Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Политика и безопасность" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Азербайджан в зеркале СМИ
Новости сайта "Азербайджан сегодня": произведена его полная реконструкция - новое название, новый дизайн, новая информация, а также быстрая загрузка страниц. Добавлены разделы:
Обновлены разделы Статьи и Отчеты, которые объединены в новый раздел Аналитика. На очереди - разделы Выборы-2008 и Новости азербайджанского шоу-бизнеса. Сайт "Азербайджан сегодня" регулярно обновляется. Оставайтесь в курсе событий, происходящих в Азербайджане и в мире!
ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАСОЦИУМПОЛИТИКА
БАКУ, 13 сентября – «Новости-Азербайджан», Роман Темников. 17 сентября
начнется агитационная кампания кандидатов в президенты, сказал журналистам в
субботу председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Азербайджана
Мазахир Панахов.
«Вся избирательная кампания займет 28 дней, в течение которых каждому кандидату будет выделено 6 часов в неделю эфирного времени на Общественном телевидении», - отметил он. По его словам 17 сентября специально созданная комиссия из членов ЦИК проведет жеребьевку среди кандидатов в президенты с целью распределения эфирного времени между ними. ЦИК зарегистрировал еще двух кандидатовБАКУ, 13 сентября – «Новости-Азербайджан», Роман Темников. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Азербайджана зарегистрировала еще двух кандидатов в президенты на предстоящих 15 октября выборах президента Азербайджана: бывшего председателя Али (Высшего) Меджлиса партии Народного фронда Азербайджана Гуламгусейна Алибейли и председателя Либерально-демократической партии Азербайджана Фуада Алиева. По словам секретаря ЦИК Натика Мамедова, самостоятельно выдвинувший себя Гуламгусейн Алибейли предоставил в ЦИК 41850 подписей, из которых 40476 были признаны действительными. Фуад Алиев представил в ЦИК 43818 подписей, 40426 были признаны действительными после тщательной проверки. Еще одна кандидатура – самовыдвиженца Али Агаева не была зарегистрирована, так как из поданных в ЦИК 44493 подписей, действительными после проверки были признаны только 32764. Вернуться к оглавлению раздела Для урегулирования карабахского конфликта наступил самый подходящий момент – посол СШАИнтерфакс, 12.09.2008, 14:53 США считают, что для урегулирования карабахского конфликта наступил самый подходящий момент, заявила американский посол в Азербайджане Энн Дерси журналистам в пятницу. «США отмечают, что для урегулирования конфликта наступило самое подходящее время, и это разрешение должно осуществиться исключительно мирным путем, и на основе принципа территориальной целостности Азербайджана», - подчеркнула Э.Дерси. Она выразила надежду на то, что Минская группа ОБСЕ сможет продолжить деятельность в прежнем формате. «Хотела бы также отметить, что США на данном этапе решительно намерены и способны продолжить свою деятельность и являются сторонниками мирного решения проблемы», - сказала дипломат. Вернуться к оглавлению раздела Министр иностранных дел Ирана прибыл в Азербайджан обсудить инициативу АнкарыИА РЕГНУМ, 13:53 13.09.2008. Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки с однодневным рабочим визитом прибыл в Баку. Как сообщил посол Азербайджана в Иране Аббасали Гасанов, в рамках визита Моттаки проведет переговоры с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. Возможно состоится встреча с президентом Ильхамом Алиевым. В ходе встреч будут обсуждены вопросы двустороннего и регионального сотрудничества, в том числе инициатива Турции, о создании "Кавказской платформы стабильности и безопасности". Моттаки прибыл в Баку после визита в Россию, где также обсудил региональные вопросы. Отметим, что инициатива Турции о создании Платформы ныне активно обсуждается в регионе. Накануне в интервью армянской газете "Азг" представитель по политическим вопросам посольства Ирана в Армении Камал Зарех отметил, что неучастие Тегерана в "Платформе стабильности и безопасности на Кавказе" делает ее неполноценной. По его мнению, наилучшим будет вариант 3+3, который станет самой достойной моделью урегулирования проблем. В эту модель войдут 3 республики Южного Кавказа, а также Россия, Иран и Турция Вернуться к оглавлению раздела 1news.az, 2008-09-14 12:46. Сегодня в Баку прибудут члены Политического комитета Ассамблеи Западноевропейского союза. Как сообщили 1news.az в Милли Меджлисе, цель визита – подготовка доклада на тему «Каспийское море и безопасность Европы». В состав делегации вошли представители Испании, Польши, Германии, Чехии, Бельгии и Греции. 16 сентября они посетят парламент, проведут «круглый стол» с депутатами, местными экспертами и аналитиками. Предусматривается, что в заключение мероприятия будет проведена пресс-конференция в Милли Меджлисе. Планируется ряд встреч членов Ассамблеи в нашей стране. Вернуться к оглавлению раздела В повестку очередной сессии Генассамблеи ООН включены два вопроса, связанные с АзербайджаномИА РЕГНУМ 13:49 13.09.2008. В повестку 63-й сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая откроется 16 сентября, включены два вопроса, связанные с Азербайджаном. В повестку сессии эти вопросы отмечены как пункт 13 и 16. Пункт 13 подразумевает рассмотрение резолюции 62/249 ("Затянувшиеся конфликты на пространстве ГУАМ и их влияние на международный мир, безопасность и развитие"), а 16-ый - резолюции 62/243 ("Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана"). Как сообщает Day.az, в ходе основной части сессии Генассамблеи будет рассмотрено более 160 пунктов повестки дня, среди которых - обеспечение мира и безопасности, борьба с терроризмом, защита прав человека и окружающей среды, вопросы социального и экономического развития. В рамках сессии состоится также встреча министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Армении, как и очередное заседание СМИД стран ГУАМ. Отметим, что ежегодные общие прения начнутся во вторник, 23 сентября и продлятся до 1 октября. В эти дни с трибуны Генеральной Ассамблеи выступят более 120 глав государств и правительств, а также министры иностранных дел и главы делегаций. 23 сентября в рамках общеполитической дискуссии к Генеральной Ассамблее обратятся президенты Бразилии, США, Франции, Сербии, Аргентины, Габона, Ирана. На тот же день дискуссии запланированы выступления президентов Грузии и Литвы. 24 сентября выступит президент Украины. 25 сентября -президент Таджикистана, а 26 - Киргизии. 29 сентября, согласно предварительному списку, выступит министр иностранных дел России. Вернуться к оглавлению раздела Президент Азербайджана посетит МосквуИА РЕГНУМ 13:44 13.09.2008. Президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 сентября посетит в Россию. Визит состоится по приглашению президента России Дмитрия Медведева. Визит носит рабочий характер, сообщает пресс-служба Кремля. Между тем, как передает Bakililar.az, в центре внимания будет карабахская проблема, а также вопросы поставок газа из Азербайджана в Европу в обход России. Возможно, будет обсуждена инициатива Турции в переговорном процессе по карабахскому урегулированию Вернуться к оглавлению раздела 1news.az, 2008-09-13 17:02. «Наверняка темой предстоящих переговоров лидеров России и Азербайджана будет энергетическая составляющая и, безусловно, региональная тематика». Об этом 1news.az заявил политолог Расим Мусабеков, комментируя предстоящий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. «Не исключаю также, что Медведев и Алиев затронут более глубоко и Карабахскую проблематику. Конечно, в нынешней ситуации РФ попытается присоединить к своей инициативе и Турцию по урегулированию этой проблемы. Ведь в Кремле все прекрасно осведомлены, что чисто российская инициатива не будет принята азербайджанским обществом, поэтому для нее важно подключить к этому процессу и Анкару. Но, в любом случае, надо посмотреть, что от нас хотят русские, а потом делать какие-то заявления об итогах этой встречи», отметил Р.Мусабеков. Вернуться к оглавлению раздела США против Турции в карабахском процессе: посол США в Баку пытается вернуть инициативуИА РЕГНУМ 13:18 12.09.2008. США активизировали риторику вокруг процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Посол США в Азербайджане Энн Дерси заявила, что для урегулирования этой проблемы "наступил самый подходящий момент". "Для урегулирования карабахского конфликта наступил самый подходящий момент", - заявила американский дипломат. По ее словам, "разрешение должно осуществиться исключительно мирным путем, и на основе принципа территориальной целостности Азербайджана". При этом Дерси выразила надежду на то, что Минская группа ОБСЕ (МГ ОБСЕ) сможет продолжить деятельность в прежнем формате. Отметим, что в МГ ОБСЕ входят США, Россия и Франция. На фоне обострения отношений между Россией и США - посредниками в нагорно-карабахском урегулировании - резко активизировала свои действия Турция, не являющаяся сопредседателем группы. Кроме того, в Нагорном Карабахе начали высказывать сомнения в эффективности переговорного формата в условиях конфронтации между посредниками. На днях критике МГ ОБСЕ подверг президент Турции Абдула Гюль, который заявил, что за 17 лет ей не удалось достичь результатов в усилиях по мирному урегулированию конфликта. Ранее Турция выступила с инициативой о создании платформы стабильности и безопасности в регионе, в которую предлагает вовлечь Армению, саму Турцию, Азербайджан, Грузию и Россию. Гюль совершил за этот период беспрецедентный визит в Ереван, а также провел переговоры в Баку. По завершении встречи с Гюлем, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что "имеются обнадеживающие факторы, и обнадеживающая информация - мы смотрим в будущее с растущими надеждами". В свою очередь Гюль выразил надежду, что "проблема Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией найдет свое решение путем диалога, взаимопонимания и взаимных встреч". В контексте заявления посла США в Азербайджане об основе решения карабахского конфликта стоит отметить, что за последние дни все высшее карабахское руководство однозначно высказалось в пользу независимости республики. Президент НКР Бако Саакян, в частности, заявил, что конфликт должен быть урегулирован исключительно мирным путем, посредством прямых переговоров между сторонами конфликта, а независимость Нагорного Карабаха "не имеет альтернативы и не может быть предметом спекуляций". Спикер парламента Нагорного Карабаха Ашот Гулян заявил, что "НКР имеет все основания для международного признания", а премьер-министр республики Ара Арутюнян выразил уверенность в том, что "в недалеком будущем Нагорно-Карабахская Республика будет признана со стороны международного сообщества". Вернуться к оглавлению раздела Модест Колеров: «Не все государства Кавказа готовы отказаться от сомнительной роли «полигона»1news.az, 2008-09-11 09:58. Эксклюзивное интервью 1news.az с российским политологом и экспертом по международным проблемам Модестом Колеровым - Господин Колеров, как вы оцениваете результаты вояжа вице-президента США Дика Чейни в Азербайджан, Грузию и Украину? Не ответили ли ему, вчастности в Баку, словами Бисмарка: «Меня интересуют не ваши намерения, а ваши возможности»? - Эйфория некоторых аналитиков по поводу сократившихся возможностей США не только провокационна, но и просто неуместна. На Украине главные события, инспирированные США, еще впереди. И последствия их будут еще более серьезными, нежели последствия «оранжевой революции» 2004 года. Намерения США в Грузии тоже принципиально не изменились и, по крайней мере, в ближайшее время даже замена Саакашвили на Бурджанадзе не сделает национализм правящей элиты более безопасным для соседей Грузии. В случае же с Баку - проблема не в том, что США так же готовы безответственно использовать Азербайджан, а в том, что Азербайджан находится рядом с новой целью США, от поражения которой они так и не отказались, - Ираном. - После частной «околофутбольной» поездки в Ереван Абдуллы Гюля, состоявшейся по приглашению президента Армении, Серж Саркисян, по словам своего турецкого коллеги, пожелал, чтобы «Турция была посредником в снятии напряженности с Азербайджаном». Футбольный матч закончился победой Турции, а как, по-вашему, «сыграли» два политика? - Реакция Турции и Армении на новую ситуацию на Кавказе была молниеносной, а реакция Азербайджана очевидным образом задержалась. А в нынешней ситуации больше побеждает тот, кто вовремя и больше двигается. Так что победили обе страны - Турция и Армения. - По официальной версии, в центре московских переговоров глав МИД России и Азербайджана были и предложения Турции по созданию «Кавказской платформы стабильности и сотрудничества». А некоторые российские СМИ со ссылкой на свои источники в Кремле сообщили о возможной организации переговоров глав Армении и Азербайджана по нагорно-карабахской проблеме уже не под эгидой Минской группы ОБСЕ, а при посредничестве президента РФ Дмитрия Медведева. Насколько это, по-вашему, реально, без участия хотя бы той же Турции, учитывая, что отношения Москвы с Ереваном всегда горячее, чем с Баку? - Думаю, без участия Турции в любом формате не обойдется. - Президент РФ на днях заявил, что после 8 августа мир изменился, и с ним трудно не согласиться. Каким вы видите в кратко- и среднесрочной перспективе Южный, да и Северный Кавказ? Благополучными или раздираемыми междоусобицами? Будут ли урегулированы унесшие столько жизней конфликты в этих двух регионах? Забудет ли Кавказ боевиков-ваххабитов, артобстрелы, воздушные бомбежки и минные поля как страшный сон? - Иллюзий быть не должно: Кавказ в целом не перестанет быть зоной конфликтов и терроризма. Вопрос только в том, насколько влиятельны в целом для региональной безопасности будут эти факторы. Пока Кавказ остается полем для игры внерегиональных держав, конфликты и терроризм неизбежны. К сожалению, не все государства еще готовы отказаться от сомнительной роли «полигона». Вернуться к оглавлению раздела Армения позитивно воспринимает готовность Турции содействовать урегулированию отношений между Баку и ЕреваномИА РЕГНУМ 21:15 12.09.2008. Визит президента Турции в Армению говорит о том, что армянская и турецкая общества готовы к урегулированию отношений, тем более, что визит был достаточно тепло встречен в обеих странах. Об этом в беседе с журналистами заявил президент Армении Серж Саргсян. Как предает корреспондент ИА REGNUM, Саргсян отметил, что все исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство населения двух стран положительно оценили приезд Гюля в Ереван - "как саму инициативу, так и визит". "Мы имели цель улучшить атмосферу, и, я думаю, что мы нашей инициативой добились многого", - заметил президент. Во время переговоров, как отметил Саргсян, Гюль не раз отмечал, что в Турции его визит воспринимают достаточно серьезно в плане разрешения существующих армяно-турецких вопросов. Саргсян выразил удовлетворение тем, что Гюль поделился впечатлениями о встрече в Ереване с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Президент Армении подчеркнул важность этой беседы в перспективе создания соответствующей атмосферы доверия. Саргсян сообщил, что во время встречи Гюль отметил, что в случае необходимости Турция готова содействовать урегулированию армяно-азербайджанских отношений. "Я принял это предложение с радостью, так как только ненормальный может отказаться от содействия", - сказал президент, подчеркнув, что содействие отличается от посредничества. Саргсян выразил уверенность в том, что любой шаг, который поможет сегодня Минской группе ОБСЕ урегулировать этот вопрос, должен приветствоваться. Он также отметил, что на встрече с Гюлем зашел разговор о турецкой инициативе "Кавказской платформы безопасности". Он напомнил, что турецкая сторона не раз отмечала, что создание платформы не является альтернативой какой-либо структуре или формату, а направлено только на урегулирование отношений в регионе. "Я считаю естественным принятие таких предложений. Мы не имеем права остерегаться таких предложений, тем более, что они направлены на укрепление безопасности",- подчеркнул президент. "Мы живем в этом регионе, у нас есть соседи, с которыми у нас установлены достойные хорошие отношения, есть сосед, с кем мы не имеем отношения, точнее, не было отношений до сегодняшнего дня, и с другим соседом мы намерены восстановить и улучшить наши отношения",- отметил он, добавив, что в этом вопросе Армения должна проявлять достаточную активность. Президент страны отметил, что Армения уважительно относится ко всем своим соседям, но желает, чтобы так же относились и к ней. Саргсян сообщил, что вчера им было получено письмо от Гюля, в котором он положительно оценил визит в Ереван, как и встречу глав внешнеполитических ведомств двух стран. Отвечая на вопрос журналистов, не озадачивают ли его разговоры о том, что он пожал руку Гюля после поражения от сборной Турции (речь идет о футбольном матче между национальными сборными двух стран в Ереване - ред.), Саргсян подчеркнул, что необходимо уметь достойно проигрывать. Он отметил, что игра в тот день была достаточно честной, и победа была достойной. По его словам, армянская сборная играла с первой и третьей сборными Европы (Испанией и Турцией - ред.). Президент подчеркнул, что если какая-нибудь сторона проигрывает, она должна завершить борьбу и поздравить победителя. Президент напомнил, что в Пекине он поздравил президента Азербайджана Ильхама Алиева с победой азербайджанского борца, а в свою очередь Алиев, когда победу одержал армянский борец, поздравил его. По словам Саргсяна, пожав руку президенту Гюлю, он не только исполнял свои прямые обязанности, но и хотел показать, что отбросить горечь поражения надо достойно. "Я уверен, что многие из болельщиков и большая часть народа положительно оценили мой шаг", - сказал президент Армении. Вернуться к оглавлению раздела
БАКУ, 12 сентября – «Новости-Азербайджан», Роман Темников. Переориентация
Турции из союзника для Азербайджана в посредника должна насторожить наше
руководство, так как Анкара может форсировать тот вариант решения
Карабахского конфликта, который не устраивает Азербайджан. Об этом в пятницу
в эксклюзивном интервью «Новости-Азербайджан» заявил политолог Расим Агаев.
Оценивая слова президента Турции о посредничестве между Азербайджаном и Арменией в урегулировании Карабахского конфликта, политолог указал на то, что Абдулла Гюль несколько забегает вперед. «Для начала Турция должна наладить отношения с Арменией и только потом выступать в качестве посредника», - отметил Агаев. По его словам, Азербайджан нуждается в гарантиях того, что Армения не признает «НКР» и не начнет боевых действий, в то время как Азербайджан будет налаживать с ней отношения. «К примеру, Россия добилась того, что Евросоюз выступил гарантом не возобновления боевых действий со стороны Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии. А кто выступит подобным гарантом для нас?», - задается вопросом Агаев. Леонид Радзиховский: «Азербайджан - это богатая невеста, которая должна быть очень осторожной»1news.az, 2008-09-13 15:12. Эксклюзивное интервью 1news.az с российским политологом Леонидом Радзиховским - Россия стремится легализовать признание мятежных грузинских автономий -Абхазии и Южной Осетии и в частности наладить дипломатические отношения с Сухуми и Цхинвалом. Но Россия обосновала вторжение в Грузию тем, что большинство населения Южной Осетии - граждане России, и 58-я армия пришла им на выручку. В таком случае, что будет делать российское посольство в регионе, где живут одни российские граждане. Это похоже на дипмиссию России, скажем, в Омской области… - Действительно, сложилась непонятная парадоксальная ситуация, и Россия ее создала давно, когда раздала почти всем жителям Абхазии и Южной Осетии российские паспорта. Если раньше было так, что территория считается грузинской, а граждане российские, то теперь ничуть не лучше. Потому что территория считается независимой, а граждане - России, которые, между прочим, получают пенсии, пособия из РФ и т.д. Это совершенно фальшивая ненормальная ситуация, которую, так или иначе, России придется распутывать. Долго этот двойной стандарт продолжаться не может. Распутывание может быть в двух случаях: или там напечатают свои паспорта и они станут гражданами своих стран, или они будут вынуждены вступать в состав России. Но вступление в состав России - это крайне невыгодный вариант для Москвы, так как это будет означать, что с этого момента у России не будет общепризнанных государственных границ. Если представить, что, как заявил южноосетинский лидер Эдуард Кокойты, Южная Осетия вступит в состав РФ и объединится с Северной Осетией, то, что тогда будет считаться границей России? С точки зрения России, это будет административная граница Южной Осетии, а с точки зрения практически всего мира, который не признает отделение Южной Осетии, это будет государственная граница Грузии. Пусть на малом участке, но все же граница России будет неопределенной, а это крайне опасная для нее ситуация. И это ни в какой степени не окупается удовольствием от присоединения Южной Осетии. Что касается Абхазии, то ее руководство твердо заявило, что она вступать в состав России не будет. Но в этом случае необходимо сделать свои паспорта и прекратить историю с тотальным двойным гражданством. Двойное гражданство - дело возможное в современном мире, но когда все население является гражданами другой страны и при этом не имеет своих паспортов, то получается полная ерунда и ни о каком государстве в данном случае говорить не приходится. Руководство Абхазии должно при помощи России разобраться в ситуации, провести свою паспортизацию. - Насколько грузино-российский конфликт может повлиять на другие межнациональные конфликты на постсоветском пространстве, в частности, на решение Карабахской проблемы? - Что касается Нагорного Карабаха, то пока трудно сказать, как это дело повернется. С одной стороны, никто не заинтересован в обострении Карабахского вопроса, потому что обострение проблемы означает возобновление войны. В этом никто не заинтересован. С другой стороны, Кавказ и Каспий - слишком богатые нефтяные регионы, лакомые куски для многих стран: России, США, Ирана и для многих других игроков. И они не прочь попытаться воспользоваться этой миной замедленного действия. На данный момент Россия не заинтересована в войне на Кавказе. Только что удалось снять значительную часть неприятных последствий от российско-грузинской войны, и если сейчас разгорится новая война, то трудно себе представить, что Россия в политической, дипломатической плоскости останется в стороне от этого процесса. Практически это наверняка означает новый виток конфронтации с Западом. Но стратегически на Каспии слишком много нефти, чтобы сильным игрокам в регионе не пришла в голову идея обострить ситуацию. - В Гаагском суде идет процесс по иску Грузии в отношении России. Если суд примет сторону Грузии, окажет ли это какое-либо воздействие на Россию? - На вынесение решения Гаагским судом пройдут недели. Решение Гаагского суда, в отличие от Страсбургского, не будет иметь обязательной юридической силы для России. Тем не менее, если Гаагский суд признает факты геноцида грузин в Южной Осетии и Абхазии, то есть осуществлении этнических чисток, массового изгнания грузинского населения, то, конечно, это будет крайне неприятное для России решение. А как на нее отреагирует Россия, это совершенно понятно - резкими политическими демаршами, усилением информационной войны против Запада и все. Никакой другой реакции не будет. - Многие на Западе выдвигают версию, что очередной жертвой России будет Украина. - Повторения грузинской истории в Украине не будет. Что касается вступления Украины в НАТО, то этот вопрос упирается в острейший политический кризис внутри Украины. Юлия Тимошенко, которая была самым ярым сторонником интеграции в ЕС и НАТО, противником России, развернулась ровно на 180 градусов и сегодня является сторонником России и главным противником Виктора Ющенко и вступления Украины в НАТО. Поэтому проблема вступления Украины в НАТО стала вопросом внутриполитической борьбы. Понятно, что эта борьба не с неба упала, такой разворот Тимошенко произошел не под влиянием погодных условий. Видимо, она вошла в очень близкие контакты с российскими политиками, госучреждениями, с какими конкретно, судить не берусь. Тимошенко, Янукович и поддерживающие их политические силы, избиратели, а таких избирателей в Украине не меньше половины, - категорические противники вступления в НАТО. Ющенко и поддерживающие его силы в Украине и США - решительные сторонники вступления Украины в НАТО, то есть очень сложный внутриполитический конфликт, к которому самое прямое отношение имеют внешние силы: США и Россия, и в меньшей степени Евросоюз. Внутри ЕС также есть различные подходы. Страны Восточной Европы – Польша, государства Балтии выступают за скорейшее вступление Украины в НАТО, а государства старой Европы проявляют осторожность в этом вопросе. Получается очень тяжелый внешний и внутренний конфликт. Вряд ли Украина в ближайшее время примет для себя однозначное решение. Даже если Украина примет решение о вступлении в НАТО, то в скором времени это не произойдет. Никакого раскола на два государства Украине не грозит, но сложно сказать, как будут складываться дальнейшие отношения с ЕС и НАТО. - Пятидневная война привела к остановке экспорта нефти и газа через грузинскую территорию на западные рынки. Насколько России удалось показать Западу уязвимость с точки зрения безопасности экспортных систем в обход России? - В российской внешней политике соединяется много разных моментов: есть чисто личные амбиции, желание показать мускулы, есть антиамериканизм, который имеет огромное значение для российского общества – делать все назло, против Америки. Но есть и трезвый расчет, который свидетельствует о том, что Россия, как и Азербайджан, страна нефти и газа, хотя у России огромные запасы энергоресурсов, но, как известно, много никогда не бывает, всегда – мало. И, конечно, Россия мечтает контролировать если не добычу, то хотя бы транспортировку нефти и газа на территории бывшего СССР, а это Азербайджан, Туркмения и страны центральной Азии. Как этого добиться, Россия не знает. Поэтому работает комбинация «кнута» и «пряника». Есть «пряник» в виде предложении России купить весь азербайджанский газ по мировым ценам. Есть у России в запасе «кнут», но применить его в ближайшее время Москва не решится. Потому что слишком большой скандал получился с южноосетинской историей, на грани разрыва были отношения с ЕС. А разрыв отношений с Европой будет очень дорого стоить, обернется колоссальными проблемами и внутриполитическими потрясениями. Поэтому на такой ход в отношении Азербайджана Россия не пойдет. Для США и Европы Азербайджан имеет в тысячу раз большее значение, чем Грузия. В конце концов, Грузия для США не более чем ворота в Азербайджан. В Грузии нет нефти, газа, а есть только сомнительного качества демократия. Демократия американцев, как и русских, мало волнует, а вот энергоресурсы волнуют всех. Азербайджан - это богатая невеста, которая должна быть очень осторожной, так как вокруг нее скопилось много женихов, и каждый стремится заполучить приданое. Думаю, что пока руководство Азербайджана довольно умело лавирует между этими игроками. С одной стороны, никто не отказывается от строительства газопровода «Набукко», с другой, - не отклонено предложение России. То есть ситуация для Азербайджана опасная, но и в то же время выгодная, можно набивать себе цену с той и другой стороны. Но это зависит от ловкости политического руководства, умения все просчитать. То, что Россия крайне заинтересована в Каспийском и Среднеазиатском регионах, ни у кого не должно вызывать малейших сомнений. Так же очевидно, что США сделают все, что бы эти регионы Россия не получила. Но это не означает, что обязательно будет лобовое, в том числе военное столкновение между США и Россией. Вовсе нет. Будет вестись постоянная изматывающая, тяжелая политическая борьба, которая составляет содержание нормальной политической жизни. Азербайджан должен воспользоваться выгодой этой ситуации, и брать максимальную цену. Обезопасить себя на все 100% вряд ли получится. Хотя азербайджанское руководство взяло курс на сближение с НАТО, что в определенной степени гарантирует безопасность. Но если будут сделаны резкие движения в этом направлении, то может произойти дестабилизация ситуации в Карабахском конфликте, и в других вопросах. Игра тут рискованная. Ставки-то огромные Вернуться к оглавлению раздела Цена американских гарантий: Южный Кавказ без грузинского буфераИА РЕГНУМ, Виген Акопян, 00:19 13.09.2008. После провала главного своего проекта на Южном Кавказе, Грузии, США пытаются не допустить цепной реакции, усиленно доказывая остальным странам региона, что американские позиции не пошатнулись и последнее слово будет за ними. Особенно важна для Вашингтона позиция Азербайджана. Экстренный визит в Баку нанес вице-президент США Дик Чейни. По сообщениям ряда источников, прием ему был оказан более чем сдержанный. Ответственный по региону Мэтью Брайза на днях достаточно четко обрисовал текущие цели США. По его словам, главное сегодня - защитить Грузию и способствовать ее восстановлению. Действительно, Грузия выполняла функцию регионального узла, задающего политический ритм и диктующего политическую моду остальным странам региона - условно российскому проекту Армении и условно турецкому проекту Азербайджану. После того как узел был разрублен, диалог по Кавказу между Турцией и Россией стал неизбежен. Азербайджан и Турция могут смело предъявить претензии США, поскольку их жизненные экономические интересы, тесно связанные по воле самих США с Грузией, оказались под угрозой. Сегодня многие российские специалисты утверждают, что после поражения в войне за Южную Осетию Грузия не сдастся, и, не будучи способной на новое лобовое столкновение с Россией, превратится в опорный пункт для террористических вылазок на Северный Кавказ. Необходимо понимать, что таковая функция сделала бы из Грузии постоянную мишень для новых ударов, поскольку опорный пункт террористов в цивилизованном мире принято бомбить. Это не совсем клеится с главной стратегической функцией Грузии, отведенной ей западным сообществом - функцией стабильного транзитного коридора. В случае долгосрочной военной конфронтации между Грузией и Россией говорить о перспективе безопасного транзита азербайджанских энергоносителей по грузинской территории не приходится. Не говоря уже о возможности присоединения к этому маршруту Казахстана или Туркменистана. Это категорически не укладывается в интересы Азербайджана и Турции. Могут ли США гарантировать странам-поставщикам и европейским потребителям долгосрочную стабильность Грузии - вот в чем вопрос? Вероятно, могут. Но обеспечат ли? Произошедшая война вызывает в этом сомнения. Именно эти сомнения заставили Казахстан отказаться от инфраструктурного проекта на грузинском побережье Черного моря - НПЗ в Батуми. Но проблемы, которые возникли у США в регионе, гораздо глубже. На самом деле, несмотря на оптимистичные заявления грузинских властей, ясно, что на восстановление функций и имиджа Грузии уйдет не один год. Во всяком случае, нынешней американской администрации придется оставить эту миссию своим преемникам. Ускорить гарантии стабильности Грузии можно было бы, включив эту страну в НАТО, но тут есть риск глобальной дестабилизации, поскольку в этом случае НАТО, в том числе и европейским членам Альянса, придется взять на себя национальные, исторические, традиционные, во многом иррациональные, проблемы и фобии грузинского народа. Дальнейшая судьба Грузии сегодня целиком и полностью лежит на совести США. Они могут превратить ее в опорный пункт для террористов и втолкнуть в месиво Северного Кавказа, могут раздробить и федерализовать, могут сохранить и усилить ядро, могут вооружить и выпустить на новую войну с Россией - возможны любые варианты, однако главное заключается не в том, что будет, а в том, что уже было. Наглядная демонстрация зыбкости американских гарантий, которые по мере усиления тенденций перехода к многополярному мироустройству, будут лишь терять в котировке. Во всяком случае, Азербайджану и Турции следовало бы застраховаться от повторения подобных инцидентов, а сделать это можно исключительно обеспечением альтернативных коммуникаций. В этом контексте активизация Турции, в частности, посещение президентом Абдуллой Гюлем Армении, выглядит более чем показательно. Ясно, что Турция кинулась решать проблемы с Арменией не потому, что вдруг почувствовала ответственность перед армянским народом. Очевидно, тут возобладал собственный интерес. Открытый политический конфликт между Россией и США не оставляет им шансов на совместное посредничество в Карабахе. Но Россия останется в процессе как гарант безопасности Армении, а вот США могут и выпасть из него, поскольку не смогли гарантировать свои обязательства перед Азербайджаном и Турцией в плане обеспечения безопасного нефте- и газотранзита. На фоне оптимистических заявлений сторон по итогам турне Абдуллы Гюля в Ереван и Баку, Мэтью Брайза совершенно неожиданно оказался в Нагорном Карабахе с "ознакомительным" визитом. То есть, он вдруг решил ознакомиться с Карабахом, хотя занимается экспертным изучением проблемы региона и участвует в политическом урегулировании уже несколько лет. По итогам поездки и переговоров в Степанакерте он сделал не вполне понятное заявление: "Не хочу, чтобы в Баку посчитали, что ситуация изменилась настолько, что необходимо предпринять какую-либо акцию, которая может уничтожить улучшающийся климат". Говоря об армяно-турецких отношениях, Брайза заявил: "Необходимо завершить работу над базовыми принципами урегулирования, несмотря на то, что отношения между Арменией и Турцией изменяются", хотя при этом признал, что в условиях конфронтации с Россией судьба МГ ОБСЕ не вполне ясна. Кто же в сложившейся ситуации будет продолжать работу над "базовыми принципами"? Не вполне ясно. В свою очередь, посол США в Азербайджане Энн Дэрси заявила, что для урегулирования карабахской проблемы "наступил самый подходящий момент". По ее словам, "разрешение должно осуществиться исключительно мирным путем, и на основе принципа территориальной целостности Азербайджана". Как представляется, акцент на территориальной целостности также был сделан американским дипломатом умышленно - такого рода прямота, как правило, отпугивает одну из сторон, вселяя излишний оптимизм в другую. Опять-таки, не вполне ясно, какая именно структура будет заниматься урегулированием в этот "подходящий момент". В сложившейся ситуации можно выдвинуть две версии: ∙ Турция и США действуют в отношении карабахской проблемы координированно и полностью вытеснили Россию из этого процесса. ∙ Между Турцией и США есть разногласия, и Анкара развивает диалог с Москвой, которая и дала ей доступ в Армению. Следует напомнить, что инициатива Турции о создании новой площадки для обсуждения проблем безопасности на Кавказе - "Платформы безопасности и стабильности" - была выдвинута в Москве и получила поддержку российской стороны. В тот же период консультации в Москве провел президент Армении. В рамках первой версии можно допустить, что Турция предложила Москве свой нейтралитет в проблемах Абхазии и Южной Осетии в обмен на "зеленый свет" в Карабахе. Вместе с тем, Россия прямо заявила, что модель, примененная в отношении Абхазии и Южной Осетии, неприменима к Карабаху, что фактически противоречит интересам Еревана. В эту логику весьма гармонично укладывается решение президента Армении о создании межведомственной комиссии по реализации совместных программ с НАТО и ЕС, что можно воспринять за ответ России, отказавшейся от поддержки позиций Армении в карабахском урегулировании. Если данная версия оправдается, то Армения, скорее всего, будет вынуждена пойти на стратегические уступки, но при этом выйдет из блокады и, возможно, активизирует движение в НАТО. Однако данная версия не является жизнеспособной, если учесть, что тем же восстановлением железнодорожной связи между Арменией и Турцией занимается РЖД. В Армении дислоцирована крупная военная база РФ, и Ереван на днях взял на себя функции председательствующей страны в ОДКБ. Республика представляет собой стратегический плацдарм для России, здесь представлены интересы крупнейших российских госкомпаний "Газпрома" и "Росатома". Последняя уже занята в проекте по добыче урана в Армении, собирается претендовать на строительство новой атомной станции. За последние годы интересы и присутствие России в Армении стабильно нарастают. По итогам визита турецкой делегации в Ереван, сопровождающей Гюля, было заявлено о начале экспорта электроэнергии в Турцию - а это интересы другой российской компании "ИнтерРАО ЕЭС", после реорганизации РАО перешедшей в структуру того же "Росатома". На подходе запуск газопровода из Ирана, который будет эксплуатироваться компанией "АрмРосГазпром", более 70% акций которой контролирует "Газпром". Россия укрепилась в Армении всерьез и надолго, в отличие от тех же американцев, "грантовая" активность которых, естественно, не создала сдерживающих уход активов. Итак, более правдоподобной кажется вторая версия. Разрубив "грузинский узел", Россия вплотную вышла, в физическом смысле - вырвалась к проблеме, которая находилась за буфером - Карабаху. Взаимный интерес России и Турции состоит в том, чтобы избежать войны в этом регионе. Для Турции здесь, помимо сугубо экономических интересов, есть и курдский фактор. Армения и Азербайджан также не могут быть заинтересованы в военном пути решения проблемы. Очевидно, Ереван и Баку стоят перед реальным выбором, который предстоит принять как данность Степанакерту. Собственно туда и направился Брайза, чтобы наверняка уточнить, каков запас времени у США. Урегулирование в Карабахе под российско-турецкие гарантии может стать смертельным ударом по имиджу США в регионе и в мире. Вряд ли это украсит и карьеру самого Брайзы, отдавшего годы работы посредничеству между Ереваном и Баку. А потому в ближайшее время США предпримут ряд шагов по торпедированию любых мирных инициатив в этом регионе. Одним из вариантов сделать это, как прогнозирует Модест Колеров, может стать выход из "американского рукава джокера "контролируемого конфликта": атака на Иран и суверенизация Курдистана". Вернуться к оглавлению раздела ЭКОНОМИКАПо итогам визита президента Узбекистана в Азербайджан подписано семь соглашенийИнтерфакс, 12.09.2008, 11:32. Семь соглашений между Азербайджаном и Узбекистаном подписано по итогам встречи президентов двух стран в четверг в Баку. На расширенном встрече президентов Азербайджана и Узбекистана Ильхама Алиева и Ислама Каримова была отмечена важная роль визитов глав государств для расширения сотрудничества. "Между нашими странами существуют давние братские и дружеские отношения. Визиты руководителей государств создают новые предпосылки для развития отношений. Сегодня мы детально обсудили все аспекты наших двухсторонних отношений, региональные вопросы. У нас есть общее понимание, что интеграционные процессы, совместная координация, общие проекты будут только укреплять наши двухсторнние связи и открывать новые возможности для сотрудничества", сказал И.Алиев на встрече. Он отметил, что Азербайджан высоко ценит поддержку Узбекистана в международных организациях, и "со своей стороны всегда в будущем будем рядом с вами". "Ваш визит также создает хорошую возможность для более детального изучения перспектив сотрудничества в первую очередь в экономической сфере и других отраслях. Все это является отражением уровня наших отношений, а также мы рассчитываем, что после визита будут новые шаги для расширения сотрудничества", сказал И.Алиев. Глава Узбекистана отметил, что каждый наш визит имеет большое значение для обсуждения "тех огромных возможностей, которые должны быть реализованы в наших двухсторонних отношениях". "Азербайджан близок нам в историческом и культурном плане. Мы приехали сюда и чувствуем себя не просто в гостях, а среди близких друзей. Мы можем говорить на своем родном языке, но мы поймем друг друга", сказал И.Каримов. Он подчеркнул значимую роль экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева в нынешнем развитии страны. После встречи в расширенном составе состоялось подписание семи соглашений о сотрудничестве между странами в различных сферах. В частности, были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды, в сфере информационно-коммуникационных технологий, в сфере железнодорожного транспорта и комбинированной перевозки грузов, в сфере налогов и информационном обмене, о защите тайной информации, о гуманитарном сотрудничестве, дополнительных мерах по развитию торгово-экономического и научного сотрудничества. После президенты выступили с совместным заявлением. В своем заявлении И.Алиев отметил, что визит главы Узбекистана играет важную роль в развитии двухсторонних отношений, подчеркнув особую роль подписанных документов. Президент Узбекистана отметил, что его страна выступает за мирное решение армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. Он подчеркнул важную роль развития экономических связей между Азербайджаном и Узбекистаном. Вернуться к оглавлению раздела ВТБ меняет отделение в Степанакерте на филиал в АзербайджанеИА РЕГНУМ 16:08 12.09.2008. Национальный банк Азербайджана (НБА) готов предоставить российскому "Внешторгбанку" (ВТБ) право на покупку контрольного пакета в азербайджанском AF Bank. Об этом 12 сентября заявил журналистам председатель правления НБА Эльман Рустамов, отметив, что НБА надеется на скорое начало работы российского банка в стране. Рустамов прямо связал решение азербайджанского Нацбанка с требованием азербайджанских властей к ВТБ закрыть карабахское отделение ЗАО "ВТБ (Армения)" (филиал в ВТБ в Армении - ред.). "Недавно мы проводили консультации с председателем правления банка Андреем Костиным, который уведомил нас, что решение о закрытии отделения в Ханкенди (Степанакерт - ред) принято и сейчас идет технический процесс закрытия - возвращение вкладов и т.д. Сегодня процесс завершается. В октябре, как ожидается, они дадут полную информацию о закрытии отделения на оккупированных территориях Азербайджана, и мы сможем принять решение о покупке банком азербайджанского банка", - сказал Рустамов. Глава правления НБА добавил, что ВТБ уже модернизировал структуры управления и операционной практики азербайджанского AF Bank. Недавно на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым президент ВТБ Андрей Костин заявил, что банк, имеющий филиалы в 5 государствах СНГ, готов в ближайшее время открыть свои офисы ещё в 3 государствах. При этом банк планирует распространить на свои филиалы в Содружестве собственную систему рублёвых расчётов. Напомним, что свою деятельность AF Bank, созданный на базе Continent Bank, начал с декабря 2002 года и был зарегистрирован в министерстве юстиции в июне 2003 года. Основным акционером банка является строительная компания "Угур-97". Вернуться к оглавлению раздела
БАКУ, 12 сентября – «Новости-Азербайджан», Роман Темников. Без участия России
проект НАБУККО не реален, сказал в пятницу в эксклюзивном интервью «Новости-Азербайджан»
политолог Расим Агаев.
«Так как Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан уже определились со своими планами по транспортировке энергоресурсов, и НАБУККО им не нужен, а Россия имеет прекрасные отношения со всеми этими странами», - продолжил он. По его словам, НАБУККО, являющийся голубой мечтой США, направлен на то, чтобы перенаправить все энергопотоки в обход территории России. «Но лишить Россию – страну, по своему энергетическому потенциалу равную ОПЕК, возможности экспортировать энергоресурсы, не возможно», - отметил Агаев. Россия, как считает политолог, может направить свои энергопотоки в страны ШОС, в частности в Китай. К тому же у России есть хороший союзник в лице Ирана, и Россия всегда может воспользоваться кавказскими маршрутами. «Проведение же многочисленных конференций и саммитов в странах Каспийского региона по теме транспортировки энергоресурсов на мировые рынки обусловлено лишь позицией США. С этим можно связывать визит Дика Чейни в Баку. Но, на мой взгляд, его визит запоздал», - подытожил Агаев. Азербайджан продолжит улучшение налогового администрирования – глава МинналоговИнтерфакс, 12.09.2008, 15:27. Министерство налогов планирует продолжить процесс улучшения налогового администрирования, заявил министр налогов Фазиль Мамедов журналистам в пятницу. "В настоящее время правительство обсуждает возможные направления поправок в Налоговом кодексе. В частности, определенные консультации ведутся по ставкам налогов. Кроме этого, мы планируем серьезные изменения в системе налогового администрирования, особенно упрощения налоговой отчетности и ряда других вопросов, связанных с налогоплательщиками", - сказал Ф.Мамедов. По его словам, изменения ставки можно ожидать по НДС. "Мы считаем, что необходимо снижать ставку НДС, тем более что потенциал экономики и наличие контроля над бюджетными поступлениями по этому налогу позволяют провести такое снижение. К тому же система депозита по НДС, применяемая с этого года, зарекомендовала себя эффективно", - отметил он. Министр подчеркнул, что в налоговой системе в настоящее время сохраняются определенные проблемы. Они, в частности, связаны с проведением наличных расчетов, наличием налоговых задолженностей у крупных государственных коммунальных предприятий. "Вполне возможно, что в среднесрочной перспективе мы вернемся к обсуждению вопроса списания налоговых долгов этих предприятий", - сказал глава Минналогов. Ф.Мамедов добавил, что Минналогов планирует увеличить до конца года количество налоговых компьютерных терминалов, посредством которых в режиме on-line налогоплательщики могут осуществлять определенные налоговые операции, а также получить консультации по налоговым вопросам. "Сейчас в регионах действует 15 таких терминалов и до конца 2008 года планируется открытие еще 10 терминалов", - отметил министр. Как сообщалось ранее, правительство Азербайджана не позднее 15 мая должно вносить в парламент предложения, связанные с внесением поправок в Налоговый Кодекс.
Вернуться к оглавлению раздела
Правительство Азербайджана за три года пересмотрит вопрос о списании долгов крупных государственных налогоплательщиков
БАКУ, 12 сентября - «Новости-Азербайджан», Матанат Насибова. Правительство
Азербайджана через три года может рассмотреть вопрос о списании долгов
крупных государственных налогоплательщиков, сказал в пятницу министр налогов
– Фазиль Мамедов.
По его словам, на сегодняшний день главными налоговыми должниками являются крупные государственные предприятия коммунальной сферы, в том числе ОАО «Азерэнержи», ЗАО «Азеригаз», AZAL, Азербайджанская государственная железная дорога и др. Министр отметил, что в законодательстве Азербайджана не предусмотрено применение специальной системы штрафов, однако через три года правительство сможет рассмотреть вопрос о списании долгов крупных государственных налогоплательщиков. Он также сообщил, что посредством этих предприятий в 2008 году восполнено всего лишь 29% доходов государственного бюджета. Темур Якобашвили: «Во время экономического бума руководителей государства не меняют»1news.az, 2008-09-12 15:40. Эксклюзивное интервью 1news.az с государтвенным министром по реинтеграции Грузии Темуром Якобашвили - В Грузии этнических азербайджанцев проживает до 50 тысяч. Что делается для их реинтеграции в грузинское общество? Проживают грузины и в Азербайджане. Как они реинтегрированы в азербайджанское общество? Есть ли на правительственном уровне координированные действия по этому поводу? - Я думаю, что как в Грузии, так и в Азербайджане проблемы национальных меньшинств очень сильно отличаются от традиционных проблем меньшинств. Потому что ни в Грузии, ни в Азербайджане никто не ущемляет права нацменьшинств. И в Грузии, и в Азербайджане есть только социальные проблемы. Они имеют более структурно-экономический характер, чем что-либо другое. - Мы всегда были дружественными странами-соседями, но эта дружба еще больше укрепилась во время правления государствами Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе. Сейчас эту дружбу успешно продолжают Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили. Как в будущем эта дружба будет развиваться, зависит от того, кто будет у руля государства. 15 октября в Азербайджане президентские выборы. Как вы думаете, сохранит ли Ильхам Алиев власть? - Дружеские отношения основываются на истории сосуществования наших народов, которая у нас имеется, и чем очень дорожим. Естественно, у лидеров нет права, чтобы было иначе. Каждый лидер обязан сохранить все, что есть хорошее и приумножать. Мне кажется, что азербайджанцы всегда делали достойный выбор и сейчас тоже сделают. По той информации, которая у меня имеется, на данный момент шансы на то, что Ильхам Алиев будет переизбран, велики. И если так случится, меня это не удивит. Потому что азербайджанская экономика сейчас на подъеме. В стране происходит самый настоящий экономический бум. При таких условиях очень трудно представить, что лидера, который руководит государством, не переизберут. - Хотите сказать, что победа Ильхама Алиева гарантирована? - Считаю, альтернативы у него нет исходя из того, что во время экономического бума руководителей государства не меняют. Когда все идет хорошо, для чего рисковать? Поэтому очень важно, чтобы этот темп был сохранен. Когда был в Азербайджане, меня удивил не только темп роста экономики, но и темп модернизации страны. - А в чем это заключается? - Когда говоришь с людьми, с простым народом, с шофером такси или продавцом в магазине, чувствуется, что у людей изменились подходы к своей стране. Они гордятся своим руководителем. Люди верят в будущее. Мы не должны забывать, что эта страна недавно прошла страшную войну. Поэтому нам как-то легче понять азербайджанцев. Тот оптимизм, который есть в азербайджанском обществе, очень важен. Жизнь страны нужно измерять не только количеством новых домов или, допустим, кинотеатров или дорог. Тут самое главное трансформация самого общества. Вот это, как раз, очень важно. Я думаю, что трансформация азербайджанского общества идет в правильном направлении, и как раз это и есть залог успеха, а не количество денег, которые можно получить от нефти. Деньги просто инструмент. В данный момент это инструмент модернизации страны. - И в этом решающую роль, конечно, играет президент Ильхам Алиев? - Естественно, Ильхам Алиев является достойным лидером своего народа, и поэтому мне кажется, народ сделает свой выбор исходя из того, что видит своими глазами и чувствует, а не из того, что кто-то ему подскажет. Вернуться к оглавлению раздела Создание Кавказской универсальной биржи выгодно инвесторам, эмитентам и госорганам – управляющий Бакинской МВБИнтерфакс, 12.09.2008, 14:55. Создание Кавказской универсальной биржи позволит профессиональным участникам финансового рынка получить доступ ко всем его сегментам, считает управляющий АОЗТ Бакинская межбанковская валютная биржа (BBVB) Фархад Амирбеков. Ф.Амирбеков напомнил, что создания такой биржи было предложено банковским сообществам Азербайджана и Грузии в мае 2007 года, в рамках второй Кавказской Международной конференции "Банки и Финансы". "На наш взгляд, наличие такой биржи позволит профессиональным участникам финансового рынка получить доступ ко всем его сегментам, а государственным органам-регуляторам вести единую и согласованную стратегию дальнейшего сотрудничества в области развития финансовых рынков двух стран. Очевидно, что объединение нескольких рынков в рамках одной биржи отвечает интересам инвесторов, эмитентов и государственных регулирующих органов", - сказал Ф.Амирбеков в интервью агентству "Интерфакс-Азербайджан" По его словам, Бакинская межбанковская валютная биржа в настоящее время совместно с Тбилисской межбанковской валютной биржей (TICEX) изучает возможность унификации правил проведения торговых сессий и планирует изучить целесообразность создания интегрированного, либо единого интерфейса торгово-расчетных систем. "На основе подписанного с Тбилисской межбанковской валютной биржей соглашения о сотрудничестве, подготовлена совместная годичная программа, согласно которой к концу 2008 года BBVB и TICEX подготовят предложения по интеграции своих торговых систем. Причем, речь идет не о создании одного доминирующего центра, а об интегрированной торговой системе, которая сможет одновременно поддерживать в одном и том же интерфейсе операции на своих национальных рынках, а также позволит операторам с одного рынка осуществлять операции на другом рынке", - отметил он. Ф.Амирбеков подчеркнул, что модель формирования единой региональной биржи необходимо рассматривать как институциональную базу для создания финансового центра. При этом он добавил, что создание национального финансового центра регионального уровня является сложной задачей. "Во-первых, нам не обойтись без изучения зарубежного опыта. Во-вторых, невозможно построить региональный финансовый центр без развитого национального финансового рынка. Важно создать внутренний финансовый рынок, который бы являлся привлекательным, в первую очередь, для наших банков, эмитентов и инвесторов. Именно такой рынок может стать центром притяжения для иностранных инвесторов. Франкфурт, Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Сингапур, Стамбул, Мумбай - все они являются подлинными международными и региональными финансовыми центрами. Но в то же время эти биржевые рынки опираются, в первую очередь, на возможности национальных участников", - подчеркнул он. Управляющий биржи заметил, что в настоящее время немало азербайджанских компаний кредитуется в зарубежных банках, которые готовы предложить им широкий спектр инструментов. "Создание единого биржевого центра в регионе обеспечит не только более тесную интеграцию Азербайджана в мировой рынок, но и даст большую устойчивость финансовой системе страны. И тут значимость биржевого рынка как инфраструктурного элемента финансовой системы заключается в выполнении целого ряда уникальных функций, реализация которых другими институтами рынка либо невозможна, либо затруднительна. Надеюсь, что реализация этих планов позволит нам укрепить свои позиции, предоставляя участникам торгов услуги на уровне лучшей мировой практики, и стать основой для создания полноценного регионального финансового центра", - добавил Ф.Амирбеков. Вернуться к оглавлению раздела Объем внешних заимствований азербайджанских банков превысил $2 млрд – глава НБАИнтерфакс, 12.09.2008, 14:42. Объемы внешних заимствований азербайджанских банков за последние 5 лет превысили $2 млрд, сообщил председатель правления Национального банка Азербайджана Эльман Рустамов в пятницу на презентации отчета Doing Bisiness-2009 по Азербайджану. Как отметил Э.Рустамов, в отчете Doing Bisiness-2009 по банковской сфере Азербайджан улучшил свой рейтинг, продвинувшись за год с 25-го места на 12-е. "За последние 5 лет на банковском рынке Азербайджана произошли очень важные изменения, и он превратился с "рынка спроса" в "рынок предложения". Все банковские показатели за этот период выросли в среднем в 10 раз. За пять лет объем внешних кредитов, привлеченных азербайджанскими банками, превысил $2 млрд. В результате за прошедший пятилетний период удельный вес финансового сектора в ненефтяном секторе страны вырос с 18% до 60%", - сказал Э.Рустамов в своем выступлении, сообщает корреспондент агентства "Интерфакс-Азербайджан". По его словам, вместе с тем, реформы в банковской сфере будут продолжаться для обеспечения дальнейшего развития сектора. "Одними из приоритетных направлений при реформировании в банковском секторе является применение стандартов корпоративного управления, увеличение прозрачности в банковском деле. В настоящее время более 90% активов банков проходят аудит. Кроме того, мы надеемся на скорейшее принятие закона об отмывании грязных денег, что увеличит доверие к банкам", - отметил глава банка. Э.Рустамов добавил, что к приоритетным направлениям развития банковского сектора относится реализация проекта "Развитие финансовых услуг в почтовой сфере", завершение приватизации государственных банков и создание аграрного банка. Вернуться к оглавлению раздела Упрощение регистрации, лицензирования и выдачи разрешений в Азербайджане позволит экономить МСП до $100 млн ежегодно – региональный директор IFCИнтерфакс, 12.09.2008, 14:39. Упрощение в Азербайджане системы регистрации, лицензирования и выдачи разрешений позволит малым и средним предприятиям ежегодно экономить до $100 млн, заявил региональный директор Международной финансовой корпорации (IFC) Шахбаз Маваддат в пятницу в Баку на презентации отчета Doing Business – 2009 по Азербайджану. "За последние два года руководство Азербайджана проявило большой интерес к устранению проблем, мешающих развитию предпринимательства. В этом направлении правительством уже проделана определенная работа и я с уверенностью могу сказать, что правительство будет продолжать проведение масштабных реформ в этом направлении", - сказал Ш.Маваддат в своем выступлении, сообщает корреспондент агентства "Интерфакс-Азербайджан". По его словам, в Азербайджане имеется предпринимательский дух, но есть необходимость в совершенствовании законодательства в вопросах регулирования бизнеса. Кроме этого, региональный директор корпорации считает, что необходимо продолжать работы по упрощению системы лицензирования и выдачи разрешений. "По нашим оценкам, упрощение системы лицензирования, регистрации, выдачи разрешений позволит малым и средним предприятиям экономить ежегодно до $100 млн. Например, если на треть сократить число процедур и требуемых документов для выдачи разрешений, то ежегодно бизнес среда будет экономить до $15 млн, правительство - $6 млн", - отметил он. Как сообщалось ранее, согласно отчету Doing Business-2009, проводимого Всемирным банком (ВБ) и IFC на основе данных 181 страны, Азербайджан в 2007-2008 годах занял 1-е место по количеству проведенных реформ, направленных на улучшение бизнес-среды, и произведенному ими эффекту. Азербайджан добился улучшения ситуации по 7 из 10 индикаторов, на основании которых составляется рейтинг, что позволило стране стать мировым лидером. В частности, в республике сокращен срок оформления сделок с земельными участками за счет создания единого реестра, отменено требование о минимальном размере займа, внесены изменения в трудовое законодательство, обеспечившие большую гибкость в регулировании трудовых отношений. Также Азербайджан добился улучшения ситуации в рассмотрении судами коммерческих споров, обеспечил защиту прав миноритарных акционеров, использование системы "единого окна" при регистрации коммерческих предприятий, а также расширение использования электронных налоговых деклараций. Согласно отчету, по индикатору "открытие бизнеса" Азербайджан в рейтинге занял 13-е место, "получение разрешений на строительство" - 155-е, "наем рабочей силы" - 15-е, "регистрация собственности" - 9-е, "получение кредитов" - 12-е, "защита прав инвесторов" - 18-е, "уплата налогов" - 102-е, "ведение международной торговли" - 174-е, "исполнение контрактов" - 26-е, "закрытие компании" - 81-е. В общемировом рейтинге условий ведения бизнеса Азербайджан занял 33-е место против 97-го по итогам отчета Doing Business-2008. Вернуться к оглавлению раздела Азербайджан подготовит к 2009г новую модель ипотечного кредитования на коммерческих условиях – глава НБАИнтерфакс, 12.09.2008, 13:01. Новая модель ипотечного кредитования в Азербайджане на коммерческих условиях будет разработана к 2009 году, заявил председатель правления Национального банка (НБА) Эльман Рустамов журналистам в пятницу. "В настоящее время НБА совместно с правительством ведет серьезную работу с целью обеспечения деятельности Азербайджанского ипотечного фонда на принципах самофинансирования. Мы изучаем модели ипотеки, применяемой в частности в Дании, Мексики. Новая модель ипотеки будет готова к 2009 году", - сказал Э.Рустамов. По его словам, в настоящее время в мире наблюдается определенный кризис ипотечного кредитования. "Мы осторожно подходим к разработке новой модели ипотеки. С одной стороны мы хотим создать здоровую ипотечную систему, а с другой хотим, чтобы эта система не создавала проблем для молодого банковского сектора Азербайджана", - подчеркнул он. Э.Рустамов отметил, что в 2009 году за счет бюджетных средств правительство Азербайджана планирует продолжить финансирование социальной ипотеки. "Определенные средства на эти цели в госбюджете будут предусмотрены. Но пока я могу сказать, что социальная ипотека развивается очень медленно", - добавил он. Как сообщалось ранее, с середины 2007 года в Азербайджане приостановлено ипотечное кредитование на коммерческих условиях за счет бюджетных средств. Правительство Азербайджана считает, что Азербайджанский ипотечный фонд должен функционировать по принципу самофинансирования. Государство со своей стороны готово финансировать лишь социальную ипотеку. В госбюджете на 2008 год на социальную ипотеку предусмотрено выделение 34 млн манатов. Официальный курс на 12 сентября 0,8155 манатов/$1 Вернуться к оглавлению раздела СОЦИУМ
БАКУ, 14 сен - "Новости-Азербайджан". На борту разбившегося в Перми Боинга
были иностранные граждане - всего 21 человек, всего погибших - 82 пассажира, в
том числе семь детей, и шесть членов экипажа из Архангельска, говорится в
сообщении компании, поступившем в воскресенье в РИА Новости.
По данным Аэрофлота, на борту самолета Боинг 737 находилось 82 пассажира, в том числе 7 детей, 6 членов экипажа из Архангельска. Среди погибших есть иностранные граждане: 9 человек из Азербайджана, 5 - из Украины, по одному из Франции, Швейцарии, Латвии, США, Германии, Турции, Италии. В данный момент на месте происшествия проводятся аварийно-спасательные работы. В Аэрофлоте создан оперативный штаб по ликвидации последствий аварии. Самолет Боинг-737-500 вылетел из аэропорта Шереметьево в 01.12 мск. Связь с пилотами пропала в 03:10 мск. Через полчаса авиалайнер рухнул на землю. Падение произошло фактически в черте города Пермь, в его юго-западной части, в Индустриальном районе. При падении самолет взорвался. Горящие обломки упали на незастроенную местность. При падении самолет повредил участок Транссиба. Опубликован список погибших пассажиров и членов экипажа Боинга-737-500, который потерпел катастрофу в Перми воскресенье рано утром, сообщил РИА Новости сотрудник пресс-службы МЧС по Пермскому краю. Всего в списке 87 человек , среди них 9 граждан Азербайджана: Также сообщалось о том, что возможно есть три человека, которые приобрели билеты на этот рейс но не прошли регистрацию и, следовательно, не сели в самолет. Эта информация проверяется. Повышены стипендии студентов и аспирантовБАКУ, 13 сентября – «Новости-Азербайджан», Парвана Мамедова. Стипендии студентов и аспирантов, обучающихся в государственных учебных заведениях Азербайджанской Республики, и учащихся средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ и профессиональных лицеев распоряжением президента Ильхама Алиева повышены. Распоряжение издано в целях повышения государственной заботы об аспирантах, обучающихся в государственных учебных заведениях, студентах и учащихся государственных высших, средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ и профессиональных лицеев. Согласно распоряжению размер стипендии аспирантов составит 90 манатов, студентов, получающих именную стипендию - 90 манатов, студентов-отличников - 75 манатов, студентов, обучающихся на «отлично» и «хорошо» - 60 манатов, студентов, обучающихся на «хорошо» и «удовлетворительно» - 40 манатов (магистратура); обучающихся по бакалаврской ступени студентов-отличников - 70 манатов, студентов, обучающихся на «отлично» и «хорошо» - 55 манатов, студентов, обучающихся на «хорошо» и «удовлетворительно» - 35 манатов; обучающихся в средних специальных учебных заведениях студентов-отличников - 35 манатов, студентов, обучающихся на «отлично» и «хорошо» - 30 манатов, учащися профессиональных училищ и профессиональных лицеев – 25 манатов. Кабинету министров поручено решить все вытекающие из настоящего распоряжения вопросы. Вернуться к оглавлению раздела Азербайджанские дзюдоисты выиграли две бронзовые медали на чемпионате Европы в ПольшеБАКУ, 13 сентября – «Новости-Азербайджан», Анар Иманов. Азербайджанские спортсмены выиграли две бронзовые медали на молодежном чемпионате Европы по дзюдо.Эльсавар Садыхзаде в весовой категории 55 кг победил поочередно представителя Португалии Мигеля Кастро, представителя Эстонии Никиту Лопухова, но в четвертьфинале не сумел одолеть представителя России Эрванда Мгдсяна. В утешительных встречах азербайджанский спортсмен победил представителя Италии Фиделе де Бари и представителя Украины Сурена Мктрчана. Сархан Ахмедов успешно выступил в весовой категории 66 кг, победив представителя Дании Маркуса Ханнерса, представителя Молдовы Василя Брага. Проиграв в четвертьфинале представителю Сербии Филиппу Кржану, азербайджанский спортсмен одолел в утешительных схватках представителя Болгарии Юсифа Илански, представителя Грузии Зебеду Рехвиашвили и представителя Англии Жана-Рене Бадрика. С 12 по 14 сентября в Варшаве проходит первенство Европы среди юниоров. Сорок государств Старого света прислали свои команды на чемпионат. 374 участника (216 юниоров и 158 девушек) за три дня разыграют на польском татами медали из 16 комплектов. |
В избранное | ||