Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
                    НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                              Выпуск 8.

                 Здравствуйте, уважаемые читатели!
           Рада приветствовать вас на страницах рассылки
                   "Николай Рерих - певец вершин".


Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи.
Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать о жизни и творчестве этой
знаменитой семьи. Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых
стихов, принадлежащих перу живописца, философских трудов его супруги Елены Ивановны
и старшего сына Юрия, статей,посвященных их творчеству, биографии. Будут публиковаться
наиболее интересные выдержки
из изданных и еще не изданных произведений авторов, пишущих на темы Живой Этики
и теософии, тематические подборки, ответы на вопросы читателей
и справочные материалы.

Сегодня в номере:
- информация;
- статья Л.В. Шапошниковой "Учителя";
- продолжение биографических очерков о Н.К. Рерихе.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ну вот и закончилось лето и почти закончились сельхозработы и заготовки на зиму(:)),
жизнь начинает входить в свою привычную колею. И теперь, после некоторого перерыва,
рассылка будет приходить почаще.

Начну выпуск, пожалуй, с информации. А информация вот какая.

1. Для тех, кто живет в Томске или в Томск собирается. В областной научной библиотеке
им. Пушкина открылась выставка, посвященная литературному и научному творчеству
руководителя МЦР (Международного центра Рерихов) Людмилы Васильевны Шапошниковой,
которая свою жизнь посвятила изучению Индии и творчества семьи Рерихов. На выставке
представлены как современные ее труды, так и ранние. Выставка работает в корпусе
библиотеки, расположенном на пл. Батенькова (рядом с "Букинистом"), ост. "Кинотеатр
им. Горького" или пл. Ленина (трамвайная остановка "пл. Батенькова"). Для тех
же, кто не имеет воможности посетить выставку, сегодня публикуется одна из работ
Л.В. Шапошниковой.

2. Военные психологи просят о помощи:
"Уважаемые читатели, коллеги, друзья!
Командный состав и коллектив военных психологов 58 армии Северо-Кавказского
ВО обращается к вам с просьбой об оказании помощи в обеспечении психологической
и художественной литературой, периодикой, в оснащении кабинетов психологической
разгрузки, в сборе и доставке гуманитарной помощи (предметы первой необходимости,
продукты для военнослужащих), в моральной поддержке («письмо солдату») и Вашим
личным участием в обмене профессиональными знаниями.
Прямые адреса:

362206, РСО-Алания, г. Владикавказ, МО, войсковая часть 53899

368200, РСО-Алания, г. Буйнакск, в/ч 63354, клуб части

362017,  РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева, д. 124а, ОО «Исток» (Владикавказская
школа альтернативных методов обучения), тел. (8672)-33-07-89

Олег Недбайлов oleg58_2001@mail.ru"

Большая просьба - помогите, кто чем может, или передайте эту информацию тем,
кто может помочь!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                           Л.В.ШАПОШНИКОВА

                             У Ч И Т Е Л Я
                            ~~~~~~~~~~~~~
                                "Учительство есть   высочайшая  связь,
                                которую   только  возможно  достичь  в
                                наших  земных  облачениях.  Нас  ведут
                                Учителя, и мы стремимся к совершенству
                                в нашем почитании Учителя".
                                     Н.К.Рерих. Шамбала Сияющая.


     Снежные вершины  гор  прорезали  ярко-синее  небо,  и  от  них  к
священному Ниланагу  спускались темные кедровые леса.  Ниланаг значило
"Синий  источник".  И,  действительно,  он  был  наполнен  той  густой
прозрачной синевой,   которая  встречается  только  в  горных  озерах.
Снежные вершины отражались в  круглом  зеркале  источника,  и  крупные
форели, поднимавшиеся  откуда-то из глубины,  казалось,  сновали между
этими снежными пиками.  Тоненький журчащий ручеек вытекал из Ниланага,
чтобы через  несколько  километров  превратиться  в  полноводную  реку
Джелам, главную кормилицу Кашмирской долины.
     История Ниланага уходила в те мифические времена,  когда на земле
бушевал всемирный потоп,  а бог Вишну был рыбой.  Эта рыба  обитала  в
Ниланаге, а потом, когда начался потоп, спасла прародителя людей Ману.
Она предупредила  Ману  о  потопе,  а  затем,  когда   все   началось,
отбуксировала его   корабль   к   одной  из  гималайских  вершин,  где
прародитель и переждал потоп.  Но Вишну не был единственным обитателем
истока реки  Джелам.  Там  жил  также  и  сам  Ниланаг  или Синий Наг,
покровитель Кашмирской  долины,  чьим  именем   и   назван   источник.
Мифическое время движется по-иному,  чем наше, и соотнести его с нашей
хронологией невозможно.  Поэтому так и  осталось  невыясненным,  когда
именно жил Синий Наг - до Вишну или после него.  Однажды, листая книгу
Абул Фазла,  придворного историка императора Акбара,  я наткнулась  на
нечто интересное.  "В  древние времена - писал императорский историк -
книга, которую называют "Нилмат",  всплыла из его  (Ниланага  -  Л.Ш.)
глубин. В  ней  содержится  подробное  описание Кашмира и его истории,
подробности о  храмах.  Говорят,  что  цветущий  город  с  прекрасными
зданиями находится  в  глубине его вод и что во времена Боду Шаха один
брамин спустился в него и вернулся через  три  дня,  принес  некоторые
редкости и  рассказал  о  своем  визите".*1*  Мифы  и легенды странным
образом увязывали  воедино  Синего  Нага,  таинственную  мудрую  книгу
"Ниламат пурану", загадочный подводный город "с прекрасными зданиями",
всемирный потоп и бога Вишну.  Я размышляла обо  всем  этом,  сидя  на
берегу Ниланага  и глядя в его бездонные глубины.  Там,  где-то в этой
глубине, под тяжелыми слоями синей воды били студеные  ключи.  Сколько
лет они били?  Сотни,  тысячи,  а, может быть, миллионы? В моей сумке,
стоявшей рядом, лежала книга "Ниламат пурана", единственная реальность,
оставшаяся от  разноцветного  узора  мифов  и  легенд.  И чем больше я
размышляла, тем больше  ощущала  растущее  беспокойство  от  какого-то
тревожного несоответствия  этой  реальности  и того,  что я услышала и
узнала, бродя в ту снежную зиму по Западным Гималаям...

     1.  М И Ф

     В Гималаях  я  столкнулась  с  великим   культом   нагов,   самым
удивительным культом в истории человечества.  О нагах, людях-змеях или
полулюдях-полузмеях, повествовали   мифы   Азии,   Европы,    Америки,
Австралии и  Африки.  Полагаю,  что в древности не существовало такого
места, где бы не поклонялись могущественным нагам.  Традиционно  культ
нагов связывали  с  плодородием  земли,  водой  и производящим женским
началом. Сам культ был сложен и многослоен,  в нем отпечатались  следы
многих тысячелетий.   И   сквозь  них  вырисовывался  наг  как  символ
мудрости,  Учитель или  культурный герой.  Именно  здесь,  в  Западных
Гималаях эта  черта  культа превалировала над всеми другими.  В горных
долинах и на  перевалах  стояли  святилища  нагов,  а  на  их  алтарях
возвышались каменные  и  бронзовые  фигуры  таинственных  мудрецов  со
змеиными капюшонами над  головами..  От  небольшого  городка  Бхадрава
храмы и  святилища  нагов  тянулись  к  Великому  Гималайскому хребту,
пересекали его и  уходили  на  восток  туда,  где  находились  древние
сапфировые шахты Падара.  Веками там добывали синие и голубые сапфиры.
Мифы и легенды украшали этими сапфирами короны королей нагов.
     Те же  мифы  связывали  нагов  с  мудрецами  -  риши.  Они как бы
перетекали друг в друга,  сливаясь нередко  в  одно  понятие,  в  один
образ. Наги  и  риши  были  божествами  Гималайской  долины  Кулу.  Их
бронзовые и золотые маски хранились в древних  храмах.  Тем  и  другим
приписывалась великая  мудрость,  чудесные  способности,  знание  тайн
природы и всемогущество.  Риши и наги наставляли людей в  искусстве  и
ремеслах, в  знаниях и обрядах.  Некоторые из них оставляли после себя
реальные книги,  такие,  как "Нималат пурана" Синего  Нага,  правителя
Кашмирской долины  или  книга  буддийского  реформатора Нагарджуны,  в
которую вошли знания, сообщенные последнему Великим Нагом.
     Сюжет культурного героя,  носителя знаний и Учителя,  пронизывает
всю мировую мифологию.  Суть мифа постигалась  по  мере  роста  нашего
собственного сознания и усложнения нашей культуры.  У каждого был свой
подход к этому явлению.  Французские просветители Фонтенель и Вольтер,
Дидро и  Монтескье  считали миф результатом человеческого невежества и
заблуждений.  Им   в    определенной    степени    вторит    советский
энциклопедический словарь,  определяющий  мифологию  как "совокупность
мифов (рассказов,  повествований о богах,  героях,  демонах,  духах  и
др.), отражавших  фантастические  представления  людей в доклассовом и
раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии".*2*
     Несколько иная,  я  бы сказала,  углубленная характеристика мифа,
содержится в Философском энциклопедическом словаре: "Мифология - форма
общественного сознания;   способ   понимания  природной  и  социальной
действительности на ранних стадиях общественного развития".*3*  Однако
и этого    недостаточно   для   понимания   сути   мифа.   Утверждение
структуралистов, что  мифология  включает  в  себя  зачатки   религии,
философии, политических  теорий,  дает  нам  возможность  рассматривать
мифологию как  способ  познания  окружающей  действительности,  но  не
объясняет сам   миф   до  конца.  Миф  представляет  собой  сложнейшее
синтетическое духовно-культурное  явление  в   истории   человечества,
обладающее своей особой энергетикой. Любая энергия, в том числе и дух,
находится в  процессе  постоянного  энерго-информационного  обмена   в
пределах Вселенной  и  Мироздания.  Если  так называемый "коллективный
опыт" был результатом горизонтального энергообмена в рамках  различных
человеческих сообществ  и  самой  планеты,  то обмен с Космосом шел по
"вертикали". Информация,  получаемая  в  результате   энергообмена   с
одухотворенным Космосом,    пройдя    через    коллективное   сознание
человечества, кристаллизовалась в образах мифа. Последний возникал как
любое иное природное явление,  как горы,  пещеры, скалы, камни, неся в
себе, по определению Л. Андреева, "небесных воль блистающий кристалл".
     И если мы начнем вращать этот космический кристалл,  рассматривая
внимательно его грани, то увидим, как переливаются в нем таинственными
цветами наше  прошлое,  настоящее и будущее,  как из глубин сверкающих
сплетений возникают миры иных измерений, как реальность и сон образуют
целостный магический узор.  Эти миры, чудесным образом связанные между
собой и проникающие друг  в  друга,  являются  также  составной частью
энергетической структуры мироздания и,  как каждая подобная структура,
участвуют в универсальном энерго-информационном обмене.  Мирам Тонкому
и Огненному посвящены многие страницы "Живой Этики". Они и формировали
в  процессе    энерго-информационного    обмена     так     называемую
"фантастическую" часть   мифа,   которая   не   существовала  в  нашем
физическом мире,  но являлась реальностью этих миров.  Иными  словами,
миф есть  продукт  сложного и многостороннего энергообмена,  в котором
сознание человека и уровень его мышления играют важнейшую роль. С этой
точки зрения большой интерес представляют высказывания В.  Грушецкого,
которые мы находим в его послесловии к "Розе Мира"  Даниила  Андреева:
"Миф, свидетельствуя   о   более   высоких  по  отношению  к  человеку
эволюционных планах,  удерживает в сознании людей эволюционный вектор,
долженствование человека и соответствующую систему целей и средств".*4*
И еще:  На протяжении всей истории миф  возникал  и  жил  как  попытка
отображения в  сознании  человека  здешнего  трехмерного  мира  другой
реальности, реальности     многомерного     планетарного      космоса,
существовавшего задолго до человека,  не статичного,  а развивающегося
по определенным законам".*5* Сам же  Андреев  пишет  о  том,  что  миф
формировался при   переводе   информации   "духовидцами   древности  в
плоскость эпохальных человеческих понятий".*6* Именно  через  миф  как
сложнейшую энерго-информационную систему человек получал представления
не только об одушевленном космосе,  о его силах и законах, но и черпал
из него   первые   наставления,   которые   нашли   свое  отражение  в
первоначальной обрядовой   и   культовой   практике.   Миф    является
изначальным средством  познания материи,  данным человеку одушевленным
Космосом. Последний закладывал в его сознание нужные образы и символы,
побуждал энергетику   человека   к   космическому   сотворчеству.  Так
называемый культурный   герой   являлся   главной    пружиной    этого
сотворчества.
     "Культурный герой,  - читаем  мы  в  энциклопедии  "Мифы  народов
мира", - мифический персонаж, который добывает или впервые создает для
людей различные предметы культуры (огонь,  культурные растения, орудия
труда), учит  их  охотничьим  приемам,  ремеслам,  искусствам,  вводит
определенную социальную   организацию,   брачные    правила,магические
предписания, ритуалы   и   праздники.  В  силу  недифференцированности
представлений о  природе  и   культуре   в   первобытном   сознании...
культурному герою   приписывается   также  участие  в  мироустройстве:
вылавливании земли из  первоначального  океана,  установление  светил,
регулирование смены  дня  и  ночи,  времен  года,  приливов и отливов,
участие в создании, формировании и воспитании первых людей и др.".*7*
     В этом     определении     мы     сталкиваемся    с    достаточно
систематизированным изложением  фактов  и  в  то  же  время  с   явным
нежеланием проникнуть  в их суть.  Но есть и другие подходы.  Так,  П.
Энрейх считает,  что культурный герой "есть эманация высшего божества,
и его  первоначальная  природа  - астральная".*8* П.  Радин,  исследуя
северо-американский цикл мифов о Вакдьюнкаге,  увидел  в  нем  историю
эволюции человека    "от    природной    стихийности   к   героической
сознательности".*9*
     Как бы ни осмысливали культурного героя исследователи, он, тем не
менее, всегда  являлся  учителем,  просветителем,  наставником  жизни,
проникающим в самые различные сферы человеческой деятельности, начиная
от духовно-художественной и кончая исторической.
     Мифом о Космическом учителе или о так называемом культурном герое
пронизана, в конечном счете,  вся мировая традиция. Особое место в ней
занимает индийская  -  она  продолжает жить до сих пор в известном нам
институте Учителей - гуру,  на котором лежит отсвет мифов об Учителях,
наставниках и великий мудрецах - риши. Сказания и мифы о риши уходят в
глубочайшую древность,  туда,  где когда-то  бушевали  волны  Великого
потопа. Был  ли  это реальный земной потоп или отголосок творящей силы
мирового океана,  где нет ни нашего времени,  ни нашего  пространства,
сказать трудно.   Известно   только,   что   прародитель   теперешнего
человечества Ману,  спасая,  подобно библейскому Ною "каждой твари  по
паре", прежде  всего,  прежде  всего,  позаботился  о  мудрецах.  Семь
божественных риши вошли на корабль,  влекомый огромной рыбой по бурным
волнам расходившейся  стихии.  Сакральное созвездие Саптариши или Семь
Мудрецов (по-нашему,  Большая Медведица) сверкало в небе  и  указывало
путь кораблю.  И было не ясно, где низ, а где верх, где мудрецы, а где
звезды. После   того,   как   сошла   вода   Великого   потопа,   семь
могущественных мудрецов,  познавшие  тайны природы и умеющие управлять
ее силами,  приняли самое активное участие в жизни богов и  людей.  От
семи божественных  мудрецов  -  риши,  как  утверждает  мифологическая
традиция, пошли все мудрецы Индии,  вплоть до живущих  ныне.  Один  из
древних литературных  источников Индии "Шатапатхабрахмана" называет их
имена: Готама,  Бхарадва,  Вишвамитра, Джамад-агни, Васиштха, Кашьяпа,
Атри. Правда,   на  страницах  эпической  "Махабхараты"  мы  встречаем
несколько иные имена:  Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Крату, Пуластья,
Васиштха. Если   и   существует  расхождение  в  именах  мудрецов,  то
количество их всегда остается постоянно - семь.
     Эти семь  риши  обитали  на золотой горе Меру,  стоявшей в центре
Земли и Вселенной. Они составили Веды, передали людям священный Огонь,
основали жреческую  касту,  создали  космогоническое учение,  изобрели
музыкальные инструменты.  Последующие  поколения  мудрецов  продолжали
традиции своих  предшественников.  Они тоже создавали священные книги,
просвещали народ и устанавливали этические нормы.  Нила Наг или  Синий
наг, о   котором  я  упомянула  в  самом  начале,  был  из  их  числа.
Покровитель Кашмирской долины был  мудр,  владел  тайными  знаниями  и
искусством магии.  Его  реально  существовавшая книга "Наламат пурана"
содержала наставления  народу  Долины,  как  жить,   какие   праздники
отмечать, как себя вести, как относиться друг к другу.
     Непрерывающаяся линия  мудрецов-учителей   проходит   через   всю
историю Индии,   как   бы   отражая  в  себе  Великий  закон  Иерархии
одушевленного Космоса  -  Учитель  есть  главное   лицо   в   духовном
совершенствовании каждого  из  нас.  Без  Учителя  прерывается связь с
космической эволюцией,  прекращается  восхождение   по   эволюционному
коридору.
     Одних мудрецов-учителей  мы  знаем,  другие  остаются   для   нас
анонимными, сокрытыми   узорчатым   занавесом   мифа.   Эта   традиция
анонимности продолжается и в наши дни.  В течение веков  целые  группы
учителей и мудрецов оставались как бы за экраном истории...

                             ПРИМЕЧАНИЯ:

      1. Abu-l-Fazl Te Ain-i-Akbari, Calcutta, 1891, vol II p.363.
      2. Советский энциклопедический словарь. М., 1988, стр.814.
      3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, стр.377.
      4. Д.Андреев. Роза мира. М., 1991, стр.284.
      5. Там же, стр.283.
      6. Там же, стр.45.
      7. "Мифы народов мира". т.II. М., 1982, стр.25.
      8. Там же, стр.27.
      9. Там же.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                      БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.

                                ИСКАНИЯ

Большие познания и любовь к старине выработали у Николая Константиновича чуткость
и бережность к лучшим традициям древнерусской иконописи. К наиболее известным
произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904-1907 годах
станковые композиции и эскизы для мозаик "Сокровище ангелов", "Борис и Глеб",
"Апостолы Петр и Павел", "Архистратиг Михаил". Эти произведения созданы на основе
тщательного изучения древнерусской живописи.
 Николай Константинович очень своеобразно раскрывал религиозные темы. В этом
отношении особого внимания заслуживает оформление церкви св. Духа в Талашкине
(1914). Уже издалека бросается в глаза изумительная по красоте мозаика на портале
храма. Она сверкает огненно-красными, золотистыми, бирюзовыми тонами. Центральную
часть мозаики занимает громадное изображение Нерукотворного Спаса. По лаконизму
это изображение напоминает иконопись XII-ХIII веков. Справа и слева от лика
расположены трубящие архангелы. За ними - крепостные башни и стены, а выше,
над пламенеющими облаками, композицию замыкает "град нездешний". Скорбные, как
бы насквозь пронизывающие глаза Христа преисполнены человеческой болью.
  Не сохранился до нашего времени внутренний декор храма - композиция "Царица
Небесная". "Царица Небесная" изображена сидящей на троне без традиционного младенца
на руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает
"река жизни". К ногам царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых
челнах люди. Ангелы славят Владычицу. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся
кресту.
 В 1910 году произошел раскол в Союзе русских художников. После этого в Петербурге
возникло выставочное объединение, вновь названное "Миром искусства". Его основное
ядро составляли бывшие "мирискусники": Александр Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере,
К. Сомов, М. Добужинский, В. Серов, И. Грабарь. К ним присоединились Н. Рерих,
К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.
  Возрождение группировки говорило о том, что начинания "мирискусников" продолжали
жить и привлекать к себе новых сторонников. Избрание Рериха указывало на то,
что задачи и цели "Мира искусства" претерпели изменения.
  В 1910 годах во многих областях культуры, в том числе и в изобразительном
искусстве, усилились различные, подчас полярно противоположные искания. Это
вызвало сильное брожение в среде русских художников.
  В такой обстановке Рериху и пришлось налаживать деловую сторону объединения
"Мир искусства". Он умело избегал ненужных конфликтов, внимательно прислушивался
к "старикам" и к "молодым". Все это укрепляло организацию "Мира искусства" и
обеспечивало ей успех.
 Николай Константинович ощущал свою эпоху как эпоху коренных исторических перемен.
В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 года с особой силой прозвучала
тема возмездия, впервые раскрытая в полотне "Ангел последний" (1912). Над объятой
пламенем землей, в багряных облаках - апокалипсический ангел, воздающий по заслугам
за все содеянное зло, а на далеком горизонте - сверкающие зарницы как бы оповещают
о новой жизни на очищенной от скверны планете.
    Почти одновременно с картиной "Ангел последний" появляется полотно "Меч
мужества" (1912). Ангел принес меч спящей у врат замка страже. Пришел срок во
всеоружии встретить врага.
    В 1914 году Рерихом создается плакат "Враг рода человеческого", в котором
он клеймит варварское разрушение памятников культуры в Лувене, Шантиньи, Реймсе.
Плакат был разослан по армиям и военным зонам. Он обратился к верховному командованию
русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное
время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности
между странами.

                              РЕВОЛЮЦИЯ

    В начале 1915 года Николай Константинович заболел воспалением легких. Состояние
его здоровья оказалось столь тяжелым, что в мае в газете "Биржевые ведомости"
появился бюллетень о ходе болезни. Здоровье Николая Константиновича восстанавливалось
медленно. Частые бронхиты и пневмонии привели лечащих врачей к заключению, что
художнику противопоказано жить в большом городе. Чтобы не удаляться от дел,
Рерих арендовал в Сердоболе (Сортавала) дом среди соснового леса, и переехал
туда с семьей в декабре 1916 года. Близость к Петрограду позволяла время от
времени выезжать туда и заниматься делами школы Общества поощрения художеств.
Между тем приступы болезни порой так обострялись, что Николай Константинович
в мае 1917 года составил завещание.
 Февральская революция 1917 года не явилась неожиданностью для русской интеллигенции.
Николай Константинович верил, что революционные события в России расчищают место
для братства стран и народов.
 После Октябрьской революции Николаю Константиновичу удалось побывать в Петрограде
только один раз. Несмотря на плохое состояние здоровья, в январе 1918 года он
лично проводит заседание преподавателей и представителей учащихся школы Общества
поощрения художеств. Подготовленный им проект реформы на собрании был принят.
Еще в августе 1917 года Рерих отказался от директорства, так как не мог руководить
каждодневной работой школы. Николай Константинович остался членом комитета и
попечителем.
 Однако контакты с теперь уже Советской Россией продолжались недолго. В мае
того же года государственная граница между Финляндией и Россией была наглухо
закрыта.
 Летом 1918 года здоровье Николая Константиновича наконец окрепло. Он давно
уже томился сидением в провинциальном городке и был рад приступить к прерванной
научной работе. Кроме картин, навеянных северными пейзажами Карелии,- "Святой
остров", "Северные острова", "Еще не ушли", "Скалы и утесы", "Ладога", "Север"
и других,- Николай Константинович задумывает сюиту "Героика" и создает к ней
семь эскизов: "Клад захороненный", "Зелье Нойды", "Приказ", "Священные огни",
"Ждут", "Конец великанов", "Победители клада". Серия построена по мотивам скандинавской
мифологии, но мифологические персонажи в ней лишь действующие лица, посредством
которых художник иносказательно передает свое восприятие текущих событий.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 Вниманию обществ им. Рерихов! Вы можете присылать для публикации свои объявления,
в том числе о месте и времени проведения встреч Обществ (не говоря уже о выставках
и конференциях) - оказывается, найти нас сложновато...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Вниманию всех, писавших мне в июле и августе! В эти месяцы я не имела возможности
проверять почту и многие письма были потеряны из-за переполнения ящика. Если
Вы мне писали в это время  и не получили ответа - большая просьба - напишите
еще раз.

Всего вам доброго!

Редактор рассылки Елена Ерохина .
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/

ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ.  Проект ЧеловекИ - все о психологии человека,
рассылки соответствующей тематики: http://www.humans.ru/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное