Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд из дюзы: Фантастика

  Все выпуски  

Взгляд из дюзы: Фантастика на экране: «Роллерболл» / «Rollerball» (1975)


"Роллерболл" Нормана Джуисона - это вдумчивая и парадоксальная антиутопия, более чем достойная звания классики жанрового кино.

Недалекое будущее. Больше нет национальных государств (хотя национальные различия пока сохранились), весь мир объединен под властью глобальной корпорации "Энергия", которая установила контроль не только над настоящим, но и над прошлым (все доступные гражданам книги переписаны "в нужном ключе"). Высшей ценностью объявлена подчиненность каждой личности корпоративным интересам. Для наглядной демонстрации принципа "человек для команды, а не команда для человека", придумана спортивная игра "роллерболл", жесткая комбинация регби, американского футбола и командной гонки по треку. Чемпионаты по роллерболлу транслируются через глобальное вещание, у каждого крупного города есть своя собственная команда.

Джонатан И - лидер команды из Хьюстона, который уверенно ведет своих ребят к победе в чемпионате. Но незадолго до финала он получает от руководства корпорации предложение - фактически, приказание, - уйти из роллерболла. И отказывается.

Конфликт личности и подавляющей её системы задан в фильме практически сразу, но раскрывается постепенно. Ключ в том, что Джонатан, утвердившись как единоличный лидер команды и приобретя всемирную известность, тем самым практически "взорвал" установленную в корпорации систему безликой ответственности (никому не известны имена утверждающих решения президента членов совета директоров), стал неуправляемо популярен, а потому - опасен. До поры до времени корпорация мирилась с этим, но теперь Джонатан, не совершавший до сих пор ничего "антикорпоративного", поставлен в ситуацию, которая практически вынуждает его стать бунтарём.

Как часто бывает, достоинства фильма в то же время оказываются его недостатками. "Роллербол" - не боевик, а, скорее, символическая драма, но при этом динамично и напряженно снятые сцены "роллербольных" матчей именно благодаря "боевиковой" интонации затмевают гораздо более спокойные символические эпизоды, важные для понимания смысла фильма. По-сути, зрителю предлагается не единая картина будущего, а как будто две параллельных, очень разных по настроению и посланию. Хуже того - сценарий, написанный как социальная притча, но реализованный как научная фантастика, выглядит из-за этого во многих моментах нелогичным и натянутым. Роль Джонатана И великолепно играет Джеймс Каан, который практически единолично тащит на себе весь фильм - все остальные роли без исключения являются эпизодическими, но это же обстоятельство концентрирует внимание зрителя только на главном герое, выводя из фокуса камеры мир, в котором этот герой существует...

Несмотря на это, "Роллербол" был и остается этапным для кинофантастики фильмом. Его влияние ограничивается не только римейком 2002 года (который, кстати, назвать удачным никто не рискнул), но ясно прослеживается во многих фильмах, играющих с темами роста влияния масс-медиа и корпоративных государств - прямыми "потомками" "Роллеболла" можно назвать такие разные фильмы, как, например, "Бегущий человек" Пола Глэйзера и "Гаттака" Эндрю Никкола.


В избранное