Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тренинг Миллионер" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
Статистика
+50 за неделю
Псипортал. Столица сетевой психологии
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
Евгений Пушкарев
с наилучшими пожеланиями,
Максим Реуцкий
gipnos@ua.fm
Тема выпуска: История любовного чувства
Если любовное чувство человек переживал всегда, то культура этого чувства ее социальный статус в истории человечества менялись. Наиболее важные этапы любви описал Фридрих Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства": любовь античности, современная любовь.
1. Любовь античности.
В шумеро-аккадском пантеоне богов была богиня Иштар - покровительница любви и распри, вожделения и войны. Вражда и дружба, высший вид приязни и неприязни - эти не сходящиеся полюса еще сходятся в ней; у поздних богов - из греческой и индийской мифологии - такого смешения уже нет. Наверно, культ этой богини возник тогда, когда любовь еще только начинала выделяться в особую силу жизни, когда ее еще не осознавали как отдельное чувство.
Султан Мухаммед II, как говорит арабская легенда, зарезал красавицу из своего гарема, когда стал влюбляться в нее, чтобы...
Читать дальше >>
Новости
Анорексия: проблемы с едой уже в детском саду
Они отказываются от тарелки спагетти, чтобы выразить протест, они давятся едой, чтобы продемонстрировать неудобство, которое не могут передать по-другому. Они очень маленькие: четырех или пяти лет. Это новая граница анорексии и булимии, по мнению экспертов из Центра по расстройствам пищевого поведения в детском возрасте Поликлиники Святой Урсулы в Болонье.
"Болезнь женщин" – так назвала ее в 1990-е годы Аннароза Андреоли, одна из первых, кто начал заниматься анорексией (в честь Аннарозы был вчера назван Центр). Сегодня этим заболеванием страдают даже дети в возрасте девяти-десяти лет и еще раньше.
"Таким способом они выражают недовольство образом жизни, переполненной многочисленными тревогами, боязнью оказаться лишним, не соответствовать надеждам родителей", – говорит Эмилио Францони.
Inopressa.ru
Самоубийцам удается вырастить себе подобных!
Подростки, чьи матери пробовали совершить самоубийство, сами очень рискуют пойти по проторенной дорожке и попытаться сделать то же самое, таковы данные немецких ученых из Max Planck Institute of Psychiatry, Munich.
К такому выводу исследователи пришли, после того, как еще в 1995 году начали изучать данные 933 подростков в возрасте 14-17 лет и их матерей.
Состояние испытуемых оценивали в начале исследования и затем в среднем через 4 года в рамках обязательно предусмотренного лечебными органами профилактического осмотра. Кроме того, их тщательно расспрашивали о наличии у них суицидальных мыслей.
Наличие суицидальных мыслей, но без попыток свести счеты с жизнью, было отмечено у 31,9% матерей и у 31,6% подростков. Совершение попыток самоубийства признали 2,3% матерей и 5% подростков.
В целом, вероятность суицидальных мыслей у подростков, чьи матери пробовали покончить жизнь самоубийством в 5 раз выше, а вероятность конкретных суицидальных попыток в 9 раз выше.
Более того, дети тех матерей, которые пробовали совершить самоубийство, как правило, предпринимают попытку суицида в более раннем возрасте, чем те дети, чьи матери о таком не думали и не пробовали.
Информация со стороны отцов не была доступна, но ученые полагают, что увеличение риска совершения самоубийства зависит не только от суицидальных наклонностей матери. Некоторые ученые объясняют данный феномен тем, что дети просто имитируют поведение родителей, в то же время есть и те, кто не согласен с данной трактовкой.
Авторы исследования заявили, что их работа не подтверждает и не опровергает гипотезу о культивировании суицидальности в семье, это простая констатация факта.
Medsport.ru
Музыка как отражение нашего характера
Наши музыкальные пристрастия могут рассказать о многих психологических особенностях личности. Техасским университетом была проведена серия специальных исследований среди студентов колледжей, целью которых было выяснить зависимость музыкального выбора от черт характера.
Ведь музыкальные пристрастия могут помочь узнать другого человека лучше более деликатным способом: нужно только заглянуть в его музыкальную коллекцию. При этом необходимо помнить, что музыкальные вкусы - это только часть нашего внутреннего мира.
Студенты разделили музыку на следующие категории: блюз, джаз, классическая и народная музыка рассматривалась как "рефлексивная и сложная", тяжелый металл и альтернативный рок - как "интенсивная и бунтарская", религиозная музыка, саундтреки, музыка в стиле кантри, поп-музыка - как "приподнятая и обычная", рэп, хип-хоп, соул, фанк и электронная танцевальная музыка - "энергичная и ритмичная". После этого каждый выбрал для себя подходящую категорию, а после описывал себя как личность.
Исследования показали, что, например, те, кто называет себя экстравертом, предпочитают красивую музыку с вокалом. Студенты, увлекающиеся "эзотерической или сложной" музыкой, считают себя искушенными, а студенты, слушающие "обычную" музыку, называют себя консервативными. Соответственно, спортсмены выбирают энергичный стиль звучания. А вот те, кто считает себя открытым для всего нового, предпочитают самые различные стили музыки. Наше настроение также сильно влияет на выбор, но, как правило, все музыкальные предпочтения находятся в пределах одной и той же музыкальной категории.
Кроме того, по музыкальной коллекции можно судить об аналитических способностях: чем больше развит интеллект, тем более сложные композиции можно обнаружить в музыкальных сборниках. В общем, если вы с утра до ночи слушаете одну попсу, то окружающим довольно сложно заподозрить вас в больших умственных способностях...
Medsport.ru
Библиотека
Книги Издательства "Питер" в Электронной
библиотеке:
Глава из книги
"Педагогическая психология в схемах и комментариях", И. Логвинов, С. Сарычев, А. Силаков Представление психологических закономерностей обучения и воспитания личности через разнообразные формы визуального отображения информации позволяет, с одной стороны, глубже понять фундаментальность предмета и объекта педагогической психологии, а с другой — увидеть пути практического использования психологического знания в педагогике. Пособие, представленное вашему вниманию, состоит из пяти глав, соответствующих структуре и содержанию педагогической психологии, и включает в себя схемы, комментарии к ним и краткий словарь ключевых понятий. Авторам представляется, что такое построение пособия будет способствовать не только усвоению фактов, закономерностей, методов, проблем педагогической психологии, но и развитию научного мышления в области педагогической психологии. В состав учебного пособия включена система тестового контроля по педагогической психологии, которая может быть использована для самоконтроля и проверки знаний по предмету. |
Психология в ИД "Питер"
Новости ИД "Питер"
- Обратите внимание на список книг, которые вы теперь можете купить существенно дешевле.
- Хотите платить меньше за заказ или иметь персональную скидку? Ознакомьтесь с нашим предложением.
- Подпишитесь на бесплатный каталог издательства
Новинки
последней недели
Корпоративный праздник
Сергей Волчук
Срок выхода: 20.10.05
Объем: 160 стр.
Переплет: мягкая обложка
Цена: 68 руб.
[Заказать]
Cодержание
|Отрывок из книги
Корпоративный праздник — это и часть культуры организации, и инструмент фиксации успеха, и поле для продвижения корпоративных легенд, мифов, слухов, это способ создания контакта, передачи ценностей и правил поведения. Книга основана на опыте автора — директора по маркетингу фирмы, предоставляющей промоушн-услуги, — и подкреплена теорией. В ней рассказывается, какую выгоду и как можно получить от праздника, как избежать ненужных затрат, даются пошаговое описание подготовки и проведения, практические советы и правила, авторские методики, примеры из практики, описание подводных камней, профессиональных хитростей и расчетов.
Бестселлеры
последней недели
|
![]() |
Тема выпуска: История любовного чувства Если любовное чувство человек переживал всегда, то культура этого чувства ее социальный статус в истории человечества менялись. Наиболее важные этапы любви описал Фридрих Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства": любовь античности, современная любовь. 1. Любовь античности. В шумеро-аккадском пантеоне богов была богиня Иштар - покровительница любви и распри, вожделения и войны. Вражда и дружба, высший вид приязни и неприязни - эти не сходящиеся полюса еще сходятся в ней; у поздних богов - из греческой и индийской мифологии - такого смешения уже нет. Наверно, культ этой богини возник тогда, когда любовь еще только начинала выделяться в особую силу жизни, когда ее еще не осознавали как отдельное чувство. Султан Мухаммед II, как говорит арабская легенда, зарезал красавицу из своего гарема, когда стал влюбляться в нее, чтобы сохранить свою свободу: Нечто подобное сделал и Стенька Разин. Судя по аккадскому "Эпосу о Гильгамеше", богине Иштар нужна только телесная близость, она еще не любит, а только вожделеет. Поэтому-то она так легко и вероломно отделывается от своего супруга Таммуза, отправив его в преисподню, от пастуха, которого она любила, - сделав его волком, от садовника, который не захотел ее любви, - превратив его в паука: Поэма о Гильгамеше на тысячу лет старше "Илиады", она была сложена около четырех тысяч лет тому назад. При древних храмах жили тогда особые жрицы любви, их почитали, любовь отождествлялась как таинственная сила, дарящая жизнь ("акт размножения" считался почти священным). Есть в поэме история жрицы любви Шамхат и дикого человека Энкиду, укротить, которого ее послали. Вот как говорится об этом в поэме: Раскрыла Шамхат груди, свой срам обнажила. Увидел Энкиду - забыл, где родился! Не смущаясь, приняла его дыханье: Наслаждение дала ему, дело женщин, Ласки ее были ему приятны. Простым эросом, судя по дошедшим до нас преданиям, была сначала любовь и в Древнем Египте. Четыре тысячелетия назад у египтян уже был культ Хатор - богини любви и веселья. В ее честь пели тогда гимны, в которых ее называли Прекрасной, Золотой, Владычицей звезд. Минуло еще несколько веков, и в Древнем Египте возникла любовная лирика, искусная и изощренная в своих высших взлетах. И любовь, которая в ней отразилась, уже не была простым эросом - в ней были уже духовные чувства, во многом похожие на нынешние. Любовь Эхнатона к Нефертити было, наверное, первое известное нам из истории яркое любовное чувство. В сотнях надписей в десятках скульптур и надгробий возглашал фараон свою любовь к Нефертити, и легенды об этой любви передавались из поколения в поколение. Фараон был человеком незаурядной смелости - вопреки жрецам он основал новый культ - культ служения Свету. Солнечному богу Атону, отказавшись от мрачного Амона-ра, любящего человеческие жертвы. В знаменитой "Рамаяне" индусов, которой сейчас две с половиной тысячи лет, любовь Рамы и Ситы также духовна и индивидуальна. В России вплоть до конца XVII в., когда появились спальни, сон людей разного пола и возраста в одной постели был обычным делом, причем все спали обнаженными. Стеснительность еще не была развита и сексуальные отношения были не более чем частью - своеобразной, но не окутанной покровом стыдной тайны - общего хода жизни, частью, которую не исключали специально из поля восприятия детей. Любовь ранней античности вполне, видимо, можно назвать античным эросом. Это как бы пред любовь, в ней еще много обще природного, одинакового для человека и других живых существ. Не зря ведь Зевс становится быком, чтобы сочетаться с Европой, лебедем, чтобы любить Леду, сатиром, чтобы насытить страсть к Антионе. Не зря ведь Посейдон превращается в коня, чтобы сочетаться с Деметрой и с Титанидой Медузой, которая родила потом крылатого коня Пегаса. В этих фантастических превращениях, в этих поэтических метаморфозах прямо отпечатались взгляды древних на любовь, виден характер их эроса. Телесные (хотя уже и одухотворенные) тяготения, плотские желания - таким и был, видимо, ранний эрос античности. Не раз говорится в мифах о том, что боги принимали облик других людей, чтобы под видом их явиться к возлюбленным. Так пришел к Алкмене Зевс, приняв облик ее мужа, Амфитриона, и от этой их встречи родился Геракл. То же делали и боги индийской мифологии: Индра, например, в облике Мудреца Гаутамы пришел к его жене Ахалье. Все это говорит, что богам не нужна была ответная любовь, любовь именно к ним, индивидуальное чувство. Им надо было насытить свою плотскую страсть, они и не думали о взаимности, и любовь не была тогда индивидуальной, да и не была еще любовью, хотя уже начинала становиться ею. Православная церковь отмечает день влюбленных 7 июля, в этот день почитаются Петр и Февронья, которые были канонизированы как святые в XVI веке. В этот день не принято дарить подарки и открытки с сердечками, как это делают на западе в день Святого Валентина. В этот день молодые просят, чтобы всевышний ниспослал долгую любовь, а зрелые семейного согласия. В V в. до н.э. философы стали говорить о двух Афродитах: Афродите Пан-демос (Всенародной) - божестве грубой чувственной любви и Афродите Урании - богине любви возвышенной, утонченной. А в сократических теориях о любви говорилось как о школе мудрости, важной части добродетели, помощнице разума. Новые ступени в психологии любви запечатлевают римские поэты I в. до н.э. - Катулл, Тибулл, Овидий, Гораций, Вергилий. Любовь достигает у них огромных высот, утончается, приобретает новые свойства, которых не было раньше. В лирике этого периода появляется новый, немыслимый раньше мотив верности в любви. Конечно, речь идет о высших точках тогдашней любви, о любви поэтизированной, рафинированной, причем и греки и римляне воспевали любовь не к женщинам вообще, не к женам, а только к гетерам. Любовь в жизни обычно ниже по своему уровню, чем в лирике. Говоря о своих чувствах стихами, поэт уже одним этим дает им другое звучание, облагораживает, утончает их, делает более богатыми - делает другими. И, кроме того, любовь в искусстве - это вершина горы, а много ли места занимает вершина в общей массе горы? В Риме той эпохи любовь часто превращается в сластолюбие, в изощренную игру. В "Анналах" Тацита и "Жизни двенадцати цезарей" Светония подробно рассказано о любовных оргиях, которые достигали вакханальных высот при дворце цезарей. Императоры предавались любви публично, на глазах у народа. Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное. Сократ Падение античности привело к векам застоя. Все пришло в упадок - земледелие, наука, искусство, ремесло, торговля. "Средневековье:- как писал Энгельс, - стерло с лица земли древнюю цивилизацию,: чтобы начать во всем с самого начала". Только в XI - XII веках Европа начинает оправляться от варварства первого тысячелетия. В начале второго тысячелетия в Европе начался большой и важный переворот. Много веков стоявшая до этого на втором плане искусства, любовь вдруг выходит на его авансцену и делается его основной осью. Случай из жизни. Элоиза родилась в 1100году, когда Абеляру было уже 20 лет. Абеляр с детства проявлял способности и охоту к учению. Он поступил в монашескую школу и своими успехами резко выделялся среди одноклассников. Ему одинаково успешно давались ораторские, исследовательские и писательские способности. Еще в школе он решил серьезно заняться своей карьерой, чтобы достичь высоких успехов. Его мало интересовало общество сверстников, вино, вечеринки, девушки, Абеляр считал все это пустой тратой времени. До 37 лет он не имел ни сексуального, ни даже любовного опыта, хотя к этому времени Абеляр был видным, привлекательным мужчиной, известным, уважаемым подающим большие надежды церковным деятелем. В это время он и знакомится с Элоизой, племянницей каноника Фульбера. Элоиза была давно влюблена в Абеляра и упросила дядю, чтобы он пригласил того позаниматься с ней церковными науками. Элоиза была не только красивой, хорошо сложенной девушкой, но и показала острый ум и способности к дискуссии, четко и аргументировано излагать свои мысли. Абеляра Элоиза сначала заинтересовала как способная, перспективная ученица, а затем и как привлекательная девушка. Завязался бурный роман. Авторитет Абеляра был настолько высок, что Фульбер без опасений и присмотра оставлял по долгу их наедине. Но однажды он все-таки случайно застал их в постели, совершенно за другим занятием, для которых приглашался. Произошел большой скандал. К тому же Элоиза забеременела. По нравам того времени они тайно обвенчались и жили врозь. У них родился сын, которого они и для того времени странно назвали - Астролябий. Но Фульбера это не устраивало, он затаил обиду на Абеляра за испорченную судьбу своей племянницы. Он нанял преступников, которые ворвались в дом Абеляра и оскопили его. Это кардинально изменило жизнь участников драмы. Конечно, взаимоотношения между Абеляром и Элоизой расстроились. Карьера Абеляра была испорчена, но он с прежним азартом занялся проповеднической, богословской деятельностью. Элоиза подстриглась в монашки, но ее страсть к Абеляру не прошла и она в течение многих лет писала ему яркие, любовные письма. Эти письма дошли до наших дней и поведали об этой драматичной и необычной истории. В письмах Элоиза просила Абеляра хоть немного внимания и тепла, ведь ее душевная рана не заживает и не дает покоя, а он призывал ее к смирению. Известный сказал: Что такое хорошо? Что такое плохо? Все зависит от того Какова эпоха. 2. Современная любовь. Ф.Энгельс: "До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т.п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в интимнейшие отношения. Но это до современной половой любви еще бесконечно далеко. На протяжении всей древности браки заключались родителями вступающих в брак сторон, которые спокойно мирились с этим. Та скромная доля супружеской любви, которую знает древность, - не субъективная склонность, а объективная обязанность, не основа брака, а дополнение к нему. Любовные отношения в современном смысле имеют место в древности лишь вне официального общества. Пастухи, любовные радости и страдания которых нам воспевают Феокрит и Мосх, Дафнис и Хлоя Лонга, - это исключительно рабы, не принимающие участия в делах государства, в жизненной сфере свободного гражданина. Но помимо любовных связей среди рабов мы встречаем такие связи только как продукт распада гибнущего древнего мира, и при том связи с женщинами, которые также стоят вне официального общества, - с гетерами, то есть чужестранками или вольноотпущенными: в Афинах - накануне их упадка, в Риме - во времена империи. Если же любовные связи действительно возникали между свободными гражданами, то только как нарушение супружеской верности. А для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа. Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться. Платон Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во - вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать, друг другу, что в древности бывало разве только в случаях нарушения супружеской верности. И, наконец, появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или вне брачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет? Понятно, что в феодальной или буржуазной практике с этим новым критерием обстоит не лучше, чем со всеми другими критериями морали, - с ним не считаются. Но относятся к нему и не хуже, чем к другим: он так же, как и те, признается - в теории, на бумаге. А больше пока и требовать нельзя. Средневековье начинается с того, на чем остановился древний мир со своими зачатками половой любви, - с прелюбодеяния. Мы уже описали рыцарскую любовь, создавшую песни рассвета. От этой любви, стремящейся к разрушению брака, до любви, которая должна стать его основой, лежит еще далекий путь, который рыцарство так и не прошло до конца:". Ксантиппа - жена великого мудреца Сократа имела привычку драться сандалиями и разбивать о гениальный лоб своего супруга амфоры из под вина. Возникшая в XII веке в Провансе и быстро распространившаяся в Европе поэзия трубадуров с ее культом Прекрасной дамы, ради которой рыцарь готов идти на величайшие жертвы и подвиги, была вызовом и церковному аскетизму, и фривольности "карнавальной" культуры. Канон "куртуазной любви" подчеркивал значение эмоциональных отношений между мужчиной и женщиной, принося в них мотивы нежности и заботливости. Прекрасная дама соединяла в себе реальную женщину, которой рыцарь хотел обладать, и мадонну, которой можно только поклоняться издали. Отсюда преувеличенная, подчас даже болезненная экзальтированность этих отношений. Ритуал служения Прекрасной даме не мешал рыцарям удовлетворять свои земные потребности с другими женщинами, насиловать крестьянок, деспотически обращаться с собственными женами. Разрыв между идеальным образом любви и ее действительностью сохраняется в европейской культуре и позже. В литературе и искусстве XIII - XV вв. широкое распространение получил культ духовной, платонической любви (любовь Данте к Беатриче, с которой поэт не обмолвился в жизни ни единым словом, сонеты Петрарки, лишенные каких бы то ни было чувственно - эротических компонентов). Гуманисты эпохи Возрождения выступают как против религиозного аскетизма, так и против платонической, десексуализированной любви. То, что раньше считалось "плотским грехом", они утверждают как здоровую "телесную радость". Эротические переживания выходят из подполья, занимая подобающее место в "высокой" культуре. Разобраться в сложном сцеплении тех сдвигов, которыми полна сексуальная культура мира, будет, пожалуй, легче, если мы поймем, что сейчас идет не одна сексуальная революция, а две, враждующие между собой - демократическая и анархическая. Ю.Б.Рюриков Однако гуманистическая реабилитация плоти превращается в аристократической культуре XVII - XVIII вв. в рафинированное распутство. Индивидуальная любовь заменяется тщательно разработанным ритуалом галантности, единственная цель которой - физическое обладание. "В любви нет ничего хорошего, кроме ее физической стороны", - писал французский натуралист Ж.Л.Бюффон. Любовь становится спортом, увлекательной игрой, которой чувственность и серьезность только вредят. Описания любви в некоторых произведениях литературы XVIII в. напоминают охоту, в которой, однако, в отличие от более ранних эпох, наравне с мужчинами участвуют женщины. Именно этот стиль жизни имел в виду А.С.Пушкин, говоря: Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе, везде трубя И наслаждаясь не любя. Замена любви галантностью неизбежно влечет за собой пресыщение и разочарование. Ритуал надоедает, становится скучной рутиной (вспомним пушкинское: "Кому не скучно лицемерить, различно повторять одно, стараться важно в том уверить, в чем все уверены давно:"). В противовес придворной галантности с ее условностью и лицемерием, сентименталисты утверждают поэзию простых и искренних чувств. Герой любовник, аристократической литературы заботился лишь о своих чувственных наслаждениях, как знаменитый Казанова. Мольеровскому Дон-Жуану даже и это неважно: женщина для него просто дичь, овладение которой укрепляет его репутацию счастливого охотника. Сентиментализм требует от своего героя не удачливости и умения покорять, а способность тонко чувствовать, страдать, жертвовать собой во имя любви. Робкая, почтительная нежность дает любящему гораздо больше, чем физическое обладание. Появляется культ несчастной любви, любви без взаимности, которая рисуется столь возвышенной и прекрасной, что, даже умирая от нее, герой вызывает восхищение и зависть (Вертер). Самый крупный в мире историк любовной культуры Эдуард Фукс - лучший знаток любовных нравов Европы, автор шести томной "Истории нравов", трехтомной "Истории эротического искусства" и многих других капитальных трудов. Рыцарская любовь более цивилизованна, более духовна, более утончена психологически. Тут она явно богаче античной, стоит впереди нее. Но зато античная любовь полнокровнее, цельнее, естественнее, в ней есть гармония телесных и духовных влечений, которой нет у рыцарской любви. Если говорить альпинистскими терминами, то развитие любви больше, похоже, не на подъем к вершине, а на траверс горного хребта, когда с одной вершины идет спуск к подножью, потом к другой вершине, снова спуск, снова подъем, опять спуск.: По таким законам менялась и любовь от античности к временам рыцарства, - да и позднее, вплоть до нашего времени. На ином историческом фоне закладывались любовные принципы, характерные для буржуазной, особенно американской культуры. В отличие от рыцаря, который свое положение получал по наследству, буржуа всем обязан самому себе. Установка такого человека обусловлена трезвостью ума; критерием добродетели выступает в это время полезность. Чтобы чего-то добиться, нужно быть практичным, предприимчивым, трудолюбивым и бережливым. Работа без устали - ключ к успеху. Жизнь, в том числе личная, должна подчиняться строго продуманному регламенту. ":Подумайте только, как много будущих прекрасных супружеских пар не состоялось, как много людей остались несчастными на всю жизнь лишь потому, что они начитались книг, романов о "неземной любви" И.В.Бестужев - Лада. Образцом такого кодекса может служить таблица добродетелей, составленная известным американским общественным деятелем XVIII в. Б.Франклином. По его мнению, не нужны ни самоотречение, от которого никому нет пользы, ни бесполезное укрощение плоти. Вместе с тем "любовным утехам" необходимо предаваться пореже, не более чем это требует здоровье или воспроизводство потомства. Но отнюдь не до отупения или до истощения, а также не в ущерб своему или чужому покою и доброму имени. Попросту говоря, для добропорядочного буржуа любовная страсть в силу ее неуправляемости должна быть исключена из центральных жизненных ценностей; сексуальности отводятся лишь прагматические задачи - разрядка и воспроизводство. Совет Б.Франклина по поводу выбора жены: пошире открывай глаза до женитьбы, а после - прижмуривай, т.е. побольше внимания ее житейским качествам. Не случайно именно с рассветом капитализма совпадает наиболее высокий "всплеск" проституции. Самая горькая истина лучше самого сладкого заблуждения. В.Г.Белинский В России, где были крепки патриархальные устои, к началу ХХ века можно выделить два уровня идеалов любви: первый уровень любви характеризуется сложным любовным чувством, описанным в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина", второй - отношение простого народа к вопросу любви лучше всего характеризует высказывание лакея Яши из чеховского "Вишневого сада": "По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она значит безнравственная". Для трудового народа вплоть до Советской власти любовь, это привилегия и прихоть господ. Радикальные социальные сдвиги ХХ в. (урбанизация, мобильность населения, эмансипация и т.д.) содействовали изменению некоторых принципов и ценностей любовной культуры. Любовь выходит за пределы элитарного круга, охватывая значительные слои населения, становясь доступной всем. В связи с духовным усложнением человека, рождением в нем новых идеалов, подъем на новые ступени этического и эстетического развития, приводит и к развитию любовного чувства. Поэтому и возникли новые отрасли науки - сексология, социология семьи, этнография пола; поэтому родились в 20-е годы новое, реалистическое половое просвещение; поэтому ученые, писатели, политики так много говорят о женском вопросе, о переворотах в семье, об отношениях мужчины и женщины. С наступлением третьего тысячелетия наступил этап цивилизованной, просвещенной любви, когда проблемы любви перестали быть привилегией поэтов и художников, и наконец-то за изучение этого сложного человеческого чувства взялась наука. И первые же шаги науки открыли, что в вопросе любви на всем историческом протяжении в одной компании любовных чувств были: влюбленность, пред любовь, около любовь, псевдо любовь, неврозы, психические расстройства. Причем именно недоброкачественную влюбленность поэты воспевали с наибольшими охотой и вдохновением, а полноценная любовь, которая дает человеку прелесть всех сторон жизни, здоровье, потомство оказывалась в тени, на задворках и массовой и большой культуры. Случай из жизни. В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим. Он уже очень известен и очень богат, живет шикарно. Рафаэль холост и считается завидным женихом. Ему оказывают особые знаки внимания многие родители и родственники девушек на выдании. В 1514 году, когда Рафаэлю исполняется 31 год, к нему обращается с предложением сватовства своей племянницы Марии кардинал Бибиена. Эта ситуация, в которой отказ не возможен из-за высокого ранга свата. Сначала Рафаэль долго тянет с ответом, а потом соглашается на брак, но с условием, что он состоится через три года. Состоялась помолвка, жених с невестой обменялись кольцами, но Рафаэль прохладно относится к Марии. Мария, кажется, этого не замечает, ведь сбылась ее давняя, заветная мечта, она счастлива. Рафаэль продолжает вести свободный, веселый образ жизни. Его друзья - художники рассказывают ему о том, что неподалеку живет красавица, дочь булочника Фарнарина. Рафаэль не упускает возможности познакомиться с Фарнариной, а, увидев красавицу, влюбляется. Завязывается бурный роман. Малообразованная красавица, булочница мало, что знает о знаменитом художнике Рафаэле, но она покорена его щедростью, страстью, вниманием. Она переходит жить в его шикарный дом. Внешность Фарнарины была увековечена Рафаэлем в образе Сикстинской Мадонны. Несчастная Мария так тяжело переживает любвеобильную жизнь своего знаменитого жениха, что умирает, не дождавшись заветной свадьбы. Рафаэль только на три года пережил, свою невесту. Когда он умирал, Фарнарина не отходила от его кровати, а после смерти Рафаэля стала дорогой куртизанкой. Рафаэль чувствовал свою вину за преждевременную смерть Марии, поэтому завещал, чтобы его похоронили рядом с несчастной невестой, но это не было выполнено. Евгений Пушкарев Председатель Интернет Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" - www.lyubi.ru e-mail: kurs50@mail.ru |
Рассылки
http://psy.piter.com
новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь |
Фирменные магазины Издательского дома "Питер": Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 103-73-74) г. Москва (тел. (095) 334-86-90) г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69) г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63) |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: people.psyportal Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||