Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
                     НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН

                                Выпуск 6.

                  Здравствуйте, уважаемые читатели!
           Рада приветствовать вас на страницах рассылки
                   "Николай Рерих - певец вершин".

Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи.
Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать о жизни и творчестве этой
знаменитой семьи.
Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых стихов,
принадлежащих перу живописца, философских трудов его супруги Елены Ивановны
и старшего сына Юрия, статей,посвященных их творчеству, биографии.
Будут публиковаться наиболее интересные выдержки из изданных и еще не изданных
произведений авторов, пишущих на темы Живой Этики и теософии,
тематические подборки, ответы на вопросы читателей и справочные материалы.

В этом выпуске:

- избранные главы из книги П.Ф. Беликова и В.П. Князевой о Н.К. Рерихе, гл.
2 и 3;
- Агни Йога о религиях;
- из "Драгоценных камней Востока", собранных Е.П. Блаватской;
- ответы на ваши вопросы;
- полезные ссылки.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                        БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.

                                  АКАДЕМИЯ

Разделяя умеренно либеральные взгляды, Константин Федорович не забывал семейных
традиций и мечтал о том, чтобы сын стал их достойным продолжателем.
По признанию самого Николая Константиновича, он уже с 16 лет стал задумываться
о поступлении в Академию художеств. Но при этом Рерих не мог допустить и мысли
отказаться от приобретения знаний в других серьезно интересовавших его областях
- истории, археологии, философии. И он принял решение одновременно поступить
в Академию художеств и на исторический факультет университета.
Однако выпускнику гимназии было твердо сказано, что он, петербургский нотариус,
намерен дать своему сыну юридическое образование, сделать его преемником своего
дела, способным устроить свою судьбу и быть полезным отечеству. Поэтому Академия
художеств, по мнению отца, должна быть полностью исключена.
Пожертвовав историческим факультетом в пользу юридического, юный Рерих тем самым
отстоял перед отцом Академию художеств. "Семейный гордиев узел был разрешен
тем, что вместо исторического факультета я поступлю на юридический, но зато
буду держать экзамен и в Академию художеств. В конце концов получилось, что
на юридическом факультете сдавались экзамены, а на историческом слушались лекции..."
Распорядок дня Рериха-студента складывался примерно так: подъем в девять часов
утра, с десяти до часа - занятия в Академии, с часа до трех - университет, с
трех до пяти - работа над эскизами, с пяти до девяти - вечерние классы и практические
занятия в Академии, с девяти до двенадцати ночи - чтение, литературная работа,
встречи с друзьями и знакомыми, участие в студенческих кружках.
Обязательные программы Академии и университета не могли утолить страстную жажду
знаний. Диапазон интересов Рериха, кажется, был безграничен. Он изучал книги
о персидских захоронениях, о южноамериканских аллигаторах, читал классиков Эллады,
сочинения Бальзака, А. Франса, Л. Толстого, труды по юриспруденции, общей истории,
истории искусств, музыковедению, литературоведению.
После окончания натурного класса встал вопрос о выборе мастерской. А. И. Куинджи
пользовался среди студентов большой популярностью. На просьбу Николая Константиновича
о поступлении в мастерскую немногословный Куинджи ответил: "Принесите работы".
30 октября 1895 года Николай Константинович записал в дневник: "Большое событие!
Я в мастерской Куинджи". А впоследствии неоднократно вспоминал: "Один из самых
важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только
живописи, но и всей жизни".
Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. Но натура, по мнению Архипа
Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. Отношение творца к
изображаемому - основное в картине. Заполнять же полотно безразличными для художника
мотивами строго возбранялось, ибо безразличие автора отразится на картине, и
она не тронет зрителя, не увлечет.
В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. Суровый
на вид, неразговорчивый, чуждый компромиссов Архип Иванович был очень участлив
к нуждам студентов. В его отеческом отношении к ученикам требовательность сочеталась
с искренней любовью, за что они отвечали доверием и признательностью. Сама личность
Куинджи привлекала молодежь и была ярким примером бескорыстного служения искусству.
В ноябре 1897 года в Академии состоялись конкурсная выставка и торжественный
акт вручения дипломов на звание художника. Это звание присвоили и Николаю Константиновичу
за его картину "Гонец. Восстал род на род" или, как она значилась в "Отчетах
Академии художеств", "Славяне и варяги".
Романтический ночной пейзаж, приглушенная гамма коричневатых и зеленоватых тонов,
некоторые композиционные приемы, несомненно, были переняты от учителя, но не
слепо переняты, а умело использованы Рерихом. И вместе с тем эта работа, безусловно,
вносила нечто новое в русскую историческую живопись и, прежде всего, особый,
глубоко эмоциональный подход к раскрытию седой старины и переживаний наших далеких
предков. Такой необычный подход к исторической теме был высоко оценен современниками.
Полотно прямо с выставки приобрели в Третьяковскую галерею.
За первыми картинами появились первые серьезные статьи: "Иконный терем", "Искусство
и археология", "На кургане", "По пути из Варяг в Греки". Николай Константинович
затрагивал в них вопросы большого значения - о связи науки и искусства, об охране
и реставрации исторических архитектурных памятников, о художественной ценности
старинной русской иконы.


                                  ВСТРЕЧА

1900 год принес Николаю Константиновичу много важных событий. Весной в Париже
открылась Всемирная выставка с большим художественным отделом. Из русских художников
на выставке участвовали Репин, Суриков, Шишкин, Левитан, Серов, Нестеров и другие.
Попала на выставку и картина Рериха "Сходятся старцы".
Наметились существенные перемены в личной жизни. Николай Константинович сделал
предложение Елене Ивановне Шапошниковой, и оно было принято. Ее отец - архитектор
Шапошников - умер рано. Мать Елены Ивановны - Екатерина Васильевна, урожденная
Голенищева-Кутузова, приходилась двоюродной внучкой великому русскому полководцу.
Николай Константинович и Елена Ивановна хотели совместить заграничную поездку
со свадебным путешествием. Но предполагаемые занятия живописью могли задержать
Рериха в Париже, а на совместное длительное пребывание за границей денег бы
не хватило. Поэтому решили, что Николай Константинович поедет один, а свадьбу
отложат до его возвращения. И осенью 1900 года Рерих покинул Петербург.
Фернан Кормон считался первоклассным педагогом, и это побудило Николая Константиновича
избрать для продолжения учебы его мастерскую. Натурные штудии Рериха, исполненные
у Кормона,- "Человек с рогом", "Натурщик", "Черепа" и другие - отличаются крепким,
уверенным рисунком. Опытный преподаватель помог Николаю Константиновичу восполнить
профессиональные пробелы, не заглушая национальных черт его творчества.
"Оригинально! Характерно! Курьезно! Хорошо идет! Он чувствует характер своей
страны! У него особая точка зрения!" - так говорил Кормон, рассматривая рериховские
работы.
Чтобы ознакомиться с классическим наследием и больше узнать о современных направлениях
живописи, Рерих, кроме Франции, посетил также Голландию и Северную Италию. В
многочисленных письмах к Елене Ивановне Николай Константинович рассказывал о
жизни за границей, о работе, успехах, ближайших планах.
Бракосочетание Николая Константиновича и Елены Ивановны состоялось осенью 1901
года, сразу же после возвращения художника на родину. Рассчитывать только на
доходы от продажи картин было рискованно, и Николай Константинович выставил
свою кандидатуру на вакантную должность секретаря Общества поощрения художеств.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                              АГНИ ЙОГА О РЕЛИГИЯХ


Как и теософия, Агни Йога исходит из того, что Истина выражена во всех религиях,
во всех учениях Света, но ни одно из них не может дать полной и “окончательной”
истины. Поэтому Истину можно найти только в синтезе религий. Дело в том, что
каждое учение, каждая религия давалась в свое время и соответственно уровню
духовного и интеллектуального развития человека этого времени; в каждом из них
заключается момент истины, который мог быть понят в соответствующее время. Точно
также и теософия, и Агни Йога не содержат всей истины, а раскрывают тайны, понятные
духу и уму современного человека. Придет время, и человечество будет готово
к восприятию еще более сложных и глубоких знаний. Кроме того, причиной многообразия
религий являются неодинаковые запросы людей, стоящих на разных стадиях духовной
эволюции, поэтому одному ближе христианство, другому - мусульманство, третьему
- индуизм и т.д. Таким образом, Живая Этика не отвергает ни одной религии и
указывает на общность их основ. “Каждое время выбирает соответственное учение.
К такому часу все прежние учения принимают совершенно извращенный облик... Но
каждая фраза Учения не исключает предыдущей. На это обстоятельство обращается
внимание, ибо служители каждого учения строят свое благополучие на отрицании
предыдущих учений. Но легко доказать беспрерывность того, что люди называют
религией. В этой непрерывности ощущается поток той же энергии... Учение не дается
за деньги, оно не навязывается, оно знаменует Новую Эпоху” (Агни Йога. § 416).

Как же может быть доказано единство основных положений религий? Для того, кто
знаком со священными писаниями хотя бы современных нам религий, ответ на этот
вопрос не представляет трудности, т.к. из них становится ясно, что основные
положения всех религий тождественны как в духе, так и - чаще всего - в букве.
Возьмем, например, этические предписания. Христос говорил: “Благословляйте проклинающих
вас и молитесь за оскорбляющих и гонящих вас”. Будда утверждал: “Ненависть не
побеждается ненавистью, она побеждается любовью”. Лао Цзы советовал: “Отвечай
добротой на ненависть”. В священной книге иудеев - Талмуде - говорится: “Кто
герой? Превращающий в друга врага своего”. А вот девиз Магомета: “Совершенная
религия состоит в желании добра другим”.

Очень схожи и рассказы об основателях различных религий. Все они были царственного
происхождения, рождение каждого из них сопровождалось необычными знаками, все
прошли время отшельничества, подвергались гонениям, все были прекрасно осведомлены
о предшествующих учениях. Даже внешние церемонии и обряды богослужений различных
религий сходны, особенно по своему внутреннему значению, смыслу.

Несмотря на межрелигиозные войны (которые, как правило, начинались только тогда,
когда основателя и его учеников уже не было на этом свете, когда была утеряна
чистота веры, не позволяющая проливать кровь во имя воплощенной Любви), основатели
одних религий часто почитаются приверженцами другой. Так, Иисус и его Матерь
почитается в индуизме, буддизме, мусульманстве. В христианских “Житиях святых”
имеется биография Будды и его отца как царевича Иосафа и отца его Авенира. Они
были канонизированы еще до разделения церквей и поэтому почитаются как в православии,
так и в католицизме. В индуизме Будда считается одним из воплощений бога Вишну,
а самые любимые народом воплощения Вишну - Кришна и Рама - в буддизме рассматриваются
как воплощения Будды.

Все религии объединяет идея троичности Бога. В индуизме это Брама, Вишну, Шива;
в христианстве - Отец, Сын, Дух Святой (в раннем христианстве - Отец, Мать,
Сын, причем Мать воплощала Святой Дух, была его носительницей); египтяне представляли
Троицу так: Озирис, Гор, Изида.

Свидетельством единства религиозных учений является также почитание Священных
Писаний одних религий как боговдохновенного источника в других религиях. Христиане
почитают священную книгу иудеев - Тору, или Пятикнижие Моисея, которая является
частью Библии; мусульмане признают в качестве священных христианские Евангелия;
Евангелие, по преданию, запечатано в ступах Тибета, а многие буддисты чают прочесть
Тибетское Евангелие - рукопись об Иссе (так называют в Азии Иисуса), лучшем
из сынов человеческих.

Общим для многих религий является поклонение кресту, который не является чисто
христианским символом, а известен с древнейших времен и обозначает распятие
Абсолюта в материи. Абсолют, проявлением Которого и частью Которого является
весь мир, приносит величайшую Жертву: входит в каждую частичку материи мира,
тем самым распиная себя. Отображением этой великой истины является почитание
креста в христианстве, где роль Абсолюта при Распятии выполняет Великий Учитель
Христос.

Наконец, у всех религий единая цель: ускорить человеческую эволюцию, улучшить
человечество, приобщить его к жизни Высшей, к тому, что оно называет Богом.

Таким образом, Агни Йога дает полную свободу вероисповедания, но не порицается
и материализм. Более того, сами Великие Учителя называют себя материалистами,
но, конечно, это совсем не тот грубый, вульгарный материализм духовного невежества
и обнищания, который господствовал в России в течение нескольких десятков лет.
Великие Учителя утверждают, что мир состоит из двух Начал: духовного и материального,
материя - ни что иное, как сгущенный, сконцентрированный дух, а то, что называется
духом, есть в действительности разреженная форма материи, но это уже тема отдельного
разговора.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                            ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ВОСТОКА,
                            собранные Е.П. Блаватской


Ученый без учеников, что дерево без плодов. Верующий без благодеяний - жилище
без двери.

Когда рок настигает нас, око Мудрости слепнет.

Тысячей сожалений не оплатить и одного долга.

Мудрый убежден в своем неведении, глупец же уверен, что все постиг.

Дождливое утро может предвещать и солнечный день. Плачущий сегодня, завтра будет
смеяться.

Только овладевший собой может надеяться смирить других. Самовоспитание - труднейшая
из задач.

Древняя мудрость гласит, что зло умирает, когда рождается любовь. Ненависть
не побеждается ненавистью.

Путь к добродетели проходит через отказ от семи основных грехов.

Здоровье - наибольшее достояние людской плоти; правдивость - величайшая добродетель
человеческого духа.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                                  ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Уважаемые читатели! Я получаю от вас много писем с поддержкой идеи создания
рассылки, вы предлагаете новые темы, спрашиваете. Очень вам благодарна! Начиная
с этого выпуска, буду публиковать Ваши письма с вопросами (разумеется, не указывая
электронного адреса автора и его фамилии) и ответы на них, т.к. эти вопросы
могут интересовать многих. И еще о письмах. Если Вы написали мне письмо и не
получили ответа быстро, не волнуйтесь - я отвечу на все письма, но с некоторой
задержкой.

1. Вопрос: Скажите, где можно подробно ознакомиться с вопросами, касающимися
влияния работ Е.П. Блаватской на развитие науки? Игорь.
Ответ: В книге Сильвии Крэнстон "Елена Петровна Блаватская", она недавно была
переиздана.

2. Вопрос: В прошлом номере рассылки Вы писали, что Хатха Йога по своей сути
не является йогой. Почему? Константин.
Ответ: Хатха Йога появилась через несколько тысячелетий существования Раджа
Йоги, направленной на развитие высших духовных качеств и способностей человека
и взяла от последней исключительно внешнюю, физическую часть. "Йога" в переводе
с санскрита означает связь с Высшим. Но, так же как, упражняясь с мячом, нельзя
научиться решать задачи по высшей математике, так и физическими упражнениями,
работой с телом (асаны, дыхание, процедуры очищения и т.д.) невозможно достичь
духовного роста. Таким образом, хатха йога не является йогой по определению.
Помимо этого, дыхание, которое практикуется в этой школе, очень вредно для тела
и духа человека. Описать сейчас, чем именно это вредно, я не могу, поскольку
это описание предполагает владение Вами теософской терминологией и знаниями
хотя бы в минимальной степени. Мы обязательно вернемся к этой теме впоследствии.

3. Вопрос: Будет ли продолжена публикация философских эссе Н.К. Рериха? Виталий.
Ответ: Обязательно!

4. Многие из вас спрашивали, где в Интернете можно посмотреть картины Н.К. Рериха.
Ответ: Можно посмотреть, например, на сайте музея Н.К. Рериха в Нью Йорке: www.roerich.org
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Полезные ссылки:

- Интернет-журнал "Агни": http://ethics.narod.ru

- Тем, кто интересуется Живой Этикой, но еще мало знает о ней, будет полезна
информация, размещенная на личной страничке В. Ефимчука^ http://www.vlz.ru/~vef

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Уважаемые читатели! Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями направляйте
по адресу: orient_4@mail.ru

Редактор рассылки Елена.


Перепечатка материалов возможна с согласия авторов. Если автор не указан, обращайтесь
к редактору. Перепечатка текстов, принадлежащих перу Рерихов, Е.П. Блаватской,
а также текстов первоисточников свободная.


            Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
                            Она живет по адресу:
              http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

          Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
                         который расположен по адресу:
            http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное