Страничка настроения, или жизнеутверждающее чтение: О семейной тайне
Выпуск № 3 (70)
Имею честь приветствовать Вас!
Вы, кому придется читать это, –
знакомы ли вам такие минуты?
Мне жаль вас, если вы их не знаете...
Евгений Замятин. Мы
…В этой рассылке сделана попытка собрать воедино всё то, что улучшает настроение, укрепляет дух, помогает выстоять в труднейших жизненных ситуациях, помогает ставить правильные позитивные цели и достигать их…
О семейной тайне
Примерно за два с половиной года до гибели Пушкин узнал, что его письма, и даже письма к жене, тайно читают в полиции. Он был взбешен; он назвал это скверным и бесчестным делом, свинством; сгоряча он подумал, что, может быть, это Наталья Николаевна, его жена, дала кому-нибудь списать его письмо? Он выговаривает жене: «Если ты виновата, так это мне было бы больно. Никто не должен знать,
что происходит между нами… Без тайны нет семейственной жизни».
Давайте остановимся на этих словах: Без тайны нет семейственной жизни. Тут не всё просто, не всё очевидно. Многие годы государственная политика в нашей стране была направлена на то, чтобы семейная тайна, наоборот, не сохранялась. Когда шла борьба с кулаками, в одной семье отец подписал справки, которые позволили спасти несколько несчастных, обреченных на гибель. Это было дело
отца, он сам брал на себя ответственность, и никто об этом не должен был знать. Но его сын сообщил о поступке отца милиции, и все пошли под суд, всех арестовали. Больше того, имя этого мальчика, убитого в отместку, прогремело на всю страну – его хвалили за то, что он раскрыл семейную тайну, предал отца в руки правосудия.
По законам прежнего времени никаких семейных тайн не было, все тайны – государственные. Сын обязан был доносить на отца, а если он не делал этого, то и его судили. Теперь не так. Теперь в наших законах родственники не обязаны доносить друг на друга. Семейная тайна есть семейная тайна. Государство признает её.
Но в нашей психологии остались следы прежнего, и мы очень часто, даже не замечая этого, рассказываем друзьям или даже посторонним людям о том, что происходит в семье, причем рассказываем о семье дурное, например, о том, что родители ссорятся или что кто-то в семье пьёт; и даже по телевизору маленького мальчика спрашивают: «А что, твой папа пьёт?» – и мальчик смущённо кивает головой. Смущённо
- потому что он уже в три года понимает, что поступает плохо: нельзя говорить об отце дурное.
Вот этого многие из нас не понимают: нельзя говорить дурное о родных! Нельзя говорить дурное о матери, об отце, о братьях и сёстрах, надо беречь честь семьи. И родители не должны говорить дурное о своих детях, даже если те плохо ведут себя, даже если совершили тяжёлые проступки.
Скажут: но ведь нельзя лгать! Ведь я же говорю правду! Нет. Правда, которая порочит честь близких тебе людей, – это не правда, это зло. А зло не может быть правдой. Люди дали тебе жизнь, вскормили тебя, заботились о тебе – а ты будешь у них как шпион в доме? Какая же это правда?
Мы рассказываем дурное о родных, потому что нам хочется, чтобы нас пожалели. Кого жалко – тот выглядит вроде как герой: вот какая трудная у него жизнь!
Но ведь это низко. Люди живут, вырастают, у каждого своя семья; в семье же много мелочей, о которых никто не должен знать, кроме двух людей – мужа и жены. И лучше других живёт семья, в которой жена не бегает по соседям, не жалуется на мужа; муж не жалуется чужим на жену; дети не жалуются на родителей, а родители не приходят в школу и не жалуются на своих детей. Все берегут честь семьи.
Самые счастливые люди состоят на государственной службе. На это указывает опрос, проведенный недавно в Германии. Оценивая довольство жизнью, немецкие чиновники оценили свое счастье почти в 8 баллов по десятибалльной шкале. Самыми несчастливыми называют себя безработные – у них чуть более 6 баллов.
Согласно опросу, проведенному фондом Bertelsmann, самым важным фактором счастья для немцев остается здоровье – об этом заявили 87% респондентов, 74% говорят о важности семьи. В целом, 57% опрошенных немцев назвали себя счастливыми. Лучше всего о своей жизни отзываются тридцатилетние – уровень счастья они оценили в 7,9 балла.
Как отмечают социологи, этот опрос показывает, что нематериальные аспекты жизни особенно важны для счастья. Почти 70% немцев говорят, что для них важнее удачи умение радоваться мелочам. Более половины опрошенных важным условием счастья называют наличие работы. Примерно каждый третий считает, что счастью способствует свобода от денежных проблем.