Живая психология. #8 Мультипликация и невроз вытесненной агрессивности.
Увидел я недавно
телевизор. И даже включил его. И посмотрел.
:) Надо сказать, уважаемые читатели, со
мною это случается довольно редко, не
люблю забивать голову, глядя в "стеклянное
окошко духовного мусоропровода"
((с)Виктор Пелевин). А посмотрел я серию
мультфильмов из цикла "Весёлая
карусель". Мультики были все разные
по стилю рисования и многим другим
качествам. Но первый же мультфильм,
собственно, я увидел лишь его окончание,
вызвал у меня чувство тревоги. Каждый
последующий из мультфильмов меня так
же не порадовал. Оставшиеся полдня я
обдумывал, что это со мною случилось,
неужели я стал настолько "взрослым",
что перестал радоваться мультикам и
видеть мир чистым детским взглядом?
Понятно, что уже возраст не тот, но как-то
раньше я не находил эту пропасть слишком
широкой. Потом я решил, ради равновесия,
всё-таки предположить, что дело не во
мне, или не только во мне. Вспомнил и несколько мультфильмов, которые не вызывают у меня подобных неприятных ощущений. Проанализировал
содержание увиденного и решил записать его. Может быть этот
анализ покажется кому-то интересным.
Первый мультфильм,
который меня и напряг, был про морского
святящегося рачка, видимо планктончика,
отбившегося от "стаи".
"Огуречик-человечек" с ножками-ручками,
подобием лица и тремя усиками. Он плыл
в тёмных морских глубинах и собирал за
собою других заблудившихся обитателей.
Картина, которая меня ужаснула - плыла
цепочка морских жителей, возрастая по
размеру, каждый из последующих вполне
мог сожрать предыдущего. За планктончиком
плыла рыбка, за рыбкой ещё кто-то
покрупнее, и никто никого не ел. Главный
герой, как положено морскому Данко и
лучу света в тёмном царстве вывел всех
на свет, найдя свою светящуюся "галлактику"
из таких же планктончиков. Я ничего не
имею против классического мотива
"путеводной звезды" или
человекообразности героя мультфильма.
Я так же понимаю, что в детских сказках
есть свои допущения и упрощения. То, что
меня насторожило - выбор сценаристом
именно таких героев, которые в реальной
жизни друг друга должны были сожрать.
Их сказочное мирное существование,
вероятно, отражает надежды на мир во
всём мире и братскую любовь, но если
сознание зрителя хоть чуть-чуть
обусловлено знанием реальности, то
поверить в эту дружбу уже почти нереально.
Это ещё не все размышления, кое-что я
приведу в общем анализе.
Вторым (кажется вторым,
порядок я могу путать) шел мультик по
известному детскому стихотворению.
"Наверно, у старушек полным-полно
игрушек...", но они, хитрые, прячут их,
пока ребёнок из дома не выйдет. А как
выйдет, начинают играть вовсю. Как звонок
в дверь - снова всё попрячут, сидят и
вяжут, как ни в чём не бывало. Нормальная
смешная, вроде бы, история. Только вид
мальчишки, мечтающего об игрушках -
страшно грустный. Такое впечатление,
что у него вообще ни одной игрушки не
было в жизни. Не знаю, в какие годы
написано стихотворение, вполне возможно,
что автор стиха жила довольно бедно, и
эта шуточная история отражает вполне
реальную детскую грусть.
Четвертый мультфильм
был про черепаху, которая собиралась
так медленно, что выйдя из дома обнаруживала
на улице уже другое время года. Черепашка
очень симпатичная, впечатлительная и
позитивная, охала но не расстраивалась,
шла снова переодеваться, снова выходила
на улицу, а там опять смена времени года.
Эту героиню, как и мальчика без игрушек,
мне тоже стало жалко. Почему авторы
произведений иногда так издеваются над
своими героями? Что это за изощрённая
жестокость? Впрочем, метафора ясна как
день. Был почти такой же выпуск "Ералаша",
где мальчишку ждали во дворе друзья
(зимой), пока он дома копался, наступило
лето. Думаю, что мультфильм, как и выпуск
Ералаша, чисто педагогического направления
- чтобы сравнивать медлительных детей
с героями и попрекать. Выражают эти
произведения киноискусства в основном,
раздражение взрослых на детей. Педагогика
низшей пробы, почти антипедагогика. Но,
если в Ералаше у меня ещё возникает
ощущение смешного абсурда, то в мультфильме
появляется ощущение вечного облома.
(Уважаемые читатели, напоминаю, что
автор такого восприятия - это я, вам к
нему присоединяться не обязательно.)
Хотя заканчивается мультфильм почти
хэппи-эндом. В галошах и с зонтком, как
и в начале истории, черепаха выходит на
заснеженную поляну, ветер толкает её,
надувает зонтик, и черепаха радостно
катится по снегу в галошах, как на лыжах.
Через сколько столетий она вернётся
обратно, если дома переодевается три
месяца?... Ну, это проблема моего
испорченного взрослого восприятия.
Последний, пятый
мультфильм, продолжал тему первого и
третьего. Я его только кратко опишу.
Погнался лев за страусом, страус
бежал-бежал, сунул голову в песок. Лев
сильно удивился. Как говорят в НЛП, у
льва случился "разрыв шаблона и
транс". Потом решил, раз у страуса
голова в песке, значит там что-то
интересное, надо дорыться до него. Пока
рылся, страус убежал. В общем-то это
самый здоровый мультфильм на мой вкус,
просто вместе с первым и третьим мне
уже трудно было воспринимать его смысл
отдельно.
Третий мультфильм - это
вообще песня. В зоопарке на коврике спал
тигр. Встал, потянулся и пошел по своим
делам. Коврик, такой же полосатый как и
тигр, встал, потянулся как тигр, и начал
терроризировать бабочку, севшую ему на
"хвост". Побежал за ней, по дороге
перепугал почти весь зоопарк, кроме
лося, который не соизволил проснуться.
Коврик-то, лишь на вид был похож на тигра,
но реальной угрозы не представлял.
Коврик бесчинствовал. Рычал, напрягал
мускулатуру, кусал подобием рта. Я
смотрел на него и думал - надо же, сколько
у тигра вытесненной злости и агрессивности
- аж на коврик передалось. Если на
мультфильм посмотреть, как на сновидение
автора сценария, то понятно, что
агрессивность вытеснена у сценариста,
а не тигра, причём даже не в тигра
вытеснена, а в тигровый коврик - то есть
как можно дальше от реальности и
осознавания. В конце мультфильма мои
предположения подтвердились. Пришёл
страшно спокойный и добрый тигр, коврик
шмыгнул на место, тигр даже и не заметил
ничего. На дружелюбную когтистую лапу
села бабочка... Peace and love...
Львы бабочек не едят,
страусов, видимо, тоже. Добродушие Кота
Леопольда, этот невротический комплекс,
похоже, взрослые изо всех сил пытаются
передать детям. Или пытались передать.
Современные американизированные
мультики не стесняются показывать
насилие, но искажают его не меньше. Том
и Джерри, которые "плющат" друг
друга, нарушая все законы физики и
биологии, это крен в противоположную
отрицанию насилия сторону. Второй и
четвёртый мультфильмы тоже показывают
отрицание агрессивности - ни мальчик
ни черепаха не злятся, не требуют, не
возмущаются. С истинно христианским
смирением они или грустят или
сохраняют какую-то наивно-юродивую
радость.
Может быть устав от
грубой реальной жизни и сочиняя сказки
для детей, взрослые пытаются "спрятаться"
в некое подобие рая кришнаитов-примитивистов,
где звери всех видов живут вместе и
никто никого не ест. Где насилие
отсутствует вообще. Где никто ни на кого
не злится, где нет понятия "враг".
Гарри Поттера в "Ордене
Феникса" "маги" обучают вытеснять
свою злость и требуют, по сути, расколоть
свою личность. Понятие "зла" и
чувство "злости" как обычно, ошибочно
спутаны. Если ты не злишься, значит ты
"добрый". Ошибочней и трагичнее
этого логического суждения я не знаю
ничего. Волан-Де-Морт в реальном Гарри
Поттере отожрал бы себе половину психики
после такого "обучения". На внешнем
плане фильма идёт борьба за то, чтобы
министерство осознало реальность
Волан-Де Морта, во внутреннем плане
Гарри Поттера - чтобы не осознавать,
вытеснять все его проявления. Министр
в конце концов прозревает, а Гарри...
побеждает сам себя. "Шизофрения, как
и было сказано" Булгаковым.
Агрессия, вернее, запрет
на её выражение, остаётся одним из
основных мотивов нашей цивилизации, но
всё, что умеет сделать внутри себя
нормальный человек, когда ему говорят
"нельзя злиться" - это перестать
осознавать свою агрессию. Не перестать
злиться, а только перестать осознавать
свои чувства. Чтобы злость действительно
разрядилась, необходимо устранять
причины - уметь постоять за себя или
уметь быть в контакте с теми же детьми
и другими людьми, уметь слышать их и
уметь понятно говорить о своих
потребностях. Спрятанная же агрессивность
всё-равно найдёт свою "цель" и
выйдет наружу - в "педагогическом"
назидательном мультике или межнациональном
конфликте.