Поэзия Новой Эпохи

  Все выпуски  

К картине Н.К.Рериха. И МЫ ВИДИМ. 1922. Серия «Санкта» («Священная»)


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПОЭЗИЯ НОВОЙ ЭПОХИ
Поэзия, созвучная с Учением Живой Этики (Агни Йогой)

Наталия СПИРИНА

Священная Сюита

Серия «Санкта» («Священная») Николая Рериха, состоит из шести картин. Эту сюиту Н.К.Рерих создал в течение одного года во время своего пребывания в Америке. Вся она посвящена одной теме — Руси Великой. Из письма Е.И.Рерих в Америку мы узнали, что это «любимая серия Великого Владыки»1.

Крупнейший знаток и биограф жизни и творчества Николая Константиновича Рериха Павел Фёдорович Беликов в своё время писал: «В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности»2.

Н.К.Рерих. И МЫ ВИДИМ. 1922

Н.К.Рерих. И  МЫ  ВИДИМ. 1922 /УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ/

Тебя никто рукой 
                 не сотворил,
Себя в Нерукотворном Лике
                 ТЫ открыл,
Чтобы Тебя познав, 
        смогли стремиться мы
К Надземному —
        поверх земной тюрьмы!

Картина Н.К.Рериха «И Мы видим». На ней изображён Нерукотворный Лик Христа, запечатлённый на полотне.

О возникновении этого Образа имеется несколько легенд. Одна из них гласит: во времена язычества в малоазийском городе Эдессе при жизни Иисуса Христа правил царь по имени Авгарь, который заболел неизлечимой болезнью. Он вспомнил, что на земле иудеев появился проповедник по имени Иисус, которого одни считают пророком, а другие — Сыном Божьим, и что Он творит исцеления словом или прикосновением. Тогда Авгарь отправил к Иисусу за помощью своего посла, который был одновременно и художником, с целью — или пригласить Христа жить в его городе, или получить Его изображение для своего исцеления.

Придя к тому месту, где Христос обычно проповедовал, посол попытался нарисовать Христа. Но когда художник начал смотреть на Него, то ослепительный свет, исходивший от Христа, не давал ему возможности не только нарисовать Его, но и смотреть на Него. Когда Христос узнал, что художник безуспешно пытается изобразить Его, то Он умыл лицо и приложил к нему белый плат, на котором отпечатался Его Лик.

Царь, получив этот плат, исцелился и велел прибить это Изображение на негниющую доску и повесить в нише над вратами города.

Через некоторое время Авгарь и его подданные приняли христианство. Но один из потомков Авгаря возвратился к язычеству и захотел уничтожить Нерукотворный Образ. И тогда, чтобы спасти Изображение, епископ велел заложить нишу, в которой находился плат, кирпичом.

Но этот Священный Образ не погиб, и когда через два века был вновь открыт, все увидели, что он оказался неповреждённым. И когда персидское войско пошло на город Эдессу, чтобы его захватить, тогдашний епископ вместе со всем духовенством и народом обошёл с этим Образом вокруг городских стен, и враг внезапно отступил от города и удалился.

В Х веке император Византии Константин Порфирородный предложил за Нерукотворный Образ огромный выкуп, и Образ перешёл в Константинополь. В ХI веке произошло разрушение города крестоносцами, и Нерукотворный Образ исчез и больше о нём ничего не было известно. Но изображения этого Лика, скопированные разными художниками, сохранились.

Таких икон в те времена требовалось немало. Они использовались как хоругви, то есть знамёна воинских дружин, и на полях грозных сеч они воспринимались как помощь и защита.

Святой князь Андрей Боголюбский взял с собой в поход против болгарского войска три иконы — икону Божией Матери, Спаса Нерукотворного и «Поклонение Христу». Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей битвы с болгарами

1 (теперь 14) августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья Андрей, его брат Ярослав и сын Изяслав со своим войском поклонились святым иконам, воспевая Пресвятую Богородицу и воздавая Ей хвалы. И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от Лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа, по новому стилю 14-го, — в память о Крещении Руси и победы над болгарами в 1164 году.

Изображения Нерукотворного Лика часто помещали над входами в храмы. Подобные Изображения также помещали над въездными кремлёвскими воротами больших городов — в Москве, Смоленске, Новгороде и других древнерусских городах. И каждый проходящий под ними должен был снимать шапку, иначе стражники, стоявшие у ворот, заставляли невыполнившего этот указ класть земные поклоны перед Святым Образом.

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет 
У святых в Кремле ворот? —

писал русский поэт Фёдор Глинка (XIX в.).

«Спас — Милостивый, Спас — Кроткий, Спас — Всеведущий, Спас — Всемогущий, Спас — Грозный, Спас — Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями» — так писал Николай Рерих в книге «Священный Дозор»3.


1 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 24.05.1951.
2 П.Ф.Беликов, В.П.Князева. Рерих. М., 1973. С. 149.
3 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 203.


Дорогие друзья! Данный выпуск - пример рассылки СибРО: "Живопись Николая Рериха". Если материал выпуска показался Вам интересным, подпишитесь на рассылку.
Рассылки СибРО
Живопись Николая Рериха
Новости Сибирского Рериховского Общества

Рассылка ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Наследие художника Николая Рериха составляет более 7000 картин. Живопись Н.К.Рериха полна глубокого смысла и внутренней поэзии. Многие символические полотна требуют пояснения, раскрытия образов и сюжетов. Материалы выпусков - результаты поэтического осмысления и исследований картин.

Содержание выпусков:
- стихи по картинам Николая и Святослава Рерихов;
- пояснения, оставленные самими художниками;
- фрагменты из книг Живой Этики;
- легенды, исторические факты, сюжеты и персонажи;
- и др.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro@sibro.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

Адрес рассылки. | Архив рассылки.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное