Легко ли быть хорошей книгой? Просто ли стать автором хорошего произведения? Вопросы кажутся сложными и простыми одновременно. У слова «хороший» или «хорошая» много синонимов, но по отношению к книге это не так важно, как чисто маркетинговое «определение интересов».
Если задать любой вопрос, то ответ «да» всегда будет приводить к определению «хорошей книги», а ответ «нет» напротив – к книге, на которую спроса не будет. Вызывает ли книга интерес к чтению? Определяет ли книга половую принадлежность, может ли, например, мужчина читать женскую книгу? Или детскую? Есть ли в книге юмор? Каждый раз, отвечая положительно, читатель (потребитель книг) определяет для себя ценность, то есть – насколько хороша книга!
Никто и никогда не посоветует плохую книгу, все рекомендуют только хорошее чтение, основываясь «на собственных приоритетах». Таким образом, читатель определяет круг не только своих интересов, но и предполагает, что этим интересам соответствует его окружение.
Интересная тенденция, которая существует всегда – к «плохим книгам» очень часто приравнивают «классические произведения», в то время как почитатели подобной литературы наоборот, огульно воспринимают все классические книги как хорошие или даже вечные. Именно классические произведения, как правило, составляют школьную программу, в надежде, что в них заложено не только литературная ценность, но и основы морали.
Обратите внимание, что отношение к классической литературе формируется в школе. Обязательное требование к ребенку – иметь четко определенное мнение о произведении, сопоставимое с требованиями «Министерства образования и науки». Это приводит к тому, что пропадает само желание читать, а книги становятся скучными, то есть – плохими книгами. Нет собственного мнения. Нет выбора. Подавляется нравственность. Ребенку навязывается определенная задача – выдать «свои мысли» в сочинении по произведению и они должны совпасть с официальным мнением министерства.
Тут ведь ответы в задаче довольно простые. Попробуйте хотя бы условно заставить взрослых людей прочитать одну книгу и дайте им задание написать сочинение. Совпадет ли результат? Напишут ли взрослые ту единственную мысль, которую заложил в произведение автор? Каждый ведь увидит своё, но хотя бы подумает над прочитанным.
Тогда в чем проблема? В книгах ли она? Скучна ли классика на самом деле, иль книги просто не читают потому, что чтение – не главное в науке, а в верных ответах по искусству!?
Литература это не футбол. В искусстве вообще нет победителей. В основе есть задача определить и распознать грани человеческих ценностей – умение различать добро и зло. Свое от чужого и чужое от своего, себя в обществе и общество как часть себя, что хорошо себе (не всегда) хорошо народу, то есть государству и наоборот, уметь сохранить в себе личность, которая при всей навалившейся свободе понимает ценности других.
Это всё довольно простая задача, на уровне религиозного взросления. Душа есть в основе всего! И вера в добро есть основа для продолжения рода и счастливой жизни.
Интернет несет условную опасность для тех, кто не читает. Казалось бы, парадоксальная ситуация – информация в сети находится в текстовом виде и чтобы ею овладеть, нужно, как минимум – прочитать. Но что именно прочитано? Тут «плавают» не только дети, но и взрослые, которые продолжают формировать вкус, позицию на собственные взгляды.
Например, у Тараса Шевченко есть стихи с использованием слова «жид» и написаны произведения на украинском языке. То есть, при чтении в подлиннике или при переводе на русский язык нужно что-то делать со словом и тем, в какой связи оно написано. То ли писать «жид», то ли переводить на «еврей». Непонятно. Нужно вникать в материал, а на поверхности уже всё есть. Такие произведения изымаются из школьной программы, а взрослые уверены, что Шевченко антисемит. Главное, что попадает в детскую голову – это определение того, что книги Шевченко не достойны того, чтобы читать, они становятся «плохими». Приходит ребенок в школу и заявляет: «не хочу читать» и учитель не может понять ребенка и объяснить – почему автор написал именно так.
Взрослые своими статьями помогают закрепить за автором (в данном случае за Шевченко) понятие антисемитизма, или плохой литературы. Но эти взрослые сами не понимают, о чем пишут, но теперь могут это делать, а люди читают это в Интернет и воспринимают как свершившийся факт.
Забавное возвращение советского понятия «печатной правды» (то есть всё является правдой, если опубликовано). Еще забавнее, что такие тексты тогда воспринимались напечатанными в газете «Правда». Как бы термин один, а два варианта трактовки, каждый из которых полуистина.
Никто не хочет углубляться в историю литературы. Сейчас нет уроков «эстетики искусства и литературы», как в советское время. Тогда этого тоже не было, просто кому-то повезло с учителями больше. Детям сначала объясняли исторический нрав, только потом на его основе произведение искусства.
Сейчас никто не хочет разъяснять быт тех времен и языковые особенности. Каждый хочет присвоить метку. То есть, в образовательной литературе отсутствует та самая основа, которую и пытаются привить в школе. Это очень опасный путь невежества. Взрослые оказываются не умнее детей, но дети взрослых не учат, все наоборот.
Хорошая книга, всегда несет какую-то пользу. Она определяется «в чем смысл», а не «зачем смысл» – в истории, в получении новой информации (как достоверного факта), в пользе для будущей карьеры, в увеличении словарного запаса, (а, следовательно, в расширении конструктивного мышления), в простых и сложных знаниях и так далее.
Если бы польза от книги определялась только термином «зачем», то каждый раз ответом был бы вопрос – «не зачем читать, например, только ради карьеры», а «зачем это вообще читать», каждый раз отбрасывая в сторону смысл. Нет смысла – читать не нужно.
С этим сталкивается «плохая книга» – её нет смысла читать, потому что мнение сформировано, иногда не только по обложке, но и на слух…
Послесловие
Люди так и говорят: «плохого Вам не посоветую»! Все советуют только хорошее! Чисто психологически мы запрограммированы на определение истины через панику от правды и различных нюансов, которые складываются в общую картину.
Доброе утро!
Надеюсь, у Вас есть повод поразмышлять и что-то на эту тему почитать.
Тамар Адлер по профессии вовсе не писательница, а шеф-повар известного американского ресторана; между тем её кулинарную книгу «Еда без правил» смело можно назвать удивительно поэтичным художественным произведением.
Эта книга сразу же погружает вас в качественно иной мир: в мир, где есть время и силы наслаждаться простым. Жить медленнее и вдумчивее, смотреть на стебли, корни, листья, тесто или куски мяса так, будто видишь их впервые. Чувствовать запахи приправ и вкусы блюд. Ассоциировать готовку с чем-то очень для себя приятным, выбирать овощи и фрукты по сезону, думать о том, как принято готовить то или иное блюдо в других странах. Готовка в этом мире – не выполнение поставленных задач, а непрерывный и естественный процесс.
В «Еде без правил» есть конкретные рецепты, но приводятся они скорей как частные примеры, часто уже в концах глав. В основном же автор, словно без всякого плана, просто рассказывает всё, что знает о продукте или блюде – и рассказывает так поэтично, вдумчиво и с любовью, будто речь идёт о произведении искусства. И в эти описания вплетаются истории, суеверия, факты о том, что делали с определённой едой раньше или как принято её готовить в разных странах. Словно раздвигаются границы – что исторические, что географические, – и вот вы уже чувствуете свою общность со всем остальным миром, с его сменой времён года, праздниками и историями – а всего-то стоите на кухне, держа в руке, допустим, банку оливок.
Тамар Адлер никогда не описывает какой-то один, определённый способ приготовления, но демонстрирует всё их разнообразие – «вы можете поступить так, а можете вот так, ещё этот ингредиент неплохо смотрится вот в этом блюде, если же хочется остроты…». Тамар словно бы даёт не только карту, где маршрут уже проложен, но и компас – умение интуитивно ощущать, что можно, а что нет, как сделать лучше, где добавить, где убрать; настройку на определённую волну, чувство гармонии между едой и поваром.
Слово «гармония», возможно, можно назвать ключевым для этой книги, так же, как слова «красота» и «радость». Детскую радость от простых вещей книга учит испытывать; красоту – замечать и ценить; гармонию – обретать и удерживать. «Еда без правил» – книга не только о готовке, но и о состоянии, и это-то, пожалуй, и есть самое удивительное.