Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как правильно вести себя на новом рабочем месте? Какие ошибки дорого обойдутся вам и как их не совершать?


Выпуск 17

Выпуск 17.

На улице - финансовый кризис. В такое время люди часто теряют работу, и часто... находят ее. Как  правильно вести себя на новом месте? Статья для журнала ФСБО.

И.Н. Иголкина,

психолог, бизнес-тренер

Если раньше хорошим сотрудником считался тот, кто проработал на одном месте всю свою трудовую жизнь, то в последнее время многие HR-ы считают, что человек, задержавшийся на одной работе более чем на 2 года, возможно, лишен амбиций или талантов. Так или иначе, но за последние десятилетия рынок труда существенно изменился – многие люди по тем или иным причинам вынуждены чаще, чем раньше, менять работу. А это означает, что придется входить в новый, уже сложившийся коллектив и приспосабливаться к людям и обстоятельствам.

Школа выживания на рабочем месте

Раньше многие считали, что выйти на новое место работы – легко. Однако опыт самых успешных компаний мира показал, что новых сотрудников требуется долго обучать, даже если они – успешные специалисты с великолепным резюме. Почему так происходит? В каждой организации есть свои писаные и неписаные законы. Незнание их может вызвать ошибки, которые порой заканчиваются увольнением.

Некоторые ошибки сотрудников очень дорого обходятся фирме, поэтому было бы логично постараться их избежать. Для этого некоторые компании перед тем, как допустить человека к работе, проводят определенный курс обучения – продолжительностью от нескольких часов до нескольких месяцев. Естественно, что длительность программы адаптации нового сотрудника к компании сильно зависит от специфики работы. Если работа более стандартная, то требуется меньше времени, чтобы начать успешно с ней справляться.

Чего точно не следует делать

           Быть слепым и глухим к происходящему в новой компании

Большинство людей использует свои органы чувств недостаточно. Мы часто не замечаем вещи, которые очевидны и отбрасываем то, что кажется нам несущественным. На новой работе эта привычка может оказаться роковой. Если что-то удивляет вас в новой компании – попробуйте тактично узнать, почему так происходит? Наверняка в том, что вы видите или слышите, есть какой-то смысл, только, возможно, он скрыт от посторонних.

Мудрый совет:

В первый рабочий день постарайтесь меньше говорить сами, а больше прислушиваться и присматриваться к окружающим.

Обычно на любой работе есть собственная, сложившаяся корпоративная культура (если только эта компания не создается «с нуля», т.е. все вновь нанятые сотрудники не работали в одной организации никогда). Корпоративная культура бывает двух основных типов: формальная и неформальная. С формальной вас могут познакомить сотрудники отдела персонала (так обычно принято делать при введении человека в должность). А вот неформальную культуру обычно изучают на собственном опыте, и желательно сделать так, чтобы этот опыт не стал горьким.

Пример:

В одной компании было принято принимать на работу близких родственников. В результате однажды бухгалтер компании встала перед нелегким выбором: поссориться с сестрой своего жениха или со своим начальником…Очень важно знать подробности о людях, с которыми вы работаете.

Очень плохо, когда человек считает, что по каким-то одному ему ведомым причинам корпоративная культура его не касается. Обычно такая позиция заканчивается увольнением, раньше или позже. Самые простые вещи, которые нужно замечать и соблюдать – это соответствие дресс-коду организации, умение вовремя промолчать, понимание того, с кем и о чем можно и нельзя говорить.

Сильное несоответствие личного стиля в одежде обычно вызывает скрытую и неосознанную агрессию у окружающих. Они могут даже не понимать, что происходит. У человека есть встроенная еще в доисторические времена система разделения людей на «свой» и «чужой». И если вас запишут мысленно в разряд «чужих» только потому, что вам нравится ходить на работу в джинсах и свитере или ультрамодных вещах от известного дизайнера, то потом придется приложить колоссальные усилия, чтобы сломать барьер, который проще было бы не создавать изначально. Опытный сотрудник службы персонала может тактично намекнуть на стиль, в котором принято одеваться в данной компании, однако практика показывает, что не все готовы услышать подобные намеки и измениться, они считают, что, возможно, им «показалось», и продолжают вести себя так же, как до разговора. Видя отсутствие изменений, сотрудник службы персонала понимает, что дальше возникнут еще сложности, и это может повлиять на решение о том, пройдете ли вы испытательный срок или нет.

           Спорить с начальством.

Шутка: «Пункт 1. Начальник всегда прав. Пункт 2. Если начальник не прав – см. Пункт 1».

Случаются очень редкие истории, когда человек, придя на новое место работы, начинает диктовать свои условия (например, просит перенести место встречи для собеседования в кафе), и выигрывает в результате перед другими соискателями. В большинстве же случаев такое поведение приведет не к победе, а к поражению.

Несмотря на очевидность того, что спорить с начальством нельзя, многие все равно это делают. Из различных побуждений. Например, они считают, что так будет «лучше» или «правильнее». Попробуйте поставить себя на место своего начальника. Ему необходимо принять решение о том, прошел ли сотрудник испытательный срок или нет. И он понимает, что споры со строптивым сотрудником (или сотрудницей) будут продолжаться бесконечно. Что он решит?

           Пытаться переделать всю систему работы «под себя»

Предположим, вы привыкли к определенному порядку работы. Стоит ли сразу же, как только вы пришли на новое место, пытаться приучить всех к нему? Вряд ли. Может так случиться, что вы просто не пройдете испытательный срок, и сотрудники так и не узнают, какое счастье ожидало их в будущем, когда вы закончили бы свои нововведения.

Обратите внимание

Все нововведения вызывают у людей стресс и дискомфорт, даже если они облегчают работу. Через некоторое время после того, как изменения уже произошли, люди обычно не помнят о том, что раньше они работали как-то по-другому (особенно, если стало работать легче).

Предположим, что что-то вам действительно придется менять, и не откладывая. В этом случае постарайтесь донести это до начальника в такой форме, чтобы желание провести изменения исходило не от вас, а от него.

           Обвинять вашего предшественника во всех смертных грехах.

Возможно у того, кто раньше работал на вашем месте, были друзья в этой организации. Прежде чем вы разберетесь, кто это, постарайтесь не говорить лишнего, потому что вы можете настроить людей против себя еще до того, как докажете делом, что вы полезны компании.

           Пытаться успеть в первый день сделать всё.

Работа по определению бесконечна. В первый рабочий день на вновь пришедшего сотрудника падает множество задач – как касающихся основной профессии, так и ознакомительного характера. Поэтому вряд ли возможно ожидать, что вам удастся разгрести завалы работы (если они существуют). Что делать? Составьте список всех задач, расставьте приоритеты и начинайте выполнять работу с самых срочных и важных дел. Важность дела определяется либо по согласованию с начальником, либо исходя из размера возможных неприятностей от просрочки в выполнении каждого конкретного дела. Если вы не успеете сделать десяток неважных и несрочных дел, это намного лучше, чем если вы не успеете сделать всего одно дело, но оно окажется самым срочным и важным из всех.

Что делать в первые рабочие дни?

Если в организации нет практики введения в должность – не пугайтесь, так бывает часто. Скорее всего, первые недели, и, возможно, месяцы работы будут самыми сложными. Запаситесь терпением и мобилизуйте ваши силы.

В первый рабочий день не надейтесь совершить «рабочий подвиг» и доказать, что вы – хороший специалист. Да, разумеется, это тоже важно и нужно, и многие понимают под словом «работа» именно это. Раз вас приняли на работу – значит, верят в то, что ваша компетентность соответствует требованиям.

Труд бухгалтера или финансиста в организации чаще всего бывает повременной, т.е. вы работаете определенное количество часов. Это означает, что вы всегда будете заняты и вряд ли сможете уйти с работы раньше срока (многие, наоборот, уходят значительно позже). При сдельном труде вы получаете оговоренную сумму за определенный объем работы. И в том, и в другом случае помимо качества и количества того, что вы делаете, важны и другие аспекты.

           Выстраивайте отношения с другими сотрудниками.

«И не друг, и не враг, а так…»

В. Высоцкий

Очень часто у бухгалтеров и финансистов бывают особенно сложные отношения с IT-отделом. Попробуйте (особенно в первое время) попытаться понять каждого человека, с которым вам предстоит общаться особенно часто. Многие программисты испытывают серьезный стресс, когда им кажется, что другие сотрудники «доводят» их «глупыми» вопросами.

Полезный совет: Заведите себе тетрадку и записывайте туда всю получаемую от других сотрудников информацию. Говорят, что самый тупой карандаш острее самой острой памяти…

Постарайтесь сразу понять, с кем из сотрудников вам придется общаться по работе чаще всего, и правильно запомнить, как их зовут (можно незаметно записать это в тетрадь и периодически повторять, это помогает запоминанию). Практика показывает, что за день человеку сложно запомнить более пяти новых людей (если не было предварительной тренировки навыка запоминания лиц и имен).

           Избегайте совершения ошибок.

Большинство людей совершает ошибки, иногда – абсолютно нелепые. Если информация, которую вы получили, кажется вам неполной или неточной, если у вас есть сомнения и вы чего-то не понимаете – обычно лучше переспросить, чем рискнуть и… ошибиться. Практика показывает, что когда мы что-то кому-то передаем, то всегда существует определенный риск забыть какие-либо подробности и детали или что-то слегка перепутать. Чем больше звеньев участвует в цепочке передачи информации – тем больше неточностей и ошибок накапливается. Самый лучший способ избежать этого – по возможности передавать информацию в письменном виде, тогда в случае, если вам дали неточные данные, вы сможете обнаружить, откуда возникла ошибка. Правда, предупредить ее значительно лучше, чем совершить и потом найти виновного. Если же ошибка все-таки совершена – помните золотое правило: «Не ошибается тот, кто не работает».

Если вы передаете кому-то поручение – прежде всего, убедитесь, что этому человеку можно это поручать. Далее объясните ему, что необходимо сделать таким образом, чтобы свести риск ошибки к минимуму. Если вам нужна помощь – не стесняйтесь обратиться к руководству, это значительно лучше, чем потом ликвидировать последствия «смелости», граничащие с халатностью.

           Будьте уверены в себе.

Помните, что если вас взяли на работу – то ответственность делится пополам между вами и вашим работодателем. Он решил, что вы – подходящий для работы специалист. Если это совсем не так – возможно, имеет смысл сразу об этом сказать. Если же вам не хватает отдельных знаний – ничего страшного, их можно получить в процессе работы. Очень часто в современных условиях специалистам приходится узнавать много нового.

           Составляйте инструкции.

В идеале при найме на работу нового сотрудника его должны вводить в курс дела. В реальной жизни, увы, так бывает не всегда. Иногда случается так, что вам приходится самостоятельно разбираться в том, как работал ваш предшественник, по оставшимся от него документам. Не повторяйте этой ошибки! Составляйте четкую номенклатуру дел, сортируйте документы по папкам, если надо – сделайте описания и схемы, чтобы было четко понятно, что откуда берется и в какой последовательности нужно что-то делать. В случае если впоследствии вы будете передавать дела другому человеку, вам это сильно поможет. Кроме того, вам не придется много раз заново разбираться в том, что вы уже однажды сделали, если вы будете фиксировать все необходимые моменты в письменном виде.

Если вы помогаете адаптироваться на работе другому человеку.

Учитывайте то, о чем мы уже говорили выше. Помните – идеальных людей в природе не существует! Когда объясняете, убедитесь в том, что человек вас понимает.

Обратите внимание

Наиболее часто задаваемый вопрос: «Вы все поняли?» подразумевает только один ответ: «Да!»

Гораздо полезнее просить, чтобы сотрудник повторил, что именно он понял – тогда вы поймете заранее, где необходимо дополнительно что-то объяснить до того, как будет совершена ошибка.

Не думайте, что если человек один раз справился с работой под вашим руководством, то в следующий раз он сможет сделать все самостоятельно без вашего контроля. В зависимости от квалификации сотрудника и сложности работы может понадобиться разное количество времени, чтобы научиться безошибочно выполнять задания.

Полезная информация

Согласно исследованиям Мередита Белбина наиболее подходящие сотрудники – не самые квалифицированные из всех возможных кандидатов (их самооценка обычно завышена и они могут быстро уйти из организации). Лучшие работники обычно обладают некоторыми недостатками.

Новая работа – это серьезное испытание для человека во всех отношениях. Обычно в это время приходится прилагать максимум усилий для того, чтобы показать себя в лучшем свете. Если вы помогаете кому-то адаптироваться к новым условиям труда, то тем самым вы облегчаете жизнь и этому человеку, и себе, потому что потом, когда пройдет первый, самый сложный период, производительность его труда обязательно возрастет, и вы сможете перестать контролировать некоторые из задач, которые этот сотрудник сможет делать самостоятельно.

Понравилась рассылка? Пишите мне iigolkina@mail.ru Пожалуйста, найдите 30 секунд и поставьте лайк моей странице в Facebook https://www.facebook.com/iigolkina1/

Инна Иголкина

Бизнес-тренер

Желаю удачи!

Иголкина Инна, тренер НЛП

www.timesaver.ru  

iigolkina@mail.ru ,  8-926-319-50-32

 

 


В избранное