Нынешняя тема вышла короткой, хотя и растянутой по времени. Она началась прошлым выпуском, и внезапно заканчивается этим. Просто сегодняшние новости (против обыкновения их две) выражают самую суть проблемы, и добавить к этому нечего.
Курца (Стива Курца, Steve Kurtz) относят к числу основателей нового направления в искусстве. Его рабочие инструменты - пробирки, чашки Петри и микроскопы, а творения - мутировавшие микроорганизмы, растения и насекомые.
...
КОММЕНТАРИЙ: Московский арт-форум - кто лучше испугает публику?
Но все это бледнеет перед перспективами, которые открылись перед художниками в результате современных достижений генной инженерии. Тут российские художники пока отстают: опыты с геномом требуют больших денег.
Мировой сенсацией стал объект генной инженерии - живой кролик бразильца Эдурдо Каца. В геном кролика была искусно встроена хромосома светящейся морской водоросли, и кролик в темноте флуоресцировал нежным зеленым сиянием. Следующим шагом Эдуардо стала химера из лягушки, в кожу которой были вживлены крылья стрекозы, которые трепетали, словно лягушка могла летать.
Для этого искусства был срочно придуман искусствоведческий термин Ars Genetica, Ars Chimaera, или - на английском - Tissue Culture and Art.
Мир неожиданно оказался перед новой угрозой. Вызов человеку, его сущности и цельности, вызов всему живому бросило новое радикальное искусство, которое не считает вмешательство в тела и души греховным, а наоборот, именно в этих метафорах вивисекции видит путь дальнейшего развития, магистральную перспективу бытия.
"Новые направления уже заданы, и без них не обойтись", заявил недавно один из идеологов новых технологий итальянский мэтр Энцио Манзини. Говоря простым языком - джинн выпущен из бутылки, и загнать его обратно уже невозможно.
На ярмарке арс-химер появляются все новые и новые произведения искусства, от которого бегут мурашки по коже: например, третье ухо австралийского художника Стеларка. В рамках этого проекта специалисты в области тканевой инженерии сейчас выращивают дополнительное ухо из хрящевых тканей художника. Это третье ухо будет пересажено на правую щеку Стеларка. Слышать, правда, это украшение не сможет, но! Но в него будет имплантирован чип и звуковой сенсор, и ухо будет способно говорить с тем,
кто к нему обратится.
Но что ухо!
Коллектив нейробиологов под руководством Стива Портера из Технологического института Джорджии (США) создал биоробота-художника, где в мультиэлектродную матрицу встроены нейроны эмбриона живой крысы. Нервная активность этих нейронов с помощью компьютера передается механической руке, которая держит цветной маркер, опущенный на лист бумаги. В результате двигательные импульсы нескольких тысяч крысиных нейронов заставляют руку рисовать картину.
И картины эти неплохо продаются. Грезы футуриста Маринетти, который мечтал сто лет назад о наступлении времени "человека, помноженного на машину", исполнились с угрожающей быстротой. И наблюдать это можно будет не только в Москве, но и на многих других фестивалях.
Тут, собственно, и комментировать нечего. Мощь современного искусства очертила контуры будущего вполне ясно.
Зачем говорят об абстрактных вещах? Чтобы не говорить о конкретных. Зачем говорят о других? Чтобы не говорить о себе. Зачем жалеют других? Чтобы другие пожалели в ответ. Зачем жалеют себя? Это мне не до конца еще ясно.
Конкретно. Безжалостно. О себе.
Из маленького зернышка вырастает огромное дерево. Песчинка начинает лавину. Незаметные события влекут масштабные последствия. Контуры будущего угадываются в сегодняшних новостях, как в осколках зеркала. По одному осколку не понять общей картины. Но если подумать, то осколки складываются в мозаику...