Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский Христос

  Все выпуски  

Русский Христос Жениться или нет?


«Истина освободит вас»
http://Istina-Osvobodit-Vas.narod.ru
MarsExX

Бизнесмен,
бросай бизнес!
Работник,
бросай работу!
Студент,
бросай учёбу!
Безработный,
бросай поиски!
Философ,
бросай думать!
НовостиMein KopfИз книг  Люби всех и верь себе!!!СверхНМП«Си$тема»Рубизнес
Сверхновый Мировой Порядок из России
Нашёлся Смысл Жизни. Может, именно его Вы искали?        Чего хочет разумный человек?        К чёрту религиозные культы!        К чёрту удовольствия!        К чёрту деньги!       К чёрту цивилизацию!        «Жизнь со смыслом, или Куда я зову»       Грандиозная ложь психологов: ЗАВИСИМОСТИ!        Наша жизнь — чепуха!        Рубизнес-1        Рубизнес       Светлой памяти Иисуса Христа        Развитие vs. сохранение        О книгах Вл. Мегре        Мы живые       Демонтаж "си$темы"       Чересчур человеческое       Болтовня       Достаточное       Условия       Бедность       Города       Решение проблем       Эффективность       Богатство       Прибыль       Война       Деньги       Паразитизм       Сегодня       Будущее       Что делать       Бизнес, Гении, Россия       Почему       Зачем
Настольная книга толстовца XXI века
Интернет-газета

Архив и подписка
http://subscribe.ru/catalog/lit.quotation.pycckuuxpucmoc

Выпуск n-цатый, 1 октября 2006 г.

Письма Л. Толстого сыну о женитьбе

(отрывки из воспоминаний Ильи Толстого)

Следующих три письма— 1887 года.

«Милый друг Илья.

Все мне кто или что-нибудь да мешает отвечать на твои важные и дорогие для меня письма, — особенно последнее.

То был Бутурлин, то нездоровье, бессонница, то сейчас приехал Джунковский, товарищ Хилкова, о котором я писал тебе. Он сидит за чаем и говорит с дамами (все не понимая друг друга), а я ушел и хочу хоть что-нибудь написать из всего, что я о тебе думаю.

Положим, что Софья Алексеевна запрашивает*, но подождать не худо, — главное, с той стороны, чтобы укрепить ваши взгляды, веру. Все в этом. А то ужасно от одного берега отстать, к другому не пристать.

Берег, собственно, один — честная, добрая жизнь себе на радость и на пользу людям. Но есть не добрая жизнь, так услащенная, такая общая всем, что если держаться ее, то не заметишь того, что это не добрая жизнь, и мучаешься одной совестью, если она есть; но если отстать от нее и не пристать к настоящему берегу, то будешь мучиться и одиночеством и упреками, что отстал от людей, и совестно. Одним словом, я хочу сказать, что нельзя желать быть немножко добрым, нельзя прыгать в воду, не умея плавать. Надо быть правдивым, желать быть и добрым вовсю. А чувствуешь ли ты это в себе? Все это я говорю к тому, что суждение княгини Марии Алексеевны** о твоей женитьбе известное: жениться молодым без достаточного состояния. Пойдут

* Я писал отцу, что мать моей невесты не разрешает мне жениться раньше двух лет. (Прим. автора.)

** Отец взял грибоедовскую княгиню Марию Алексеевну как символ/ (Прим. автора.)

дети, нужда, прискучат друг другу через один-два года, десять лет, пойдут ссоры, недостатки, — ад. И во всем этом княгиня Марья Алексеевна совершенно права и предсказывает верно, если только у этих женящихся людей нет другой одной-единственной цели, неизвестной княгине Марье Алексеевне — и цели не головной, не рассудком признаваемой, а составляющей свет жизни и достижение которой волнует более, чем все другое. Есть это у вас — хорошо, женитесь сейчас же, и Марья Алексеевна останется в дураках. А нет этого, из ста шансов девяносто девять, что, кроме несчастья, от брака ничего не выйдет. Говорю тебе от всей души. И ты также всей душой прийми мои слова и взвесь их. Кроме любви моей к тебе как к сыну, есть еще любовь к тебе как к человеку, стоящему на распутье. Целую тебя, Лелю, Колечку и Сережу, если он вернулся. Мы живы и здоровы».

К тому же времени относится и следующее письмо:

«Получили твое письмо к Тане, милый друг Илья, и вижу, что ты идешь все вперед к той же цели, которая поставилась тебе, и захотелось мне написать тебе и ей (потому что ты, верно, ей все говоришь), что я думаю об этом. А думаю я об этом много и с радостью и страхом— вместе. Думаю я вот что: жениться, чтобы веселее было жить, никогда не удастся. Поставить своей главной, заменяющей все другое, целью женитьбу — соединение с тем, кого любишь, — есть большая ошибка. И очевидная, если вдумаешься. Цель — женитьба. Ну, женились, а потом что? Если цели жизни другой не было до женитьбы, то потом вдвоем ужасно трудно, почти невозможно найти ее. Даже наверное, если не было общей цели до женитьбы, то потом уж ни за что не сойдешься, а всегда разойдешься. Женитьба только тогда дает счастье, когда цель одна, — люди встретились по дороге и говорят: «Давай пойдем вместе». — «Давай», — и подают друг другу руку, а не тогда, когда они, притянутые друг к другу, оба свернули с дороги.

В первом случае будет вот так.

Во втором случае так.

Все это потому, что одинаково ложное понятие, разделяемое многими, то, что жизнь есть юдоль плача, как и то понятие, разделяемое огромным большинством понятие, к которому и молодость, и здоровье, и богатство тебя склоняют, что жизнь есть место увеселения. Жизнь есть место служения, при котором приходится переносить иногда и много тяжелого, но чаще испытывать очень, много радостей. Только радости-то настоящие могут быть только тогда, когда люди сами понимают свою жизнь как служение; имеют определенную, вне себя, своего личного счастия цель жизни.

Обыкновенно женящиеся люди совершенно забывают это.

Так много предстоит радостных событий женитьбы, рождение детей, что, кажется, эти события и составляют самую жизнь. Но это опасный обман. Если родители проживут и нарожают детей, не имея цели в жизни, то они отложат только вопрос о цели жизни и то наказание, которому подвергаются люди, живущие не зная зачем, они только отложат это, но не избегнут, потому что придется воспитывать, руководить детей, а руководить нечем. И тогда родители теряют свои человеческие свойства и счастие, сопряженное с ними, и делаются племенной скотиной.

Так вот я и говорю: людям, собирающимся жениться именно потому, что их жизнь кажется им полною, надо больше, чем когда-нибудь, думать и уяснить себе, во имя чего живет каждый из них. А чтобы уяснить себе это, надо думать, обдумать условия, в которых живешь, свое прошедшее, расценить в жизни все, что считаешь важным, что не важным, узнать —во что веришь, то есть что считаешь всегдашней, несомненной истиной и чем будешь руководствоваться в жизни. И не столько узнать, уяснить себе, но испытать на деле, провести или проводить в свою жизнь, потому что пока не делаешь того, во что веришь, сам не знаешь, — веришь ли или нет. Веру твою я знаю, и вот эту веру или те стороны ее,: которые выражаются в делах, тебе и надо больше, чем когда-нибудь, именно теперь уяснить себе, проводя ее в дело.

Вера в то, что благо в том, чтобы любить людей и быть любимыми ими.

Для достижения же этого я знаю три деятельности, в которых я постоянно упражняюсь, в которых нельзя достаточно упражняться и которые тебе теперь особенно нужны.

Первое, чтобы быть в состоянии любить людей и быть любимыми ими, надо приучать себя как можно меньше требовать от них, потому что, если я много требую и мне много лишений, я склоняюсь не любить, а упрекать, — тут много работы.

Второе, чтобы любить людей не словом, а делом, надо выучить себя делать полезное людям. Тут еще больше работы, особенно для тебя в твои года, когда человеку свойственно учиться.

Третье, чтобы любить людей и быть любимыми ими, надо выучиться кротости, смирению и искусству переносить неприятных людей и неприятности, искусству всегда так обращаться с ними, чтобы не огорчать никого, а в случае невозможности не оскорбить никого, уметь выбирать наименьшее огорчение. И тут работы еще больше всего, и работа постоянная от пробуждения до засыпания. И работа самая радостная, потому что день за днем радуешься на успехи в ней и, кроме того, получаешь незаметную сначала, но очень радостную награду в любви людей.

Так вот я советую тебе и вам обоим как можно сердечнее и думать и жить, потому что только этим средством вы узнаете, точно ли вы идете по одной дороге и вам хорошо подать друг другу руки или нет, и вместе с тем если вы искренни, то приготовите себе будущее.

Цель ваша в жизни должна быть не радость женитьбы, а та, чтобы своей жизнью внести в мир больше любви и правды. Женитьба же затем, чтобы помогать друг другу в достижении этой цели.

Les extremes le touchent*. Самая эгоистическая и гадкая жизнь есть жизнь двух людей, соединившихся для того, чтобы наслаждаться жизнью, и самое высокое призвание людей, живущих для того, чтобы служить богу, внося добро и мир, и для этого соединившихся друг с другом. Так ты не спутайся — то, да не то. Почему же человеку не избирать высшего. Но только, избрав высшее, надо точно всю душу положить в него, а не немножечко. Немножечко ничего не выйдет. Ну вот, устал писать, а еще хотелось сказать.

Целую тебя».

* Крайности сходятся (франц.).

В другом письме того времени отец писал о моей невесте.

«...Ее связывают с тобой две вещи: убеждения — вера и любовь. По-моему, и одной довольно. Настоящая истинная связь — это любовь человеческая, христианская; если это будет и на ней еще вырастет любовь-влюбленье, то прекрасно и твердо. Если будет любовь одна — влюбленье, то это не то что дурно, но и хорошего нет, но все-таки возможно. И при честных натурах с большими борьбами можно прожить и с этой. Но если ни того, ни другого, а только pretexte* того и другого, то это, наверно, плохо. Тебе советую быть как можно строже к себе и знать, во имя чего ты действуешь».

В феврале 1888 года я женился и уехал с молодой женой в Ясную Поляну, где и поселился на два месяца в трех нижних комнатах.

К весне я должен был перебраться на Александровский хутор, составлявший часть нашего именья Никольское Чернского уезда, где я предполагал строить себе дом и поселиться. Вскоре после женитьбы я получил от отца следующее письмо:

«Ну как вы, милые мои дети? Живы ли? Живы ли духом? Важное вы переживаете время. Все теперь важно, всякий шаг важен, помните это; слагается ваша жизнь и ваших взаимных отношений — новый организм — homme-femm'a**, одного существа, и слагаются отношения этого сложного существа ко всему остальному миру, к Марье Афанасьевне, к Костюшке и т. п. и к неодушевленному миру, к своей пище, одежде и т. д., — все новое. Если чего хотите, то хотите теперь.

А еще главное дело, будут у вас теперь состояния mauvaise humeur*** и все, и вы друг перед другом окраситесь в несвойственные цвета, — не верьте этому, не верьте дурному, а переждите, и опять будет хорошо.

* Видимость (франц.).

** мужчины-женщины (франц.).

*** дурного расположения духа (франц.).

Не знаю, как Соня, а Илья склонен к этому, и ему надо тут быть осторожным. А ты, Соня, вот что, станет тебе вдруг скучно, скучно, скучно, скучно. А ты не верь этому и не поддавайся, а знай, что это вовсе не скука, а простое требование твой души работы, какой бы то ни было, физической, умственной — все равно.

Главное, еще главнее, будьте добры к людям, добры не издалека, а доступны вблизи. Если это будет, то будет жизнь полна и счастлива. Ну, держитесь! Целую вас и очень люблю обоих. Нынче узнал, что Хилков женится на сестре жены Джунковского. Я ее не знаю».

...

В конце апреля мы с женой уехали на свой хутор, и с тех пор я уже больше не жил в Ясной, а только наезжал туда периодически, или по делам, или просто для того, чтобы повидать родителей.

После отъезда из Ясной мы с женой получили от папа письмо:

«Как вы доехали, милые друзья, нам без вас скучно, то есть жалко, что вас с нами нет. Получили эту телеграмму и ничего по ней не сделали. Я думаю, что не беда. Напишите, как вы устроились и какие планы. Мое здоровье теперь совсем хорошо. Наше общество трезвости имеет большой успех, подписались многие, но зато один, Данило, успел подписаться и напиться. Я ничего, не робею от этого, а жду тебя, Илья, и очень жду, и буду очень рад за тебя, когда ты бросишь эти две скверные привычки: алкоголь и табак, привившиеся вне правильной жизни. Жизнь дело не шуточное, особенно теперь для тебя, всякий шаг твой важен. Много хорошего есть у вас — самое главное чистота и любовь, которые берегите всеми силами, но многое-многое угрожает вам, — вы не видите, а я вижу и боюсь. Ну, до свиданья, целую вас, все вам кланяются. Пиши, В Москве все по последним письмам благополучно, торопятся сюда. Л. Т.».

Следующее письмо отца написано им по случаю рождения первой моей дочери Анны:

«Поздравляю вас, дорогие и милые молодые родители. Не на словах поздравляю, а сам так неожиданно обрадован внучке, что хочется поделиться своей радостью и поблагодарить вас, и понимаю вашу радость. Я теперь на всех дев и женщин смотрю с соболезнующим презрением. Это что? а вот Анна — вот это будет настоящая. Нет, а без шуток. Впрочем, что я пишу — не шутка, а только еще с большей степенью серьезности я хочу сказать вот что: внучку, а вы дочь, смотрите же воспитайте хорошо, не сделайте тех ошибок, которые делали с вами, ошибок времени. Я верю, что Анна будет лучше воспитана, менее изнежена и испорчена барством, чем вы. Что здоровье Сони? Страшно писать, когда думается, что может быть что-нибудь неладно. Впрочем, все будет ладно, когда в душе ладно, что, главное, вам желаю. Как я рад, что Софья Алексеевна с вами, поцелуйте ее за меня и поздравьте. Целую вас. Л. Т.».

Илья Львович Толстой "Мои воспоминания", http://marsexx.narod.ru/tolstoy/i-l-tolstoy.html


9 сен. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить

4 сен. Лев Толстой против пьянства и курения!

28 авг. Сопротивление злу — ненасилием. «СверхНМП», глава 36.

22 авг. Шифман А. И. «Лев Толстой и Восток» и «Толстой — это целый мир»

13 авг. «Л. Н. Толстой: pro et contra». Апология и критика религиозно-нравственного мировоззрения Толстого

8 авг. Миру мир! Нет войне! «Трактаты о вечном мире» (Эразм, Руссо, Кант, Фихте, Гердер, Сен-Пьер, Малиновский)

6 авг. Долой "си$тему" из роддомов! Никитин Б. П. Здоровое детство без лекарств и прививок (6-е изд, 2001)

31 июл. Утопии: Герберт Уэллс «Люди как боги», Олдос Хаксли «Остров»

28 июл. Открыты ФОРУМы: «В гостях у Марселя из Казани» и просто форум

19 июл. Мороз В. А. «Толстой в моей арестантской жизни (выдержки из дневника 1974-1981 гг.)»

17 июл. Грамолин А. Б. «Евангелие от науки. На пути сотворения Бога» (О Толстом сегодня!)

14 июл. Баталов Э. Я. «В мире утопии: Пять  диалогов  об утопии, утопич. сознании и утопич. экспериментах» (1989), «Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.» (1991)

7 июл. Интервью и беседы с Львом Толстым (более 100!). Составитель: В.Я. Лакшин.

3 июл. Радзинский Э. С. Пьесы: «104 страницы про любовь», «Чуть-чуть о женщине», «Снимается кино»

29 июн. Герберт Шелтон «Натуральная гигиена — наука жизни». О пользе природы и целомудрия!

28 июн. Нашёлся СМЫСЛ ЖИЗНИ. Может, именно его Вы искали? «СверхНМП», глава 35.

24 июн. Мамфорд Л. «Миф машины. Техника и развитие человечества»

23 июн. «Толстовский листок — 13»: Толстой. Мысли, 1907–1910 гг., Хронологическая канва жизни Л. Н. Толстого за 1907–1910 гг.

17 июн. Настоящий брат-человек: Генри Дэвид ТОРО «О гражданском неповиновении» [Против государства!], «Жизнь без принципа» [Против бизнеса!], «Рабство в Массатчусетсе», «Неделя на реках Конкорд и Мерримак», «Дневники», «Прогулки», «Уолден, или Жизнь в лесу»; о нём: Л. Я. Старцев «Генри Торо и его "Уолден"», Н. Е. Покровский «Генри Торо», Х.-Д. и Х. Клумпьян «Генри Дэвид Торо»

15 июн. Булгаков В. Ф. «Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого»

10 июн. Илья Львович Толстой «Мои воспоминания», сын о Л.Т.

31мая. Настоящий брат-человек: ЭПИКТЕТ «Беседы»; В.Г. Чертков. «Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение» (1911)

24 мая. Александра Л. Толстая. «Отец. Жизнь Льва Толстого»

20 мая. Чупрун А. Что такое сыроедение и как стать сыроедом (натуристом) Сыроедение — это сверхсила!

19 мая. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. Вегетарианство — это сила!

17 мая. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие. 3-е изд., 2000. Православный учебник, не сумевший обойтись без Льва Толстого!

16 мая. М. Поповский «РУССКИЕ МУЖИКИ РАССКАЗЫВАЮТ… Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе. 1918-1977»

15 мая. «ВОСПОМИНАНИЯ КРЕСТЬЯН-ТОЛСТОВЦЕВ. 1910-1930-е годы»

13 мая. Жан-Жак Руссо «Проект воспитания г-на де Сент-Мари», «Письма о морали» и др. педагог. соч-я (том 2)

12 мая. Лев Толстой «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран», «Изречения Лабрюйера, Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье»

10 мая. Голос Толстого в mp3: «Читает прозу и статьи» (9 Мб), «Читает свои 23 письма 1908-1909 годов» (13 Мб), «Thoughts from the book "For Every Day"» (289 Кб)

4 мая. Метод умножения добра: «Заплати другому»

1 мая. Т.Н. Павлова «Вегетарианство и этика»


Подготовил к публикации:
Ваш брат-человек Марсель из Казани,
мыслитель, искатель Истины и Смысла Жизни.
«Сверхновый Мировой Порядок, или Истина Освободит Вас»
http://MarsExX.narod.ru/
marsexxхnarod.ru





Добрые, интересные и полезные рассылки на Subscribe.ru
Подписывайтесь — и к вам будут приходить добрые мысли!
Марсель из Казани. «Истина освободит вас» (MARSEXX.narod.ru).
«Mein Kopf, или Мысли со смыслом!». Дневник живого мыслителя. Всё ещё живого...
Предупреждение: искренность мысли зашкаливает!
Настольная книга толстовца XXI века. Поддержка на Истинном Пути Жизни, увещевание и обличение от Льва Толстого на каждый день.
«Рубизнес для Гениев из России, или Сверхновый Мировой Порядок». Как, кому и где жить хорошо, а также правильные ответы на русские вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?», и на самый общечеловеческий вопрос: «В чём смысл жизни?»
«От АНТИутопии страшного сегодня к УТОПИИ радостного завтра». Перестав стремиться в утопию, мы оказались в антиутопии... Почему так? Как и куда отсюда выбираться?

copyright: везде и всегда свободно используйте эти тексты по совести!
© 2003 — 2999 by MarsExX (Marsel ex Xazan)
http://marsexx.narod.ru
Пишите письма: marsexxхnarod.ru
Всегда Ваш брат-человек в труде за мир и братство Марсель из Казани

В избранное