«Меня
беспокоит, что дочь-первоклассница уже
несколько недель отказывается
отвечать на уроках. И с одноклассниками
отношения пока не складываются. Дети
дразнят ее из-за заикания. До школы дочь
посещала логопедический детский сад.
Там ее считали способной, хвалили.
Дефекты речи стали почти
незаметными. Но когда ее в первый раз
вызвали к доске, разволновалась (она
очень застенчивая) и начала сильно
заикаться. Учительнице, видно, надоело
ждать, пока девочка договорит, и она
спросила другого ребенка. Дочка очень
расстроилась, и с тех пор в школе у нее
словно язык отнимается. А дома говорит
прекрасно и весь учебный материал,
который требуется, знает назубок.
Данилова Т.С.».
Застенчивые, боязливые дети острее
других реагируют на перемены, долго
привыкают к новой обстановке,
смиряются с новыми правилами. В этот
период они крайне уязвимы, тем более
что обычно стесняются открыто выражать
эмоции и тихо переживают обиды, боясь
привлечь к себе внимание.
Наибольшая трудность для родителей
заключается в том, что сами по себе они
не могут существенно влиять на ход
событий, ведь неблагополучие девочки
проявляется только в школе.
Учительница -единственный человек,
который может действенно помочь
первокласснице поскорее освоиться в
новой обстановке. Но не стоит забывать,
что для нее ваш ребенок – один из 25
учеников и, конечно, она не может знать
его так же хорошо, как мама и папа.
Печальнее всего, что до
проблем тихих детей у педагогов порой
просто не доходят руки – разобраться
бы с проделками их буйных
одноклассников. Поэтому взять ситуацию
под свой контроль вам просто
необходимо. Первый и, пожалуй, самый
сложный шаг – установить прочный
контакт с учителем, заручиться его
поддержкой. Кстати, кратчайший путь к
этому – спокойная доброжелательность
и искренняя обеспокоенность школьными
успехами ребенка, а не выяснение
отношений и предъявление претензий.
Вместе с учительницей определите,
какие выгоды получает ваша дочь от "немоты".
Неосознанно избрав тактику молчания,
ребенок обычно в конце концов
добивается более комфортного
положения: повышенного внимания
учителя, старающегося найти к нему
подход, или, наоборот, возможности
привычно "отсидеться" и лучше не
получить никакой оценки, чем получить
плохую; или, скажем, привилегии
отвечать уроки индивидуально, с
глазу на глаз.
Старайтесь свести на нет эти
преимущества, одновременно создавая
условия, которые будут побуждать
девочку с каждым днем произносить все
больше слов. Поначалу учительнице
лучше попытаться разговорить ребенка
во внеучебной обстановке: во время
дежурства по классу, по дороге из школы
("случайно" оказалось по пути).
После уроков, наедине, когда
учительница кажется ближе и добрее,
ученики обычно раскрепощаются,
становятся гораздо менее напряженными.
Разработайте систему поощрения за
ответы вслух во время уроков.
Предложите дочке игру: за каждый ответ
она будет получать от учительницы
специальный жетончик (картинку,
наклейку). Сначала жетоном может
отмечаться любой односложный отклик,
потом – только полный,
распространенный ответ, спустя
некоторое время – чтение вслух и
пересказ. Важно тонко чувствовать
момент, когда можно несколько "повысить
планку".
Чрезмерный нажим, давление заставят
девочку вновь уйти в себя. Часто
застенчивые дети говорят очень тихо,
полушепотом. От волнения усиливаются
почти незаметные в спокойном состоянии
дефекты речи. Воздержитесь от
замечаний и одергиваний. Постепенно
обретая уверенность в себе, ребенок
начнет говорить громче и правильнее.
Накопленные дочерью жетоны вы можете
менять на игрушки или сладости. Это
награда за успешное преодоление страха.
Но самое главное – не уставайте дочку
хвалить, рассказывать, как вы радуетесь
и гордитесь ее успехами.
Если никакого продвижения вроде бы нет,
ни в коем случае не ругайте, не
высказывайте нетерпения. Похвалите
авансом, одобрите заранее. Самое
эффективное "лекарство" для вашей
дочери сейчас – благожелательность и
участие.