Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птичий грипп: факты и комментарии N 4


Птичий грипп: факты и комментарии

N 4

29.03.2006

 

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:


Птичий грипп - ситуация в России и в мире

Число заболевших и умерших от птичьего гриппа

Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ (WHO) по состоянию на 24 марта 2006 года, в 2006 году в мире "птичьим гриппом" (H5N1) заболело 42 человека. Их них 29 скончались. Случаи заболевания людей птичьим гриппом в 2006 году отмечались в Индонезии, Турции, Китае, Ираке, Азербайджане, Камбодже.

Существенный рост числа случаев заболевания и смерти за последние две недели отмечался за счет Азербайджана. Проведенное при содействии ВОЗ расследование показало, что, начиная с февраля 2006 года там произошло, по крайней мере, 7 случаев заболевания людей птичьим гриппом, из которых 5 закончились летальным исходом.

По сообщениям средств массовой информации, 5 случаев заболевания людей птичьим гриппом отмечены в Египте, из них два закончились летальным исходом. Эти сведения уже поступили в ВОЗ, но пока не включены в сводную таблицу.

Всего, по данным ВОЗ, с 2003 года в мире птичьим гриппом, вызванным вирусом H5N1 заболели 186 человек, из них 105 скончались.

В предыдущие годы это заболевание отмечалось также во Вьетнаме и Таиланде. Наибольшее число заболевших (93 человека) и умерших (42 человека) приходится на Вьетнам. Однако в 2006 году новых заболеваний людей птичьим гриппом в этих странах пока не регистрировалось.

Источник: WHO 24.03.2006, 29.03.2006, Reuters 28.03.2006.

Наверх

Страны, в которых за последние месяцы отмечались случаи птичьего гриппа среди птиц

По данным Международного эпизоотического бюро (OIE) по состоянию на 24 марта 2006 года за последние месяцы официальные сообщения о наличии вируса гриппа тип H5 в птицах поступали из следующих стран: Австрия, Азербайджан, Албания, Афганистан, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Ирак, Иран, Иордания, Италия, Казахстан, Камерун, Китай, Малайзия, Мьянма, Нигер, Нигерия, Пакистан, Польша, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Таиланд, Турция, Украина, Франция, Хорватия, Швеция, Швейцария.

По сообщениям средств массовой информации, наличие птичьего гриппа также зафиксировано на территории Палестинских территорий.

География распространения птичьего гриппа продолжает расширяться. В ряде случаев он, похоже, выделен впервые (Палестинские территории, Иордания). В некоторых случаях, как, например, в Швеции, официальное сообщение поступает в Международное эпизоотическое бюро с большой задержкой по сравнению с первыми публикациями в средствах массовой информации.

Источники: www.oie.int 27.03.2006, Reuters 27.03.2006.
Наверх

Регионы Российской Федерации, в которых отмечены случаи заболевания птиц гриппом H5N1

Согласно сводке Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.03.2006, в 2006 году случаи заболевания домашних и диких птиц вирусом гриппа А субтипа H5N1 отмечались на территории Дагестана, Калмыкии, Адыгеи, Чечни, Кабардино-Балкарии, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской области. Всего в этих регионах пало 1 млн. 71 тысяч птиц, а еще 280 тысяч было уничтожено при проведении противоэпидемических мероприятий. Массовый (более 100 тысяч голов) падеж домашней птицы отмечался на птицефабриках Дагестана, Краснодарского и Ставропольского края. Согласно официальным данным, в настоящее время падеж птицы от поражения вирусом H5N1 прекратился. Ведется вакцинация, для чего в субъекты Российской Федерации уже доставлено 15,7 млн. доз вакцины. На территории Южного федерального округа и в Москве вакцинировано около 9 млн. птиц.

В сводках МЧС от 28.03.2006 и 29.03.2006. указания на птичий грипп отсутствуют.

Источник: www.mchs.gov.ru 27.03.2006, 28.03.2006, 29.03.2006.
Наверх

Россия
И это все?

На интернет-сайте МЧС ситуация с птичьим гриппом освещалась с 1 по 27 марта. 28 и 29 марта раздел "санитарно-эпизоотическая обстановка" прекратил существование. До следующей вспышки?

На интернет-сайте Министерства сельского хозяйства за последние две недели сообщений, посвященных проблеме гриппа птиц, не обнаружилось. Руководители российского сельского хозяйства занимались обсуждением национальных проектов, аудитом ветеринарной службы Украины и другими, более интересными для них вещами.

Из официальных структур федерального уровня сколь-нибудь заметный раздел "Грипп птиц" удается обнаружить только на интернет-сайте "Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (http://www.gsen.ru/flu.html). На нем за март 2006 года было размещено 7 документов.

Некоторые из них (например, письмо главного государственного санврача Г.Г. Онищенко N 0100/2822-06-32 от 15.03.2006 г., размещенное также на странице Союза охраны птиц России, посвященной птичьему гриппу: http://www.rbcu.ru/birdflu/news/?p=66#more-66) вызывают глубокое изумление. Публикуем комментарии специалистов:

Комментарии Союза охраны птиц России по поводу рекомендаций Россельхознадзора и Роспотребнадзора "О дополнительных мерах по недопущению распространения гриппа птиц"

15 марта нынешнего года руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителям территориальных управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора разослано специальное письмо "О дополнительных мерах по недопущению распространения гриппа птиц", подписанное Г.Г. Онищенко (N 0100/2822-06-32)и Е.А. Непоклоновым (N ФС-ЕН-2/1827), в котором Россельхознадзор и Роспотребнадзор рекомендуют проведение ряда мероприятий для предотвращения эпизоотии этого заболевания.

В письме содержится верное положение о необходимости предотвращения контактов между домашними и дикими птицами, поскольку передача вируса от диких птиц к домашним (от себя добавим: и наоборот) происходит в результате выгульного содержания домашней птицы, при посещении домашней птицей водоемов, где кормятся или гнездятся дикие водоплавающие птицы. Не вызывает сомнения необходимость вакцинации птиц в зоопарках, усиление контроля за санитарным и ветеринарным состоянием рынков, торгующих живой птицей. Однако ряд рекомендуемых мер вызывает, по меньшей мере, недоумение.

В документе рекомендуется "запретить охоту на водоплавающую перелетную птицу (уток)". В отношении весенней охоты это, безусловно, правильное решение, и Союз охраны птиц России неоднократно высказывался за необходимость запрета весенней охоты в напряженный сезон 2006 года. Однако сразу же возникает недоуменный вопрос - а почему речь идет только об утках? Означает ли это, что на гусей охоту открывать можно? Гуси ведь тоже перелетные водоплавающие и тоже могут быть переносчиками гриппа птиц, как и утки. И охота на гусей точно так же будет распугивать птиц и оставлять после себя подранков, как и охота на уток. Весь смысл именно в полном запрете весенней охоты, только в этом случае можно избежать непосредственных контактов большого количества людей (охотников) с дикой птицей (добычей), и только в этом случае беспокойство птиц, которое приводит к рассеиванию птиц-носителей вируса на большие территории, будет сведено до минимума.

Рекомендуется "в населенных пунктах, расположенных на берегах водоемов, где гнездятся дикие перелетные птицы, организовать мероприятия по отпугиванию дикой птицы от мест гнездования на расстояние от 3 до 10 км от населенных пунктов, включающие акустические и другие методы воздействия". Трудно представить себе, чем можно испугать в населенном пункте "дикую перелетную птицу", чтобы она в панике улетела за 10 км. Наверное, все же имеется в виду, что птиц надо отпугивать от мест гнездовий в радиусе до 10 км от населенных пунктов. А это как раз то, против чего категорически возражают и Союз охраны птиц России и другие природоохранительные организации, и охотники. Для густонаселенных регионов такие рекомендации означают, что "диких перелетных птиц" (к числу которых, кстати сказать, относятся не только утки и другие водоплавающие птицы, но и гнездящиеся на берегах водоемов многочисленные певчие птицы - соловьи, варакушки, камышевки) надо изгнать отовсюду. Такое масштабное распугивание птиц, во-первых, необычайно затратное мероприятие, требующее большого количества финансовых и людских ресурсов. Во-вторых, оно не достигнет своей цели - этих сил и средств все равно не хватит, чтобы помешать птицам гнездиться: инстинкт продолжения рода сильней. В-третьих, кончится все тем, что птицы начнут метаться от водоема к водоему в поисках спокойных участков, станут появляться в самых неожиданных местах, в том числе и в населенных пунктах, которых они в норме, как правило, стараются избегать. Соответственно, они разнесут вирус на гораздо большую территорию.

В рекомендациях нигде не сказано о необходимости отстрела диких птиц, и это радует. Против массовых отстрелов диких птиц, сознавая их пагубность и незаконность, сейчас выступают практически все, за исключением разве что некоторых работников ветеринарных служб и отдельных руководителей в администрациях ряда субъектов федерации. Однако в документе рекомендовано "в целях предотвращения распространения вируса гриппа A (H5N1)" организовать специальные бригады охотников. Можно, конечно, предположить, что эти бригады должны быть использованы для упомянутого отпугивания птиц. Но настораживает такой пункт рекомендаций: "необходимо определить места сбора и утилизации павших птиц, потрохов, пера и других отходов методами, исключающими заражение людей". Если не будет отстрелов, откуда взяться "потрохам, перу и другим отходам"? Вряд ли бригады охотников будут потрошить и ощипывать трупы павших птиц. Следующий пункт достоин того, чтобы привести его целиком: "В случае использования для проведения мероприятий подсадных уток они должны быть вакцинированы против гриппа птиц". Хотелось бы узнать у составителей документа, как можно использовать подсадную утку для отпугивания птиц? Все охотники и подавляющее большинство не охотников знают, что подсадная утка используется не для отпугивания, а для привлечения птиц, конкретно селезней, с целью их последующей добычи. Таким образом, нигде прямо не упоминая об отстреле диких птиц, документ процитированными пунктами на такой отстрел исполнителей провоцирует. А если, не дай Бог, что-то случится, составители документа окажутся в стороне. Действительно, разве сказано было в рекомендациях что-нибудь про отстрел?

Впрочем, возможно, все эти несуразности возникли просто из-за того, что пункт о необходимости отстрелов диких птиц был вычеркнут в последний момент, а вот сопутствующие пункты, по недосмотру, остались в целости. Но тогда встает вопрос о качестве подготовки подобных документов.

На взгляд Союза охраны птиц России, как, впрочем, и многих других отечественных и международных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и Организацию ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), борьба с дикими птицами как мера предотвращения эпизоотий птичьего гриппа совершенно бесперспективна. Мало того, она отвлекает силы и средства от реальных возможностей пресечь распространение заболевания, приводит к бессмысленной растрате ресурсов и времени, так необходимых для действенного, а не мнимого решения проблемы. Для предотвращения эпизоотии действительно необходимо изолировать домашних птиц от диких. Но обеспечить это нужно не воюя с дикими птицами, а изменив сложившуюся систему содержания домашних птиц, в том числе и в дворовых крестьянских хозяйствах - чтобы исключить свободный выпуск домашних уток и гусей в водоемы, где гнездятся или останавливаются дикие водоплавающие птицы, и свести до минимума контакты домашних и диких птиц. В перспективе необходим переход к полностью закрытому содержанию домашних птиц даже в крестьянских подворьях, хотя бы на период угрозы эпизоотии.

Мы прекрасно понимаем, что подготовка рекомендаций по борьбе с птичьим гриппом - дело непростое, и здесь возможны досадные ошибки. Но, на наш взгляд, многих промахов можно было бы избежать, привлекая к подобной работе, в том числе и специалистов-орнитологов, и с большим вниманием относиться к их рекомендациям. Орнитологи к совместной работе готовы.

Союз охраны птиц России

Источники: www.gsen.ru 16.03.2006, www.rbcu.ru 23.03.2006
Наверх

Глобально
Всемирная организация здравоохранения готовится к активной борьбе на ранней стадии пандемии

Быстрое распространение и высокая скорость мутирования высокопатогенной формы вируса птичьего гриппа H5N1 повышают вероятность развития пандемии гриппа среди людей. Моделирование возможных сценариев развития пандемии гриппа показало, что своевременное проведение защитных мероприятий, а также интенсивное использование антивирусных лекарств, среди которых наиболее перспективным является "Тамифлу", может задержать развитие пандемии. Это даст время для подготовки и выпуска вакцины. Однако успех может быть достигнут только при условии раннего выявления и быстрых и решительных действий на начальной фазе пандемии.

Одним из основных сигналов о том, что вирус H5N1 возможно приобрел повышенную способность передачи от человека к человеку, является наличие близких по времени пяти случаев легочных заболеваний средней и высокой тяжести, которые нельзя объяснить какими-либо известными болезнями.

В качестве основных признаков возможного начала пандемии Всемирная организация здравоохранения предлагает использовать следующие:

  • три и более случаев необъяснимых (не связанных с обычной пневмонией) средних и тяжелых легочных заболеваний, происходящих с интервалами не более 7-10 дней

А ТАКЖЕ наличие обстоятельств, четко указывающих на возможность контакта с вирусом H5N1, включая следующие:

  • путешествие или проживание на территориях, где отмечались случаи птичьего гриппа у птиц и других животных;
  • прямые контакты с мертвыми, либо заболевшими птицами и животными на упомянутых выше территориях;
  • близкие контакты с лицами, заболевшими вирусом H5N1, либо страдавшими легочными заболеваниями средней и высокой тяжести;
  • возможные профессиональные контакты с источниками инфекции - работа на забое птиц и животных, ветеринаром, медицинским работником.

При выявлении таких заболеваний необходимо немедленно провести дополнительное исследование их причин, взять анализы, а информацию об этом - передать во Всемирную организацию здравоохранения. Сразу, не дожидаясь результатов лабораторных исследований, необходимо принять следующие меры по сдерживанию дальнейшего распространения инфекции:

  1. Изоляция заболевших, а также возможно зараженных лиц.
  2. Домашний карантин и наблюдение за состоянием здоровья тех, кто имел контакты с больными.
  3. Активное использование антивирусных препаратов, в том числе с профилактическими целями.
  4. Строгий инфекционный контроль в медицинских учреждениях.
  5. Интенсивные меры личной гигиены.
  6. Активная дезинфекция помещений.

В случае получения доказательств, что заболевания вызваны вирусом H5N1, и он приобрел способность передаваться от человека к человеку, ВОЗ предлагает принимать более активные меры, направленные на сдерживание развития пандемии. Ввиду того, что они потребуют значительных усилий, а имеющиеся возможности для проведения такого рода операций ограничены, решение о начале действий должны приниматься при наличии достаточно убедительных показателей:

  1. Легочные заболевания средней и высокой тяжести (в том числе с летальными исходами) у трех или более работников системы здравоохранения, имевших контакты с заболевшими вирусом H5N1 при наличии лабораторного подтверждения наличия этого вируса хотя бы у одного медицинского работника.
  2. Легочные заболевания средней и высокой тяжести (в том числе с летальным исходом) у 5-10 человек, с доказательствами, что, по крайней мере, в некоторых случаях речь идет о передаче инфекции от человека к человеку, при подтверждении инфицирования вирусом H5N1 у более 2 заболевших.
  3. Доказательства, что имело место более двух циклов передачи от человека к человеку инфекции, вызванной вирусом H5N1.
  4. Выделение нового вируса, генетические характеристики которого показывают на изменение его способности к распространению.

Меры по сдерживанию развития пандемии не должны проводиться в следующих случаях:

  1. Когда лабораторные анализы не подтверждают наличия вируса H5N1 или его вариантов.
  2. Когда количество или географическое расположение заболевших к моменту выяснения ситуации будут столь велики и широки, что проведение операции по сдерживанию становится малоэффективным, например:
    • количество людей, нуждающихся в профилактическом принятии антивирусных лекарств, превышает их имеющиеся запасы;
    • количество населения на территории, где отмечается заболевание, делает невозможным обеспечение его водой, жильем, продуктами питания на период проведения операции по сдерживанию пандемии.
  3. С момента выявления первых заболеваний прошло более 4-6 недель, что снижает вероятность того, что операция по сдерживанию начала пандемии окажется эффективной.

При выявлении признаков начала пандемии гриппа, а также при наличии обстоятельств, позволяющих надеяться на возможность реализации мер, направленных на ее сдерживание, Всемирная организация здравоохранения предлагает сделать такую попытку. В случае с пандемическим гриппом такие действия не имеют прецедентов, и очень сложно предсказать, какими будут результаты. Однако такая попытка должна быть предпринята, учитывая потенциально очень тяжелые последствия пандемии гриппа, которую может вызывать вирус H5N1.

Одним из важных компонентов операции по сдерживанию пандемии гриппа на ее начальной фазе будет активное использование антивирусного препарата "Тамифлу" (oseltamivir - "Tamiflu"). В настоящее время нет твердых доказательств, что это лекарство окажется эффективным против пандемического варианта вируса H5N1. Известно, что его использование вызывает серьезные негативные явления, прежде всего у детей и беременных женщин. Однако "Тамифлу" является наиболее эффективным лекарством против современных вариантов вируса H5N1.

Производитель "Тамифлу", компания "Хоффман Ля Рош" (Hoffman-La Roche) предоставила в распоряжение ВОЗ 1,5 млн. курсов этого лекарства и в случае необходимости готова мобилизовать еще дополнительно 3 млн. курсов. Базовые склады для запасов этого лекарства, предоставленного в распоряжение ВОЗ, находятся в Швейцарии и в США.

Власти стран, на территории которых может начаться пандемия гриппа, должны тесно сотрудничать с ВОЗ, включая обеспечение быстрого ввоза "Тамифлу", заблаговременное оформление разрешения на его использование, решение проблем, связанных с негативными побочными эффектами использования этого лекарства, включая информирование об этом пациентов. В случае начала проведения операции по сдерживанию пандемии, должно быть обеспечено надежное хранение и целевое и эффективное использование предоставляемых ВОЗ лекарств.

Компания "Хоффман Ля Рош" в середине марта 2006 года объявила, что примет все меры, чтобы резко увеличить объемы выпуска "Тамифлу". К концу 2006 года планируется произвести 400 млн. курсов. Это будет достигнуто за счет подключения к процессу производства 15 компаний из 9 стран. Это будут как известные транснациональные фармацевтические гиганты (Sanofi-Aventis), так и компании из Китая и Индии. "Хоффман Ля Рош" ищет партнеров для производства "Тамифлу" на территории Африки.

В настоящее время "Хоффман Ля Рош" выполняет государственные заказы на поставки "Тамифлу", полученные из 65 государств на общую сумму более 900 млн. долларов США.

Источники: WHO pandemic influenza draft protocol for rapid response and containment. March 17.2006, Reuters 17.03.2006.
Наверх

Автор текста: А.Ю.Григорьев
Редактор. К.П Пахорукова.
Электронная почта:info@forest.ru
Готовится и распространяется при участии "Российского союза охраны птиц" (СОПР) и информационной поддержке Лесной компании Международного Социально-экологического Союза (МсоЭС).

Мнения и позиция автора не обязательно совпадают с официальными точками зрения СОПР, МСоЭС или каких-либо других структур. Публикация осуществляется для информационных, просветительских и образовательных целей. Автор и любые упомянутые в тексте лица и структуры не несут ответственности за использование приводимых в тексте данных и рекомендаций.

В избранное