Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Британский аналитик за созыв долгожданной Минской конференции



Британский аналитик за созыв долгожданной Минской конференции
2014-06-18 20:20

 Не удивительно, что чудесного превращения минских принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта в дорожную карту мира так и не произошло и карабахский конфликт остается самым опасным с точки зрения возможности его эскалации. С таким заявлением на состоявшемся в Баку семинаре ПА НАТО выступил британский аналитик, директор неправительственной организации LINKS Деннис Саммут.

Он подчеркнул, что основным препятствием для воцарения мира, безопасности и процветания на Южном Кавказе, наравне с карабахским конфликтом, являются тупик в армяно-турецких отношениях, а также грузино-русские отношения и последствия войны 2008 года. При этом он выразил мысль, что решение этих проблем в отрыве друг от друга, по отдельности, несмотря на специфичность каждой, крайне сложно, если не сказать невозможно.

"Нагорно-карабахский конфликт представляет собой реальную опасность для мира в регионе и в Европе. Нам часто говорят, что решение конфликта зависит от сторон, от наличия политической воли. Тем не менее, если эта политическая воля не оправдались в последние двадцать лет, то не ясно, откуда ей взяться в ближайшие двадцать месяцев. Нужен более активный подход со стороны международного сообщества. Он напомнил, что во время своего недавнего визита в регион швейцарский председатель ОБСЕ говорил о "новой встречи президентов Армении и Азербайджана",  отмечая начало нового структурированного процесса переговоров по мирному соглашению. По словам аналитика, если "политическая воля" сторон не собирается "упасть с неба", то международное сообщество должно помочь создать его, в том числе и посредством созыва долгожданной Минской конференции в нынешнем формате.



Европейский Фонд для Юго-Восточной Европы впервые предоставил банку ACBA-Credit Agricole кредит в $15 млн. в национальной валюте
2014-06-19 01:04

 Европейский Фонд для Юго-Восточной Европы (EFSE) подписал первый договор с Банком ACBA-Credit Agricole о предоставлении кредита в национальной валюте. Предоставляемый в рамках договора драмовый кредит эквивалентен $15 млн. Документ подписан генеральным исполнительным директором Банка ACBA-Credit Agricole Акопом Андреасяном и председателем Совета директоров EFSE Моникой Бек в рамках проходящего в Ереване годового собрания EFSE 18 июня.

Как отметил в беседе с журналистами А.Андреасян, новый кредит позволит Банку расширить возможности финансирования микро- и малых предприятий, в т. ч.  сельскохозяйственных производителей и фермеров. "С EFSE мы начли сотрудничество в 2013 году и привлекли от него уже третий по счету кредит, что свидетельствует о том, что Фонд уже является нашим стратегическим партнером" ,- отметил А. Андреасян. Он сказал, что данное финансирование будет использовано для предоставления субкредитов со ставкой не превышающей 14% годовых.

"Усиливая свое присутствие в сельских районах, ACBA-Credit Agricole Bank является прекрасным партнером Фонда для реализации миссии по всей республике" ,- отметила со своей стороны М. Бек.

За 2013 год EFSE предоставил Банку ACBA-Credit Agricole 2 кредита. Общая сумма предоставленных кредитов банку составила $31 млн.

По состоянию на 1 апреля 2014 года общий капитал ACBA-Credit Agricole составил 53 млрд. драмов, увеличившись в годовом разрезе

на 4,5%. По данному показателю Банк закрепил лидирующую позицию. По активам банк удерживает позицию в ТОП-5, обеспечив годовой рост на 4,6% - до 264.6 млрд. драмов. Депозиты банка составили 109.6 млрд. драмов, с обеспечением роста как срочных вкладов, так и до востребования, причем, последние превосходят по темпам роста, а первые - по объему. С момента основания клиентская база банка увеличилась в 25 раз и уже насчитывает 276 тыс.  клиентов, а число сотрудников банка - в 12 раз - до 1050. Чистая прибыль банка по итогам 2013 года составила 5.1 млрд. драмов с годовым ростом на 24,4% (позиция в TOP-5).

Напомним, что ЗАО "ACBA Credit Agricole Bank" функционирует в Армении с 1995 года.  С сентября 2006 года мажоритарным акционером банка выступает крупнейшая европейская банковская группа Credit Agricole

S.A. с долей участия в капитале в 15,56%, после которой по величине участия следует акционерное общество SJSC "Sacam International" (член группы Credit Agricole S.A) - 12,44%, наряду с которыми в капитале присутствуют 10 региональных Союзов крестьянской взаимопомощи (СКВ). По основным балансовым показателям ACBA Credit Agricole Bank входит в TOP-5.

Европейского фонд Юго-Восточной Европы, начавший сотрудничество с Арменией с декабря 2009 года, приобрел в стране 5 партнеров, в числе которых 4 банка и одна лизинговая компания.  По положению на второй квартал 2014 года объем инвестиций EFSE в Армении составлял 43,9 млн. евро, рост данного показателя по сравнению с концом прошлого года составил 11,7%.  EFSE был создан в 2005 году по инициативе Немецкого Банка Развития (KfW) при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Европейской комиссией. Деятельность фонда направлена на содействие экономическому развитию и процветанию в Албании, Армении, Азербайджана, Беларуси, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, бывшей югославской Республики Македония, Косово, Грузии, Молдовы, Черногории, Румынии, Сербии, Украины и Турции. Поскольку доступ к финансам является ключевым фактором успеха в развитии микро, малых и средних сегментов корпоративного рынка, EFSE фокусируется на помощь местным финансовым учреждениям для укрепления их способности обеспечить адекватное и устойчивое финансирование. Поддержка инвестиционной деятельности проводится через Фонд развития EFSE, который обеспечивает партнерские кредитные учреждения технической помощью, консультациями и тренингами. 



Представитель Минкультуры: Мероприятие на территории храма Гарни рекламирует данный культурно-исторический памятник
2014-06-19 12:34

Ничего страшного в проведении мероприятия на территории храма Гарни нет, закон это не запрещает, - считает директор ГНКО <Охрана памятников и исторической среды, являющихся культурно-историческими заповедниками> Владимир Погосян.

В беседе с корреспондентом АрмИнфо Погосян, в частности, заявил, что территории культурно-исторических памятников, закрепленные законом за Министерством культуры, ведомство имеет право сдавать в аренду. <Тем более что речь идет о мероприятии, которое по сути рекламирует древний исторический памятник>, - сказал глава ГНКО.

Что касается закрытия территории храма из-за мероприятия, то по словам Погосяна, любое учреждение, даже если это культурно-исторический памятник или заповедник, имеет право не работать хотя бы один день в месяц. При этом Погосян отметил, что за организацию вечеринки на территории Гарни Центральный банк заплатил 1 млн 120 тыс. драмов.

В свою очередь, специалист по памятникам Самвел Карапетян отметил, что относительно проведения подобных мероприятий каких-либо критериев, установленных законом, нет. <Просто наше общество крайне эмоционально реагирует на подобные явления. Во всяком случае, я думаю, что организовывать такие вечеринки в таких местах неудобно. И в этом контексте общественный протест понятен>, - отметил Карапетян.

Напомним, Центробанк Армении на территории храма провело 18 июня корпоративную вечеринку в рамках годичного собрания Фонда для Юго-Восточной Европы EFSE. На мероприятии присутствовало более 300 гостей.



Хоа Бин Аджемян: ЕC готов поддержать Армению в вопросах развития среднего и малого бизнеса
2014-06-19 12:36

Евросоюз готов поддержать Армению в вопросах развития среднего и малого бизнеса и искоренении бедности. Об этом 19 июня представляя итоги второго заседания рабочей группы программы “Поддержка малого и среднего бизнеса в вопросах конкуренции странам-партнерам Восточного партнерства” заявил руководитель отдела сотрудничества делегации Европейского союза в Армении Хоа Бин Аджемян.

По его словам, развитие среднего и малого бизнеса способствует созданию рабочих мест и экономическому развитию страны, соответственно государство должно быть заинтересовано в этом. В данном контексте он заметил, что сфера МСБ в Армении развита и обеспечивает 40% рабочих мест.

В свою очередь глава программы ОЭСР по содействию развитию конкуренции в регионе Евразии Антонио Сомма заметил, что было принято решение начать процесс придания "международного статуса" малому и среднему предпринимательству, занимающемуся агробизнесом, посредством оптимизации армянской торговой инфраструктуры, улучшения качества производства. Вторым пунктом принятого решения было привлечь в Армению международные строительные компании, используя в этом армянский МСБ.

Отметим, что 5 февраля состоялось первое заседание рабочей группы программы “Поддержка малого и среднего бизнеса в вопросах конкуренции странам-партнерам Восточного партнерства”. Нанем был представлен дальнейший формат программы и ожидаемые результаты, также общественные организации и представители частного спектра представили проблемы и перспективы данной сферы. В период между заседаниями ОЭСР организовала ряд обсуждений и встреч с представителями заинтересованных структур, экспертами и представителями частного спектра.



Томас де Ваал: Возможное между Швецией и Финляндией в прошлом веке, невозможно между Арменией и Азербайджаном в веке нашем
2014-06-19 12:52

О чем на Ваш взгляд свидетельствует недавний инцидент с жертвами на нахиджеванской границе. Даже в 1991-94 гг. на данном участке царило относительное спокойствие. Что изменилось сегодня?  

Во время войны Нахиджеван действительно составлял исключение на общем театре военных действий. Гейдар Алиев, управлявший в те годы областью, не хотел войны с Арменией, это не входило в его интересы. Переговоры с Ашотом Манучаряном, воздушные коридоры через Армению для самолета Алиева – прямо свидетельствуют о его особой позиции и положении. Многие сегодня говорят, что со дня заключения бессрочного перемирия между сторонами НКК ничего не изменилось. Убежден, что это не так. Изменилось очень многое. И одно принципиальное изменение касается сторон конфликта. В годы войны конфликт разворачивался между Карабахом и Азербайджаном. Армения свое участие официально отрицала. Сейчас, когда Армения и Азербайджан, можно сказать, стали полноценными государствами, конечно же, с некоторыми минусами и оговорками, конфликт хоть и заморожен, но имеет место между этими двумя государствами. Это факт. В этом контексте, стычки непосредственно на армяно-азербайджанской границе, на границе с Нахиджеваном, выглядят вполне закономерно. Меня лично они не удивляют.   

Да, но какова возможная цель? 

К сожалению, я не знаком с топографическими особенностями нахиджеванского участка армяно-азербайджанской границы. Однако, конечно, на фоне общего обострения ситуации вокруг конфликта обе стороны используют, и будут использовать любое стратегическое преимущество для того, чтобы занять ту или иную высоту. Думаю, что подобные инциденты будут происходить не только на карабахско-азербайджанской линии, но и на армяно-азербайджанской государственной границе.

Кто из сторон, на Ваш взгляд, сегодня более заинтересован в общем процессе нагнетания ситуации и жертвах?

Думаю, что армянская сторона в подобных инцидентах, а тем более жертвах, особо не заинтересована. Армения и Карабах наоборот пытаются максимально стабилизировать ситуацию, с целью сохранения и большего закрепления статус-кво в существующих поствоенных границах. Азербайджан же, как проигравшая сторона пытается использовать этот, один из редких рычагов давления на армян. 

Да, но этот рычаг давления к ожидаемым результатам не приводит. Автомобильная “авария”в Нахиджеване жертвами которой стали 7 азербайджанских военнослужащих  на следующий же день после убийства двух армянских солдат скорее говорит об обратном…

Да, но очень часто подобные перестрелки происходят в силу местной специфики. Армяне хотят показать свою силу. Азербайджанцы хотят напугать армян. Другое дело, что при желании подобные запугивания и игра мускулов моментально может вылиться во что-то намного более серьезное. В данный момент это будет самый нежелательный сценарий, пожалуй, для всех сторон конфликта и модераторов его урегулирования.

Многие говорят, что вокруг Карабаха за последние 20 лет ничего не изменилось. Меж тем геополитика вокруг конфликта претерпела существенные, если не сказать радикальные изменения. Конфликт вокруг Украины, новая роль России, более глубокие противоречия между странами-сопредседателями Минской группы и т.д. Может ли все это привести к возникновению новой ситуации вокруг урегулирования НКК?

Конечно же, общее обострение отношений между Западом и Россией имеет воздействие на карабахский процесс. Как, впрочем, и на другие процессы, в рамках которых эти центры силы в той или иной мере и смысле сотрудничают. Я бы сказал, что самое главное воздействие на Карабах в широком смысле этого слова, в концептуально-теоретическом смысле, - это демократизация, диалог, повышение роли гражданского общества. Это - более европейский подход. Есть и подход в духе realpolitic. Конечно, его применяют и западные страны, но все-таки в основном его применяет Россия, особенно в последние годы. И если в Москве вдруг решат, что пришло время решать карабахский конфликт, убежден, что они будут в состоянии форсировать переговорный процесс. Если, конечно, это будет в интересах России. Я не убежден, что Россия может единолично разрешить этот конфликт. Однако, я уверен, что Москва имеет возможность воздействования на его разрешения, особенно в вопросах сроков. Конечно же, главный ключ разрешения находиться у президентов Армении и Азербайджана. Тем не менее, внешние аспекты также могут очень мощно влиять на параметры разрешения карабахского конфликта. И если сопредседатели вдруг очень уж сильно захотят форсировать мирный процесс урегулирование, безусловно, они смогут это сделать. Но это так же, безусловно, будет иметь свою цену для них в том числе. Именно поэтому до сегодняшнего дня посредники не идут на этот шаг. Видимо, что пока что урегулирование карабахского конфликта из их интересов не исходит. Я имею в виду не только Россию, но и США с Францией.

Сегодня много говорится о необходимости участия Степанакерта в переговорном процессе. На Ваш взгляд, это улучшить перспективы разрешения карабахского конфликта?

Я думаю, что, по крайней мере, сейчас, говорить Карабаху на переговорах просто не о чем. Сегодня на столе переговоров лежит всего лишь рамочный документ, причем согласованный со Степанакертом. То есть в Карабахе с содержанием данного документа прекрасно знакомы и, не думаю, что им есть, что туда добавить. Важно другое, чтобы карабахские армяне участвовали в переговорах тогда, когда начнется действительно решающий этап этого процесса. Мне кажется, что участие карабахских азербайджанцев в этом процессе также не было бы лишним.

В наших странах бытует мнение, что карабахский конфликт используется властями для очередного воспроизведения, отвода глаз общества от внутренних проблем и.т.д. вы согласны с этой точкой зрения?

Конечно же, в этом есть доля правды. Я бы сказал, что власти как Армении, так и Азербайджана активно используют карабахский фактор во внутренней политике. Однако, это палка о двух концах. Конфликт служит механизмом манипуляции в отношении самих властей двух стран. Его активно применяют внешние игроки, и он существенно ограничивает возможности маневрирования официального Еревана и Баку. Именно поэтому, не зная, что может произойти завтра, а тем более в более отдаленном будущем, власти Армении и Азербайджана сами не решаются идти на слом существующего статус-кво. Неожиданное намерение Армении вступить в Таможенный союз, также было основано на, скажем так, соответствующем намеке российских партнеров. Главной задачей Сержа Саргсяна как президента является обеспечение безопасности Армении и Карабаха. Думаю, что в Москве ему просто намекнули, что в случае отказа Еревана от “таможенных перспектив”, Россия вполне сможет пересмотреть свою роль в качестве гаранта безопасности Армении. 

У Вас как эксперта по карабахскому конфликту есть свое видение его разрешения?

Думаю, что говорить сегодня конкретно о мирном плане было бы непродуктивно. То, что обрисовано в виде 6 мадридских принципов сегодня реально отражает все то, что стороны карабахского конфликта сегодня могут дать и получить. Иными словами, принципы более или менее обрисовывают картину возможного. И с этого нужно начать. Мне кажется, что скандинавская модель урегулирования, основанная на разделении суверенитета, могла бы успешно быть применена в Карабахе. К сожалению, то, что было возможно в Европе, между Швецией и Финляндией в прошлом веке, невозможно на Кавказе между Арменией и Азербайджаном в нашем веке. Поэтому нужно начинать с того, что возможно. В первую очередь с создания атмосферы доверия. Важно даже не подписание самого документа, а формирование доверия необходимого для его подписания.      



Британский аналитик за созыв долгожданной Минской конференции
2014-06-18 20:20

 Не удивительно, что чудесного превращения минских принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта в дорожную карту мира так и не произошло и карабахский конфликт остается самым опасным с точки зрения возможности его эскалации. С таким заявлением на состоявшемся в Баку семинаре ПА НАТО выступил британский аналитик, директор неправительственной организации LINKS Деннис Саммут.

Он подчеркнул, что основным препятствием для воцарения мира, безопасности и процветания на Южном Кавказе, наравне с карабахским конфликтом, являются тупик в армяно-турецких отношениях, а также грузино-русские отношения и последствия войны 2008 года. При этом он выразил мысль, что решение этих проблем в отрыве друг от друга, по отдельности, несмотря на специфичность каждой, крайне сложно, если не сказать невозможно.

"Нагорно-карабахский конфликт представляет собой реальную опасность для мира в регионе и в Европе. Нам часто говорят, что решение конфликта зависит от сторон, от наличия политической воли. Тем не менее, если эта политическая воля не оправдались в последние двадцать лет, то не ясно, откуда ей взяться в ближайшие двадцать месяцев. Нужен более активный подход со стороны международного сообщества. Он напомнил, что во время своего недавнего визита в регион швейцарский председатель ОБСЕ говорил о "новой встречи президентов Армении и Азербайджана",  отмечая начало нового структурированного процесса переговоров по мирному соглашению. По словам аналитика, если "политическая воля" сторон не собирается "упасть с неба", то международное сообщество должно помочь создать его, в том числе и посредством созыва долгожданной Минской конференции в нынешнем формате.



Европейский Фонд для Юго-Восточной Европы впервые предоставил банку ACBA-Credit Agricole кредит в $15 млн. в национальной валюте
2014-06-19 01:04

 Европейский Фонд для Юго-Восточной Европы (EFSE) подписал первый договор с Банком ACBA-Credit Agricole о предоставлении кредита в национальной валюте. Предоставляемый в рамках договора драмовый кредит эквивалентен $15 млн. Документ подписан генеральным исполнительным директором Банка ACBA-Credit Agricole Акопом Андреасяном и председателем Совета директоров EFSE Моникой Бек в рамках проходящего в Ереване годового собрания EFSE 18 июня.

Как отметил в беседе с журналистами А.Андреасян, новый кредит позволит Банку расширить возможности финансирования микро- и малых предприятий, в т. ч.  сельскохозяйственных производителей и фермеров. "С EFSE мы начли сотрудничество в 2013 году и привлекли от него уже третий по счету кредит, что свидетельствует о том, что Фонд уже является нашим стратегическим партнером" ,- отметил А. Андреасян. Он сказал, что данное финансирование будет использовано для предоставления субкредитов со ставкой не превышающей 14% годовых.

"Усиливая свое присутствие в сельских районах, ACBA-Credit Agricole Bank является прекрасным партнером Фонда для реализации миссии по всей республике" ,- отметила со своей стороны М. Бек.

За 2013 год EFSE предоставил Банку ACBA-Credit Agricole 2 кредита. Общая сумма предоставленных кредитов банку составила $31 млн.

По состоянию на 1 апреля 2014 года общий капитал ACBA-Credit Agricole составил 53 млрд. драмов, увеличившись в годовом разрезе

на 4,5%. По данному показателю Банк закрепил лидирующую позицию. По активам банк удерживает позицию в ТОП-5, обеспечив годовой рост на 4,6% - до 264.6 млрд. драмов. Депозиты банка составили 109.6 млрд. драмов, с обеспечением роста как срочных вкладов, так и до востребования, причем, последние превосходят по темпам роста, а первые - по объему. С момента основания клиентская база банка увеличилась в 25 раз и уже насчитывает 276 тыс.  клиентов, а число сотрудников банка - в 12 раз - до 1050. Чистая прибыль банка по итогам 2013 года составила 5.1 млрд. драмов с годовым ростом на 24,4% (позиция в TOP-5).

Напомним, что ЗАО "ACBA Credit Agricole Bank" функционирует в Армении с 1995 года.  С сентября 2006 года мажоритарным акционером банка выступает крупнейшая европейская банковская группа Credit Agricole

S.A. с долей участия в капитале в 15,56%, после которой по величине участия следует акционерное общество SJSC "Sacam International" (член группы Credit Agricole S.A) - 12,44%, наряду с которыми в капитале присутствуют 10 региональных Союзов крестьянской взаимопомощи (СКВ). По основным балансовым показателям ACBA Credit Agricole Bank входит в TOP-5.

Европейского фонд Юго-Восточной Европы, начавший сотрудничество с Арменией с декабря 2009 года, приобрел в стране 5 партнеров, в числе которых 4 банка и одна лизинговая компания.  По положению на второй квартал 2014 года объем инвестиций EFSE в Армении составлял 43,9 млн. евро, рост данного показателя по сравнению с концом прошлого года составил 11,7%.  EFSE был создан в 2005 году по инициативе Немецкого Банка Развития (KfW) при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Европейской комиссией. Деятельность фонда направлена на содействие экономическому развитию и процветанию в Албании, Армении, Азербайджана, Беларуси, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, бывшей югославской Республики Македония, Косово, Грузии, Молдовы, Черногории, Румынии, Сербии, Украины и Турции. Поскольку доступ к финансам является ключевым фактором успеха в развитии микро, малых и средних сегментов корпоративного рынка, EFSE фокусируется на помощь местным финансовым учреждениям для укрепления их способности обеспечить адекватное и устойчивое финансирование. Поддержка инвестиционной деятельности проводится через Фонд развития EFSE, который обеспечивает партнерские кредитные учреждения технической помощью, консультациями и тренингами. 



Представитель Минкультуры: Мероприятие на территории храма Гарни рекламирует данный культурно-исторический памятник
2014-06-19 12:34

Ничего страшного в проведении мероприятия на территории храма Гарни нет, закон это не запрещает, - считает директор ГНКО <Охрана памятников и исторической среды, являющихся культурно-историческими заповедниками> Владимир Погосян.

В беседе с корреспондентом АрмИнфо Погосян, в частности, заявил, что территории культурно-исторических памятников, закрепленные законом за Министерством культуры, ведомство имеет право сдавать в аренду. <Тем более что речь идет о мероприятии, которое по сути рекламирует древний исторический памятник>, - сказал глава ГНКО.

Что касается закрытия территории храма из-за мероприятия, то по словам Погосяна, любое учреждение, даже если это культурно-исторический памятник или заповедник, имеет право не работать хотя бы один день в месяц. При этом Погосян отметил, что за организацию вечеринки на территории Гарни Центральный банк заплатил 1 млн 120 тыс. драмов.

В свою очередь, специалист по памятникам Самвел Карапетян отметил, что относительно проведения подобных мероприятий каких-либо критериев, установленных законом, нет. <Просто наше общество крайне эмоционально реагирует на подобные явления. Во всяком случае, я думаю, что организовывать такие вечеринки в таких местах неудобно. И в этом контексте общественный протест понятен>, - отметил Карапетян.

Напомним, Центробанк Армении на территории храма провело 18 июня корпоративную вечеринку в рамках годичного собрания Фонда для Юго-Восточной Европы EFSE. На мероприятии присутствовало более 300 гостей.



Хоа Бин Аджемян: ЕC готов поддержать Армению в вопросах развития среднего и малого бизнеса
2014-06-19 12:36

Евросоюз готов поддержать Армению в вопросах развития среднего и малого бизнеса и искоренении бедности. Об этом 19 июня представляя итоги второго заседания рабочей группы программы “Поддержка малого и среднего бизнеса в вопросах конкуренции странам-партнерам Восточного партнерства” заявил руководитель отдела сотрудничества делегации Европейского союза в Армении Хоа Бин Аджемян.

По его словам, развитие среднего и малого бизнеса способствует созданию рабочих мест и экономическому развитию страны, соответственно государство должно быть заинтересовано в этом. В данном контексте он заметил, что сфера МСБ в Армении развита и обеспечивает 40% рабочих мест.

В свою очередь глава программы ОЭСР по содействию развитию конкуренции в регионе Евразии Антонио Сомма заметил, что было принято решение начать процесс придания "международного статуса" малому и среднему предпринимательству, занимающемуся агробизнесом, посредством оптимизации армянской торговой инфраструктуры, улучшения качества производства. Вторым пунктом принятого решения было привлечь в Армению международные строительные компании, используя в этом армянский МСБ.

Отметим, что 5 февраля состоялось первое заседание рабочей группы программы “Поддержка малого и среднего бизнеса в вопросах конкуренции странам-партнерам Восточного партнерства”. Нанем был представлен дальнейший формат программы и ожидаемые результаты, также общественные организации и представители частного спектра представили проблемы и перспективы данной сферы. В период между заседаниями ОЭСР организовала ряд обсуждений и встреч с представителями заинтересованных структур, экспертами и представителями частного спектра.



Томас де Ваал: Возможное между Швецией и Финляндией в прошлом веке, невозможно между Арменией и Азербайджаном в веке нашем
2014-06-19 12:52

О чем на Ваш взгляд свидетельствует недавний инцидент с жертвами на нахиджеванской границе. Даже в 1991-94 гг. на данном участке царило относительное спокойствие. Что изменилось сегодня?  

Во время войны Нахиджеван действительно составлял исключение на общем театре военных действий. Гейдар Алиев, управлявший в те годы областью, не хотел войны с Арменией, это не входило в его интересы. Переговоры с Ашотом Манучаряном, воздушные коридоры через Армению для самолета Алиева – прямо свидетельствуют о его особой позиции и положении. Многие сегодня говорят, что со дня заключения бессрочного перемирия между сторонами НКК ничего не изменилось. Убежден, что это не так. Изменилось очень многое. И одно принципиальное изменение касается сторон конфликта. В годы войны конфликт разворачивался между Карабахом и Азербайджаном. Армения свое участие официально отрицала. Сейчас, когда Армения и Азербайджан, можно сказать, стали полноценными государствами, конечно же, с некоторыми минусами и оговорками, конфликт хоть и заморожен, но имеет место между этими двумя государствами. Это факт. В этом контексте, стычки непосредственно на армяно-азербайджанской границе, на границе с Нахиджеваном, выглядят вполне закономерно. Меня лично они не удивляют.   

Да, но какова возможная цель? 

К сожалению, я не знаком с топографическими особенностями нахиджеванского участка армяно-азербайджанской границы. Однако, конечно, на фоне общего обострения ситуации вокруг конфликта обе стороны используют, и будут использовать любое стратегическое преимущество для того, чтобы занять ту или иную высоту. Думаю, что подобные инциденты будут происходить не только на карабахско-азербайджанской линии, но и на армяно-азербайджанской государственной границе.

Кто из сторон, на Ваш взгляд, сегодня более заинтересован в общем процессе нагнетания ситуации и жертвах?

Думаю, что армянская сторона в подобных инцидентах, а тем более жертвах, особо не заинтересована. Армения и Карабах наоборот пытаются максимально стабилизировать ситуацию, с целью сохранения и большего закрепления статус-кво в существующих поствоенных границах. Азербайджан же, как проигравшая сторона пытается использовать этот, один из редких рычагов давления на армян. 

Да, но этот рычаг давления к ожидаемым результатам не приводит. Автомобильная “авария”в Нахиджеване жертвами которой стали 7 азербайджанских военнослужащих  на следующий же день после убийства двух армянских солдат скорее говорит об обратном…

Да, но очень часто подобные перестрелки происходят в силу местной специфики. Армяне хотят показать свою силу. Азербайджанцы хотят напугать армян. Другое дело, что при желании подобные запугивания и игра мускулов моментально может вылиться во что-то намного более серьезное. В данный момент это будет самый нежелательный сценарий, пожалуй, для всех сторон конфликта и модераторов его урегулирования.

Многие говорят, что вокруг Карабаха за последние 20 лет ничего не изменилось. Меж тем геополитика вокруг конфликта претерпела существенные, если не сказать радикальные изменения. Конфликт вокруг Украины, новая роль России, более глубокие противоречия между странами-сопредседателями Минской группы и т.д. Может ли все это привести к возникновению новой ситуации вокруг урегулирования НКК?

Конечно же, общее обострение отношений между Западом и Россией имеет воздействие на карабахский процесс. Как, впрочем, и на другие процессы, в рамках которых эти центры силы в той или иной мере и смысле сотрудничают. Я бы сказал, что самое главное воздействие на Карабах в широком смысле этого слова, в концептуально-теоретическом смысле, - это демократизация, диалог, повышение роли гражданского общества. Это - более европейский подход. Есть и подход в духе realpolitic. Конечно, его применяют и западные страны, но все-таки в основном его применяет Россия, особенно в последние годы. И если в Москве вдруг решат, что пришло время решать карабахский конфликт, убежден, что они будут в состоянии форсировать переговорный процесс. Если, конечно, это будет в интересах России. Я не убежден, что Россия может единолично разрешить этот конфликт. Однако, я уверен, что Москва имеет возможность воздействования на его разрешения, особенно в вопросах сроков. Конечно же, главный ключ разрешения находиться у президентов Армении и Азербайджана. Тем не менее, внешние аспекты также могут очень мощно влиять на параметры разрешения карабахского конфликта. И если сопредседатели вдруг очень уж сильно захотят форсировать мирный процесс урегулирование, безусловно, они смогут это сделать. Но это так же, безусловно, будет иметь свою цену для них в том числе. Именно поэтому до сегодняшнего дня посредники не идут на этот шаг. Видимо, что пока что урегулирование карабахского конфликта из их интересов не исходит. Я имею в виду не только Россию, но и США с Францией.

Сегодня много говорится о необходимости участия Степанакерта в переговорном процессе. На Ваш взгляд, это улучшить перспективы разрешения карабахского конфликта?

Я думаю, что, по крайней мере, сейчас, говорить Карабаху на переговорах просто не о чем. Сегодня на столе переговоров лежит всего лишь рамочный документ, причем согласованный со Степанакертом. То есть в Карабахе с содержанием данного документа прекрасно знакомы и, не думаю, что им есть, что туда добавить. Важно другое, чтобы карабахские армяне участвовали в переговорах тогда, когда начнется действительно решающий этап этого процесса. Мне кажется, что участие карабахских азербайджанцев в этом процессе также не было бы лишним.

В наших странах бытует мнение, что карабахский конфликт используется властями для очередного воспроизведения, отвода глаз общества от внутренних проблем и.т.д. вы согласны с этой точкой зрения?

Конечно же, в этом есть доля правды. Я бы сказал, что власти как Армении, так и Азербайджана активно используют карабахский фактор во внутренней политике. Однако, это палка о двух концах. Конфликт служит механизмом манипуляции в отношении самих властей двух стран. Его активно применяют внешние игроки, и он существенно ограничивает возможности маневрирования официального Еревана и Баку. Именно поэтому, не зная, что может произойти завтра, а тем более в более отдаленном будущем, власти Армении и Азербайджана сами не решаются идти на слом существующего статус-кво. Неожиданное намерение Армении вступить в Таможенный союз, также было основано на, скажем так, соответствующем намеке российских партнеров. Главной задачей Сержа Саргсяна как президента является обеспечение безопасности Армении и Карабаха. Думаю, что в Москве ему просто намекнули, что в случае отказа Еревана от “таможенных перспектив”, Россия вполне сможет пересмотреть свою роль в качестве гаранта безопасности Армении. 

У Вас как эксперта по карабахскому конфликту есть свое видение его разрешения?

Думаю, что говорить сегодня конкретно о мирном плане было бы непродуктивно. То, что обрисовано в виде 6 мадридских принципов сегодня реально отражает все то, что стороны карабахского конфликта сегодня могут дать и получить. Иными словами, принципы более или менее обрисовывают картину возможного. И с этого нужно начать. Мне кажется, что скандинавская модель урегулирования, основанная на разделении суверенитета, могла бы успешно быть применена в Карабахе. К сожалению, то, что было возможно в Европе, между Швецией и Финляндией в прошлом веке, невозможно на Кавказе между Арменией и Азербайджаном в нашем веке. Поэтому нужно начинать с того, что возможно. В первую очередь с создания атмосферы доверия. Важно даже не подписание самого документа, а формирование доверия необходимого для его подписания.      



В избранное