Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Крупным планом

  Все выпуски  

Крупным планом ГДЕ БЕРУТ ДЕНЬГИ НА ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА?


В этом выпуске нашей рассылки мы решили выяснить, где российские предприниматели берут деньги на открытие бизнеса. Так как бизнес, открывающийся по франшизам (под брендами и по бизнес-технологиям существующих сетей), более прозрачен, мы обратились именно к этому сектору рынка. В России он традиционно представлен в основном сферами общественного питания, розничной торговли и услуг.  

(Статья журнала о бизнесе по франшизам "КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ". Также рекомендуем статью "Инвестор в поисках предпринимателей")http://ic.pics.livejournal.com/clubf/48260435/30847/30847_original.jpg

ГДЕ БЕРУТ ДЕНЬГИ НА ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА ПО ФРАНШИЗАМ?

Мы задали вопросы опытным игрокам российского рынка.


{КФ}

Где, из вашего опыта общения с покупателями франшиз, берут деньги на открытие бизнеса по франшизам российские предприниматели?

Малхаз Аласания, Исполнительный директор ООО «Академия франчайзинга» (Российская ассоциация франчайзинга):

    В России, как, впрочем, и во всем мире, предприниматели бывают действующие (с опытом) и начинающие. Первые – приобретают франшизы из прибыли, полученной со своего текущего бизнеса, тем самым решая два вопроса сразу: диверсифицируют бизнес (повышают отношение доходности инвестиций к риску) и находят более маржинальное применение денег, нежели их хранение на банковских вкладах. Вторые, в основном молодые люди, используют два типа источников: средства, полученные от родителей или (что чаще) банковские кредиты.

Отвечают управляющие партнеры «Фестиваля Франшиз», Евгений Кузнецов и Николай Горелый.
Евгений:
    В целом, нет какого-то универсального рецепта для потенциального франчайзи, откуда можно черпать инвестиции для запуска нового франчайзингового проекта. Это индивидуальный вопрос для каждого инвестора, но если вы задаетесь им, то можно рассмотреть следующие основные источники инвестиций. Классическая формула стартового капитала, если нет своих сбережений, 3F – friends, family and fools (друзья, семья и дураки, или «наивные», как предпочитают сами себя называть «кредиторы»). Второй вариант – обратиться в банк или любую иную кредитную организацию. Однако, стоит быть готовым, что в большинстве случаев, если у вас нет активов и уже работающей компании, приносящей стабильный доход, вероятнее всего вам откажут. Впрочем, не стоит расстраиваться, потому что в последние 1,5 года 2 крупных банка (Сбербанк и ФГ Лайф) занялись как раз венчурным кредитованием новоиспеченных франчайзи. Оба банка работают с проверенными временем франшизами и предлагают своеобразные каталоги франшиз на выбор клиента, обратившегося к ним по данному вопросу.
Николай:
    Ну и если у вас все же есть сбережения или активы, в виде недвижимости или какой-либо иной ценности, которую банк может принять в рассчет залога по кредиту, можете смело использовать эти ресурсы.

Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда «Лайф Франчайзинг»:
    Предприниматели пользуются всеми доступными им ресурсами: накопления, текущий собственный бизнес, кредиты, деньги семьи и друзей, отсрочки поставщиков и франчайзеров. Даже некоторые франчайзеры финансируют собственных франчайзи на открытие точек.
    Если у вас есть возможность получить кредит в банке под текущий денежный поток или залоги, устраивающие банк, а так же личные поручительства являются для вас комфортными, то смело можете пользоваться этими ресурсами. Это прямая функция банка – выдавать кредиты реальному сектору, в том числе малому бизнесу.
    Но сейчас есть и возможность воспользоваться нашим продуктом – запустить проект с Фондом «Лайф Франчайзинг» – системным инвестором, продукт которого стал доступен предпринимателям с этого года.
http://ic.pics.livejournal.com/clubf/48260435/29878/29878_original.jpg

Плюснин Дмитрий, руководитель отдела развития Gulliver (франшиза магазинов товаров для детей):
    Для компании Gulliver в приоритете те партнеры, которые обладают стартовым капиталом для открытия бизнеса по франшизе. Это гарантия того, что заработав однажды, потенциальный партнер сможет приумножить средства, вложенные в бренд Gulliver. Наличие предпринимательского опыта крайне важно. В случае привлечения заемных средств рискуют обе стороны: и франчайзер, и франчайзи. Один – репутацией, другой – финансами. В условиях жесткой конкуренции времени на погружение все меньше, магазину необходим быстрый старт с первого сезона. Обеспечить его можно с большей вероятностью при наличии опыта, и он также важен, как и полноценные инвестиции в магазин, товарный запас, витрины, промоушен, персонал.

    Вопрос также прокомментировали представители сетей общественного питания, чьи франшизы пользуются большим спросом на российском рынке.
Кочетков Геннадий Борисович, Вице-президент Subway Russia:
    Доступность франшизы Subway делает ее популярной среди молодых предпринимателей. Обычно наши франчайзи приходят со своими инвестициями, либо используют кредитные средства.

Андрей Занин, Директор по развитию ООО «Маркон» (франшиза Стардог!s):
    Среди наших партнеров есть предприниматели, которые делают первые шаги, так и предприниматели с опытом ведения собственного бизнеса. Для каждого из них свои способы привлечение денежных средств: начиная от личных накоплений, продолжая кредитованием со стороны банковских структур, заканчивая привлечением внешних инвесторов. Одно из главных преимуществ Стардог!s – многогранность форматов торговых объектов, что напрямую связано с предполагаемым объемом инвестиций (франшиза Стардог!s – одна из эффективных, но при этом одна из самых доступных франшиз на рынке РФ, в основе своей не требующая сверхвысокого объема инвестиций).

    Из сферы услуг мы пригласили прокомментировать данный вопрос представителя сети медицинских центров «Лечу» Старостину Елену Сергеевну, Генерального директора ООО «Лекарь» (франчайзи сети медицинских центров «Лечу»):
    Средства на открытие могут быть и собственные, и заемные, как и сочетание этих вариантов.


{КФ}

Какой вариант привлечения средств несколько чаще других приводит к успеху, а какой – реже?

Малхаз Аласания, Российская ассоциация франчайзинга:
    Безусловно, франшизы, приобретенные на собственные средства, развиваются успешней и более динамично. Основная причина этого – отсутствие кредитной нагрузки на бизнес-модель, которая и так «нагружена» выплатами франчайзеру в виде паушальных взносов и роялти.

Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда «Лайф Франчайзинг»:
    Все варианты приводят к краткосрочному результату, но насколько они комфорты для предпринимателя и решают его долгосрочные задачи – это совершено иная постановка вопроса. Ведь предпринимателю чаще комфортно иметь собственный и только собственный бизнес и не нести личных рисков по финансированию, предо-
ставленному третьими лицами. С фондом «Лайф Франчайзинг» достигаются все ключевые элементы этих желаний.

Андрей Занин, Директор по развитию ООО «Маркон» (франшиза Стардог!s):
    В данном случае эффективность реализации проекта в первую очередь зависит от качества взаимодействия между франчайзи и франчайзором. Не важно, откуда привлечены деньги. Главное – качество операционной работы, проводимой в рамках совместного проекта. В этом плане мы оказываем полноценный и многогранный
сервис для наших франчайзи. И готовы делиться с нашими партнерами технологиями и опытом, накопленными на протяжении 20 лет.

Старостина Елена Сергеевна, сеть «Лечу»:
    Я думаю, что более важно другое. Там, где франчайзер, как в моем случае с брендом «Лечу», заинтересован не только в разовой продаже права на использование своего товарного знака, но и в его продвижении на рынке, где есть стыковка взаимных интересов франчайзера и франчайзи, – там успех неизбежен.


 {КФ}

Насколько, по вашему мнению, российские предприниматели осведомлены о новых возможностях привлечения средств на открытие бизнеса по франшизам и используют их при открытии бизнеса?

 Малхаз Аласания, Российская ассоциация франчайзинга:
    Последние 2–3 года, с тех пор, как власть впервые заговорила о помощи малому и среднему предпринимательству, финансовые институты начали активно предлагать «специальные кредиты под франчайзинг», которые, на самом деле, мало чем отличаются от обычных кредитных продуктов. Единственным серьезным пред-
ложением для франчайзинга от банковской сферы на сегодняшний день можно назвать продукт Сбербанка «Бизнес-Старт», пока тоже далекий от совершенства, но постепенно адаптирующийся под потребности франчайзинга. Есть ещё и госпрограммы по поддержке предпринимательства, субсидирующие предпринимателя на региональном уровне. Здесь нет процентов, но выделяемые субсидии мизерные и требуют сбора большого количества документации и времени на их подачу и рассмотрение. Так вот, предприниматели прекрасно осведомлены о всех «прелестях» этих новых возможностей и часто высказываются по этому поводу на региональных франчайзинговых форумах, проводимых нашей ассоциацией.

Управляющий партнер «Фестиваля Франшиз» Николай Горелый:
    В общем смысле, этот вопрос можно отнести к финансовой грамотности наших граждан. Надо сказать, в целом, она на невысоком уровне, однако в последние годы прослеживается четкий тренд на увеличение информированности потенциальных франчайзи благодаря СМИ, всевозможным мероприятиям и даже государственным программам.

Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда «Лайф Франчайзинг»:
    Уровень проникновения информации по моему мнению еще не очень глубокий. Потребуется время для того что бы все предприниматели знали о всех возможностях, которые есть на рынке.

Кочетков Геннадий Борисович, Вице-президент Subway Russia:
    Если говорить об опыте Subway, то наши франчайзи иногда обращаются за кредитными средствами, например, мы сотрудничаем со Сбербанком по программе «Бизнес-старт» – довольно выгодное предложение. Средства могут окупиться в течение года.

Андрей Занин, Директор по развитию ООО «Маркон» (франшиза Стардог!s):
    За последний календарный год мы убедились на личном опыте, насколько активно продвигается предложение Сбербанка в рамках программы кредитования «Бизнес-Старт». В рамках реализации совместного проекта мы значительно увеличили географию партнеров, интересующихся нашей франшизой. Активность рынка региональных потенциальных франчайзи значительно возросла, в том числе увеличился интерес со стороны предпринимателей, делающих свои первые шаги в предпринимательской деятельности. Так что в данном случае, как и любой бизнес-продукт, программы кредитования необходимо эффективно продвигать, тщательно
и кропотливо работая в данном направлении, как это делает Сбербанк.

Плюснин Дмитрий, руководитель отдела развития Gulliver, напомнил также о важности тщательно подсчитывать требуемые инвестиции при открытии бизнеса по франшизе:
    Российские предприниматели, как правило, хорошо осведомлены о новых возможностях привлечения средств на открытие бизнеса и умеют считать, когда окупятся вложения. Все это происходит на этапе выбора франчайзингового проекта.
    В отличие от конкурентов, предоплата за поставку будущей коллекции в Gulliver составляет 10%. Как правило, некоторые франчайзеры при первом обращении умалчивают о подобных условиях. Представьте, если предоплата составляет 30–40%, а средняя сумма предзаказа 2 000 000 рублей, в итоге платеж составит 600 000–800 000 рублей. Так же многие компании «забывают» рассказать о депозите – это обеспечительный взнос аренды торгового помещения, который составляет, как
правило, два месяца аренды, то есть 250 000 – 300 000 рублей.
    Исключения и курьезы бывают, когда интересующийся франшизой предполагает, что получит готовый бизнес без личных инвестиций и станет в нем директором, но таких все меньше, не более 1%.

Старостина Елена Сергеевна, сеть «Лечу»:
    Франчайзинг как форма входа на рынок для новичков занимает все более серьезную нишу.

    В нашем случае мы использовали субсидии Московского правительства для покупки основных средств. При поддержке франчайзера это не составило труда.


{КФ}

Насколько предприниматели в России в принципе готовы тратиться на покупку франшизы?

Малхаз Аласания, Российская ассоциация франчайзинга:
    Предприниматели готовы тратить и десятки миллионов долларов – вы знаете о недавних случаях приобретения франшиз McDonald’s и Burger King в России. Но большинство российских предпринимателей, интересующихся франчайзингом сегодня, – это молодежь 20 – 30 лет, готовых вкладывать в франшизу не более 4–5 млн. рублей, из которых 2/3 они хотят оплатить кредитными средствами.

Управляющий партнер «Фестиваля Франшиз» Евгений Кузнецов:
    Как правило, если человек, твердо решил встать на стезю предпринимателя, пускай и начав с франчайзингового бизнеса (рисков запуска и большой ответственности никто не снимал), ничто уже не способно его остановить. И даже немалая стоимость входа, паушального взноса, роялти и прочего. Впрочем, франчайзерам, продающим франшизы, не стоит забывать, что продажа франшизы – это «долгая покупка» и необходимо также позаботиться о том, что бы на протяжении всего оформления договора коммерческой концессии, потенциальный франчайзи не передумал, создать для него комфортные условия.

Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда «Лайф Франчайзинг»:
    Это зависит от предпринимательского опыта человека, его возможностей, его аппетита к предпринимателскому риску. Начинающие – рассчитывают, как правило, на проект не более миллиона. В регионах – также существенный спрос на франшизы с инвестициями на запуск не более 1 млн рублей. С нашей помощью у таких предпринимателей есть возможность запустить более крупные и значимые проекты.

Плюснин Дмитрий, руководитель отдела развития Gulliver:
    Инвестиции – очевидное условие вхождения в бизнес по франшизе, поэтому выбора нет.

Кочетков Геннадий Борисович, Вице-президент Subway Russia:
    В системе Subway есть стандартные расходы, которые состоят из стоимости франшизы и подготовки к открытию ресторана, все вместе порядка 3,5 млн. рублей. Это те базовые инвестиции, которые необходимы для открытия одной точки. Во многом, дополнительные затраты могут появиться как раз при желании франчайзи (например, дополнительная реклама).

Андрей Занин, Директор по развитию ООО «Маркон» (франшиза Стардог!s):
    Если франшизное предложение отработано и зарекомендовало себя на рынке, то потенциальных франчайзи это нисколько не отпугивает, а наоборот дает дополнительный повод к привлечению внешних финансовых вливаний для построения эффективной франчайзинговой сети (мы не настолько богаты, чтобы покупать – продавать дешевые и неотлаженные франшизы).

Старостина Елена Сергеевна, сеть «Лечу»:
    Готовых вкладывать средства все больше. Покупка франшизы
«Лечу», например, снимает многие вопросы. Вы получаете эффективную схему ведения бизнеса, которая была отработана на собственных предприятиях франчайзера, и успешно работает на тех, кто проголосовал за этот бренд деньгами.


{КФ}

Оказывает ли существенную помощь государство желающим открыть бизнес, в том числе по франшизам?

Малхаз Аласания, Российская ассоциация франчайзинга:
    Как я отвечал выше, оказывает, но пока она именно «несущественная». Пока в нашей стране будет использоваться схема выделения средств малому предпринимательству через региональные бюджеты, она таковой и будет оставаться, так как, во-первых, она непрямая, а косвенная, а во-вторых – забюрократизиро-
ванная. В развитых и (что особенно обидно), даже не в очень развитых странах, где власть понимает экономическую выгоду от развития малого предпринимательства, средства господдержки выделяются напрямую предпринимателям – через фонды прямых инвестиций. И это самый эффективный инструмент развития франчайзинга. Фонд, управляемый наблюдательным советом из экспертов Министерств экономического развития стран и ассоциаций франчайзинга, распределяет государственные
средства и субсидии наиболее эффективно. Помощь поступает адресно. Процент банкротства субсидируемых компаний составляет всего 5% в течение первых 5 лет работы. Фонды поддерживают как начинающих франчайзи, так и создание новых брендов. Выделяемые средства возвратные, но беспроцентные. Надеюсь, и наш российский предприниматель в скором времени будет поддержан своим государством так же. РАФ прикладывает все усилия для достижения этой цели.

Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда «Лайф Франчайзинг»:
    Со своей стороны мы такой помощи пока не заметили. Естественно, надеемся на изменение ситуации в будущем.

Кочетков Геннадий Борисович, Вице-президент Subway Russia:
    Если честно, на данный момент таких случаев не было.

Плюснин Дмитрий, руководитель отдела развития Gulliver:
    Полноценной эту помощь назвать по-прежнему нельзя, программы на поддержку малого бизнеса формально есть, вопрос в размере. 300–500 тысяч не покроют и половины расходов на открытие магазина. Это скорее страховой фонд для незапланированных расходов, но никак не основной объем инвестиций.

Старостина Елена Сергеевна, сеть «Лечу»:
    Не думаю, что можно однозначно утверждать, что это так; однако нельзя и говорить, что помощь не оказывается вовсе. Предпринимателям выдают ссуды, существует льготное кредитование, но все же этого недостаточно.

В избранное