Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Уральский следопыт

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com

Выпуск пятьдесят первый. 20 декабря 1999 года

НОВОСТИ РЕДАКЦИИ

Невероятно, но факт: впервые с 1992-го года декабрьский, 12-й номер журнала "Уральский следопыт" выходит не спаренным, не строенным, ни счетверенным, а сам по себе!

Более того, последний в году номер сдается в типографию ДО НАСТУПЛЕНИЯ Нового Года! 11-й и 12-й номера отправлены в типографию на прошедшей неделе.

Правда, надо признать, что подписчикам два последних номера придут все-таки после новогодних праздников. Но положительные сдвиги налицо.

Оглавление и материалы 11-го номера появятся на вэб-странице в течение следующей недели.

"КНИЖНЫЙ КЛУБ": Помечтаем о прошлом

Звягинцев В. Андреевское братство. - М.: Из-во "ЭКСМО-Пресс", 1999. - 640 с. (Абсолютное оружие).

Странная вещь - фантастика. Вроде и существует с давних времен, а по сию пору находится где-то вне общественного восприятия. Скажем, ту же поэзию в массе своей люди не понимают, однако считается, что сие - высокое искусство и для внутреннего употребления вполне годно. С фантастикой же начинается форменная путаница. Подобно демаркационной линии, она разделяет людей на романтиков и прагматиков, на людей, умеющих воображать несуществующее, и тех, кто живет, согласуясь с известными физическими законами, не пытаясь шагать ни вправо, ни влево. И речь здесь не о глупых или умных, отнюдь! Это скорее сфера умозрительных возможностей человека. Дураков же, смею думать, рассыпано в одинаковой степени всюду - как среди сугубо земных сограждан, так и среди существ, склонных к мысленным полетам.

Все мудрое является фантастикой, но не всякая фантастика является мудрой. Подобного рода силлогизмы еще более запутывают ситуацию, а иных любителей черно-белой определенности приводят прямо-таки в бешенство. Непонятное злит, хотя злиться- то надо прежде всего на себя. Мы ведь и о земном мало что знаем. Как происходит деление клетки, почему заболевший организм поднимает температуру - подобных вопросов можно перечислить тысячи, но вот с ответами наверняка выйдет заминка. А ведь это никакая не фантастика - наше с вами исконное! Скажу больше: самое грустное на свете - это вечная человеческая готовность к остановке. Учимся в школе, потому что заставляют учителя и родители, в институтах и университетах - примерно по тем же причинам. Позднее кое-как осваиваем профессию, и... Начинает экспоненциальный спад, скорость постижения мира сползает до нуля, мы ПРЕВРАЩАЕМСЯ в обывателей. Поэтому что бы ни говорили про реалистическую литературу, все-таки хочется сказать доброе слово в пользу тех, кто способен воображением устремляться в неведомые дали.

Да здравствует ее величество Фантазия! Полезно вспомнить и то, что лучшие из писателей нет-нет, да и обращались к жанру фантастики - и Чехов, и Циолковский, и Искандер. Я не говорю уже о Свифте, Маркесе или Фурье. А о чем писал Кампанелла в своем "Городе солнца"? С утопий, вероятно, и начиналась фантастическая проза. Хотя я бы расширил понятие утопии. В будущее или в прошлое помещает автор своих героев - не в этом дело, дело в самих персонажах, так или иначе реагирующих на окружающее. В этом смысле добротная фантастика проще простого смыкается с серьезной литера- турой. Поэтому, будь у меня такие возможности, я бы упразднил жанровые разграничения, объявив их несерьезными и несущественными. Талант и труд - вот основные моменты, по которым следует оценивать произведение. И те же "Роковые яйца" Булгакова мало чего стоят, являясь для великого автора своеобразным литературным шлаком. Что поделать, и у великих не все золотое и бриллиантовое. При этом между его романами "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия" для меня принципиальных отличий нет, и вопрос, отчего поклонники второго произведения зачастую терпеть не могут первое, боюсь, останется для меня неразрешимой загадкой. Поэтому, не рискуя больше углубляться в классификационные дебри, повторю чужое высказывание: книжки всякие нужны, книжки всякие важны. Главное - попытаться обойтись без инквизиторских костров.

Ну, а под занавес - пару слов о книге Звягинцева "Андреевское братство". Вряд ли ее можно - назвать шедевром, тем не менее она вполне уютна и читабельна. Придя с работы, в нее можно погрузиться, как в ванну с теплой водой, и спокойно себе брызгаться, в меру волнуясь и в - меру переживая. Неторопливо и подробно автор живописует мир будущего, в котором за героем и его подругой устраивают охоту зомбированные создания. Все, что положено, здесь есть: и плазменные разрядники, и информатории, и кристаллофоны. Впрочем, поплескавшись в будущем, вы имеете возможность возвратиться в прошлое, где с той же размеренностью возобновятся приключения героев. Честно признаюсь, я "возвращаться" не стал - уснул на полпути, но после рассудил, что и это в какой-то степени благо. Нет димедрола, зато есть подобного рода книги, и докажите мне, что это плохо.

Саша Белый

Материалы газеты "Книжный клуб" - на официальной странице газеты на сервере "Арт-калейдоскопа".

"КНИЖНЫЙ КЛУБ": Сквозь туннель

Тырин М.Ю. Дети ржавчины: Роман. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с., тираж 13100 экз. (Абсолютное оружие).

Взявший в руки новую книгу Михаила Тырина "Дети ржавчины" - не верь глазам своим! Ни девица в сексуальном передничке и эполетах, ни громила с говяжьими бицепсами не имеют ни малейшего отношения к героям романа. Пошлость, с какой в коммерческих сериях оформляют хорошую литературу, просто потрясает воображение. И надо же чтобы лучшей за последние месяцы книге из серии "Абсолютное оружие" досталась наихудшая обложка! Видимо, благодаря усилиям таких издательств, как "ЭКСМО-Пресс", в фантастике никто уже не отличает художественную литературу от попсы. Не говоря уже о том, что издательство, нарушив (как нам известно из частных источников) ряд пунктов договора с Михаилом Тыриным, лишило нас удовольствия прочесть еще и повесть, которая в этой книге должна была быть. Теперь - нету. И не факт, что читатель ее в ближайшее время получит. Похоже, стихийный геноцид таких жанров, как фантастическая повесть и фантастический рассказ, закрепился у издателей на рефлекторном уровне. Наверное, они бы хотели так стандартизировать производство фантастики, чтобы книжная серия шла как веревка сосисок: одинаковые порции текстового фарша, запечатанные в одинаковые глянцевые упаковки. Не знаю, смогут ли таланты нескольких сегодняшних хороших писателей-фантастов этому помешать.

Но вернемся к роману Михаила Тырина (который, хотелось бы надеяться, еще будет переиздан в достойном и адекватном виде). Книга эта у молодого писателя третья по счету. За первую - "Тень покровителя" - Тырин получил на фестивале "Аэлита" премию "Старт", а на одесском фестивале "Фанкон" с ней же победил в номинации "Лучший дебют России ". Вторая книга - "Фантомная боль" - прошла совсем не так триумфально. И не потому, что оказалась слабее. Просто сейчас у Михаила Тырина трудный этап "набора веса" в литературе. Это действительно длинный туннель для писателя, который был вдруг "открыт", а теперь воспринимается просто в обойме. Однако, я думаю, этого автора еще "откроют". Потому что Михаил Тырин - явно из тех, кому предстоит преодолеть систему литературных предубеждений, сложившихся вокруг фантастических текстов.

Роман "Дети ржавчины" построен на заманчивом для многих фантастов, но не так-то просто реализуемом приеме. Этот прием - материализация достаточно общей фигуры массового сознания. Все мы так или иначе слышали о посмертных воплощениях человеческих душ, многие даже думают, что верят в это. Но вообразите, что будет, если человека поставить перед фактом, что это буквально и в точности так? Если вдруг расширить его, персонально его биографию на сотни и даже на тысячи лет? И поставить перед необходимостью что-то делать с обстоятельствами одной своей давней смерти?

Именно это и случается с главным героем романа Олегом Бессоновым. Важно, что паранормальность к нему приходит в тот момент, когда герой - вроде бы вполне благополучный в этой жизни сотрудник секретного Ведомства, изучающего экстраординарные феномены, - теряет смысл своего существования. Как будто жизнь его полна невероятными для обывателя приключениями. Но вторжения летающих тарелок и прочих чудес Олег Бессонов воспринимает как нечто внешнее по отношению к своему духовному "я". Личность просыпается тогда, когда Олег вспоминает какой-то родной, но совершенно незнакомый мир, где погиб его отец, где погиб он сам - двенадцатилетний мальчишка, только-только научившийся управлять боевым истребителем.

Странное чувство ведет героя в какой-то мистический туннель, пройдя который, он оказывается на той самой, истинно своей планете - и находит там жалкие остатки прежней цивилизации. Не будем пересказывать сюжет: он и сам по себе очень неплох, и пусть читатель насладится им самостоятельно. Хочу только обратить внимание на качество писательской работы с тем уже довольно банальным материалом, который называется антиутопией. Обитатели разоренной планеты не просто голодны и бедны (кстати, степень обнищания ощущаешь не по описаниям жутких "овощных дворов" и затопленных грязью деревень, а по быту тех, кто считается здесь богатым). Они оскудели эмоционально: из всей гаммы человеческих переживаний у них осталось только кое-что, связанное с инстинктом самосохранения. Мне кажется, Михаил Тырин сознательно сделал гротескную экстраполяцию нашего сегодняшнего положения дел, когда буквально везде, где только обращаются хоть какие-то деньги, "человеческий фактор" идет совершенно побоку. Ведь понятно, что в обозримом будущем мы будем не богатеть, а беднеть. Но не духовные ценности будут вырастать в цене, а оставшиеся материальные, как бы жалки они ни были, - пока зараза сегодняшней, как бы новорусской крутости не распространится буквально на всех.

Еще хочу сказать, что Михаил Тырин решился на довольно рискованный шаг: он не побоялся унизить человеческий род, что не всякому читателю окажется приятно. Ну что ж: молодой автор и не собирался делать книгу, приятную во всех отношениях. Он просто написал новый хороший роман.

Ольга Славникова

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

[18.12.99]

10, октябрь 1999. "АЭЛИТА"

Андрей ПОПКОВ. Судный день

Михаил ТЫРИН. Месть Минотавра

Ян РАЗЛИВИНСКИЙ. Промашка вышла

Евгений ЯХОНТОВ. Ключ

[12.12.99]

Начала вестись интернет-версия информационной электронной базы культурных, просветительских, изыскательских, краеведческих, туристических и спортивных проектов "Проект-2000" - нового начинания журнала "Уральский следопыт". В этой базе в режиме свободного доступа размещается информация о существующих и предполагаемых к реализации проектах различных организаций, учреждений, предприятий, инициативных групп и частных лиц.

[1.12.99]

На странице выложено оглавление октябрьского, экспериментального, номера журнала за 1999-й год и часть опубликованных в нем материалов.

[21.11.99]

Станислав МЕШАВКИН - о первой "Аэлите" 1981 года: заметки спустя десять лет (статья 1992 года).

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное