Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ШШБ

* ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ *

/йах пракртаир джнана-патхаир джананам
йатхашайам деха-гато вибхати
йатханилах партхивам ашрито гунам
са ишваро ме курутам маноратхам/

"Подобно тому, как воздух несет с собой различные
характеристики физических элементов, например, аромат цветов или цвет,
образующийся в результате смешивания пыли с воздухом, так, принимая
поклонение, находящееся на низшей ступени, Господь, исполняя желание
человека, является ему в облике одного из полубогов. Я же горю желанием
лицезреть Господа в Его изначальной форме и потому молю Верховную
Личность Бога исполнить это мое желание."

КОММЕНТАРИЙ: Имперсоналисты считают полубогов различными формами
Господа. Поэтому маявади поклоняются пяти полубогам (панчопасана). На
самом деле они не верят в то, что Господь обладает формой, но, тем не
менее, поклоняются какой-то воображаемой форме Бога. Итак, они
поклоняются выдуманным ими же формам Вишну, Шивы, Ганеши, бога Солнца и
Дурги. Это и называется паньчопасаной. Дакша, однако, желал поклоняться
не какой-то воображаемой форме, но высшей форме Господа Кришны.
В связи с этим Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура так объясняет
различие между Верховной Личностью Бога и обыкновенным живым существом.
Как отмечено в предыдущем стихе, сарвам пуман веда гунамш ча тад-джно на
веда сарва-джнам анантам иде: всемогущему Верховному Господу известно
все, в то время, как живое существо не в силах постичь Верховную
Личность Бога. Как утверждает Кришна в Бхагавад-гите, "Я знаю все, но
никто не знает Меня." В этом состоит различие между Верховным Господом и
обыкновенным живым существом. В своей молитве, описанной в
Шримад-Бхагаватам, царица Кунти говорит, "О мой Господь, Ты существуешь
внутри и снаружи, но никто не в состоянии увидеть Тебя."
Ни глубокие размышления, ни богатое воображение не поможет
обусловленной душе постичь Верховную Личность Бога. Только милость
Господа позволяет человеку познать Его. Если Он не откроется Сам,
никакие рассуждения не помогут осознать Его. Как утверждает
Шримад-Бхагаватам (10.14.29):

атхапи те дева падамбуджа-двайапрасада-лешанугрхита эва хи джанати
таттвам бхагаван-махимно на чанйа эко 'пи чирам вичинван

"О мой Господь, тот, кто удостоился милости прикоснуться хотя бы к
еле заметному следу Твоих лотосных стоп, способен в полной мере осознать
величие Твоей личности. Те же, кто пытаются постичь Верховную Личность
Бога
посредством рассуждений, останутся ни с чем, и даже долгие годы изучения
Вед не
помогут им."
Таково заключение шастры. Можно быть великим философом и
сколько угодно рассуждать о том, что такое Абсолютная Истина, какова Ее
форма и
где находится Ее обитель, но ни на йоту не приблизиться к пониманию этих
истин.
Севонмукте хи джихвадау свайам эва спхуратй адах: только преданное
служение дает возможность постичь Верховную Личность Бога. То же самое
объясняет Сам Верховный Господь в Бхагавад-гите (18.55). Бхактйа мам
абхиджанати йаванйаш часми таттватах: "Постичь Верховную Личность Бога
можно лишь, следуя путем преданного служения." В то время, как глупцы
пытаются представить себе или искусственно создать форму Верховной
Личности Бога, преданные желают поклоняться истинной Личности Бога.
Поэтому Дакша молит: "Кто-то может считать Тебя личностью, безличным или
воображаемым, я же молю Тебя, о мой Господь, исполнить мое желание
лицезреть Тебя таким, каков Ты есть на самом деле."
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура обращает внимание на то, что
этот стих адресован в первую очерелдь имперсоналистам, каждый из которых
почитает себя Всевышним, не видя никакой разницы между живым существом и
Богом. Философ-маявади полагает, что Верховная Истина едина и, что он
сам также является Верховной Истиной. На самом деле, подобное знание -
не более, чем глупость, и данный стих предназначен как раз для тех
глупцов, чье знание похищено иллюзией (майайапахрта-джнанах). Вишванатха
Чакраварти Тхакура говорит, что такие люди, джнани-манинах, считают, что
достигли очень высокого уровня развития, на самом же деле они начисто
лишены разума.
В связи с этим стихом Шрила Мадхвачарья утверждает:

свадеха-стхам харим прахурадхама дживам эва ту
мадхйамаш чапй анирнитамдживад бхиннам джанарданам

Люди делятся на три категории: низшую (адхама), промежуточную
(мадхйама) и высшую (уттама). Представители низшего (адхама) класса не
видят разницы между Богом и живым существом, за исключением того, что
живое существо обусловлено обозначениями, в то время, как Абсолютная
Истина не имеет обозначений. По их мнению, как только исчезнут все
обозначения, связанные с материальным телом, джива, живое существо
тотчас сольется со Всевышним. Они приводят аргумент гхатакаша-патакаша,
сравнивая тело с сосудом, разделяющим пространство на внутренне и
внешнее. Когда сосуд разбивается, внутреннее пространство объединяется с
внешним. Таким же образом имперсоналисты объясняют слияние живого
существа со Всевышним. Шрила Мадхвачарья, однако, замечает, что подобный
аргумент могут выдвигать лишь предсавители низшего класса. Другие ученые
не берутся с достоверностью утверждать, что именно представляет собой
истинная форма Господа, тем не менее, они не сомневаются в существовании
Всевышнего, направляющего деятельность обыкновенных живых существ.
Подобные философы принадлежат к среднему классу. Высшее положение,
однако, занимают те, кто осознал Верховного Господа
(сач-чид-ананда-виграха).
Пурнанандади-гунакам сарва-джива-вилакшанам: Его форма абсолютно
духовна, исполнена блаженства и не имеет ничего общего с телом любого
другого живого существа, представляющим собой оболчку обусловленной
души. Уттамас ту харим прахус таратамйена тешу ча: это-лучшие из
философов, поскольку им известно, что Верховная Личность Бога по-разному
предстает поклоняющимся Ему в зависимости от того, в какой гуне они
пребывают. Им известно, что на свете существует тридцать три миллиона
полубогов, призванных убедить обусловленную душу в существовании высшей
силы и побудить ее поклоняться одному из этих полубогов с тем, чтобы в
дальнейшем, благодаря общению с преданными, ей открылась возможность
постичь Кришну как Верховную Личность Бога. Как говорит Господь Кришна в
Бхагавад-гите, маттах паратарам нанйат кинчит асти дхананджайа: "Не
существует истины, выше Меня." Ахам адир хи деванам: "От Меня произошли
все полубоги." Ахам сарвасйа прабхавах: "Все подвластны Мне, даже
Господь Брахма, Господь Шива и остальные полубоги." Таково заключение
шастр, и каждый, кто согласен с ними, должен быть признан глубочайшим
философом. Такому философу известно, что Верховная Личность Бога
является повелителем всех полубогов (дева-девешварам сутам анандам
прана-вединах).

( ШШБ 6.4.34)

Ваш слуга
Симха дас.

Ответить   Fri, 20 Oct 2006 09:03:58 +0400 (#602149)