Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет?
 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГУССЕРЛЯ

(по книге: Э.Гуссерль Труды и ряду источников в Интернете)
 

Уважаемые коллеги, мы продолжаем тему "Как человек мыслит". Этот выпуск посвящен феноменологии - науке интроспекции, возникновение которой связано с работами Эдмунда Гуссерля (1859-1938).

Портрет

Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль - немецкий ученый, всю жизнь проработавший в Германии, хотя многие его коллеги эмигрировали с приходом к власти нацистов и ему самому грозили репрессии в связи с еврейской родословной и несовместимостью его учения с государственной идеологией.  Начинал он как математик (диссертация по вариационному исчислению), но затем занялся основаниями арифметики и логики - и до конца жизни разрабатывал открытое им новое направление в философии - феноменологию, завоевавшую массу последователей еще при жизни основателя, а позднее получившую широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry». О напряженности работы Гуссерля свидетельствуют размеры его архива, в котором насчитывается 40 тыс. неизданных листов (в т.ч.  стенограммы).

Феноменология (от нем. phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии, нацеленное на  интроспективное изучение опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт. Интроспективный эмпиризм предполагал отказ от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции сознания к объекту, изучаемому методами естественных наук.
Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание и феноменологические редукции.
Непосредственное созерцание означает, что первичным источником знаний служат результаты самонаблюдения внутреннего мира человека.
Феноменологическая редукция состоит в сведении вещей к феноменам, т.е. в освобождении сознания от натуралистической установки.
Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом переживании сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Проведение такой редукции очищает феномены от внешней реальности, превратив их в переживания сознания, однако они остаются фактами, реальностями сознания.
Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). Эйдетическая редукция абстрагируется от случайностей и индивидуальных особенностей актов мышления и направлена к отысканию сущностных форм сферы психического бытия. «Становится явной типическая особенность любого психического факта». «Мы можем пренебречь фактической стороной наших феноменов и использовать их только как „примеры“». Иначе говоря, переживания сознания берутся не как данные конкретные явления, существующие в данный момент времени, а как вневременные сущности, просто как пример для идеации. Итак, эйдетическая редукция — это переход при рассмотрении переживаний сознания от фактов к их сущностям (эйдосам), усматриваемым в идеации. Идеация (или  эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) означает непосредственное усмотрение, созерцание сущности. Материалом для идеации может быть как живой опыт (восприятия), так и воображение. Эйдосы делятся на предметные сущности (сущности вещей, состояний дел и т.п.) и значения (сущности слов и выражений). Это осознание сущности, значения (идеация) не есть некая искусственная операция; оно происходит, например, при всяком логическом выводе, когда обязательно осознаётся значение (содержание) каждой посылки. Идеация осуществляется с помощью варьирования проявлений эйдоса.
В-третьих, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция). «Трансцендентальный феноменолог редуцирует психологически уже очищенную субъективность к трансцендентальной, то есть к той универсальной субъективности, которая конституирует мир и слой „душевного“ в нём». Трансцендентальная редукция вскрывает ноэтико-ноэматическую структуру сознания. На месте воспринимаемого в естественной установке мира как потока феноменов (ноэзис) теперь — в чистом сознании — остаётся его смысл (ноэма) и чистое Я (Ego), чей взор проникает сквозь все предметы чувствующего и теоретизирующего сознания (нравится или не нравится, радоваться или печалиться, вожделеть или избегать, надеяться или страшиться, решаться и действовать или наблюдать и исследовать...). Сопровождая все переживания, Ego само не является переживанием.
Кроме чистого ego, Гуссерль вводит также понятие ego как монады (заимствуя последний термин у Лейбница). Я как монада — это «ego, взятое в полной конкретности» — не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. Это «фактическое ego», которое «охватывает всю действительную и потенциальную жизнь сознания», эмпирическое Я.

Итак, феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить поворот от восприятия объективного мира к сосредоточению на самих переживаниях сознания, а затем и перейти от переживаний  к усмотрению их сущностей. Далее трансцендентальная редукция открывает чистое сознание: эмпирические компоненты сознания выносятся за скобки, существование эмпирического субъекта и феномены его психической жизни перестают быть предметом внимания, которое переключается на анализ и синтез ноэтико-ноэматической структуры сознания.
Методом достижения феноменологической ясности мышления служит прояснение, выведение за скобки эмоционального аспекта, и чистый, не замутненный предвзятостью взгляд на мир, получивший у феноменологов специальное имя «эпохэ́».  Осуществляя эпохэ́, субъект исключает из поля зрения все накопленные личным опытом и  историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета. Принцип эпохэ́ (греч. ἐποχή — «задержка, остановка, удерживание, самообладание») впервые встречается у Аристотеля, далее разрабатывался греческим скептиком Пирроном, но современное значение получил именно в работах Гуссерля.
В основе применения феноменологического метода в психологии и психиатрии стал постулат о «телесности разума», т.е. неразрывной связи человека с внешним миром и возможности для сознания нормально функционировать исключительно в этой связи. Нарушение таковой, спутанность восприятия при передаче внешних впечатлений разуму и составляет сущность психического заболевания. Восстановление этой связи соответственно ведет в выздоровлению.  К.Ясперс, развивший феноменологический метод в приложении к психопатологии, предложил подробное интервьюирование больного для выделения основных феноменов его сознания и их дальнейшей классификации для постановки диагноза (описательная феноменология). В дополнение к этому Ю.Минковски предложил использовать метод структурного анализа для выделения основного нарушения, которому болезнь обязана своим возникновением (структурный анализ). Г.Элленберг в свою очередь, предложил на основе феноменологии метод реконструкции внутреннего мира больного (категориальный анализ). Непосредственным результатом подобного подхода было уважение к больному как к личности и нацеливание специалиста на понимание, но отнюдь не навязывание пациенту чуждого ему взгляда на вещи.

В развитии взглядов Гуссерля принято различать три периода.
1. Дескриптивная феноменология. Первая и центральная работа этого периода — «Логические исследования» (1900—1901). Гуссерль отходит от принципов психологизма, свойственных его более ранней «Философии арифметики» (1891); критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы феноменологии: на основе понятий «идеации» и «интенциональности» исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые сущности. Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект. Понятие интенциональности восходит к средневековой философии, первые примеры использования термина можно обнаружить у арабских философов XII и XIII веков. «Intentio» в различных значениях используется философами высокой схоластики, как «нечто отличное от себя». В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано. Всякий психический акт с точки зрения Брентано направлен на нечто, что и делает его интенциональным. Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Гуссерля, где анализ осуществляется в терминах ноэмы и ноэзиса, то есть идеального и реального компонентов интенционального переживания.
2. Трансцендентальная феноменология. Этот период открывается опубликованием в 1913 году «Идей I». В философию Гуссерля входит концепция феноменологических редукций, причём совершенно новой является идея трансцендентальной редукции, приводящей к чистому (абсолютному) сознанию. Гуссерль также принимает существование «чистого Я», которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля.
3. Генетическая феноменология. Основное произведение этого периода — «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936; полностью опубл. в 1954). Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «жизненного мира». В забвении «жизненных нужд» человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской науки.
Эволюция философских взглядов Гуссерля интерпретируется в основном как последовательные шаги, переводящие феноменологию на всё более глубокие уровни рассмотрения.

Структура сознания в трудах Гуссерля

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Т. 2)

«ИДЕИ I»

Чистое «Я»

Реальное содержание акта мышления

Ноэзис

Интенц. материя

Интенц. сущность

Интенциональное содержание акта

Ноэматическое ядро (предметный смысл)

Предложение

Ноэма

Интенц. качество

Способ данности

Характеристика

Модальность

Интендированный предмет

Подразумеваемый предмет

Когда, осуществляя феноменологическую редукцию, мы «выключаем» естественную установку, на месте мира, данного в наивном состоянии сознания, появляются ноэзис и ноэма. Ноэзис — это переживание сознания, взятое само по себе; ноэме же присущ «смысл», посредством которого она сопрягается со своим предметом.

Ноэзис (греч. νόησις — «мышление») — само переживание сознания, непосредственно сознаваемое в нём. Ноэзис противопоставляется ноэме, являющейся его интенциональным коррелятом.

Но́эма (греч. νόημα — «мысль») — предметное содержание мысли. Термин разработан Гуссерлем в рамках проекта трансцендентальной феноменологии.
Ноэму составляют:
1. Ноэматическое ядро (предметный смысл) ноэмы — это предмет, каким он дан в переживании сознания, со всеми своими конкретными свойствами. Например, в случае восприятия — это сама вещь, какой мы её сейчас видим; в случае суждения — содержание суждения, которое и отличает одно суждение от другого.
2. Характеристики ядра принадлежат ноэме и сами „идеальны“, а не реальны. Гуссерль описывает два вида характеристик:
2.1) способ данности. Один и тот же предмет может быть дан в живом восприятии, а может быть предметом представления, суждения, желания… Различные способы данности исключают друг друга. В основе переживаний сознания лежит восприятие. Восприятие «первозданно» ; воспоминание о чём-либо, воображение чего-либо, знак чего-либо — его модификации, так как должны иметь в своей основе восприятие этого чего-либо. Несмотря на основополагающее значение восприятия, воображение (фантазия) для Гуссерля ещё важнее, так как даёт возможность свободного неограниченного варьирования примеров, необходимого для постижения сущностей. В т.ч. заменой кажущегося действительно сущим на «просто мыслимое» = модус сознания „как бы“.
2.2) модальности бытия. Степень нашей уверенности в действительности данного нам предмета может быть различной: то, что мы ощущаем, может оказаться лишь иллюзией, «простой кажимостью». Соответственно, модальности бытия — это: достоверность, допущение, подозревание, вопрошание, сомнение и т.п. градации действительности. В ноэзисе модальность — это характеристика верования, в ноэме — характеристика самого бытия. Например: в ноэзисе — уверенность в восприятии (и не важно, не иллюзия ли это), в ноэме — действительность воспринимаемого (в отличие от иллюзии); в ноэзисе — уверенное воспоминание, в ноэме — действительное бытие вспоминаемого (в прошлом). Базовой характеристикой является достоверность. Для ноэзы это достоверность верования — «праверование», соответственно в ноэматическом корреляте это — достоверно, или действительно сущее. Оно фундирует в качестве праформы все модальности. Модальности бытия могут быть приложены многократно (например: возможно, что вероятно, что возможно; и т.п.).
3. Подразумеваемый предмет — тот, о ком идёт речь («прямая» и «кратчайшая линия» — и общий им идеальный предмет).
 

Таков краткий обзор идей Гуссерля.
Их практический смысл мы разберем в следующем выпуске.

* * *

В завершение несколько историй об удивительных феноменах:

Молнии Кататумбо (Catatumbo) – это природное явление, которое постоянно производит свечение без какого-либо звука. Молнии возникают на высоте примерно пять километров. Случается это 140-160 ночей в году, в по ночам в течение 10 часов ежедневно, почти 280 раз в час. Это почти постоянное явление происходит в устье реки Catatumbo, в том месте, где она впадает в озеро Маракайбо - крупное солоноватое озеро в Венесуэле.

Дождь из животных - сравнительно редкий метеорологический феномен, хотя такие случаи были зафиксированы случаи во многих странах на протяжении всей истории человечества. Но для гондурасского Фольклора – это явление регулярное. Каждый год между маем и июлем в небе возникает темное облако, сверкают молнии, гремит гром, дует сильный ветер и 2-3 часа льет сильнейший дождь. Как только он прекращается, на земле остаются сотни живых рыб. Люди собирают ее, как грибы, и несут домой, чтобы зажарить. С 1998 года здесь проводится фестиваль «Festival de la Lluvia de Peces» (Фестиваль Рыбного Дождя). Празднуется он в городе Yoro, департамент de Yoro, Гондурас. Одна гипотеза возникновение феномена заключается в том, что сильные ветры поднимают в воздух из воды рыбу на несколько километров в высоту, поскольку воды Карибского моря у северного берега Гондураса изобилуют рыбой и другими морепродуктами. Однако никто еще не был свидетелем того, как это происходит.

С 25 июня по 23 сентября над территорией Кералы, Индия, периодически шли красные дожди. Первоначально считали, что цвет дождя – это результат гипотетического взрыва метеорита. Позже, когда история повторилась и 4 марта 2006 года, удалось собрать образцы дождевой воды и оказалось, что она была окрашена «Rhodophyceae» - красными морскими водорослями, обитателями источника Годфри Луи на Керале.

Два раза в год – между февралем и мартом в Бразилии, в устье Амазонки набегающий прилив соленой, более тяжелой воды Атлантического океана встречается с собственным течением реки и оттесняет его, бурно прокатываясь вверх по речному руслу, в результат чего образуются могучие встречные волны, достигающие высотой до шести метров. Длиться это явление может полчаса и больше, а называется – поророка. Кипящая стена воды мчится со скоростью 25 км/час вверх по течению, заливая и размывая берега, а ее шум разносится на несколько километров. На одном из местных индейских наречий «амазуни» означает «бурный натиск водяных туч». Возможно, отсюда и пошло название реки Амазонки.

Весной в Дании более миллиона европейских скворцов (sturnus vulgaris) слетаются со всех окрестностей в огромные стаи приблизительно за час до заката. Датчане называют это Черным Солнцем, наблюдать за ним можно в западной Дании в период с марта до середины апреля. Скворцы мигрируют с юга и проводят день на лугах, собирая корм, а к вечеру выделывают коллективные пируэты в небе и на ночь устраиваются на отдых в тростнике.

Марокко - единственная в мире страна, где козы из-за нехватки травы взбираются на деревья и пасутся там целыми стадами, лакомясь плодами аргании, дерева из орехов которого изготавливают душистое масло. Такую картину можно увидеть лишь на Высоком и Среднем Атласе, а также в долине Сус и на Атлантическом побережье между Эс-Суэйрой и Агадиром. Фактически пастухи пасут коз, перемещаясь от дерева к дереву.

* * *

 

Известные феномены и комментарии к ним на
http://zarealie.narod.ru/u.htm
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru

 


В избранное