Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фестиваль вертепных театров



Фестиваль вертепных театров
2014-01-03 11:20
В двенадцатый раз пройдет в Российском этнографическом музее фестиваль вертепов «Рождественская мистерия»: начнется он в конце декабря, а продолжится в дни рождественских праздников: 7, 8, 11 и 12 января.

Священные фигурки
2014-01-03 11:27
Представление о том, как выглядит рождественский вертеп, может дать монументальная конструкция возле Князь-Владимирского собора. Деревянные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца и животных хотя и необычны для современного города, но уже становятся привычны взгляду прохожего. Что такое вертеп? В чем его смысл? И какие вертепы украсят зимой наши улицы?

Рождественское поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии
2014-01-05 21:06
«И Cлово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14)

Знаменитое и памятное всем нам утверждение Евангелия от Иоанна о воплощении Слова емко и точно выражает суть христианской веры. С особым трепетом мы внимаем ему в ночь Святой Пасхи, когда празднуем торжество новой жизни в воскресшем Господе. Ныне же, в праздник Рождества Христова, эти великие слова уместны в особенности, ибо сердца и умы наши исполнены хвалы Богу за Его снисхождение, вочеловечение и рождение «от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии».

Читая евангельские описания Рождества Христова, взирая на икону праздника, вслушиваясь в богослужебные песнопения и чтения, мы как будто слышим многоголосый хор предстоящих пред яслями, в которых почивает Богомладенец.

Поток человеческих слов — поэтичных, мудрых, глубоких, — устремлен к Божественному Дитя. «Отроча младо Превечный Бог» не говорит ни слова, ибо стал тем, кто еще не умеет говорить. 

И в этот день не Он дает имена тварям и стихиям, как было в дни творения мира, а совсем наоборот: это Ему Самомý люди дают имя, вкладывая в него всю свою надежду,?— Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21).

Христос-Младенец безмолвствует, ибо за Него говорит Писание — то самое, которое веками вдохновлялось Им же. И древнее пророчество об Эмман?иле, как луч света, выхватывает из темноты Вифлеемской ночи убогий вертеп, в котором Дева питает Свое Чадо — будущего Спасителя мира.

С древнейших времен люди чувствовали духовную потребность выразить свою сыновнюю благодарность Творцу за дар жизни, за красоту мира, за радость бытия. Не зная истинного Бога, эту благодарность и восторг перед мирозданием язычники выражали, например, в ритуалах, посвященных солнцу. И при этом интуитивно чувствовали, что Солнце Правды не может быть зримым светилом, которое ежедневно восходит и заходит на небосклоне. Подлинного Бога жаждали люди — Такого, Которого возможно полюбить как единственного Отца. Вплотную к этому откровению приблизились волхвы, принесшие свои дары Святому Младенцу. Их прекрасные дары на все времена остались символом человеческой благодарности Богу за то Его Откровение, которое отверзает путь человека к Истине.

В ближайшие дни верующие петербуржцы и гости нашего города получат возможность еще раз воздать эту благодарность Богу и помолиться перед всемирно известной христианской святыней под названием «Дары волхвов». Пусть же всегда наши сердца будут полны радости и хвалы Святой Троице — Отцу, пославшему Сына Своего в мир; Сыну, исполнившему Божественную волю и принявшему плоть человеческую, и Святому Духу, осенившему Деву Богородицу, дабы Рожденный Ею стал Спасителем мира.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, матушки, братья и сестры, и все верные чада Санкт-Петербургской митрополии, поздравляю с праздником РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА! Мир, возвещенный ангелами с небес в Святую ночь, благодать, почивающая на всех, кто преклоняется пред Богомладенцем, да пребудут в нас и среди нас. Желаю всем вам радости и утешения в наступившем Новом году, крепости сил, благоденствия и здравия!

«Благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Петр. 1, 2).

МИТРОПОЛИТ 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ 
И ЛАДОЖСКИЙ

Рождество Христово 
2013 / 2014 год
Санкт-Петербург


«Крещенские вечера» в «Октябрьском»
2014-01-09 11:11
Январь, пожалуй, самый радостный месяц в году. Конкуренцию по праздничному настроению ему может составить только месяц очередного отпуска. Но ведь и дни в начале января — тоже отпуск. Пусть небольшой, но долгожданный. И как же хочется провести эти дни с удовольствием и пользой для души. Благо, в Петербурге таких возможностей много.

Рождество по-американски и по-русски
2014-01-09 13:17
Большинство рождественских традиций прибыло в США вместе с эмигрантами из Великобритании, Франции, Италии, Голландии, Польши, Мексики и России. Эти традиции видоизменились, переплелись друг с другом, пропитались «духом капитализма». Как отмечают великий праздник американские христиане? Какое место в нем занимают подарки, а какое богослужение? В чем особенности православного Рождества по ту сторону Атлантического океана?

Не жалея теплоты сердец
2014-01-16 15:27
Сегодня помощью социальным структурам уже никого не удивишь. Проходят яркие акции по сбору подарков, в многотиражках публикуются списки нужд... Но десять лет назад все началось, возможно, с предновогоднего проекта волонтеров Детского хосписа «Мечты сбываются», подхваченного общественностью.

Храм Богоявления на Гутуевском острове
2014-01-16 18:22
pavel_feer.JPG
Протоиерей Павел Феер, настоятель

Меня назначили настоятелем в декабре 1999 года. Храм был снаружи и внутри в лесах, но приход жил и действовал. Район промышленный, народу в храме всегда много. Правда, за последнее время части прихожан мы лишились: отца Александра Дягилева перевели в Красное Село, отца Димитрия Симонова — в храм при РГПУ, часть молодежи ушла за ними: они руководили молодежной общиной «Агапа». Сейчас мы возрождаем молодежную общину силами новых клириков — иерея Димитрия Дмитриева и диакона Феодора Ваховского.

Слава Богу, приход жив, процветает. Мы, конечно, испытываем некоторые неудобства из-за того, что часть храма в лесах, но это временно. Фасады за прошедшие годы приобрели первозданный вид. Внутри ведутся реставрационные работы. В прошлом году освятили центральный придел, в будущем году планируется замена центрального купола — благодаря администрации Санкт-Петербурга и КГИОПу; завершается реставрация церковного дома. Главная забота сейчас в плане реставрации — воссоздание живописи и орнамента.

Восстанавливается уникальный фаянсовый иконостас, уничтоженный в 1930?е. Изначально в качестве источника для воссоздания мы использовали сохранившиеся фотографии, но вскоре после начала работ нашли в подвале церковного дома несколько ящиков осколков — очевидно, кто-то их собрал и сохранил в надежде на будущее, — так появились точные сведения и о цвете, и о глубине рисунка иконостаса. На данный момент воссозданы два центральных фаянсовых киота. У нас есть проекты на все киоты, так что в довольно скором времени, надеюсь, храм вновь обретет свой первозданный вид.

Андрей (Артур) Уваров, катехизатор
Я в Церкви более десяти лет. Считаю, что отсутствие христианского общения между прихожанами — большая проблема. Христиане должны поступать с другими так, как они хотят, чтобы с ними поступали. Поскольку сам я тосковал по общению, у меня давно была потребность делиться с людьми, — я пошел учиться на епархиальные Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы, потом начал ходить сюда в «Агапу», стал алтарником, а теперь — катехизатором. Стараюсь облегчить другим сложность Православия.

В нашем храме существует воскресная школа для взрослых. Мы встречаемся после воскресной Литургии, вместе трапезничаем, читаем Евангелие, обсуждаем прочитанное. Для нас это драгоценная возможность пребывать в общении, цель которого — взаимное назидание и укрепление в вере. Кроме этого существует потребность подготовиться к принятию Таинства Крещения для тех, кто заявил о своем намерении креститься самому или крестить ребенка. И мы пытаемся не упускать эту драгоценную возможность помочь заинтересованным подойти к таинству осмысленно. Мои дети сейчас ходят к отцу Димитрию Симонову в его храм при РГПУ, потому что туда «переехала» «Агапа». Меня же больше привлекает общение с людьми старшего возраста, оно мне кажется более содержательным. Молодой человек больше хочет, чтобы его развлекали. А люди зрелого возраста, которые воспитали детей, работали, но не жили до этого церковной жизнью, обычно ощущают с возрастом, что оказались у разбитого корыта. Но вот перед ними открывается подлинная жизнь, жизнь во Христе, без которой человек на самом деле задыхается. И в дружеском общении они ищут более глубокие вещи.

Анастасия Иванова, прихожанка
Когда мы переехали в этот район, я стала заходить в Богоявленский храм, гуляя с ребенком. Бабушки в храме давали нам просвирки, святую воду. Как-то, шесть лет было тогда дочке, мы зашли и увидели объявление, что в ДК Моряков состоится рождественский праздник. Я совершенно не представляла себе тогда, какие в храме порядки: стала спрашивать, можно ли прийти, бесплатно ли… В спектакле играли учащиеся воскресной школы, детки такого же возраста, как моя дочь, ангелочки с крылышками за спиной. На нас постановка произвела большое впечатление, привыкли-то мы к совершенно другим персонажам: Деду Морозу, Снегурочке… Дочь сказала: «Мама, мы будем сюда ходить», и дома тут же заставила меня сделать ей ангельские крылья.

В следующем году мы узнали, что наши знакомые тоже ходят в воскресную школу, и стали «за компанию» заходить чаще, через какое-то время начали посещать службы, причащаться.

В семье моей в вопросах веры я осталась в одиночестве. Свекровь говорила: «Была нормальная невестка, а вдруг ударилась в религию». Муж креститься не собирается.

Дочь выросла, ей уже 19 лет, в храм теперь ходит не так часто, как мне бы хотелось. Я много думала над тем, почему дети верующих родителей перестают ходить в храм, читала об этом. Например, многие дети отвечают, что
школьниками ходили в храм, потому что их родители заставляли, а теперь родители заставить не могут, они и не ходят. Но я знаю: дочь понимает, куда бежать в трудных ситуациях. Я молюсь за нее и верю, что зерна, зароненные в детскую душу, взойдут.


Храм Богоявления на Гутуевском острове
Храм Богоявления на Гутуевском острове. Двинская ул., 2, тел. 251-70-27
Богослужения совершаются ежедневно: в 9:00 — Литургия, в 18:00 — вечерня; в воскресные дни Литургия в 10:00, в субботу и воскресенье начало вечернего богослужения в 17:00.

Храм построен в память чудесного спасения цесаревича Николая Александровича (будущего святого страстотерпца царя Николая II) при покушении на его жизнь во время поездки в Японию в 1891 году. В 1892 году по благословению митрополита Исидора (Никольского) состоялась закладка храма, здание которого спроектировал архитектор Василий Косяков. 29 апреля 1899 года был освящен главный придел.

Чин освящения совершил митрополит Антоний (Вадковский), среди сослужащего духовенства был протоиерей Иоанн Сергиев, будущий святой праведный Иоанн Кронштадтский.

5 мая 1935 года постановлением ВЦИК храм был закрыт, его уникальное убранство уничтожено. Здание использовалось как складское помещение, затем как мыловаренный завод. 4 января 1991 года была зарегистрирована община. 19 апреля 1991 года здание храма взято под охрану государства как памятник истории и культуры. С марта 1992 года в храме вновь стали совершаться регулярные богослужения.


Подготовила Татьяна Кириллина


иерей Димитрий Дмитриев
2014-01-17 16:47
Рукоположен 15 сентября 2013 года епископом Царскосельским Маркеллом к храму Богоявления на Гутуевском острове


Крещение Господне: тайна и смысл
2014-01-18 09:14
У праздника Богоявление три смысловых пласта. Первый и самый простой: выход Иисуса Христа на публичное служение. Господь становится общественно значимой фигурой, к нему приковано внимание жителей Иерусалима. Второй: встреча Ветхого и Нового Заветов. Сын Божий исполняет закон, принимает Крещение от последнего ветхозаветного пророка и тем самым показывает, что вся предшествующая история вела к Нему. Наконец, третий, таинственный смысл: явление Бога в трех лицах. Святые Ветхого Завета удостоились созерцания божественных тайн: например, предание единодушно считает, что именно Троица явилась Аврааму под Мамврийским дубом. Почему же Иоанн Креститель назван «Троическаго Богоявления первым проповедником»? Во время иорданского Крещения Господь явился не как богословская концепция, не как образ, не как духовная энергия, а как зримая, осязаемая, реальная ипостась. В Которой и через Которую созерцаются две другие божественные ипостаси. Поэтому явление Христа как Богочеловека — это явление всей Троицы. 

Но Богоявление нужно принять, проделав интеллектуальное усилие. «Видели люди при крещении Господнем небо, — пишет святитель Иоанн (Максимович), — но лишь один Иоанн Предтеча увидел, что оно отверсто. Взирали на Господа Иисуса Христа многие, когда Он пришел на Иордан, но лишь один Иоанн ощутил, что то воплотившийся Сын Божий, а другие на Него смотрели, как на обычного человека, плотника и сына плотника. Быть может не один лишь Иоанн видел сходящего на Него в виде голубя Духа Святого, но один лишь он уразумел, что то Дух Святый, а другие приняли то за полет обыкновенного голубя. Слышали, быть может, многие глас Бога Отца на Иордане, но лишь Иоанн ясно расслышал свидетельство Божие о Своем Сыне…» 

Тимур Щукин 

Крещение: купаться или не купаться? Некоторые мысли по поводу 

1. Самое главное: купание не является чем-то обязательным, традиционным и формирующим церковную (православную) идентичность. Когда мы окунаемся в прорубь, нам не прощаются грехи, мы не становимся здоровее (если, конечно, это не является частью систематического закаливания). 
2. Купаться в проруби — очень приятно. Может быть, немного страшно, но за компанию — легче, веселее. От контраста температур в кровь выбрасывается большое количество адреналина. Это физиология. Не надо путать эти душевные переживания с духовными — с действием благодати Божией. 
3. Если уж вы решили окунаться на праздник Крещения Господня — пусть центральным событием для вас станет не ледяная купель, а явление Христа народу (событие праздника). Окунайтесь с молитвой. Собственно духовным здесь является только ваша молитва и движение вашей воли — понуждения себя зайти в холодную воду. Те, кто заходят в иордань «погревшись» спиртным, — лишают себя и этого малого подвига. 
4. Все «можно» и «нельзя» нужно рассчитывать, исходя из состояния своего здоровья. Сказано: «не искушай Господа Бога своего». Из практических советов — старайтесь до последнего быть в тепле. Подходите к купели, накинув тулуп и не снимая обувь, которую вы сразу же сможете надеть, выйдя из воды. Хорошо, если у вас будет сопровождающий, кто вам поможет одеться и подержать одежду во время купания. 
5. Чтобы освятить себя святой водой не обязательно погружаться в нее полностью. Достаточно и одной капли. Действие благодати Божией — это действие самого Бога в нашей жизни. Оно невозможно без нашего покаяния (изменения), примирения с Богом. Поэтому, конечно, гораздо более важным в день Крещения, и предшествующий ему Крещенский сочельник, является наше участие в богослужении, освящение нашего ума слушанием Священного Писания на службе, Исповедь и Причастие 
6. Если обстоятельства и здоровье позволяют, и вы все-таки решились искупаться в иордани — пусть это будет «физкультурой духа», делом семейного, дружеского или приходского общения, а не кощунственной пьяной забавой. 

Священник Дионисий Землянов, настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова (г. Томск)


В зеркале времени
2014-01-21 21:41
Его авторские фильмы собрали свыше тридцати наград престижных кинофестивалей мира, но явно недооценены российской публикой. Он верующий человек, но сознательно не доводит своих героев до Церкви… Какой зритель легко прочитывает «православный код» кинокартин Константина Лопушанского, почему он избегает декларативности в вопросах веры и о чем будет его новый фильм — в нашем разговоре «по душам».

Россия и Польша: точки соприкосновения
2014-01-22 22:58
30 ноября 2013 года в Университете им. кардинала Стефана Вышинского в Варшаве завершила свою работу российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России». Ее целью было развитие польско-российских отношений в русле «Совместного послания народам России и Польши», подписанного 17 августа 2012 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Перемышльским Юзефом. Мы побеседовали с одним из участников конференции протоиереем Александром Дягилевым.

Тема раздела «Подробно» блокада: разорванное кольцо
2014-01-23 16:27
27 января 2014 года мы будем отмечать семидесятую годовщину снятия блокады Ленинграда. Для каждого, чья жизнь связана с городом на Неве, 27 января — священный день. День рукотворного ленинградского чуда. Когда в сентябре 1941 года нацисты замкнули блокадное кольцо, в то, что этот город выстоит, не верил, наверное, никто. Кроме самих ленинградцев.

Три нити памяти
2014-01-24 13:08
Задумывая материал к юбилею снятия блокады, мы хотели, чтобы вы услышали голоса живых ее свидетелей. Не только потому, что любые еще не записанные воспоминания о блокаде сами по себе ценны; и не только потому, что через благоговение перед памятью тех грозных девятисот дней мы ощущаем собственную, живую связь с историей Отечества. А еще и потому, что эти воспоминания свидетельствуют о скрытой возможности человеческого единства.

Живой человек — живой голос
2014-01-24 18:43
Воспоминания о блокаде… Кто только их не собирал. Изданы уже десятки сборников с блокадными мемуарами, еще больше — публикаций отдельных дневников. Есть «Блокадная книга» Даниила Гранина, есть ее визуализация, созданная Александром Сокуровым. Сайт «Я помню» уже много лет интервьюирует участников и свидетелей войны. Проект «Блокада. Голоса» уникален тем, что впервые предлагает не только текст, но и зримый образ носителя памяти.

Человек в несвободном городе
2014-01-25 17:28
Каковы были нравы жителей блокадного Ленинграда? Можно ли оставаться человеком в нечеловеческих условиях? Литературные произведения, кинофильмы, даже если они сделаны на высоком художественном уровне, во многом работают на формирование своеобразного «блокадного мифа». Попытаться составить реальную картину историкам позволяют тысячи человеческих документов — воспоминаний, дневников, писем, — оставшихся после ленинградской трагедии. В поисках правды о блокаде мы обратились к автору книги «Блокадная этика», доктору исторических наук, профессору Европейского университета в Санкт-Петербурге и РГПУ им. А.И. Герцена Сергею Ярову.

Репортаж из «города мертвых»
2014-01-27 08:37
К футболу невозможно относиться равнодушно. Кто-то болеет им, кто-то выносит на уровень национальной идеи, кто-то считает пустой беготней, кто-то — греховным увлечением. Как и в других социокультурных областях, здесь для христианина действует правило апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно…» Однако есть исторические ситуации, когда обычный футбольный матч может стать настоящим гимном — радости, физической культуре и просто жизни. Такой матч состоялся на исходе весны 1942 года в оживающем после страшной зимовки блокадном Ленинграде. Играли ленинградское «Динамо» и команда Ленинградского металлического завода. Пофантазируем и представим, как звучал бы репортаж со стадиона на Крестовском острове.


Классика как политика. Тема раздела «Смыслы и образы»: 200 лет Российской национальной библиотеке
2014-01-28 13:53
Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) — первый директор Императорской публичной библиотеки. Он много сделал для того, чтобы деятельность первого в России общедоступного национального книгохранилища была упорядочена, чтобы оно богатело книгами и научными кадрами, чтобы приносило пользу обществу. Но заведование библиотекой — всего лишь эпизод в судьбе Алексея Николаевича: он прославился и как ученый, и как администратор, и как просветитель. Результаты его деятельности — не только хорошие, но и не очень — у нас перед глазами.

Что хранят манускрипты
2014-01-30 12:40
В Российской национальной библиотеке около тридцати подразделений: архивный отдел, отдел газет, эстампов, картографии, редких книг… Но, пожалуй, самым ценным и уникальным является рукописное собрание «Публички». Русское рукописное наследие — ни с чем не сравнимое сокровище исторической памяти, которое изучается, исследуется и охраняется людьми особого призвания. Мы побеседовали с одним из таких людей, заведующим отделом рукописей РНБ, доктором исторических наук Алексеем Алексеевым.

Дискуссия на тему: «Психология и христианская жизнь».
2014-01-31 10:43
За «круглым столом» встречаются профессиональные православные психологи и священники – координаторы Центра изучения современной мысли.

Библейская археология: докопаться до истины
2014-01-31 11:41
Эпоха, когда историю изучали только по текстам, миновала: ведь летописи, документы и мемуары созданы людьми и в той или иной степени субъективны. А вот земля не врет, она сохраняет все, что оставит в ней человек: и мусор, и произведения искусства.

В избранное