Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 19 мая 2006 г.
Объят Восток

В Красноярске завершился III экономический форум. Масштабно получилось. Особенно на второй день. Зал для пленарных заседаний разделили перегородками и начались «круглые столы». Динамики соседей заглушали выступающих – всех и каждого. Говорили о роли бизнеса, «социалке», инфраструктуре, представляли инвестиционные проекты… Человек несведущий, неровен час, растерялся бы. Но участники форума люди опытные. Даже среди разноголосицы – договорились и поняли друг друга.


На открытии форума

Собственно, ценность форума не столько в конкретных договоренностях или озвучивании бизнес-проектов, сколько в некоем имиджевом характере. Более того, по словам красноярского члена Совета Федерации Вячеслава Новикова, от мероприятия не стоит ожидать каких-то сиюминутных результатов уже завтра. При желании все подписания можно устроить в обыкновенный будний день. Однако заключение какого-либо договора будет иметь гораздо большую ценность, если оно произошло на форуме. Тем более что значимость самого форума, а с этим соглашается большинство участников, выросла. Два предыдущих были «узко» инвестиционными, а тут красноярцы «отхватили» экономическое пространство сразу всей Сибири и Дальнего Востока. Именно о развитии этих округов говорилось на форуме.

Сибирь – плюс или минус?

Лейтмотив – крупные инвестиционные проекты. Почему у нас? Почему сразу всего востока страны? Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что экономическое отставание восточных регионов от других регионов сегодня чересчур очевидно. Отсюда угрозы как внешние, так и внутренние. Наши российские (внутренние) – это рост дотационности регионов и, как следствие, растущая социальная напряженность. Внешняя угроза – давление азиатской (прежде всего, китайской) экономики и миграции. Иными словами, у нас два выхода – либо Сибирью прирастать, либо ею же и уменьшаться (минус Сибирь и Дальний Восток). Не в прямом географическом, но экономическом.

Итак, что же за богатство, о котором еще Ломоносов говорил? Тут два варианта – инерционный и инвестиционный. По первому – наш ВРП к 2018 году увеличится до 200 млрд долларов. Если следовать второму сценарию, то к этому же моменту – почти до 800 млрд долларов. Ставка – на освоение природных ресурсов и их переработку. По словам губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, просто экономический рост ничего не даст. Нужен рывок. Разгоняющими выступают несколько крупных инвестиционных проектов. Всего их наберется от силы чуть более ста, если собрать со всех восточных регионов. Сегодня практически на каждой территории существует нечто подобное с объемами капиталовложений около одного млрд долларов и выше. По данным Института региональной политики, который представил на форуме свой доклад, лидерами инвестиционного потенциала являются Красноярский край, Сахалин, Якутия и Иркутская область. Потенциально на долю этих регионов приходится более 2/3 инвестиций. В реальных цифрах – это порядка 150 млрд долларов.


На форуме

Эксперты подсчитали, что объемы инвестирования по всем проектам в течение ближайших пятнадцати лет в конечном итоге дадут вклад в экономику страны на уровне примерно 14,5–16,5%. По всем параметрам удвоение ВВП (Сибири и Дальнего Востока).

Но это чисто гипотетически. Часть этого ВВП автоматом придется на другие отечественные регионы. Ведь суть всех реализуемых проектов не только в концентрации финансовых средств и прочих благ на одной конкретной территории, но в их распределении, то есть толчке, который они дают экономике России, в целом.

Откуда деньги

Деньги пошли. Главным принципом инвестирования и соответственно развития востока страны названа модель частно-государственного партнерства. Об этом говорили губернатор Хлопонин и многочисленные столичные эксперты. Как подтверждение, во время работы форума Красноярский край подал заявку на финансирование из инвестиционного фонда проекта комплексного развития Нижнего Приангарья. К слову, это первая среди российских регионов заявка на средства инвестфонда. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Кирилла Андросова, запрашиваемые средства равняются 34 млрд рублей. Планируется, что деньги пойдут на реализацию первого этапа развития Нижнего Приангарья. В первую очередь, это реконструкция автомобильной дороги, строительство ЛЭП и другой необходимой инфраструктуры. Все эти мероприятия рассчитывают завершить до 2010 года. В свою очередь, бизнес обещает вложить на первом этапе порядка 130 млрд рублей. Как говорится, теория на практике, то есть частно-государственное партнерство в действии.

По словам федеральных чиновников, вопрос о выделении средств практически решен. В будущем году в российском бюджете некоторая часть этих миллиардов уже должна быть заложена.

В принципе базисом всего развития признана энергетика. Без нее ни нефтегазодобычу, ни строительство, ни производство не наладишь.


На открытии форума

В Красноярском крае реализуется наиболее оптимальная модель, связующее звено «энергетика – производство». Так, по словам председателя правления «ГидроОГК» Станислава Мончинского, наиболее разумным вариантом размещения энергетических мощностей является привязка станций к какому-либо крупному промышленному потребителю. Например, как у нас на Богучанах. Планируемая пара – алюминиевый завод и ГЭС. Однако даже при достроенной Богучанской ГЭС может возникнуть дефицит электроэнергии. Дело в том, что помимо алюминиевого завода, планируется построить ЦБК, нефтеперерабатывающий завод, разрабатывать различные месторождения. Киловатт понадобится больше. Следовательно, не за горами строительство Нижнеангарской ГЭС. Кстати, в краевой администрации на сегодняшний день уже лежит заявка на строительство еще одной ГЭС на Ангаре. Это лишь один из примеров, как всего один крупный проект организует вокруг себя целый комплекс строительства и инвестиций.

На форуме было заключено соглашение между «Корпорацией развития» и Внешторгбанком о совместном привлечении инвестиций в строительство ЦБК в Богучанском районе. Необходимый объем средств составляет примерно 1 млрд долларов. По словам представителей сторон, уже сегодня некоторые инвесторы выразили интерес к проекту. Смысл соглашения опять же основан на механизме частно-государственного партнерства. Подписавшие занимаются организационной работой по привлечению средств инвесторов, а государство осуществляет инфраструктурную поддержку.

К слову, с некоторых пор банковский сектор обращает более пристальные взоры на участие в экономической и, в частности, инвестиционной жизни региона. Специалисты Центробанка год от года признавали низкое участие кредитных организаций в этом секторе. Как пример изменений – Сбербанк.

По словам председателя Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Алексея Логинова, финансирование инвестиционных проектов является одним из основных направлений развития банка. Логинов отметил, что сегодня финансы Сбербанка задействованы в модернизации производства на Красноярском алюминиевом заводе, проекте увеличения производства алюминия на СААЗе и т. д. В общей сложности инвестиционный портфель банка по Сибири и Дальнему Востоку составляет свыше 75,5 млрд рублей.


Председатель Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Алексей Логинов

Эх, дороги…

Непременная составляющая любого проекта – это транспортная инфраструктура. Без дорог, логистических центров и тому подобного не подвезешь материалы для строительства, не реализуешь продукцию. По словам начальника отдела стратегического развития Министерства транспорта Константина Харисова, выступавшего на форуме, транспортная сеть востока страны пока далека от идеала. Для сравнения. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», рейтинг ресурсного потенциала регионов Сибири значительно выше среднероссийского. А вот рейтинг инфраструктурного потенциала значительно ниже. Вывод – экономический рост тормозит именно отсутствие необходимых коммуникаций, дорог и т. д. Основные проблемы – изношенность основных фондов и отсутствие каких-либо перспектив отдельных видов транспорта в нескольких территориях. Харисов рассказал, что для исправления ситуации планируется завершить строительство трассы Чита – Хабаровск.

Вообще восток России и Красноярский край, в частности, вызывает все больший интерес у транспортников. Так, недавно в Красноярск залетел «Аэрофлот». Это уже 25-й пункт в сети авиаперевозчика. По словам генерального директора компании Валерия Окулова, им удалось прорвать красноярскую блокаду. Гендиректор был очень эмоционален, когда рассказывал об этом. Действительно, воздушные бои в красноярском небе ведутся уже не первый год. Так что это можно считать успехом. Окулов говорит, что «Аэрофлот» сумел найти поддержку администрации при заходе на местный рынок. Главный итог – создание разумной конкурентной среды. В компании отмечают, что тарифы «Аэрофлота» ниже, чем у «КрасЭйр». Окулов также рассказал, что «Аэрофлот» рассматривает восток России как один из перспективных рынков. В ближайшее время авиаперевозчик собирается построить мощный узловой центр на Дальнем Востоке. Планируется, что он составит конкуренцию таким традиционно сильным перевалочным базам, как Шанхай и Сеул. Скорее всего, отметил Окулов, строительство развернется во Владивостоке.

Меж тем красноярские авиаторы настойчиво добиваются своей цели – создания полноценного хаба на базе двух местных аэропортов. Представители «ЭйрЮнион» презентовали проект реконструкции аэропорта Красноярск, который предполагает его объединение с Черемшанкой. Общая стоимость проекта оценивается в 550 млн долларов. Сейчас идет подготовка проектно-сметной документации. Ожидается, что работа будет завершена уже в текущем году. При этом частные инвестиции в проект равняются 45%, а остальные ожидается получить за счет средств инвестиционного фонда. Только этот инфраструктурный проект принесет краю рост налоговых поступлений в объеме 150 млн долларов ежегодно. При этом рост ВРП оценивается в 4 млрд долларов.

Марат Винский


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное