Строки забытых авторов Шестьдесят первое письмо рассылки: 'СТРОКИ ЗАБЫТЫХ АВТОРОВ'.
Доброго времени суток всем вам, уважаемые друзья и коллеги, подписчики-читатели!
Это шестьдесят первое письмо рассылки «СТРОКИ ЗАБЫТЫХ АВТОРОВ».
В периоды клинических обострений отношений с «проклятым Западом» вспоминается, что «ничто не ново под Луной».
Вот и в 1863-ем году, очевидно, в порыве патриотического вдохновения, а, может, - и по какой-нибудь другой причине, разразился Дмитрий Дмитриевич Минаев стихотворной пародией под названием «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОПОЛЧЕНЦЫ», которая и предлагается вашему просвещённому (?) вниманию:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОПОЛЧЕНЦЫ.
(ОПЫТ ЭПИЧЕСКО-ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ).
Действующие лица: Аполлон Н. Майков, Михаил Бурбонов, Князь Пётр А. Вяземский, Михаил П. Розенгейм, и «поэты майковского периода», как то: Пётр Татаринов,
Иван Семерихин, К. Козлов, В. Преснов и многие другие.
Действие происходит в 1854-ом году.
Сцена изображает дикий пустынный вид Невы, вдали видно море. Весь берег покрыт «поэтами Маковского периода».
ЯВЛЕНИЕ 1.
А. Майков (является и раздаёт каждому поэту по лире) и М. Бурбонов.
М. Бурбонов:
- Друзья! Вас будет слушать мир!
Носите ж с гордостью, центавры,
Из виршей склеенный мундир.
А. Майков (пророческим голосом, ударяя по струнам):
- Не пОлны воинские лавры
Без звона неподкупных лир!
М. Бурбонов:
- Пусть вдохновит вас, о витИи,
Простая мысль... мысль та... мысль та...
А. Майков (перебивая его):
- О христианской ВизантИи
Великодушная мечта!..
Пора! Завеса разорвАлась!
В нас сердце русское сказАлось!
Мы прозреваем, наконец,
В самосознании народном, -
Нам не в Париже сумасбродном,
Не в дряхлой Вене образец!
М. Бурбонов:
- Ещё бы! ЧтО нам парижане!
Умней их жить теперь привык
Любой татарин из Казани,
Иль из степей своих калмык.
А. Майков (продолжая свою мысль):
- В Европе слишком много кровью
Сама земля напоенА;
Враждой упорной, не любовью, -
Взрастила чад своих она;
Там человека гордый гений
Зрел средь насильств и потрясений.
М. Бурбонов:
- Да и созрел ли, пОлно, он?
Что их МишлЕ, Что их ПрудОн?
Мы лучше их видали виды.
А. Майков:
- Дух партий злобу там таит;
Все живы старые обиды;
Над каждым мрачной Немезиды
Там меч кровавый тяготит.
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется стихотворение «1854-й год» А. Майкова).
Пётр Татаринов (поёт, играя на лире):
- Захотели англичане
Крымских яблоков поесть,
К ним пристали францужане:
«Мы собьём-де с русских спесь,
Будет наше Чёрно море,
Севастополь, Крым в руках».
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется стихотворение «Крым и англичане. Современная песня» П. Татаринова).
ЯВЛЕНИЕ 2.
М. Розенгейм и Расплюев.
Расплюев:
- Англичане! Хе, хе, хе! Ненавижу я, сударь, эту нацию!
М. Розенгейм:
- Всё, чем жИво государство, -
Вера, верность, правотА, -
Всё подъело там коварство,
Злоба, зависть, нищета.
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется стихотворение на стр. 14 сборника «Стихотворения М. Розенгейма», 1858 г.).
Расплюев:
- Да! У них ведь нет никакой нравственности: у них, сударь, всякий человек обучен боксу. Впрочем, и извинить их надо6 ведь они потому такими и стали, что у них теснота, духота, земли по аршину на брата не хватит...
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется пьеса Сухово-Кобылина: «Свадьба Кречинского», «Современник», 1856 г., стр. 125).
М. Розенгейм:
- Вот и лезут сдуру драться,
Вот и злОбятся на нас.
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется стихотворение на стр. 14 сборника «Стихотворения М. Розенгейма», 1858 г.).
М. Бурбонов (Розенгейму):
- Хоть я далёк от всякого сближенья,
Но я поздравлю Вас на этот раз:
С месье Расплюевым у Вас
Одна и та же точка зренья.
Что ж? Ведь не скуп на крайности наш век,
Мы что ни шаг – противоречья встретим...
Притом же, наконец, заметим:
Расплюев – плут, но умный человек!
Князь Вяземский:
- Заспесивился турчонок,
Он зафыркал, пОднял нос,
И ревёт: я не ребёнок,
Я и сам теперь подрос.
Вырос ты – чресчур не бреди!
А к чему ж, скажи-ка нам,
Взял к себе ты в няньки – лЕди,
Да французскую мадам?
Из-за них на нас ты лезешь,
Кажешь кукиш вгорячах
И победы сдуру грезишь
На полях и на морях.
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется сборник стихотворений П. Вяземского «К ружью», 1854 г.).
М. Бурбонов (Князю Вяземскому):
- Князь, Вас ли вижу я в такой суровой ризе?
Вы ль, воспевавшие «лакеев без сапог»?
Вы ль, плакавшие так в Москве о «Бедной Лизе»?
Вы ль это, князь? О, кто б узнать Вас мог!
Не стАреясь от лет, но только хорошея,
Что шлёте с музою в стан вашего врага?
Князь Вяземский:
- Что не отвыкли мы турИть пашЕй по шее,
Что не отвык орёл луне сшибать рога!
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется сборник стихотворений П. Вяземского «К ружью», 1854 г.).
М. Бурбонов:
- Ну-ка, други, приударьте
Песни мАйковских времён!
Неизвестный:
- Вот в воинственном азарте
Воевода Пальмерстон
Поражает Русь на карте
Указательным перстом...
М. Розенгейм:
- Что ни будь, а, супостаты,
Русских вам не проглотить:
Нет, подавитесь, ребята!
По горбам придётся бить.
Тут ведь сАлили уж губы
Не такие едоки!
Да навек сломали зубы:
Мы ведь жёстки, русакИ!
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется стихотворение на стр. 15 сборника «Стихотворения М. Розенгейма», 1858 г.).
Князь Вяземский:
- И за то – помилуй Бог! –
Как мы их перевернули,
Как от маковки до ног
Шкуры вениками вздули!
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется сборник стихотворений П. Вяземского «К ружью», 1854 г.).
М. Бурбонов:
- Право, нашей грозной оды
Пуще ядер и ножей
Испугаются народы...
М. Розенгейм (с зубовным скрежетом):
- Фабриканты мятежей!..
Провозвестники «свободы»!..
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется стихотворение на стр. 14 сборника «Стихотворения М. Розенгейма», 1858 г.).
А. Майков:
- Пускай Европа негодует,
Пускай коварствует и лжёт:
Дух отрицанья, дух сомненья
Врагов бессильное шипенье
Народный дух в нас не убьёт!!!
(Примечание Д. Д. Минаева: Цитируется стихотворение «1854-й год» А. Майкова).
М. Бурбонов (бросаясь на шею А. Майкову):
- Литературный наш атлет!
Меня привёл ты в восхищенье!
А. Майков:
- О, Русь! Их купно поражай!
Одних мечом, других – сатирой,
И бранный меч с правдивой лирой
Единым лавром обвивай!
(В сильной восторженности сбрасывает с себя... шляпу).
И тень певца Екатерины
На наше кликнет торжество:
«Они всё те же исполины
И помнят барда своего!».
М. Бурбонов (в сторону):
- Он не боится ничего,
И даже – эпиграмм Щербины.
Слышно общее «УРА-А-А!!!» и звон лир. На «поэтов майковского периода» сверху сыплется бриллиантовый дождь. Занавес опускается.
А теперь – небольшой комментарий:
В 1854 году имела место начаться бесславная для России «Крымская война», с треском проиграв которую тем самым, изруганным «литературными ополченцами», - «Фабрикантам мятежей!..», «Провозвестникам «свободы»!..», Россия долго не могла «придти в себя», что послужило толчком для «эпохи великих реформ» Царя-освободителя Александра второго. Но как же надрывались в начале войны «властители дум», сгорая на костре «патриотического угара»!..
«Народ, не извлекший уроков из своей истории, обречён переживать её заново» (не помню, кто сказал, но сказано верно).
Желающие более подробно ознакомиться с творчеством Д. Д. Минаева, могут посмотреть сюда:
Тематика дневника – каламбурные рифмы. Это как бы «черновик», то, что ещё не успело в «расцвеченном» картинками и музыкой виде попасть на странички «Рифмоплёта».
Кстати, о «Рифмоплёте». Из-за проблем, возникших с хостингом на boom.ru, «Рифмоплёт» практически закончил переезд на другой адрес: