Привет читателям! Настоящим извещаю вас, что Чернила снова в эфире, и - да здравствует печатное слово! А теперь - наслаждайтесь новыми материалами рассылки:
«Сиропный» слог. Заезженные метафоры. Неуместные эмоции. Все это портит текст! Да так, что никто не дочитывает даже до середины – потому что противно.
Добросовестный автор избегает многословия и стремится представить информацию, используя наименьшее количество слов. Ведь за многословием теряется основная мысль материала. Короче, краткость - с.т.
Привычку использовать несколько слов там, где одного было бы достаточно, можно проиллюстрировать на следующих примерах: “достаточное число” вместо “достаточно”, “в настоящий момент” вместо “сейчас”, “в непосредственной близости” вместо “рядом”. Подобные расплывчатые формулировки первыми приходят на ум, а найти им замену - это уже задача редактора (но лучше, если автор сам потрудится сделать свой текст чище – прим. ред.).
Становится не по себе, когда два словосочетания строятся на одном и том же слове “будущее”, например, “в ближайшем будущем”, “в недалеком будущем”. Если перевести эти выражения на нормальный язык, то “в ближайшем будущем” превратится в “скоро”, а “в недалеком будущем” - в “вскоре”, “в итоге”, “наконец”, “в следующем году”, “рано или поздно”, “когда-нибудь”. А так из-за халатности автора бедный читатель вынужден гадать, о какой перспективе идет речь.
Многословие бывает разным:
1. Плеоназм. Это - избыточность как она есть. Нагромождение слов, многократно поясняющих одно и то же: “Графиня смотрела на меня с надменной, горделивой чванностью”
2. Тавтология. Когда в предложении присутствуют однокоренные слова. “Графиня взирала на меня горделивым взором”.
3. Ляпалиссиада. Утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью. “Графиня рассматривала меня, глядя обоими своими глазами”.
Используйте этот метод генерирования идей, когда вам кажется, что по выбранной вами теме вы уже написали все, что только можно. А вот и не все – обязательно отыщется пара-тройка новых тем, если взглянуть на проблему под новым углом. О том, как это сделать, я прочитала в «Гарвард Бизнес Ревю. Россия».
Представьте себе, что вы — редактор музыкального журнала, который печатает интервью и биографии молодых певцов и музыкантов, а иногда и признанных звезд. Но, похоже, читателям это
уже приедается и хорошо бы придумать что-нибудь новое. Составив дерево идей, вы наверняка увидите последние тенденции во множестве интересных ракурсов и вам удастся сохранить интерес аудитории к журналу (нажмите на рисунок и увидите «Дерево идей для музыкального журнала»).
Нужную степень абстракции можно найти на пятом-шестом уровне. На первом вопрос звучит слишком общо; если вы заберетесь очень высоко, он станет слишком узким и вряд ли ответы на него окажутся полезными. Подобные схемы не только наведут вас на свежие идеи, но и покажут, где вы забуксовали или что вы копаете в одном и том же месте. Если все ваши идеи родились от одних и тех же вопросов, обратите внимание на другие ветви дерева — наверняка это будет полезно.
Если вы хотите систематизировать процесс придумывания наводящих вопросов для мозгового штурма, воспользуйтесь логическим деревом. Оно начинается с вопроса общего характера, из которого следуют более частные.
Как правило, самый хороший урожай ответов появляется на пятом-шестом уровне.
В нашем примере так именно и происходит. Речь идет о музыкальном журнале, который хочет по-новому преподносить свои материалы и поэтому ищет интересные ракурсы. Вопросы первых нескольких «ветвей» носят довольно общий характер — скорее всего, редакторы и так задают их себе каждый день. Но стоит углубиться еще на один уровень, как характер вопросов меняется: они становятся более конкретными и, пожалуй, оригинальными.
Например, вопрос «Как сделать наших читателей знатоками этого направления музыки?» приводит к трем весьма интересным предложениям, а они, в свою очередь, к новым вопросам; они все еще вполне абстрактны, но и в то же время задают мысли четкие рамки. На других «ветвях» рождаются не менее перспективные идеи.
Британский аукционный дом Lyon and Turnbull выставил на торги 35 стихотворений Уильяма Макгоннагала, которого на родине уже больше ста лет почитают худшим поэтом всех времен. Собрание текстов оценено в 6,5 тысяч фунтов стерлингов, сообщает BBC News.Уроженец Эдинбурга, Макгонагалл (1825-1902) большую час ть жизни прожил в городе Данди. Стихи он начал писать в возрасте 47 лет. Он читал их вслух на улицах, но публика смеялась и забрасывала автора овощами. Стихи Макгонагалла считаются
и по сей день образцом дурного вкуса; и в Великобритании их не только не забыли, но по-прежнему переиздают.
Ожидается, что стихи Макгонагалла будут стоить дороже, чем первые издания романов Ян Флеминга о Джеймсе Бонде или повести Роальда Даля “Чарли и шоколадная фабрика”.