Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

19 августа -- Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа



19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
2014-08-19 13:53
«<…> Взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми высокими добродетелями, «Господь преобразися пред ними» (Мф. 17, 2). Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был. И вот значение слов: преобразися пред нами. Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, чем они видели Его прежде. <…> Затем, дабы указать Владыку ветхого и нового завета, дабы заградить уста еретиков и утвердить веру в воскресение мертвых, во славе предстают пред Господом, как рабы, Моисей и Илия и являются «с Ним глаголюща» (Мф. 17, 3). Нужно было, чтобы апостолы узрели славу и дерзновение служителей Божиих, хотя и подобных им рабов, как для того, чтобы они удивились человеколюбивому снисхождению Господа, так особенно для того, чтобы сами возгорели ревностию и укрепились на подвиги (потому что, кто узнал плоды трудов, тот легко решается на подвиги) <…> Бывший зритель сего Божественного Откровения и объятый Духом Петр сказал Господу: «добро нам зде бытии» (Мф. 17, 4). Прекрасно и блистательно видимое солнце, драгоценна и сладостна настоящая жизнь: во сколько же раз вожделеннее и приятнее тот самосущий свет, которым все освещается! во сколько раз драгоценнее и сладостнее та самосущая жизнь, которою все мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28)! <…>»
Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа.

«<…> Грех глубоко вошел в человеческую природу, как бы слился с нею. Каждый человек рождается с зачатком греха, и освобождение от него является как бы борьбой с собой. Посему эта борьба мучительна, но она необходима для приближения к Богу. «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24) сказал Христос. Крест, который нужно взять, и есть эта борьба со своими слабостями, пороками и грехом. Постепенно освобождаясь от них, человек приближается к Богу, по образу Которого он был создан. Нет у самого человека достаточно сил для того, но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сыном Божиим Церковь. Для того Он воплотился, чтоб Свой падший снова восставить образ. На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очищения человека от греха и приближения к Богу, все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются святые преподобными. Как зеркало, отображается слава Божия в их душе, наполняя ее сиянием. Когда кончается земной подвиг, окончательно запечатлевается та степень подобия, которую кто достиг. При наступлении вечного Царства, воскреснут все люди, души соединятся с своими телами, и тогда «праведники воссияют яко солнце в Царствии Отца их» сказал Сам Христос Своими устами (Мф. 13, 43).
Святитель Иоанн (Максимович). Слово на Преображение Господне.


Конец гонений
2014-08-21 11:38
За прошедшие годы мы как-то попривыкли, что исповедовать свою веру и ходить в храм можно беспрепятственно, но совсем недавно все было совершенно по-другому.

28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
2014-08-27 18:00
Праздник Успения появился в церковном календаре в середине V века. Некоторые ученые предполагают, что это связано с рукоположением в 452 году патриарха Иерусалимского Феодосия, противника Халкидонского собора (451 г.), который удерживал кафедру в течение двадцати месяцев, «обороняя» ее от халкидонита Ювеналия. Учреждение праздника было манифестацией этого церковно-политического и богословского противостояния. В «изначальной версии» Успение было частью четырехдневного праздничного цикла 22-25 августа, посвященного взятию Богоматери с плотию на небо, а 28 августа отмечался день Богородицы — Премудрости Божией. За пределы Иерусалима Успение вышло в эпоху Энотикона Зинона (482 г.), после которого случилось временное примирение апологетов и критиков Халкидонского ороса. Тогда же была установлена нынешняя дата праздника — 28 августа. Именно к этому времени относятся и древнейшие источники: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» и другие.

В этих текстах (с очень существенными вариациями) отражены несколько событий: явление архангела Михаила Богородице, известившего ее о скорой кончине; собрание апостолов со всех концов мира в Сионской горнице, где жила Богородица; их совместное богослужение; собственно Успение Богоматери, чье тело было положено в гроб, но затем таинственно исчезло, т.е. избавлено от тления и перемещено на небеса до всеобщего воскресения; а также т.н. «уверение Фомы», который, по преданию опоздал к смертному одру Богоматери, но удостоился ее явления спустя три дня после погребения.

Не случайно в коптской традиции Успение иногда называется «второй пасхой»: легко увидеть параллелизм между сюжетом праздника и жизнью Спасителя. Богословие Успения исходит из того, что Матерь Божия восприняла все свойства, права и властные полномочия своего Сына, став богом по благодати и показав пример того, что человеческая воля, ум, чувства, все человеческое естество могут достигнуть неслиянного соединения с Богом. Как говорит святитель Григорий Палама, Богородица есть «вместилище всех благодатных даров и полнота всякой праведности, отображение и одушевленный образ всякой благости и всякой доброты, как единая только всецело удостоенная даров Духа, в особенности же, как единая, имевшая вселившимся во утробе Того, в Ком сокровищница всего этого, и соделавшаяся чудесною обителью для Него; и поэтому ныне, прейдя чрез смерть в бессмертие, и праведно преставившись от земли на Небо, в Пренебесные обители», она «стала сожительницей Ему на вечное время» и «если… таков вечный закон на Небесах, что чрез меньших между большими входят в общение с имеющими большую силу, то, конечно, наибольшее несравненно влияние имеет Матерь Дева, чрез Которую приобщаются Богу все, кто бы только ни приобщался».


Дружественный взгляд со стороны
2014-08-29 17:03
1 сентября исполняется 90 лет со дня основания Русского Обще-Воинского союза (РОВС), самой известной организации русского зарубежья.

Великое искусство толкования
2014-09-02 13:00
История христианской экзегетики насчитывает тысячи лет. Первыми интерпретаторами выступили Иисус Христос и Его ученики, и каждая последующая эпоха смотрела на священный текст по-своему, предлагала свою точку зрения. О правилах толкования, его сложностях и разнообразии методов рассказывает известный библеист, кандидат богословия, профессор СПбПДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Как выбрать детскую Библию?
2014-09-02 17:31
Если даже взрослым нужно толковать Библию, что говорить о детях! Как объяснить им смысл священного текста? В магазинах христианской литературы не одна полка отведена «Детским Библиям», «Евангелиям для малышей» и пособиям вроде «Ветхий и Новый Завет в пересказе для самых маленьких».

С чего начать изучение Священного Писания?
2014-09-03 14:10
Мы попытались сформулировать рекомендации, которые будут полезны и новичку в мире библеистики, и более сведущему специалисту.

Борец за народную Библию
2014-09-04 00:01
Прежде всего Александр Лопухин был выдающимся толкователем Священного Писания, и главный его вклад в русскую культуру — «Толковая Библия», уникальный и в чем-то до сих пор непревзойденный шедевр экзегетики (науки о толковании Библии).

Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации: как, кто и зачем?
2014-09-08 17:49
Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии образованы в 1991 году. Документы на поступление принимаются до 10 сентября включительно.

Собор «в разрезе»
2014-09-08 18:54
Собор Владимирской иконы Божией Матери стоит на пересечении трех улиц и двух проспектов. Здесь особенный микроклимат, всегда оживленно, шумно: пересадочная станция метро, Кузнечный рынок, два крупных театра. В центре получившейся «звезды» — храм. Он будто «дышит» задаваемым ритмом, находясь в самой его сердцевине. Большой собор — сложный организм, где бьется сердце — Господь, а вокруг взаимодействует множество других составляющих.

Собор «в разрезе»
2014-09-08 18:54
Собор Владимирской иконы Божией Матери стоит на пересечении трех улиц и двух проспектов. Здесь особенный микроклимат, всегда оживленно, шумно: пересадочная станция метро, Кузнечный рынок, два крупных театра. В центре получившейся «звезды» — храм. Он будто дышит задаваемым ритмом, находясь в самой его сердцевине. Большой собор — сложный организм, где бьется сердце — Господь, а вокруг взаимодействует множество других составляющих.

Хоспис: приют для отправляющегося в последнее странствие Сирия, Рим, Франция, Англия, Россия
2014-09-10 15:41
«Hospitium»… Именно от этого средневекового латинского слова, означающего «гостеприимство», и произошло английское «hospice» и русское «хоспис».

Хоспис: приют для отправляющегося в последнее странствие. Сирия, Рим, Франция, Англия, Россия
2014-09-10 15:41
«Hospitium»… Именно от этого средневекового латинского слова, означающего «гостеприимство», и произошло английское «hospice» и русское «хоспис».

Сестры для прощания
2014-09-10 17:24
К 20‑летию сестричества во имя преподобномученицы Елизаветы

Опровержение
2014-09-11 12:08
Редакция и Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии извещают о том, что информация, которая содержалась в статье «Актуальный портрет» в № 9 за 2014 год, на сегодняшний день не соответствует действительности. По независящим от организатора обстоятельствам концерт 21 сентября на пл. Растрелли у Смольного собора, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского, не состоится в том формате и в том виде, которые были описаны в статье.

11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
2014-09-11 15:27
Почему святой Иоанн отважился на обличение Ирода, хотя это грозило ему неминуемой гибелью? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отвечает: «Грех царя был для Иоанна тяжелее уз, потому что он соблазнял и развращал весь народ. Не темница, а грех царя был тяжел Иоанну. Он тридцать лет жил в пустыне без хлеба, крова и постели, не видя людей и не разговаривая с ними. И узы не были для его тела хуже пустыни, но преступление царя, очевидное Богу и народу, теснило душу пророка, как тяжелые кандалы… Такая же тяжесть лежала и на душе праведного Иоанна, как царь, который стоит между Богом и народом, может совершить такой отвратительный и грязный грех? Грех блуда, которому среди болезней соответствует безумие? Грех, который ставит себе на службу все грехи, и убийство? Святой пророк видел, что развратный царь занес меч над его головой. Но он боялся не своей телесной смерти, он боялся духовной смерти царя и народа, поэтому темница не страшила пророка и меч Ирода не ужасал его. И Христос не избавил его от них, но попустил, чтобы Ирод отсек его голову, по требованию своей незаконной жены, истекающей гноем грешницы. Почему Господь не избавил Иоанна от меча? О, братья мои, если бы избавил его, как показал бы роду сему, какое беззаконие воцарилось на земле?..»

В Великую Пятницу был убит Богочеловек. Малой Великой Пятницей называет преподобный Иустин (Попович) день убийства Иоанна Крестителя, первого из новозаветных пророков, первого из святых, первого из апостолов, первого из мучеников. Святой Иустин задается вопросом: почему Господь не воскресил Иоанна, как он воскресил дочь Иаира или Лазаря? Потому что Предтеча должен был стать первым апостолом не только на земле, но и в аду, проповедуя всем людям, томящимся в Царстве смерти, о скором пришествии Христа. И как за смертью Спасителя следует Воскресение, «так и Предтеча, — говорит преподобный Иустин,— радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда».


Дипломат меча и мира
2014-09-12 16:08
В массовом сознании великий князь Александр Невский прежде всего ассоциируется с ратными подвигами. Но история знает и другого Александра: понимая тяжелейшее положение своего Отечества, еще очень молодым князь смог соединить в себе почти невозможное — гений полководца с гением дипломата. Там, где он не мог решить дело мечом, решал его переговорами. О тонкостях внешней политики, которую вел Александр Невский, мы беседуем с профессором МГИМО Викторией Уколовой.

Храм Божий в храме науки
2014-09-15 18:20
В Российской империи практически в каждом учебном заведении Санкт-Петербурга был свой храм. После революции все вузовские церкви были закрыты, а их помещения переданы под другие нужды. Однако с самого начала 1990‑х годов в старейших и наиболее крупных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга домовые храмы стали возрождаться.

В избранное