Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
                      НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                                Выпуск  7.
       Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха
и его семьи. Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать о жизни и творчестве
этой знаменитой семьи. Предполагается публикация литературно-философских эссе
и белых стихов, принадлежащих перу живописца, философских трудов его супруги
Елены Ивановны и старшего сына Юрия, статей, посвященных их творчеству, биографии.
Будут публиковаться наиболее интересные выдержки
из изданных и еще не изданных произведений авторов, пишущих на темы Живой Этики
и теософии, тематические подборки, ответы на вопросы читателей и справочные
материалы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                     Здравствуйте, уважаемые читатели!
              Рада приветствовать вас на страницах рассылки
                      "Николай Рерих - певец вершин"!

Прежде всего, простите великодушно за затянувшуюся паузу. Оправданием мне служит
только то, что молчание было вынужденным – сначала нехватка времени, а потом
поломка компьютера не дали мне возможности общаться с вами. Надеюсь, что в будущем
таких перерывов не случится.
Сегодня в выпуске:
- Главы из книги П.Ф. Беликова и В.П. Князевой;
- Агни Йога о Боге;
- стихотворение Н.К. Рериха "Вечность".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                       БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.

                                РУСЬ
Назначение секретарем Рериха, который по годам, опыту и связям уступал другим
претендентам, для многих оказалось неожиданным. Но Николай Константинович уже
успел хорошо зарекомендовать себя, работая заместителем директора музея Общества.
 Несмотря на большую загруженность, Рерих продолжал заниматься живописью. За
границей и сразу же после возвращения домой он работал над картинами: "Красные
паруса" (1900), "Идолы" (1901), "Заморские гости" (1901), "Зловещие" (1901).
В Париже были задуманы "Облачные девы", "Ярило", "Скифы", "Татары пируют на
телах русских при Калке".
В 1901 году Рерих заканчивает картину "Заморские гости". Еще в 1899 году он
совершил путешествие по "великому водному пути" к Новгороду. "Чудно и страшно
было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого
гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву...",-
писал о своих впечатлениях художник. Тогда же выкристаллизовался сюжет "Заморских
гостей".
Картины Николая Константиновича, созданные в период 1900-1902 годов, были хорошо
приняты публикой и критикой. Не мог остаться к ним равнодушным и неутомимый
Дягилев. Он вновь обратился к Рериху с предложением принять участие в выставках
"Мира искусства" и присоединиться к объединению.
Приглашение было принято. Рерих дал свои произведения на выставку 1902 года
в Москве и 1903 года в Петербурге. Среди них была только что законченная картина
"Город строят".
Николай Константинович оригинально решил исторический сюжет, найдя мощное выражение
тому духу созидания, который поднимал на большие дела людей, руководимых общинными
интересами. Не случайно высоко оценил картину В. Суриков. По настоянию В. Серова
картина была приобретена в Третьяковскую галерею.
В 1903 и 1904 годах Николай Константинович и Елена Ивановна посетили более сорока
русских городов. Среди них были: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород,
Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков.
В последующие годы художник часто бывал на Смоленщине, на Валдае, в окрестностях
Новгорода, в Прибалтике, в Карелии и Финляндии. Сказания, обычаи, ремесла, старинная
одежда, архитектура давали обильную пищу для творчества.
В поездках 1903-1904 годов была создана большая серия архитектурных этюдов,
названных С. Эрнстом "Пантеоном нашей былой славы". Серия насчитывала около
90 произведений, в их числе: "Ростов Великий", "Печорский монастырь", "Смоленские
башни", "Городская стена в Изборске", "Воскресенский монастырь в Угличе", "Старый
Псков", "Нижний Новгород. Башни кремля". По замыслу художника все эти произведения
должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечилось
бы величие духа ее народа-строителя.
Эти этюды представляют огромную художественную ценность еще и потому, что многие
запечатленные художником архитектурные ансамбли погибли в годы Великой Отечественной
войны.
Весной 1906 года Рериха утверждают директором школы Общества поощрения художеств,
и он выезжает за границу для ознакомления с опытом художественного образования.
Посетив Германию, Францию, Швецию и Италию, Николай Константинович вернулся
осенью в Петербург и приступил к реорганизации учебного дела в школе Общества
поощрения художеств.
Под руководством Рериха в течение нескольких лет школа Общества поощрения художеств
преобразилась до неузнаваемости. Александр Бенуа, назвав перестройку школы чудом,
писал: "Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника
- Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за ту последовательность,
с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины".

                                 ТЕАТР

Примерно с середины 1900-х годов Рерих стал работать для театра. В 1905 году
известный театрал и антрепренер Н. Б. Дризен предложил ему оформить некоторые
постановки в петербургском "Старинном театре". Рерих принял это предложение.
Впервые зрители увидели декорации Рериха в мистерии "Три волхва" ("Три мага"),
поставленной в 1907 году.
Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском
театре "Шатле" открылся первый "русский сезон". На суд требовательной французской
публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В зале звучала музыка
Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского. Пели Шаляпин,
Смирнов, Алчевский. Танцевали Павлова, Карсавина, Нижинский, Ида Рубинштейн.
Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бакста, Головина, Рериха.
В оформлении Рериха шли "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина и "Псковитянка"
Римского-Корсакова.
Еще одна театральная постановка, которой Рерих уделил много времени,- "Снегурочка"
Н. А. Римского-Корсакова. Она пленила его еще в юные годы. Первая постановка
"Снегурочки" в декорациях Рериха шла в парижской "Opera Соmique" в 1908 году,
вторая - в 1912 году в Петербурге и третья уже в 1922 году в Чикаго.
В 1912-1914 годах Рерих много работает над оформлением пьес Метерлинка "Принцесса
Мален" и "Сестра Беатриса". Эти работы художника были высоко оценены самим Метерлинком
и таким знатоком театра, как А. Бенуа.
Особое место среди театральных работ Рериха занимает балет на музыку И. Стравинского
"Весна Священная". Работа над "Весной Священной" захватила его. Даже много лет
спустя, вдали от родины, художник, вспоминая "великие ритмы человеческих устремлений",
вложенные Стравинским в музыку "Весны Священной", писал: "Мы не можем принимать
"Весну" только как русскую или славянскую. Она гораздо более древняя, она общечеловечна".
Намерения Стравинского и Рериха совпали, и они договорились о создании балета
"Великая жертва" (первоначальное название "Весны Священной"), причем в основу
балета лег сюжет, предложенный Рерихом. Николай Константинович создает окончательный
вариант либретто и все основные эскизы декораций и костюмов, а Стравинский в
начале 1912 года заканчивает музыку и инструментовку.
В мае 1913 года в Париже, в театре Елисейских полей, состоялась премьера балета.
"Весна Священная" вызвала бурную и неожиданную реакцию. Во время спектакля зал
ревел и свистел, заглушая оркестр. Дягилев же стоял за кулисами и невозмутимо
говорил: "Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Значит
захватило за живое".
Уже через год эта музыка была принята Парижем так восторженно, что дала Дягилеву
повод называть ее "Девятой симфонией нового времени".
Наряду с А. Бенуа, Л. Бакстом, К. Коровиным, А. Головиным Рерих внес много нового
и интересного в русскую театральную живопись, много способствовал он и успеху
дягилевских "Русских сезонов" во Франции.
С 1906 по 1914 год Николай Константинович постоянно участвует в зарубежных выставках
русского искусства. Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон знакомятся
с творчеством Рериха. Его картины приобретают Римский национальный музей, Лувр
и другие европейские музеи. В 1909 году Николая Константиновича избирают академиком
Российской академии художеств и членом Реймсской академии во Франции.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                                 О БОГЕ

Вопрос о природе Бога является ключевым вопросом многих религиозных и философских
систем. Многие считают, что Бог - это некое Существо, управляющее Вселенной,
приписывают Ему антропоморфные качества, т.е. человекоподобие. Многих современных
людей, особенно знакомых с научной картиной мира, такой взгляд не устраивает,
поэтому большинство скептически относится к существованию Бога. Как же Бог понимается
в Учении “Живая Этика”? Не противоречит ли это понимание религиозному, в том
числе христианскому?
Согласно Учению Агни Йоги Бог - это ничто иное, как Вездесущий, Вечный, беспредельный
и непреложный Принцип. Он  непознаваем для человека, т.к. превышает силу наших
познавательных  способностей. В силу этого многие Посвященные отказывались обсуждать
тайну Бога; умалчивают о самом Высшем и такие мировые религии, как буддизм (его
по этой причине  совершенно необоснованно называют атеизмом), христианство,
мусульманство, хотя и почитают Его под разными именами. И это имеет смысл: Абсолют
- это Беспредельность, поэтому всякие суждения о нем будут только Его ограничением,
умалением. Причина Космоса (так называл Бога К.Э. Циолковский), навсегда останется
для нас тайной, мы можем постигать только отдельные аспекты и проявления Абсолюта.
Итак, первое, что отмечает относительно Бога Агни Йога, это то, что Он является
Принципом, Законом, на котором зиждется бытие и небытие Вселенной.
Бог является бесконечным и вездесущим. Он находится во всем, и все - в нем:
в каждом существе живой и “неживой” природы присутствует Его искра. Бог - не
природа, но Он оживотворяет ее, природа является Его частью, как и человечество.
“Вездесущ разум Космоса. Во всем пространстве проявлен закон руки Его. Неучислимы
все воздействия и комбинации Его. От химизма до функций явлений жизни Он управляет
началом всего бытия. Этот вопрос волновал многие сознания. Трудно отрицать этот
всемогущий разум Космоса, который своим дыханием проникает все слои тверди.
Но люди обычно отворачиваются от истины сознательно” (Беспредельность. Ч.1.
§ 28). Индусы, которые лучше многих народов поняли  вездесущность божества,
молятся, вызывая в себе к деятельному состоянию божественную искру: “Ом Тат
Сат”, “Тат Твам Аси” - “Ты есть То”, или “Со-Хам” - “Я - Он”. Похожую формулу
используют буддисты: “Ом Мани Падме Хум” - “Я в Тебе, и Ты во мне”.
Бог проявляет Себя в мире через любовь, истину, добро и красоту. С этим согласны
все религии. Так, в христианском Писании сказано: “Бог сотворил все мерою и
числом”, а это то, из чего создается гармония и ритм, т.е. красота. Восточная
пословица гласит: “Небо опустилось на Землю в цветах”. Ориген - Учитель христианства
- писал: “Наш ум своими силами не может постичь самого Бога, но познает Отца
всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной.”
Бог безличен, то есть не имеет формы, лица, не является личностью, сущностью,
а разлит во вселенной: поскольку Он бесконечен, он должен быть безличным, ибо
разве возможно, чтобы нечто беспредельное имело форму или облик? Поэтому Учение
считает неверными представления о Боге как человекоподобном существе, наподобие
седого дедушки, восседающего на небесах. Агни Йога  подчеркивает вездесущность
и Абсолютность природы Бога: “Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва.
Как слепые спрашивают - какой бывает свет? Но люди даже не имеют слов для описания
качеств света, хотя видят свет ежедневно... Легче всего им представить, что
дворец Бога находится на самой большой звезде, иначе их Бог останется без местожительства.
Явление несоизмеримости заставляет их умалять Сущее” (Агни Йога. § 2).
Бог имеет простую природу. Вот как об этом писал  Учитель Церкви Ориген: “Итак,
Бога нельзя считать  каким - либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая
Духовная  Природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он есть Ум, в то
же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум.
Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется,
что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали
раньше  самого Начала”.
“Вечное Движение, Великое Дыхание, Единое, Абсолют, Вечнонепознаваемое, То,
Не То - вот имена, представляющие тщетные попытки человечества определить то,
что неопределимо, высказать то, что Несказуемо, вездесуще, потому что все, что
существует, состоит из Него, и все, что есть, есть лишь Оно Само в различных
фазах своего проявления”.
Кроме Безличного, Непознаваемого, Вечного Бога существуют и личные боги - Логосы.
Логос по-гречески означает слово (помните в Библии: “Вначале было слово, и слово
было у Бога, и слово было Бог”?). Понятием “Логос” восточная философия объединяет
Высшие Существа различных степеней. Во-первых, Логосом называют первый звук,
первое слово, раздающееся из безмолвия космической ночи при творении вселенной,
одновременно это Существо, Творец, набрасывающий план развертывания Вселенной.
Во-вторых, Логосами называют создателей планетных систем. Так, например, в христианской
теологии (создателями которой являются Ориген и Клемент Александрийский) под
именем Бога - Отца почитается Солнечный Логос - творец нашей солнечной системы
(Он создал только ее, но не всю вселенную, у других систем - свои творцы). 
При молитве мы должны обращаться именно к Нему, ведь недаром во всех мировых
религиях советуется при молитве обращать  свой взор на Восток - туда, где восходит
Солнце. В-третьих, Логосами называют Божественные Воплощения (Аватары), т.е.
людей, достигших более высокой стадии эволюции, чем большинство человечества,
к ним можно отнести Христа, Будду, Кришну, Раму, Магомета и других. Тогда закономерен
следующий вопрос: «Правильно ли почитать Логосов как Богов, как это нередко
делается в религиозных системах?» Да, правильно, ведь Логосы стоят так высоко,
что их почитание как божеств есть лишь воздаяние должного. Только при этом нужно
всегда помнить, что за каждым из них стоят еще более высокие духи, а за ними
- Наивысший. Все различие религий состоит в почитании разных третьих Логосов,
т.е. божественных воплощений на Земле, но все они почитают одного Бога (как
бы они Его ни называли - Отцом, Аллахом и т.д.) - Логоса Солнечной системы.
Содержание понятия “Бог” неизбежно меняется с развитием человечества и зависит
от степени развития людей. Так, на определенном этапе развития человечеству
для воспитания в нем этических  принципов и норм был необходим страх перед Богом,
т.е. подчеркивалась грозная, карающая, разрушительная сторона Бога. Теперь же
необходимость  отпала, и современное христианство, говоря о необходимости “страха
Божьего” имеет в виду не боязнь перед неизбежным наказанием, но постоянное предстояние
перед Ним, хождение пред Богом. Из низкого уровня развития человеческого сознания
вытекала и идея национального Бога, которую дал иудеям Моисей (Иегова является
“национальным”  еврейским богом) - другое понимание тогда  не было доступно,
да и не было бы понято и принято еврейским народом, долгие годы утесняемого
фараонами. Также для младенческого человеческого сознания и самосознания была
необходима и идея личного бога или богов.
К вопросу о Боге примыкает вопрос о том, как разделить поклонение Богу и идолопоклонство.
Всякое ли поклонение “идолу” есть идолопоклонство? При ответе на этот вопрос
необходимо отталкиваться от следующего. Идолопоклонство представляет собой поклонение
какому - либо одушевленному или неодушевленному предмету как Богу. Но если Бог
чтится во всех своих проявлениях, если человек поклоняется Богу, часть Жизни
Которого заключена, воплощена в предмете или живом существе, то это идолопоклонством
считаться не может. Есть, например, одна христианская секта, не имеющая  икон
(ее члены считают поклонение иконе идолопоклонством), в которой верующие молятся
 ... друг на друга. Что это - идолопоклонство или нет? И да, и нет. Один может
молиться другому как Богу, а другой - как тому, в чем он воплощен. Можно сказать,
что различные религиозные культы могут иметь среди своих последователей самых
настоящих идолопоклонников (“язычников”).
Причиной идолопоклонства является непознаваемость природы Бога. Об этом повествует
восточная легенда. Бог, желая дать людям возможность познать Его, выстроил из
присущих Ему качеств дворец и стал жить в нем. Когда люди заселили мир, то дворец
этот, один конец которого простирался в правую, а другой - в левую бесконечность,
оказался столь обширен, что маленькие люди даже и не догадывались о его существовании.
Для них дворец был небесной твердью, за которой в их понимании не было ничего.
Тогда Бог решил открыться людям не в целости, но частями. Он стал бросать кирпичи
дворца людям, каждый кирпич при этом представлял одно из качеств Бога, а люди
стали превращать кирпичи и представляемые им качества в Бога или Богиню.
Итак, не будем судить по форме, в которой человек почитает Единое Начало, его
веру. Как говорил Кришна в “Библии” индусов “Бхагавадгите”: “Человечество приходит
ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, Я его
приветствую, ибо все пути принадлежат Мне”.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                               Н.К. РЕРИХ

                  Из стихотворного цикла «Мальчику»

                                ВЕЧНОСТЬ

Мальчик, ты говоришь,
Что к вечеру в путь соберешься.
Мальчик мой милый, не медли.
Утром выйдем с тобою.
В лес душистый мы вступим
Среди молчаливых деревьев.
В студеном блеске росы,
Под облаком светлым и  чудным,
Пойдем мы в дорогу с тобою.
Если ты медлишь идти, значит,
Еще ты не знаешь, что есть
начало и радость, первоначало и
                 вечность.
1916 г.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Редактор рассылки  Елена.

Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу:
  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное