- Вы хотели, чтобы я вам
показала купленный диплом? – спрашивает
меня Валентина Петровна, преподаватель
одного из череповецких вузов и протягивает
мне солидный, переплетенный в какой-то
дорогой материал фолиант: - Вот, пожалуйста,
типичный образец.
Политика
партии в деликатном вопросе
Беру в руки это «сокровище» и начинаю
листать, с ходу пытаясь обнаружить, что же в
нем такого «нетакого», то бишь, купленного
за деньги. Это понять не так просто: внутри
пухлого«тома» все
как везде-
теоретическая часть, практическая,
сравнение подходов, методика исследования,
ряды цифр, выводы… Я не понимаю -на что следует обратить внимание и
недоуменно смотрю на своего «информатора»:
«Мол, проясните, что почем».
-
Обратите внимание на список литературы. Это
уже третье или четвертое «сочинение», где
этот список указан один к одному. Да, при
разработке любой темы есть пара-тройка
учебников и монографий, которые являются
для научного мира эпохальными, основными на
сегодняшний момент. Но при том разнообразии,
который сейчас существует на научном рынке,
который переполнен публикациями
различного рода(книгами,
журналами, статьями в периодической печати),
такая приверженность к одному и тому же
списку литературы у людей, которые может
быть друг с другом и не соприкасались
вообще, выглядит очень подозрительно.
Далее - одна и та же
структура содержания диплома (чуть ли не
постраничная!) то же наводит на крамольную
мысль. А рисунки, таблицы, всякого рода
расчеты, которые как будто бы были
произведены в одной голове? А сам уровень
написанной работы, который не
соответствует возможностям дипломника!
Короче говоря, определить подделку от
настоящего труда опытному глазу совсем
нетрудно!
- И
сколько он за это заплатил?
- Так как
диплом стандартный, то, скорее всего, «тыщи»
2-3. За оригинальный диплом соответствующие
структуры берут от 7 до 8 тысяч.
- И что же
будет с дипломником, который пытается «втюхать»
вам фальшивку?
- А ничего,
четверки с пятеркой он не получит
однозначно. В нашем вузе по такому случаю
имеется четкая политика: чтобы получить
тройку за «купленный диплом» студент
должен понимать, о чем он говорит?!
- А не
проще ли отправить его с защиты восвояси,
пинком под зад? Он же портит вузу имидж!
Представьте себе работодателей, которые
знают, что к ним идут на работу люди, которые
получили «такой диплом» и в ответственных
жизненных моментах откровенно жульничают!
- Ну, вуз же не может
остаться совсем без студентов! Это дело
тонкое,деликатное,
не терпящее кавалерийских атак….Покупают дипломы те, у кого есть деньги.
В основном это студенты, получающие второе
высшее образование, вечерники, дети богатых
родителей.Они же латают дыры в вузовском
бюджете…
Северные Афины –II или пародия на них?
Не знаю, как там было в Северной
Пальмире в начале века XX,
но сейчас, когда бурный старт взял век XXI,
можно с уверенностью утверждать, что
Череповец стал студенческим городом. По
одним данным, количество череповчан
систематически посвящающих себя
студенческому труду равняется цифре в 10000
экземпляров. По другим, оно давно эту цифру
перевалило и стремительно приближается к
отметке равной 15000. Вот это отряд!
Однако,
приведенный мною выше диалог наталкивает
пытливый ум на многочисленные вопросы и
размышления.
Например, если процесс лиц,
только формально получающих, а на самом
деле «покупающих» высшее образование,
становится настолько массовым, что
представляет целую огромную нишу на рынке
череповецкого образования, то можно ли
говорить о какой-либо революции в
образовании, о появлении в городе все
большего числа по- настоящему образованных
людей? Наверное, нет. Даже близко.
Если подобная тенденция
будет продолжаться и далее, то не приведет
ли это, китак уже
видной невооруженным глазом, девальвации
стоимости российского диплома. Особенно
полученного здесь, у нас, в родном и любимом
Череповце. Я понимаю, что на рынке труда
существует тысяча ниш, которые только
формально предъявляют к своим
потенциальным претендентам требование
иметь диплом. Да что с того? Работодателям
просто надо хорошенько протряхнуть свои
кадровые службы, чтобы привести желаемое с
реальным. Но зачем же святое уродовать?!
Еще одна мысль. Если у нас, в
большинстве своем, образование еще
бесплатно, а кто-то может прикупать немалые
ресурсы для собственной нормальной учебы
на стороне, не означает ли это то, что сфера
высшего образования в нашем государстве (и
городе, в том числе) не получает тех
финансовых средств, которые могла бы
получать. За счет этого формируется
деформированная рыночная среда: деньги от
преподавателей и ученых уходят налево, к
людям, сущность деятельности которых
сравнима с деятельностью продавцов
наркотиков, оружия, девочек… Только те
портят наше здоровье и нравственность, а
эти еще и качество выходящих на рынок труда
специалистов и конкурентное преимущество
тех фирм и организаций, в которых они
оседают. Шире, города, страны…. Понимаю, что
в интенсивном функционировании
образовательного псевдорынка могут очень
активно (да так и происходит!) участвовать
вузовские работники. Но разве это нормально.
Да, кто-то в этой ситуации может преотлично
приспособиться. Но общий то результат
плачевный: не желающий «шустрить» или не
включенные в эти «рыночные механизмы»
классные преподаватели делают вузу ручкой.
Или бастуют по-итальянски (т.е. только
делают вид, что работают). И правильно
делают, раз этим трудом они не могут себе
заработать даже на нормальную жизнь,
продавая в вузе то, что на стороне стоит в
100-1000 раз дороже.
Есть ли
выход из тупика?
Особенно пикантно и то, что обеспечение
образовательного псевдорынка идет за счет
структур, существующих за счет бюджета и
рекламирующих себя как пионеров создания
цивилизованного бизнеса. Не имея пока
особых доказательств на руках я их
конкретно указывать не буду. Но кто умный,
тот догадается об этом хотя бы и с трех раз.
Представьте себе того же преподавателя,
отдающего себе отчет о том, что он «за три
рубля» создает рынок для каких то «засранцев»,
сосущих бюджет и откровенно врущих всем в
глаза, которые, к тому же, откровенно
паразитируют на его труде?! Что он должен
делать: взять пистолет, пойти туда и
попросить «поделиться»? Чем не выход, рука
не поднимется осуждать. Или же пойти к
своему начальству и заявить, чтобы он
обратил внимание на безобразия, и призвать
к его начальственной совести? Дело, на
настоящий момент, безнадежное.
Коммерческие деньги, получаемые вузами
сегодня расходуются не понятно куда и
непонятно как. Те, кто их отрабатывает, их не
видит и ничего не знает об их судьбе.
Между тем, отметим, зарплаты
у высшего персонала вузов отнюдь неплохие и
вполне сравнимы (и даже очень!) с зарплатами
высшего менеджмента наших крупнейших
предприятий. Ну, зачем им как-то меняться,
искать какие-то новые формы существования:
общество с помощью этих зарплат
предохранило себя, например, от подтасовок
на приемных экзаменов, но напрочь лишило их
других потенций. Например, элементарного и
честного предпринимательского мышления,
желания рисковать даже по минимуму.. Если
зарплата квалифицированного вузовского
работника со степенью в десятки раз меньше
зарплаты обыкновенного рядового
специалиста на «Северстали» или «Аммофосе»,
это вам о чем-нибудь говорит?Есть ли у таких вузов будущее? В смысле,
хотя бы, предоставления качественного
образования?!
Ну, и, в
конце концов, надо бы подвести какие-то
итоги нашему выступлению. Учиться, как надо
понимать, у нас в Череповце хотят очень
многие. И образовательный рынок большой, но,
как говорят, маркетологи, абсолютно
несегментированный и безнравственный,
вызывающий только путаницу и недоверие в
головах. Конечно, все может (и будет,
наверное) двигаться туда, куда и движется.
Но тенденция эта стопроцентно приведет (и
уже приводит!) к девальвации и профанации
того, что когда-то являлось большой
ценностью и достижением в жизни советского
человека. Высшее образование можно будет
смело приравнивать к уровню образования в
каком-нибудь серьезном ПТУ. Мы все, видимо,
этого хотим?