам наших обозначений рассмотрим такой вариант.
1. ВШ обозначает одну из 5-ти букв: Ъ, Ь, Й, Ы, И.
2. НТ обозначает одну из 4-х букв: У, О, А, Э.
3. НШ под ВШ – одну из 3-х первых звонких: Б, В, Г.
4. НШ – одну из следующих 3-х звонких: Д, Ж, З.
5. НТ под ВШ – одну из 4-х последних звонких: Л, М, Н, Р.
6. НТ под ВТ – одну из 3-х глухих: П, Ф, К.
7. ВТ – одну из 3-х глухих: Т, Ш, С.
8. НШ под ВТ – одну из 4-х остальных глухих: Х, Ц, Ч, Щ.
ВТ (верхняя точка) при таком распределении букв алфавита по нашим 8-ми группам всегда относится к обозначению какой-то одной из всех десяти глухих согласных. Следовательно, что хорошо видно уже боковым зрением, иначе обозначена любая из всех десяти звонких согласных. По мгновенно растущему множеству каких-то (едва ли логически объяснимых, даже долго) мельчайших грамматических и знакомых графических примет в словах и словосочетаниях наше подсознание удивительно быстро
опознает конкретную букву под таким её обозначением, разумеется, во-первых, до того, как фокусированный взгляд её рассмотрит более внимательно, а во-вторых, значительно раньше, чем аналогичным же способом распознаётся весь комплекс штрихов в обозначении каждого звука речи в классическом начертании букв привычного шрифта.
НТ после ВШ, напоминаю, обозначают одну из 4-х букв: Ю, Ё, Я, Е, то есть буквосочетаний: ЬУ, ЙУ, ЬО, ЙО, ЬА, ЙА, ЬЭ, ЙЭ.
ВШ перед НТ лишь в редких, запоминающихся и тем самым подсказывающих даже прочие, взаимосвязанные слова случаях может обозначать нетипичные в русском языке буквосочетания: ИУ, ИО, ИА, ИЭ. Вероятнее всего такие случаи встречаются на стыке приставки и корня. Тогда приставка легко опознаётся по характерной именно для неё комбинации наших знаков, а это подсказывает продолжение всего слова и дальнейшую взаимосвязь отгадываемых слов. Такой процесс происходит подсознательно, без словесных
рассуждений, за счёт накопленного подсознательного опыта. И при чтении обычного текста это происходит всегда, почему мы и читаем текст быстро, не всматриваясь в каждую букву.
Наши четыре знака (штрих или точка, расположенные сверху или снизу в строке текста) графически более наглядно, чем буквы обычного шрифта, показывают нетипичную, и наоборот, наиболее вероятную последовательность звуков русской речи. Читая и даже слушая речь, мы всегда почти все буквы и звуки речи предугадываем, - одни чуть раньше других. Это и позволяет нам понимать речь и текст со скоростью произношения слов. Те, кто легко воспринимает значения
слов по их зрительным образам в тексте (аналогично восприятию смысла математической формулы зрительно, а не на слух [“… еравноэмцеквадрат…”] по её словесному звучанию, те и быстрее читают, и лучше воспринимают смысл, легче и надёжнее запоминают его.
В русском языке редко соседствуют вплотную буквы из группы: У, О, А, Э. Если в нашем точечном письме встретятся подряд две нижние точки, то этот нетипичный случай обратит на себя внимание и будет служить как ориентиром в тексте, так и приметой для более раннего предугадывания уже знакомого слова да ещё и в его связке с другими словами (по грамматике, по смыслу, по знакомым, подсказывающим приметам в их начертаниях). Две такие точки подряд скорее всего укажут стык приставки
и корня. Тогда враз опознаётся приставка по её очень знакомой комбинации наших знаков. Эта приставка тут же становится очередной подсказкой всего слова и, следовательно, продолжения фразы.
Малопонятные объяснения такого способа чтения пугают, но ведь мы именно так всегда читаем любой самый обыкновенный текст обычного шрифта, не осознавая того, почему нам удаётся читать столь быстро, не особенно разглядывая каждую букву. Процесс как бы мгновенного узнавания знакомых людей ещё сложней, он вообще пока не поддаётся словесному объяснению. Описываемые приёмы чтения письма точечного являются нашими подсознательными, обычными приёмами чтения буквенного письма,
но в письме точечном они много проще и поэтому куда менее утомительны. Если при чтении обычного буквенного текста удаётся держать в особо кратковременной памяти зрения образы лишь нескольких слов, то при сокращении обозначения звука речи с образа начертания всей буквы до образа всего одной - двух точек в этой памяти окажется возможным держать хотя бы на порядок больше слов, следовательно, уже в законченной, а значит, в уже понятой фразе. Это уже качественно иное восприятие смысла. Всё и запоминаться будет
качественно иначе, как бы принципиально иным способом. [Это мне почему-то ассоциируется с “качественно иным” способом питья водки. Некоторые умеют вылить в глотку закрученной струёй, не глотая, всё содержимое бутылки.]
Может быть, удобно будет считать, что и Щ – это ШЧ.
Вводимую (лишь при желании) в русский алфавит букву h удобно ввести в одну группу с буквами Х, Ц, Ч и даже Щ. Возможно придётся особо отмечать чем-нибудь обозначение НШ под ВТ в его значении звука h (в именах собственных или нарицательных нерусского происхождения).
Каждое одно из трёх или четырёх буквенных значений в наших обозначениях легко можно при желании указать явно. Компьютер даёт для этого всякие возможности. Можно, например, соответствующим цветом наших знаков указывать каждый из вариантов. В некоторых случаях это будет удобно, но, пожалуй, менее утомителен для глаз и психики только лишь чёрно-белый контраст. Можно, например, воспользоваться и многовековым опытом семитов, помечая варианты прочтения точками. Экономнее, даже
чем в еврейском письме, такие пометки:
1) точка снизу под строкой,
2) точка сверху над строкой,
3) точка сверху и точка снизу,
4) без этих дополнительных точек.
Однако тот же многовековый опыт еврейской письменности подсказывает, что лучше как-либо отгадывать вариант прочтения каждой буквы, чем вынужденно цепляться взглядом за каждую точку около каждой буквы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.graph.ukamina |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||