Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 7(135)


N7(135)  Нефтяное обозрение
17 - 23 сентября
2007 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/07/oil-0738.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2007 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/07/


Темы выпуска

Другие сообщения


Темы выпуска

Россия
Завод СПГ в Приморске: "Газпром" все-таки решил немного подумать

Многострадальный Карельский перешеек, который мог бы стать мирового класса российской зоной отдыха на Балтийском море, планомерно превращается в промзону.

К уже имеющимся нефтеэкспортным терминалам в Высоцке ("Лукойл") и Приморске ("Транснефть") российский газовый монополист "Газпром" хочет добавить еще и завод по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Для этого в 2005 году было создано СП Baltic LNG Ltd, в котором "Газпрому" принадлежит 80% и "Совкомфлоту" 20%. Поскольку ни "Газпром", ни "Совкомфлот" не имеют опыта работы со сжиженным природным газом (процедура ополовинивания доли участников проекта "Сахалин-2" не в счет), было решено 49% передать какой-нибудь иностранной компании. Назывались итальянская "Эни" (Eni), британская "Бритиш Петролеум" (British Petroleum), японская "Мицубиси" (Mitsubishi), канадская "Петро-Канада" (Petro-Canada).

И вот, наконец, первый самостоятельный проект "Газпрома" в области сжиженного природного газа был представлен для утверждения. Завод СПГ предлагается разместить в Приморске, где уже расположен мощнейший нефтеэкспортный терминал компании "Транснефть". Мощность газового завода может составить 5,0-7,2 млн. т в год. Стоимость первой очереди проекта - около 4 млрд. долларов США. Основным покупателем сжиженного газа из Приморска должен стать североамериканский рынок.

Компания "Петро-Канада" проявляет интерес к этому проекту. Для приемки сжиженного газа может быть использован терминал Gros Cacouna, расположенный в устье реки Святого Лаврентия. Этот вариант при поставке природного газа в Нью-Йорк окажется на 5000 км ближе, чем терминалы Мексиканского залива. Кроме того, он не подвержен влиянию тропических ураганов. Государственная корпорация Export Development Canada готова поддержать участие "Петро-Канада" в этом проекте.

Однако пока оказалось, что поддерживать нечего. Проблема заключается в стоимости природного газа, который придется транспортировать из далекой Западной Сибири в бедную природным газом Ленинградскую область. Обычно заводы для производства СПГ строятся около месторождений, а не в нескольких тысячах километров от них, иначе их продукция нерентабельна.

Обещания подать в Ленинградскую область огромные количества газа со Штокмановского месторождения пока выглядят как сугубо ненаучная фантастика.

Такие проблемы, как высокая природная ценность акваторий, прилегающих к Приморску (здесь проходит один из важнейших пролетных путей, по которым ежегодно миллионы птиц летят из Европы на север России и обратно), возможная реакция жителей побережий датских проливов, по которым, кроме танкеров с нефтью, пойдут еще и суда со сжиженным газом, и многое другое пока не волнуют инициаторов этого экзотического проекта.

При взгляде на географию усилий "Газпрома" по развитию сугубо отечественного, российского проекта по производству и экспорту сжиженного природного газа, вспоминается старый армейский анекдот:

"Что самое страшное в авиации? - Рвать зубы.
А почему? - А потому что у нас все через задний проход делается".

Почему-то идея выбрать менее извилистый путь для поставки СПГ с российского севера в США, если "Газпрому" так уж это хочется, успехом не пользуется.

Наверно примером служит опыт компании "Транснефть", ухитрившейся закопать 11 млрд. долларов в строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", чтобы всем, и даже российским чиновникам, стало очевидно, что нефти для его полной загрузки нет, и пока не предвидится.

Распил национального российского достояния, на этот раз его газовой составляющей, продолжается?

Источники: Коммерсантъ 21.09.2007, РБК 20.09.2007.
Наверх

Другие сообщения

Россия
Общественные слушания по Приразломному: лучше поздно, чем никогда?

Освоение месторождения "Приразломное", расположенного в Баренцевом море у берегов Ненецкого автономного округа, идет уже много лет. Закуплена и переоборудована добывающая платформа, которой предстоит работать на шельфе в чрезвычайно сложных ледовых условиях. Идет строительство танкерного флота ледового класса для вывозки нефти. Начало добычи планировалось на 2008 год, потом было перенесено на более поздние сроки. Сейчас говорится о 2010 г.

Тем не менее, компания "Севморнефтегаз" ("дочка" "Газпрома") вдруг решила провести общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую природную среду. Оказывается, для проекта, находящегося уже почти в завершающей стадии, наконец разработали технико-экономическое обоснование, которое было бы неплохо обсудить с общественностью.

Вообще-то предполагается, что в подобных многомиллионных проектах надо сначала думать, а потом делать. Впрочем, вариант, когда сначала сделали, а потом подумали, тоже неплох.

Поскольку есть вариант, когда сделали, а думать так и не начали. До момента наступления очередного "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Источник: www.rosbaltnord.ru 23.09.2007.
Наверх

США
Почем нынче рассол?

В январе 2006 года в штате Северная Дакота у компании Zenergy переполнился пруд-накопитель, в который она сливала пластовые воды с нефтепромысла. В результате в местный ручей попало более 3,5 тысяч кубометров рассола, который был в 10 раз концентрированней, чем морская вода. От такого "угощения" погибли не только обитавшие в ручье рыба и черепахи, но и росшая по его берегам растительность. Местным фермерам пришлось срочно сооружать водопои для скота.

В итоге на компанию был наложен штраф в размере 123 тысячи долларов. Из них 70 тысяч - собственно штраф, а 53 тысячи причитается властям штата за проведение расследования. Такие относительно мягкие санкции связаны с тем, что компания немедленно начала очистные и восстановительные работы, продолжавшиеся 2 года. Они обошлись ей в 2 млн. долларов.

В итоге, пока литр рассола обошелся компании Zenergy в довольно скромную сумму около 60 центов.

Источник: www.chron.com 21.09.2007.
Наверх

США
А вот компания "Эксон" упорно платить не хочет

В США начинается последняя судебная битва компании "Эксон" в связи с всемирно известным разливом с танкера "Эксон Валдез", который произошел 18 лет назад.

В 1989 году на Аляске из танкера, налетевшего на подводную скалу, в воду попало около 40 тысяч т нефти. Они загрязнили почти 2000 км побережья, сорвали рыболовный сезон, нанесли огромный ущерб рыбному хозяйству Аляски, привели к гибели сотен тысяч птиц.

В 1994 году суд приговорил компанию "Эксон" к выплате 5 млрд. долларов штрафных санкций за ущерб, нанесенный 33 тысячам пострадавших от этой аварии. Однако компания не спешила платить и начала судебную борьбу.

По мнению представителей "Эксон", она уже полностью компенсировала ущерб, потратив 2 млрд. долларов на очистные работы, 300 млн. долларов на выплату ущерба, нанесенного рыбакам и другим лицам. Всего разлив с танкера "Эксон Валдез" уже обошелся компании в 3,4 млрд. долларов. Кроме того, "Эксон" считает, что предлагаемые штрафные санкции будут более чем в 5 раз превышать фактический ущерб, который разлившаяся нефть нанесла 33 тысячам пострадавших.

После долгих судебных разбирательств сумма штрафных санкций была снижена до 2,5 млрд. долларов, но к ним надо добавить почти 2 млрд. долларов судебных издержек, процентов и тому подобных платежей.

И вот, наступает последний судебный процесс, на этот раз в Верховном суде страны. Через 18 лет после экологической катастрофы он должен окончательно решить должна ли "Эксон" выплатить штрафные санкции, и в каком размере. Решение суда ожидается в ноябре 2007 года.

Источник: www.marketwatch.com 21.09.2007.
Наверх

Чили
Ну и дела! Власти подали в суд на государственную нефтяную компанию за разлив нефти.

Чилийский Государственный совет обороны (CDE) вместо того, чтобы придумывать, как бы погрозить врагам внешним, или, на худой конец, внутренним, подал в суд на государственную же чилийскую нефтяную компанию ENAP.

26 мая 2007 года чилийские государственные нефтяники сделали лужу объемом в 500 кубометров. Она вытекла через дыру в подводном трубопроводе, по которому нефть из танкера перекачивалась на нефтеперерабатывающий завод Talcohuano. В результате пострадали 300 обитающих на этом участке побережья морских львов, прочая дикая природа, а также местные рыбаки.

Чилийские власти требуют от государственной же компании выплаты 7,7 млн. долларов штрафа. Компания раскаивается и уже пообещала построить для разгрузки танкеров более безопасный береговой причал. Впрочем, это вряд можно будет сделать до 2009 года.

Источник: www.tcgnews.com 20.09.2007.
Наверх

Испания
Участие в уборке разливов нефти все-таки вредно для здоровья

Как ни странно, но вопрос о том, как участие в уборке разливов нефти влияет на здоровье, оставался открытым для медицинской науки. Конечно, она догадывалась, что, наверно, это не очень полезно, но конкретных данных на этот счет не было. Возможность изучить этот вопрос была создана торговым подразделением российской компании "ТНК" в 2002 году, когда для транспортировки мазута из портов Балтийского моря в юго-восточную Азию она по дешевке зафрахтовала танкер "Престиж".

Все помнят, что, благополучно покинув Балтику и пройдя проливы (в тот раз повезло), это весьма преклонного возраста судно попало в шторм и развалилось на две части у берегов Испании. Результатом стали более 50 тысяч т мазута, попавшие в воды Атлантического океана, бывшие до этого относительно чистыми.

Приплывший к берегам Испании российский мазут вышло убирать более 10 тысяч штатных спасателей, солдат и добровольцев. Мадридский университет через два года после этого провел опрос около 7 тысяч участников этих работ, выясняя, как этот трудовой героизм по уборке оставленной "Престижем" нефтяной помойки повлиял на их здоровье.

Как оказалось, мало у кого оно улучшилось. Мужчины, участвовавшие в уборке разлившегося мазута, в 1,7 раза чаще страдали от болезней органов дыхания, которые отнюдь не ограничивались насморком, а включали в себя широкий спектр болезней, в том и числе и астму. У женщин этот показатель в 1,6 раза выше.

Исследователи осознают, что опрос, даже такой массовый, не обеспечивает научной чистоты исследования, и готовы продолжить работу в этом направлении.

Источник: www.newsinferno.com 18.09.2007.
Наверх

Турция
"Баку - Джейхан": давление повысить можно, но вдруг рванут незаконные врезки?

Представитель турецкой компании "Боташ", которая эксплуатирует проходящую по территории Турции часть нефтепровода "Баку - Джейхан" сообщил, что его мощность доведена до плановых 50 млн. т в год. В 2008-2011 гг. ее можно увеличить до 60 млн. т в год, если использовать добавки, а также повысить рабочее давление.

Однако результаты повышения могут оказать прискорбными. Труба выдержит, но есть опасение, что через многочисленные незаконные врезки могут забить фонтаны. На настоящий момент обнаружено 21 творение местных умельцев. В основном они расположены в районе Джейхана.

Трасса нефтепровода тщательно охраняется. Для этого используют постоянное патрулирование, облеты на вертолетах, ночные камеры, датчики вибрации. Тем не менее, большое количество врезок было сделано еще на фазе строительства трубопровода. Рекордным является 850-метровый отвод, по которому нефть из магистрального трубопровода понемногу утекала в здание фермы. Поскольку объем отбора нефти был относительно небольшим, датчики давления не могли его обнаружить.

О том, как ведется борьба с незаконными врезками на территории полумятежного Курдистана, представитель компании "Боташ" ничего не сказал.

Источники: www.todayszaman.com 18.09.2007.
Наверх

Ирак
Борцы с американской оккупацией на этот раз нагадили особенно сильно

Если на ранней фазе борьбы с американской оккупацией Ирака повстанцы в основном занимались подрывами магистральных нефтепроводов, то потом они переключились на взрывы начиненных взрывчаткой автомобилей, разносящих в клочья десятки мирных жителей Ирака.

Тем не менее, старое занятие - подкладывание взрывчатки под трубопроводы, тоже не было забыто. 18 сентября 2007 года оно завершилось весьма впечатляющим результатом. В результате взрыва, прогремевшего поздно вечером на магистральном нефтепроводе, соединяющем месторождение Киркук и экспортный терминал в турецком порту Джейхан, огромное количество нефти попало в реку Тигр. Опасаясь нападения повстанцев, аварийно-спасательные команды ночью не выезжали на место диверсии, ожидая наступления утра.

На нефтеэкспортную программу Ирака это особо не повлияет. До завершения ремонта нефтепровода будет использоваться нефть, уже накопленная в резервуарном парке Джейхана, а также возможности терминала в Басре.

А вот мирным жителям Ирака в очередной раз досталось. В десятках населенных городов, распложенных вдоль Тигра, включая столичный Багдад, были введены ограничения по подачу воды, загрязненной нефтью.

Борьба с оккупацией продолжается.

Источники: www.upi.com 20.09.2007, www.trukishdaylinews.com.tr 21.09.2007, www.presstc.ir 18.09.2007.
Наверх


В избранное