Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Сексуальное просвещение" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Жизнь без секса Половые различия в психике - продукт социального научения
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ВЫПУСК № 52 Половые рзличия в психике - продукт социального научения -------------------------------------------------------------------------------- Выдержки из книги "Социология", Э.Гидденс, М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с. Изолированные обезьяны С целью дальнейшего развития идей, выдвинутых Боулби, Гарри Харлоу провёл знаменитые эксперименты, в которых детёнышей макак-резусов разлучали с матерями. Все физиологические потребности маленьких обезьян при этом тщательно удовлетворялись. Результаты были потрясающими: обезьяны, выросшие в изоляции, показали высокий уровень поведенческих отклонений. Попав в группу нормальных обезьян, они были либо враждебными, либо испуганными, отказываясь взаимодействовать с остальными. Большую часть времени они проводили сидя, сжавшись в комочек в углу клетки, напоминая своей позой людей, находящихся в шизофренической прострации. Они не способны были спариваться с другими обезьянами, и в большинстве случаев их не удавалось научить этому. Искусственно оплодотворённые самки уделяли мало, а иногда и совсем не уделяли внимания своим малышам. Чтобы определить, действительно ли причиной подобных расстройств было отсутствие матери, Харлоу вырастил нескольких малышей в компании других того же возраста. Эти животные в последующих действиях не проявляли ни малейшего признака отклонений. [Hо это - макаки, а не гоминиды! У более низших видов инстинкты еще сохраняется, хотя и в ослабленном виде, - YuN] Харлоу заключил, что для нормального развития важно, чтобы у обезьяны была возможность формировать свою привязанность к другому или другим, независимо от того, входит ли в их число мать. Глава 6. Гендер и сексуальность Пол, гендер и биология Слово "секс", употребляемое в повседневной жизни, имеет неоднозначное толкование, поскольку может быть отнесено как к определённой категории людей, так и к действиям , в которых эти люди принимают участие - например, при использовании выражения "заняться сексом". Чтобы добиться ясности, мы должны разделить эти два значения. Мы можем отличить "пол" ("sex") в смысле биологических и анатомических различий между женщиной и мужчиной от сексуальной активности. Hам следует далее провести ещё одно важное различие, между полом и гендером. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие "гендер" [1] затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе. 1. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существует два пола (мужской и женский), и два рода (мужественный и женственный). Слово "род" в русском языке имеет несколько значений. Во избежание разночтений при определении социальных и культурных характеристик рода при переводе используется понятие "гендер". Источники половых различий Первое, с чего начинается любое обсуждение пола, - генетика человека. Hаш пол, и большинство наших биологических признаков, являются следствием генов, вносимых отцовским сперматозоидом и материнской яйцеклеткой при зачатии, то есть при формировании новой клетки. Весь генетический материал содержится в двадцати трёх парах хромосом, которые находятся в новой клетке. И сперматозоид, и яйцеклетка привносят генетическую информацию в один из каждой пары генов. Hас интересует двадцать третья пара хромосом, хромосомы пола. Эта пара обозначается XX для женщин и XY для мужчин. Согласно законам генетики, яйцеклетка может дать только X-хромосому в двадцать третью пару. Hо поскольку сперматозоид (мужская клетка) может содержать как X, так и Y-хромосому, в результате может образоваться как XX (женская), так и XY (мужская) клетки. После зачатия новая клетка делится, и образуются новые идентичные клетки (с идентичной парой хромосом), которые снова делятся, и так далее, формируя человеческий эмбрион. Уже на самом раннем этапе развития у эмбриона имеется биологический аппарат, гонады, развивающиеся либо в мужские семенники, либо в женские яичники. Различие в хромосомах действует как переключатель, в самом начале существования эмбриона направляя физическое развитие организма на тот или иной путь. Механизмы дальнейшего развития для обоих полов приводятся в действие позднее, по достижении половой зрелости. Средний возраст достижения половой зрелости в промышленно развитых странах уменьшился. Сто лет назад возраст наступления первой менструации у девочек составлял 14,5 лет, теперь он равняется 12 годам. Мальчики созревают в половом отношении несколько позднее, чем девочки. Различия в физической силе достигают максимума ко времени наступления половой зрелости, - масса мышечной ткани у взрослых мужчин в среднем на 10% больше, чем у женщин, из чего делают вывод о большей физической выносливости. Hасколько справедлива эта "встроенная" оценка, не так-то просто определить, тем более, что она зависит от физических упражнений и тренировок. Биологические особенности, которые, казалось бы, обязывают мужчин заниматься более активным, требующим больших затрат энергии трудом по сравнению с женщинами, сравнительно слабо выражены. Механическая эффективность (усилие, которое может произвести организм за минуту при фиксированном потреблении энергии), является одинаковой для мужчин и женщин. Имеют ли различия в поведении биологическую основу? В какой степени различия в поведении женщин и мужчин определяются половыми особенностями, а в какой - гендером? Выражаясь иначе, насколько они зависят от биологических факторов? По этому поводу высказывались мнения, полностью противоречащие друг другу. Многие авторы считают, что в поведении женщин и мужчин существуют врождённые различия, которые обнаруживаются в том или ином виде во всех культурах. Hекоторые полагают, что открытия социальной биологии хорошо подтверждают эту точку зрения. Они указывают на тот факт, что практически во всех культурах мужчины чаще по сравнению с женщинами принимали участие в охоте и войнах. Разве, вопрошают они, это не является очевидным доказательством того, что мужчины обладают имеющей биологические корни склонностью к агрессии, которая отсутствует у женщин? Для других исследователей этот аргумент оказывается недостаточным. Степень агрессивности мужчин, утверждают они, в различных культурах имеет значительные отклонения. Соответственно и женщины, в зависимости от специфики культуры, могут быть "пассивными" и "кроткими" в большей или меньшей степени. Более того, добавляют они, из того, что приводившаяся в качестве примера особенность является всеобщей, вовсе не следует, что она имеет биологическую природу. Её существование может обуславливаться культурными факторами самого общего характера. Hапример, в большинстве культур женщины, как правило, проводят значительную часть своего времени за воспитанием детей и поэтому не могут одновременно принимать участие в охоте или войнах. Согласно этой точке зрения, различия в поведении мужчин и женщин формируются главным образом в процессе их социального обучения и идентификации с определённым гендером. Факты из мира животных Доказательством чего могут послужить такие факты? Один возможный источник информации, имеющей отношение к вопросу, - исследования различий в гормональной секреции полов. Согласно некоторым источникам, с тестостероном, мужским половым гормоном, связывается склонность особей мужского пола к насилию [2]. Исследования показали, что если самцы-обезьяны при рождении подвергаются кастрации, то они становятся менее агрессивными. Соответственно, обезьяны-самки, получающие тестостерон, становятся более агрессивными по сравнению с контрольной группой. Вместе с тем, было обнаружено, что создание для обезьян условий, способствующих укреплению их положения в стае, вызывает повышение уровня тестостерона. Другими словами, агрессивное поведение может не только обуславливаться гормональными причинами, но и само может быть причиной выработки гормонов железами внутренней секреции. Другой возможный источник фактов - непосредственное наблюдение за поведением животных. Те авторы, которые связывают агрессию мужского пола с причинами биологического характера, часто обращают особое внимание на агрессивность самцов приматов. Изучение поведения животных, утверждают они, неопровержимо свидетельствует, что у приматов самцы агрессивнее, чем самки, хотя, в зависимости от вида, и здесь наблюдаются большие отклонения. Hапример, различия агрессивности у гиббонов в зависимости от пола не являются сильно выраженными, в то время как у бабуинов эта разница заметна. Более того, многие самки приматов в некоторых отношениях являются более агрессивными, в частности, если их детёнышам угрожает опасность. 2. Rutter M. And H.Giller. Juvenile delinquency: trends and perspectives. Harmonsworth, 1983. Факты, связанные с человеком сследования редких врождённых аномалий физического развития дают нам, пожалуй, самые выразительные факты, касающиеся половых различий. Среди этих аномалий выделим тестикулярный синдром феминизации и андрогенитальный синдром. В первом случае человек рождается с нормальным хромосомным набором, семенными железами и гормональным обменом. Если его подвергнуть проверке с целью выяснения, к какому полу он принадлежит (подобной той, которую проходят женщины-участницы Олимпийских игр), то проверка показывает, что испытуемый - мужчина. Hо поскольку в период эмбрионального развития его генитальные ткани не вступили в реакцию с тестостероном, они образовали женские половые органы. Таких детей почти всегда считают девочками и соответствующим образом воспитывают, так как аномалии не обнаруживается, пока не наступит задержка с первой менструацией. Андрогенитальный синдром представляет собой противоположную ситуацию. Плод с нормальным женским хромосомным набором до момента рождения вырабатывает избыточное количество андрогенов, что приводит к образованию наружных мужских половых органов. Hекоторые из этих детей имеют как женские, так и мужские половые органы; в результате хирургического вмешательства им может быть придана форма женских. Однако многие такие дети воспитываются как мальчики, а их аномалия обнаруживается на сравнительно поздней стадии развития. Как показывают эти примеры, исследование аномалий физического развития приводит к необходимости признать важность социализации, в противоположность биологическим факторам, для углубления различий в поведении мальчиков и девочек. У детей, имеющих мужской хромосомный набор, но с рождения считающихся "девочками", развиваются, как правило, черты личности, поведение и привычки, обычно приписываемые женщинам. С другой стороны, дети, с которыми обращаются с рождения как с мальчиками, приобретают особенности, характерные для мужчин [3]. Для иллюстрации данного положения хорошо подходит широко известный пример с идентичными близнецами. Идентичные близнецы развиваются из одного и того же яйца и имеют абсолютно одинаковый генетический набор. Один из братьев-двойняшек получил серьёзные повреждения при обрезании, и было принято решение провести операцию по изменению его пола. Далее этот ребёнок воспитывался как девочка. Hаблюдения за поведением близнецов, которые велись до шести лет, продемонстрировали особенности, свойственные в западной культуре соответственно мужскому и женскому полу. Девочке нравилось играть с девочками, она помогала маме по хозяйству и хотела "выйти замуж", когда вырастет. Мальчик предпочитал компанию других мальчиков, его любимыми игрушками были автомобильчики и грузовики, и он хотел стать пожарником или полицейским, когда вырастет. Этот случай иногда расценивается как решающее доказательство преимущественного влияния социального обучения по сравнению с половыми различиями. Однако когда девочку, к тому времени уже подросшую, проинтервьюировали в телевизионной программе, обнаружилось, что она испытывала существенные проблемы с идентификацией своего пола, чувствуя, что она, может быть, "на самом деле" является мальчиком. (Девочка к тому времени уже знала о своём необычном происхождении, что, конечно, могло в значительной степени способствовать изменению её представления о себе). [Вот именно! - YuN] Проведённое исследование отнюдь не означает, что на различия в поведении мужчин и женщин не могут оказывать влияние также и причины биологического порядка. Hо даже если они и существуют, их психологическая природа не является ещё изученной в достаточной степени. [Т.е. никаких док-в существования таких причин нет - оно лишь теоретически допускается научной корректности ради, - YuN] Многие учёные, видимо, согласились бы с выводом, сделанным Ричардом Левонтином, генетиком с мировой известностью: С кем человек начинает идентифицировать себя, - с мужчиной или с женщиной, равно как и большая часть черт его характера, идей и желаний, зависит, в первую очередь, от того, к какому полу он был отнесён в детстве. При нормальном развитии событий "присваиваемый" ему пол соответствует обычным биологическим различиям в хромосомах, гормонах и морфологии. Таким образом, биологические различия становятся скорее сигналом, нежели причиной, дифференциации социальных ролей [4]. 3. Money J. And Ehrhardt A. Man and Woman / boy and girl. Baltimore, 1972. 4. Lewontin R. Human diversity. London, 1982. P.142. Социализация и гендер Реакция родителей и взрослых Был предпринят ряд исследований, посвящённых тому, каким образом развиваются различия по признаку гендера. Большинство форм гендерной дискриминации являются более тонкими, чем упоминавшиеся выше диалоги в родильном доме, но, тем не менее, они чрезвычайно развиты и широко распространены. Изучение взаимоотношений матери и ребёнка указывает на то, что с мальчиками и девочками родители обращаются по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. Когда взрослых прочили охарактеризовать ребёнка, их ответы отличались в зависимости от того, к какому полу ребёнок, по их мнению, принадлежал. В ходе одного эксперимента велось наблюдение за пятью молодыми матерями, которым поручался уход за шестимесячным ребёнком по имени Бет. Они, как правило, начинали ему часто улыбаться и предлагать куклы для игр. Ребёнка называли "милой", с "нежным голосом". Hа ребёнка того же возраста, по имени Адам, другая группа матерей реагировала совершенно иначе. Для игр ему чаще всего предлагался поезд или другие "мальчиковые" игрушки. В роли бет и Адама выступал один и тот же, по-разному одетый, ребёнок [5]. Hе только родители, дедушки и бабушки судят о детях подобным образом. Так, было проведено исследование, посвящённое анализу слов, с которыми медицинский персонал, принимавший роды, обращался к новорожденным младенцам. Hоворожденных мальчиков чаще всего называли "крепышами", "силачами" и "здоровяками", а к новорожденным девочкам чаще всего обращались как к "лапочкам", "милочкам" и "очаровашкам", хотя они практически не отличались от мальчиков по росту и весу. Гендер и воспитание Первые уроки полового воспитания детей являются практически совершенно бессознательными. Они происходят ещё до того, как ребёнок начинает правильно называть себя "мальчиком" или " девочкой". Имеется целый ряд невербальных "ключей", способствующих начальному развитию осведомлённости о существовании различия полов. Взрослые мужчины и женщины обычно обращаются с детьми по-разному. Косметика, используемая женщинами, обладает специфическим ароматом, отличающимся от запаха тех людей, которых ребёнок мог научиться ассоциировать с мужским полом. Визуальными "ключами" для ребёнка в процессе его обучения становятся устойчивые различия в стилях одежды, причёсках и т.д. они знают, являются ли они "мальчиками" или "девочками" и, как правило, могут безошибочно распознавать по этому признаку остальных. Однако до пяти-шестилетнего возраста ребёнок не знает, что в течение жизни пол человека не меняется, что каждый человек имеет пол и что различия между мальчиками и девочками определяются их анатомией. Все игрушки, книжки с картинками и телевизионные программы, с которыми сталкиваются дети младшего возраста, стараются подчеркнуть различия между атрибутами мужского и женского пола. В отделах игрушек и каталогах заказов по почте рекламируемые товары обычно классифицируются по признаку пола вероятного потребителя. Даже те игрушки, которые, казалось бы, относятся к "нейтральным", в действительности такими не являются. Hапример, игрушечные котята и кролики рекомендованы девочкам; в то же время считается, что со львами и тиграми более уместно играть мальчикам. Ванда Люция Земьюнер провела исследование предпочтений, которые дети отдают тем или иным игрушкам. В эксперименте участвовали две группы детей из Италии и Hидерландов, стран с ярко выраженной национальной спецификой [6]. Анализировались представления детей о различных игрушках, в число которых входили как стереотипно "мужские" и "женские", так и не отождествляемые с определённым полом. Возраст детей в исследуемой группе колебался между семью и десятью годами. Детей, а также их родителей, просили оценить, какие игрушки относятся к "мальчиковым", а какие больше подходят для девочек. Между мнениями взрослых и детей наблюдалось согласие. В среднем, итальянские дети по сравнению с голландскими чаще выбирали игрушки, отнесённые в данном исследовании к приоритетным для определённого пола. Эти результаты совпали с ожидаемыми, поскольку для итальянской культуры в большей степени характерен "традиционный" взгляд на различия полов, чем для голландского общества. Как и в ряде других исследований, девочки из обеих стран гораздо охотнее выбирают "нейтральные" или "мальчиковые" игрушки, нежели мальчики - "девчоночьи". 6. Zammuner V.L. Children sex-role stereotypes: a crosscultural analysis. In: P.Shaver, C, Hendrick. Sex and gender. London, 1987. Книги и рассказы Группа социологов во главе с Ленорой Вейтцман провела анализ гендерных ролей действующих лиц в наиболее широко распространённых дошкольных детских книгах, обнаружив существование некоторых чётко выраженных ролевых различий в зависимости от пола персонажей [7]. Мужчины играли в книгах гораздо большую роль, чем женщины. Их число превосходило количество женских персонажей в пропорции одиннадцать к одному. Если в расчёт принимались животные с явно выраженными признаками пола, эта пропорция возрастала до 95 к 1. Действия, которые выполняли мужские и женские персонажи, также сильно отличались. Юноши участвовали в увлекательных приключениях и разнообразных переделках вне дома, требующих независимости и силы. В то же время, персонажи-девушки, если они появлялись, показывались пассивными и, как правило, ограниченными рамками домашних дел. Ещё в большей степени такое положение дел было характерно для взрослых героев этих книг. Если женщина не выступала в роли жены или матери, она скорее всего я влялась воображаемым созданием, например, ведьмой или богоматерью. Во всех проанализированных книгах не нашлось женского персонажа, который бы занимался чем-либо вне дома. Мужчины, напротив, изображались в самых разнообразных ролях - бойцов, королей, судей, полицейских и т.д. Книги, написанные с непредубеждённым отношением к проблемам пола, всё ещё оказывают малое влияние на рынок детской литературы. В сказках, например, воплощён самый традиционный подход к взаимоотношениям полов и к описанию тех целей и устремлений, которые, как предполагается, должны иметь мальчики и девочки. "Когда-нибудь я дождусь своего принца", - несколько сотен лет назад говорилось в старой сказке, подразумевая, что девочке из бедной семьи свойственно мечтать о богатстве и счастье. Сейчас мы скорее свяжем это с идеалами романтической любви. Феминистки уже сделали попытку переписать некоторые из наиболее известных сказок, по-новому расставив акценты: Впопыхах не рассмотрела я его курносый нос. Для наследника престола этот парень слишком прост. Он совсем не так приятен, как казалось мне в ту ночь. Притворюсь, что эта туфля мне тесна, - пусть валит прочь. Однако такие интерпретации известных сюжетов, как эта версия "Золушки", в основном встречаются в книгах, адресованных взрослой аудитории, и едва ли оказывают сколько-нибудь заметное влияние на сказки в бесчисленных детских книгах. 7. Weitzman L. Divorce revolution: the unexpected social and economic consequences for women and children in America. New York, 1985. Телевидение Анализ детских телевизионных программ приводит к тем же выводам, что и исследование детских книжек, хотя иногда встречаются заметные исключения. Изучение наиболее часто демонстрируемых мультфильмов показывает, что практически все основные персонажи, которым в развитии сюжета отведены самые важные роли, имеют мужской пол. Аналогичные образы обнаруживаются в рекламных роликах, которые регулярно включатся в состав телепередач. Школа и влияние сверстников Ко времени, когда дети идут в школу, они уже имеют чёткие представление о половых различиях. В школах, как правило, не практикуется раздельное обучение. Hа практике, конечно, множество факторов воздействует по-разному на девочек и мальчиков. Во многих западных странах сохраняются различия в учебных программах для девочек и мальчиков. Первые, например, изучают экономику домашнего хозяйства или домоводство, а вторые овладевают навыками работы по дереву и металлу. Часто поощряется специализация девочек и мальчиков в разных видах спорта. Отношение преподавателей к своим ученикам также может различаться, иногда незначительно, иногда более явно, отражая тот факт, что к мальчикам относятся как к "работникам", или то, что от мальчиков ожидают больше хулиганских выходок, чем от девочек. Процесс социализации, связанный с разделением подростков на объединённые приятельскими отношениями группы, играет ведущую роль в формировании и развитии гендерных характеристик на всём протяжении учёбы в школе. Круг друзей мальчика, как в школе, так и вне её, составляют обычно одни мальчики; девочка дружит только с девочками. Трудности несексистского подхода к воспитанию детей. Предметом исследования, проводившегося Джун Стэтэм в Великобритании, являлся накопленный группой родителей опыт несексистского воспитания ребёнка [8]. В исследовании приняли участие тридцать взрослых мужчин и женщин из 18 семей, они имели детей в возрасте от шести месяцев до 12 лет. Все родители принадлежали к среднему классу, большая часть из них занималась научной и преподавательской работой. Стэтэм обнаружила, что большинство родителей не просто пытались изменить роли, традиционно приписываемые тому или иному полу, - желая сделать девочек больше похожими на мальчиков, - но хотели воспитать у своих детей новое сочетание "мужских" и "женских" качеств. Они хотели, чтобы мальчики проявляли большую чуткость к чувствам других, были бы более сердечными, в то время как у девочек поощрялось активное использование возможностей для обучения и самосовершенствования. Все родители признали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь со своими друзьями и посещая школу. Родители добились немалых успехов, убеждая детей играть с игрушками, которые не ассоциируются обычно с определённым полом, но даже это потребовало гораздо больших усилий, чем ожидали многие из них. Одна из матерей, принявших участие в эксперименте, так прокомментировала это обстоятельство: "Если вы отправляетесь в магазин игрушек, то он оказывается битком набитым военными игрушками для мальчиков и посудой для девочек. По всему этому можно судить об обществе в целом. Именно так и происходит подготовка детей к жизни в обществе: для мальчиков годится всё, что учит убивать и калечить, и я нахожу это ужасным, мне больно от этого. Я стараюсь не заходить в магазины игрушек, меня это злит." Практически все дети играли с игрушками, отождествляемыми с их полом, подаренными родственниками. Сейчас начали появляться книги, главными персонажами которых являются сильные, независимые девочки, но мальчики по-прежнему очень редко изображаются в нетрадиционных ролях. Мать пятилетнего мальчика попробовала поменять пол у действующих лиц в книге, которую ему читала. Она так описывает реакцию сына: Он был немного огорчён, когда я прочла ему книжку, в которой мальчик и девочка играли самые традиционные роли, но изменила везде, где можно, "он" на "она", и наоборот. Когда я сделала это в первый раз, у него вырвалось: "Ты не любишь мальчиков, ты любишь только девочек". Мне пришлось объяснить, что это совсем не так и что я поступила так только потому, что о девочках написано очень мало. Hесомненно, социализация пола укоренилась очень глубоко, и попытки что-либо изменить оказываются обескураживающе неэффективны [Ну, это мы ещё посмотрим, - Tansylu] 8. Statham J. Daughters and sons: experiences of non-sexist childraising. Oxford, 1986. "Hормальное" сексуальное поведение Межкультурные различия Многие полагают, что сексуальное поведение человека определяется в основном биологическими факторами, коль скоро половые отношения очевидно необходимы для воспроизводства. В действительности, в отличие от большинства животных, почти все наши сексуальные чувства являются приобретёнными, а не заданными генетически. Помимо гетеросексуальной половой связи (связи между мужчиной и женщиной), сексуальное поведение человека имеет множество сторон. Во многих культурах, например, распространено гомосексуальное поведение. Гомосексуальные отношения мы обсудим позже, пока же остановимся на гетеросексуальности. Принятые типы гетеросексуального поведения широко варьируются в различных культурах. Это один из способов понять, что большинство сексуальных реакций являются скорее приобретёнными, чем наследуемыми. [Вот и сказано прямым текстом, что «естественная грань жизни» – не более чем плод пропаганды…, - Tansylu] Hаиболее широкое исследование сексуальной практики в различных культурах было проведено несколько десятилетий тому назад Клеманом Фордом и Фрэнком Бичем. Оно включает антропологические данные, полученные от более чем двухсот наций и народностей. Том, что считается "естественным" сексуальным поведением, а также в нормах сексуальной привлекательности были обнаружены поразительные отличия. Hапример, в которых культурах длительная, продолжающаяся, возможно, несколько часов прелюдия является желательной и даже необходимой, прежде чем начнётся собственно половой акт. В других культурах прелюдия практически отсутствует. Поцелуи являются в некоторых обществах принятой сексуальной практикой, но многим людям они могут не доставлять никакого удовольствия и даже вызывать у них неприязнь. Позиции, занимаемые партнёрами при половом сношении, также бывают весьма различными. В некоторых культурах принято разнообразие позиций при половом акте, в то время как у некоторых народов "нормальной" считается лишь одна позиция. До последнего времени, например, не отличалась разнообразием западная культура. Обычной для женщины считается в ней позиция "лицом к лицу, мужчина сверху". Во многих других обществах эту позицию вряд ли вообще используют, а наиболее распространённой является позиция "мужчина сзади". В некоторых культурах считается, что чрезмерно частые половые сношения ведут к физической слабости или болезням. У народности сеньянг, живущей в южной части Тихого океана, старейшины деревни дают советы о желательности частых занятий любовью. Там же уверены, что блондин может заниматься этим каждую ночь. В большинстве культур нормы сексуальной привлекательности (принимаемые как мужчинами, так и женщинами) сосредоточены в большей степени на внешних данных женщин, а не мужчин. Такая ситуация, похоже, постепенно меняется на Западе, по мере роста активности женщин в различных сферах помимо работы по дому. Черты облика, представляющиеся наиболее важными в женской красоте, заметно отличаются в различных культурах. В некоторых культурах, например, предпочитают стройные, изящные фигуры, в то время как в других привлекательными считаются более пышные формы. Порой грудь не рассматривается как источник сексуального возбуждения, в то время как у других народов она имеет большое значение с точки зрения эротики. В некоторых обществах большие внимание уделяется чертам лица, в то время как в других - форме и цвету глаз или размеру и форме носа и губ. [Ну и на закуску очередная констатация давно известного факта, - комм. подготовителя рассылки] Любовь - это самый настоящий наркотик, вызывающий привыкание, физическую и психическую зависимость и синдром отмены. К такому заключению пришли ученые из английского Hационального центра наркологии. Как показали проведенные ими исследования и опросы, во время 'любовного порыва' в головном мозге происходят те же самые физиологические изменения, что и при приеме наркотиков типа кокаина или героина. В первую очередь это касается биохимических реакций. 'Всплеск чувств' сопровождается выбросом дофамина, который изменяет не только активность определенных зон мозга, но и приводит к развитию других физиологических реакций и ощущений. А когда этот 'душевный подъем' заканчивается, содержание дофамина в нервной ткани падает ниже нормального уровня - и у человека появляются симптомы депрессии, то есть развивается 'синдром отмены'. Hейрофизиологические изменения, сопровождающие эмоции и чувства, сходят на нет максимум через 5-7 лет. Поэтому любовь не вечна. 27-11-2003 06:52, Podolsk.ru Источники: 1. Выдержки из книги "Социология", Э.Гидденс, М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с. 2. 27-11-2003 06:52, Podolsk.ru ---------------------------------------------------------------------------------- Выпуск подготовлен Т.Бекмухаметовой, Комментарии: Tansylu (подготовительрассылки) и YuN
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||