Кому доводилось столкнуться с
этим? Если у вас возникнет желание поделиться своим пониманием ученичества,
если есть какой-то опыт в этой области — напишите мне. Самые интересные письма
я опубликую в нашей рассылке.
1.В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что ученик ни в коем
случае не должен быть ленивым, иначе он
не достигнет цели. Если ученик ленив и не стремится к самосознанию, не хочет
слушать указания духовного учителя и следовать им, то чем ему поможет духовный
учитель? Духовный учитель бросает ученику, тонущему в океане материальных
страданий, веревку духовного знания, желая спасти его. Но ухватится тонущий за
веревку или нет — это его выбор.
В
Уроке 1 мы уже описывали две категории людей — одни стремятся устранить причину
страданий внутри себя, а другие вне себя. Пока человек находится под влиянием
внешних представлений о жизни, он не видит необходимости принимать руководство
духовного учителя. Но тот, кто глубоко осознал
необходимость внутреннего изменения, ощущает острую потребность в
его помощи.
2.Ученик должен правильно
принимать духовного учителя. В Бхагавад-гите
(4.34) Господь объясняет, как это нужно делать:
«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному
учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать
тебе знание, ибо они узрели истину».
В этом стихе выделяется
3 основных дела, которые должен быть способен делать ученик, три направления
его жизни:
·необходимо смиренно
склониться перед духовным учителем. Гордость делает человека
невосприимчивым и не позволяет ему учиться. Не заняв смиренного положения по
отношению к гуру, ученик не сможет слушать. Следует думать следующим образом:
«Я ничего не знаю, поэтому я должен слушать своего духовного учителя (гуру)».
Тот, кто думает, что знает все, на самом деле не знает ничего. Итак, слушать
нужно смиренно, с открытым сердцем.
Напомню, что речь здесь идет только об истинном
духовном учителе, качества которого мы обсуждали в Уроке 4. О том, где и как
Веды рекомендуют искать такого учителя, будет говориться в последующих уроках.
·размышлять над услышанным
и смиренно задавать духовному учителю вопросы.
·готовность служить
духовному учителю, желая доставить ему радость.
Этот пункт требует некоторого пояснения. А может быть, вы уже и сами все поняли… Истинный духовный учитель
отрешен от материальных удовольствий — как грубых (еда, жилье, автомобили,
женщины и т.д.), так и тонких (власть, ощущение своей силы, мистические
способности и проч.) Поэтому раболепствовать перед ним, льстить ему, предлагать
ему слепое подчинение, или деньги, или иное в этом же роде — то есть, то, что
обычно доставляет удовольствие людям — бесполезно. Ничто из этого не
может доставить ему радость. Но духовный учитель бывает безмерно счастлив и
удовлетворен, когда видит, что ученик смиренен и разумен, что он прогрессирует,
освобождается из оков материального сознания и обретает сознание Абсолютной
Истины.
Бхактиведанта
Свами пишет: «…Ученик должен беспрекословно выполнять все указания духовного
учителя и, отбросив гордыню, служить ему, не гнушаясь даже черной работой.(Все дело в том, что духовный
учитель занимает ученика такими видами деятельности, которые способствуют его
духовному развитию. Ученик должен это понимать. — КМд)
Секрет успешной духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего
себя истинного духовного учителя (Вот то, о чем я говорила. Надо знать, ЧТО может удовлетворить духовного учителя — КМд).Пытливость
и смирение – вот два качества одинаково необходимые для того, чтобы постичь
духовную науку. (Здесь и далее
выделено мной. — КМд.)
До тех пор, пока мы не станем послушными слугами истинного духовного учителя,
наши вопросы к нему не принесут желаемого результата. Каждый должен пройти
через проверку, устроенную духовным учителем, и, когда учитель убедится в
искренности ученика, он обязательно благословит его и откроет ему истинное
духовное знание. В этом стихе Господь отвергает как слепое следование учителю, так и
обращение к нему с бессмысленными вопросами.Надо не просто смиренно внимать духовному учителю, но и, став
его послушным слугой и задавая ему вопросы, составить ясное представление о
духовной науке. Истинный духовный учитель всегда добр к ученику, поэтому, если
ученик послушен и с готовностью служит учителю, он получит от него ответы на
все вопросы и сможет обрести совершенное знание».
3.Ученик должен почитать
духовного учителя как Самого Бога, видя в
нем Его представителя.
Предвижу трудности. J
Как можно почитать человека наравне с Богом?! Это ведь всего лишь человек!
Приведу пример. Глава государства — Президент. Окажете ли вы почтение, если к
вам в дом придет курьер, посланный за вами Президентом? Во всяком случае, это
было бы естественно, не так ли? Если не так — напишите мне, обсудим. Jeugenia108@rambler.ru
Так вот, духовный
учитель — не просто курьер Всевышнего. Это Его любимый слуга, посылаемый за
вами, чтобы передать вам Истину. Какого же уровня почтения он достоин?
Поэтому и говорят Веды,
что духовного учителя надо почитать наравне с Богом. Если сердце свободно от
зависти («А почему не мне?»), то проблем возникать не должно. Отсутствие
зависти к духовному учителю — необходимая квалификация ученика.
ВишванатхаЧакравартиТхакур в «Шри-Гурв-аштаке» говорит:
«Духовному учителю следует оказывать то же
почтение, что и Верховному Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят
все богооткровенные Писания, и этому указанию следуют
все святые. Духовный учитель — истинный представитель Бога, и я в глубоком
почтении склоняюсь к его стопам-лотосам».
Итак, наиболее важными качествами ученика являются:
1.отсутствие лени — как следствие глубокого
осознания необходимости внутренних изменений и горячего желания достичь
совершенства жизни;
2.стремление слушать духовного учителя с открытым
сердцем;
3.размышление над услышанным
и способность смиренно задавать вопросы с целью ясно понять духовную науку;
4.готовность служить духовному учителю и
покорность в исполнении его наставлений;
5.глубокая вера в духовного учителя как
представителя Бога.
Как видите,
квалификация ученика тоже должна быть достаточно высока. Сравните с
квалификацией духовного учителя из Урока 4. Требований лишь немного меньше …
Теперь, чтобы
окончательно уяснить себе ведический взгляд на взаимоотношения с духовным
учителем, необходимо ответить на еще один вопрос:
Сколько духовных учителей
может быть у человека? Каковы их разновидности и что за функции они выполняют
по отношению к ученику? Каков этикет общения с ними?
Пишите мне по адресу: eugenia108@rambler.ru
Обсуждение Ведической философии: http://subscribe.ru/catalog/religion.vedicphilosophy
Книги, фотогалерея, музыка, статьи, имеющие отношение к данному предмету:
www.ojas.by.ru