Мастерская пресс-релизов Выпуск 21. Субботник. Эссе
Субботник. Эссе. Слова благодарности.
Доброе
субботнее утро, уважаемые подписчики «Мастерской пресс-релизов»! А тех, кто
как-то связан с Ростовом-на-Дону, еще и с 262 его Днем рождения! Пусть праздник
будет замечательным!
Во-первых, хочу поблагодарить всех моих
верных подписчиков за интерес к «Мастерской пресс-релизов» и участие в ее
дальнейшей судьбе. Вчера нас стало 14 вместо 15. Кто-то ушел, показав мне, что
я что-то делаю не так. Буду работать.
Вчера же, еще до этого, решил расширить
аудиторию своей подписки, промониторить темы, которые людям наиболее интересны.
В Фейсбуке группу одноименного содержания создавал практически вместе с
рассылкой, но она была закрытой и успешное молчание в ней продолжалось почти
два месяца. Вчера – открыл группу, и активные люди включились в обсуждение –
спасибо им огромное!
Как это ни странно, из 40 с лишним
вопросов, с которыми я обращался к профессиональному сообществу, наибольший
интерес и наибольшее количество откликов вызвал вопрос о том, как часто
представители СМИ благодарят сотрудников пресс-служб за качественную и
своевременную работу.
Оказывается, очень редко. И не я один с
этим сталкиваюсь. Несколько моих коллег смогли назвать единственного
журналиста, который не скупился на слова благодарности. И это подтолкнуло меня
к написанию сегодняшнего эссе…
СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ
Предположим, Вы заболели. Не дай Бог,
конечно, но такое порой случается. Вызвали врача или «скорую», получили диагноз
и рекомендации по лечению. Сказали «спасибо», а то и материально поблагодарили.
За то, что человек просто выполнил свою работу и Вам это понравилось.
Аналогичные вещи происходят с
сантехниками, строителями, учителями, коллегами по работе, поварами и
официантами общепита, кассирами, выдающими зарплату и т.д. и т.п.
В большинстве ситуаций, возникающих на
нашем жизненном пути, мы не стесняемся благодарить тех, кто сделал нам что-то
полезное или приятное, как на словах, так и в более осязаемых формах. Причем,
делаем это вне зависимости от того, оплачены ли уже нами услуги данного
специалиста, или нет.
Если задуматься, то врач, педагог, любой
«бюджетник», правоохранитель и т.д. – получает свою зарплату в виде наших
налоговых платежей. Слесарь ЖЭУ – через кассу ТСЖ, ЖСК, Управляющей компании,
но из нашего же кармана.
Кассир, выдающий зарплату, получает часть
дохода компании, который, в том числе, формируем и мы своим повседневным
трудом. Услуги поваров, официантов – входят в счет.
А нас, пресс-секретарей, почему-то
благодарить не принято. Мол, эти бездельники сидят, ничего не делают, никогда у
них ничего интересного не допросишься, денег на рекламу не выделяют или
«спуливают» их другим и т.д.
Некоторые, кто не столь «обидчив»,
считают высшей формой благодарности нам за нашу работу то, что релизы
более-менее регулярно публикуются. Причем, бесплатно и без искажений. А
остальные, мол, вопросы – к работодателю…
Отчасти это верно, но, на мой взгляд,
исключает нормальные человеческие взаимоотношения из связки партнеров
«пресс-секретарь – журналист». Мы общаемся, как роботы. Один создал и отправил
текст, другой почитал, поставил или выбросил. Взаимодействуют должности, а не
люди. Отсюда – недопонимание, а то и заметная вражда…
Не буду, кстати, перехваливать в этом
отношении и сотрудников пресс-служб (к каковым временно отношусь в настоящий
момент). Мы также ограничиваемся функциями «написал, отправил, отследил».
Иногда – КОГДА НАМ ЭТО НАДО! – добавляем
сюда функцию «позвонил самым нужным изданиям, что отправил им замечательный
пресс-релиз». А сказать «спасибо» за публикацию (как факт), за обработку
текста, за фантазию, за персонализацию Вас в публикации и т.д. Нам слабо?
Здесь же покаюсь, и как журналист, и как
сотрудник пресс-служб: сам очень часто грешил и грешу этим. Черствостью.
Неумением поблагодарить. Хотя бы – словом, улыбкой, звонком, смайликом,
душевным поздравлением к празднику…
Буду исправляться. Честно.
Тем более – примеров того, насколько
повышается продуктивность работы, когда добавляешь в профессиональную
деятельность чуточку человечности, в моей практике предостаточно…
Расскажу только один (сегодня). В
бытность мою пресс-секретарем главы района на Кубани, я из-за функционального
удобства писал пресс-релиз не в строгой классической форме, а в виде нескольких
готовых заметок для газеты и радио.
Мне так было удобнее, ибо каждое утро я
единолично делал десятиминутную программу на местном радио, на моем «попечении»
находились три районных газеты, два местных телеканала, а также несколько
краевых СМИ. И я готовил свои «пресс-релизы» с учетом того, чтобы всем им было
интересно что-то взять из моей писанины.
Кстати, не жадничал и на придумывание
заголовков, иллюстрации и т.п. (кое-что об этом периоде своей биографии я уже
рассказывал в первых выпусках данной рассылки – можно посмотреть в архиве на
сайте).
И приятной мукой для меня было прийти на
работу примерно в 8-15 утра, сразу после радиоэфира, поздороваться с соседом по
кабинету, тут же услышать привычный звонок телефона и не менее приятное в
трубке:
-Лешенька, краевое радио, служба
новостей. Что ты вкусненькое для нас припас на сегодня?
Я быстро сообщал темы своих заметок,
помечал, какие интересны, надиктовывал их коллегам, и на протяжении дня весь
край слушал о моем замечательном районе информацию из первых уст.
Мы общались как профессионалы и как
нормальные люди! Без этого, мне кажется, в любой профессии нельзя!..
P.S.:
А теперь приведу несколько цитат и
комментариев, ответов на вопросы из предыдущих выпусков, переписки по этим
темам. Без авторов высказываний. Для начала:
-Основы грамотности в наши головы
закладывали школьные учителя, а расширить тезаурус помогали вузовские
преподаватели. Именно помогали, потому что вуз, по сути, не учит, а лишь
систематизирует огромные потоки информации. Подавляющее большинство училось (в
том числе, и я)по принципу "заучил, сдал, забыл". И это правильно!
Немыслимо держать в голосе такой объем информации. Зато к ней можно (и нужно)
неоднократно возвращаться в течение всей жизни, неспешно перечитывая заново тех
же отечественных или зарубежных литераторов-классиков. Их-то и нужно перечитывать,
смакуя, а газеты и журналы - пробегать взором, через строку! А еще - читать
словари, как увлекательные книги. Этому учили нас в свое время великолепные
филологи - профессор РГУ Н.П. Колесников и доцент П.П. Червинский. Другого пути
просто нет!
-Кроме откровенно ненормативной и грубой
лексики, в релизе неуместны повторы (одинаковые рядом стоящие слова, например,
если хорошее, по сути, слово «участники»,повторяется в трех предложениях подряд, то это вызывает раздражение у
читающего и формирует негативное отношение к информации еще до окончания
прочтения).
-Цейтнот по времени способен как
деморализовать, так и мобилизовать ресурсы памяти и извлечь из них нечто,
способное релиз украсить.
-То, о чем Вы спрашиваете – высший
пилотаж пресс-релизника… Антон Павлович Чехов по этому поводу говорил: «Я могу
посмотреть на синюю чашку и написать рассказ». А участники легендарного
ансамбля «Битлз» в пору творческого рассвета могли сочинить несколько шедевров
за час поездки в автобусе на очередные гастроли. Если речь идет о багаже знаний
и подобных ситуаций, то с ростом стажа работы по данной специальности «делание
конфетки» (вкусной и не очень) случается всё чаще… Можно было бы сказать, что –
к счастью, если б не мудрая фраза о том, что «многие знания умножают скорбь»…
-Стараюсь перечитывать соответствующую
русскую классику – Тургенева, Паустовского и т.д.
-Я, не присутствуя на событии, и даже не
зная: о чём оно, напишу за 5 минут!
-Мне понравились два твоих вопроса к
читателям:1.Как часто представители СМИ благодарят Вас, пресс-службистов, за
плодотворную хорошую работу?
2.Какое событие в Вашей карьере
сотрудника пресс-службы Вы считаете самым значимым, ярким, необычайным? Отвечаю:
1. Очень редко! Как правило, это реально профессиональные журналисты 2. Самое яркое
событие - победа баскетбольного клуба АТАМАН в высшей лиге. Никто не знает
реально какие силы приложили сотрудники администрации клуба (и я как пиарщик)
для того чтобы он дошел до финала, получил поддержку спонсоров и властей.
-Давайте организуем картотеку самых
бредовых, по мнению СМИ, пресс-релизов. Пусть ПР посмотрят на себя со стороны.
-Многие ПС и ПР пишут пресс-релизы не для
прессы, а для своего начальства, директор читает и радуется - вах, как все у
нас хорошо, ляпота, и им пофиг, что пресс-релиз никто не печатает. Поэтому в
данном случае пресс-секретари являются профессионалами в таком-вот внутреннем
пиаре. Как отнесется пресса к таким вот заметулькам – в общем-то неважно.
Главное. чтоб Павл Севастьяныча улыбнуло.
-Раньше я видел один плюс релизов. В них
можно было прочитать правильно фамилии и не перврать их потом. Сейчас все равно
переврут…
-Кстати не все компании способны общаться
устно. Есть такие - что только пресс-релизами разговаривают…
Коллеги,
спасибо за замечательную дискуссию!Чертовски
рад тому, что она стала активной!
Напоследок
– два вопроса:
1.Как
Вы относитесь к идее создания «анти-рейтингов» пресс-служб и их творений?
2.Как
Вы относитесь к аналогичной идее на предмет «анти-рейтинга» все и вся
перевирающих СМИ и журналистов?