Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о культуре Волгограда: интервью, рецензии, обзоры... Автограф на память


Информационный Канал Subscribe.Ru

Другие материалы на сайте «ЕЖИдневник» 

Елена Рубинова, Alёna Батьковна

«Автограф»: последняя гастроль


«Автограф». Интервью.

Фото Елены РубиновойФото Alёnы Батьковны

Когда в Волгограде появились многочисленные афиши о предстоящем концерте группы «Автограф», большинство горожан недоумевало о том, кто «в гости едет к нам». Но меломаны сразу отправились за билетами: «Автограф» — уникальная, едва ли не единственная отечественная группа, игравшая в начале 80-ых качественный арт-рок. После 15-летнего перерыва музыканты объединились и привезли в наш город потрясающее шоу, посвящённое 25-летию творческой деятельности и одновременно 20-летию телефестиваля «Live Aid». Лидер группы, гитарист-виртуоз Александр Ситковецкий и ударник Виктор Михалин ответили на вопросы журналистов.

— Для тех, кто не помнит, что такое «Live Aid», расскажите, пожалуйста.

Александр Ситковецкий: Это не имеющая аналогов в истории 16-часовая акция в поддержку голодающих детей Эфиопии, которая проходила одновременно на двух крупнейших стадионах Лондона и Филадельфии 13 июля 1985 года. Наверно, это самое значительное в мировой рок-истории событие после Вудстока. Количество зрителей — больше, чем 2 миллиарда человек. Программы транслировались по всему миру. В концертах бесплатно приняли участие такие звёзды, как Queen, Пол Маккартни, Мик Джаггер, Дэвид Боуи, Джордж Майкл, Стинг, Элтон Джон, U2, Мадонна. Даже Led Zeppelin после своего распада собрались, чтобы выступить. Тогда «Автограф» стал единственным представителем СССР, но это отдельная история в духе тех времён.

— Какая?

А.С.: Тогда рок-музыка в России ещё находилась в опале, и тем не менее советское руководство не могло проигнорировать всемирный призыв организаторов фестиваля поддержать детей Эфиопии. Выступление группы транслировалось на весь мир из студии «Останкино», где в качестве массовки расположили 200 сотрудников КГБ, прикинувшихся праздными меломанами. Было запрещено что-либо произносить в микрофоны — только музыка и проверенные тексты. Концерт в Лондоне был прерван на 12 минут, в течение которых 85-тысячная аудитория наблюдала сет «Автографа» на огромных экранах стадиона «Уэмбли». Самое интересное, что эту трансляцию увидели в 170 странах мира, даже в Гондурасе, но только не в СССР.

— Вы согласны, что музыка, которую вы играете, — это арт-рок?

А.С.: Не важно, как это называется, важно то, что слышит зритель. Это может называться и «прогрессив-рок», главное, чтобы это была высокохудожественная рок-музыка, которую. Я считаю, делали Pink Floyd, Queen, Yes, King Crimson. С момента своего существования мы стремились поднять рок на уровень серьёзного искусства, даже в какой-то мере уравнять его с «вечной» классикой — Бахом, Бетховеном. Русский рок всегда был текстоый по своей природе, и своей музыкой мы демонстрировали достаточно неординарный подход.

— Ну, каково было снова встретиться в одном концерте спустя столько лет?

А.С.: Первый концерт состоялся днём раньше в Ростове. До этого полгода интенсивных репетиций и подготовка самого шоу со спецэффектами. А что касается отношений внутри группы, то как будто бы не расставались, как будто и не прошло 15 лет. Абсолютно всё вспыхнуло моментально. У нас было общее энергетическое поле, наработанное всеми этими гастролями, репетициями, постоянным нахождением в одном узком кругу: поездки, автобусы, самолёты, сцена, зал. Тогда мы выработали это поле, но оно, как выяснилось, осталось с нами. Причём спустя столько времени мы даже выступаем на тех же площадках.

— И какие впечатления от этого первого за 15 лет концерта?

А.С.: Мы очень сильно волновались, ведь это было первое наше выступление после столь долгой творческой паузы. Тем не менее, несмотря на это волнение, мы довольны тем, как прошло выступление. На него пришли и люди, которые были на нашем концерте много лет назад, и молодёжь. Они прекрасно нас приняли. Были реализованы все наши задумки по звуку, свету и другим неожиданностям. Одним словом, выступление прошло на очень высоком уровне.

Виктор Михалин: Даже несмотря на то, что концерт в Ростове — первый за пятнадцать лет, по пятибалльной шкале мы бы оценили его на шесть. Остались довольны как публикой, так и собой.

— У вас нет ощущения, что сегодня вы уже переросли себя и играете «не ту» музыку?

А.С.: Наоборот, именно сейчас, как нам кажется, мы наконец «дозрели» — как хорошее вино.

— Вне «Автографа» у вас вышло два сольных альбома и успешная карьера в компании «A&T Trade», ставшей лидером российского рынка музыкального оборудования. Что для вас является приоритетом?

А.С.: Сейчас это однозначно тур «Автографа». Это музыка и больше ничего. С этой целью я в официальном отпуске. Хотя дела компании, конечно, меня всегда интересуют, и, насколько я знаю, у нас в России, и в Волгограде тоже, работает довольно успешное представительство.

— Какие планы на дальнейшую работу с «Автографом» у вашего сегодняшнего продюсера?

А.С.: Это сложный вопрос. Дело в том, что мы сами для себя решили: этот тур, который закончится 23 июня грандиозным концертом в «Олимпийском» — жирная точка в истории группы «Автограф».

— Вы не видите перспектив в дальнейшем продолжении своей творческой деятельности?

А.С.: Нельзя говорить «Нет перспектив». Есть такое выражение как «Never say never» (в переводе с английского «Никогда не говори «никогда» — Прим. автора). Поэтому мы не хотим ничего загадывать на будущее и в чём-то зарекаться… Хотя, вполне возможно, вы и правы.

— Однако пятнадцать лет назад вы всё же сделали официальное заявление о распаде коллектива.

В.М.: На самом деле никакого официального заявления мы не делали, поскольку тогда не было ещё того, что сейчас называется шоу-бизнесом. Если честно, мне не нравится и то, как это называется, и то, как всё это выглядит… Дело в том, что за десять лет своего существования мы прошли трудный путь от ЖЭКа до рекордной сделки, подписанной в США. А потом наступил какой-то вакуум. Это был период, когда кооперативы начали гонять попсу и возить 12 экземпляров «Ласкового мая» по всей России.

— Вам стало трудно соответствовать духу времени?

В.М.: Да. С одной стороны, нам не хотелось делать халтуру и петь под фонограмму, а с другой, уже не было возможности продолжать плодотворный творческий поиск. Вот мы и решили сделать перерыв. А он неожиданно затянулся на целых пятнадцать лет.

— Собирались ли вы в этот период 15-летнего молчания?

В.М.: Собирались — и неоднократно. Более того, основным лейтмотивом этих сборищ были предложения реанимировать проект.

— Это были ваши собственные мысли и желания или влияние извне?

А.С.: Честно говоря, у нас самих такого желания не возникало, потому что каждый был занят, и выкроить время было трудно. Мы просто играли вместе, интересно проводили время и вспоминали какие-то счастливые моменты нашего прошлого. И то, что сейчас у нас всё срослось — драматическое совпадение мелочей, благодаря которым мысль прокатиться по стране появилась — и, как видите, начинает воплощаться в жизнь.

— А вам не кажется, что сейчас благодаря многочисленным проектам вроде «Фабрики звёзд» примерно такой же период, как и тогда, когда вы были вынуждены взять свой затянувшийся тайм-аут?

В.М.: Сейчас ситуация как раз совсем другая. Музыка «эволюционировала» — только в обратную сторону. Если раньше на сцену выходило 5 человек с гитарами и барабанами и пели под фонограмму только потому, что в городе, куда они приехали, была недостаточно хорошая аппаратура, то сейчас уже так называемые «музыканты» просто обнаглели. Выходит один человек, открывает рот под «фанеру» и все ему хлопают! Но долго такое безобразие продолжаться не может, люди рано или поздно устанут от такой халтуры.

— И опять настанет «ваше» время?

А.С.: Очень бы хотелось в это верить. Хотя, если честно, это уже будет не наше время, а просто новый виток в музыкальной истории, которая, кстати, очень похожа на спираль.

— Концерты «Автографа» всегда отличались качественным звуком. Кажется, вы первые в стране устроили на своём выступлении лазерное шоу. Чем радуете сегодняшних слушателей и зрителей?

А.С.: Мы решили, что лучшие композиции всех времён в рамках нашего юбилейного тура должны звучать на новом техническом уровне. Это первые в России музыкальные концерты, для озвучивания которых применена новейшая саунд-система Surround Sound (3D –music)-«система окружающего звука», применяемая обычно в кинотеатрах. Для настройки уникальной системы мы пригласили специалиста с эксклюзивным опытом и мировым авторитетом в этой области — шведского звукорежиссёра Хакана Седерстрема. Мы переаранжировали наши песни и звуковые сеты так, чтобы максимально выгодно подать современное и очень необычное звучание и продемонстрировать достоинства новой техники. Это несравнимо с тем, что мы привозили к вам в 1981 году. Кроме того, будут воплощены все фирменные фишки группы — лазеры, пиротехника, тяжёлый дым, проекционные экраны.

— Не боитесь, что с таким шоу вас обвинят в погоне за модой, а ваши песни не запомнят?

В.М.: Есть музыка для слушания и музыка для танцев. На сегодняшний день со вторым, по-моему, у нас перебор. Уже утюг включаешь — играет музыка для танцев. Этими спецэффектами нам хочется лишь порадовать серьёзного слушателя, готового воспринимать нашу музыку всеми органами чувств.

А.С.: Уверяю вас, это вовсе не самоцель — поразить количеством дымов, лазеров, фейерверков. Зрелищный ряд вторичен. Но он помогает зрителю разобраться, что происходит на сцене, кто играет сольную партию, о чём текст. То есть используется в качестве яркого дополнения.

— Если выступать в роли слушателя, есть ли у вас любимые песни группы «Автограф»?

А.С.: Очень сложно. Это как дети. Песни имеют свой цикл любви и нелюбви, иногда даже ненависти, потому что в советское время одну и ту же композицию приходилось исполнять по 25 раз, и она уже автоматически, это свойство человеческой натуры, не может оставаться любимой. Но за 15 лет всё стёрлось, так что все те песни, которые вошли в концерт, это и есть любимые, в тот или иной период.

— А когда написаны первая и последние песни?

А.С.: Первая песня была инструментальной. У нас тогда ещё не было вокалиста. Называется она «Пристегните ремни безопасности». Она вошла в концерт тура. И многие её узнают, потому что она часто используется как музыкальная заставка. А последняя — сложнее… Наверно, это «Камень» с нашего последнего совместного альбома 1989 года «Каменный рай».

— Как вы думаете, а ваш слушатель за это время изменился?

В.М.: Если раньше мы хорошо представляли себе, кто придёт к нам на концерт, то за эти годы, конечно, многое изменилось. Сегодня мы открыты абсолютно для любого слушателя. Молодые люди, которые услышат нас сейчас, наверняка удивятся. Ну, и думаю, нас ещё помнят те, кто слушал, когда мы были в фаворе. Кто бы ни пришёл, можем гарантировать, что они получат удовольствие. Публику, как и родителей, не выбирают.

— Какова, по-вашему, дальнейшая судьба альтернативной музыки в России?

А.С.: Давайте надеяться на лучшее. Ведь Россия, в отличие от Запада, в начале 90-х пережила коренную ломку социального и общественного строя, и всё это не могло не отразиться на музыкальной моде — у резко обедневшего населения искусство стало значительно менее востребовано. Это наложило свой отпечаток на классическую музыку, литературу, кинематограф — на всё. Процессы, которые проходили в России и, скажем, в той же Англии, никак не могут быть сравнимы.

— Да, в той же Англии и по сей день доля рок-музыки в продажах составляет 40 процентов.

В.М.: Англия никогда не выпадала из этого процесса, там всегда были представлены все виды музыки, включая классику, поп, рок, альтернативный джаз и всё остальное. И там никогда не было такого таких периодов взлётов и падений, как у России.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного — мыль сюда!!! ;)

Архив рассылки

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.texty
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное