Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 34


Информационный Канал Subscribe.Ru

N34  Нефтяное обозрение
1 сентября 2004 г. 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0434.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема:

Трубопровод «Тайшет—Находка»: нужен ли он, и где будет его конец?

Визит на Дальний Восток министра экономики Японии Сеити Накагава вызвал всплеск разговоров на тему, где будет размещен конечный пункт трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Дальний Восток». Японский министр встретился в губернатором Хабаровского края Ишаевым, после чего в прессе появились игривые заголовки «Нефтепровод Тайшет—Перевозная: Ишаев хочет вырвать конец у Дарькина».

В качестве варианта размещения экспортного терминала на Дальнем Востоке хабаровский губернатор предлагает порты Ванино и Советскую гавань. Для нефтяников эта идея не будет новостью — уже сейчас на берегу Татарского пролива полным ходом строится экспортный терминал в Де-Кастри для проекта «Сахалин- I». Губернатор Ишаев заявил, что во время встречи с замглавы администрации президента Игорем Сечиным он предложил, чтобы в задании на разработку технико-экономического обоснования проекта была включена разработка вариантов размещения экспортного терминала как в Приморском, так и в Хабаровском крае.

Вторым фактором, осложняющим выбор Перевозной в качестве конечной точки трубопровода, является то, что во время общественных слушаний во Владивостоке представители общественных организаций и науки выступили против размещения терминала в Амурском заливе. Впрочем, в этом случае Приморье может воспользоваться Находкой. Любопытно, что министр промышленности и энергетики РВ Виктор Христенко, курирующий этот проект на уровне правительства, предпочитает использовать название «Тайшет—Находка», а не «Тайшет—Перевозная».

Тем временем, на фоне интриг, относительно конечной точки трубопровода идет вялое обсуждение других его параметров. Оценки стоимости вроде бы стабилизировались на уровне 15 млрд. долларов США, а вот мощность изменилась. Сейчас звучит цифра 80 млн. т. Из них 50 млн. т пойдут на Дальний Восток, а 30 млн. т могут быть направлены по ответвлению на Китай, в сторону Дацина. Г-н Христенко указал на возможность поэтапного строительства трубопроводной системы с использованием временной схемы перевозок по железной дороге. Остаются неясным, где, и, самое главное, на каких условиях будут взяты огромные средства, необходимые для строительства трубопровода.

Но самая большая неопределенность существует с тем, откуда будет добыта нефть, которую планируется перекачивать по трубе. Новые месторождения еще только планируется осваивать. Однако те из них, что уже известны, вряд ли будут способны обеспечить работоспособность такого мощного трубопровода длительное время. Видимо их еще только предстоит открыть. Все это позволило специалистам издания «Эксперт» предположить, что вероятность осуществления этого очередного «проекта века» составляет около 50%.

В ближайшие полгода, видимо, станет ясна готовность нынешнего правительства одобрить величественный план строительства 15 млрд. долларовой трубы для перекачки нефти с еще не открытых месторождений.

Источники: www.expert.ru 23.08.2004, www.ngv.ru 24.08.2004, www.rusenergy.com 25.08.2004, www.iamk.ru 30.08.2004.
к оглавлению

Трубопровод «Тайшет—Перевозная»: началась экологическая экспертиза.

Глава департамента государственной экологической экспертизы Минприроды г-жа Онищенко подтвердила, что материалы проекта строительства нефтепровода «Тайшет—Перевозная» поступили на экспертизу. По оценкам г-жи Онищенко, оценкам, она может продлиться до 6 месяцев. В то же время министр экономразвития г-н Греф заявлял, что этот процесс должен быть завершен осенью 2004 года.

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил, что представленные материалы включают в себя только трубопроводную часть от Тайшета до бухты Перевозная. В представленных материалах не предусматривается ответвления на Дацин в Китай, а также частичное использование железнодорожного транспорта. Стоимость строительства оценивается в 16,2 млрд. долларов.

В общем, похоже, в российском правительстве, а также в руководстве АК «Транснефть» думают одно, говорят другое, а делают что-то совсем третье. Любопытная организация труда для проекта стоимостью в 16 млрд. долларов. Понятно, почему у такого государства потом денег на социальные выплаты не хватает!

Источник: «Время новостей» 23.08.2004.
к оглавлению

Темы недели

США.
Компания «Вейерхаузер» сделала большую мазутную лужу

На целлюлозно-бумажном комбинате в Лонгвью (Longview), штат Вашингтон, произошла крупная утечка мазута. Это предприятие принадлежит одной из крупнейших американских лесопромышленных компаний — «Вейерхаузер» (Weyerhaeuser). Работавший по контракту оператор погрузчика повредил трубопровод, по которому из резервуара в котлы подавался мазут. Благодаря имевшейся обваловке разлив был локализован. Однако мазут из поврежденной трубы вытекал еще в течение суток. Согласно одним источникам объем разлива составил около 800 т. Согласно другим — не менее 2000 т, а 800 т мазута осталось в резервуаре.

Компания тщательно контролировала ход событий. Особое внимание уделялось обеспечению безопасности работников предприятия. Немедленно были информированы официальные структуры. Хотя утечки мазута на пределы территории предприятия нет, на протекающей рядом с заводом реке на всякий случай были развернуты боновые заграждения. Сейчас компания готовится к уборке разлитого мазута и очистке загрязненного грунта. После завершения ликвидации аварии будет проведено расследование для предотвращения подобных случаев в дальнейшем.

Каких-либо штрафных санкций со стороны властей не ожидается, поскольку ущерб внешней окружающей среде не нанесен, а на самой территории предприятия будут проведены очистные работы.

Источник: www.katu.com 26.08.2004, www.tdn.com 27.08.2004.
к оглавлению

Россия—Украина.
Столкновение в Керченском проливе — на этот раз удачно

В ночь с 24 на 25 августа 2004 года в Керченском проливе столкнулись шедший под кипрским флагом танкер «Тринити Сьерра» и российский сухогруз «Капитан Дривень». Российское судно получило пробоину и накренилось на 8%. На помощь ему пришли два буксира, которые отбуксировали поврежденное судно в Керчь. Кипрский танкер пострадал меньше, утечки нефти не зафиксировано.

Остается только порадоваться, что танкер врезался в сухогруз, а не наоборот.

Источник: www.utro.ru 25.08.2004.
к оглавлению

Россия—Норвегия.
Нефть вошла в число приоритетных угроз Баренцеву морю

Российские и норвежские ученые под эгидой Программы ООН по окружающей среде провели анализ факторов, угрожающих состоянию Баренцева моря, одного из самых чистых и богатых в биологическом плане морей Европы. Перелов трески, радиоактивные отходы, вторжение завезенного для интродукции с Дальнего Востока краба в ближайшее время будут дополнены многократным ростом перевозок нефти.

Составители доклада Global International Water Assessment. Regional Assessment 11. Barents Sea прогнозируют, что к 2020 году через Баренцево море танкеры будут перевозить до 40 млн. т в год. Расположенные на берегах Баренцева моря Россия и Норвегия являются крупнейшими после Саудовской Аравии экспортерами нефти. Чрезвычайно высокие мировые цены на нефть делают возможной реализацию проектов, которые ранее были экономически неэффективными.

До сих пор Баренцево море избегало последствий крупных разливов нефти. Однако резкий рост объемов ее добычи как на берегах, как и с морского дна, увеличение танкерных перевозок могут привести к крайне тяжелым экологическим последствиям для хрупкой северной природы этого моря. Дополнительные проблемы могут быть вызваны завозом чуждых видов с балластными водами. В докладе содержатся рекомендации, направленные на предотвращения печальных последствий такого рода.

Источник: UNEP Press Release 24.08.2004. Reuters 24.08.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Приразломное месторождение: и зачем компаниям это надо?

Минпромэнерго подготовило проект соглашения о разделе продукции по Приразломному месторождению. Его разработку будет вести ЗАО «Севморнефтегаз» — совместное предприятие «Газпрома» и «Роснефти». За 25 лет добычи предполагается добыть 75 млн. т нефти. На пике добычи будет добываться 7,6 млн. т в год. На реализацию этого проекта планируется затратить 4,5 млрд. долларов. При цене на нефть коло 20 долларов за баррель доход государства должен составить 2,1–3,3 млрд. долларов. Срок окупаемости проекта определен в 9 лет.

Компании «Газпром» и «Роснефть» обращают внимание на проблемы, которые предстоит решить при его реализации. Добываемая там нефть очень тяжела, с высоким содержанием серы. Она будет стоить заметно дешевле, чем обычный российский сорт «Юралс». При сроке реализации проекта 25 лет и окупаемости за 9 лет проект и уровне цен 20 долларов за баррель это принесет компаниям лишь 1,5 млрд. долларов чистой прибыли. За это им предстоит решить большое количество сложных технических проблем. Кроме того, надо будет мобилизовать значительные средства для начальной стадии проекта. В 2004 году инвестиции в него составят 360 млн. долларов.

Добыча нефти на месторождении Приразломное запланирована в конец 2005 года, когда будет добыты первые 124 тысяч т нефти. Максимальный уровень добычи будет достигнут в 2010 году.

Источники: «Ведомости» 27.08.2004, «Время новостей» 27.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» зарылся на 9 метров — аборигены довольны

В Тазовском районе прошла пресс-конференция с участием представителей компаний «Лукойл-Западная Сибирь», ее дочерней компании «Находканефтегаз» а также руководства района. Глава муниципального образования «Тазовский район» Николай Харючи сообщил, что причины для опасений местного коренного населения, что прокладка компанией «Лукойл» газопровода по дну Тазовской губы может привести к негативным последствиям для нерестового хода рыбы, устранены. Компания ООО «Лукойл-Западная Сибирь» пошла на удорожание проекта в полтора раза. Теперь газопровод будет погружен на 9 м ниже дна губы.

Ведутся переговоры о страховании возможного экологического ущерба при работах в пойме губы. Отводы сельхозугодий в местах освоения Находкинского месторождения осуществляются только после согласования с районным отделением общественной организации «Ямал — Потомкам». Проект прошел экологическую экспертизу, и его выполнение контролируют органы власти. Проблема только в том, что местное населения об этом плохо знает.

Источник: www.fakttv.ru 26.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сахалин: незаконная добыча песка остановлена

Компании, ведущие строительные работы на Сахалине, часто используют для этого песок с берега Охотского моря. Однако когда им выдается лицензия на его добычу, в ней содержатся условие не вести работы на прибрежной полосе и в устьях рек, работать только зимой, когда нет нерестового хода рыбы. Кроме того, при согласовании проекта «Сахалинрыбвод» начинает работу по контролю всей этой деятельности.

ЗАО «Спецтранстрой» — субподрядчик компании «Сахалинская энергия» — начал добычу песка для строительства взлетно-посадочной полосы аэропорта Ноглики, не утруждая себя формальностями. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Сахалинской области выдало разрешение на эти работы без проведения экологической экспертизы и согласования с «Сахалинрыбводом».

Песок брали на берегу Охотского моря у самого берега озера Рыбачье. В карьере работало до 7 единиц тяжелой техники. На пути вывозящих песок КАМАЗов оказалась нерестовая река Уйглекуты. Она относится к высшей категории, поскольку в нее идут на нерест лососи. Для переезда через разлившуюся после дождей реку была построена дамба. От нее шлейф грязной, замутненной воды потянулся навстречу идущему на нерест лососю. Вывоз песка полным ходом продолжался и в период нерестового хода рыбы.

2 августа 2004 года инспектора «Сахалинрыбвода» обратились в ЗАО «Спецтранстрой» с требованием остановить работу. Однако компания выплатила 10 тысяч рублей штрафа и продолжала возить песок. Тогда инспектора «Сахалинрыбвода» обратились в органы внутренних дел и к природоохранных организациям. На место прибыла следственная бригада Ногликского РОВД, а также съемочная группа программы «Зеленый патруль». Деятельность ЗАО «Спецтранстрой» была остановлена. Машины, вывозившие песок — арестованы. Дальнейшее рассмотрение дела состоится в суде.

Источник: www.regions.ru 23.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Воруем-с»: Челябинский фейерверк

В ночь с 17 на 18 августа 2004 года в районе села Травники Еткульского района Челябинской области (1164 км трубопровода «УБКУА»—Усть-Балык—Курган—Уфа—Альметьевск) произошел пожар. Горело около 4 т нефти, разлившейся на площади 47 кв. м. Рядом горел топливозаправщик на базе грузовика КАМАЗ. Причина загорания — незаконная врезка.

Согласно другим источникам, пролилось 40 кубометров нефти, что, видимо, ближе к истине, поскольку в тушении пожара было задействовано 22 единицы спецтехники и 60 человек.

Источники: www.uralpolit.ru 18.08.2004, www.regions.ru 18.08.2004, www.itartass.ru 19.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Взрыв на «Оренбурггазпроме»

На гелиевом заводе компании «Оренбурггазпром» взорвался пропан, после чего начался сильный пожар. Один пожарный погиб, семь человек получили ожоги и ранения.

В результате пожара практически полностью был уничтожен четвертый этаж административного здания и пожарная насосная станция. Из-за этого пожара была ограничена подача газа на перерабатывающий завод, однако снабжение топливом Каргинской и Заинской ТЭЦ не прерывалось.

Источник: «Время новостей» 23.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«ТНК-ВР» пытается осваивать Ковыкту и договариваться с «Газпромом»

Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта компании «ТНК-ВР» по освоению Ковыктинского газоконденсатного месторождения, поставки природного газа в Северо-восточный Китай и Южную Корею должны начаться в 2008 году. Китайская CNPC будет закупать 12 млрд. кубометров в год, южнокорейская Kogas — 10 млрд. кубометров в год.

Однако для реализации этих планов компании «ТНК-ВР» необходимо решить проблему транспортировки газа и разобраться с государственной монополией «Газпром», претендующей на руководящую роль в программе освоения и торговли природных газом с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

«ТНК-ВР» согласна на то, чтобы сбыт добываемого на Ковыкте природного газа осуществлялся через «Газэкспорт», дочернюю компанию «Газпрома». Она готова самым тесным образом сотрудничать с «Газпромом», недавно получившим лицензию на геологическое изучение Южно-Ковыктинского участка. Похоже, ей придется согласиться и с требованием «Газпрома» о необходимости существенной доработки ТЭО проекта освоения Ковыкты.

Как далеко еще будут простираться пожелания «Газпрома» — пока никто не знает. Но догадываться можно.

Источник: «Время новостей» 27.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Кредиторы «ТНК-ВР» после истории с «Юкосом» проявляют осторожность.

«ТНК-ВР» собиралась занять 600 млн. долларов под залог экспортной выручки у консорциума банков в составе Citigroup, ING и Society Generale для перекредитования существующей краткосрочной задолженности. Однако на завершающей стадии переговоров банки ING и Society Generale отказались участвовать в выделении этого кредита. Причина заключается не в кредитной истории компании или ее рейтинге, а в политических рисках работы в России.

Банки ING и Society Generale в 2003 году входили в консорциум Citibank, Commerzbank, Deutsche Bank, HSBC Investment Bankung (SG CIB), который выдал кредит в 1 млрд. долларов компании «Юкос». Банк Society Generale был координатором этой сделки. Кроме того, этот банк участвовал в предоставлении «Юкосу» еще одного кредита, на 1,6 млрд. долларов. Теперь, после упражнений российских налоговиков над «Юкосом» банку предстоит увлекательная процедура дефолта по этим кредитам.

Вместе с тем, решение ING и Society Generale не станет критическим для предоставления кредита «ТНК-ВР». Лидером консорциума является американский банк «Ситигруп», которой собирался предоставить 250–300 млн. долларов. Банки ING и Society Generale собирались выделить по 70–100 млн. долларов. Их место могут занять другие банки — ABN AMRO и BNP Paribas, Credit Agricole, Natexis Banques Populaires, WestLB которые проявляют интерес к этой сделке.

Пока «ТНК–ВР», если не считать некоторых мелких пакостей, которые ей делают государственные структуры, работает относительно спокойно и даже проводит дерзкие с точки зрения российского чиновничества операции типа покупки акций компании «Роспан», принадлежавших «Юкосу». Тем не менее, 23 сентября 2004 года ей предстоит судебный процесс в арбитражном суде по иску ООО «Альфа Сервис», которая оспаривает результаты инвестиционного конкурса 1997 года по продаже 40% акций «Тюменской нефтяной компании».

Впрочем, учитывая намеченный на 29 сентября 2004 г. аукцион по продаже американской компании «ConocoPhillips» принадлежащего государству пакета 7,6% акций компании «Лукойл», можно надеяться, что до этого времени новые особо зубодробительные для российского бизнеса решений приниматься не будут. А вот что будет после этого — предсказывать сложно.

Источники: «Коммерсантъ» 23.08.2004, «Время новостей» 23.08.2004, «Ведомости» 23.08.2004, 27.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Ненецкий АО — «Роснефти»: делиться надо

Арбитражный суд Москвы все-таки частично удовлетворил иск администрации Ненецкого АО к дочке «Роснефти», компании «Северная нефть». Он постановил взыскать с компании 19,7 млн. долларов, и к ним — 30 млн. рублей неустойки по дополнительным платежам на социально-экономическое развитие, которые были включены в лицензионное соглашение на добычу нефти на Вале Гамбурцева. Это несколько меньше тех 31,4 млн. долларов, на которые претендовала администрация Ненецкого АО, но все равно много.

«Роснефть», которая приобрела 100% акций «Северной нефти», попыталась отказаться от выплаты этих средств, поскольку наличие таких обязательств не предусмотрено действующим законом «О недрах». Теперь арбитражный суд объяснил компании, что ее государственный статус пока не избавляет от необходимости быть социально ответственной. Региональным чиновникам деньги тоже нужны.

Источники: «Ведомости» 23.08.2004, «Время новостей» 23.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Социально понятливая компания «Шелл» в Санкт-Петербурге

После скандального романа с компанией «Лукойл» по части выдачи участков под строительство новых автозаправочных станций, администрация Санкт-Петербурга занялась внедрением рыночных методов. Уже первые торги принесли ошеломляющие результаты. Три участка были проданы за 1,7 млн. долларов, причем за один из них, в районе моста Володарского, компания «Шелл» заплатила более 1 млн. долларов. Питерские нефтяники отмечают, что такая стоимость в полтора раза превышает официально заявляемые цены на аналогичные участки в Москве.

Все это может спровоцировать рост цен на землю в Санкт-Петербурге под АЗС в полтора-два раза. До сих пор она не превышала 500 тысяч долларов. Это чревато увеличением стоимости строительства новых автозаправок и создаст проблемы для развития их сетей. Например, финская компания «Несте», которой в Санкт-Петербурге принадлежит 28 АЗС, не может дальше развиваться из-за отсутствия земельных участков. В 2004 году она сможет построить только одну новую станцию. Сейчас компания подбирает себе участки в Ленинградской области.

Тем не менее, компания «Шелл» довольна приобретением. Сейчас в Санкт-Петербурге ей принадлежит 8 АЗС. Довольна (по крайней мере, официально) и администрация Санкт-Петербурга, которая намерена до конца года продать еще пять участков. До последнего времени решение о получении земельных участков под строительство АЗС принималось на основании переговоров предпринимателей и инвестиционно-тендерной комиссии мэрии Санкт-Петербурга. Официально выделяемые участки стоили по 50–100 тысяч долларов. На вторичном рынке они стоили уже несколько сотен тысяч долларов. Однако, как показал пример «Шелл», есть компании, готовые платить и больше.

В настоящее время, по данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, в городе работает около 260 АЗС. ЗАО «Петербургская топливная компания контролирует 29% рынка, компания «Фаэтон» — 15%, «Несте Санкт-Петербург» и «Славнефть» — по 10% каждая. На долю «Лукойла» приходится 9%, фирмы «БалтТрейд» — 7%. Общий объем рынка розничных продаж автомобильного топлива в Санкт-Петербурге оценивается в 400 млн. долларов США.

Источник: «Ведомости» 26.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Москва игнорирует команды ФАС

Московские власти демонстративно игнорируют требования Федеральной антимонопольной службы (ФАС) прекратить одностороннее выделение мест для размещения автозаправочных станций ОАО «Московская нефтегазовая компания» (МНК). 55% акций этой компании принадлежит муниципальной «Центральной топливной компании» (ЦТК) и 45% — британской Sibir Energy. В Москве МНК принадлежит 84 автозаправочные станции, торгующие под маркой МТК.

8 апреля 2004 года первый московский вице-премьер Аксенов запретил выделять участки под строительство новых АЗС всем, кроме компании МНК. Другие столичные продавцы бензина подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу, которая выдала московской мэрии предписание о прекращении подобной практики. В предписании содержалось требование изъять у МНК выданные после 8 апреля 2004 года участки и впредь распределять их на конкурсной основе.

17 августа 2004 года г-н Аксенов провел совещание, на котором было подтверждено, что решение от 8 апреля 2004 года, несмотря на предписание ФАС, будет выполняться. Кроме того, Москомархитектуре в двухнедельный срок было предписано подобрать компании МНК еще 50 участков. В случае выполнения этих намерений доля МНК на московском рынке увеличится с нынешних 10–11% до 15%.

Предписание ФАС было опротестовано мэрией Москвы в Арбитражном суде г. Москвы. Рассмотрение этого дела пока не состоялось. Теоретически московские власти должны выполнять столь очевидные по своей обоснованности предписания Федеральной антимонопольной службы, но московский арбитражный суд обычно с симпатией относится к московской мэрии.

Так что у службы ФАС пока обломы по всем направлениям. Ни нефтяные компании, синхронно вздувающие цены на топливо, ни московская мэрия ее не слушаются. Впрочем, эксперты напоминают, что симпатии судов могут измениться, и тогда может начаться процесс изъятия незаконно приобретенных участков. Но это уже будет совсем другая история.

Источник: «Ведомости» 26.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Кремлевские нефтяники

Увлекательный процесс занятия собственным, хоть и государственным, бизнесом, является хобби обитателей не только московской мэрии, но и Кремля. Одной из экзотических иллюстраций этого развлечения высокопоставленных российских чиновников является избрание в совет директоров АО «АК «Транснефтепродукт» Владислава Суркова. Вообще-то основное его занятие — это работа помощником президента В.В. Путина по вопросам внутренней политики, федеративных и межнациональных отношений. Некоторые эксперты высказывают предположение, что г-н Сурков может возглавить совет директоров АО, и в свободное от внутренней политики время будет заниматься трубопроводной транспортировкой и экспортом российских нефтепродуктов.

Это назначение произошло всего лишь через месяц после того, как другой выдающийся кремлевский деятель — замглавы президентской администрации Игорь Сечин стал председателем совета директоров НК «Роснефть».

Тенденция, однако …

Источник: «Коммерсантъ» 24.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«Волготанкер» отчаливает из Самары и уходит в море.

Компания АО «Волготанкер» по объему перевозок занимает первое место среди перевозчиков, работающих на внутренних водных путях России. В 2003 году по одним источникам она перевезла 9,5 млн. т грузов, в основном нефти и нефтепродуктов (»Коммерсантъ»), по другим — целых 10,5 млн. т (»Ведомости»). Флот «Волготанкера» насчитывает 353 судна общим дедвейтом 1,2 млн. т. Выручка компании в 2003 году составила 4,2 млрд. рублей, что принесло ей чистую прибыль в размере аж 11 млн. рублей (около 350 тысяч долларов США). В 2000 году владельцем компания «Волготанкер» был нефтяной гигант «Юкос». Однако вскоре 70% акций «Волготанкера» оказалось в 6 кипрских оффшорных компаниях, непонятно кому принадлежащих. 20% до сих пор находятся в государственной собственности.

Взаимоотношения областных властей и компании «Волготанкер» как-то не сложились. Газета «Коммерсантъ» утверждает, что за последние 4 года между «Волготанкером» и областным налоговым управлением прошло 211 судебных процессов о возмещении налога на добавленную стоимость на общую сумму 300 млн. рублей. Все они были выиграны «Волготанкером». Однако в августе 2004 года самарские налоговики опять попытались взять реванш и возбудили в отношении пароходства уголовное дело до факту укрывательства от налогов в особо крупных размерах по статье 199 УК РФ на все ту же сумму в 300 млн. рублей.

Похоже, это окончательно надоело руководству компании, и оно заявило, что намерено перенести головной офис компании из Самару куда-нибудь поближе к морю. В качестве благовидного официального предлога называется несколько двусмысленно звучащая необходимость «диверсификации рисков».

Первый риск — сильная привязанность к обслуживанию компании «Юкос», обеспечивающая 52% общего объема перевозок «Волготанкера». Сейчас компания активно увеличивает долю других заказчиков. На саратовском направлении это «ТНК-ВР», на уфимском — «Башнефть», на пермском — «Лукойл».

Второй — слишком большая доля речных перевозок. Сейчас «Волготанкеру» приходится конкурировать с железной дорогой. Из-за того, что, по климатическим условиям, навигация на внутренних водных путях России длится около 6 месяцев, компании приходит ориентироваться на тариф железнодорожной доставки в устьевой порт минус 20%.

В ближайшие 5 лет «Волготанкер» собирается увеличить долю морских перевозок с 7% до 40%. В качестве места размещения нового головного офиса могут рассматриваться Астрахань, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону, где у «Волготанкера» уже есть мощное присутствие.

Одним из наиболее привлекательных бассейнов является Каспийское море. Объемы перевозок нефтяных грузов на нем быстро растут. Суда могут работать весь год. Для этого планируется переоборудовать имеющиеся у «Волготанкера» суда класса «река-море». На эти цели в 2005 году будет использовано до 26 млн. долларов из 120 млн. долларового кредита, предоставленного австрийским Райффайзен Банком. Одним из потенциальных заказчиков может быть компания «ТНК-ВР». Она уже экспортирует по Каспийскому морю нефть в Иранский порт Нека. Кроме того, она осуществляет поставки на Махачкалу.

Источники: «Ведомости» 25.08.2004, «Коммерсантъ» 25.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания «Волготанкер» любит экологию

Любопытные объяснения в любви к экологии прозвучали по время интервью председателя совета директоров группы компаний «Волготанкер» Александра Александровича радиостанции «Эхо Москвы» 23 августа 2004 года.

На вопрос об экологии г-н Александрович признался, что для его компании это чувствительная тема:

«… Мы чувствуем ответственность за последствия транспортных происшествий, которые, безусловно, происходят. Если что-то двигается, то, к сожалению, риск существует. И 4 года назад мы поставили во главу угла безопасность судоходства, на это направлены наши усилия и наша ключевая фраза, когда мы учим свой бизнес-персонал, которая заключается в следующем — если есть хоть какая-то патетическая (наверно все-таки гипотетическая — прим. сост.) возможность, какая-то опасность транспортного происшествия, лучше встаньте и постойте. Прибыль у нас не во главе угла, во главу угла ставится безопасность судоходства. Кроме того, мы 4 года назад застраховали всю свою ответственность в ведущих английских клубах (остается надеяться, что в страховых, а не футбольных — прим. сост.) Любое происшествие с нашим участием застраховано английскими клубами и наша ответственность, их ответственность вернее, если вдруг тьфу-тьфу, по случаю составляет 1 млрд. долларов. Наше природоохранное законодательство мотивирует относиться к этому вопросу очень внимательно. Мы являемся партнерами МЧС по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Всем памятен прошлогодний пожар в Самарской области с танкером «Виктория», который, к счастью не принадлежит компании «Волготанкер», но вместе с тем мы принимали достаточно активное участие и только у компании «Волготанкер» есть необходимые средства и силы, для того чтобы локализовать такого рода события. Что и было блестяще продемонстрировано. Имеем похвальные грамоты и благодарности от МЧС, и наши люди не считаясь ни с чем, участвовали в локализации этого события».

Относительно того, имеет ли компания «Волготанкер» похвальные грамоты и благодарности от МЧС за мазут, разлитый судном этой компании в сентябре 2003 года в Онежской губе Белого моря, г-н Александрович ничего не сказал.

Впрочем, сотрудничество «Волготанкера» и МЧС бурно развивается и дальше. Государственные спасатели и компания создают совместную инфраструктуру по ликвидации нефтяных разливов. В сервисном флоте «Волготанкера» есть аварийно-спасательные суда, боны, сорбенты. Сейчас разрабатываются планы совместного использования этих технических средств вместе с силами МЧС.

Источник: www.echo.msk.ru 23.08.2004
к оглавлению

Россия.
Роскошное шоу МЧС на Дальнем Востоке. Грохнуло, как всегда, в Европейской части страны.

Похоже, проведение роскошных антитеррористических шоу на Дальнем Востоке с одновременными вылазками террористов в Европейской части России превращаются в традицию. С минуты молчания по погибшим в результате теракта жертвам авиакатастроф в Ростовской и Тульской областях начались широкомасштабные учения МЧС в Амурском заливе во Владивостоке.

Исходный их сценарий не обошелся без очередного победоносного антитеррористического спектакля. Условные террористы захватили пассажирское судно, после чего на борту был взорван «пояс шахида». Далее на судне начались пожар, утечка нефти, сотни пассажиров были вынуждены прыгать за борт. К месту происшествия на лодках и вертолетах полетели и поплыли пожарные, пограничники, милиционеры, сотрудники Дальневосточного пароходства, зачем-то — представители инспекции маломерных судов (которая с 2003 года входит в состав МЧС), и, наконец-то, собственно спасатели. Далее пожар тушится, террористов нейтрализуют, пассажиры спасаются, разлив нефти ликвидируется. В условиях теплого летнего моря, практически отсутствующего волнения выглядело все это великолепно и красочно.

Впечатлял объем сил, задействованных в шоу. Это поисково-спасательная служба, Госинспекция по маломерным судам, 171 смешанная авиаэскадрилья, подразделения Дальневосточного военного округа, Тихоокеанского регионального погрануправления ФСБ РФ, Восточного округа внутренних войск, Центр медицины катастроф. Летали Ми-8, Ми-26 Бе-200, Бо-105, АН-74. Плавали около 20 судов.

Руководитель учений, замминистра МЧС Геннадий Короткин дал высокую оценку продемонстрированным результатам. Он с удовлетворением отметил, что «Россия — один из мировых лидеров спасательного движения, мы постоянно совершенствуем технологии и оборудование».

Относительно того, насколько меньше становится количество чрезвычайных ситуаций и их жертв, господин замминистра ничего не сказал.

Источники: РИА-Новости 27.08.2004, «Российская газета» 27.08.2004, www.vostokmedia.com 26.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Приморск готовит декларацию промышленной безопасности. Лучше поздно, чем никогда

ООО «Спецморнефтепорт «Приморск» компании АК «Транснефть», достигнув мощности перевалки нефти, приближающейся к 50 млн. т в год, занялся разработкой декларации промышленной безопасности. В этом документе должна быть описана степень опасности работы портовых сооружений и предусмотрены меры по обеспечению их безаварийной работы. Обследование порта проводят эксперты компании ГЦЭ (Городской центр экспертиз). По его итогам будет определен размер страховки гражданской ответственности порта на случай нанесения ущерба третьим лицам и окружающей природной среде.

Экспертиза также должна определить, сколько в структуре предприятия опасных объектов, для которых требуется разработка деклараций промышленной безопасности. Уже выделено несколько производственных площадок, аварии на которым могут иметь тяжелые последствия. Это комплекс по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, площадка сливно-наливного терминала, цех очистных сооружений.

Ввиду стратегической важности спецморнефтепорта Приморск, постоянно занимаются обеспечением безопасности работы. Разработан «План ликвидации аварийных разливов нефти». Регулярно проводят учения. Работают очистные сооружения производительностью 770 кубометров в сутки. В порту установлена система обнаружения и тушения пожаров, которая, якобы, за 10 минут способна справиться с пожаром любой степени сложности.

Где будет можно познакомиться с «Декларацией промышленной безопасности» ООО «Спецморнефтепорт «Приморск» и уже разработанным «Планом ликвидации аварийных разливов нефти», будут ли открыто обсуждаться эти документы, либо российским гражданам в очередной раз будет предложено воспринимать их заочно и на веру — осталось покрыто мраком неизвестности.

Источник: www.dp.ru 27.08.2004
к оглавлению

Россия—Литва.
Совместная программа по охране Куршской косы от Д-6 и прочих гадостей наконец началась

Наконец начала действовать совместная российско-литовская группа, которая к ноябрю 2004 года должна разработать проект соглашения между правительством РФ и Литовской республики о сотрудничестве в предотвращении загрязнения Балтийского моря. Было достигнуто соглашение о необходимости рассмотрения охраны объекта всемирного наследия, национального парка «Куршская коса», с учетом влияния не только добычи нефти на месторождении Д-6, но и других стационарных и передвижных источников загрязнений.

Российские эксперты подведут итоги государственного контроля и мониторинга анализа воздействия на окружающую среду проекта Д-6, который реализует компания «Лукойл». По его результатам состоится заседание рабочей группы с приглашением представителей ЮНЕСКО для подготовки совместного заключения.

Несмотря на протесты природоохранных организаций, Минприроды в июле 2003 года утвердило положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта добычи нефти на месторождении Д-6.

Это сообщение удивительным образом совпало с информацией о том что с 3 сентября будут на 15% повышены железнодорожные тарифы на транзитные перевозки через территорию Литвы нефти и горюче-смазочных материалов по направлению на Калининградскую область. Причины этого повышения литовская сторона не разъясняет.

Еще пара таких повышений — и число стационарных и передвижных источников, угрожающих природе Куршской косы, может резко уменьшиться. Может быть, хоть тогда российские чиновники и их коллеги из компании «Лукойл» станут немного посообразительнее.

Источники: «Коммерсатъ» 28.08.2004, www.utro.ru 26.08.2004.
к оглавлению

Глобально.
Нефти будет много. Но какой ценой?

Добыча нефти на основной территории США прошла пик в 1970-е годы и сейчас уменьшилась вдвое. Есть основания предполагать, что огромные нефтяные месторождения Персидского залива также в ближайшее время пройдут пиковую стадию, и начнется падение объемов добычи. Однако экономически развитые страны и не думают снижать объемов потребления нефти и нефтепродуктов. К ним стремительно приближаются развивающиеся страны. Быстро растущая экономика Китая, похоже, скоро станет главным конкурентом США за импорт нефти. Все это уже привело к резкому росту цен на нефть. Сейчас они достигли 49 долларов за баррель, то есть по сравнению с 1998 г. выросли в 4 раза.

Благодаря этому нефтяные компании могут вкладывать больше средств в поддержание падающих объемов добычи на старых месторождениях, а также осваивать новые, нетрадиционные источники нефти.

Огромные ее запасы содержатся в битуминозных песчаниках Канады. Однако стоимость ее добычи в десять раз превышает аналогичные затраты на месторождениях Персидского залива. Для того, чтобы извлечь нефть, делаются огромные карьеры. Гигантские карьерные самосвалы за раз перевозят до 350 т породы. Далее ее дробят, смешивают с горячей водой, после чего вытесненную нефть отделяют на сепараторах. Сейчас себестоимость добычи барреля такой нефти составляет около 15 долларов. За последнее десятилетие удалось снизить затраты энергии, необходимой для выделения нефти из битуминозных песчаников на 40%. Построены гораздо более мощные карьерные самосвалы. Для этого пришлось решить множество технических проблем, начиная в изготовления огромных, 4 м в диаметре, автомобильных шин, которые могут выдержать такой большой груз. Аналогичные месторождения с огромными запасами имеются в Венесуэле. Однако выделение нефти из породы и там обходится в 10 долларов за баррель.

Технологический прогресс позволяет добывать нефть с глубин до 7000 метров. Освоена добыча нефти со дна океана, с глубин, превышающих километр. Современные системы позиционирования позволяют с необходимой точностью удерживать плавучие буровые и добывающие платформы. Компьютеры обеспечивают контроль на бурением скважин в любых направлениях. Это дало возможность начать освоение 100 глубоководных месторождений нефти в Мексиканском заливе, у берегов Бразилии, Западной Африки при себестоимости 15–20 долларов за баррель. Без технологического прогресса последнего десятилетия затраты на добычу нефти на таких месторождениях составили бы 100 долларов за баррель.

Существующие запасы нефти позволяют обеспечивать потребности человечества еще несколько десятилетий. Однако это будет возможно, если мировые цены на нефть будут повышаться.

Источник: Newsweek 6.09.2004.
к оглавлению

Канада.
Льды севера тают. Канадские военные напоминают соседям о своем существовании

На крайнем севере Канады, в Нунавуте, прошли крупные маневры канадских вооруженных сил под названием «Операция Нарвал». Они позволили оценить готовность военных к действиям в очень сложных и необычных условиях Севера, наладить отношения с местным населением и напомнить ему о существовании центральных властей. Причина роста интереса канадских военных к Северу — явно происходящее потепление климата, которое делает более доступными эти ранее практически непроходимые и ненаселенные территории.

Если льды будут и дальше таять такими темпами, весьма скоро откроется для прохода судов Северо-западный проход, который сократит расстояния для морских перевозок из Европы в Азию на тысячи миль. Канада настаивает на своем суверенитете над этим маршрутом и подтверждает свои намерения взимать плату за его использование. Однако далеко не все страны разделяют эту точку зрения.

Обострились территориальные проблемы с соседями. Предполагается, что в недрах ранее покрытых снегами и льдом территорий могут находиться крупные месторождения полезных ископаемых. Недавнее открытие крупнейших месторождений алмазов на крайнем севере Канады вывело эту страну на третье место в мире по их добыче. На границе с американской Аляской на дне Бофортова моря находятся большие месторождения природного газа. Однако нефтяные компании пока не особо стремятся заняться их освоением, поскольку помимо очень сложных природных условий есть не урегулированные территориальные проблемы.

В последние два года они неожиданно возникли и с другой стороны, с европейским союзником по блоку НАТО Данией. Начались осложнения с определением границы между канадской территорией и принадлежащей Дании Гренландией. Ранее этот вопрос никого особенно не интересовал, поскольку не имел существенного практического значения. Однако сейчас, когда льды явно отступают на север, датчане начали устанавливать на островах таблички, извещающие, что это датская территория. Это уже вызвало публичный дипломатический скандал, который не урегулирован до сих пор.

В апреле 2004 года группа из 20 канадских военнослужащих в сопровождении проводников-эскимосов провела ответный рейд по установлению знаков государственной канадской границы. Его итоги показали на слабую готовность канадских войск к выполнению подобных задач. К концу 1500-километрового маршрута, который был проделан за 2 недели, из 16 арендованных снегоходов только 5 остались в рабочем состоянии.

Учения «Операция нарвал» также выявили много проблем. Из-за очень сложных погодных условий военные самолеты и вертолеты в основном сидели на земле, в то время как местные коммерческие компании совершали авиарейсы. 40-летний военный вертолет из-за пожара на борту совершил вынужденную посадку. Два военнослужащих потерялись в тундре и некоторое время были вынуждены героически бороться за выживание.

Однако канадские военные не унывают и на 2006 год планируют еще более мощные учения. К тому времени будет запущен космический спутник, который будет целенаправленно контролировать ситуацию на севере Канады. Однако это не позволит следить за передвижением в водах, на которые претендует Канада, американских, российских, британских и французских атомных подводных лодок. Даже если у Канады будут технические средства для их обнаружения, у нее нет возможностей как-либо практически реагировать на их появление. 17 лет назад правительство Малруни объявило амбициозную программу приобретения 10 атомных подводных лодок, а также реконструкции 5 взлетно-посадочных полос и системы слежения за воздушным движением. Однако вскоре все эти планы были отложены.

Нынешнее либеральное правительство, похоже, больше интересуется решением проблем здравоохранения, жилищного строительства, развития городского транспорта. У него нет настроений резко увеличить военный бюджет, «весящий» 11 млрд. долларов. Тем не менее, канадские военные надеются, что проблема обеспечения канадского суверенитета над оттаивающими ото льда северными островами позволит им получить новые средства. А пока они занимаются учениями, хотя бы напоминающими властям Канады и ее соседям о существовании канадских вооруженных сил.

Источник: New York Times 29.08.2004.
к оглавлению

США.
«Бритиш Петролеум» и «ЭксонМобил» готовы добровольно оплатить охрану природы

Действующие на территории Калифорнии подразделения нефтяных компаний «Шелл», «Бритиш Петролеум», а также некоторых других, согласились выделить почти 92 млн. долларов на проведение работ по реконструкции почти тысячи резервуаров для хранения бензина, утечки которого могут вести к загрязнению питьевой воды. Эти обязательства предлагаются как возможное решение по судебному иску общественной организации «Население за лучшую окружающую среду» (Communities for a Better Environment), которое опирается на принятый в 1999 году новый закон о безопасной питьевой воде (California Safe Drinking Water and Toxic Enforcement Act).

Компании подчеркивают, что готовность выделить средства и провести очистные работы, они не считают признанием своей вины в загрязнении окружающей среды. Это является свидетельством того, что компании хотят поддерживать нормальные отношения с местным населением, а также, что они заботятся о природе.

Окончательное решение по этому делу Верховный суд штата Калифорния примет 22 сентября 2004 года. Из крупных компаний, упомянутых в иске, пока никак не отреагировала «Шеврон-Тексако». Неизвестно, собирается ли она участвовать в добровольном соглашении, которое уже подготовлено компаниями «Бритиш Петролеум» и «Тексако», либо предпочтет довести судебные разбирательства до конца.

Источник: www.bloomberg.com 24.08.2004.
к оглавлению

США.
Компания «ЭкссонМобил» призывает экономить бензин

В штате Калифорния, видимо опасаясь, как бы озверевшие от непрерывного роста цен на бензин покупатели чего-нибудь не сделали, крупнейшая американская нефтяная компания «ЭксонМобил» начала кампанию по экономии бензина.

Автовладельцам рекомендуется обратить внимание на простые меры, которые могут сократить потребление топлива. Прежде всего это поддержание рекомендованного давления в шинах. Рекомендуется осмотрительно пользоваться автомобильным кондиционером воздуха, работа которого требует много энергии. Компания советует ездить, соблюдая скоростной режим. Это экономит бензин и повышает безопасность движения.

На автозаправках компании сотрудники Агентства по охране окружающей среды штата Калифорния помогут проверить давление в шинах, будут раздавать информационные материалы, а также отвечать на вопросы автомобилистов. Компания «ЭксонМобил» оформила и предоставила в распоряжение Агентства 1000 плакатов, призывающих и разъясняющих, как можно экономить бензин.

Представитель «ЭксонМобил» заявил, что охрана окружающей среды и эффективное использование энергии являются критически важными для бизнеса компании. В условиях роста потребности в энергии, для обеспечения ее доступности необходимо повышать эффективность ее использования. «ЭксонМобил» работает в этом направлении на своих предприятиях, которые расположены по всему миру. Компания считает, что аналогичные шаги со стороны водителей автомашин помогут им существенно сократить расходы на топливо.

Источник: PRNewswire 26.08.2004.
к оглавлению

США.
Охотники и туристы — не надо нам природного газа

Коалиция природоохранных и охотничьих общественных организаций предупредила менеджеров национального леса Бриджер-Тетон (Bridger-Teton), что будет в суде оспаривать решение о выдаче разрешений на поиск и добычу природного газа в верховьях реки Зеленой (Green River Valley). Сейчас проходит общественное обсуждение планов о проведении в октябре-декабре 2004 года выдачи лицензий на добычу природного газа на общей площади более 60 тысяч га в лесу Бриджер-Тетон. При этом на территории 35 тысяч га будет позволено строить дороги, буровые площадки, трубопроводы и прочие объекты инфраструктуры, необходимые для добычи газа.

Значительная часть территории представляет собой малонарушенные, транспортно неосвоенные леса. Рекреационный, в том числе рыболовный и охотничий потенциал этих мест очень высок. Каждый год спортивная ловля рыбы и охота, работа проводниками, организация пикников и лагерей отдыха приносит местным жителям миллионы долларов дохода. После прихода добытчиков газа все это исчезнет. Вряд ли большое количество отдыхающих согласится проводить время на «дикой природе», украшенной буровыми вышками, трубопроводами и дорогами.

Федеральная лесная служба США пытается избежать процедуры проведения полноценной экологической экспертизы своих планов, утверждая, что процесс выдачи лицензий не приведет к существенным нарушениям и изменению состояния природной среды. Однако природоохранные активисты указывают на соседнюю территорию, где уже пробурено 3000 скважин, и работы продолжаются. Федеральная лесная служба США должна была наладить мониторинг экологических последствий этой деятельности, но за последние 14 лет ничего не сделала для этого. Власти должны осознать, что при управлении национальными лесами страны должны учитываться интересы всех жителей США, а не только нефтяных и газовых компаний.

Источник: ENS-www.forests.org 24.08.2004.
к оглавлению

Эквадор.
Прокуратура требует отозвать лицензию «Оксидентал Петролеум»

Генеральный прокурор Эквадора попросил министра энергетики отозвать лицензию американской компании «Оксидентал Петролеум» (Occidental Petroleum) на добычу нефти в джунглях Амазонии. В документе из прокуратуры содержится список из 34 нарушений лицензии, совершенных этой компанией. Основным является передача 40% доли ее эквадорской концессии канадской компании «ЭнКана» (EnCana) в ноябре 2000 года, которое не было утверждено Министерством энергетики. «Оксидентал Петролеум» инвестировала в проект меньше средств, чем это предусмотрено соглашением.

Любопытно, что послание прокуратуры появилось на свет после того, как международный суд в Лондоне обязал правительство Эквадора выплатить 75 млн. долларов возврата налога на добавленную стоимость. Власти страны сейчас подали апелляцию на это решение. Эквадорская прокуратура отрицает, что ее внезапная активизация каким-то образом связана с этим прискорбным для эквадорского бюджета обстоятельством.

Источник: ENN-AP 25.08.2004.
к оглавлению

Эквадор.
«Петробраз» разрешено добывать нефть на территории резервации индейцев

Во время встречи президента Эквадора Лусио Гутьереса с его бразильским коллегой Лулой да Силва было торжественно объявлено о начале реализации проекта по добыче нефти компанией «Петробраз» (Petrobars — Petrolo Brasileiro) в национальном парке Ясуни (Yasuni). Кроме того, что эта территория включена в список биосферных резерватов ЮНЕСКО, на ней проживают индейские племена. Природоохранные и индейские организации тут же объявили о том, что это решение властей Эквадора, а также аналогичные разрешения, выданные американской «Оксидентал Петролеум» и испанской «Репсоль», будет обжалованы с суде.

Однако это не смущает эквадорское руководство. Эквадорский министр энергетики заявил, что компания «Петробраз» выполнила все предусмотренные действующим законодательством требования. В недрах национального парка Ясуни находится почти 40 млн. т нефти. Бразильская государственная компания «Петробраз» в ближайшие 5 лет собирается инвестировать к экономику Эквадора более 100 млн. долларов. Заместитель министра охраны окружающей среды добавил, что компания будет использовать самые современные технологии, и это сведет к минимуму возможный ущерб для джунглей и обитающих в них индейцев.

Президент Бразилии Лула да Силва говорил торжественные речи об интеграции экономик двух стран. Этот визит является очередным шагом крупнейшего государства Латинской Америки, направленным на укрепление сотрудничества с 10 граничащими с Бразилией государствами в регионе, где традиционно сильно влияние США.

Теперь латиноамериканские патриоты могут гордиться. Если раньше в основном североамериканские компании качали эквадорскую нефть на экспорт в США, то теперь этим бизнесом займется и бразильская государственная нефтяная компания.

Источник: ENN-AP 26.08.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Факелы для сжигания попутного газа — и когда все это наконец кончится

Ночью из космоса дельта реки Нигер смотрится как крупные городские агломерации США, Европы и Японии. Ее территория освещена яркими огнями. Но это не лампы уличного освещения, не свет в окнах домов, не реклама. Это горят огромные факелы, в которых сжигается попутный газ. Ежегодно в них бесполезно уничтожается до 23 млрд. кубометров ценного природного сырья, составляющие около 40% от объема его добычи.

Горящие факелы изменяют освещенность территории. Это создает неудобство для местного населения и проблемы для обитателей животного мира. Например, черепахи, откладывающие яйца на песчаных пляжах, привыкли делать это в ночной темноте, а не под светом горящих факелов. Те черепахи, которые решаются ночью выползать на залитый светом берег, теряют ориентацию. Они ползут не к океану, а на сушу, где впоследствии гибнут.

Попадающие в воздух после сгорания попутного газа окислы серы приводят к образованию в дождевой воде серной кислоты. Быстро ржавеющие оцинкованные крыши являются видимым индикатором присутствия этих загрязнений. В собираемой дождевой воде, которая в этом регионе традиционно использовалась для питья, содержится большое количество сажи и других токсических соединений.

Впервые нигерийские власти приняли решение, обязывающее действующие в стране нефтяные компании в пятилетний срок прекратить сжигание попутного газа, еще в 1969 году. Однако дата его выполнения постоянно переносилась. Сейчас действует очередное решение, согласно которому огромные факелы должны погаснуть к 2008 году. Директор Нигерийской национальной нефтяной компании (NNPC) сообщил, что с приходом к власти действующего президента страны Обасанджо работы в этом направлении все-таки начались. Доля сжигаемого в факелах попутного газа снизилась с 68% до 40%. Сейчас строится газопровод, по которому попутный газ пойдет на экспорт. Компания «Шеврон-Тексако» собирается возводить завод стоимостью в 1 млрд. долларов, на котором газ будет перерабатываться на синтетическое моторное топливо.

Источник: IPS 26.08.2004.
к оглавлению

Южноафриканская республика.
Нефтяные компании субсидируют переработку отработанного моторного масла

Современный пункт сбора отработанного моторного масла был открыт в Порт Элизабет. Он является четвертым, принадлежащим фонду Rose (Recycled Oil Saves the Environment), который занимается сбором и переработкой этих отходов. Собранное масло отправляют на специальное предприятие.

Все это позволяет существенно снизить загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. При отсутствии такой системы отработанное моторное масло часто оказывается в реках, на свалках, просачивается в грунтовые воды. Работа фонда субсидируется 13 основными действующими в Южноафриканской республике нефтяными компаниями. Они отчисляют на эти цели по 9 центов с каждого литра продаваемого ими моторного масла.

Источник: Sabsnews 25.08.2004.
к оглавлению

Австралия.
Количество сообщений о загрязнении моря нефтью снижается

Власти Австралии заявили (Australian Maritime Authority) о том, что количество сообщений о незаконном сбросе в открытом море загрязненных нефтепродуктами вод снижается. Они объясняют это более жесткими международными требованиями, а также активным общественным воздействием. Судам, проходящим в австралийских водах, становится все труднее сбрасывать загрязненные воды незаметно и избегать наказания. Сообщения о нефтяных шлейфах, тянущихся по воде за судами, поступают не только с патрульных, но и с частных самолетов, а также магистральных авиалайнеров авиакомпании «Квантас».

При этом власти продолжают настойчиво выявлять и преследовать нарушителей. На фоне снижения числа сообщений о случаях загрязнения вод нефтью, число штрафных санкций не снижается.

Кроме того важное значение играет общественное мнение. Владельцы судов и судоходные компании совсем не хотят оказаться на первых страницах новостей с сообщением, что они были оштрафованы за сброс загрязненных нефтепродуктами вод в море.

Источник: ABC 27.08.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное