Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новые Звёзды

  Все выпуски  

Неоромантизм


Новые Звёзды Выпуск 48 от 2008-05-28
Неоромантизм!?

Неоромантизм – направление, введенное мной в Поэзию в попытке определить основное направление своего творчества.

Название направления – его ключевое слово, так или иначе, характеризует взятое направление. Первоначальный смысл этого слова со временем забывается или превращается в свою противоположность. Истинные Поэты парят в Поэзии свободно, не связывая себя рамками и модой.

Неоромантизм – понятие, первоначально введенное мной в попытке определить доминантное направление своего творчества.

У истока каждого направления своя этиология. Поэты часто поднимают свое знамя, свое ключевое слово, сами. Еще чаще это делают за них эпигоны. Так возникли символизм, футуризм, акмеизм, модернизм.

Для меня – это попытка самоидентифицироваться – не более того. Что делать, такова суетная жизнь.

Пусть неоромантизм. В чем его суть? Вернемся к истокам. Романтизм возник в европейской литературе 18-19 веков отражением разочарования масс французской Революцией и Просвещением в результате тяги к Свободе и личному совершенствованию. Родоначальником Романтизма принято считать Иоганна Фридриха Шиллера.(1759 – 1805).

Я всю свою сознательную жизнь причислял себя к Романтикам. Не мне судить, но, повидимому, это так и есть. Ибо в моем творчестве звучат две доминанты – стремление к внутренней Свободе и желание показать жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой она может – должна – быть.

Другое отличие заключается в эстетике, в отношении к "Прекрасному" – Реализм, основным содержанием которого является абсурд – так и следует называть абсурдом, и никакого отношения к реализму он не имеет.

Различие между реализмом и романтизмом, по моему мнению, заключается в исповедуемых приоритетах. Если ими движет одно стремление – создать нового человека, различия между ними по большому счету нет. Так в киноискусстве такой реализм получил название неореализм.

У Реализма, упрощенно говоря, две возможности – застыть в классических формах или трансформироваться в неореализм. Бездуховный социалистический реализм (критический реализм в определении М. Горького), натуралистический, грубый реализм Золя, Достоевского, сексуальный реализм Бунина, Бальзака, Флобера я не приемлю.

Моя "Поэзия без правил" – попытка создать новую Эстетику Поэзии, доминантой которой является красота, слитая со страданием. Она направлена на высшую красоту, на попытку увидеть Человека не таким, каким он есть, а таким, каким он может быть.

Сказал ли я что-то новое и стоящее – судить не мне. Здесь я хотел лишь добавить, что понятие "Неоромантизм" имеет отношение к любой области Поэзии, понимаемой, как все, что прекрасно.

Бодлером кончается любование собой. Самое главное – не лгать себе. Человек чудовищен, потому и велик – сказал еще в начале тысячелетия Плотин. "Цветы зла" взрастил в Поэзии Бодлер. Он понял, что воспевать в Человеке Прекрасное, это не значит говорить о нем неправду. Это не более чем упрощенный гуманизм.

После Бодлера из Поэзии ушла простота. Я был последним, быть может, кто понял, что прекрасно все, что служит исправлению Человека. Жизнь трагична и пренебрегать злом – это значит лакировать действительность.

Анна погибает на рельсах, но она рождает новый гуманизм. Мораль – это область философии, а не эстетики. Надо только, чтобы страдание и боль не были самоцелью Поэзии. Надо перестать лгать в Поэзии. Перестать лгать себе и людям.

В Поэзии Бодлера искусство спекается со страданием, а новый гуманизм с надеждой. Бодлер не был первым. К нему шел долгий путь, начиная с Йова. Ронсара, Вийона, Шенье, Мюссе, Лотреамона, Верлена, Рембо… Всех не перечислишь. Высшая красота – это красота, спеченная с надеждой, а страдания с отчаянием.

Еще раз. Почему Неоромантизм? А куда податься Романтику, взращенному Гуманизмом и Красотой и пытающемуся вырваться из серой российской посткультуры? Это единственная возможность творить свободно и раскованно, имея перед глазами высокие образы Возрождения и приближая своим творчеством будущее.

* * *

Красота вырастает

Из страданий и боли

И предчувствия новых потерь.

Красота – это сплав

Нетерпенья и Воли,

Это в клетке

            метущийся

                              зверь.

Красота–

        Безрассудство

                 Двадцатого века,

В глубину погружаемый лот

Красота замирает

      Как бред Человека –

Восходящего на эшафот.

 

* * *

Я – Гулливер,

Но кто об этом знает.

Зажгу свечу.

Никто вовек

     об этом  не узнает

– Лечу.

Лечу в зенит

На крыльях

Своей Веры

                 – без пут.

Никто не знает –

       Я не из фанеры

                   Не лилипут.

 

* * *

Женевьев де Буа,

                Женевьев де Буа.

Понимаете,

             Есть у меня амплуа,

Но желания нет

                 У меня никакого.

Переехать из Сетуни

                           В Востряково.

 

Шварц Наум Зиновьевич


 





Рассылка media.culture.artplus :: Архив Рассылки :: Выпуск 48 от 2008-05-28

В избранное