"Хитрость — это женственность воли, ирония дикой силы".
Папа римский Сикст Пятый(1521—1590) прожил почти 70 лет. Он вступил на
папский престол в 1585 году. Но в течение предыдущих 13-ти лет он искусно
притворялся больным и был избран папой лишь потому, что кардиналы
рассчитывали на его скорую смерть. Но едва выборы были произведены, как
новый папа отбросил свой костыль, выпрямил стан и запел благодарственный
гимн громовым голосом от которого побледнели пораженные кардиналы.
"Хитрость" не есть человеческое порождение. Она порождена совместным
проживанием людей. И за нее, проявляющуюся в людях, винить людей нельзя.
Но, будучи общественным свойством, она есть, и есть только в людях, потому
что общество это люди, и ничто кроме них.
Социальная жизнь нам зачастую представляется зависящей от нас. Это
верно. Но в верности этой соответствующей ей реальности не больше, чем в
утверждении, что автомобиль, которым управляет водитель, зависит от
последнего. Если бы это было так, были бы разве дорожно-транспортные
происшествия, аварии и автокатастрофы? Вряд ли! По крайней мере, не столь
часто и не с такими последствиями. Но автомобиль — дорожное средство. И он
скорее только направляем водителем, но не управляем, а вот зависит —
исключительно от дороги: от того, что она есть, и от того, что на ней есть.
Хитрость — не индивидуальный обман и совсем не коварство. Хитрость — это
приспособление людей своим умением к тому, что должно случиться, но в
осуществлении затягивается. Это как вспоможение при родах. Можно ждать, и
кто знает, как все сложится... а можно и вмешаться, и тогда управляемость
воздействия, нашего воздействия, на ожидание факта события неизмеримо
возрастает.
Если уж пытаться определять, то формулу хитрости можно дать такую:
Хитрость — "Х" и "ТРОСТЬ",
Т. е., есть неизвестное "Х" (икс), которое мы подталкиваем собой (как
тростью), чтобы, став появившимся, оно уже само подталкивало нас.
Есть даже выражение — "прибегнуть к хитрости". Потому что хитрость —
никогда не в нас. Она разлита возможностью в условиях и обстоятельствах
нашей жизни. И чтобы ей стать, нам нужно из многообразия имеющегося —
недомолвок, финтов, психологических трюков, интриговых маневров,
поведенческих демаршей и прочее соорудить конструкт. То есть особенный узор
под особенную задачу.
Забавный случай описывает известный русский мореход и купец Г.И.
Шелехов.
Во время экспедиции 1783—1786 гг. к берегам Русской Америки у него
никак не устанавливались доверительные отношения с жителями острова Кыктак.
Узнав, что они поклоняются солнцу, Шелехов решил прибегнуть к хитрости. Он
сказал местным жителям, что сам является сыном солнца и что-де по его
просьбе оно явится даже ночью. Вечером на берегу в присутствии многих людей
он стал призывать солнце. В заранее назначенное время на корабле, стоявшем
в отдалении, зажгли "фонарь Кулибина" — вспыхнул яркий свет. Пораженные
аборигены попадали на колени и стали молиться. С этого момента жители
Кыктака почитали Шелехова как божество. Одно из центральных событий в
греческой мифологии Троянская война. Ее возникновение античные источники
объясняют волей Зевса, пожелавшего либо "уменьшить бремя земли", либо дать
возможность прославиться божественным героям, либо сохранить в памяти
потомства красоту своей дочери Елены. Толчком к войне послужил спор между
тремя богинями — Герои, Афиной и Афродитой за обладание яблоком, которое
подбросила им Эрида с надписью "прекраснейшей" ("яблоко раздора").
Троянская война, если отвлечься от мифологий, возникла на вполне
конкретной исторической почве, когда троянец Парис, приехавл по делам в
Грецию и остановившись в доме Менелая, сумел воспользоваться его
отсутствием и уговорил прекрасную жену Менелая Елену бросить мужа и родину
и уехать вместе с ним. Естественно, что следом была погоня и греческое
войско осадой расположилось вокруг Трои. Однако любая победа не даётся
легко и путь, ведущий к поражению противника, часто занимает годы.
Троянская война длилась уже 10-й год, а сломить сопротивление жителей Трои
грекам все никак не удавалось. Да и мощные стены этого непокорного города
все время были неодолимым препятствием.
Выход из казалось бы безвыходного положения нашел Одиссей, по его
совету мастер Эпей строит огромного деревянного коня, в полое нутро
которого прячется отборный отряд ахейских воинов, а остальное войско
инсценирует возвращение на родину: сжигает лагерь на равнине, затем флот
отплывает от троянского побережья и укрывается на острове Тенедос. На
берегу оставляется человек от ахейцев, который побуждает троянцев "клюнуть"
на этот якобы дар богине Афине и ввести его в город. Ночью спрятанные в
чреве коня греки выбрались наружу и открыли городские ворота своим воинам,
под покровом темноты вернувшимся назад с острова Тенедос.
Хитрость удалась. Польстившись на бесплатный дар, троянцы жестоко за
это поплатились. Они все были перебиты, а сам город погиб в страшном
пожаре.
И еще одна история. Связана она с распространением картофеля в Западной
Европе. Знаменитый французский агроном Антуан Пармантье, будучи в плену в
Германии, питался картофелем. Вернувшись на родину, он задался целью
внедрить его на французских полях. Однако долго не мог никого переубедить,
соотечественники не признавали картофеля. Тогда Пармантье пошел на
хитрость. В 1787 году он добился от короля разрешения посадить картофель на
земле, известной своим плохим плодородием. По его просьбе поле охранял
вооруженный отряд королевских солдат в полной парадной форме. Но только
днем, а на ночь охрана снималась. И тогда народ, привлеченный запретным
плодом, начал по ночам выкапывать картофель и сажать его у себя на
огородах. А этого и добивался хитроумный агроном.
Но самое интересное здесь то, что на полях Франции произошло второе
рождение этой хитрости. Первый раз ее применил Фридрих П. Именно он,
однажды отведав картошки, вознамерился внедрить ее повсеместно в своем
королевстве. И первое, что он сделал, — "прокрутил" охранную интригу. Поле,
где выращивался первый урожай картофеля, неусыпно и тщательно, денно и
нощно, прямо как какой-то важный или секретный объект, охранялось войсками.
Но это только внешне. На деле же солдатам был отдан приказ "смотреть сквозь
пальцы" на попытки местных жителей пролезать на участки и уворовывать
плоды.
Кроме того, в казенное имение короля Пруссии в Цуккау драгуны Фридриха
II привезли несколько мешков картофеля и поварихе людской кухни Аманде
Войке было предписано кормить людей картофелем, чтобы еще раз убедиться во
вкусовых свойствах новой еды и ее питательности.
Дело не было пущено на самотек, и в октябре 1778 года король лично
отправился в инспекционную поездку в Цуккау.
Увиденное успокоило и удовлетворило короля. 16 октября 1778 года, сразу
же после отъезда из насквозь промокшего Цуккау, картофельный суп Аманды
Войке декретом был возведен в ранг лейб-кушанья, после чего он нашел самое
широкое распространение, и не только в Пруссии...
После всех этих иллюстрационных примеров зададимся вопросом: можно ли
обучить "хитрости"?
Ответ такой: хитростям — да, хитрости — нет. То есть систематизировать
и запомнить опыт примененных хитростей нам удастся. Но вот чтобы передавать
друг другу "что-то", что взял, заложил в явление и оно тут же заквасилось
бы хитростью — это вряд ли.
Смысл закона "хитрости" вот в чем:
Без хитрости жизнь общества невозможна. Поэтому люди осуществляют свою
совместную друг с другом жизнь в пиковые моменты своих желаний и ситуаций
только через применение хитрости.
Один вопрос:
а вы часто хитрите?
Уважаемые подписчики! Если у Вас возникнут какие-то вопросы по психологии, либо Вы захотите получить квалифицированную помощь психолога Ольги Исаенко на свою е-почту, мы ждём
.
Наиболее интересные вопросы мы будем публиковать в рассылке (по Вашему согласию).
Если Вас заинтересовала тема рассылки или Вы хотите поделиться своими мыслями, пишите
. Мы опубликуем Ваше письмо в рассылке.
Если Вам скучно и одиноко, если Вы хотите найти человека, готового общаться на самые интимные темы, если Вы хотите повстречать своего будущего любовника, то Вам сюда.