Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Информационный Канал Subscribe.Ru

                НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                          Выпуск  12.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Рада приветствовать вас на страницах рассылки
"Николай Рерих - певец вершин".

Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи.
Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать  о жизни и творчестве этой
знаменитой семьи. Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых
стихов, принадлежащих перу живописца, философских трудов его супруги Елены Ивановны
и старшего сына Юрия, статей, посвященных их творчеству, биографии. Будут публиковаться
наиболее интересные выдержки
из изданных и еще не изданных произведений авторов, пишущих на темы Живой Этики
и теософии, тематические подборки, ответы на вопросы читателей
и справочные материалы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сегодня в выпуске:
-       продолжение статьи Л.В. Шапошниковой «Учителя»,
-       продолжение книги П.Ф. Беликова и В.П. Князевой о Н.К. Рерихе.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                Л.В. ШАПОШНИКОВА «УЧИТЕЛЯ» (продолжение)

                   3.  В Е Л И К И Й   З А К О Н

     Учительство представляет собой основу человеческой культуры,  без
которой она  практически не может ни существовать,  ни развиваться.  В
любой области  нашего  труда,  творчества,   образования   обязательно
присутствует Учитель.  Тема  Учителя  проходит через всю нашу историю.
Меняются формы и задачи Учительства,  меняются области,  в которых оно
действует, но  всегда  остается  принципиальная  его основа - передача
знаний и навыков.  В  этом  отношении  школьный  учитель  или  мастер,
обучающий ученика,  находится  в  одной  цепи  с  Великим Учителем или
Космическим Иерархом.  Их отличает  друг  от  друга  лишь  качество  и
уровень энергетики.   Чем   выше  энергетика  Учителя,  тем  шире  его
информационные возможности.  Великий Учитель - это сущность, связанная
с Космосом  и  его Высшими иерархическими структурами.  Он приносит на
нашу планету не только знания,  которые нужны ей в  данный  период  ее
эволюционного развития,  но и необходимую ей энергетику.  Ибо эволюция
движется изменением или точнее  повышением  этой  энергетики.  Великий
Учитель ее упорядочивает,  создавая энергетические основы для развития
нового мышления,   для   дальнейшего    расширения    сознания,    для
совершенствования энергетической структуры самого человечества.  Будда
и Христос,  Лао-Цзы и Конфуций,  Платон и Сергий Радонежский, Моисей и
Нагарджуна и  им  подобные появлялись на Земле в переломные моменты ее
истории и духовной эволюции. Они создавали тот энергетический фон, при
котором становился  возможным  переход  на  более высокий эволюционный
виток.
     "Восстань! Пробудись!   -  сказано  в  одном  из  древнеиндийских
источников.  - Найдя Великих Учителей,  слушай! Путь так же труден для
следования, как  острие бритвы.  Так говорят мудрецы".*4O* Путь,  "как
острие бритвы".  Чем  ближе  к  Великому  Учителю,  тем  труднее,  тем
требования выше.  По  пути  Великого  Учителя  идут Его ученики.  Если
Учитель и  ученик  следуют  Великим  законам  Космоса,  если  они  оба
гармонично, как  этого  требуют  законы,  вписаны  в  бесконечный  ряд
Беспредельности, то каждое звено или элемент этого ряда несет  в  себе
две функции - Учитель - ученик. Каждый Учитель, имея Учителя, является
учеником. Каждый ученик по отношению к тем,  кто  стоит  ниже  его  на
иерархической лестнице,   является   Учителем.   Космическое   явление
Учительства несет в  себе  взаимодополняющие  функции  Учитель-ученик.
Всякого рода отклонения в этом космическом ряду есть нарушение Великих
космических законов.  Всякое неуважение к Учителю есть отступление  от
пути эволюции и развития.
     "Кто же может сказать  словами  всю  цепь  Учительства?  Или  она
осознана подобно  змию знания или без нее мрак,  сон,  одержание".*41*
Именно в Учительстве космический смысл эволюции выражен наиболее  ярко
и последовательно.
     Опираясь на   древнюю   духовную   традицию,   используя    опыт,
накопленный многими  тысячелетиями  космической эволюции человечества,
Живая Этика,  пожалуй,  более, чем иная другая философская система или
учение, разработала  явление  Учительства на самых разных его уровнях.
"Необходимо утвердить   новый   подход    путем    принятия    понятия
Учителя",*42* - читаем мы в одной из ее книг.
     Вся сверкающая   палитра   космического   значения    Учительства
заключается, на мой взгляд, между двумя удивительными мыслями, которые
мы находим в Живой Этике:  "Явленная череда  Учителей  сияет  жемчугом
междупланетным, прибавь свою жемчужину!".*43*
     И вторая:  "Гуру не нуждается в почитании,  но доверие к  Учителю
будет единственной  жизненной  связью с Высшим Миром.  Познав ценность
доверия здесь, на Земле, можно перенести такую же степень доверия и по
всей Иерархии".*44*
     Первая мысль дает нам представление о цели  космической  эволюции
человечества - "прибавь свою жемчужину",  т.е. достигни своего места в
Космической иерархии   Учителей.   Путь   духовной   эволюции,    путь
совершенствования человека   и  его  восхождения  идет  от  ученика  к
Учителю, на каком бы уровне этот путь ни проходил.  В конечном  счете,
превращение ученика  в  Учителя и есть превращение человека из объекта
эволюции в ее субъект.  Познание Учительства  начинается  с  Земли,  с
нашего физического мира.  Именно об этом вторая процитированная мысль.
Здесь, на Земле ученик вырабатывает те  качества,  которые  необходимы
будут и для контакта с космическими Учителями.  Ибо Учитель, Гуру, кем
бы он ни был,  на какой бы ступени ни стоял,  будет  всегда  связью  с
Высшим миром для ученика, если последний следует Великому космическому
закону доверия,  преданности и любви к  Учителю.  В  бесконечной  цепи
духовного восхождения   от   земного   ученичества   до   Космического
Учительства действует  один  и  тот  же  Великий  Космический   Закон,
связывающий ученика  земного Учителя с Космическим Иерархом.  "Принять
понимание Учителя будет прохождением первых врат эволюции.  Не нужно в
понятие Учителя  вносить  надземные  предпосылки.  Он  будет тот,  кто
подаст лучший  совет  жизни.  Эта  жизненность  охватит  и  знание,  и
творчество, и   Беспредельность".*45*   Именно   понимание  Учителя  и
формирует четыре эволюционных типа людей.  Для людей на первой,  самой
низкой ступени   отсутствует   понятие   Учителя.  Для  представителей
второй ступени Учитель, как таковой, играет лишь эпизодическую роль, и
они не соотносят себя с Учителем. Третья - когда начинается постижение
Учителя земного и возникает у ученика  та  необходимая  с  ним  связь,
которая готовит  первого  для  контакта  с Космическим Учителем.  Этот
контакт получает полное развитие, когда человек переходит на четвертую
ступень. Есть  еще  и пятая ступень - архаты,  бодхисаттвы,  махатмы -
которые уже добавили свою жемчужину к космической Иерархии.
     Степень осознания  Учительства  есть та серебряная нить,  которая
держит на себе весь путь духовного совершенствования человека.  Именно
эта степень осознания и создает ту энергетику,  которая необходима для
дальнейшего продвижения.  "Энергия есть основа всего,  -  пишет  Елена
Ивановна Рерих,  -  ибо  в  ней  одной  заложены все возможности".*46*
Учительство же является одним из мощнейших энергетических источников и
действует как   фактор,   ускоряющий   эволюцию   человечества.   Этот
момент особо подчеркивается  в книгах  "Живой  Этики".  "Наше   земное
человечество обязано  своей  ускоренной  эволюцией  Старшим  Братьям и
Сестрам или Великим Учителям",*47* - отмечает в одном из  своих  писем
Е.И.Рерих. И  еще:  "Если  бы  не  великое самопожертвование небольшой
группы Высших Духов,  воплощавшихся на протяжении  эонов,  при  каждом
поворотном пункте в истории планеты, чтобы дать новый импульс сознанию
человечества, и если бы не усилия в этом же направлении  малого  числа
Их учеников и близких, то человечество наше находилось бы и посейчас в
состоянии троглодитов".*48*
     Книги "Живой  Этики",  продвигающие  нас  на пути осознания задач
эволюции, обращают основное внимание на ту роль,  которую  Учительство
играет в  этой  эволюции.  "Без  Учителя не может быть звена в великой
цепи творчества".*49*
     "Когда люди  примут  понятие  Учителя,  тогда  подготовится новая
ступень. Очень,  очень  много  теряет  сейчас  человечество  от  этого
неприятия, да,  да,  да! Все новые пути закрыты человечеству и искания
должны начаться с этого принятия".*5O*
     Именно Учительство  и  его  осознание  сейчас определяет качество
нашего перехода на новый эволюционный виток.
     "Только признательность  к Учителю может открыть доступ к Вратам.
Каждый, избравший свой собственный  путь,  должен  познать  одинокость
своей орбиты,  ибо только любовь и преданность к Иерархии включает дух
в цепь  Света.  Так  каждый  решает  свою  карму.  Только  Светом   мы
приближаемся к  Свету".*51*  Религии  и  различные философские системы
всегда решали для себя вопрос о Высшей  управляющей  силе,  называя  и
определяя ее по-разному:  Абсолют,  Логос,  Брахман,  Бог и т.д. Живая
Этика вознесла  на  эту  высоту  Учителя,  который   вобрал   в   себя
синтетически все предыдущие понятия.
     Связь, возникающая между Учителем и учеником, всегда добровольна.
Она укрепляется  и  держится  на  доступных  любому  человеку понятиях
признательности, преданности,  любви.  "...только  силою   преданности
Учителю можно   достичь   утончения   сознания".*52*  Предательство  в
отношении к  Учителю  -  самое  страшное,  что  может  позволить  себе
человек. Оно отбрасывает его назад,  замедляет его путь,  разрушает ту
необходимую для эволюционного  восхождения  энергетику,  которая,  как
правило, формируется   под  воздействием  энергетики  самого  Учителя.
Предательства на этом пути есть сознательные, продиктованные самостью,
личными мелкими  интересами  и  амбициями,  неверием и невежеством,  и
несознательные, совершаемые   людьми,   не   проникшимися   пониманием
Учительства, не постигшими Космической сути этого явления.  Однако вне
зависимости от качества стоящих за  предательством  причин,  результат
бывает тем   же   самым.   Каковы  бы  ни  были  побудительные  мотивы
предательства, оно всегда есть нарушение  одного  из  Великих  Законов
Космоса.
     Если мы  внимательно  исследуем  нашу  историю,   то   придем   к
неизбежному выводу,  что  человечество в целом никогда не существовало
без Великих Учителей.  Отдельный человек существовал,  человечество  -
нет. Цепь  огней  Великих Учителей поднимается из древности,  проходит
через всю историю и достигает наших дней.
     "Учитель принял всю меру верности.  Рука Моя руке путника - огонь
во тьме. У щита Моего тишина гор".*53*
     Это - Великий Учитель Мория,  пришедший в наш XX век и приславший
нам своих Вестников - Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов.
     "Посылаю вам  явление  силы,  ибо долог ваш путь и много камней у
чужих ворот.  Но вы уже видели цвет луча Моего, и вы, идя со Мною, уже
побеждали Светила".*54*  Это  одно из первых обращений Учителя к своим
Ученикам.
                   Чисто и сурово начните
                   Дело мое.
                   Помните о трудном начале
                   Лучших дел.
                   Храм сейчас заперт и молитва забыта в битве,
                   Но цветы духа вьются по ветхим стенам,
                   Ничто не остановит Руку Создателя
                                               Новой ступени Мира.*55*

     Живая Этика  повествует  о   Новой   Йоге   Огня,   Йоге   нашего
предстоящего эволюционного витка.  Давайте прислушаемся.  "Пробуждение
сознаний, очищение Учения и зов в будущее дадут  великое  перерождение
мышления. На пути к Миру Огненному Моя Рука смещает энергии".*56*
     Вместе с новым эволюционным витком в обиход  нашей  планеты  и  в
жизнь человечества  войдет  энергия  огня.  Но  ничего  само  собой не
совершается. Естественные  природные  процессы  также  одухотворены  и
действуют в согласии с сознанием человека.
     "...Ведущее начало есть Огненный Учитель.  Не пройти без Него, не
продвинуться без Него, не достичь без Него. Так запомним, творя лучшее
будущее".*57* И еще:  "Явлю Мою Волю водворения Живой Этики и очищения
Учения. Без  этого  пути  к  Огненному Миру нет.  Величайшее задание -
утвердить новое тонкое сознание.  Моя Воля передает Таре (Е.И.Рерих  -
Л.Ш.) Мои  Заветы".*58*  Эти  слова  отражают  всю  действительность и
непреложность Великого Космического Закона Учительства.

Примечания:

4O. Kathopanichad, III, 14.
     41. Агни Йога, 2O5.
     42. Беспредельность, 495.
     43. Агни Йога, 83.
     44. Аум, 11O.
     45. Агни Йога, 43.
     46. Письма Елены Рерих. т.I, Рига, 194O, стр.369.
     47. Там же, стр.385.
     48. Там же, стр.369.
     49. Иерархия, 2O9.
     5O. Беспредельность, 494.
     51. Иерархия, 273.
     52. Там же, 128.
     53. Община. Рига, 1935, 86.
     54. Листы Сада Мории, 1923, февраль 18.
     55. Там же, 1921, ноябрь 26.
     56. Мир Огненный. ч.III, 264.
     57. Там же, 154.
     58. Там же, 261.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                 БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.
           Избранные главы биографии Н.К. Рериха
                       ЭКСПЕДИЦИЯ


    Николая Константиновича не покидают мысли о необходимости синтеза исканий
России и Востока. Страны этих континентов были для него реальными маяками на
пути к новой эре в истории народов.
    Продажа картин, гонорары за оформление театральных постановок, публикации
многочисленных статей обеспечивали Рериху возможность вести плодотворную научную
работу, а также готовиться к поездке в Индию. Вскоре такая поездка состоялась.
    2 декабря 1923 года Николай Константинович телеграфирует из Индии о благополучном
прибытии. Остановившись в Бомбее, Рерихи предприняли осмотр известных исторических
достопримечательностей. Затем посетили Джайпур, Агру, Сарнатх с его древнейшими
буддийскими памятниками, Бенарес, Калькутту и оттуда повернули на север. Свыше
трех тысяч километров было пройдено менее чем за один месяц. По пути состоялись
дружеские встре-чи с индийскими учеными, художниками, писателями.
    В конце декабря Рерихи остановились в небольшом княжестве Сик-ким, неподалеку
от города Дарджилинга, расположенном на южных склонах восточных Гималаев. Та
спешка, с которой Николай Константинович продвигался на север, свидетельствует
о том, что его прежде всего интересовали Гималаи.
    Участники экспедиции проявили большой интерес к изучению древнейших буддийских
письменных источников. Была собрана также ценная коллекция образцов тибетской
живописи.
    Через месяц после прибытия в Индию он написал: "Уже складываются у меня серии
картин: 1. "Жемчуг исканий", 2. "Сожжение тьмы", 3. "Светочи прихода". В 1924-1925
годах начинается работа над циклами картин - "Сик-кимский путь", "Его страна",
"Зарождение тайн", "Гималаи", "Майтрейя", "Учителя Востока".
    Рерих показал себя непревзойденным "мастером гор". Николай Кон-стантинович
утверждал, что горы помогают человеку обрести мужество, про-явить силу духа.
Жизненная правда рериховских горных пейзажей особенно близка и понятна непокорным
путникам в "незнаемое". Не случайно об искус-стве художника, необычности его
красок с увлечением рассказывают космо-навты.
    Постоянной базой экспедиции Рериха в Сиккиме был дом Талай Пхо Бранг под
Дарджилингом. По преданию, в этом доме когда-то останавливался популярный Далай-лама
V. С тех пор это место почиталось священным и при-влекало к себе паломников.
    Беседы с учеными и общественными деятелями Востока и результаты первых научных
экспедиций в Сиккиме укрепили намерение Николая Константиновича предпринять грандиозное
путешествие по Центральной Азии. В программу экспедиции входила разнообразная
научно-исследовательская и художественная работа.
    В сентябре 1924 года Николай Константинович временно расстался с Сиккимом
и направился в Европу и Америку. Благодаря связям и энергии сво-их американских
сотрудников он довольно легко получил разрешение на пу-тешествие под американским
флагом и оформил нужные документы.
    Оставалось осуществить вторую задачу - информировать советское правительство
о своем намерении посетить СССР и получить на это согласие, установив связь с
советскими представителями за рубежом. И на обратном пу-ти из США Николай Константинович
лично посещает советское представи-тельство в Берлине. Чичерин распорядился сообщить
Рериху, что он может рассчитывать на необходимую помощь со стороны советских
властей. Однако это распоряжение уже не застало Николая Константиновича в Европе.
    После визита в берлинское полпредство Рерих сразу же отбыл в Азию. В начале
1925 года он на короткий срок посетил Индонезию и Цейлон - центр крупного ответвления
буддизма - хинаяны.
    Из Цейлона Рерих поехал в Мадрас. Впервые посетил теософский центр в Адьяре
и познакомился с его руководителями. Николай Константинович предложил открыть
там музей теософского общества имени Е. П. Блаватской и внес свой вклад - картину
"Вестник".
    Пробыв в Адьяре несколько дней, Николай Константинович едет дальше через
Калькутту в Сикким и уже в марте 1925 года перебрасывает свою экспедицию из Дарджилинга
в столицу Кашмира Шринагар (Западные Гималаи).
    Впереди лежал длинный и трудный путь, а перед экспедицией стали возникать
одна преграда за другой. Для английской разведки не остался неза-меченным визит
Рериха в советское полпредство в Берлине, и теперь по терри-тории Кашмира экспедиция
продвигалась, встречая самые неожиданные пре-пятствия, вплоть до вооруженных
нападений.
     Но так или иначе древний путь от Шринагара до Леха удалось пройти и исследовать
памятники искусства в Маульбеке, Ламаюре, Базгу, Саспуле.
    В Ладаке экспедиция проработала более двух месяцев. После Ладака экспедиция
взяла направление на Хотан. Предстояло преодолеть в тяжелых ус-ловиях осени семь
перевалов высотою более 5000 метров - Кхардонг, Караул-дабан, Сасэр, Дапсанг,
Каракорум, Сугет и Санджу.
    Через несколько переходов караван оказался в царстве снегов. Мороз не позволял
подолгу держать в руках карандаш или кисть, но Николай Кон-стантинович обладал
завидной зрительной памятью и сумел позднее поведать об этой сказочной природе
в своих картинах.
    Во время вынужденной стоянки в Хотане Николай Константинович создал серию
картин "Майтрейя" (1925-1926). Серия "Майтрейя", состоит из семи произведений:
"Шамбала идет", "Конь счастья", "Твердыня стен", "Знамя грядущего", "Мощь пещер",
"Шепоты пустыни" и "Майтрейя-победитель". Идея ее зародилась у художника под
впечатлением от старинной тибетской картины "Красный всадник", приобретенной
в Ладаке. Благодаря энергичным мерам каравану Рериха удалось вырваться из Хотана
и 13 февраля добраться до Кашгара. Из Кашгара экспедиция благополучно дошла до
Урумчи, прибыв туда 11 апреля 1926 года.
    В Урумчи Рерих остался ждать оформления советской визы и почти ежедневно
посещал советского консула А. Е. Быстрова. Вскоре пришла телеграмма от наркома
Чичерина с разрешением выдать членам экспедиции визы на въезд в СССР. 16 мая
1926 года Рерихи уже покидали Урумчи. А. Е. Быстров и другие сотрудники консульства
провожали экспедицию. 29 мая 1926 года Рерихи в сопровождении двух спутников
из Тибета перешли советскую границу в районе озера Зайсан и 13 июня были уже
в Москве.
    В Москве у Рериха состоялись беседы с наркомами Г. В. Чичериным и А. В. Луначарским.
Оба они с интересом отнеслись к рассказам художника об Индии и Тибете, а также
к его планам дальнейших научных исследований в Азии. Николай Константинович передал
Чичерину ларец со священной для индийцев гималайской землей и послание к советскому
народу.
    Оставив в Москве серию картин "Майтрейя", Николай Константинович и его спутники
направились в путь. Алтай был малоисследованной областью, и художник решил побывать
там. Ему разрешили поездку на Алтай и обещали помощь в снаряжении экспедиции
для возвращения в Индию.
    Из Алтая через Барнаул, Новосибирск и Иркутск Рерихи добрались до Улан-Удэ
и 9 сентября 1926 года проследовали в столицу Монголии Улан-Батор. Незадолго
до отъезда из Улан-Батора Рерих подарил правительству Монгольской Народной Республики
картину "Ригден Джапо - Владыка Шам-балы" ("Великий всадник"). Она почти в точности
повторяет мотив "Шамбала идет", но исполняет ее художник уже в традициях монгольской
живописи, в ярких, чистых красках, без полутонов. В нижней части картины Рерих
изображает теперь собрание Великого хурала у подножия горы Богдо-Ула.
    Из всех членов экспедиции полностью ее маршрут был пройден только самим Рерихом,
его женой и сыном Юрием. Примерно за три года ими было покрыто расстояние в двадцать
пять тысяч километров. Подобрать бессменный персонал для столь длительного путешествия
было невозможно.
    Экспедиция покинула Улан-Батор 13 апреля 1927 года и двинулась в юго-западном
направлении к пограничному монгольскому пункту - монастырю Юм-Бэйсе. Этот этап
удалось пройти на автомашинах. Правда, дорог, как таковых, не было. Кое-где встречались
верблюжьи тропы, а местами машины шли прямо по целине.
     Пройдя Аньси, экспедиция направилась на высокогорные пастбища Шара-гола.
На берегу реки разбили лагерь и простояли здесь июнь и июль 1927 года. Отдельные
группы экспедиции выезжали из лагеря в различные районы Цайдама для сбора научного
материала, а тем временем в лагере гото-вились к дальнейшему пути.
    Николай Константинович давно интересовался происхождением Гесэриады - грандиозной
поэмы, названной западными учеными Илиадой Центральной Азии. Эта поэма во множестве
вариантов получила распространение на громадном пространстве от Северной Индии
до Амура и от Великой китайской стены до берегов Лены. Теперь экспедиция Рериха
пересекала места, где в начале ХI века народный герой Гесэр-хан, по преданию
сын рабыни, возглавил борьбу угнетенного населения против местных феодалов и
иноземных захватчиков.
    Экспедиция установила, что полный тибетский вариант Гесэриады состоит из
16 томов, причем объем отдельных глав каждого тома достигает нескольких сот страниц.
Были также изучены и сопоставлены многочисленные монгольские, бурятские, китайские
версии.
     19 августа экспедиция направилась по Тибетскому нагорью прямым путем на
Нагчу.
    20 сентября экспедиция натолкнулась на первый тибетский пост, где Николай
Константинович предъявил паспорт, выданный представителем Лхасы в Улан-Баторе.
Командир поста паспорт попросту отобрал, сказав, что пошлет его "по начальству"
и что экспедиция спокойно может идти дальше. Но уже 6 октября в урочище Чунаркэн
караван Рериха был остановлен крупными силами тибетцев.
    Между тем наступила суровая зима, которую даже местные жители, обитавшие
в утепленных юртах, переносили с трудом. В распоряжении же экспедиции имелись
лишь легкие летние палатки. Мужественно держался весь состав экспедиции. Даже
научные работы не прерывались ни на один день. Ис-следовались ближайшие окрестности,
делались зарисовки, снимались планы, пополнялись минералогические и ботанические
коллекции.
    Преодолев все трудности и смертельную опасность, экспедиция про-работала
до теплых весенних дней, но, конечно, не обошлось и без тяжелых потерь. За зиму
умерло от простудных заболеваний пять человек. Погибли почти все верблюды. И
только двух можно было использовать для дальнейшего пути. Из-за резких перепадов
температуры испортилась кинопленка. Но все же большинство собранных коллекций,
сделанных записей, написанных этюдов и картин, а их было около 500, удалось сохранить.
    4 марта 1928 года экспедиции было наконец разрешено покинуть стоянку, которая
находилась всего в двух днях пути до крепости Нагчу, где в изо-билии имелось
все необходимое для материального обеспечения нескольких таких караванов, как
караван Рериха. Николаю Константиновичу объявили, что лхасское правительство
отказалось признать выданный в Улан-Баторе тибет-ский паспорт и не разрешает
экспедиции идти на Лхасу. Рериху указали об-ходный маршрут, пролегавший много
западнее Лхасы.
    6 марта 1928 года караван Рериха тронулся дальше предписанным путем. Он отдалял
возвращение в Индию на два месяца, но оказался интересным в смысле научных находок
и художественной работы. Николай Константинович воспользовался возможностью обследовать
северные отроги Трансгималаев, куда русские путешественники не доходили, да и
западноевропейские почти не заглядывали. Юрию Николаевичу удалось познакомиться
со многими тибетскими наречиями, не известными ранее востоковедам.
     28 мая 1928 года экспедиция наконец прибыла в Дарджилинг, откуда в марте
1925 года Рерих начал свое путешествие. Пройденный им путь из Улан-Батора через
Гоби, Нань-Шань, Цайдам и Восточный Тибет в Индию можно назвать настоящим триумфом
русских исследователей Центральной Азии. Впервые были отмечены на картах и уточнены
десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические
памятники, найдены редчайшие манускрипты, сделаны описания народных обычаев,
собраны богатейшие лингвистические материалы.
    Об этой грандиозной экспедиции обстоятельно рассказано в книгах Николая Константиновича
"Сердце Азии", "Алтай - Гималаи", "Шамбала Сияющая", в трудах Юрия Николаевича
"Звериный стиль у кочевников северного Тибета" и "По тропам Срединной Азии",
а также в многочисленных научных статьях.
    Обширные научные материалы, собранные Рерихами, требовали сис-тематизации
и обработки. Археологические, геологические, ботанические и прочие находки насчитывались
тысячами. Сотни эскизов и зарисовок, сделан-ных в пути, тянули художника к мольберту.
    Заручившись поддержкой ученых Индии, Америки и Европы, Рерих 29 июля 1928
года, находясь в Сиккиме, заложил основы для создания Гималайского института
научных исследований, названного "Урусвати", что в переводе значит "Свет утренней
звезды".
    Однако вскоре Николай Константинович задумал уехать из Сиккима. Он хотел
посетить долину Кулу - колыбель памятников культуры более чем двухтысячелетней
давности. В археологическом, историческом, филологиче-ском, а также ботаническом
и геологическом отношениях весь северный Пенджаб с западной частью Гималайского
хребта был неистощимым кладезем материалов для института "Урусвати", и Николай
Константинович решил переехать именно сюда.
    Через несколько месяцев после переселения в Кулу Николай Кон-стантинович
и Юрий Николаевич уехали по делам в Европу и Америку. Для развития деятельности
нового института необходимо было наладить более тес-ные связи с некоторыми научными
учреждениями западных стран.
    Художественный и научный мир Америки встретил Рериха с большим интересом.
    За время пятилетнего путешествия Рериха американские культурно-просветительные
организации, возникшие при его участии, значительно рас-ширились и укрепились.
7 октября 1929 года состоялось торжественное откры-тие музея в помещениях нового
здания. Рерих пополнил коллекцию музея сот-нями картин, написанных за время путешествия
по странам Азии. В небоскребе разместились также и другие культурно-просветительные
учреждения. В числе почетных членов организаций, связанных с деятельностью Рериха,
были Милликен, Эйнштейн, Дж. Босе, Кумар Халдар, Рабиндранат Тагор, Стоков-ский,
Игнасио Сулоага и многие другие.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Редактор рассылки  Елена

Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/

Полюбоваться картинами Н.К. Рериха можно на этой страничке:  http://paint271874.chat.ru/
  Это плод труда Валентина Теляка


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное