“Сидит маленький дракончик и горько плачет. Мимо летит взрослый дракон.
Малыш, ты потерялся? Где твоя мама?
Съел.
А папа?
И его съел.
Бабушка, дедушка?!
Всех, всех съел!
Взрослый дракон, с укоризной:
Ну и кто ты после этого?
Сиротинушка!!!”
Наша сегодняшняя тема: Самосознание, или “Как превратить маленького дракончика во взрослого человека”.
Реакция взрослого дракона однозначно указывает на существование определенных этических норм в драконьей среде (что-то вроде “Своих не замай! ”) и на то, что убийство родителей среди огненных ящеров не оправдывается никакими особыми обстоятельствами (ну, там, голод, недород, мистические культы). Оговорка важная, ведь при любом акте межличностного восприятия срабатывает эффект новизны. В отношении незнакомца он проявляется в придании наибольшей значимости первому впечатлению о нем. Первое же впечатление строится,
зачастую, на основе ограниченной информации об объекте, и образ другого достраивается – с неизбежными искажениями. Так что если бы в роли старшего собеседника выступало существо, являющееся продуктом иных культурных традиций, – гоблин какой-нибудь – то при анализе ситуации следовало бы учесть его незнание драконьих обычаев. Может, они, как средневековые пеликаны, кормят детенышей собственной кровью! Но нет, единообразие групповой самоидентификации собеседников упрощает картину и позволяет пренебречь такого
рода эффектами.
Итак, что мы видим? Дракончик – ребенок, но его физические возможности многократно превышают возможности реального младенца. Поэтому вполне правомочно использовать его для иллюстрации особенностей мышления и поведения инфантильного взрослого человека. Признаки инфантилизма налицо: отсутствие малейшего намека на критичность, требовательности к себе, всякого стремления к осмыслению и моральной оценке своих действий. Думается, если бы собеседник спросил дракончика о причинах его дикого поступка – “Ну и почему
ты это сделал?” – то наверняка получил бы один из двух излюбленных ответов всех младенцев независимо от возраста и общественного положения. “Не знаю, так получилось” или “Я что мне оставалось делать?” И итоговый вывод: “Я ничего дурного не хотел!” (чит. “Я хороший, они сами виноваты”). Итак, наш милый шалун демонстрирует яркий признак незрелой личности – несформированность адекватной самооценки и даже более того, отсутствие стремления вообще как-либо оценивать себя и свои поступки.
Знакомая картина?
Более того, у героя, кажется, нет даже мало-мальски сложившегося самосознания. Даже законченный злодей (если он злодей “сознательный” и последовательный) хотя и не страдает от угрызений совести, то хотя бы знает о существовании моральных норм, которые осознанно преступает. А значит, является пусть и вывернутым наизнанку, но все же продуктом той же культуры, что и сами эти нормы. (Оговорка: злодеев мы не оправдываем!) И даже знает, что совершает именно злодейство (“Сейчас пожгу овин!”). Здесь же просто первобытное,
дремучее, младенческое сознание – или, точнее, не-сознание – и стыдить его, взывать к совести и ссылаться на социальные нормы все равно что ругать новорожденного за описанные пеленки. И это, если вдуматься, совсем не смешно. Даже младенец может случайно покалечить или убить взрослого, неудачно тюкнув его игрушкой в лоб, но это из разряда природных аномалий и случается не чаще. Но если задуматься, каких дров может наломать вооруженный большими возможностями, а то и облеченный властью взрослый инфантил, совершенно
аморальный – и не потому, что он “против морали”, а потому что вообще не удосужился узнать о ее существовании.. .
Таким образом, в лице героя анекдота мы имеем пример предельно незрелой личности, начисто лишенной критичности, не ведающей общественных норм, не умеющей прогнозировать последствия своих поступков и действующей абсолютно импульсивно, под влиянием минуты – в ущерб и окружающим, и самому себе. (В самом деле, набитое пузо постепенно опустеет, и как тогда будет жить этот одинокий монстрик?) Можно ли тут говорить о какой-либо структуре личности? Трудно сказать. Но то, что присутствует у нашего дракончика на этом
месте, ведет себя в отношении поступающей информации точно так же, как и личность незрелого, нераскрывшегося, нереализованного взрослого. Такой взрослый по-детски не желает брать ответственность за себя и становиться самостоятельной личностью, становиться СОБОЙ. Наличный опыт – убийство близких – искажается, а то и просто отвергается, поскольку противоречит имеющемуся “младенческому” представлению о себе. И дракончик искренне проливает слезы, жалеючи себя. Он действительно чувствует себя не убийцей, а сиротинушкой.
Раньше он был “мамин и папин”, а теперь – “ничей”.
А вы – какой? “Мамин и папин” (и тогда именно они виноваты в ваших недостатках – не так воспитали)? Или “сиротинушка” (а значит, мир – бяка, а вы в нем одинокий невинный страдалец)?
Или все-таки нет?
А маленького дракончика в себе надо воспитывать. Учить уму-разуму, заставлять взрослеть, открывать его ушки и глазки навстречу реальному, неискаженному опыту, даже если он некомфортен. И не бояться, что из маленького дракончика вырвется на волю большой дракон. У драконов загадочная биология: из них почему-то вырастают человеки.