Строки забытых авторов Шестидесятое письмо рассылки: 'СТРОКИ ЗАБЫТЫХ АВТОРОВ'.
Доброго времени суток всем вам, уважаемые друзья и коллеги, подписчики-читатели!
Это шестидесятое письмо рассылки «СТРОКИ ЗАБЫТЫХ АВТОРОВ».
Непосредственным поводом к написанию этого письма послужила статья Андрея Битова в тридцать шестом номере «НОВОЙ ГАЗЕТЫ» от 17 мая текущего года. Статья называется: «Апология Моськи, или О критериях и масштабах». В статье, наряду с другими интереснейшими вопросами, поднимается тема «Достоевский и Толстой».
Воистину, вспомнишь строки Сергея Соловьёва, обращённые к Андрею Белому:
«Кто не плевал на наш святой алтарь???»...
Кто только не брался за сопоставление «двух высочайших вершин – гениев российской словесности»?
Я не зря упомянул Андрея Белого в связи с Достоевским и Толстым, поскольку речь в этом письме пойдёт о небольшой книжечке:
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.
ТРАГЕДИЯ ТВОРЧЕСТВА
- ДОСТОЕВСКИЙ И ТОЛСТОЙ –
КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО «МУСАГЕТ»
1911.
Обратите внимание на дату выхода книги. Она явно написана по, так сказать, - «горячим следам» событий осени 1910 года, когда 28 октября 1910 года 82-летний Лев Толстой тайно и навсегда покинул Ясную Поляну, где родился и которую так любил. А вскоре он тяжело заболел и умер на маленькой железнодорожной станции Астапово. Весь мир был потрясён этими событиями, и до сих пор не умолкают в литературе споры об их причинах.
Как видно из книги, Андрея Белого причины трагического ухода Толстого интересовали в гораздо меньшей степени, нежели чем сам повод для выражения своих собственных мыслей о месте художника-творца (в данном случае, - литератора-писателя) в жизни современной ему России.
Когда читаешь эту книгу, с удивлением ощущаешь, что предчувствие надвигающегося катастрофического краха установившегося порядка буквально «витало в воздухе» того времени. И что удивительно: все более-менее мыслящие люди предчувствовали (да, пожалуй, и твёрдо знали), что всё скоро рухнет, говорили об этом в открытую, и никто не сделал ни одной попытки «сделать ноги»: покинуть обречённую страну, не говоря уже о том, чтобы предпринять хотя бы какие-то попытки предотвратить...
Действительно, «кого хочет Бог наказать, - того лишает разума», или, пожалуй, здесь присущее практически каждому человеку убеждение в том, что «всё плохое может случиться с кем угодно, кроме лично меня»...
Не буду пересказывать содержание книги. Некоторые сведения о ней можно посмотреть на страничке:
Тематика дневника – каламбурные рифмы. Это как бы «черновик», то, что ещё не успело в «расцвеченном» картинками и музыкой виде попасть на странички «Рифмоплёта».
Кстати, о «Рифмоплёте». Из-за проблем, возникших с хостингом на boom.ru, «Рифмоплёт» практически закончил переезд на другой адрес: