Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет

Жизнь на крючке

Этот выпуск посвящен ловушкам Сети - мошенничествам, пирамидам и сектам. Попав в такую ловушку, несчастная жертва начинает вести себя, как рыба, проглотившая наживку с крючком внутри.
Уловки зомбирования и психология сетевых зомби - тема довольно неприятная, но обойти ее нельзя. Это диктуется и требованиями личной безопасности, и необходимостью выработки линии поведения по отношению к толпам и организациям зомби (частично этой темы мы касались в выпуске, посвященном сетевым бандам).

Речь пойдет о жизни веб-серферов, построенной на вере. Это: 

  • служение некой идее или существу, 

  • толкование и проповедование священных истин (герменевтика вместо логики), 

  • организация действий как мистерий.

А если обратиться к обратной, негативной стороне, то это же самое предстает как:

  • борьба с ересями и диссидентами,

  • диспуты с сомневающимися,

  • оргии уничтожения зла.

Зомби - это слово, несущее крайне негативный смысл. Лучше его избегать и заменять словом "адепты", т.е. приверженцы определенной веры. Хотя эта приверженность нередко затягивает человека настолько, что с ним уже невозможно общаться как с разумным существом. Логичные и основанные на фактах доводы скользят по поверхности его сознания, поведение его непредсказуемо, поскольку полностью зависит от установок высшего существа, которому он служит, - данные им обещания и согласованные с ним планы легко отменяются, если того пожелает его сюзерен. Фактически, здесь мы имеем дело не с человеком, с которым можно о чем-то договориться, а с роботом некоего иного существа. Хорошо, если удастся через посредство этого робота-зомби вступить в контакт с его хозяином, но зачастую этот хозяин спрятан и недоступен, а зомби пытается создать видимость своей суверенности. 

Теперь представьте, что вы попали в среду, где во множестве обитают такие вот псевдо-суверенные адепты, охваченные множеством различных маний: компомания, интернетомания, чатомания и т.п. Представили? Вот в этом феномене Сети мы здесь и постараемся разобраться.

Природа фанатичности или одержимости кроется в зацикленности самообраза человека (или его фрейле. Напомню, что этим термином Зеланд обозначает интегральный образ человека и его линии жизни, который понятен без слов. Некое постоянное ощущение, которое сопровождает вас в ваших снах, - это ваше фрейле. То же самое касается и знакомых вам людей, которые приходят к вам в воспоминаниях - постоянные ощущения, связанные с ними - это их фрейле). В здравом уме и трезвой памяти эта зацикленность служит выражению самости человека, поддерживает его суверенность как существа, обладающего разумом и свободой воли. Но адепт тем же самым механизмом затягивает себя в восторженное служение сверхсуществу. При этом логика его и здравый смысл перемалываются, как мясо в мясорубке, и в итоге от суверенности не остается и следа.

Заметим, что здесь нет никакой психопатологии. Все эволюционно целесообразно. Ведь люди - это стадные животные по происхождению, а стадо должно подчиняться вожаку всецело - до такой степени, что даже жертвовать отдельными особями для общего выживания. При этом инстинкт самосохранения необходимо перемолоть, чтобы он не помешал отдельной особи действовать в интересах стада.

Другое дело, когда социальная группа возникает на началах, никоим образом не напоминающих условия выживания вида в биоценозе (условия возникновения стада).  Может получиться так, что члены этой группы зазомбируют друг друга так,  что уподобятся слепцам, цепляющимся друг за друга, как на известной картине Питера Брейгеля-старшего (1568 г.)...

Человеческая история переполнена примерами таких коллективных сумасшествий, что же до сетевой жизни, то мы ранее уже разбирали феномены виртуальных банд и сетевых войн. Как вы помните, там рассматривался пример, когда несколько пользователей объединились в попытке уничтожить группу Intellect в ньюсах (форумах) одной из районных сетей Москвы. При этом агрессоры определенно оценивали свои действия как оргию уничтожения зла в этой Сети, хотя на самом деле были одержимы манией ксенофобии.

Чтобы  разложить по полочкам феномен сетевой одержимости (или, как еще говорят, сетевых наваждений и мошенничеств, интернет-аддикции), нам важны три темы:

  1. Как устроен психический механизм веры.

  2. Как этот механизм взламывают люди-манипуляторы (своего рода хакеры).

  3. Как в этот механизм проникают идеи-манипуляторы (психические вирусы).

Психический механизм веры

Человек на все смотрит как бы через полупрозрачное зеркало, в котором прежде всего видит свое отражение, и 'внешнее' соотносит не с самим собой, а со своим отражением. То же самое происходит и при 'взгляде на себя' - человека интересует не что он есть, а то как он выглядит.

Получается, что себя человек воспринимает как отражение в глазах окружающих, а окружающих видит через сопоставление с собой, т.е. отраженными в зеркале представлений о самом себе. Вот этот феномен удвоенной опосредованности восприятия называется саморефлексией и лежит в основе возникновения веры.

Нетрудно заметить, что в саморефлексии заложена возможность многократного отражения. Это как два зеркала поставить лицом друг к другу: Я в мире, образ моего Я в мире образов (1-й слой), образ образа Я в мире вторичных образов (2-й слой)... Возникает вопрос: сколько же слоев таких отражений человек в состоянии сгенерировать и использовать?

Полноценно, увы, только один слой. Но большинством людей освоены три слоя - и мы способны перемещаться по мере надобности между этими слоями, оставляя неактивную пару на периферии сознания. Эти слои мы уже рассматривали в предыдущих выпусках:

  • оценки и нормотворчества (слой "Родитель" - свертка реальности и моделей ее в норму или мнение высшего авторитета и развертка нормы в образцы-прецеденты / именно с этого уровня действует вера в общепринятом понимании и здесь сосредоточены священные ценности),
  • планирования и решения проблем (слой "Взрослый" - моделирование реальности, мышление / здесь базируется то, что мы называем верой в Разум),
  • исполнения решений и инстинктивно-эмоционального поведения (слой "Ребенок" - погруженность в реальность, поведение / здесь действует вера в Себя и свое Дело).

Триада "оценка-информация-исполнение", по-видимому, представляет собой универсальный феномен организации психических процессов. Суть этого явления - в троичной структуре систем с обратной связью. Действительно, если представить себе такую систему, то в ней четко выделяются три типа процессов: основной рабочий (от причины к следствию), информационный (от следствия/результата к причине/входу системы) и оценочный (сравнение следствия с исходной установкой и формирование новой причины). В мышлении и психике человека обратные связи присутствуют на всех уровнях и во всех аспектах - потому везде и наблюдается соответствующая троичность процессов.

Психический хакинг

Суть ментального хакинга в том, чтобы вышибить сознание жертвы в слой "Ребенок", а остальные два слоя его сознания поставить под свой контроль. Тогда человек превращается в исполнителя чужой воли и, заметим, при этом продолжает ощущать себя свободным - как ребенок он свободно радуется счастью быть в услужении какого-нибудь "отца народов", свободно негодует и громит собачьи головы "врагов народа" и т.п.

Базовые приемы такого хакинга известны испокон веков: кнут и пряник. Иными словами, человека либо запугивают, либо сажают на крючок милостей и страха их лишиться, либо и то, и другое одновременно.

Что до способов противодействия таким посягательствам на ваш суверенитет со стороны манипуляторов-маятников, то вот они (по Зеланду): отстранение, мягкий уход, парадоксальное гашение.

  1. Не бороться с попытками влияния, а пропускать их мимо себя, внутренне отстраняясь.
    Нужно все принимать как экспонаты в музее, нравятся они вам или нет. В музее может находиться много экспонатов, которые вам не понравятся. Однако вам не приходит в голову требовать, чтобы их оттуда убрали. После того, как вы признали право маятника на существование, вы имеете право уйти от него, не поддаваться его влиянию. Но главное - это не бороться с ним, не осуждать, не злиться, не выходить из себя, потому что все это будет означать ваше участие в его игре. Наоборот, надо спокойно принять его как должное, как неизбежное зло, а потом уйти от него. Проявляя неприятие в любой форме, вы отдаете энергию маятнику.

  2. Однако часто бывает, что просто проигнорировать маятник не удается. Просто отказ или защита будет означать потерю энергии, поскольку и то и другое есть борьба с маятником. В таких случаях вы можете сделать вид, что вступаете в игру маятника. Главное, чтобы вы осознавали, что вступаете в игру понарошку. Такой принцип лежит в основе борьбы Айкидо. Там буквально происходит следующее. Нападающего берут под ручку, идут вместе с ним, как бы провожая, а затем легко отпускают и отправляют лететь в ту сторону, куда была направлена его энергия. Техника такого мягкого ухода заключается в том, что на первый выпад маятника вы отвечаете согласием, а затем дипломатично отступаете или ненавязчиво направляете движение в нужную вам сторону.

  3. Бывают случаи, когда зарвавшийся маятник провалить не удается. То есть, ни проигнорировать, ни уйти от него нельзя. Если действительно отступать некуда, можно для гашения маятника выкинуть что-нибудь экстраординарное - то, чего от вас никто не ждет. Вот так, если вы попали в ситуацию, где вам известен стандартный сценарий развития событий, сделайте что-нибудь - не важно что - не укладывающееся в этот сценарий. Маятник будет погашен. Дело в том, что пока вы действуете по сценарию, вы играете в игру маятника и отдаете свою энергию на его частоте. Но если ваша частота сильно отличается, вы попадаете в диссонанс с маятником, и тем самым сбиваете его с ритма.

Психические вирусы

Действие психических вирусов гораздо тоньше и хитрее хакинга. Ведь здесь идеи действуют как бы сами по себе, без прямого участия инициатора воздействия. Возникая вначале в сознании жертвы как незначительное очередное впечатление, они затем приобретают колоссальную силу. Чтобы понять механизм их действия, необходимо исследовать механизмы самоподкрепления, или чувства собственной важности (ЧСВ), по Гужову.

Созданный человеком образ себя требует постоянного подтверждения идеи, что он не 'образ' какой-то там, не 'представление о себе', а самая что ни на есть 'моя сущность', причем сущность, удовлетворяющая желаемым качествам, к тому же еще и уникальная, а посему очень важная и ценная. В общем-то ЧСВ это опертый на инстинкты самосохранения и принадлежности к социуму слепок с общелюдского антропоцентризма - приятие постулата о Собственной Важности, и постоянное доказывание этой важности себе и другим. Также, как антропоцентризм в человеческой деятельности хорошо замаскирован, так и ЧСВ становится неотъемлемой чертой человека, действующей подобно самостоятельному механизму, работа которого практически полностью скрыта от человеческого сознания. Всякий раз, когда отдается очередная порция силы на укрепление ЧСВ, человек искренне считает, что вовсе не ради себя любимого он постарался. Перевел старушку через дорогу - вроде бы думает, что помог старушке, а в действительности подтвердил своему ЧСВ идею, что он добрый и заботливый: Повальная часть человеческих действий оказывается мотивированной лишь одним - подкреплением идеи о Собственной Важности, Нужности, Полезности и Хорошести. Даже в случае проделывания действий, диктуемых 'вредностью' и считающихся 'плохими' - в этом случае он подкрепляет свою идею о Собственной Вредности, таки снова же Собственной Важности.

Чтобы испытать на себе силу описанных механизмов, воспользуйтесь Автоматическим улучшателем настроения - и убедитесь сами. Это здесь:

http://www.ipu.ru/hobby/humor/aun.htm

Так вот, самым распространенным способом внедрения психических вирусов является заражение человека идеями, повышающими его чувство собственной важности. К примеру, реклама сулит ему внимание молодых красивых партнеров, обладание престижными вещами - и все для того, чтобы ощущать себя "на уровне" - не хуже, а то и лучше других представителей того социума, в котором человек хотел бы себя видеть (референтная группа).

У ЧСВ есть и обратная сторона - клубок проблем, с которыми человек не справляется. Стоит пообещать этому человеку легко и быстро решить эти проблемы, как он так же жадно клюет на наживку. Реклама излечения от хронических болезней, решения бытовых неурядиц, страхования от неприятностей эффективно использует эту сторону ЧСВ.

Вот несколько определений от Бретта Томаса (http://asocial.narod.ru/material/memes.htm):

Мемы - это фундаментальные воспроизводящиеся единицы культурной эволюции. Заразные информационные паттерны, которые воспроизводятся паразитически, инфицируя сознания людей и видоизменяя их поведение, заставляя их распространять этот паттерн. Отдельные слоганы, лозунги - заклинания, музыкальные мелодии, визуальные изображения, изобретения, мода - типичные мемы. Идея или информационный паттерн не является мемом до тех пор, пока не заставит носителя реплицировать ее, повторить ее в ком-то еще.

Мемы представляют собой основные строительные блоки культуры. В макромасштабе мемы - строительные блоки культуры, языков, обществ, религий. В микромасштабе они являются строительными блоками каждого человеческого сознания.

Возникают вопросы: как протекает информационная инфекция, излечима ли она, можно ли противостоять мемам и не заболеть и есть ли антивирусные программы в этой сфере?

Ответы на них, как вы сами понимаете, выходят за рамки данного выпуска (достаточно сравнить тонкую брошюрку по гигиене с многотомным учебником по внутренним болезням, чтобы почувствовать разницу... ;о).

Приведу лишь пару идей для тех, кто заинтересовался профилактикой и лечением информационных инфекций:

  • очистка личной истории для повышения информационного иммунитета
  • тренинг дисциплины внимания для игнорирования мемов

Чтобы было проще размножаться и атаковать людей, мемы кучкуются. Структуру, состоящую из множества мемов, ученые называют мем-комплексом, или сокращенно - мемплексом. Мемплексы - это языки, религии, научные теории, политические идеологии и т.п. Мемплексы крайне живучи. За тысячелетия своего существования они выжили с помощью простой уловки: они не позволяют ни доказать себя, ни опровергнуть, в них остается только верить, как, например, прихожане церкви верят в бога, а математики - в аксиомы.


Мемплексами, уводящими нас в будущее, мы и займемся в следующем выпуске...



Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Двуглавый Юл


В избранное