Психология/психотерапия: новые ответы на волнующие вопросы АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ИХ ИНВЕРСИИ
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ
ГЕНДЕРНЫЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ИХ ИНВЕРСИИ
О
том, как демографические
катастрофы последнего
столетия повлияли на
отношения мужчины и
женщины и их социальную
успешность.
В основу данных
тезисов положены идеи,
принципы и понятия, развитые
Карлом Густавом Юнгом. Архетип
– мощный первопсихический
образ, прототип психической
структуры с уникальными
характеристиками в системе
взаимодействия других
психических структур. Личность
человека (в частности, его
коллективное бессознательное)
содержит массу архетипических
образов, проявленных в разной
степени у разных людей, в том
числе два противоположных
архетипических начала:
Анима/Анимус. Анима – женская
часть личности, Анимус –
мужская часть личности.
1. Исторические
предпосылки.
За последние сто лет страна,
именовавшаяся Российской
империей, РСФСР, Российской
Федерацией, в ходе мировых и
локальных военных конфликтов
отдала жизни 10 миллионов
мужчин (данные примерные, так
как нет точных данных по
репрессиям и конфликту на
Ближнем Востоке).
В ходе тех или иных
территориальных, политических
и прочих социальных
преобразований, на протяжении
длительного времени, мужская
фигура изымалась из российских
семей. Данная тенденция
сохраняется и по сей день.
Из 10 миллионов 8 унесла Вторая
мировая война. Это сильнейший
демографический удар по
генофонду и мужскому населению
страны. Практически каждая
семья потеряла отцов, сыновей,
братьев. Это дело продолжили
репрессии...
2. Компенсация отсутствия
мужской фигуры.
В столь тяжёлых условиях того
времени женщины были вынуждены
брать на себя массу «мужских»
функций. Им приходилось
формировать в себе стойкость,
выносливость, решительность и
прочие мужские качества. С
этого момента начинаются
архетипические инверсии.
3. Последствия компенсации.
Отсутствие отцовской фигуры в
семье уже само по себе является
фактором, неблагоприятным для
развития нового поколения.
Сотни трудов написано о
ценности полной семьи.
...Это было поколение женщин,
примером для которых являлась
сильная мать, растившая их без
отцов в послевоенное время. В
дальнейшем их дочери переняли
подобный паттерн поведения. Не
говоря о том, что элементарно
нет паттерна взаимодействия с
мужчинами, ибо тех не было.
Результатом стал
распространённый образ
мужественной женщины, которой
доступны мужские паттерны
поведения. Анимус,
преобладающий в личности, где
природосообразно преобладать
Аниме.
Поколение мужчин, взращенных
сильной матерью в послевоенные
годы, также оказалось в
своеобразном положении. Их
лишили образа отца, но мужские
черты транслировали их матери.
Сын вряд ли сможет их перенять,
так как идентифицироваться с
матерью, в норме, он не может.
Если же такое случалось, а у
этого была большая
вероятность, ибо сыну
необходимы мужские черты для
становления, и мать в этом
случае была ближайшим
родственным объектом, с
которого их можно считать, то
при этом считываются не только
нужные черты, но и весь
комплекс личностного
поведения с женской
составляющей.
Результатом стал
распространённый образ
безвольных/феминных мужчин,
которым доступны женские
паттерны поведения. Анима,
преобладающая в личности, где
природосообразно преобладать
Анимусу. Мужчины того времени,
вообще, были лишены всяческих
поведенческих ориентиров.
Конечно, общество попыталось
компенсировать этот перекос
всяческой пропагандой, но она
не учитывала особенностей
отдельной личности.
4. Обострение гендерной
конкуренции.
Естественно, женщины с
объектом идентификации
«анимусная мать» являются
более сильными и стойкими в
сравнении с мужчинами, которые,
в лучшем случае, вообще
такового не имели; в худшем –
это тоже была «анимусная мать».
Таким образом, начинается
подавление мужской фигуры,
которое происходит по сей день.
Примером в этих семьях будет
слабый отец и сильная мать. И
ими будет выращено поколение
«анимусных женщин» и
подавленных мужчин. И они в
свою очередь создадут семьи с
подобными принципами и
паттернами.
На сегодняшний день
полифункциональность женщин
настолько обширна, что нет той
области, в которой женщина не
конкурировала бы с мужчиной. А
мужчина же заведомо уступает
женщине в списке функций, так
как не способен вынашивать
детей. К тому же женщина
является носителем как
женских, так и мужских
паттернов поведения –
странный и тревожный факт.
5. «Мужчина с подавленным
Анимусом не может быть
успешным...»
Всё разнообразие неуспешных и
неудачных, дезадаптированных,
спивающихся мужчин имеет
истоки в этих инверсиях.
Алкоголизм российских мужчин
– это скорбь по подавленному
Анимусу – мужской части
личности, которая не в силах
противостоять «анимусной
женщине».
Выходит, что каждый мужчина
наряду с естественным опытом
возмужания должен ещё и
противостоять давлению со
стороны «анимусных женщин».
Суметь либо самостоятельно
сформировать паттерн мужского
поведения, либо отделить его от
женской составляющей (в случае
если паттерн транслируется
матерью или другими женщинами).
Всё это многократно усложняет
задачу становления мужской
части личности.
Алкоголизация или соматизация
(в случае запрета в семье на
алкоголь) – это переживание и
попытка оправдания
беспомощности, но
беспомощности перед
противоестественными
процессами становления,
надсаженными отдельной эпохой.
Так же вероятны варианты
теневого развития Анимуса.
Потенциал развития всё же есть
– это природа Анимуса
(стремится к успеху и
преобразованиям), но, увы, пути
естественной реализацией
перестали быть доступными. И
тогда стремления пойдут через
другие русла, более доступные.
Делинквентные отклонения, с
последующим развитием
возможности в
пенитенциарной/криминальной
среде, где влияние женщин (в т.ч.
и анимусных) минимально/вообще
отсутствует. В системе
подобных ценностей Анимус
может почувствовать себя
сильным. Там он имеет шанс на
становление, пускай и
искажённое.
6. Эпилог.
Думается, пройдет еще много
времени, прежде чем общество
сможет интегрировать
архетипические инверсии. Они
возникли как механизмы,
которые помогли выжить (хотя
сейчас выглядят как социальные
капризы). Естественно, отказ от
механизмов выживания повлечёт
бурный рост внутренней
тревоги, поэтому «анимусные
женщины» так за них держатся. В
конце концов, сложно
отказаться от того, что
когда-то помогло выжить…
20/04/05
Илья Дудин
Практика социальной
психологии,
Екатеринбург: Гуманитарный
Университет, 2005
psy@id.ru