Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Информационный Канал Subscribe.Ru

              НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                         Выпуск 16.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Рада приветствовать вас на страницах рассылки
"Николай Рерих - певец вершин".
Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха
и его семьи. Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать
о жизни и творчестве этой знаменитой семьи.
Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых
стихов, принадлежащих перу живописца, философских трудов его
супруги Елены Ивановны и старшего сына Юрия, статей,
посвященных их творчеству, биографии. Будут публиковаться
наиболее интересные выдержки из изданных и еще не изданных
произведений авторов,  пишущих на темы Живой Этики и
теософии, тематические подборки, ответы на вопросы читателей
и справочные материалы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сегодня в номере:
-       Н.К. Рерих «Сердце Азии» (продолжение);
-       Беликов П.Ф., Князева В.П. Избранные главы из биографии
Н.К. Рериха (продолжение);
-       ответы на ваши вопросы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                        Н.К. РЕРИХ

                      СЕРДЦЕ   АЗИИ
       (продолжение, начало см в предыдущей рассылке)

                             2.

Северный Пенджаб дает массу исторического материала как по древнейшей эпохе Индии,
в Харапа, на севере Лахора, также и по индийскому средневековью от восьмого века
нашей эры. Не забыт здесь и буддизм, хотя официально и не проявляемый. Готама-Риши,
как местные пенджабцы и пахари называют Будду, находится в большом почете. Развалины
древних буддийских храмов с явно буддийскими изображениями показывают, что и
здесь, на древних путях из Тибета, религия буддизма давно процветала. В одной
долине Кулу считается триста местных почитаемых Риши. Эти места связаны с самыми
большими именами. Говорится, что сам Арджуна из Кулу проложил подземный ход в
Маникарн. Здесь же в махараджестве Манди находится знаменитое озеро Равалсар,
соединенное в предании с именем Падма-Самбхавы. До сих пор множество лам со стороны
Шипки перевала и Ротанга спускаются в долину для почитания памяти Учителя. Места,
насыщенные воспоминаниями! Ведь Манди и Кулу являются тою замечательною страною
Захор, которой отведено такое внимание в тибетской литературе. Знаток местности
доктор А. Х. Франке в своей книге "Древности индусcкого Тибета", стр. 123, приводит
следующие указания д-ра Фогеля:
"Позвольте мне добавить несколько замечаний о Манди, собранных из тибетских исторических
трудов. Не может быть сомнения в тождестве тибетского Захора с Манди. Во время
нашего посещения Равалсара мы встретили многих тибетских паломников, которые
сказали, что они идут в Захор, подразумевая махараджество Манди. В жизнеописании
Падмы Самбхавы и в других книгах этого времени Захор часто поминается как место,
где учитель жил -- 750 после р. х. Знаменитый буддийский учитель Ракшита, ушедший
в Тибет, родился в Захоре. Опять во время Ралпакана, 800 после р. х., мы находим
утверждение, что во время царствования его предшественников множество религиозных
книг было перенесено в Тибет из Индии, Захора и Кашмира. Захор был средоточием
буддийского просвещения. Указывается, что под тем же царем Захор был завоеван
тибетцами. Но во время его преемника апостата, царя Лангдармы, было принесено
множество религиозных книг в Захор, чтобы спасти их от уничтожения. Между тибетцами
существует предание о нахождении скрытых книг в Манди, и эта традиция, по всей
вероятности, относится к упомянутым книгам. Мр. Ховель, британский правитель
Кулу, передавал мне, что Такур Колонг в Лахуле был однажды извещен высоким ламой
из Непала, где именно скрыты эти книги".
Видите, какие замечательные традиции связаны с Кулу и Манди. Ведь ученый мир
до сих пор тщетно мечтает найти древнейшие экземпляры буддийских книг.
Не только буддийские памятники, не только имя Арджуны связано с долиною Кулу,
но сам первый законоположенник Ману дал имя месту Манали. Здесь в долине Кулу
жил Виаса, слагатель Махабхараты. Здесь Виасакунд -- священное место исполнения
всех желаний.
На границе Лахула имеются на скале изображения мужчины и женщины до 9 футов роста.
О них рассказывают то же самое, как и об изображениях Бамиана в Афганистане,
а именно, что рост их соответствует величине роста древних жителей этой местности.
Также насыщены древностью в области Кашмира. Здесь и Мартанд, и Авантипур, связанные
с расцветом деятельности царя Авантисвамина. Здесь множество развалин храмов
шестого, седьмого, восьмого веков, в которых части архитектуры поражают своим
сходством с деталями романеска. Из буддийских памятников почти ничто не сохранилось
в Кашмире, хотя здесь жили такие столпы старого буддизма, как Нагарджуна, Асвагоша,
Ракхшита и многие другие, впоследствии пострадавшие при замене буддизма индуизмом.
Здесь и трон Соломона и на той же вершине храм, основание которого было заложено
сыном царя Ашоки. Не говорю о самом Шринагаре. Правда, в примитивных кладках
набережных каналов и фундаментах строений можно видеть отдельные камни отличной
резьбы, принадлежащие времени расцвета. Но это частичные обломки, не имеющие
ничего общего с современным, чисто переходным состоянием города.
В Шринагаре впервые достигла нас любопытная легенда о пребывании Христа. Впоследствии
мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда
о пребывании в этих местах Христа, во время его долговременного отсутствия, указанного
в Писаниях. Шринагарские мусульмане рассказывают, что распятый Христос, или,
как они говорят, Исса, не умер на кресте, но лишь впал в забытье. Ученики похитили
его и скрыли, излечив. Затем Исса был перевезен в Шринагар, где учил и скончался.
Гробница Учителя находится в подвале одного частного дома. Указывается существование
надписи, что здесь лежит сын Иосифа; у гробницы будто бы происходили исцеления
и распространялся запах ароматов. Так иноверцы хотят иметь Христа у себя.
Древний караванный путь от Шринагара до Леха делается в семнадцать переходов,
но обычно предлагается задержаться на день или на два. Только случаи крайней
поспешности могут заставить сделать этот путь без перерывов. Такие незабываемые
места, как Маулбек, Ламаюра, Базгу, Саспул, Спитуг, заставляют остановиться и
запомнить их как с художественной, так и с исторической стороны. Маулбек, теперь
одряхлевший монастырь, судя по развалинам, когда-то был настоящей крепостью,
отважно утвердившись на вершине скалы. Около Маулбека, на самой дороге, вы будете
поражены древним гигантским изображением Майтрейи. Вы чувствуете, что не тибетская
рука, но, вероятно, рука индуса во время расцвета буддизма трудилась над ним.
Фахиэн, китайский путешественник, в своих записках упоминает в этих местах огромное
изображение Майтрейи. Думаем, не относится ли его указание именно к этому изваянию.
Когда мы уже подходили к Хотану, случайно узнали, что на обратной стороне скалы,
носящей изображение, находится древняя китайская надпись. По месту мы могли ожидать
и санскритскую, и тибетскую, даже монгольскую надпись, но китайская надпись совершенно
неожиданна. Пусть следующий исследователь осмотрит скалу Майтрейи с обратной
стороны. Двигаясь дальше, вы привыкаете к этим романтическим памятникам и постройкам,
взлетевшим, как орлы, на безводные вершины. Но первое впечатление, как всегда,
бывает самое поражающее.
Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться
на таких высотах. Во многих подобных безводных жильях в скалах были пробиты подземные
ходы к реке, чтобы мог пройти груженый ослик. Эта сказка подземных ходов, как
увидим, сложила многие, самые лучшие предания. Так же как и в Сиккиме, ладакские
ламы оказались приветливы, терпимы к прочим верам и внимательны к путешественникам,
как и подобает буддистам. Все три учения ламаизма выражены в Ладаке. Гелукпа
-- желтая вера, преподанная Дзонг-Капой; красношапочники, последователи Падмы
Самбхавы, и даже Бонпо, так называемая черная вера, древнейшего добуддийского
происхождения. Эти почитатели богов Свастики представляют для нас еще не разрешенную
загадку. С одной стороны, они являются колдунами-шаманами, извращающими буддизм,
но, с другой стороны, в их учениях сквозят какие-то полузабытые знаки друидического
почитания огня и почитания природы. Литература Бонпо еще не переведена и не истолкована
и во всяком случае заслуживает вдумчивого внимания.
С особенным интересом мы подходили к Ламаюре. Этот монастырь считается твердыней
Бонпо. Конечно, Бонпо Ламаюры не настоящее. Оно уже значительно слилось с буддизмом.
В монастыре имеется и изображение Будды, а также изображение Майтрейи, что, как
увидим, совершенно несовместимо с основами черной веры. Но сам монастырь и его
местоположение совершенно исключительны по своей сказочности. Мы думали, если
в Ладаке -- в Малом Тибете -- находятся такие чудесные вещи, то что же должно
быть в самом великом Тибете? Такое же величественно романтическое впечатление
оставляет Базгу, где существующие храмы переплелись с развалинами. Эти развалины
лежат на совести Зоравара и прочих кашмирских завоевателей, которые на пути своем,
завоевывая Ладак, нещадно истребляли буддийские монастыри. Все эти полуразрушенные
остовы башен и каких-то длиннейших стен по зубцам скал -- все это говорит о бывшем
процветании Ладака и о мужественном духе его бывших созидателей. Имя великого
героя Азии, Гессар-хана, овеивает эти места.
В Каладзе около старого форта на зыбучем мосту через желтый гремящий Инд вы слушаете
повесть о том, как рука кашмирца Сукамира, разбитого ладакцами, в знак назидания
была прибита на этом мосту. "Но, -- добавляет рассказчик, -- кошка съела эту
враждебную руку, и для сохранения назидания ее пришлось заменить рукою одного
умершего ламы". Таковы неожиданности судьбы.
В Саспуле опять прекрасный храм с древнейшими изображениями Майтрейи. Хотя много
написано о Ладаке, но чувствуется, что еще множайшее может быть открыто в этих
местах и может дать потерянные вехи многих путей.
Так, уже на полпути от Кашмира на скалах начинают попадаться древние изображения.
Их считают дардскими изображениями, приписывая основу их старым жителям Дардистана.
Присматриваясь к этим типичным рисункам на поверхности скал, вы замечаете их
два различных типа. Одни более новые, более сухие по технике. В них можно рассмотреть
намеки на буддийские предметы, стилизованные субурганы и так называемые счастливые
знаки буддизма. Но рядом с ними иногда на тех же самых скалах вы видите сочную
технику, относящую вас к неолиту. На этих древних изображениях вы различаете
горных козлов с огромными крутыми рогами, яков, охотниковстрелков из лука, какие-то
хороводы и ритуальные обряды. Характер этих рисунков потому заслуживает особого
внимания, что те же древние изображения мы видели на скалах около оазиса Санджу
в Сензиане, в Сибири, в Трансгималаях, и можно было узнавать их же, вспоминая
Халристнингары Скандинавии. Не будем делать выводов, но будем изучать и складывать.
В Ниму, маленьком месте на высоте около 11000 футов перед Лехом, с нами произошло
одно явление, на котором нельзя не остановиться, и было бы чрезвычайно желательно
слышать об аналогиях. Был спокойный ясный день. Мы остановились в палатках. Около
десяти часов вечера я уже спал, а Е. И. подошла к своей постели и хотела открыть
шерстяное одеяло. Но едва она дотронулась до него, как вспыхнуло большое розово-лиловое
пламя цвета напряженного электричества, образовавшее как бы целый костер около
фута высотою. Е. И. с криком "огонь, огонь!" разбудила меня. Вскочив, я увидел
следующее. Темный силуэт Е. И., а за нею движущееся, определенно осветившее палатку
пламя. Е. И. пыталась руками гасить этот огонь, но он костром вырывался из-под
рук, рассыпаясь на части. Эффект от прикосновения был лишь теплота, но ни малейшего
ожога, ни звука, ни запаха. Постепенно пламя уменьшилось и исчезло, не оставив
на одеяле никаких следов. Нам случалось видеть различные электрические явления,
но должен сказать, что явление подобной силы нам никогда не приходилось наблюдать.
В Дарджилинге шаровидная молния была в двух футах от моей головы. В Гульмарге
в Кашмире в течение трехдневной беспрестанной грозы с градом в голубиное яйцо
мы наблюдали всевозможные виды молнии. В Трансгималаях неоднократно мы испытывали
на себе различные электрические явления. Помню, как в Чунаргене на высоте около
15000 футов, ночью проснувшись в палатке, я дотронулся до одеяла и был поражен
синим светом, блеснувшим и как бы окружившим мою руку. Предполагая, что это явление
могло произойти только в соприкосновении с шерстью одеяла, я тронул мою подушку.
Эффект получился тот же. Затем я начал прикасаться к различного рода поверхностям
-- к дереву, бумаге, брезенту -- и всюду получался тот же синий свет, неощутимый,
без треска и без запаха.
Вся область Гималаев представляет исключительное поле для научных исследований.
Нигде в мире не могут быть собраны воедино такие разнообразные условия. Высочайшие
вершины до 30000 футов, озера на 15000 -- 16000 футах; глубокие долины с гейзерами
и прочими минеральными горячими и холодными источниками; самая неожиданная растительность
-- все это служит залогом новых научных нахождений чрезвычайной важности. Если
иметь возможность сопоставить научно условия Гималаев с нагорьями других частей
света, то какие поучительные аналогии и антитезы могут возникнуть! Гималаи --
это место для искреннего ученого. Когда мы вспоминали книгу профессора Милликана
"Космический луч", мы думали, вот бы этому замечательному ученому произвести
исследования у Гималайских высот. Пусть это будут не мечты, но пусть эти пожелания
во имя науки обратятся в действительность.
Сам Лех -- резиденция бывшего ладакского махараджи, теперь завоеванный Кашмиром,
является типично тибетским городом с множеством глинобитных стен, с храмами и
целыми рядами ступ субурганов, которые придают месту торжественную молчаливость.
На высокой скале завершает город восьмиэтажный дворец махараджи. По приглашению
махараджи мы остановились там, занимая верхний этаж этой колеблющейся под порывами
ветра твердыни. При нас рухнула одна дверь и часть стены, но виды с верхней плоской
крыши заставляли забыть о непрочности древнего строения. Под дворцом расстилался
весь город. базар, наполненный шумливыми караванами, фруктовые сады. За городом
тянулись поля ячменя. Гирлянды звонких песен кончали дневную работу. Живописно
ходили ладакские женщины в высоких меховых шапках с поднятыми ушами и длинной
повязкой по спине, украшенной множеством бирюзы и металла. На плечи обычно накинута,
как древнее византийское корзно, шкура яка, скрепленная пряжкой на правом плече.
Более богатые носят это корзно из цветной ткани, еще более в этом наряде напоминая
некоторые византийские иконы. И фибулы пряжки на правом плече мы могли бы найти
в северных и даже скандинавских погребениях.
Недалеко от Леха на каменистом бугре находятся древние могилы, называемые доисторическими
и напоминающие друидические древности. Также невдалеке место стоянки монголов,
пробовавших завоевать Ладак. В этой же долине находятся несторианские кресты,
еще раз напоминающие, как широко по Азии было распространено несторианство и
манихейство.
В Лехе мы опять встретились с легендой о пребывании Христа. Индус почтмейстер
Леха и некоторые ладакцы буддисты говорили нам, что в Лехе находился недалеко
от базара пруд, и теперь существующий, около которого росло старое дерево, под
которым Христос говорил проповеди перед своим уходом в Палестину. С другой стороны,
мы слышали легенду, рассказывающую о том, как Христос в юных годах прибыл с купеческим
караваном в Индию и продолжал изучать мудрость в Гималаях. К этой легенде, так
широко обошедшей Ладак, Сензиян и Монголию, мы слышали несколько вариантов, но
все они утверждали, что в течение лет отсутствия Христос находился в Индии и
в Азии. Безразлично, откуда и как пришла эта легенда. Может быть, она несторианского
происхождения. Ценно видеть, что она произносится с полным доброжелательством.
Вообще вся атмосфера Ладака для нас осталась под необычайно благожелательным
знаком. Без особых трудностей был собран караван для перехода через Каракорум
на Хотан. Предлагались две дороги, одна через семь перевалов и другая по реке
Шайоку с меньшим числом перевалов, но зато с долгим путем по воде. Люди каравана
предпочитали горные перевалы, нежели в сентябре простудиться в довольно глубоком
Шайоке. 19 сентября 1925 года мы вышли из Леха; и было время, ибо монсун Кашмира,
обращаясь в снеговые тучи, уже подгонял нас на север.
Не успели мы выйти за город, как навстречу нам вышли местные женщины с освященным
ячьим молоком и помазали им лбы людей и животных, желая удачный путь. И они были
правы, ибо путь через перевалы может быть очень суров. Впоследствии в Хотане
мы видели людей, привезенных с перевалов с почерневшими отмороженными ногами,
и слышали рассказ, как за год до нас около Кардонга был найден замерзшим целый
караван около ста лошадей. Люди были найдены стоящими в жизненных позах, некоторые,
приложив руки ко рту, видимо, кричали последний призыв. И действительно, на высотах
в морозное утро необычайно быстро наступает охлаждение конечностей. Заботливые
ладакцы то и дело подбегали с предложением растереть ноги или руки.
Из семи перевалов этого пути -- Кардонг, Караулдаван, Сассер, Депсанг, Каракорум,
Сугет и Санджу -- самый опасный оказался Сассер, а именно подъем по гладкой сферической
поверхности ледника, где лошадь Юрия почти соскользнула.
Также неприятен последний перевал Санджу, где на скалистом кряже як должен был
перескочить довольно широкую расселину. Не трогайте поводья, дайте опытному горному
яку сделать свое дело. Перевал Сугет готовил нам неожиданное затруднение. Подъем
на него с южной стороны очень легок. Но грянула сильная метель, и, подойдя к
крутому спуску, мы убедились, что тропинка, идущая зигзагами вниз, совершенно
занесена. У обрыва столпилось четыре каравана, около 400 коней и мулов. Сперва
пустили партию опытных старых мулов без проводников, и осторожные животные, пробиваясь
в глубоком снегу, нащупали узкую тропинку. За ними, оступаясь и скользя, сошли
остальные караваны. Из всех семи перевалов самый легкий оказался самый высокий
Каракорум, что значит "черный трон", названный по темной скале, венчающей перевал.
Рассказать красоту этого многодневного снежного царства невозможно. Такое разнообразие,
такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные
ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы.
При этом поражающее звонкое молчание пустыни. И люди перестают ссориться между
собою, и стираются все различия, и все без исключения впитывают красоту горного
безлюдья. По пути встречаются трогательные караванные традиции. Много раз мы
видели оставленные тюки товаров, неизвестно кому принадлежащие, никем не охраняемые.
Может быть, пали животные или обессилели, и товары оставлены до следующего случая.
Но никто не тронет эту чужую собственность. Никто не дерзнет нарушить вековую
традицию караванов. Мы улыбались, а что если бы в городе на улице оставить тюки
неохраненной собственности? Все-таки в пустыне вы в большей безопасности.
Где в точности проходит граница между Ладаком и Китайским Туркестаном, никто
не знает. Там где-то между Каракорумом и Курулом, где находится первый китайский
пост. Точно прекрасной пустыней никто не владеет! Точно чья-то неведомая страна!
Даже животных мы видели мало. Встречных караванов тоже немного. Среди них нам
попалось несколько верениц мусульманских паломников в Мекку, идущих с товарами
заработать себе зеленую чалму и почетное прозвище хаджи. Дружественно встречаются
караваны на ночевках. Помогают друг другу мелкими услугами, и над красным огнем
костров подымаются все десять пальцев в оживленных рассказах о каких-то необыкновенных
событиях. Сходятся самые неожиданные и разнообразные люди, ладакцы, кашмирцы,
афганистанцы, тибетцы, асторцы, балтистанцы, дардистанцы, монголы, сарты, китайцы,
и у каждого есть свой рассказ, выношенный в молчании пустыни.
Курул, первый китайский пост на Ерункаш-Дарье -- реке черного нефрита -- представляет
из себя квадрат, обнесенный зубчатыми глинобитными стенами. Внутри запыленный
двор с маленькими глиняными постройками, прислоненными к стенам форта. В крошечной
сакле живет китайский офицер, и на стене висит длинная одностволка с одиноким
огромным курком. Это все оружие офицера. При нем состоит киргиз-переводчик и
около двадцати пяти человек киргизской милиции. (Переводчик настойчиво просит
вылечить его от скверной болезни). Сам офицер оказывается китайцем хорошего типа.
Он осматривает наш китайский паспорт, выданный китайским послом в Париже Ченг-Ло
по приказу китайского правительства. Наш старик китаец задумчиво повторяет: "Китайская
земля". Радуется ли он или грустит о чем-то?
От Курула мы могли идти или обходным путем через Кокеяр, или через последний
перевал Санджу на Санджуоазис и Хотан. Выбираем более трудный, но краткий путь.
Перед самым перевалом Санджу находим еще не описанные буддийские пещеры, или,
как их называют местные жители, "киргизские жилища". Подходы к пещерам осыпались,
и мы с завистью смотрим на высокие темные отверстия, отрезанные от земли. Там
могут быть и фрески, и другие памятники.
Около Санджу-оазиса горы понизились, переходя в песчаную пустыню. Кто видел Египет,
тот поймет характер этой местности с ее розовыми отсветами. На последней скале
мы увидели неолитический рисунок тех же горных козлов и отважных лучников, которые
видели и в Ладаке. А впереди розовая мгла Такламакана и приветливый дастархан
от местных старшин сартов. На другой день, уже за Санджу-оазисом, в полной пустыне
мы увидели приближающегося навстречу одинокого всадника. Он остановился, зорко
вгляделся и соскочил с коня, расстилая что-то на земле. Подъехав, увидели белую
кошму и на ней дыню и два граната. Настоящая скатерть-самобранка, приветствие
от незнакомого друга.
Двигаясь по барханам сыпучих песков иногда без всяких признаков пути, трудно
представить себе, что мы идем по великой китайской императорской дороге, так
называемой шелковой дороге, главной артерии старого Китая на запад. Кончились
живописные мазары, места погребения горных киргизов, начались сартские мечети,
незамысловатые, так же как и сартские глинобитные домики, скучившиеся на маленьких
оазисах среди угрозы песков.
Среди открытых песков три голубя подлетели к каравану и продолжали лететь перед
нами, точно призывая куда-то. Местный житель улыбнулся и сказал:
"Видите, святая птица зовет вас. Вам нужно посетить старый мазар, охраняемый
голубями".
Свернули с пути к старому мазару и мечети и были окружены тысячами голубей, охраненных
преданием, что убивший голубя этого мазара немедленно погибнет. По традиции купили
зерна для голубей и двинулись дальше.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.

                          УЧИТЕЛЯ

    Одной из важнейших тем, которую разрабатывал Рерих и которая получила у него
глубокое философское содержание, стала тема Учителя. В этом отношении показателен
цикл картин "Знамена Востока" ("Учителя Востока"). Находясь в 1925 году в Кашмире,
художник записывает в путевой дневник:
    "Серия "Знамена Востока" сложилась: 1. "Будда-победитель" - перед источником
жизни. 2. "Моисей Водитель" - на вершине, окруженной сиянием. 3. "Сергий-строитель"
- самосильно работает. 4. "Дозор Гималаев" - в ледниках. 5. "Конфуций Справедливый"
- путник в изгнании. 6. "Енно-Гуйо-Дья" - друг путников (Япония). 7. "Миларепа
слушающий" - на восходе познавший голос дэв. 8. "Дордже Дерзнувший" - стать лицом
к лицу с самим Махакалой. 9. "Саракха - благая стрела" - не медлящий в благих
посылках. 10. "Магомет на горе Хира" - весть архангела Гавриила, предание. 11.
"Нагарджуна - победитель змея" - видит знамение на озере владыки нагов. 12. "Ойрот
- вестник Белого Бурхана" - поверие Алтая. И те, что уже в музее - 13. "Матерь
Мира". 14. "Знаки Христа". 15. "Лао Цзе". 16. "Дзон Ка Па". 17. "Падма Самбгава".
18. "Чаша Христа". 19. "Змий древний".
    Духовность и подвижничество персонажей Рериха подлинно человечны, и вся серия
в целом пронизана идеей всеединства этических понятий вне зависимости от той
или иной религии.
    Реалистические пейзажи, исторические и бытовые сцены постоянно переплетаются
в искусстве Рериха с мифологическими мотивами. Все мифы были для Рериха памятью
о прошлом, претворенной народным сознанием в мечту о лучшем будущем.
    "Давным-давно я выражал мое понимание жизни. Ценности великого искусства
победоносно проходят через все бури земных потрясений... И когда утверждаем:
Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка.
Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня.
Знак красоты откроет все "священные врата". Под знаком красоты мы идем радостно.
Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся... И, чуя путь истины,
мы с улыбкой встречаем грядущее".

                              ПУСТЫНЯ ГОБИ
    Между тем гербарии, поступившие из института "Урусвати" в ботанические научные
учреждения Америки, содержали много сортов засухоустойчивых растений, собранных
в Центральной Азии. Ими заинтересовался департамент земледелия США и обратился
к Рериху с предложением организовать специальную экспедицию по сбору семян растений,
предотвращающих разрушение плодоносных слоев почвы. Николай Константинович принял
это предложение и в 1934 году выехал в США.
    Как и было намечено, экспедиция, возглавляемая Н. К. Рерихом, начала свой
маршрут в Манчжурии в направлении к озеру Далай-Нор. При исследовании степной
Барги и западного нагорья Хинганского хребта были обнаружены засухоустойчивые
сорта ковыля, вострицы и некоторых стойких злаков.
    В марте 1935 года экспедиционный отряд приближался к границам пустыни Гоби.
В течение нескольких месяцев было изучено свыше 300 видов растений, ценных для
борьбы с эрозией почв, собрано много целебных трав, послано в Америку около 2000
посылок семян.
    15 апреля среди пустынных песков Гоби над экспедиционным лагерем взвилось
"Знамя Мира". В это время в Вашингтоне после проведения очередной конференции
президент США Рузвельт и представители государств Южной Америки подписали Пакт
Рериха. Выступив по радио, Рузвельт сказал:
    "Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому,
чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной
цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа".
    Успешно закончив экспедицию, Рерих 21 сентября 1935 года приехал в Шанхай.
    Вскоре Николай Константинович и Юрий Николаевич были уже в Кулу, где и узнали
о событиях, которые произошли в Нью-Йорке. Оказывается, Хорш, с такой готовностью
взявший на себя управление финансовыми делами музея Рериха, после столкновения
с директорами из-за доходов с небоскреба решил сделать ставку на полный захват
небоскреба и всех музейных ценностей.
    Стоило только экспедиции Рериха удалиться в пустынные районы Северного Китая,
как Хорш приступил к хорошо продуманной операции присвоения небоскреба. В итоге
своих махинаций Хорш за одну ночь вывез из музея все картины Рериха (их было
более тысячи) и сменил все замки. Одновременно были уничтожены все архивные документы,
в том числе и документ, удостоверявший решение основателей музея о передаче его
государству.
    Отстраненные директора немедленно возбудили в Нью-Йорке судебное дело против
Хорша, но результатов это не дало...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                     ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1. Вопрос:  Что можете сказать об Айванхове?

Ответ: Айванхов является учеником Донова.  О Донове и других авторах прилагаю
подборку из писем Е.И. Рерих разных изданий. Страницы и номер писем не привожу,
но если кому-то будет нужно – найду.
«О Донове слышала. Читала его хорошую книжечку "Три Основы". Но на приводимое
Вами замечание должна возразить, что существует лишь одна Иерархия Света и, конечно,
эта Иерархия и есть Транс-Гималайская Иерархия. Так же как Свет побеждает тьму,
так и Иерархия Света борется и побеждает иерархию тьмы, которая очень сильна,
ибо действует многочисленностью своих сторонников. Ни один учитель, находящийся
на Земле, в обычных земных условиях, не может быть приравнен к великим Гималайским
Владыкам. Те Владыки так высоки в своем духовном достижении, что Они уже не могут
принимать на себя бремени такого чисто земного существования и личного и непосредственного
водительства и контакта с множествами. Это было бы непроизводительною затратою
сил. Их задачи настолько планетарно-космичны, что Они могут уделять непосредственному
водительству единицами человечества лишь известную часть Своих Сил и потому пользуются
ближайшими доверенными и учениками для передачи духовного Провозвестия. Их главные
Силы сейчас идут на гигантскую битву с темными разрушительными силами в Тонком
Мире и на Земле, на удержание столкновений народов до определенного срока и на
подавление подземного огня, который грозит нашей планете взрывом. Истинно, страшно
напряжение Их Сил для спасения Земли. Человечество же, в безумии своему всюду
лишь закладывает динамит. Так, имея лишь малочисленных пособников на Земле, вся
неимоверная тяжесть разряжения разрушительных энергий ложится на этих Самоотверженных
Хранителей неблагодарного и невежественного человечества.
Вы пишете, что хотите знания, знания и знания. Конечно, вероятно, духовного?
Потому при огненном неустанном устремлении к единому избранному Облику Иерарха
Света и достигнете. И степень этого знания будет зависеть всецело от накоплений
Вашей "чаши" в прошлых жизнях и от силы и огненности Ваших устремлений в настоящей.
Для успеха необходимо неустанное огненное или сердечное памятование Единого Избранного
Образа. Также, если хотите наложить на себя дисциплину, то изберите одно или
два худших качества Ваших, или привычки, и постарайтесь отделаться от них. Эта
дисциплина самая, казалось бы, простая, на самом деле очень и очень сложная и
трудная, но она и есть самая основная.


Так как я нередко получаю письма с запросами, кому следовать из современных духовных
вождей, а также, нельзя ли объединить последователей, скажем, Петра Донова или
Кришнамурти с последователями Учения "Живой Этики", то считаю полезным привести
Вам мой ответ одному из таких вопрошателей.
"Истинно, разны эти пути, одни - легче и длиннее, другие - труднее, но зато короче.
Свобода убеждений есть первое правило каждого истинного Учения. Потому, если
учение говорит об улучшении жизни и самоусовершенствовании, то и прекрасно, и
пусть каждое такое Учение имеет своих последователей. Но зачем же всех их, непременно,
сажать за один стол?
Люди так различны, и не лучше ли им предоставить объединиться свободно на той
ступени сознания, которая им ближе. Зачем их насильно тащить на свою сторону.
Ведь если даже прекрасные цветы должны быть подобраны и рассажены по их оккультным
свойствам, иначе они друг друга разрушают, если даже пестрый букет цветов, собранный
без этого знания, может явиться в наших руках взрывателем и источником заболевания,
то насколько же больше приложимо это к людям, и как осторожны должны быть они
в своем приближении к Источнику Учения и собираясь в кружки.
Духовное единение есть прежде всего допущение множества и разнообразия ступеней
сознания, но не навязывание своей. Желание какого-то примирения уже есть такое
навязывание. В основу всего должен быть положен пример Природы, все в себе вмещающей
и гармонично подбирающей свои соседства. Потому примем выражение жизни во всем
ее многообразии, ибо в этом вся мощь и красота. Потому то, что ближе нашему сердцу,
и есть наша настоящая ступень. Придет время, и дух наш укажет следующую. Итак,
мой совет - не стремиться к насильственному примирению, но в благостном допущении
искренно следуйте тому, кто Вам ближе".

Одному моему корреспонденту приходится выслушивать много престранных утверждений
об Учении Живой Этики, со стороны так называемых доновцев. Но я постоянно прошу
всех выказывать терпимость ко всем существующим духовным движениям и никому не
навязывать книг "Живой Этики" и, главное, не вступать ни в какие споры. У некоторых
людей каждый обмен мнений превращается в спор и в личные обиды. Конечно, последнее
обстоятельство доказывает малую степень развития сознания и малое знание. Завет
Будды гласит: "Почитай свою веру и не клевещи на веру ближнего". Также и в Брамо-Самадж
указано: "Ни одно верование не должно быть опорочено, осмеяно или ненавидимо".
Потому духовному учителю, которому ученики его приписывают происхождение от Солнечной
Иерархии, следовало бы проявлять большую терпимость к другим Учениям. Мерою терпимости
мерим свое сознание.
Так как мне довольно часто приходится отвечать на вопросы о Кришнамурти и Донове,
считаю полезным приложить Вам мои два ответа одной даме, поклоннице Кришнамурти,
которая непременно хотела доказать мне, что Кришнамурти есть Мировой Учитель.
При этом она читает книги Учения, но хочет все наши общества объединить под Кришнамурти,
словом, так же, как г. Пампоров пытался и пытается еще объединить все духовные
ячейки под Доновым. Вам скажу, что на мой вопрос о Донове Вел. Вл. М. ответил:
"Дух, устремленный к чистоте, прочти его книги и можешь сама судить". Несколько
книг его я прочла и должна сказать, что они не плохие, но масштаб их совсем другой,
и сравнивать их с космосопространственностью мысли, выраженной в книгах Живой
Этики, конечно, невозможно. (Идеи Донова были развиты его учеником Михаилом Айванховым,
тоже болгарином по происхождению, который основал во Франции т.н. Всемирный Центр
"Белое Братство". Характеристика, которую дает Е. И. Рерих учению Донова, сопоставление
этого учения с Агни Йогой и с Гималайским Белым Братством могут быть вполне отнесены
к М. Айванхову, его трудам и Центру).

О Донове слышала и имею несколько книг его. Они не плохие.
Последователи Донова утверждают, что учитель их принадлежит к Солн. Иерархии,
и ставят его превыше Вел. Учителя, давшего "Тайную Доктрину" и дающего сейчас
книги Живой Этики. Знаю, что о книге "Агни Й." сам Донов высказался, как о книге
опасной, но в чем он усмотрел эту опасность, не сказал. Его ученик, некто Калименов,
прочтя книги Живой Этики, восхитился ими и решил перевести "Агни Йогу" на болгарский
язык. Я дала ему разрешение, и он приступил к переводу. Но когда книга была уже
готова к выходу, Донов, узнав об этом, вызвал к себе Калименова и потребовал
от него, чтобы он отказался от распространения этой книги и вообще прекратил
интересоваться Учением Живой Этики. Мне говорили, что Калименов настолько был
запуган, ибо на него ополчились все доновцы, что, как говорится, поспешно отряхнул
прах от ног своих и передал книгу некоему г. Сеплевенко, не состоявшему в числе
доновцев, который и собирается продолжать перевод книги Живой Этики.
Д-р Асеев имел переписку с Калименовым по этому поводу. Также одному моему корреспонденту
в Болгарии приходится выслушивать много престранных утверждений со стороны доновцев.
Я постоянно прошу высказывать терпимость и никому не навязывать книг Живой Этики
и, главное, не вступать ни в какие споры. У некоторых людей каждый обмен мнений
превращается в спор и в личные обиды. Конечно, последнее обстоятельство доказывает
малую степень развития сознания и малое знание.


Вероятно, Вы помните, как Шюре в своей книге "Великие Посвященные" из героя Рамаяны,
чистейшего индуса Рамы из страны Айдохья, пытается сделать кельта и друида. Тот
же автор и еврея Моисея переодевает в египтянина! Шюре нужно читать с разбором.

Ваша мысль проследить исторически, как относились к этому вопросу великие Основатели
религий и философских школ, а затем показать, как с течением времени и падением
культурности заветы эти все более и более искажались, - очень хороша, и, конечно,
следует посвятить этому историческому обзору несколько страниц, но я не советовала
бы базироваться на трудах Шюре. У этого автора много трогательных страниц и даже
проблесков в великую истину, но фантазия увлекает его далеко за пределы исторической
достоверности. Потому, к сожалению, приходится отнести труды его в разряд подобных
же рапсодий Сент-Ив Д'Альвейдера. Часто цитируемый им Фабр Д'Оливье тоже страдал
избытком воображения за счет исторической правды.

Так, советую большую осторожность при черпании из трудов Шюре. Книги его могут
служить стимулом для многих сознаний, но затем нужно явить распознание и отбросить
приукрасы человеческой фантазии, уступающие в красоте перед великой действительностью.
Также и Моисей не был египтянином, но евреем, и не мог быть врагом женщины, ибо
был посвященным. Можно оставить приведенное Вами о Пифагоре.

Я не против того, чтобы читались книги Крыжановской, Сент-Ив Д'Альвейдера и Шюре
и вообще сочинения такого порядка. Многим сознаниям,чтобы загореться, нужна увлекающая
их фантастичность. Ничего умаляющего о таких сознаниях сказать нельзя. Они не
могут удовлетвориться серою обыденщиной и инстинктивно чуют, что где-то существует
иная и прекрасная действительность, потому и тянутся ко всему необычному.
И они правы, ибо существует реальность, которая превышает человеческое воображение,
но она настолько удалена от наших ограниченных земных представлений, что никакая
фантазия не может вместить ее полностью.
Но в поисках необычности и фантастичности мы не должны сходить сточки равновесия
рассудка и сердца. Мы должны сначала утвердиться на прочной основе истинной красоты.
Но горе в том, что большинство еще понимает красоту в пышности и сусальности
роскоши и в ужасающей пошлости и убогости мысли.

Книги Сент-Ив ДАльвейдера, книги Шюре - яркие примеры медиумистического творчества,
и базироваться на них невозможно. Они полны самых нелепых заблуждений. Прочтите
биографию Сент-Ив ДАльвейдера, и многое станет понятным. Могу сказать, что даже
книги Крыжановской иногда ближе к истине и менее вредны, ибо не имеют того авторитета;
их читают, как романы.
Так и сокровенный язык, называемый Сент-Ив "Ватан", означает на индустани "родина"
или "родной". И брамин из сокровенной страны (Индии), упоминаемый Сент-Ив, вероятно,
просто говорил ему о своем родном языке. Ватан - корень арабский, но перешел
и в индустани. Большая фантазия Сент-Ив при медиумичности легко сделала из простого
брамина Учителя из сокровенной страны. Ведь и сейчас много людей, которые в каждом
статном индусе, носящем тюрбан, склонны видеть Махатму. Распознавание есть необходимое
качество на пути служения.

Сокровенный язык Вел. Братства - Сензар, и он состоит из наиболее ярких определительных,
взятых из наречий всех веков и народов.
Книга, о которой Вы меня спрашиваете, очень разочаровала меня. Я писала о ней
Ас. со слов читающих ее, но когда я сама прочла ее, то, конечно, многое не смогла
воспринять. Кроме того, и Вл. сказал, что отшельники с горы Кайласа не имеют
отношения к Вел. Бр. и что описанные там чудеса, конечно, производились внушением.
Ведь эта способность в разной степени часто развита среди некоторых лам и саддху.
Чтобы Вам не разоряться на эту книгу, посылаю ее Вам.
Мы не против того, чтобы читались книги Крыжановской, Сент-Ив Д'Альвейдера и
Шюре и вообще сочинения такого порядка.
Многим сознаниям, чтобы загореться, нужна увлекающая их фантастичность. Ничего
умаляющего о таких сознаниях сказать нельзя, ибо они не могут удовлетвориться
серою обыденностью и инстинктивно чуют, что где-то существует иная прекрасная
действительность, потому тянутся ко всему необычному. И они правы, ибо существует
действительность, которая превышает человеческое воображение, но она настолько
отдалена от наших ограниченных земных представлений, что никакая фантазия не
может вместить ее. Но в поисках необычности и фантастичности мы не должны сходить
с точки равновесия рассудка и сердца, мы должны сначала утвердиться на прочной
основе истинной красоты. Но горе в том, что большинство еще понимают красоту
в пышности, в сусальности, в ужасающей пошлости и убогости мысли. Образец такой
вредной фантазии являются описания Ледбитера сцен Посвящения, и встреч, и бесед
с Махатмами в его книге "Путь к Учителям". В этой книге есть и прекрасные места,
заимствованные им от Е.П.Бл. и из тибетского Ламрима, но его собственное творчество
- просто кощунственно.
Истинно, Крыжановская в своем описании Махатм была ближе к истине. Описания Ледбитера
еще тем вредны, что им приписывают непогрешимость Адепта.

 . Но особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая
в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно: г-жи Безант,
Ледбитера, Кришнамурти, Арундель и т. д. Я редко встречала что-либо равное по
безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: "Книга эта
творение многих рук, лишенных знания и красоты". И таких перлов среди теософической
литературы не мало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его
был уничтожен разящим Лучом. Потому лично я всегда советую, если есть возможность,
читать восточную литературу, ибо в ней, когда она не искажена переводом, нет
заблуждений, или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились
бы с основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавад-Гиты, Конфуция, Лао Цзы и т. д.
Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык.
При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути
Учения. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми Вивекананды и Изречения
Рамакришны, и особенно люблю читать четыре тома, посвященные описанию жизней
Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости
чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек, но
теософическую литературу, за малыми исключениями, я не люблю. Прекрасны также
книги Сестры Ниведитты об Индии и о Суоми Вивекананде, который был ее учителем.
Между прочим, знаете ли Вы, что Йог Рамачарака есть псевдоним американца Аткинсона.
Но книги его не плохи. Если я не ошибаюсь, он был знаком с Суоми Вивеканандой.
Конечно, очень много читателей, которые, прочтя книжные теории, сопоставят их
с Учением и при очевидном расхождении их впадут в расстройство. Вот почему на
первых порах всем, не утвердившимся в Учении, так опасно читать лживые книги,
трактующие о том же Учении. Много горя приносят духовные заблуждения. Одна надежда,
что ввиду того, что так мало переведено на русский язык, самые вредные не проникли.
Теперь в заключение приведу несколько страниц из Учения о книге: "Ошибки в книгах
равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой
=клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя по числу
отпечатков книг. Занимать ложью места народных книгохранилищ тяжкое преступление..."
Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построениям, но неверные данные
не должны вводить в заблуждение, потому защита знания ложится на всех членов.
Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно
надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ целые
гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Недостойно, невозможно
предложить прочесть лживую книгу. Зачем обращать лучший угол очага в лживого
шута. Должно отметить вопрос книги". Да, есть еще страницы в том же духе, когда-нибудь
приведу их Вам. И особенно нужно беречь детей. Именно многие духовные и физические
язвы детей от недостойных и лживых книг.
Если бы читающие Книги Нового Провозвестия вдумались глубже во все проблемы жизни,
во все новые области знания, затронутые в них, и задались целью основательно
изучить их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней.
Но обычно люди читают глазами, а не сердцем, и потому самые замечательные Указания,
самые величайшие откровения скользят по сознанию, не оставляя ни малейшего следа.
Мне, имеющей ключ. ко многим утверждениям в Книгах Учения, приходится с грустью
убеждаться в этом на каждом шагу. Книги эти дают направление всему мышлению,
указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований.
Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее. Книги Учения
- неисчерпаемый кладезь для ученых, сознание которых не затемнено предубеждениями.
Человек без предубеждений, живущий в преддверии будущего, истинно, уже творит
его и тем самым уже облегчает и настоящее. Конечно, всякие сопоставления полезны,
но после приходит ступень, когда книги становятся справочниками, иногда лишь
для определенного технического сведения, но истинное знание открывается лишь
при претворении и приложении Указаний, даваемых в Учении, которое не останавливается
ни на один день и огненными формулами и вехами ведет нас вперед, намечая грядущие
события и ступени сознания и все шире и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность.
Так пусть никто не думает, что чтение книг запрещено. Это ересь. Но пусть умеют
разбираться в достоинстве их. Также очень полезно знакомиться со всеми новейшими
достижениями в области науки, чтобы еще раз убедиться, как наука близко подходит
к утверждениям Сокровенного Знания. Так я всегда мечтала издавать при нашем главном
Центре журнал, посвященный всем достижениям в области искусства и науки. Мне
хотелось давать обзор всего, что достигнуто по настоящий день во всех отраслях
знания и отмечать направление мысли. Пока что нет возможности это осуществить,
но в будущем и это будет выполнено. Потому еще раз повторяю, пусть ни у кого
не сложится убеждение, что запрещено питать мысли из тех источников, которые
ему доступны. Никаких запрещений нет, лишь остережение против лжи.»

2. Вопрос:  Является ли «Калагия» рериховской книгой?

Ответ: Категорически нет. Ее автор берет на себя смелость утверждать духовные
"истины", не будучи связан с Источником этой Истины - Иерархией Света. Чтение
таких книг подобно питью мутной воды из лужи, вместо того, утоления жажды из
чистого родника.

3. Вопрос: Говорят, что у «Калагии» низкие вибрации.  Почему я этого не чувствую?

Ответ: Вы не чувствуете неистинности книги, в которой использован язык Агни Йоги,
поскольку требуются долгие годы для развития чувствознания, которое необходимо
для распознавания источников. Когда оно развито, первые же прочитанные фразы
книги говорят о ее качестве. Пока  человек не достиг чувствознания (или, как
говорят, интуиции), ему стоит опираться на первоисточники и книги, рекомендованные
абсолютными авторитетами в духовной области, признанными Махатмами учениками.
Это Е.П. Блаватская, семья Рерихов, Франчиа Ла Дью. Конечно, рекомендованные
ими книги и авторы тоже одобрены Учителями. Эту информацию, а также разъяснения,
даваемые по самым различным вопросам, Вы сможете найти в письмах Е.И. Рерих.
Читали ли Вы книгу А.И. Клизовского? Очень полезная книга с разъяснениями, написанная
под руководством Елены Ивановны.

Что касается чувствознания, то нет ничего более способствующего его развитию,
как желание духовного роста, работа над собой и обретение единомышленников.

4. Вопрос: Зачем люди ходят в рериховские группы и общества? Ведь можно читать
и работать над собой самостоятельно!

Ответ: Учителя считают нахождение в среде единомышленников абсолютно необходимым
для духовного роста. И пусть Вас не смущают несовершенства тех или иных личностей
того общества или группы, в которую Вы попадете - важно не то, что человек представляет
собой сейчас, а то, к чему он стремится. Важно лишь, чтобы хотя бы часть членов
были Вам симпатичны.
Приведу слова Учителя Иллариона из "Учения Храма", которое является передающим
звеном между теософией и Агни-Йогой.
Том1, стр. 196: "Когда какая-либо группа из трех и более человек достигает полной
гармонии во всех своих действиях - той   точки, где достигается кооперация их
воли и их усилий; точки, где как теоретически, так и фактически они могут жить
и действовать в соответствии с их высшими идеалами блага и служения друг другу,
- это означает, что они достигли состояния, в котором они могут стать активным
проводником духовных сил, порождаемых гораздо более высокими сущностями, нежели
те, чье величие они могли осознать когда-либо прежде. и если они становятся таким
проводником, то индивидуальная эволюция каждого из них продвигается огромными
шагами. ... Каждый такой индивидуум становится Спасителем всех тех, кто пока
стоит ниже него на лестнице эволюции. И тогда широко открывается путь к проявлению
своей божественной природы, и вместо медленного и болезненного продвижения, вместо
того, чтобы тащиться и ползти, как это было до сих пор, он идет вперед и вверх
семимильными шагами, ибо он "входит в свои истинные владения" и обретает власть
над скрытыми силами Вселенной. Каждое ваше сознательное усилие для достижения
в жизни и действии такого триумвирата, о котором Я вам сказал, продвигает вас
еще на один шаг к этой столь желанной цели; и каждый раз, когда вы упускаете
возможность согласованного действия, вы отбрасываетесь на такое же расстояние
назад. ...никакие иные пути и методы не смогут ускорить ваше продвижение."


5. Вопрос: Кто такие кришнаиты?

Ответ: Кришнаизмом поклонение Кришне назвали христианские священники. На самом
деле поклонники Кришны принадлежат к индуистской религии, сами себя они называют
вайшнавами, т.к. Кришна является  воплощением бога Вишну.
6. Вопрос:  Может ли христианин, не отказываясь от своей веры, стать теософом?

Ответ: Принадлежность к той или иной религии или ее ответвлению не является ни
условием, ни препятствием к изучению теософии - праматери всех религий.


7. Вопрос: Давно интересуюсь Живой Этикой. То, что я крещен, что-то меняет?

Ответ: В своей основе все религии и Учителя едины, значит нет разницы, прошел
человек через обряд крещения или посвящения (как у буддистов) и т.д.  Обряд крещения
(посвящения и т.д) имеет смысл в том, что дает человеку определенную защиту от
темных сил, подключая его к мощному эгрегору христианства (буддизма, индуизма,
иудаизма...). Где-то сказано - верующий одной религии может молиться лишь в своем
храме, теософ - может затеплить свою свечу в любом храме любой религии и даже
под открытм небом, ибо он знает, что все религии в своей основе едины, а Бог
- везде и во всем. Так что крещение не является препятствием для познания общего
корня религий, как и не является его условием.

8. Вопрос: В прошлой рассылке вы писали, что нужно выбрать один путь. Это абсолютно
необходимо?

Ответ: Абсолютно. Как нельзя усидеть на двух стульях и прожить две жизни за одну,
так нельзя (поскольку очень опасно) идти по двум и более путям.

9. Вопрос: Вы пишете, что выбор книг должен быть строгим. Выходит, не бери это,
не читай то. А если мне нравится читать и другие эзотерические книги, в которых
приводятся конкретные методы, упражнения?

Ответ: Могу подтвердить, что выбор книг должен быть строжайшим.  Елена Ивановна
Рерих советовала первое время, до полного развития чувствознания в человеке,
решившем идти по пути Агни Йоги, не брать в руки никаких других книг, кроме Учения,
Писем Блаватской, Клизовского, Писем Махатм и восточных первоисточников (Бхагавад
Гита, Шримад Бхагаватм, Упанишады, Веды, Алмазная Сутра, Библия и др.): "не берите
в руки случайных книг".  Разумеется, художественная и научная литература не в
счет. Вы хотите дойти до Учителя, найти Его, получить Его руководство. Но пока
Вы вверяете свои тонкие оболочки обработке авторов «эзотерических» книг, этого
произойти не может. Более того, степень влияния темных может стать такой, что
в этом воплощении человек теряет шанс приблизиться к Учителям. Если этого, дай
Бог, не произойдет, Вы все-таки безмерно удлините свой путь. Скажем, Вы идете
на работу. Дойдете ли Вы до нее сегодня, если будете по дороге заходить в ресторан,
потом в магазин игрушек, затем в продуктовый, потом к приятелю,
затем в библиотеку? Не дойдете. Или сильно опоздаете. Опоздать на работу -
плохо, но это не катастрофа. А к Учителю??!!
Привожу строки из Учения Храма, том 1, стр 60 печатного текста (МЦР, 2001
г.): "Вы бы не поверили мужчине или женщине, пообещавшим вам, что через
год-два уроков музыки или скульптуры они сделают из вас Бетховена или
Микеланджело. Так как же вы сможете приобрести силу Посвященного, следуя
указаниям какого-нибудь заурядного учителя Оккультизма? В каждом человеке
есть Божественная искра, или семя, но он сам должен подготовить почву,
поливать и ухаживать за появившимися ростками до тех пор, пока они не
достигнут совершенства. Он не может насыщать почву азотной кислотой, без
того чтобы не убить семя". Обратите особое внимание на последнее
предложение.

Есть лишь одна цель и путь к ней един, и он идет не через волшебство,
концентрацию и проч.,  а через каждодневную работу над собой, через изучение
и применение в жизни Учения, через любовь к Учителю, через посильную помощь людям,
через Божественную Любовь, носителем и выразителем которой можно стать.

10.  Вопрос: Необходимо ли иметь Учителя для духовного развития?

Ответ: Присутствие Учителя обязательно, начиная с определенной ступени развития.
Когда человек достигает ее, Учитель приходит сам. До этого будущий чела работает
над собой, чтобы полностью соответствовать тем качествам, которые необходимы
для принятия. При этом на подготовительной ступени нужно выбрать одного из Учителей
Братства и мысленно обращаться к нему, стремясь подняться до этого Идеала.

11. Вопрос: Как выбрать Учителя? Я мало знаю об Учителях.

Ответ: На Вас обратят внимание, если Вы приобретете определенные качества, необходимые
ученику. Знают всех Учителей, наверное, только сами Учителя,
но это не беда - есть Учителя, известные по книгам и опекающие различные общества
- Учитель Мория и Кут Хуми (опекали и передавали знания Е.П. Блаватской и теософскому
обществу, Е.И. и Н.К.Рерих), Учитель Илларион (Франчиа Ла Дью и "Храм человечества").
Но кого бы из Великих Учителей Вы ни выбрали, Вы не ошибетесь, поскольку все
Они составляют единое Эго. Воплощаясь в разные эпохи и в разных телах, Они  даже
могут составлять вообще однуИндивидуальность. Думаю, что если Вы будете читать
Учение Храма и перечитывать Агни Йогу, "Тайную Доктрину",  Бхагавад Гиту, письма
и статьи Е.И. Рерих и Е.П. Блаватской, держа в уме вопрос о том, как выбрать
Учителя и кто из Них Вам наиболее близок, ответ обязательно придет!

Вы можете возразить, что чтение этих книг нужно уйдет много времени. Но лучше
не спеша идти по правильному пути, чем торопиться и вообще сбиться с
него. Всегда, при любых условиях, можно и нужно час в
день уделять самому необходимому - изучению Учения. И тогда Ваш духовный
рост пойдет гораздо быстрее! Даже если он будет казаться Вам слишком
медленным, он будет идти в правильном направлении, значит, Вы не собъетесь с
Пути и обязательно дойдете.

Из Учения Храма: "...истинный рост есть рост медленный. Почка может
раскрыться за одну ночь, однако должно было пройти много дней и ночей,
прежде чем растение созрело...Когда она открывается естественным путем, это
вызвано присущим всему растению желанием уловить оплодотворяющий свет солнца,
который поможет принести в дальнейшем плод. Подобное же желание должно зародиться
и в человечестве, чтобы его можно было спасти от  последствий зла, проявившегося
в какой бы то ни было форме".

Из  "Учения Храма":  "В познании Пути, Истины и Жизни великим препятствием для
обычного человека является его нетерпение и нежелание развиваться естественным
и нормальным образом, а также небрежение, если не презрение, к тем подготовительным
указаниям, которые он считает либо устаревшими, либо слишком простыми".

Чтобы немного облегчить Вам задачу, ниже приведу ссылки на те места в первоисточниках,
где говорится об Учителе. Но это лишь в помощь, собственного перечитывания с
вопросом это не заменит.

УЧИТЕЛЬ
ЗОВ 28.6.21; 29.6.21; 8.8.21; 11.8.21; 15.10.21; 29.10.21; 30.10.21;
3.11.21; 6.11.21; 9.11.21; 14.11.21; 16.11.21; 27.1.22; 12.3.22; 25.3.22;
14.7.22; 17.7.22; 17.9.22; 5.2.23; 9.2.23; ОЗР (вступление), 1.VI.1;
1.VII.1; 1.XII.1; 2.IV.2; 2.V.13; 2.VI.15; 2.VI.17; 2.VI.19; 2.VII.5;
2.VIII.2; 2.VIII.6; 2.VIII.7; 2.IX.6; 2.X.2; 3.II.10; 3.V.1; ОБ 30, 31, 60,
65, 78, 85, 91, 98, 143, 187, 201, 205, 209, 215, 260; ОБ (монг.) -
вступление; 2.VI.21; АИ 16, 23, 27, 70, 76, 84, 111, 121, 122, 139, 164,
174, 180, 183, 184, 223, 262, 272, 289, 293, 328, 332, 333, 340, 349, 362,
409, 413, 418, 431, 432, 433, 434, 563, 620, 656; Б 46, 60, 543; И 30, 37,
62, 112, 182, 199, 209, 299, 300, 339, 407; С 20, 77, 306, 440; МО ч.1 -
283, 445; МО ч.2 - 190, 213, 441; МО ч.3 - 227, 570; А 52; БР 576; Н 29, 47,
52, 171, 211, 438, 446, 448, 463, 689, 718, 721, 731, 784, 854, 860, 862
УЧИТЕЛЬ:
Задача Учителя - МО ч.2 - 272
Защита Учителя - МО ч.1 - 393, МО ч.2 - 161
Земной Учитель - АИ 185, МО ч.3 - 72, 560; А 127
Изображение Великого Учителя - Н 159
Комната Учителя - АИ 196, 413
Луч Учителя - МО ч.3 - 228; А 292
Обращение к Учителю - Н 395, 826, 828, 841, 842, 843, 848
Общение с Учителем - С 254, 285; МО ч.1 - 226
Огненный Учитель - МО ч.3 - 154
Понятие Учителя - МО ч.3 - 135
Почтение к Учителю - Н 161, 162, 358
Принятие Учительства - Н 882
Смена Учителя - МО ч.3 - 538
Устремление к Учителю - Н 72
Чуткость Учителя - С 533
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК - ЗОВ 5.10.21; 3.4.23; ОЗР 2.II.6; 3.VI.17; ОБ 105, 259; АИ
43, 95, 103, 119, 124, 125, 205, 207, 273, 278, 353, 438, 468, 623, 632,
642; Б 427, 483, 760, 765, 460, 573; МО ч.1 - 331, 345, 346, 495; МО ч.2 -
176, 248; МО ч.3 - 72, 106, 496, 526; А 246, 448, 490, 492, 582, 583, 584;
БР 88, 101, 170, 280, 471, 491, 495, 496, 565, 569, 603; Н 25, 47, 177, 185,
215, 295, 310, 419, 439, 477, 485, 489, 561, 663, 725, 738, 779, 887, 925
УЧИТЕЛЯ - ОБ 18, 40
Быт Учителей - Н 166
Великие Учителя - Н 152, 154, 157, 159, 166, 183, 190, 278, 665, 667, 876
Гонение Учителей - Н 175, 222, 268
Жизнеописание Великих Учителей - МО ч.3 - 200
Лжеучителя - МО ч.2 - 448; Н 114, 336
Образы Учителей - ОЗР 3.IV.8; АИ 653; И 59, 68, 81, 85, 89, 90, 91, 113,
114; С 211, 217, 582; МО ч.1 - 552, 666; МО ч.2 - 89; МО ч.3 - 272
 Различные выражения Образа - МО ч.2 - 269
Поучения Учителей - Н 199
Путь Великих Учителей - Н 183
Учителя Знания - АИ 8
Чуткость Учителей - Н 268
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Полезные ссылки: по этому адресу можно скачать «Учение Храма» (МЦР, 2001 г.,
в двух томах):
www.roerich.com/7_21.htm

Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Всего вам доброго!
Редактор рассылки  Елена Ерохина.

Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное