Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет-газета "Мы здесь"

  Все выпуски  

Интернет-газета "Мы здесь" Эксклюзив «МЗ»


 

«У меня в Израиле немало друзей...»

 

На вопросы главного редактора «МЗ» Леонида Школьника отвечает президент Укринюрколлегии, заслуженный юрист Украины Даниил Маркович Курдельчук

 

Даниил Маркович, хочу поблагодарить вас за согласие ответить на вопросы наших читателей, среди которых немало выходцев из Украины. Естественно, некоторых из них волнуют вопросы наследования. Но сначала хотел бы попросить вас хотя бы вкратце рассказать о работе возглавляемой вами службы – Укринюрколлегии. Каковы направления ее работы, насколько в своей работе вы опираетесь на помощь в городах республики, есть ли контакты с Инюрколлегиями, общественными или государственными организациями других стран, включая Израиль? 

 

В производстве Инюрколлегии постоянно находится около полутора тысяч дел, которыми занимаются тридцать наших юристов и их помощников. Около двух третей из этого числа – дела наследственные; сфера деятельности нескольких наших юристов – дела о расторжении брака, разделе имущества, отобрании детей, международное усыновление и суррогатное материнство. Последние лет десять постоянно работаем по защите интересов НАК «Нафтогаз Украины» в иностранных юрисдикциях. Сопровождением других бизнес-проектов у нас занимается группа квалифицированных юристов и адвокатов.

 

Особо следует отметить нашу работу по защите прав украинских трудовых мигрантов за рубежом. Мы ведем несколько сотен дел по представлению прав членов семей погибших на производстве или в ДТП соотечественников в Испании, Португалии, Италии, Греции, Чехии, Польше и других странах. По такого рода делам мы подписали специальные меморандумы о сотрудничестве с министерством иностранных дел и министерством юстиции Украины.

 

Можете ли привести два-три примера из вашей практики?

 

Я работаю в сфере наследственного права уже давно, и на моей памяти много интересных и необычних дел. Например, по одному из дел в США наследниками значились первые космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов, а также американский космонавт Нейл Армстронг. В свое время в производстве находилось наследственное дело писателя Бориса Пастернака. В частности, речь шла о получении активов (гонораров за издание произведений, запрещенных в СССР) из Италии. Из недавних дел расскажу о наследственном деле Михаила Г., который, будучи одиноким, старательным и трудолюбивым мастеровым, в конце прошлого века заработал более 1 млн. долларов. Впоследствии так случилось, что практически все сбережения были им потрачены на спиртное и азартные игры. Оставшись за чертой бедности, Михаил переосмыслил свою жизнь, осознав, что зачастую представлял интерес для окружающих лишь благодаря своим деньгам. В этот момент удача вновь улыбнулась ему - он выиграл в лотерею около 5 млн. долларов, которые затем приумножил, и на момент смерти его состояние составляло около 12 млн. долларов. В это время в его жизни появилась некая дама из Москвы, которая вместе со своим мужем вошла к Михаилу в доверие. В результате он оказался в лечебнице для наркозависимых, и все было готово для его переезда и перевода его активов в Швейцарию. К счастью, первый канадский адвокат Михаила Г. сумел вытащить его из лечебницы и в буквальном смысле спасти самого Михаила и его деньги. Утрачено было всего лишь несколько сотен тысяч долларов. Согласно завещанию Михаила, основная часть активов предусматривала выплаты на благотворительные цели - в том числе значительные суммы были завещаны всем четырем православным конфессиям Украины; родственникам он оставил относительно небольшие суммы, которые могли быть получены при условии, что они будут потрачены на образование.

 

Несколько вопросов читателей. Аркадий Шустерман из Хайфы интересуется, бывали ли в Вашей практике случае, когда по наследственному делу Вы нашли кого-то из родственников в Израиле?

 

Очень актуальный для нас вопрос. Вот только два дня назад по одному из английских наследственных дел нами было установлено, что ближайший родственник наследодателя проживает в Израиле. А если брать еврейские наследственные дела по разным странам, то в большинстве случаев мы находим наследников либо в Израиле, либо в США. Как правило, родственники, которые остались в бывшем СССР - Украине, Молдове, Беларуси, Казахстане - или Польше, не пережили Катастрофу, и нам удается, в лучшем случае, найти подтверждение их гибели, однако живых наследников по еврейским делам в нашей стране и в соседних братских странах мы находим редко.

 

«Мой дед когда-то в Харькове приобрел на солидную сумму участок земли в Палестине. Где я могу найти какие-то сведения об этом и получить сегодня свою долю?», - спрашивает Ю.Р. из Гиватаима. Мы посоветовали ему обратиться в Земельный фонд Израиля. А что посоветуете вы? Сохранились ли в госархивах в Харькове, вообще в Украине (либо в архивах СБУ) документы тех лет, списки тех, кто жертвовал деньги Палестине или приобретал там земельные участки?   

 

К сожалению, мы не владеем полной информацией о фондах украинских государственных архивов и не можем вам однозначно сообщить, в каком архиве могут храниться сведения о приобретении участков в Палестине жителями Харьковской губернии. Возможно, эти сведения и хранятся в Государственном архиве Харьковской области, поэтому рекомендуем господину Ю.Р.  обратиться в этот архив с соответствующим письменным запросом. 

 

В качестве примера могу сказать, что в Центральном государственном архиве Украины, г. Львов, хранятся несколько сотен дел львовского отделения краевого Палестинского бюро, общества “Keren Hayesod” и других еврейских обществ довоенного периода.

 

Мы знаем, что Государственный комитет архивов Украины ведет планомерную работу по формированию полных электронных справочников-описей фондов всех архивов Украины, но мы понимаем, что это долгий и трудоемкий процесс.

 

Приходилось ли вам, Даниил Маркович, по роду службы бывать в Израиле, встречаться со своими коллегами?

 

Разумеется, я неоднократно посещал Израиль, и у меня там есть добрые друзья и знакомые, которые время от времени обращаются ко мне как к юристу. Интересно, что часто речь идет о необходимости помочь друзьям или друзьям друга. Из коллег назову, прежде всего, моего давнего – еще по советскому периоду – коллегу Яна Маниовича и юристов его офиса по ул. Ибн-Гвироль, 29, в Тель-Авиве. 

 

Большую розыскную работу ведет коллектив института «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. В его картотеке – сотни тысяч жертв Катастрофы европейского еврейства. Приходилось ли Вам контактировать с этим институтом-музеем?

 

Пользуясь случаем, мы бы хотели выразить свое глубокое уважение коллективу института «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. Именно их картотека очень часто является единственным источником информации, когда речь идет о десятках маленьких еврейских местечек Украины, которые были полностью уничтожены во время оккупации. По десяткам дел нам удалось установить судьбу членов семей наследователей благодаря свидетельским показаниям из архивов «Яд ва-Шема», а также установить послевоенное место жительства родственников переживших Катастрофу.

 

У наших читателей – бывших ваших земляков – после этого интервью могут возникнуть дополнительные вопросы. Как они могут связаться с вами и вашими сотрудниками?

 

Ваши читатели всегда могут с нами связаться по электронной почте admin@ukrinur.kiev.ua  либо прислать письменный запрос по адресу: Укринюрколлегия, ул. Золотоворотская, 2-2а, Киев, 01034, Украина. Наши телефоны: 380 44 288 03 90; 380 44 234 52 08; факс: 380 44 279 28 35.

 

Хочу поблагодарить вас, Даниил Маркович, за эту беседу. Всех благ народу Украины, вашей службе и вам лично!

В избранное