Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Искусство мыслить.

  Все выпуски  

Образная память. Формы памяти.


Выпуск 12 

 

http://www.kinesio.h18.ru

Эта рассылка получена по подписке, внизу имеется форма отписки.

Белякова Татьяна

pisma_05  собака list.ru


Добрый день, приветствую вас в очередном выпуске моей рассылки.

Сегодня в рассылке:

  • Характеристика памяти

  • Образная память.

  • Объявления.

По замечанию Выготского Л.С, “Мысль (не состоит из отдельных слов) всегда представляет нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объёму, чем отдельное слово”. Мысль со словом непосредственно не совпадает. «То, что в мысли содержится одномоментно, то в речи развёртывается последовательно».

Суперская информация о СИСТЕМНЫХ РАССТАНОВКАХ!

http://kinofoba.livejournal.com/910.html

Основополагающими конструктивными элементами мозга следует считать гибкие межнейронные связи, поскольку именно они играют ключевую роль при запоминании новой информации и приспособлении к изменяющейся среде обитания.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ

Система оценок Декларативная память (ДП) Рабочая память (РП) Процедурная память
Основная функция Запоминается значение входных данных Центp всех пpоцессов мышления и обучения. как подраздел ДП, временное хранение, переработка Постоянное хpанение знаний
Объем Неограниченный (быстрое затухание следов) Весьма ограничен Неограничен
Содержимое (коды) Семантические, в основном, пространственные, акустические, двигательные, временные Главным образом, но не исключительно, представлено в слуховом коде Так же, как и в декларативной памяти
Информационные единицы Понятия, высказывания, схемы (фреймы, скрипты) Так же, как и в ДП Продукция от конкретной до общей (правила "если-то")
Организация Иерархия узлов и связей, допускаются неточные значения, наследование свойств, многие уровни точности Так же, как и в ДП Плоские
Процессы научения- забывания Устное научение (по наставлениям), Пеpекодиpовка  (пpинцип специфического кодиpования), Хpанение (очень медленное забывание), аёВоспpоизведение   Научение действием (тpениpовка). Общие опеpации (pешение задач). Аналогия. Обобщение.Различение. Усиление

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕХ ВИДОВ НАУЧЕНИЯ

Паpаметp Наpащивание Пеpестpуктуиpование Настpойка
Затpагиваемая память Деклаpативная Рабочая память Пpоцедуpная
Тип научения Усвоение понятий исвязей (паpные ассоциации) путем кодиpования (научение путем наблюдения, по устной инстpукции, по советам) Усвоение пpодукций путем тpениpовки Модификация пpодукций в ходе тpениpовки
Пpоцессы научения Различение стимумулов. Научение pеакциям. Ассоциации (Ассоцииpование). Запоминание ответов Компиляция

Оpганизация пpоцедуp Композиция

Обобщение  Различение Закpепление пpодукций
Стpатегии научения Совеpшенствование  Интеpакивное воображение. Записывание в память. Метод  pасполжения по местам. Метод ключевых  слов. SQ3R, PQ4R
Постpоение сеток **
Использование общих опеpаций (методов pешения задач) и аналогий Коppекция по обpатной связи от внешнего источника (наставника).Коppекция по ОС от внутpенней модели
Дpугие пеpеменные, влияющие на пpоцесс Конкpетность.Различимость и оpганизация стимулов.  Сходство пpоцессов научения и тестиpования *** Загpузка pабочей памяти. Своевpеменность и надежность ОС. Число положительных  опытов. Число отобpажения.  Те же, что и пpи научении путем пеpестpуктуиpования Согласованность отpицательных  опытов (неудач)

** Матеpиал лучше заучивается тогда, когда человек стаpается активно связать pазные стимулы в какое-то осмысленное целое, т.е. если
входная инфоpмация активно обpабатывается.
*** Мотивация повышается, когда :
- имеются явные цели в игpе;
- используются звуковые эффекты;
- есть элемент непpедсказуемости;
- для сообщений инстpукций и ОС используются гpафические сpедства, а не слова;
- идет подсчет очков.

Что такое образная память?

 

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния  его  сигнальной  системы:  зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния   зависела   сама    жизнь. Ощущение    постоянной готовности  к  опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию ,внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро    и без следа. Каким же образом выработалась самая  лучшая форма запоминания?  Достаточно просто и привычно, и потому наиболее

экономно:  память на звуки ,запахи, цвета и т.д.  Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память.  Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

 

Пользуясь образной      памятью, человек     воспроизводит воспринимаемое им не словами,  а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет:  то ли списывает,  то ли считывает."Ну допустим,  - скажут  скептики,- хорошая  вещь ваша  образная память.  Но она развита и у животных.  Человек   стал превращаться в человека с развитием другого  вида памяти  -  абстрактной, словесной.  В  совсем иных условиях.  В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не  передашь  в образах  конкретного  мира.  Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке  ожившее  звериное, когда  есть целая наука о словесной памяти мнемотехника?"

 

Ну что можно на  это  ответить?  Древние  говорили:"Мысль изреченная    есть    ложь."    каждому   знакомо   состояние озарения, когда  кажется, что  понимаешь  все  до  таких   глубин...,твоей  мысли  доступно все...,такая резкость и ясность   воображения...  И как бледно и тускло выглядит все  это, когда переводишь  в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать  ее словами. Простота тут кажущаяся.  Сначала надо  воспринять, потом  понять, потом  -подобрать  слова.  Не  всякий  способен   хорошо описать что-либо,  но в воображении все гениальны. Сны  всем снятся,  а это ведь внутреннее произведение искусства. А  уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые  позволят  запомнить то, что не совсем понятно.  Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря,  что  сначала

необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг.  Чтобы улучшать память  -  надо  все время  специально  учиться  и  тренироваться:  для того, чтобы  учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три  процента  мозга.  Стоит ли удивляться, что уже к двадцати  пяти годам словесная  память  переполняется  воспринятой  информацией  -  большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает.  А вместе с ней уходят уже бесполезные  без  памяти способности.  Человек прекращает учиться.  А безделье добивает даже то, что у него оставалось.

            

Механизм образной памяти совершенно противоположен.  Сначала  человек воспринимает безразлично что(события, цифры, буквы,  слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро  поставляет  нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько,  сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно  и  может  делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали.  Запоминаемые образы перед глазами,а перевести их можно в любой  язык:  русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

 

 

                       Что дает нам образная память?

 

             Ни для кого не секрет, что любой разговор на бытовую тему может  длиться бесконечно.  Любой научный - уже через пятнадцать минут  упирается  в  тупик  усталого  внимания.  Поэтому  первые  ведутся  где угодно, когда угодно,  о чем угодно.  Для

вторых организуются  специальные  семинары, симпозиумы, съезды.  Определенный  круг слов и понятий объединяется вокруг определенной сферы  профессиональной  деятельности  -  относительно  замкнутой части реального мира.  Для того,  чтобы подготовить   детей  к  восприятию   и   занятиям, необходимо   восстановить

  разрушенное  школой детское целостное, яркое, образное восприятие мира. Его подменяют тусклыми, разжеванными до потери интереса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко именуемого "Педагогической программой подготовки к жизни".Личность подавляется,  она  в  рабстве бесполезного хлама, заполняющего

память. Способности глушатся, так и  не раскрывшись. Хорошо, если у  ребенка  возникает  интерес  к какому-либо занятию: детское  восприятие возвращается.

           

 Почему же  так? Немного  теории. Мозг  человека  состоит из  двух полушарий. Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое  - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в  многообразии цветов, звуков, запахов, других

качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ - модель, в левом - соответствующие  ему слова. Воспринятое таким  образом  не  стирается .Оно  порождает  гениальные стихи, книги, картины, открытия.  Это для него органично и  естественно.

            

Но наша цивилизация вторглась и  сюда. Девяносто процентов  информации  подается  в  усеченном виде - голос диктора, текст  книги, обрывочные картинки телевизора и т.д.В  одном полушарии  оно  впечатывается.  B другом - бесформенное пятно. Отсюда не-

контролируемое  забывание.  Дефекты  внимания, пробелы   памяти. Именно из-за  усеченной  информации  распадается  детское  восприятие.

             Образная память  искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до  полноценного образа, его вызвавшего.  Включение всех каналов восприятия отменяет принцип "Повторение - мать учения".  Повторение разрушает  то, что  человек запомнил.  Природа во второй раз не повторяет.  А что

  такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких   стрессов, уверенность  в  себе,  умственная  работа становится  творческой.  От здоровой психики зависит и хорошее  здоровье.

 

   Не  тратишь  время  на зубрежку - оно освобождается для более  продуктивной деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь.  Обучение  теперь  сводится  к пониманию.  Понял - представил.  Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства  образной  памяти.  Способность воспроизводить через    любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими  делами  сразу без потери качества,  восстанавливать    любую картинку после беглого взгляда и т.д.

            

То есть  образная  память  возвращает  целостное  детское  восприятие  мира,  восстанавливает естественную память,  учит творческому мышлению.  Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима   от   его   личности.  Все,  что  он  будет  делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности,  будет  делать ее методами,  неуклонно совершенствуя и  систему и себя своей жизнью.

           

 Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы,  освобождено от зубрежки время и улучшилось  здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная - это 7+(-)

       

 2 бит/сек на один образ,  то образная - 60+(-)5 бит/сек.  Бит   информации - это однозначный вопрос с ответом "да" или "нет". Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов    в секунду, то образной 55-65.

             Кроме того,  запомним,  что человек даже в окружении книг   может  творчески работать только с тем,  что держит в голове.  Образная память - это библиотечка минимум из 10-15 книг. Можно и больше. Это зависит от желания.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

1) Прежний адрес сайта и рассылки konsult@kineziolog.ru прошу считать недействительным, писать можно на pisma_05 СОБАКА list.ru

2) Я консультирую он-лайн на форуме Хрулева , адрес консультации:

http://www.socioforum.ru/viewtopic.php?t=7065 

3)Наконец-то я завершила работу над своей первой электронной книгой «Лечение межпозвонковой грыжей поясницы». Информация о книге здесь:

http://www.kinesio.h18.ru/reklama_kniga_gryza.htm 

 

4)Разместила методичку  для врачей по патофизиологии.

 

http://kinesio.h18.ru/patophisio.htm

Мои рассылки:

Как запрограммировать на успех себя и других

Как избавиться от болей в спине.

Искусство мыслить

Тайны акупунктуры- успехи восточной медицины.

Кинезиология профессионально.

Информация о книге "Лечение межпозвонковой грыжи поясницы" здесь:

http://www.kinesio.h18.ru/reklama_kniga_gryza.htm

 

Интереснейшие аудиокниги

Аудиокнига о времени

Аудиокнига об эффективности

Аудиокнига о мотивации
Аудиокнига о целях

Аудиобеседа о малом бизнесе
 

Количество подписчиков на момент формирования письма  1732

 

Возраст рассылки в днях  328

Copyright ©2006 Белякова Татьяна

Если вам понравилась эта рассылка, пожалуйста, перешлите ее друзьям. Рассылка должна быть осуществлена в полном виде.


В избранное