Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как построить отношения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Психология.ИМХО. #22 Как выбрать психолога.
Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки "Психология.ИМХО". Поздравляю вас с наступлением календарного лета. Предлагаю новую статью, полезную для тех, кто хочет обратиться за помощью к психологу, но не имеет опыта и знаний для ориентировки в этой услуге. Как выбрать психолога. Этот материал родился причудливым образом и не от хорошей жизни. Одна из моих клиенток заявила после первой встречи, что умеет определить - хорош ли психолог, и что я не соответствую этим признакам процентов на шестьдесят – семьдесят, как, впрочем и несколько предыдущих специалистов, которых дама посетила, они тоже оказались "несостоятельными"… Весьма неприятное событие, надо сказать, особенно когда привык слышать благодарности, такое заявление обескураживает. Оказалось, что эти признаки она нашла в одной статье на тему "как выбрать психолога". Я ознакомился со статьёй уже после того как вернул на место свою выпавшую от удивления челюсть. Проанализировал всю свою работу с клиенткой, в том числе ошибки - они были, не буду изображать несправедливо обиженного - но не обнаружил почти никакого соответствия с тем, что нашел сам, и с тем что мне вменялось в вину. Я понял в том числе такую вещь - если клиент собирается вас "разоблачить" - он это сделает, это одна из форм сопротивления терапии, и я ее не разглядел вовремя, пополнив список разоблачённых "слабых психологов". Впрочем, "клиент всегда прав", тут уже спорь - не спорь… Сама статья была написана довольно грамотно. Но в целом складывающийся образ "высококлассного специалиста" получался преувеличенным и идеализированным. Ориентируясь слепо на "признаки настоящего и ненастоящего специалиста" при повышенной подозрительности в любом реальном психологе можно было обнаружить массу дефектов, так же как антивирус при максимальных настройках безопасности начинает считать вирусами безобидные файлы и программы. Получив горький опыт и переварив эту ценную информацию, я решил разузнать - а что же пишут в других подобных статьях? Довольно скоро я нашел несколько штук, в каждой - масса полезной информации, читать стоит все, и все стоит принять к сведению. Но почти в каждой статье также встречались советы странные, спорные, или с которыми я не согласен. Каждый автор статьи в большей или меньшей степени подгоняет образ "хорошего" специалиста под свою профессиональную позицию, убеждения и предубеждения. Я решил, что мне тоже есть что сказать, и написал эту статью. Заранее предупреждаю, что отношусь к вопросу предвзято, учитывая предыдущее неприятное событие. :) Я буду объективным, насколько это в моих силах, не больше. Чтобы максимально снизить предвзятость постараюсь учесть те профессиональные позиции, которые мне известны, поскольку в психологии много подходов, подчас противоположных друг другу. Хочу избавить нетерпеливых от лишнего чтения и сразу сформулирую несколько важных принципов, которыми руководствовался бы сам при выборе терапевта: 1. Образование, опыт работы и рекомендации (об этом подробнее читайте ниже) 2. Практичность: (самое важное) - результаты работы заметны, даже если сразу не происходит чуда, как минимум обнаруживается новая точка зрения, новое осознавание, проясняется ситуация или становится понятным направление работы. 3. Человечность и естественность: "Гуру", знающий "истину", исполненный своей важностью и "профессионализмом", "проповедник", грубый, безликий, непроницаемый или слишком формальный терапевт скорее вызовет мое недоверие. Голливудскую улыбку, американский позитивизм я воспринимаю нормально от персонала фастфуд-закусочной, психолог же в этой маске мне лично кажется неестественным. Хотя иногда не просто сразу отличить "мистера ОК" от просто жизнерадостного человека - нужно видеть его реакцию в разных ситуациях, если поведение не меняется вообще, скорее всего это маска. Впрочем, не в меру сочувствующий психолог "давай поплачем", если мне не настолько плохо, насколько он сочувствует - тоже озадачивает, закрадывается мысль что он сам что-то недолечил. Вот в общем-то и все принципы, разве что еще один - чем больше информации, тем лучше, но ни один список "рецептов" по выбору психолога не заменит необходимости думать самостоятельно. Всё-таки не стоит рассчитывать на статьи, как на справочники съедобных и ядовитых грибов :) Скорее, чем категоричнее советы и признаки, тем менее вероятно, что они верны. Перефразируя известный анекдот: "Если у психолога кепка на правом ухе, он из вашей проблемы правильный шашлык сдэлает", такие определения, мягко говоря, не помогают думать и понимать. Теперь подробнее о всяких признаках профессионализма или непрофессионализма, на основе моего опыта и найденных в пучине интернета. Минимум, что обычно есть у психолога из документов - это один или несколько сертификатов, подтверждающих, что он изучал одно или несколько направлений психологического консультирования и психотерапии. У каждой школы консультирования есть свои минимальные требования, и как правило в них входит личная терапия - индивидуальная и/или групповая. Количество часов терапии может быть разным - от 30 до 100 и более. Еще важный момент - опыт работы, чем он больше, тем - теоретически - лучше. Но, как сказал один из современных гениев психологии - некоторые специалисты годами работают, руководствуясь устаревшими принципами, сталкиваясь с одними и теми же неудачами и называют богатым опытом работы свои собственные рамки и ограничения. Стоит учитывать и финансовый вопрос - опытные специалисты стоят гораздо дороже. Диплом о государственном образовании психолога я не зря упоминаю в третью очередь - база академических знаний - штука весьма полезная, но не самая важная на практике. Более того, психолог с одним лишь госдипломом имеет очень скромные навыки психологической помощи, а может и не иметь их вовсе. Хорошо, если психолога вам порекомендовали знакомые. Однако и этот факт не избавит от необходимости думать своей головой. Если ваша знакомая в восторге от психолога, к которому ходит уже несколько лет..., стоит поинтересоваться какие ральные изменения произошли за это время, какие проблемы уже исчезли, и в чем, собстенно, заключается восторг? Доверяйте своей интуиции и логике - выглядит ли человек освободившимся от проблемы, может ли он объяснить, что изменилось и как? Как бы ни был очарователен, умён, остроумен психолог, какие бы "фокусы" ни показывал, как бы ни "видел вас насквозь" - цель вашей работы с ним - это реальные изменения, улучшение, облегчение и осознавание. Если за несколько встреч вы не чувствуете никакого движения - ни улучшения, ни прояснения, возможно стоит поискать другого специалиста. Иногда проблема не сдвигается потому, что вы сами сильно сопротивляетесь изменениям - это естественно, каждая проблема не только приносит страдания, но и даёт какую-то скрытую выгоду, потерять которую очень страшно или жалко. В этом случае психолог не станет ломиться в закрытую вами же "дверь" силой, а скорее покажет вам, "чьей рукою закрыта щеколда" и предложит работать, чтобы осознать - зачем, каким образом вы закрываете эту "дверь"? Помните, что какие бы методики ни использовал специалист, вы всегда имеете право спросить "а зачем это нужно" и "как мне это поможет"? Так что если на первой встрече и не произошло чудесного исцеления, то стоит хотя бы иметь представление на что и зачем вы потратили время, к чему пришли. Состояние "Чё это было?" - не признак хорошей работы (если только психолог не предупредил, что именно эта реакция обычно возникает после первого сеанса:) Практически все статьи на тему "как выбрать психолога" содержат совет... не доверять тому специалисту, который дает советы.:) Надеюсь, вы заметили этот забавный парадокс. Хочу сразу сказать, что я согласен с этим мнением, но давайте разберём, что такое совет, и почему давать советы - непрофессионально. Если совет содержит в себе решение проблемы, "как себя правильно вести" - скорее всего он шарлатанский или провокационный. В большинстве школ консультирования и психотерапии считается грубой ошибкой, когда терапевт берёт на себя ответственность за выбор и оценку ситуации, если терапевт решает вместо клиента - что для того хорошо, что плохо, правильно или неправильно, удобно или неудобно. В этом случае психолог занимает "родительскую" роль, потакает "детской" и безответственной позиции клиента. Кстати, известный доктор-психотерапевт из телешоу позволял себе хвалить клиентку: "Вы у меня молодец, хорошо поработали сегодня". Мягкая, но тем не менее авторитарная "родительская" фраза, из позиции "сверху" во многих школах считается ошибкой. Было бы корректнее сказать "мне понравилось.." или "я рад..". Но видимо, профессиональная идеология доктора такие методы допускает, а может быть и приветствует - ведь все принципы относительны. Вообще, психиатры, психотерапевты, психологи, работающие из доминирующей позиции могут давать советы, убеждать, даже требовать и не считают это непрофессиональным признаком. Само понятие "совет специалиста" - досталось психологам от врачей и психиатров. Есть колоссальная разница между типично-медицинской моделью отношений и типично-психологической. Врач (в том числе психиатр) проводит диагностику, делает заключения, назначает лечение и дает советы, руководствуясь своими правилами. Врач лечит болезнь (хотя идея о том, что лечить надо не болезнь, а человека существует давно). Психолог не лечит, не назначает, не ставит диагноз - он сотрудничает с вами. Сотрудничество важно и в медицинском лечении, но не так заметно. Отношение к врачу как к тому, кто избавит Вас от болезни - более-менее адекватное. Но ожидать от психолога, что он вас избавит от проблем - это ложное ожидание. Психолог поможет вам работать на решением. С его помощью это может иногда произойти быстро, иногда легко, но никогда - без вашей активной работы. Исключая, разве что гипноз, и то не всегда. Если хотите сэкономить своё время и силы - ищите не того психолога, который решит вашу проблему, а выбирайте того, с кем вместе Вам будет удобно работать, с кем вы хотите работать. Еще исключение - школьные психологи, как правило, работают имитируя врачебные методы - диагностика (тесты, опросники, беседа), психологическое заключение (не диагноз, но похоже), консультирование (родителей, педагогов, подростков), коррекция (специальные игры и развивающие упражнения). Школьные психологи дают советы (или могут их давать). Предложение сделать эксперимент тоже может выглядеть как совет. "Попробуйте вести себя так-то, а через неделю мы обсудим легко ли это было сделать" - вполне деловое и профессиональное предложение. Если совет побуждает искать, учиться, думать и решать - то почему бы и не использовать его? В списках "примет профессионализма" я встречал несколько странных и однотипных по сути, которые можно объединить под словом "уважение к клиенту". Хороший психолог уважает клиента - тут я абсолютно согласен и готов подписаться. Но конкретные примеры уважительного отношения приведенные в разных статьях меня сильно удивили. Если с вами вежливым и официальным тоном разговаривает секретарь психологического центра - как этот факт свидетельствует о профессионализме сотрудников? Мой ответ - никак. Профессиональные мошенники - люди тоже страшно вежливые. Вышколенность официанта не гарантирует вкусную еду. Вежливые люди могут годами вешать вам лапшу на уши за ваши деньги. Профессионально. Но уважают при этом совсем не Вас. Официальный тон секретаря - тоже не гарантирует познаний психолога в психотерапии. А официоз в голосе психолога меня лично заставит усомниться, что это психолог. Хотя опять же, смотря кто перед вами - безэмоциональная "нейтральная" позиция ортодоксального психоаналитика - это профессиональный признак, а безличный гештальт-терапевт - это антипрофессиональность. Уважение к вам так же не означает, что вас будут бесконечно утешать, "носить на руках" и изображать сочувствие. Существует провокативная и манипулятивная психотерапии, существуют и используются психологами многих направлений жесткие, "острые" и отрезвляющие приемы. Причем умело ими пользуются именно профессионалы, начинающие же терапевты предпочитают не рисковать. Некоторые специалисты виртуозно матерятся, это особенно полезно для тех клиентов, кто уже начал задыхаться в скорлупе своей вежливой сдержанности. Еще один странный признак "профессионального уважения к вам", найденный в статьях - относится к продолжительности работы. Дескать, профессионалу "не жалко ради вас" продлить встречу на 10-15 минут, а то и на весь рабочий день… Вопрос непростой, в российском менталитете существует традиция относиться ко времени довольно пренебрежительно, не соблюдая временные рамки, и часто время "жертвуют" вроде бы ради человека, из "уважения" к нему. За этим жертвованием почти всегда скрывается социальная "игра". В школах гештальт-терапии, символдрамы, психодрамы и многих других мне известных, профессиональным считается умение терапевта ограничивать встречу строго оговоренным временем. Впрочем, если вы готовы оплачивать дополнительное время и терапевт согласен, то как говорится - "любой каприз за ваши деньги". Но кроме уважения к клиенту есть еще и уважение к терапевту. Если час его работы стоит, допустим, 60 долларов (по доллару в минуту), то почему он должен дарить вам 10-15 баксов сверху, обесценивая свое время? Может ли научить самоуважению тот, кто не уважает себя? Профессиональный психолог не поддается на манипуляции и не поддерживает "игры" клиента типа "что Вам, жалко? Я же такой несчастный и бедный!" Он так же не играет роль "Данко с вырванным сердцем" или "я для вас на всё готов" - из уважения к вашей личности, а не из уважения к вашим манипуляциям. Изощренность сервиса в психологическом центре так же не гарантирует качества работы специалиста. Бесплатное кофе, предварительная запись, улыбающийся персонал - все это здорово и прекрасно, я сам иногда мечтаю о кабинете с зимним садом в тихом экологически чистом районе, но если ваша депрессия исчезнет навсегда в скромной полуподвальной комнатке - будете ли Вы сильно возражать? Секретарь психологического центра может иметь психологическое образование, но этот эфемерный сервис не имеет особого смысла. Чтобы подобрать вам специалиста не нужно быть настолько образованным - отличить проблему детско-родительского общения от депрессии или стресса утраты не так уж сложно, а более подробный разбор проблемы секретарь все равно не имеет права делать. Следующий мифологический признак профессиональности - что "настоящий" психолог никогда не проявит к вам агрессию или непонимание, а если таковые и есть – не покажет вида... Конечно, если психолог набрасывается на Вас с кулаками, оскорбляет и выражает пренебрежение, его стоит сдать в милицию и пойти поискать другого. Но умение грамотно и корректно заявить о своем раздражении или непонимании - важный инструмент в арсенале психолога. И агрессия – например раздражение, и непонимание – это естественные реакции, возникающие тогда, когда общение затруднено, искажено и нарушено. Если клиент обладает "талантом" разрушать отношения, запутывать общение – он то же самое станет делать и с терапевтом. Сообщить в корректной форме и одновременно по-человечески эмоционально о своей злости или о непонимании – это ценная обратная связь. Задача психолога – помочь вам понять, как именно вы создаёте себе проблему, и очевидные проблемы в общении хорошо заметны "на собственной шкуре". Если же имитировать понимание или притворяться любящим – можно только усугубить проблему. Искренняя обратная связь – важный инструмент психолога в некоторых школах психотерапии. Большинство мифов о психологах, существующих «в народе», основываются на суеверном страхе или не менее суеверном восхищении. Например, убеждения, что психолог "видит вас насквозь", "читает мысли", "лезет в мозги своим гипнозом" и т.д. Психологов отождествляют либо с колдунами либо с психиатрами, и приписывают различные сверхспособности. Я нашел в одной из статей фразу: "высококлассный специалист всегда помнит про вас всё…" Само словосочетание "высококлассный специалист" уже сильно попахивает перфекционизмом – преувеличенным значением чего-либо, идеализмом. Так и мерещится лицо в маске Бэтмена или некий Мистер Супермозг. Слова "всегда", "все", "никогда" и прочие абсолютизации тоже страшно далеки от реальности. Я согласен, что хорошая память – очень полезный инструмент и приятно, если вас помнят и помнят детали ваших историй. Но не стоит абсолютизировать. Помнить всё нет необходимости, более того, психолог может прекрасно помнить то, что было ему важно для работы, но это совсем не то, чего вы ожидали, что он запомнит. Когда речь заходит об абсолютной памяти, я вспоминаю классический пример из учебников психологии. Жил когда-то сын кладбищенского сторожа, обладавший феноменальной памятью – он помнил места всех захоронений, имена и даты всех покойников, но при этом сам он был олигофреном – умственно неполноценным. За феноменальную память приходится иногда дорого платить. Память, прошу заметить, инструмент полезный, но не самый важный. "Видеть насквозь" для психолога-профессионала тоже совершенно не обязательно. Консультация это не партия в шахматы - "кто кого обыграет" и "кто просчитает ходы дальше". Во всяком случае в тех направлениях консультирования, которые я знаю, это не нужно. Гораздо важнее каждый момент настоящего быть в контакте с собою и с собеседником, осознавать то, что происходит в данный момент и уметь это донести. В отличие от мифического образа психолога "три-в-одном - анализирующего компьютера, рентгена и матери Терезы", в профессиональных кругах ценится навык, который в шутку называют позицией "глупого и ленивого" терапевта. Чем выше класс психолога, тем меньше он "блистает" познаниями перед клиентом, меньше показывает свою проницательность или впечатляет оригинальностью мышления. Профи почти не работает "своими силами" - зато его клиент "пашет" в поте лица и уверенными шагами получает необходимые результаты. Грамотный психолог не станет заявлять "я вижу корень ваших проблем", но поможет его увидеть, понять и ощутить, задавая вопросы - иногда "наивные", иногда "грубые" и неожиданно прямолинейные. Впрочем - не так уж важно какие вопросы - важен результат - ваши собcтвенные мозги заработают "с приятным жужжанием" :) вы выйдете из ступора, вдохновитесь или успокоитесь, чувства трансформируются в другие, более приятные, сердце радоcтно всколыхнется, обнаружив выход, не замеченный ранее, окажется доcтупной сила, или уверенность, или душевное тепло. Острая боль обиды может стать грустью или прощением, а мир посветлеет и покажет новые краски. Если материала этой статьи покажется вам недостаточно, надеюсь, вы найдете всю необходимую информацию и сможете сделать выводы самостоятельно. Вячеслав Ильин. Гештальт-психолог, консультант, немедицинский терапевт. |
В избранное | ||