Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 9 августа 2006 г.
Бензин – последняя капля?

Топливный психоз

В Красноярске опять возросли цены на бензин. Самые распространенные марки топлива в рознице взлетели на 1 рубль. Торговцы мотивируют свои действия возросшими отпускными ценами. Действительно, впервые за два года цены почти одномоментно выросли более чем на 18%. Кто виноват? Неужели аукнулся далекий кризис на Ближнем Востоке? Некоторые эксперты полагают, что проблема здесь чисто психологическая. Однако такие психологические мотивы могут больно отразиться (в принципе уже отражаются) на нашем с вами кошельке.

Причины

Основная причина – кризис на Ближнем Востоке. Под влиянием опасности нехватки нефти, цены на биржах взлетают. Наши производители зависят от цен на мировом рынке, потому начинают поставлять большие объемы на экспорт. На внутреннем рынке не то чтобы не хватает продукции, но, просто следуя закону жанра, цены «необходимо» было повысить.


Бензин – последняя капля? (http://pics.rbc.ua/rbc/uniora/92/1147186892.250x200.jpg)

Понижение в принципе возможно. Однако оно не зависит ни от краевой администрации, ни от правительства России. Если изменить налоговую схему, снизив экспортные пошлины, то это позволит убрать влияние мировых цен на внутренние. Но в этом случае бюджет не досчитается нескольких миллионов долларов. Еще вариант – отменить пошлины на вывоз самих нефтепродуктов. Например, мазута. На первоначальном этапе это бы, возможно, подхлестнуло цены, но в дальнейшем заставило бы вкладывать наших нефтяников в переработку. А это уже минус в цене литра бензина.

Однако все это теоретизирование и макроэкономика. Если отбросить вроде бы объективные причинно-следственные связи «цена нефти отечественной – цена нефти мировой», то поводов для повышения нет никаких. Некоторые эксперты уже давно говорят о том, что влияние мировой экономики на розничные цены иногда преувеличивается. Естественно, при повышении отпускных цен у заправщиков возникают предпосылки, но не настолько же.

Аналитики предрекают, что в августе ситуация не улучшится. Так, в ближайшее время возможно повышение на 500–600 рублей за тонну. Однако народ успокаивают – пик миновал, и грядущее удорожание вряд ли составит более 10% до конца года. Речь ведем об оптовых ценах.

С другой стороны, если следовать причинно-следственной логике владельцев розничных сетей, то в летний период времени цены на заправках должны были бы понизиться, ведь тогда оптовики продавали бензин по заниженным ценам. Однако сего чуда не случилось. Почему? Вероятно, никто просто-напросто не хочет терять прибыль.


Бензин – последняя капля? (http://www.newizv.ru/images/photos/big/20050525213431_1-benzin.jpg)

В краевой администрации говорят, что нынешний уровень закупочных оптовых цен позволяет избежать повышения в рознице, при этом сохраняя рентабельность бизнеса. Некоторые эксперты полагают, что главная причина повышения розничной цены носит чисто психологический аспект – повысил дядя Вася на соседней заправке, начитавшись новостей о кризисе на Ближнем Востоке, увидев, что оптовики также поднимают цены. Примитивно, однако никакими экономическими причинами пока это объяснить невозможно. Это сродни некоему психозу.

Психология в бизнесе, конечно же, присутствует. Но есть и другое чисто гипотетическое объяснение. Возможно, «дяди» сговорились? Однако доказать сей факт, увы, маловероятно. Сложность заключается в проведении оперативно-розыскных мероприятий. За все время существования антимонопольного ведомства в нашей стране такой оказии среди нефтяников пока никто не подтвердил. По крайней мере, в нашем крае. Заместитель руководителя местного ФАС Олег Харченко говорит, что пока никакого нарушения закона в действиях предпринимателей не выявлено. Антимонопольщики контролируют ситуацию. Собственно, вряд ли что-то противозаконное выявится, судя по прошлым повышениям. Если пофантазировать, то в случае доказанности факта сговора можно было вернуть все на круги своя – выдать предписание о понижении цен.

Наши водители, похоже, готовы терпеть до последнего. Причем у простого народа и народа управляющего на терпение разные взгляды. Водители готовы и на большее. Так, по недавнему заявлению главы союза нефтепромышленников Шафраника, возможная максимальная цена на бензин составит 22 рубля. Это уже предел, коллапс, который повлечет за собой стагнацию экономики и кризис. Таков его прогноз. Наши простые водилы, по опросам всевозможных московских агентств, готовы платить и по 50 рублей. Но лишь некоторые. 18% признались, что откажутся от использования автомобиля, если цены будут чрезмерными. Еще некоторая часть считает, что цены должны расти, но вместе с качеством бензина. Не берусь судить: в запале ли это было сказано или же реальная оценка собственных возможностей? В смысле про 50 рублей. Полсотни рублей – это уже через край.


Бензин – последняя капля? (http://www.ural.ru/gallery/news/economic/industry/petrol1.jpg)

Красноярским водителям социологи такого вопроса не задавали, но собственный мини-опрос «ВК» показал – предел есть и это не 22 рубля. Предел уже наступил. Но это, может быть, тоже в запале?

Следствия

Как бы то ни было – объективно или психологично – проблемы после повышения цен возникают буквально на всех фронтах. И эхо почувствуют не только водители. Первое, что приходит на ум, – маршрутники. На них, бедных, и так с упреком смотрят. И парк надо обновлять, и качество обслуживания повышать, и форму новую закупать, а тут еще и бензин. Навалилось. Какая уж тут рентабельность? Поползли слухи, что перевозчики могут потребовать увеличить стоимость проезда в маршрутном такси. Хотя пока никаких официальных заявлений не было.

Вторые на очереди – крестьяне. Здесь речи о повышении стоимости хлеба не идет. Хотя если следовать экономической логике, так и должно бы произойти. К счастью, в сельском хозяйстве иная схема формирования цены продукции. Здесь все проще – бензина может не хватить и никакого урожая не будет. Конечно, это кризисная ситуация, и все уверены, что урожай уберут. Для этого центр и край выделят соответствующие средства, выдадут кредиты. Но кардинально ситуацию это не изменит. Уже знаем по опыту. И в конечном итоге, в проигрыше останутся крестьяне.

Это лишь две самые близкие народу величины. На которые сразу обращают внимание все. Однако бензин – такая категория, которая присутствует и отражается на всех сферах жизни. Иными словами, перевозки и хлеб – это только начало. Повышение цены литра топлива всегда несет с собой повышение цен и на другую продукцию. Что нас ждет, покажет время.

Кстати, 18% водителей заявили, что откажутся от использования автомобиля, если цены будут чрезмерными. Еще некоторая часть считает, что цены могут расти, но вместе с качеством бензина.

Марат Винский


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное