Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пустые места группы "Аквариум" (188)


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru

 Пустые места группы "Аквариум"

 188-й выпуск, 29 апреля 2002

И я хочу петь, чтоб все танцевали,
Но зачем-то пою о другом

3 мая 1962 года - родился Павел Северов - главный аквариумный гуру всех времен и народов.

КОНЦЕРТЫ АКВАРИУМА

08.05 - Даугавпилс
10.05 - Рига, Дом конгрессов, 20-00, билеты в магазинах MDaile, в кассах Дома конгрессов и Рижского цирка, цена -- от 7 до 15 латов
12.05 - Вильнюс, Дом конгрессов, 19-00, билеты в магазине Maxima (ул. Миндауго 11), в кассах Дома конгрессов и Драматического театра, цена -- от 50 до 220 литов

1.06 - Бостон
2.06 - Вашингтон
5.06 - Нью-Йорк
7.06 - Кливленд
8.06 - Чикаго
11.06 - Денвер
15.06 - Сан-Диего
16.06 - Лос Анжелес
18.06 - Сан-Франциско
21.06 - Портленд
22.06 - Сиэттл

USA cross-county tour, June 2002

Все подробности про американский тур (адреса, время, телефоны) читайте на специальной странице официального сайта. Там же можно уже сейчас купить билеты. Имеет смысл не откладывать, потому что некоторые концерты в очень небольших залах, например, только по 350 мест в Бостоне и Лос Анжелесе.

Не забывайте записывать и присылать свои впечатления от концертов.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

* На www.aquarium.ru 15 апреля опубликовано объявление от БГ:

Вопрос ко всем специалистам по fantasy - не подскажет ли кто-нибудь, как называется книга с приблизительно следующим сюжетом:
    Некий молодой человек в полусредневековом мире обнаруживает определенные магические способности и поступает в колледж магов, где постепенно обнаруживает, что по своей природе является демоном и заклятым врагом всего, чему учат в этом колледже. Следует непременная козья морда (фиг.).
    Его (неминуемая) девушка из местных почти всю книгу сильно переживает, но когда он со своими восемью (кажется) подлинными братьями в конце книги приходит в свой бывший колледж разбираться, ... конец очевиден.

Если кто знает - напишите прямо ему. И продублируйте для верности в гостевой книге "Пустых Мест" , например.

* Еще на www.aquarium.ru пополнился архив первостраничных картинок ("морд"). Спасибо хранителям архивов! Нашлись картинки 96-97 годов, посмотрите - они забавные :)

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ

* Напоминаю, что следующие 4 части "Антологии" Аквариума - Табу, Ихтиология, Радио Африка, День Серебра - должны выйти уже в мае-июне этого года. Материалы уже собраны и отданы в "печать". По непроверенной информации, к "Ихтиолигии", например, прилагается аж 7 бонус-треков. К "Табу" - очевидный "Сентябрь".
* Новости чартов.  В хит-параде "Нашего радио", как и ожидалось, теперь участвует песня "Растаманы из глубинки". В топ-13 она пока не попала, но все в наших руках? :) У слушателей "Открытого радио" просто нет выбора - которую неделю они сортируют туда-сюда Блэкмора, "Брод", Озборна и Джаггера :)

Проголосуй за песню "Брод" АКВАРИУМА!

В "ПЕСНЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ"

22.04.02 [от Георгия Степанова] Зоя и Соня (673 kb)
БГ и Макс Леонидов в программе "Кухня". ТВЦ. 20 (?) февраля 2002.

КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ

Под таким заголовком будет постепенно публиковаться информация о переиздаваемых альбомах. Альбомы, повторюсь, надо непременно покупать - именно в таком виде следует сохранять наследие любимой группы :) Но это не повод скрывать от общественности все прелести вновь выпущенных дисков: правильный порядок и список песен, бонус-треки, оригинальные обложки, уникальные фотографии, выверенную информацию о музыкантах и авторах, тексты об истории создания альбомов, благодарности. Сегодня -

СИНИЙ АЛЬБОМ (1981)

внутренняя сторона

обратная сторона

обложка Антологии

АКВАРИУМ:
Б.Г. - голос, гитары, фортепиано, губная гармошка
А. Романов - флейта, голос, эл. гитара
М. Файнштейн - бас, percussion
В. Гаккель - виолончель

+ Д. Гусев (Рыжий Чорт) - губная гармошка, percussion

Все песни БГ, кроме No.4 (А. Романов)

Фото - Андрей "Вилли" Усов

Ремастеринг - А. Субботин, "Saturday Mastering Studio" 2002
design: (c) 2002 derbenev

АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло и П. Северова за предоставленные фонограммы

(с) Б.Г. 1981
(с) Студия "Союз" 2002

эта сторона

Железнодорожная вода
Герои рок-н-ролла
Гость
Странные объекты между светом и звуком
Электрический пес
Все, что я хочу
Чай
та сторона

Плоскость
Рутман
В подобную ночь
Единственный дом (Джа даст нам все)
Река

bonus-tracks:
Пионерская, 38
14
Вызываю огонь на себя

ИСТОРИЯ
Фотография из буклетаТеплым олимпийским летом 1980-го года музыканты Аквариума как-то внезапно с нечеловеческой силой полюбили реггей. По вечерам Боб, Дюша и Фан собирались на квартире у Гаккеля и устраивали шумные реггей-оргии. В тот момент пионеры ленинградского растафарианства еще не додумались до сенсационной теории единства ямайских корней и русских народных песнопений, но первые исследовательские шаги в этой области были сделаны именно тогда.
"Я не имею ни малейшего представления, почему мы начали увлекаться реггей, - вспоминает Гребенщиков. - У Гаккеля в соседней комнате жили хиппи - и они слушали то, что и положено им слушать: Джимми Хендрикса, Дженис Джоплин. А мы на их фоне выглядели как чудовища: приходили поздно ночью, нажирались и очень громко слушали Боба Марли, Sex Pistols, Police, Devo. Параллельно мы пытались курить траву, и иногда это у нас получалось".

Музыканты Аквариума плотно "подсели" на реггей не только из-за очарования "запретного плода" или пресловутых карибских вибраций. Это было удивительно органичное единство идеологии ямайских растаманов с образом жизни Аквариума 80-х - изгоев, полностью выкинутых из социальной иерархии. Самые культурные в мире дворники и сторожа жили в холодных дачных сквотах и тесных коммунальных квартирах, играли подпольные концерты, подрабатывали сдачей пустой посуды и не всегда платили профсоюзные взносы. Гармония мира не знает границ - сейчас мы будем пить чай. С советской властью у этих аутсайдеров от искусства были чисто стилистические разногласия.

Фотография из буклета...Зимой 81-го Артему Троицкому удалось вписать Аквариум в крупный фестиваль "Джаз над Волгой", который проходил в Ярославле. "Мы жили в гостинице и с утра до ночи курили дико плохую траву, - вспоминает Гребенщиков. - И докурились до такого состояния, что на сцене все песни - медленные, быстрые, романсы - сыграли нон-стопом в реггей. Далеко не все можно сыграть в реггей, однако мы пытались играть в реггей именно всё. И в течение последующих 4-х часов езды домой Троицкий ругался на нас самыми последними, самыми черными словами - до тех пор, пока я не отключился. Артему в тот момент была отвратительна сама мысль, что мы играем реггей. Теоретически я его понимал: все звучало тогда очень плохо. Но мы получили экстраординарное удовольствие, назвав это действо "Джа над волгой". По большому счету, это был бунт".

Когда осенью 80 года после нескольких лет бродяжничества у Аквариума появилась возможность записываться в студии Андрея Тропилло, они в качестве разминки тут же попытались сыграть реггей Эдди Гранта "How do you feel my love". "Поскольку в этот период нам удалось сочинить несколько реггей-номеров, мы приняли естественное решение - записывать не электрическую программу тбилисского фестиваля, а новые песни: "Рутман", "Джа даст нам все", "Река", - вспоминает Гребенщиков. - В итоге мы стали записываться сами, без профессионалов Губермана и Фагота. Записываться, как Бог на душу положит".
Фотография из буклетаВ студии Дома юного техника четверка "растаманов из глубинки" музицировала при полном суверенитете Тропилло, который мудро пустил психоделический корабль Аквариума самостоятельно плыть по течению. "Я успел членораздельно сыграть лишь в "Плоскости", - вспоминает Сева Гаккель, проболевший большую часть сессии. - У Тропилло образовалась цифровая динаккордовская цепочка, которой никто не знал как пользоваться. И когда я играл в этой песне, Боб самозабвенно крутил ручки - получилась чистая психоделия".
"Композицию "Странные объекты между светом и звуком" Дюша и Файнштейн писали без меня, - вспоминает Гребенщиков. - Когда я ее услышал, этот хаос вызвал у меня бурный восторг. Я пришел, замахал руками и закричал: "Ура! Гениальный кусок, обязательно его вставляйте".
"Перефразируя поговорку, мы использовали все, что движется, - вспоминал Дюша. - Как только в голову приходила какая-то идея, нам сразу же хотелось посмотреть, что из этого получится. Мы не случайно заявляли, что постоянно находимся в состоянии эксперимента".

В какой-то момент в студии очутился соучастник тбилисской вакханалии Дима "Рыжий Черт" Гусев, который мастерски подыграл в нескольких композициях на губной гармошке. Особенно выразительно его недорогой инструмент прозвучал в " Железнодорожной воде" - гипнотическом гимне в духе "Blonde on Blonde", текст которого был написан незадолго до начал сессии. Запоминающийся образ " железнодорожной воды" родился в расширенном травами сознании Гребенщикова под впечатлением от света ночных фонарей, который причудливо отражался на рельсах Финляндского вокзала и производил впечатление инородной жидкости, состоящей из веществ, не зафиксированных таблицей Менделеева.
Начинающаяся с привокзального гула "Железнодорожная вода" - с гнусавым и стопроцентно узнаваемым вокалом а-ля Боб Дилан - являлась органичным продолжением гребенщиковских экспериментов периода альбома "Все братья-сестры". "Я слушал песни Дилана и думал: "Он описывает какие-то вещи, которые я очень хорошо знаю", - вспоминает лидер Аквариума. - Но Дилан все-таки поет о своей жизни, о Нью-Йорке. А мы поем о реальности, которая диаметрально противоположна дилановской... То, что Дилан переживает по-своему там, мы переживаем по-своему тут. И пишем об этом тут. Это как прогноз погоды: там и тут".

Фотография из буклетаВ целом вся подборка песен, записанных Аквариумом в течение зимы 1980-81 гг., напоминала, по словам музыкантов, смесь всего: "обломков старого и наступившего нового".
"Молодую шпану" я написал мрачной осенью, у меня тогда семейная жизнь разлетелась, да и абсолютно все разлетелось - вспоминает Гребенщиков. - "Электрический пес" родился под впечатлением от ностальгических кухонных разговоров. Это было чудовищно: на дворе 80-й год, еще ничего толком не произошло, а меня уже тогда достали эти воспоминания на тему "как все было хорошо"... И у меня прорвалась злобная тирада в адрес всех этих людей, которые вместо того, чтобы жить настоящим, все время живут прошлым".

Следствием душевных пожаров Гребенщикова стало очень честное и драйвовое домашнее музицирование. "Мы выросли в поле такого напряга, где любое устройство сгорает на раз". Обратите внимание: напряжение на альбоме достигается "не по правилам", без вибраций электрической гитары и раскатов барабанов, которых тогда просто не было - как, впрочем, и барабанщика. Но, несмотря на подобный примитивизм и аскетизм, музыкантам удалось зафиксировать на пленку бардачный "аквариумовский" саунд в стиле "елы-палы". С интимным вокалом, графоманскими акустическими гитарами, булькающей перкуссией Фана, митьковской сельской гармошкой, наивными шумами и робкими плейбэками в духе Beatles. "Для меня это был очень важный альбом, поскольку впервые в жизни мы получили возможность сделать именно то, что хотели сделать, - вспоминает Гребенщиков. - Сделать естественный, натуральный альбом, как оно и положено. Ты включаешь его, и начинается экспириенс на 40 минут. Альбом хотелось сделать насыщенным - поэтому тут и фонограмма поезда, и Дюшкин инструментал, и многое другое. То есть пластинка должна быть атмосферной - открытка из осени и зимы. В ней все песни связаны с тем, что с нами тогда происходило".

Фотография из буклетаДля общей завершенности новоиспеченному альбому не хватало оригинального оформления. Фотосессией, предназначенной для обложки первого официального альбома Аквариума, занялся Андрей "Вилли" Усов. "Когда я увидел Аквариум в действии, то понял, что это надо как-то задержать в памяти и красиво оформлять, - вспоминает он. - И чтобы оформление альбома являлось продолжением того, что находится внутри него".
Фактически первая в стране самодельная обложка самодельного альбома родилась экспромтом. Фотосессия произошла в мрачной лифтовой шахте одного из зданий на Литейном проспекте, куда музыканты Аквариума хаживали в гости к своему бывшему аппаратчику Марату Айрапетяну. Съемки состоялись прямо в подъезде - с выразительной питерской лестницей и несколько наивной философией "взгляда наверх", за которым следует подъем и падение. Дюше на грудь был повешен детский барабан - как хочешь, так и понимай оригинальный аквариумовский юмор...
Отпечатанные фотографии Гребенщиков прикреплял клеем "Момент" на коробки магнитофонных пленок. На чистые бобины вручную записывался сам альбом. Внешний торец картонных коробок заклеивался синими полосками, вырезанными из детских наборов цветной бумаги. Поэтому получился "Синим".

"Я всегда хотел, чтобы у нас все было, как у людей, - считает Гребенщиков. - Если государство не выпускает, значит надо сделать это самим. Я помню реакцию "Машины времени", когда я весной 81-го года принес им этот альбом. Макаревич и Кутиков повскакивали из-за ресторанных столиков и обступили эту коробку. Было видно, что она произвела на них сильное впечатление".
Великий крестовый поход Аквариума в сказочную страну студийной звукозаписи можно было считать открытым.

Александр Кушнир

БОНУСЫ

Пионерская, 38 - mp3
Видимо, одна из тех, о которых БГ сказал: "Нашлись вещи, которых я сам с 80 года не слышал... Я даже не помню, что мы их записывали, забыл, что они есть вообще!".  Единственная - пока - песня, которая вообще не упоминалась в Справочнике Северова. Вероятно, из кладовых Тропилло.

14 - mp3
Студийная версия, заметно отличающаяся от той, что вошла в "Библиотеку Вавилона". В буклете альбома "Библиотека Вавилона" сказано, что эта песня "написана в самые времена "Зазеркалья" (середина семидесятых) и всегда была особенно мистически ценна для А, поэтому никогда не игралась на концертах. ".
П. Северов рассказал о нынешней записи следующее:
"Песня из одноименного загадочного альбома. Загадочного - поскольку является, судя по всему, делом рук не БГ, а все того же Тропилло. В тот вариант, который попал в свое время в мои руки, кроме самой песни "14" входили треки из "Синего альбома" и "Акустики". Это было очень давно, я в те времена испытывал страшный дефицит кассет и не стал сохранять повторяющиеся песни, а "14" добил к Акустике".

Вызываю огонь на себя - mp3
Единственное зафиксированное исполнение - концерт под условным названием "Go, Fagot, go" (послушать в мп3). Именно эта запись из архива Павла Северова и представлена на  диске. К нему она попала от Сергея Еремина (составителя дискографии), который лет пять назад где-то раздобыл эту запись. Предыдущего в цепочке владельцев этой записи вычислить так и не удалось.

Претензии по поводу кодеков, битрейтов и т.д. - не принимаются, потому что - напоминаю :) - мп3 файлы публикуются исключительно для ознакомления :)

ПАВЕЛ СЕВЕРОВ

Павел СеверовЕсли вдруг кто-то не знает. Павел Северов - главный собиратель Аквариума. Но ценность - не в коллекции, а в человеке, который этой коллекцией щедро делится - и теперь уже не только с нами, но и с Аквариумом :)
Созданное им "Справочное пособие для БГ-ологов и Аквариумофилов" - не имеет аналогов. Даже многочисленные биографические книги о Битлз - не так подробны и монументальны. В сети - тем более.
Если у вас возникли вопросы о творчестве и истории группы "Аквариум" - не задавайте их Яндексу, идите сразу в Справочник. Найти любую песню с текстом и мп3 - в Справочник (он даст вам ссылку на точное место мп3 этой песни на "Пустых Местах" :)). А если там нет мп3 - можно заказать. Узнать, что, по-видимому, означает тот или иной образ в тексте песни - все туда же.
Но Справочник - не памятник, а живой развивающийся организм, и там всегда нужна ваша помощь.
И если вы увидите на концерте этого человека с бородой, усами и замечательной улыбкой под ними - не орите "Мочалкин блюз дава-ай!" слишком громко, помните - рядом с вами творится История :))

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

г. Калининград, ККЗ "Россия", 25 апреля 2002г.

From: "Alexander "Meddle" Petrov" <meddle_@mail.ru>
To: <irka@aquarium.ru>
Sent: 26 апреля 2002 г. 16:29
Subject: April 25, Kalininigrad, A

Все началось не очень весело, потому что в этом самом ККЗ места по определению только сидячие (лучший зал города, долбаный звук, все дела). Так что билет я по глупости приобрел на место средней паршивости за среднюю цену - 350 рублей (а выбор был от 300 до 500). Неужели, думал, так и придется просидеть на заднице все действо.
Ну и что же, пришел, значится, за полчасика до предполагаемого начала, а там такая лень! Народ слоняется, пьет пиво и ест мороженое, из зала раздается стук бочки, какие-то басовые гудения (наверное, Рубекинский программинг) - настраиваются. Всем желающим какая-то тетя радостно объявила, что концерт, сами понимаете, задерживается на 30 минут. Из-за закрытых дверей, сквозь стены и корпуса коротко остриженных людей в костюмах раздавались "Если Бы Не Ты" и еще что-то, да не упомню сейчас..
Когда это стало возможным, люди начали попадать в зал. Ну я и попал!!! Натурально, чуть ли не туда, куда не стОит. Прямо на линии взгляда на центр сцены стоит страшненькое устройство для взятия БГ лично в круг света. Только вот ни хрена из-за него не видно. Но перемена мест вполне доступна - с
четверть кресел пустует. Ну и пускай пустует, а тут сосед мой куда-то упорхнул, с его-то места обзор получше.
В самом-самом начале на сцене зажгли благовония (до 17 ряда запах точно не доходил), играла очень суперская музыка северных и\или кельтских народов (так мне сейчас кажется). Затем (?19:30) вышел Аквариум и начал играть и петь.
Дорога 21 была первой.
Потом не знаю, как-то недосуг было записывать. Видимо, из-за того, что пытался проникнуться и приобщиться. Какое там! Сидишь, как дурак, и вежливо хлопаешь в конце каждой песни. Ну, думаю, вот, вот сейчас оно придет - не приходит; коротко остриженные люди бдят на пространстве между первым рядом и сценой - туда тоже как-то проблематично попасть. И звук довольно гадостный (строили мы, строили, и, наконец, построили - микрофон фонит и срывается на басах, гитара тоже дает жару, скрипку поначалу вообще не было слышно), а тем более 17-й ряд.
Вот что я вам скажу: ККЗ "Россия" - полный отстой.
Где-то после пятой песни вырубился свет на сцене, и пока было темно, пульт осветителя судорожно перетаскивался на сцену и там все включалось и т.п., БГ сказал: "Продолжим". И продолжил. Тем временем потихоньку загорелся свет в зале, и пару песен мы увидели-услышали в такой вот "домашней" обстановке. Затем со светом разобрались, и народ начал постепенно приподниматься, махать руками и, отплясывать на тех самых местах, где сидел, а некоторые выходили в проходы, спускались вниз, к остриженным людям, и там тоже чувствовали себя, наверное, неплохо.
Очень интересный случай произошел во время исполнения "Не Стой На Пути У Высоких Чувств". Один человек из спустившихся решил-таки приступить к делу, и встал к сцене. Остриженные товарищи отреагировали, как им и было положено - довольно навязчиво отодвинули его на границу сферы своего влияния. Но насилие порождает насилие, и их было больше. После непродолжительного стояния на пути, размахивания руками, верней одеждой и поползновений дать кое-кому по лицу парня выставили-таки из зала. Говорят, за него вступился директор А, и сфера влияния обладателей костюмов и бэджиков усохла. Окрестности сцены заполнились правильными посетителями концерта, и секьюрити отступила на сцену. Тут я решил, что ну их в зад, и во время дежурного перерывчика, на все готовенькое, присоединился к счастливым стоящим вместе. Послушал программингово-скрипичный сейшн, но ОНО в полном объеме так и не пришло. Или в меня уже не лезет? Да нет, лезет, только именно на заднице провел половину концерта, даже очень мощный "Таможеный Блюз", с гармошкой и скрипом струн, скорее наблюдал, а не слушал и ощущал.
Но блин, как странно здорово было, когда БГ спел "Китай"! Это, на мой взгляд, был один из самых удачных моментов выступления.
В одной практически компании с преподавателями философии "под тридцать" и дядечками "за сорок" прошел остаток концерта. В конце были:
"Железнодорожная Вода"
"Чай"
"Небо Становится Ближе" (тут я спалил зажигалку).
Ну и что же? Бывало, конечно, и получше. Даже когда два года назад БГ весь концерт лечил коньяком горло, и действительно оно работало плохо. Но здесь, мне думается, присутствовала значительная: Ох, не хочу писать "халява", ведь только что из Минска, зал - ни к черту, настроено все хреново. А кто
настраивал?! Или мы все уже не те?
Пришлось даже сходить в бар и выпить пива. А сейчас вот сижу, слушаю Bad Religion, и отправляю хреново электронное письмо. Да уж, спасибо.

И еще один отчет - с ВНЕ, от Егора, vic_k2000@mail.ru

Четвертый год подряд "Аквариум" выступает в Калининграде. Первые три концерта проводились в самом западном клубе страны, носящем название "Вагонка". В этом году местом проведения концерта был избран центральный киноконцертный зал города - кинотеатр "Россия". И зря.

Я, как старый поклонник творчества группы, был весьма разочарован местом проведения концерта. Представьте себе зал на 950 мест с мягкими креслами и узкими проходами между ними. Теперь добавьте к этому оголтелых "секьюрити" и получите полное представление. Естественно, Б.Г. был на высоте. Но раскачать ТАКОЙ зал было просто нереально. И это после клубных выступлений в Калининграде, когда практически каждый желающий мог после концерта взять автограф у мэтра, а также вволю оттянуться перед сценой... Короче, организаторам - жирный минус.

Концерт задержался минут на сорок и начался со старых вещей, таких как "Дорога 21". При этом несколько песен я вообще до этого нигде не слышал, так что может они являются последними вещами группы. Примерно через 20 минут после начала концерта в зале погас свет, и некоторое время группа играла в абсолютной темноте. На устранение неполадок ушло минут десять. После "Сестры Хаос" (вещи шли почти в том же порядке, что и на альбоме) группа исполнила несколько вещей из разных альбомов (преимущественно 90-х годов): "Пока несут сакэ", "Из Калинина в Тверь", "Русская Нирвана" и ушла со сцены. Наиболее несознательные слушатели потянулись к выходу, но минут через 5 музыканты вернулись. И тут началось!!! "Пригородный Блюз", "Вперед, Ботхисатва!", цоевская "Анархия" буквально поставили зал на уши. Вот тут и показала себя служба безопасности. Правда, обошлось почти без эксцессов, но все же не стоило так зажимать публику. Короче говоря, выход на "бис" (а фактически это был второй концерт) продолжался около часа. Прозвучало много из классики ("Серебро Господа моего", "Три сестры", "Китай", "Таможенный блюз" - в очень жесткой обработке - и много чего другого).

В принципе, концерт получился, хотя, на мой взгляд, это было не лучшее выступление группы в Калининграде.

Огромная просьба к организаторам: в следующий раз выбирайте площадку с умом, учитывая интересы публики! А группу надеемся увидеть у нас следующей весной. Калининград любит "Аквариум".

ИНТЕРВЬЮ

"БРАТ КОСМОС"
Беседа Светланы Гаврилиной и Вадима Штепы с Борисом Гребенщиковым о времени и пространстве

Опубликовано 15 февраля 2002 г. в газете "Невское время" (С.-Петербург).

Светлана: Когда дети наших знакомых узнали, к кому мы идем - сказали: "Не забудьте взять автограф". Попросили для себя и для своих друзей. Странно - лет 10-15 назад листочек с начертанными шариковой ручкой буквами "БГ" для нас был бы желанным сувениром, и для нового поколения, получается, тоже? Вот с этого, наверно, и начнем. По идее, мы, тридцатилетние, музыку слушаем "отстойную" с точки зрения тинейджеров - а вот поди ж ты! Что вы на это скажете?
Вадим: Как объяснить тот факт, что с советских времен и поныне АКВАРИУМ остается своего рода "барометром" культурной ситуации и общественных настроений?
БГ: Мне это и самому интересно! Но специально такое положение не создавалось, это невозможно. Я просто пою о том, что чувствую - а оказывается, так чувствую далеко не я один… Может, мы задаем некую шкалу ценностей, какие-то более долговременные ориентиры. Дело в том, что в человечестве - по крайней мере в той его части, где мы обитаем, а именно в культуре, что ни говорите, западной - популярная музыка сейчас заняла место религии. Рок- и поп-концерты вызывают к себе то же самое отношение - поклонение и восторг - какое в древние времена окружало шаманов и жрецов. Но не стоит забывать одного. Музыка, в отличие от религии, не способна дать приемлемой модели поведения на всю жизнь. И сегодня, в канун 30-летия АКВАРИУМА, мы это осознали. Теперь пытаемся привести людей, слушающих нас, к более глубокому выбору.

Вадим: Кстати, о выборе. Вас уже, видимо, достали вопросами о вашем "выборе" между христианством и буддизмом. Но хотелось бы поставить вопрос иначе и глубже: а сохранят ли, по-вашему, свою духовную самобытность вообще все "мировые религии" в условиях глобализации, когда многое становится одинаковым?
БГ: На самом деле, все настоящее всегда остается современным, здесь дело лишь за нашей способностью видеть это.

Светлана: А как продвигается ваш проект по сбору информации о чудотворных иконах?
БГ: Уже почти готова большая книга, с их описанием, иллюстрациями. Думаем о том, как ее правильнее издать. Согласитесь, что делать это под лейблом АКВАРИУМА вряд ли было бы уместно. Все-таки я достаточно спорная фигура для церковных деятелей. Но если этот проект покажется им полезным - они заинтересуются сами. Среди православного священства есть немало людей, с которыми я хорошо нахожу контакт и которых очень уважаю.

Светлана: Какой вы рассчитываете видеть вашу аудиторию на предстоящем концерте 22 февраля в "Октябрьском"?  Лично меня тревожит всепроникающая попса, завоевывающая сердца (не сказала бы, что умы) молодой публики. Не будет ли все действо "ветеранским" сборищем?
БГ: Ну, знаете, еще во времена фараона Рамзеса жаловались на "плохую" молодежь. Это общее место, правда? Когда мы начинали - мы были партизанами, образно выражаясь, и пускали под откос поезда. И был опыт. Когда мне было 16 лет - мне не нравилось все в тогдашней жизни. И прежде всего самое страшное - тот быт, с той едой, с той одеждой, с теми способами работать и проводить свободное время. Надо сказать, что и сейчас мне не нравится быт сверстников моих детей. Бандит, понимаете, ничуть не более романтическая профессия, чем комсомольский работник. Так что можно те же "поезда" пускать под откос, и достаточно взглянуть на посетителей наших концертов, чтобы увидеть - нам грех жаловаться на отсутствие молодой аудитории. А что касается разного рода новых "штук" - мы и с электронными игрушками в музыке охотно работаем, в новом альбоме "Сестра Хаос" много таких опытов. А что касается Опыта по большому счету - еще тогда, десятилетия назад, я доказал себе, и возможно другим, что можно жить интересно, захватывающе - и это может быть твоей профессией, средством к существованию.

Вадим: "Сестра Хаос"… Это символ вашего восприятия нынешней реальности?
БГ: Наверное, да. Во всяком случае, альбом совершенно не похож на все сделанное нами прежде. Вот услышите.

Вадим: Он более "радикальный"?
БГ: Настолько, насколько стал "радикален" окружающий нас мир.  

Вадим: Вопрос на пересечении истории с географией. Почему, по-вашему, все основные культы русского рока родились именно в Питере? Помимо АКВАРИУМА это КИНО, ПОП-МЕХАНИКА, Шевчук приехал сюда из Уфы, Бутусов с Урала, у Кинчева в Москве ничего не получалось…
БГ: О, это странный город, бесконечно болезненный. Я заметил какое-то интересное место на московско-питерской трассе, где с приближением к нашему городу все краски как будто блекнут, исчезают…

Светлана: И в самом городе есть такие "пятна" - лично для меня кое-где на Малой Охте…
БГ: На Малой Охте, да, есть ужасные места - бр-р… как будто высасываются все эти краски, и город, как бы в порядке излечения и компенсации, требует огромных энергетических затрат. И постоянно притягивает многих творческих людей - они как будто пытаются его исцелить. И мы, несмотря на все свои странствия, остаемся здесь.

Светлана: А на остальном российском пространстве нашли ли вы какие-либо особые, "энергетические" точки, где лучше всего дышится, поется?
БГ: Труднее сказать, где таких "точек" нет. Везде своя уникальная аура, своя уникальная публика. Но мне наверное, ближе всего Волга, старинные русские города и Север. Архангельск, Мурманск…

Вадим: А Петрозаводск?
БГ: Петрозаводск меня удивляет. Здесь не просто легко петь. Здесь хорошо писать песни. Мы бываем там довольно часто и никогда не надоедает. Наверное, Петр ошибся - столицу следовало бы основать там… Но есть и ужасные, мертвые города, хотя там и живут люди. Города, убитые советской индустрией. Таким мне показался Братск, например.   

Вадим: Здесь, наверное, не обойтись без вопроса о нынешней столице России…
БГ: Где бы я не бывал в России, я всегда бросаю клич - ребята, давайте жить в России без Москвы! Давайте культурно от нее дистанцируемся и создадим движение, которое так и назовем - "Россия без Москвы". Не надо плясать под их дудку, московская дудка одна - это доллар, свернутый в трубочку. Надо оставаться самими собой и заниматься творчеством - в Саратове, во Владивостоке… Только так повсюду можно создать нормальную жизнь, а не бесконечное "выживание". Несмотря на всех этих "телепузиков", наблюдаемых ежедневно, надо оставаться естественными. Не падать духом. У них там вообще не было музыки с тех пор, как умерли ЗВУКИ МУ - те, кто был своеобразен…

Вадим: Не кажется ли вам, что в перспективе Москва может оказаться таким же "Старым Светом" для России, каким когда-то стала Европа для Запада?
БГ: Все возможно. Уже сейчас многим крайне тесны мелкие "форматы" московского шоу-бизнеса. Однако не нужно торопить события. "И-Цзин", древняя китайская "Книга Перемен", учит нас простой истине - перемены всегда происходят вовремя, тогда, когда они и должны произойти. Причем происходят они сами по себе. Главное - понять, что на самом деле все уже изменилось, просто пока еще это не для всех очевидно…

Светлана: Интересно, вы голосуете когда-нибудь за кого-нибудь?
БГ: Пару раз случилась со мной такая анафема. Только вот не помню, за кого голосовал, право слово. И ни на каких предвыборных концертах не пою - меня просто никому не придет в голову позвать, знают, что откажу. В том, что касается политики - я конфуцианец. Считаю, что правитель, о котором народ только и знает, что он есть, знает, как его зовут - это воистину хороший правитель…

Вадим: Хотя вашу новую песню "500" уже где-то в прессе назвали "возвращением социального рока"...
БГ: "Социальный рок" - это фикция, существовавшая только на телевидении, а так его не было никогда. Кому-то просто нравилось выглядеть "смелым" перед девушками… Достаточно было, извините, прокричать, как мы х…о живем, и вот вам "социальный рок". Где все эти "борцы" сейчас? Вы поминали попсу, еще что-то. Это ничем не отличается. То, что сейчас звучит по радио и как это делается - это же кошмар. Такая натужная чувственность и ни тени мысли...

Светлана: Однако и вы довольно критичны… А кого-нибудь могли бы похвалить?
БГ: Мне нравится то, что в последнее время делает Саша Васильев, СПЛИН. Удивительная поэзия и чувство ритма. Он очень вырос за последнее время.

Светлана: На продающихся у нас дисках и кассетах написано "Не для продажи в Москве". Может, так и озаглавим нашу беседу?
БГ: Ну зачем лишать их и этой радости? Пусть наша музыка звучит и там. Лучше тогда так: "Не для продажи Москве" - это будет понятно? 

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

(из буклета к переизданному "Электричеству", ехидно вырвано из контекста)
...В извилинах времен оказался утерянным первый вариант текста "Летающей тарелки", который Гребенщиков исполнял еще во время концертов на факультете прикладной математики. "Когда-то в "Известиях" появилась статья, что в Петрозаводске обнаружили летающую тарелку, - вспоминает лидер Аквариума. - Я был в диком восторге, потому что у меня было ощущение: мол, наши прилетели. Все, что не было связано с совком, было для меня нашим. Я страшно обрадовался и написал песню, которая первоначально кончалась тем, что "если б тарелкой был я - над Петрозаводском не стал бы летать никогда, над этим дерьмом не стал бы летать никогда"... "

Редакция рассылки (до 23 июня): irka@aquarium.ru
Гостевая книга "Пустых Мест"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное