Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Информационный Канал Subscribe.Ru

                 НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                           Выпуск  17.

               Здравствуйте, уважаемые читатели!
       Рада приветствовать вас на страницах рассылки
                "Николай Рерих - певец вершин".


Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи.
Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать
о жизни и творчестве этой знаменитой семьи.  Предполагается
публикация литературно-философских эссе и белых стихов,
принадлежащих перу живописца,  философских трудов его супруги
Елены Ивановны  и старшего сына Юрия, статей, посвященных их
творчеству, биографии.  Будут публиковаться наиболее интересные
выдержки  из изданных и еще не изданных произведений авторов,
пишущих на темы Живой Этики и теософии, тематические подборки,
ответы на вопросы читателей  и справочные материалы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сегодня в номере:
-       Продолжение книги Н.К. Рериха «Сердце Азии»,
-       Окончание биографической книги П.Ф. Беликова, В.П. Князевой о Н.К. Рерихе,
-       от редактора,
-       Отрывки из Учения храма.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                              РЕРИХ  Н.К.

                             СЕРДЦЕ  АЗИИ

Десятое октября, но солнце еще так жарко, что сквозь сапог раскаленное стремя
об-жигает ногу.
За переход от Хотана на барханах показался ковыль и участились глинобитные доми-ки.
Мы вступаем в Хотанский оазис, в область, которую Фа-Сиен в 400 году нашей эры
ха-рактеризует так:
"Эта страна богата и счастлива. Народ ее благоденствует. Они все принадлежат
к буд-дизму. Их высшее удовольствие -- религиозная музыка. Священнослужители
в числе многих десятков тысяч принадлежат к Махаяне. Они все получают пищу из
общественного храни-лища".
Конечно, современный Хотан совершенно не отвечает характеристике Фа-Сиена. Длинные
грязные базары и множество беспорядочных глинобиток мало говорят о богатстве
и благоденствии. Конечно, буддизма не существует. Несколько китайских храмов
открыва-ются очень редко, и конфуцианские гонги не звонили за все наше четырехмесячное
неволь-ное присутствие там.
На сто пятьдесят тысяч сартов имеется всего несколько сот китайцев, и эти хозяева
местности выглядят гостями. Как известно, старый Хотан находился в девяти километрах
от места теперешнего селения Ядкан. Старые буддийские места заняты мечетями,
мазарами и мусульманскими жилищами, так что дальнейшие раскопки этих мест совершенно
невозмож-ны.
Сам Хотан находится сейчас в переходном состоянии. Он уже оторвался от старины.
Высокое качество и тонкость старинной работы ушла, а современная цивилизация
еще не дошла. Все сделалось бесформенным, хрупким, каким-то эфемерным. Поделки
из нефрита огрубели. Буддийские древности, еще недавно обильно доставляемые в
Хотан из окрестно-стей, почти иссякли. Но, к нашему изумлению, появилось много
подделок, сделанных иногда довольно точно и не без знания дела. Древности из
Хотана должны быть очень точно иссле-дуемы. Также мы видели в Хотане очень хорошо
сделанные имитации ковров, по изданиям Британского музея. Если эти ковры будут
называться имитацией, то это очень хорошо, но если они, после общеизвестных манипуляций,
перейдут к антикварам, тогда это не хорошо. В основе своей Хотан все же остается
богатым оазисом. Почвенный лес очень плодороден, и урожаи посевов и фруктов прекрасны.
Дайте этому месту хотя бы примитивные условия культуры, и процветание восстано-вится
необычайно быстро. Народ очень понятлив, но в этом большом оазисе, насчитываю-щем
более 200000 жителей, нет ни госпиталя, ни доктора, ни зубного врача. Мы видели
лю-дей, погибавших от самых ужасных заболеваний без всякой помощи. Ближайшая
помощь, но и то любительская, в шведской миссии в Яркенде, находится за неделю
пути от Хотана.
Нужно сказать, что современные китайские правители этой области совершенно не
заботятся о привлечении туда полезных культурных элементов.
Еще приближаясь к Хотану, мы слышали рассказы о том, как в прошлом году хотан-ский
дао-тай Ма, действуя по приказу сенизянского генерал-губернатора Янь-Дуту, распял,
а затем умертвил старого кашгарского титая. Нам говорили по пути: "Лучше не ездите
в Хо-тан, там дао-тай худой человек". Эти предупреждения оказались пророческими.
После первой официальной любезной встречи даотай и амбань Хотана заявили нам,
что они не признают нашего выданного по приказу пекинского правительства паспорта,
не могут нам разрешить двинуться из Хотана, арестовывают оружие, запрещают научные
рабо-ты, а также писание картин. Оказалось, что дао-тай и амбань не различают
план от картин. Не буду останавливаться на этих неприятных перипетиях, доказавших
все сумасбродство лао-тая. Скажу лишь, что вместо краткой стоянки нам пришлось
пробыть в Хотане четыре месяца, и лишь благодаря содействию британского консула
в Кашгаре, майора Гиллана, мы в самом конце января могли двинуться по пути Яркенд
-- Кашгар -- Кучары -- Карашар -- Урумчи. Путь этот взял 74 дня.
Первая часть пути была по снежной пустыне, но к Яркенду в начале февраля послед-ние
снежные пятна исчезли, снова поднялись удушающие клубы песчаной пыли, но зато
ра-довали первые листы плодовых деревьев. Амбань Яркенда оказался несравненно
более про-свещенным человеком, нежели хотанские власти. Он выражал глубокое негодование
по по-воду нелепых действий Хотана и указывал, что паспорт наш обычный, по которому
он дол-жен оказывать нам всяческое содействие. В Яркенде, в Янгихиссаре и в Кашгаре
мы встре-чали дружескую помощь шведских миссионеров, которые снабдили нас многими
сведения-ми о необыкновенном плодородии края и о богатстве минеральных залежей,
совершенно не-разработанных.
Кашгар со своими тройными стенами и песчаными утесами высокого берега произво-дит
впечатление настоящего азиатского города. И китайский дао-тай и британский консул
встретили нас радушно. И опять все не признанное в Хотане оказалось совершенно
подлин-ным. Даже оружие наше было полувозвращено нам, то есть предложено в закрытом
ящике отвезти его в Урумчи генерал-губернатору. Впрочем, за все время пути до
Урумчей нам ни разу не пришлось пожалеть о том, что оружие наше заперто. В Кашгаре
поучительно было осмотреть за рекою, видимо, древнейшую часть города, где сохранилась
значительная часть буддийской ступы, размерами похожей на большую ступу Сарната.
Под Кашгаром находит-ся несколько древнебуддийских пещер, уже исследованных и
сопровожденных поэтически-ми сказаниями. В десяти километрах от Кашгара находится
Мириам Мазар, так называемая гробница Марии, матери Христа. Легенда говорит,
что после преследования Иисуса в Иеру-салиме Мария бежала в Кашгар, где место
ее упокоения отмечено доныне почитаемым маза-ром.
От Кашгара до Аксу путь чрезвычайно томителен, как своею всепроникающей пы-лью,
так и глубокими засасывающими песками и безжизненными лесами корявых карагачей,
наполовину сожженных, ибо путники вместо костров часто поджигают дерево. В Аксу
мы встретили первого китайского амбаня, говорившего по-английски. Молодой человек
мечтал поскорее вырваться из этих песчаных мест. Он же показал нам английскую
шанхайскую га-зету, полученную им от почтмейстера в Урумчах, итальянца Кавальери.
Я удивился, почему амбань не выписывает сам газеты, но впоследствии узнал, что
всесильный Янь-Дуту запре-тил своим подчиненным читать газеты. Дальше мы увидим
оригинальные способы правле-ния этого владыки всего Сензияна.
Окрестности Кучар уже изобилуют старыми буддийскими пещерными храмами, ко-торые
дали столько прекрасных памятников среднеазиатского искусства. Это искусство
справедливо заняло такое высокое место среди памятников бывших культур. Несмотря
на все внимание к этому искусству, мне кажется, что оно все-таки еще не вполне
оценено, именно со стороны композиционно-художественной.
Место бывшего пещерного монастыря подле самых Кучар производит незабываемое впечатление.
В ущелье как бы по амфитеатру расположены ряды разнообразных пещер, ук-рашенных
стенописью и носящих следы многих статуй, уже или уничтоженных или увезен-ных.
Можно представить себе торжественность этого места во время расцвета царства
Тоха-ров. Стенопись частично еще сохранилась. Невольно иногда сетуете на европейских
иссле-дователей, увезших в музеи целые части архитектурных ансамблей. Думается,
что не будет нареканий перевозить отдельные предметы, уже потерявшие свою прикрепленность
к опре-деленному памятнику. Но не будет ли несправедливо с местной точки зрения
насильственно расчленять еще существующую композицию? Разве не было бы жаль разбить
по частям Ту-анханг -- самый сохранный из памятников Центральной Азии? Ведь мы
не разрезаем по час-тям итальянские фрески. Но этому соображению есть и оправдание.
Большинство буддий-ских памятников в мусульманских землях подвергались и сейчас
подвергаются иконоборче-скому изуверству. Для уничтожения изображения разводятся
в пещерах костры, или лица, где может достать рука, тщательно выцарапываюгся
ножами. Мы видели следы подобных уничтожений. Труды таких замечательных ученых,
как сэр Орел Стейн, Пельо, Леккок, Оль-денбург, сохранили много тех памятников,
которые по небрежности бывшей китайской ад-министрации подверглись величайшей
опасности быть уничтоженными. Старые среднеази-атские художники помимо ценных
иконографических подробностей, проявили такое высо-кое декоративное чутье, такое
богатство детали в гармонии со щедрой композицией решения больших плоскостей.
Можете себе представить, сколько впечатлений накопляется, когда ка-ждый день
происходят те или иные наблюдения и щедрая старина и природа посылает неис-черпаемые
художественные материалы.
Кучары -- большой город, чисто мусульманский, и ничто не напоминает о бывшем
Тохарском царстве, о высокой бывшей письменности и просвещении этого края. Говорится,
что последний тохарский царь, угрожаемый вагами, вылетел из Кучар, унеся с собою
все свои сокровища. Глядя на бесконечные извилистые горные кряжи, можно думать,
что там есть достаточно места для сокрытия сокровищ. Так или иначе, старое сокровище
этих мест ушло, но, глядя на богатые плодовые сады, можно думать, что и новое
сокровище может быть при малейшем усилии легко накоплено.
От Кучар к Карашару мы уже не расстаемся с буддийскими древностями. По левую
сторону пути в дымке появляются отроги великолепного Тянь-Шаня -- небесных гор.
Кто-то оценил их воздушно-голубые тона и назвал их правильно. В этих горах уже
находятся и по-стоянные и кочевые монастыри калмыков. Карашарские, олетские,
хошутские наездники сменяют сартские мусульманские города.
По пути к нам подъезжают всадники уже на калмыцких седлах и заговаривают с Юрием
и нашим ламою. До сих пор калмыки считают себя почти независимыми и рассказы-вают,
как они отстояли свою независимость при последнем хане. Они говорят:
"Китайцы навели чары на покойного хана, и он передал китайскому чиновнику власть
над своим народом. Чиновник поспешил выехать в Урумчи для донесения Янь-Дуту
об уда-че, но калмыцкие старшины узнали об этом, и достаточное количество всадников
догнало китайский караван в горных проходах Тянь-Шанских гор. И произошло так,
что больше об этом караване никто никогда не услыхал и никакого признака его
никогда не было найдено. Старый хан был окружен старшинами и вскоре умер, а калмыками
за малолетством его сына правит Таин-Лама".
Конечно, эта "независимость" калмыков является только кажущейся для них самих.
В действительности они находятся в полном распоряжении Янь-Дуту, и даже последний
их конный полк, собранный Таин-Ламой, переведен в Урумчи. И сам Таин-Лама сделался
воль-ным или невольным гостем Урумчей.
Калмыцкие степи с высокой травою, золотоглавые юрты кочевых монастырей, чисто
скифские обычаи самих наездников -- все это кладет грань между сартским и китайским
Сенцзяном и этим калмыцким, совершенно обособленным обиходом.
Временно удаляемся от Тянь-Шаня и ныряем в духоту Токсуна, турфанские области.
Скорпионы, тарантулы, подземные водяные арыки и нестерпимый жар, при котором
даже местные люди не могут пройти и двух миль. Помимо замечательных памятников,
помимо Матери Мира, эти места послали нам целый ряд сказаний и одну традицию
о странствиях. В обычае Турфана было посылать молодежь в странствие под руководством
опытных людей, ибо, как говорят турфанцы, "путешествие есть победа над жизнью".
В Карашаре и в Токсуне мы наблюдали прекрасные типы лошадей карашарской поро-ды.
Тот, кто помнит старинные китайские терракоты коней эпохи Танг, не должен думать,
что эта порода исчезла. Именно карашарские кони живо напоминают ее. Особенно
интерес-ны кони с какими-то зеброобразными полосами. Не было ли в этой породе
скрещения с ди-кими куланами?
Урумчи является столицей Сенцзяна и местопребыванием грозного Янь-Дуту, кото-рый
семнадцать лет, при всех переменах, держал под властью весь китайский Туркестан
с его разноплеменным населением. Меры правления Янь-Дуту не должны быть забыты
в курь-езах истории. Сам он считается образованным человеком и носит титул Магистра.
Ему по-стоянно приходилось сталкиваться с противоречащими интересами китайцев,
сартов, кирги-зов, калмыков, монголов. То правитель объявлял себя другом калмыков,
распространяя све-дения, что находящийся в Китае Таши-Лама избран китайским императором.
Заверив будди-стов в своей симпатии, Янь-Дуту переходил на сторону китайцев-дунган
и завещал быть по-гребенным на дунганском кладбище. В случае неразрешимого племенного
спора правитель говорил, что он не знает, кому отдать свои симпатии, и прибегал
для решения к петушиному бою. Для этого у Янь-Дуту воспитывалось несколько петухов
разной масти. Правитель знал их качества, в день состязания лично назначал, который
из петухов будет представителем каждого племени. Черный был дунганин, белый --
сарт, желтый -- калмык... Нужная для Янь-Дуту национальность посредством петушиной
доблести брала верх, и правитель возводил очи горе со словами, что его сердце
открыто для всех, но судьба оказала преимущество сар-там или дунганам, как ему
нужно в данный момент. При нас "магистр философии" наказывал местного бога за
бездождие. Водяного бога били розгами, но он все же упорствовал и не да-вал дождя.
Тогда ему отрубили руки и ноги и утопили в реке. А на место его возвели в боже-ское
достоинство "местного черта". Разнообразные способы казни, видимо, хорошо известны
магистру философии. Он щедро применяет их к личным врагам и непокорным чиновникам.
В "саду пыток" Октава Мирбо упущены два тонких изобретения. А именно: осужденному
через глазницы продевают конский волос и начинают с внутренней стороны перепиливать
переносицу. Или непокорного чиновника посылают в командировку, а в пути доверенные
лица заклеивают его лицо китайской бумагой, покуда он не придет в вечно-покойное
состоя-ние. Также рассказываются опытные постановки убийства ненужных сановников.
Почему-то это действо всегда происходит после сытного обеда, когда сзади появляется
палач и неожи-данно отсекает голову. В императорское время иногда предварительно
объявлялся вновь да-рованный титул.
По улицам Урумчи с громкими барабанами и с бесчисленными яркими знаменами проходят
какие-то оборванные толпы, на ваших глазах разбегающиеся по переулкам; это войска
Янь-Дуту. Счет войска происходит по шапкам, потому можно видеть арбу, на кото-рой
на колышках одето множество фуражек и шапок. Это все едут невидимые воины, а
Янь-Дуту через иностранных представителей хитрыми манипуляциями пересылает в
далекие банки огромные суммы серебра. Впрочем, этим богатством правителю не пришлось
пополь-зоваться. В двадцать восьмом году он был убит Фанем, комиссаром по иностранным
делам. Странно было видеть это средневековье в наше время с ужасами пыток и глубокого
суеве-рия. Новый Китай должен посылать на свои окраины особенно просвещенных
людей.
И еще одно обстоятельство поразило нас во всем Сенцзяне. Это открытая купля-продажа
людей: детей и взрослых. Еще в Хотане нам серьезно предлагали вместо найма при-слуги
купить несколько слуг и девушек, уверяя, что это гораздо удобнее и обходится
гораздо дешевле. Хорошая девушка продается за 25 сар, то есть менее 20 долларов.
Конюха можно купить за 30 сар, а дети -- те совсем дешевы, от 2 сар до 5. В Токсуне
семипалатинская ка-зачка, вышедшая замуж за китайца, показывала нам девочку киргизку,
купленную ею за три сары. Это еще хорошо, что бездетная казачка купила ее, что
называется, в дочери. А то сплошь и рядом вы можете слышать о настоящих ужасах.
Кажется, на это явление в китай-ских областях не обращено достаточного внимания.
Так же точно, как и на губительное ку-рение опиума. Казалось бы, распространители
и потребители этого бича человечества долж-ны подлежать самой строгой каре, если
сознание их до того умерло, что они не понимают, какое преступление и для себя
и для будущих поколений они творят.
Но не расстанемся с китайским Туркестаном на темной странице. Передо мной встают
четыре картины, напоминающие времена старины.
Вот едет всадник, и на руке его так же, как много веков назад, сидит с колпачком
на глазах сокол или прирученный ястреб.
В пустыне вас нагоняет проезжий певец -- сказатель легенд и сказок -- бакша.
За пле-чами его длинная ситара, в сумках седла несколько разных барабанов. "Бакша,
спой нам!" -- и бродячий певец опускает поводья своего коня и вливает в тишину
пустыни сказ о Шаби-стане, о прекрасных царевичах и добрых и злых волшебницах.
Еще один незаметный, но много говорящий эпизод. Между Аксу и Кучарами около города
Баи в нашем караване появился странный человек с кандалами на руках. Оказывается,
местное начальство распорядилось послать при нашем караване преступника. Мы запретили
подобное совместительство. Преступник отстал, и несколько дней мы видели его
бредущим на большом расстоянии позади каравана без всякой стражи.
После выезда из Урумчи, отъехав пять километров от города, мы заметили спешно
приближающуюся к нам китайскую мафу. Оказалось, что наш китаец Сунг, служивший
у нас до Хотана, не мог расстаться с нами, не простившись еще раз. Перед нашим
отъездом он проплакал несколько ночей, ибо губернатор запретил ему выехать дальше
Урумчи. Но доб-рое сердце не могло отказать себе в желании еще раз проститься.
Таких людей всегда прият-но вспомнить.
После Урумчей идет полоса, также любопытная не только в художественном отноше-нии,
но и в научном и бытовом. Здесь мы касаемся области, в которой уже находятся
непо-средственные памятники великого переселения народов в виде курганов и многообразных
погребений с каменными фигурами. В бытовом отношении отроги Тарбагатайских гор,
осо-бенно со времен революции, изобилуют разбойничьими бандами. Киргизы, земли
которых тут начинаются, хотя и совершенно похожи внешне на скифов, точно силуэты
скулобской вазы, но для современности мало пригодны. Их обычаи грабежа "барантачества"
затрудняют окультурение. Кроме того, в местности Черного Иртыша изобилие золота
порождает бродя-чие скопища золотоискателей, с которыми лучше не сидеть у одного
костра.
Опять вы поражаетесь, насколько богат этот край и насколько мало он исследован
и совершенно неиспользован.
Не менее глух и заброшен Алтай, так называемая теперь Ойротия. Ойроты -- выми-рающее
финно-тюркское племя -- находятся на очень низкой ступени развития. Их изношен-ные
овчинные кафтаны и нечесанные волосы могут сравняться разве с некоторыми областя-ми
Тибета. Староверы, издавна поселившиеся в этом малодостигаемом краю, конечно,
явля-ются единственными крепкими хозяевами. Приятно было видеть, что староверы
значительно отступили от многих религиозных предрассудков и мыслят о правильном
хозяйстве, об аме-риканских машинах и приветливы к иностранцам, чего раньше не
было.
Конечно, старый уклад жизни с ее живописными резными домиками, с парчовыми са-рафанами
и древними иконами, уже отошел. Мы пожелали, чтобы при новых формах жизни старина
не заменялась рыночным безвкусием. Ведь в Сибири, где такие минеральные сокро-вища
и прочие естественные богатства, народ имеет наследие высокохудожественных си-бирских
древностей, наследие Ермака и отважных искателей. Когда мы проезжали место по
Иртышу, где утонул герой Сибири Ермак, алтаец говорил нам:
"Никогда бы наш Ермак не утонул, но тяжелый доспех потянул его на дно".
На Алтае, соприкасаясь со староверами, было поразительно слышать о многочислен-ных
религиозных сектах, и посейчас на Алтае существующих.
Поповцы, беспоповцы, стригуны, прыгуны, поморцы, нетовцы, которые вообще ниче-го
не признают, -- сколько непонятных разделений. В Трансбайкалии живут "семейские",
т. е. староверы, сосланные в Сибирь со своими целыми семьями, а также темноверцы
и калаш-ники. Каждый темноверец имеет свою закрытую в ковчеге икону, которую
считает истинной. Если кто-нибудь другой помолится на ту же икону, она делается
недостойной. Еще более странны калашники, они молятся через отверстие в калаче.
Мы много слышали о темных ве-рах, но о такой еще не слыхали. И это в 1926-м году.
Здесь же находятся и хлысты, пашков-цы, и штундисты, и молокане -- нескончаемое
разнообразие верований, исключающих друг друга.
Но и в этих заброшенных углах уже шевелится новая мысль, и длиннобородый старо-вер
с увлечением говорит о хозяйственных машинах и сравнивает качество производства
разных стран. Если условия верований еще не стерлись, то во всяком случае предрассудок
против всяких нововведений значительно испарился, а крепкая хозяйственность не
умали-лась и дала свежие ростки. Эта строительная хозяйственность, нетронутые
недра, радиоак-тивность, травы выше всадника, лес, скотоводство, гремящие реки,
зовущие к электрифика-ции, -- все это придает Алтаю незабываемое значение!
В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с
какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих
непо-нятных племен упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название
пока-зывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда
направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок,
которыми извест-ны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах,
вы невольно вспо-минаете о сказочных Нибелунгах, занесенных далеко на запад.
Среди всей этой смеси племен крайне поучительно наблюдать, как иногда на наших
глазах формулируются видоизменения языков. В Монголии нам рассказывали необыкновен-но
курьезные сочетания слов, составившиеся из нескольких языков за самое последнее
вре-мя. Китайский, монгольский, бурятский, русский и некоторые парафразы технических
ино-странных слов уже дают какой-то новый конгломерат. Трудная задача возникает
для фило-логов при этом образовании новых выражений, а может быть, и целых новых
родовых наре-чий.
Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. По-гребение,
уставленное большими камнями, так называемые чудские могилы, надписи на ска-лах,
все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые
где лед-никами, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить
Европу. И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую
сокровищ-ницу. Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и
поля, готова дать свои сокровища.
Если важно было ознакомиться с ойротами и староверами, то еще значительнее было
увидеть монголов, на которых сейчас справедливо обращен глаз мира.
Ведь это та самая Монголия, при имени которой жители древних туркестанских горо-дов,
покидая дома в страхе, оставляли записки: "Спаси нас бог от монголов."
А рыболовы в далекой Дании боялись выходить в море, настолько мир был наполнен
именем страшных завоевателей.
Если прислушаетесь к рассказам о монголах, вас поразит какое-то несоединимое
про-тиворечие. С одной стороны, вам рассказывают, что монгольские военачальники
до сих пор, беря врага в плен, вырезают у него сердце и съедают его. Причем один
военачальник утвер-ждал, что когда у китайца вырезают сердце, он только скрипит
зубами, а русский очень кри-чит. Рассказывают о шаманских заклинаниях, о том,
как в Юрте шамана в темноте слышится ржание целых табунов коней, словно пролетают
стаи орлов и шипят бесчисленные змеи. По желанию шамана в юрте идет снег. Эти
проявления воли действительно существуют. Между прочим, "шаман" не является ли
испорченною формою санскритского "шраман"? Так же точно как "Бухара" не что иное,
как измененное буддийское "Вихара".
В Урге рассказывают следующий эпизод, рисующий волевое воздействие некоторых
лам. Некий человек получил указание от уважаемого ламы, что через два года он
непременно должен покинуть Ургу. Два года прошло в полном благоденстве, и, как
часто бывает, удач-ливый человек забыл об исполнении указания. Но наступили события
революции, и время безопасно выехать из Урги было упущено. В нужде, испуганный,
побежал опять к ламе. Тот, пожурив, сказал, что еще раз спасет его, и велел завтра
же утром со всей семьей и скарбом выехать в определенном направлении. При этом
лама указал, что когда беглецы встретятся с солдатами, то чтобы не пытались бежать,
а остановились на месте недвижимо. Сделалось, как указано. Беглецы выехали в
повозке и после недолгого пути встретили солдат. Остано-вились в молчании, как
указано. Когда же солдаты проходили мимо, не тронув их, то бегле-цы слышали,
как один солдат говорил другому:
"Видишь, никак люди там?"
А другой ответил:
"Ослеп ты, что ли? Разве не видишь, это камни!"
В то же время, когда вы посещаете монгольскую печатню в Урге, когда говорите
с министром народного просвещения Батуханом и известным бурято-монгольским ученым,
почетным секретарем ученого комитета Джамсарано, когда вы знакомитесь с ламами,
пере-водящими на монгольский язык алгебру и геометрию, вы видите, что казавшееся
противоре-чие сливается в потенциал народа, который справедливо оборачивается
в свое славное про-шлое.
Для случайного прохожего Монголия явит внешний лик, поражающий богатством красок,
костюмов, в которых сказывается многовековая традиция с широко обставленною обрядностью.
Подойдя ближе, вы узнаете их вдумчивую ученую работу и внимательное ис-следование
своей страны, и желание послать молодежь за границу; чтобы воспринять прие-мы
техники и современной науки, монголы едут в Германию. Хотели бы они побывать
и в Америке, но стоимость проезда и жизни и, главное, незнание языка препятствуют.
Должен сказать, что за все время пребывания в Монголии со стороны собственно-монголов
мы виде-ли много хорошего. Кроме многого другого, меня приятно поразило серьезное
отношение к памятникам монгольской старины, желание сохранить эти памятники у
себя и исследовать их строго научно.
Замечательное открытие экспедиции Козлова на монгольской территории дало новую
страницу сибирских древностей. Те же животно-образные сюжеты, которые мы знали
лишь в металлических изделиях, были найдены в тканях и других материалах. Территория
Монго-лии хранит огромное количество курганов, керексуров, оленьих камней и каменных
баб. Все это ждет дальнейшего исследования.
В Урге нам предстояло решить вопрос о дальнейшем движении экспедиции. Мы мог-ли
идти через Китай. В дополнение к нашему паспорту пекинского правительства Янь-Дуту
выдал нам еще один паспорт, длиною ровно в мой рост. Но тут пришло новое обстоятельст-во.
В Урге мы встретили представителя далай-ламского правительства Лобзанг Чолдена,
ко-торый предложил нам идти через Тибет. Не желая вторгаться самовольно, мы просили
его подтвердить предложение согласием от лхасского правительства. Он послал в
Лхассу далай-ламе два письма с тибетскими караванами и также запросил тибетского
представителя в Пе-кине снестись с Лхассою. Прошло три месяца, и однажды тибетский
представитель, испол-няющий обязанности консула, сообщил нам, что им получен
через Пекин утвердительный ответ и он может выдать нам установленный паспорт
и дать письмо к далай-ламе. Мы знали, что подобные паспорта действительны. При
таком обороте дела, конечно, мы предпочли ид-ти через Центральную Гоби и Тибет,
нежели подвергаться случайностям нападения хунхузов в Китае.
Из приготовлений к отъезду вспоминается любопытный эпизод. Мой сын Юрий, обу-чая
наших монголов ружейным приемам, вывел их на окраину Урги, и они полезли вверх
по скату. Оказывается, в то же время с противоположной стороны монгольский спешенный
эс-кадрон производил тоже учение. И было необыкновенно эффектно, когда неожиданные
про-тивники одновременно поднялись на гребень бугра друг против друга. Как увидим,
эти ру-жейные приемы оказались не лишними при столкновении с панагами.
13 апреля 1927 года наша экспедиция, сопровождаемая содействием и благожелатель-ством
монгольских властей, вышла в юго-западном направлении на пограничный монголь-ский
пункт, монастырь Юм-Бейсе.
Часть пути от Урги, или, как она теперь называется, Улан-Батор-Хото, до Юм-Бейсе
мы сделали на моторах. Тяжело груженные машины выглядели, как боевые танки, а
наверху в желтых, синих и красных халатах и остроконечных шапках сидели наши
спутники, бурят-ские и монгольские ламы.
Первоначально предполагалось продолжить пользование моторами и дальше Юм-Бейсе.
Люди говорили, что по Гоби можно вполне проехать. Но это было неверно. И до Юм-Бейсе
около 600 миль мы сделали на машинах с трудом в двенадцать дней, причем некото-рые
дни делали не более 10 - 15 миль из-за всяких поломок и трудных переправ через
реки и каменистые кряжи. И в этом случае собственно дороги не было. Кое-где была
верблюжья тропа, а то приходилось идти целиком, производя тут же разведку. Два
обстоятельства при-шлось запомнить. Первое, что существующие карты очень относительны.
А второе, что ме-стным проводникам не следует очень доверять. Проводник-старик
лама вел нас не в сущест-вующий Юм-Бейсе, а в давно разрушенный, 50 миль западнее.
Старик перепутал.
В Юм-Бейсе окончательно выяснилось, что далее пользоваться моторами невозмож-но.
Пришлось от местного монастыря взять верблюжий караван, который обязался в 21
день доставить нас в урочище Шибочен, между Ансиджау и Нань-шанем. Путь от Юм-Бейсе
до Анси был тем интересен, что раньше именно этим путем никто из путешественников
не пользовался. Было поучительно выяснить, насколько он пригоден для передвижения
в отно-шении воды, корма для животных и безопасности. Старый лама из Юм-Бейсе
только один знал этот путь и ручался нам, что это направление гораздо благополучнее,
нежели два обыч-ных -- один в обход, на запад, а другой по собственно китайской
дороге на восток. Хваля из-бранный путь, лама утверждал, что единственная опасность
этого пути, а именно могущест-венный разбойник Джелама, два года тому назад убит
монголами. И действительно, в Урге мы видели его заспиртованную голову и слышали
много рассказов о жизни этого необычно-го человека.
Монгольские пустыни надолго сохранят легенды о Джеламе, но никто никогда не уз-нает,
что именно руководило его необъяснимыми действиями. Джелама окончил курс рус-ского
университета по юридическому факультету, выказав особенные способности. Затем
Джелама отправляется в Монголию, где отличается в действиях с китайцами, проводит
не-сколько лет в Тибете, изучая ламаизм, а также волевые воздействия, к которым
он имел при-родные дарования. Затем Джелама опять в Монголии, получает титул
хошунного князя Гуна, но, повздорив с казачьим офицером, оказывается в русской
тюрьме, из которой его освобож-дает революция 1917 года. После каких-то неясных
набегов и действий в пределах Монголии Джелама с многочисленными сотрудниками
укрепляется в Центральной Гоби и строит свой город, употребляя в качестве рабочей
силы пленников из многочисленных разбитых им ка-раванов. В 1923 году монгольский
офицер является к Джеламе якобы с дружественным под-ношением хатыка, но под белым
хатыком оказывается браунинг, и владыка пустыни падает под несколькими пулями.
Голову Джеламы на копье возили по монгольским базарам. Шайки его постепенно распались.
С некоторым волнением подходил наш караван к месту города Джеламы. На каменистом
скате издалека виднеется белый чортен, священный памятник, вы-ложенный из кусков
кварца -- это Джелама заставлял работать сотни своих пленников. Ламы советуют
нам одеть монгольские кафтаны, чтобы не привлекать внимания нежелательных встречных.
Тампей Джалсен должен быть где-то близко. Темною ночью разбиваем стан. На-утро
до восхода слышится какое-то необычайное движение. Нам кричат: "Мы стоим под
са-мым городом".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                     БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.

                           МЫСЛИ О РОДИНЕ

    В 1926 году, неожиданно встретив Рериха в Москве, некоторые зна-комые спрашивали
его:
    - Николай Константинович, вы что - решили совсем перебраться на Родину?
    Художник отвечал на это:
    - Но ведь я же и не перебирался за границу. Я путешествовал и наме-чаю новые
путешествия, а совсем уезжать из России - такого вообще не прихо-дило мне в голову.
    По подсчетам, сделанным самим Николаем Константиновичем, его жизнь распределилась
так: сорок два года - Россия; одиннадцать - Индия; Фин-ляндия - два; Америка
- три; Китай - два; Тибет - полтора; Монголия - один; Франция - один; Англия
- год с четвертью; Швеция - полгода; Швейцария - полгода; Италия - четверть года.
Кроме того, он бывал в Германии, Голландии, Бельгии, Египте, Джибути, Японии,
Гонконге, на Цейлоне и Филиппинах.
    После экспедиции 1934-1935 годов Рерих уже не покидал Индию. В самой Индии
Николай Константинович пользовался огромной популярностью. Выставки Николая Константиновича
в различных городах Индии посещало большое количество людей. Музеи приобретали
его картины. В индийских журналах и газетах систематически появлялись статьи
Рериха и публикации о нем самом. Причем к имени художника обычно прибавлялось
"Гуру" или даже "Гурудев" (великий учитель). Уважение и признательность индийского
народа Рерих заслужил, конечно, также и тем, что верил в будущее Индии, поддержи-вал
лидеров освободительного движения, часто выступал в зарубежной прессе, знакомя
читателей с индийской философской и научной мыслью.
    Среди многих государств, с которыми Рериху приходилось иметь де-ло, он особо
выделял Прибалтийские страны: "В Риге должно быть не только общество, но и отделение
музея. Для этого из Нью-Йорка будет послана группа моих картин, для начала от
10 до 20 вещей". К концу тридцатых годов в Риж-ском музее имени Рериха насчитывалось
уже сорок полотен Николая Констан-тиновича, среди них - "Брамапутра" (1932),
"Твердыня Тибета" (1932), "Кулу-та" (1937), "Часовня св. Сергия" (1936), гималайские
и монгольские пейзажи.
    С 1936 по 1947 год Николай Константинович написал 750 очерков для автобиографической
подборки "Моя жизнь. Листы дневника". Однако ос-новным содержанием задуманной
книги стали все-таки размышления о задачах науки и искусства, о текущих общественных
и политических событиях.
    В далеких Гималаях, год за годом Рерих неустанно трудился и думал о России.
Неусыпной также была его мечта о продолжении своей деятельности на родной земле.
    Еще в 1940 году в предчувствии ратного подвига Родины художник написал картины
"Богатыри проснулись" и "Александр Невский". Разразилась военная гроза, и появляется
картина "Поход Игоря". В военные годы Рерих часто обращается к национальным героическим
темам и образам. Им создают-ся картины "Ярослав", "Мстислав Удалой", "Единоборство
Мстислава с Реде-дей", "Партизаны", повторяются "Настасья Микулична", "Святогор",
"Борис и Глеб", "Александр Невский" и другие. По существу, всю "россику" последнего
периода творчества можно назвать героическим циклом, торжественным гим-ном народному
подвигу.
    Сразу же после начала военных действий на русском фронте Юрий Николаевич
и Святослав Николаевич трижды обращались в советское посоль-ство в Великобритании
с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии.
    В Индии было проведено несколько выставок Николая Константино-вича и Святослава
Николаевича с продажей их картин. Большая часть сбора направлялась в пользу советского
Красного Креста и на военные нужды Крас-ной Армии.
    Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Константинович
обратился к своим старым сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания
народов двух мощных держав - России и США. В 1942 году по инициативе руководителей
музея имени Рериха была создана в Нью-Йорке Американо-русская культурная ассоциация
(АРКА), с первых же шагов работы наладившая тесные связи с ВОКС и с посольством
СССР в Вашингтоне.
    ...Только успели отгреметь орудийные залпы второй мировой войны, как Рерих
приступил к работе по продвижению Пакта. 6 декабря 1945 года ко-митет Пакта и
"Знамени Мира" в Нью-Йорке официально возобновил свою ра-боту. В течение всего
1946 года налаживались старые связи, привлекались свежие силы. Ровно через год
в Нью-Йорке была издана брошюра, в которой освещалась деятельность комитета.
В этом же году за признание Пакта выска-залась Всеиндийская конференция культурного
единства.
    Сразу после окончания войны художник начал хлопотать о переезде в Советский
Союз.
    В июле 1947 года обострение некоторых хронических болезней вы-звало необходимость
хирургического вмешательства, и Николаю Константи-новичу предписали постельный
режим. В октябре Рерих был опять на ногах. В самом разгаре были сборы на Родину.
Свыше четырехсот картин, лично ото-бранных художником, упаковывались под его
наблюдением в ящики для от-правки в Бомбей, а оттуда морским путем в СССР.
    За всеми этими хлопотами как-то забывались предупреждения врачей о недопустимости
всякого переутомления. Полотно "Приказ Учителя" осталось незаконченным... Художник
ушел из жизни 13 декабря 1947 года.
    Через два дня перед домом Николая Константиновича запылал погре-бальный костер.
Позднее на его месте у крутого горного склона перед ликом величественных Гималайских
вершин был водружен большой камень, сорвав-шийся с заснеженного утеса. На лицевой
стороне камня высечена надпись:
    "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было пре-дано сожжению
на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года.
ОМ РАМ".

                                     ЗАВЕТ

    Весной 1958 года в Москве на Кузнецком мосту открылась "Выставка произведений
академика живописи Николая Константиновича Рериха". Каж-дый день тысячи зрителей
проходили по залам. После Москвы выставка была показана в Ленинграде, Киеве,
Тбилиси, Риге.
    Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государ-ству 418 произведений
художника. Шестьдесят из них были направлены в Но-восибирскую картинную галерею,
а остальные в Ленинград в Государственный Русский музей.
    Разносторонняя деятельность Рериха оставила заметный след и в ис-тории мировой
культуры. Джавахарлал Неру, выступая на его посмертной вы-ставке в Дели, сказал:
"Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности
и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и
путешественник, он касался и освещал множе-ство аспектов человеческих устремлений.
Уже само количество картин изуми-тельно - тысячи полотен, и каждое из них великолепное
произведение искусст-ва."
    Память о Рерихе живет не только в его картинах. Предложенный им Пакт по охране
культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и
после кончины Николая Константиновича. В 1948 году Пакт одобрило правительство
свободной Индии, а в 1950 году Нью-Йоркский комитет передал основные его положения
со всей документацией по истории продвижения главному директору ЮНЕСКО Торезу
Бодэ. Специальная комис-сия ЮНЕСКО занялась разработкой статута, который был
предложен конфе-ренции по вопросам образования, науки и культуры, созванной ООН
весной 1954 года в Гааге. Эта конференция 14 мая приняла "Международную конвен-цию
о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов".
    Гаагскую конвенцию при ее заключении подписали представители 37 государств.
Таким образом, идея Пакта пережила Рериха и облеклась в нормы международного
права.
    Николай Константинович был деятелем международного масштаба. И хотя в век
противоречий и войн многие проблемы трудно решать мирным пу-тем, он на практике
осуществлял идеи сотрудничества между народами. При этом в поисках синтеза лучших
завоеваний русской, западноевропейской и восточной мысли Рерих оставался русским
по складу ума, идеалам, которые сложились у него на родине и которые он пронес
через всю жизнь. Известный испанский художник Игнасио Сулоага писал о нем: "Великий
художник! Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая
сила - я не могу определить ее словами, но она налицо".
    Рерих, сам устремляясь к будущему, неустанно мечтал и дерзал. Дер-зал в искусстве,
в науке, на общественном поприще. Вся его жизнь, как отме-чала Елена Ивановна,
была подвигом "во всей его суровой красоте", подвигом "полного самоотречения"
во имя благополучия народов всей земли.
    Подвигом "во всей его суровой красоте" была жизнь и других членов семьи Рерихов:
Елены Ивановны (1879-1955), Юрия Николаевича (1902-1960), Святослава Николаевича
(1904-1993). Все они вместе составляли единый твор-ческий коллектив и каждый
из них внес свою лепту в сокровищницу культуры и науки.
    Завет Николая Константиновича - "Мир через Культуру" звучит все громче и
громче. Он объединяет людей доброй воли, готовых к миру и сотруд-ничеству на
всей планете.
По книге Беликов П. Ф., Князева В. П.  НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ,
серия ЖЗЛ.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели! Я получаю много писем от приверженцев
различных  эзотерических школ. Руководители этих школ
оперируют теософскими понятиями и понятиями, встречающимися
в Агни Йоге, но, по сути, ведут своих приверженцев в совершенно
противоположном направлении, одобряют и поощряют магию,
оккультные феномены считают признаком  развивающейся духовности
и т.д. В этой связи хочется обратить внимание тех, кто попал
в эти школы, что Путь един и методы развития духовности давно
и подробно описаны в наших источниках. Если путь теософии Вам
близок, оставьте феномены и пути, ведущие в никуда
(«путь дурака» и т.п.). Об опасностях следования за учителями
разных школ одновременно уже много написано. Прислушаемся к
мнению Учителей:

                               УЧЕНИЕ ХРАМА.
                                  Том 2.

                               НЕПОЗНАВАЕМОЕ
                               НАСТАВЛЕНИЕ 231

Многие из величайших умов всех времен, в своем стремлении разрешить мучитель-ный
вопрос о тайне Бога, или Непознаваемого, ввергались в пучину атеизма и отчаяния,
ко-гда они окончательно убеждались в тщетности упования на знание, накопленное
людьми за предыдущие века. Полная невозможность добиться разрешения этой тайны
за счет одного только интеллекта, в то время как неослабное внутреннее побуждение
толкает человека на непрестанные поиски ответа, вполне способны вывести его ум
из равновесия. И спасти от подобной участи может лишь признание факта, что человек
обладает еще не развитыми чув-ствами, которые, если верить закону аналогии, и
явятся теми средствами, при помощи кото-рых все его необъяснимые желания и импульсы
будут когда-нибудь удовлетворены.
Ничто так не возмутит человека этого типа, как объявление о приезде рекламирующе-го
себя «адепта» и «учителя», обещающего привести своих последователей не только
к вра-там духовного знания, но и еще дальше — к тому, что обычно именуется «непознаваемым»,
причем без особых на то усилий с их стороны.
Начиная с того момента, как людям были открыты первые прозрения Пророка этой
расы и до сего времени не иссякает поток фальшивых сообщений о приближающемся
низ-вержении некой оккультной силы огромной мощи, или приходе Ангела, или Аватара,
с це-лью поднятия вибраций нашей планеты.
Настоящей расе было сказано, что если отдельные ее единицы хотят извлечь пользу
из прихода Аватара, то им надлежит подготовить свой ум и тело для приема и последующего
использования тех сил, которые будут распространяться Аватаром, и такое сообщение
долж-но было способствовать развитию тех принципов, качеств или чувств, которые
одни только и позволяют ощутить воздействие этих сил, или узнать Того, о котором
пророчествовали.
Как только оккультная и мирская история сообщают какие-нибудь факты, содержа-щие
подобные пророческие высказывания древних провидцев, тотчас же появляется целый
класс псевдопророков, самозваных адептов и учителей, открыто заявляющих о том,
что они способны привести своих последователей через познание великих тайн жизни
к полному отождествлению с Богом, в коем заключается все знание. Они, похоже,
имели, к несчастью, доступ к древним рекордам или системам, описывающим некоторые
методы приобретения сверхъестественных сил, и эти методы позволяют им привлекать
любопытствующие и алчу-щие души и удерживать их до тех пор, пока их жертвы, к
ужасу своему, не уразумеют, что ни на шаг не приблизились к обещанной цели. Такие
учителя никогда не предписывают той предварительной работы, от которой всецело
зависит продвижение по линии оккультизма, ибо подобное обучение, необходимое
для этой цели, требует гораздо больших жертв, време-ни и усилий, нежели те, на
которые способен и такой учитель, и заурядный ученик. Следова-тельно, такой ученик
неизбежно оказывается в положении пытающегося изучить высшую математику без предварительного
ознакомления с основами арифметики.
Человек всегда пытается подняться к Богу любым иным путем, но только не тем,
ко-торый предписан самим Богом и который он не принимает до тех пор, пока отчаяние
и раз-очарование не приведут его назад, к исходной точке, когда, в случае его
благоразумия, те опустевшие участки своего мозга, из которых были изгнаны их
истинные и долговременные обитатели, он предоставит воздействию таких простых
вещей, как вера и преданность; когда он начнет понимать, что может взойти к Богу,
лишь тогда, когда сам станет Богом.
Никакой Спаситель, никакой Учитель или Адепт, живущие на небесах или на земле,
не могут повести человека по пути, ведущему к богам, дальше того предела, который
опре-деляет его собственная воля. Все, что может сделать Учитель, это указать
ученику, как он может получать необходимую для этого странствия духовную пищу,
а также дать ему посох знания, чтобы тот смог защитить себя от тех враждебных
сил, которые неизбежно встретит на своем пути; после чего он должен отойти в
сторону и ждать. Все остальное зависит только от самого человека.
Как правило, поднимающийся по этому пути интуитивно ощущает, что все вышеска-занное
есть истина. И все же при первом же возвещении о каком-то новом религиозном вея-нии,
при первом же взгляде на какие-нибудь блуждающие по дорогам искания огни он ос-тавляет
надежную и безопасную тропу и бежит за обманщиком, никогда не задумываясь над
тем, что этот соблазн в действительности является испытанием его способности
идти по вер-ному пути до конца и быть достойным получить посох знания. Ни один,
кто, «положивши руку свою на плуг», оглядывается на работу соседа на своем поле,
не заслуживает того уси-лия, которое в противном случае могли совершить для его
пользы Учителя.
Это отнюдь не значит, что ему следует отказаться от своего права изучать или
иссле-довать интересующие его области жизненного опыта, но лишь означает, что,
если только он способен рассуждать здраво, то должен осознать абсолютную невозможность
вознести свое сегодняшнее ничтожное разумение на одну высоту с Разумом Божественным,
а следователь-но, и всю тщетность своих попыток утвердить обладание космическим
сознанием. И тогда он признает свою ограниченность и больше не захочет попадаться
на удочку какого-либо так называемого адепта или учителя, обещающего обучить
его способам достижения беспре-дельной мудрости и знания, будучи связанным узами
материи, ибо это означало бы, что на нынешней ступени своей эволюции он мог бы
познать Бога de facto*.
Претензии на обладание таким знанием и способностью передавать его другим всегда
были той приманкой, что предлагается в каждом веке братьями тьмы бедному, невежествен-ному,
изголодавшемуся душою человечеству. Но будь способность человека к рассуждению
достаточно развита, ему было бы нетрудно представить, насколько бесплодны его
усилия достигнуть намеченной цели под таким руководством, однако самомнение или
духовная слепота делают его жертвой коварства и хитрости обманщиков.
Каждая великая религия имеет свою легенду о Люцифере, Сатане, падшем ангеле,
из-гнанном с небес за дерзкую попытку доказать свое равенство с Богом. Личное
знание Бога утверждает равенство с Ним, ибо только равный может знать кого-то
другого, будь это Бог или человек.
Псевдооккультисты, претендующие на разрешение любых тайн Вселенной, слишком осторожны,
чтобы выражать свои притязания простым, понятным невеждам языком, ибо это достаточно
быстро отрезвило бы даже дикаря. Как правило, они преподносят свои утвержде-ния
под прикрытием некоторых восточных или иных мистических формул, ловко манипули-руя
понятием «космическое сознание» либо подобным ему, двусмысленным, или вмещаю-щим
все их посулы термином. Однако, имей они хотя бы некоторое представление о том,
что так вольно именуется ими «космическим сознанием», они должны были непременно
знать, что человек не смог бы просуществовать на физическом плане и часа, если
бы он в действи-тельности достиг такого состояния, ибо, повторяю, достигнуть
космического сознания бук-вально означает стать сознательно единым и равным с
Богом.
Не довольствуясь нормальным и естественным ростом в осуществлении или понима-нии
абсолютного совершенства
Прим: * Фактически {лат.).

по линии, указанной Богом, — линии любви, сострадания и жертвы, человек, никогда
не знавший, что в действительности означает слово «любовь», отвергает этот путь,
называя его простой сентиментальностью или чем-то ненужным, что необходимо искоренить,
прежде чем будет возможно получить истинное представление о Боге. Именно здесь
лежит самый большой камень преткновения на пути духовного развития во всех случаях.
Вы можете заме-тить, что отрицание высшей любви — сострадания — является тем
камертоном, по которому обычно ударяет псевдооккультист. Он либо поучает, что
такая любовь должна быть уничто-жена in toto, либо возводит на ее трон животную
страсть, учреждая для своих последователей культ зверя в человеке. Разница между
тем и другим невелика, ибо в обоих случаях конец одинаков.
Когда ученик, будучи вынужден принять решение, оказывается в затруднительном
положении, не зная, как отнестись к заявлениям какого-нибудь разрекламированного
учите-ля, или же сталкивается с мистерией указанного выше характера, то, если
он будет опираться на этот фундаментальный, всемогущий и непреложный принцип,
о котором Я говорю, и по-верять им любое сделанное ему предложение, его не смогут
увести далеко в сторону, ибо ра-но или поздно любой проводник сатанинской силы
выдаст свою позицию через одну, а то и обе вышеописанные ложные предпосылки.
Человек, утверждающий, что любит Бога, в то время как каждый его поступок свиде-тельствует
о явной ненависти к своим собратьям, являет собою любопытное зрелище для ан-гелов.
Человек, объявляющий об обладании высшей созидательной мощью, Крийяшакти, и не
проявляющий в своей жизни высшей — всеобъемлющей — любви, тем самым причисляет
себя к категории фальсификаторов. Человек, которого можно склонить к совершению
бесче-стного поступка, не сможет укрыться в одежды Истины. Тот, кто не обладает
истинным сми-рением, вселенской добротой, подлинным чувством справедливости и
мудростью, не сможет высоко держать голову в присутствии Учителей, выказывая
свои притязания на ученичество. Человек, не желающий и не способный пожертвовать
своей жизнью и всем, что имеет, для блага расы, к которой он принадлежит, никогда
не сможет повести эту расу вперед.
Потребовались миллионы лет, чтобы развить проводник, через который созна-ние
эго может функционировать в той степени, что позволяет ему стать самосозна-тельной
сущностью, то есть осознать себя как эволюционный фактор, способный дос-тигнуть
освобождения. Так что же заставляет вас верить, что достаточно всего лишь нескольких
лет или даже месяцев, чтобы завершить цель эволюции — объединить свое сознание
с сознанием Космоса?

                     СВЯЗЬ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ
                            НАСТАВЛЕНИЕ 232

Умами некоторых студентов оккультизма овладела одна ложная идея, которую следу-ет
искоренить, прежде чем разочарование и сожаление не вторглись между их самыми
ис-кренними устремлениями и объектами этих устремлений. Я имею в виду отождествление
ка-кого-либо члена Внутренних Ступеней Храма или любого другого подобного общества
с иными организациями подобного характера, но находящимися под руководством других
учителей. Следует понять, что это заблуждение не возникло бы в результате простого
ото-ждествления с какими-то другими обществами на одном лишь физическом плане
— с этой точки зрения подобное действие может быть даже желательным. Но оккультный
закон, за-прещающий принятому ученику внутренней ступени Храма отождествлять
себя с другими обществами, основан на хорошо известном электрическом действии
пересекающихся токов. Магнитные токи между разными учителями могут быть в полной
оппозиции, в то время как на внешних линиях эти две личности могут быть и ментально
и физически созвучны и благорасположены друг к другу. Пересекающиеся токи, возникающие
в магнитных полях, могут противодействовать друг другу, а иногда и полностью
пресекать действие ищущей свое вы-ражение энергии, ставя барьер на пути магнитного
тока, идущего от одного или обоих учи-телей, и даже оказывать неблагоприятное
воздействие на всех тех, кто находится в тесной связи с последними, и тем самым
препятствовать действию еще более высоких сил.
Столь необходимая магнитная связь между Учителем и учеником может быть таким
образом частично или полностью прервана помимо их воли и даже несмотря на их
крайние усилия установить гармоничные отношения. Учитель действует не только
как отец семьи, но и является для ученика таким Отцом, если оба они принадлежат
к одной групповой душе. Подобно тому как ребенок не может поменять своего собственного
физического отца, пере-дав его обязанности какому-либо другому человеку, так
и ученик не может, пусть даже вре-менно и бессознательно, отказаться от своего
Учителя-Отца, просто передав его обязанности другому и принимая от этого другого
различные предостережения, указания и советы. Из-вестно, что даже доброе намерение
не может воспрепятствовать действию закона, запре-щающего неестественные отношения,
а такое отождествление является неестественным с точки зрения групповой души.
Это может показаться притянутым за волосы для тех, кто не в состоянии ощутить
действия внутренних сил, но тем не менее это настолько истинно, что многие ученики,
несмотря на свои самые лучшие намерения, совершенно утратили свое ме-сто и силу
и сами себя на время разжаловали до ранга внешних ступеней Ложи, пытаясь служить
двум Учителям противоположных степеней, прежде чем они овладели способно-стью
разумного выбора.
И огонь, и пламя ценны, но пламя может поглотить субстанцию, в которой сокрыта
высшая форма огня.
При условии, что предшествующее обучение имело надежный и заслуживающий до-верия
источник, ученик должен быть способен интуитивно почувствовать, даже если ника-кие
внешние средства не подсказывают ему этого, когда он приближается к демаркационной
линии — точке раздела между одной и другой групповой душой. Предварительные инструк-ции,
даваемые всеми истинными Адептами Ложи, почти идентичны по цели и содержанию,
хотя их фразеология и язык могут быть различны, пока вступает в силу их осуществление
Великой Белой Ложей. С того периода, когда ученик более не нуждается в устных
и пись-менных инструкциях, изменяются методы его обучения — он переходит под
более непосред-ственное личное руководство Учителя-Отца того раздела групповой
души, к которому он кармически принадлежит. Магнитные токи последней могут быть
более высоких или более низких вибраций, согласно тому положению, которое занимает
групповая душа на шкале жизни, но в любом случае они отличаются друг от друга,
и это различие является весьма существенным для ученика, который стоит на пороге
изменения своего негативного положе-ния в позитивное отождествление с Учителем.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Редактор рассылки  Елена Ерохина.




Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное